Главная страница
Навигация по странице:

  • Графологический анализ

  • Изучите почерк и суммируйте баллы

  • Тесты при приеме на работу Н.Абельмас. Тесты при приеме на работу. Как успешно пройти собеседование (CD) Серия Кадровый вопрос


    Скачать 1.54 Mb.
    НазваниеТесты при приеме на работу. Как успешно пройти собеседование (CD) Серия Кадровый вопрос
    АнкорТесты при приеме на работу Н.Абельмас.doc
    Дата16.05.2017
    Размер1.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТесты при приеме на работу Н.Абельмас.doc
    ТипТесты
    #7707
    страница12 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    Глава 3. Психологические опросники и тесты

    Проективные, графические и графологические тесты

    119


    успешны в обучении тому, что отвечает их прагматической установке, содействует достижению главных целей, и, как губка, поглощают по­лезную информацию.

    Треугольники — честолюбцы. Если делом чести для Квадрата явля­ется достижение высшего качества выполняемой работы, то Треуголь­ники жаждут добиться значительного положения, завоевать высокий статус, проще говоря, сделать карьеру. Из них получаются менеджеры самого высокого уровня. Они обладают великолепной способностью убеждать начальство в важности своей работы и работы своих под­чиненных и за версту чуют выгоду. Основная негативная черта Тре­угольников — сильный эгоцентризм, курс на себя. На пути к Олимпу представители «треугольной» формы не изъявляют особой деликат­ности относительно этических норм и способны идти к своей цели бук­вально по головам. Эта позиция свойственна Треугольникам, которых никто своевременно не остановил. Такие люди вынуждают всех и вся вращаться вокруг себя, и, пожалуй, наша жизнь без них не имела бы своей изюминки.

    Представители прямоугольника символизируют состояние перехо­да и перемен. Это преходящая форма личности, которую могут «носить» остальные четыре относительно постоянные фигуры на обусловленных стадиях жизни. Это личности, недовольные нынешним своим существо­ванием и вследствие этого занятые поисками лучшего. Факторы пря­моугольного состояния могут быть самыми разнообразными, но связы­вает их одно — важность изменений для определенного человека.

    Ключевым психическим состоянием Прямоугольника является бо­лее или менее осмысливаемое состояние смущения, запутанности в проблемах и расплывчатости в отношении себя на данный момент.

    Наиболее типичные признаки Прямоугольников — нелогичность и непредсказуемость действий на переходном этапе. Они могут до­вольно заметно меняться даже в течение суток. Изменения в их пове­дении мгновенны и непредсказуемы. Как правило, Прямоугольники страдают от заниженной самооценки, в них чувствуется стремление стать лучше, они ищут новые способы работы и стиля жизни. Такие люди способны смутить и насторожить окружающих, чем вынуждают последних уклоняться от общества «человека без стержня». И это яв­ляется нешуточной проблемой Прямоугольников, поскольку общение с окружающими им нужно как воздух.

    Разумеется, люди этого типа обладают и многими положительны­ми качествами, притягивающими к ним людей: пытливостью ума, не-

    поддельным интересом к жизни, смелостью, но, к сожалению, не очень умело используют их. Прямоугольники с легкостью могут хвататься за то, чего никогда до этого не выполняли, они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, без труда постигают все новое. Однако им очень мешают в жизни такие качества, как из­лишняя доверчивость, внушаемость, наивность, которые дают окру­жающим отличные возможности для манипулирования Прямоуголь­никами.

    Круг олицетворяет гармонию. Отдавшие предпочтение это фигуре заинтересованы в хороших межличностных связях. Главная ценность для Круга — люди, их благополучие. Это наиболее доброжелательная из всех представленных фигур. Как правило, круг становится тем свя­зующим звеном, которое скрепляет и трудовой коллектив, и семью.

    Люди этого типа — наилучшие коммуникаторы из пяти представлен­ных форм, поскольку являются прекрасными слушателями и к тому же обладают высокой восприимчивостью и способностью сострадать. Они умеют ощущать и радости, и горести других как свои собствен­ные, и поэтому неудивительно, что окружающие тянутся к таким лю­дям. Представители «круглой» формы способны превосходно распо­знавать людей — вычислить какого-нибудь лжеца для них не проблема. Круги очень переживают за своих коллег по цеху, в связи с чем заслу­женно пользуются их любовью. Но из-за того, что они ориентированы скорее на людей, чем надело, а ко всему прочему, сверх меры стремят­ся угодить любому, из них получаются довольно слабые менеджеры и начальники, ведь основная задача Круга — сохранить мир любой це­ной. Именно поэтому они стараются избегать жестких позиций и при­нятия непопулярных решений. Нет ничего более отвратительного для тех, кто выбрал эту фигуру, чем межличностный конфликт. Образно говоря, Круги счастливы, когда «мир во всем мире», именно поэтому они практически всегда готовы идти на уступки. Помимо этого, Круги не отличаются решительностью, а ведет к тому, что над ними могут взять верх более сильные фигуры, например Треугольники. Но, по всей видимости, Кругов меньше всего беспокоит то, кто приберет к своим рукам власть: главное, чтобы все были довольны и счастливы, и только в одном Круги способны проявить решительность: если во­прос касается морали или несправедливости.

    Зигзаг символ креативности и творчества, что объясняется уже одной только необычностью этой формы по сравнению с другими представленными, ее разомкнутостью. Как правило, избравшие эту

    120

    Глава 3. Психологические опросники и тесты

    Проективные, графические и графологические тесты

    121


    фигуру — эстеты. Сочетание совершенно неодинаковых, отличных друг от друга идей и создание на этой основе чего-то свежего, необыч­ного — вот что по вкусу Зигзагам. В отличие от Кругов, они совершен­но не заинтересованы в компромиссе и добиваются своего не путем уступок, а, напротив, заострением конфликта идей и выстраиванием новой теории, в которой этот конфликт разрешается. Применяя свое врожденное остроумие, они могут быть весьма насмешливыми, откры­вая глаза другим на возможность нового решения. Зигзаги предраспо­ложены к тому, чтобы видеть мир всегда преображающимся, и поэто­му нет ничего более тоскливого для них, чем постоянство, рутина, штамп, директивы и установки, статус-кво или люди, всегда соглаша­ющиеся или делающие вид, что соглашаются.

    Зигзаги просто не могут плодотворно работать в заведомо структу­рированных условиях. Их нервируют четкие вертикальные и горизон­тальные связи, жестко фиксированные обязанности и однообразие ра­боты. Им требуется разнообразие и высокий уровень стимуляции на служебном месте. Они желают быть независимыми от других в своей работе. Если эти условия соблюдены, Зигзаги оживляются и приступа­ют к выполнению своего главного предназначения — генерировать но­вые идеи и способы работы. Зигзаги никогда не удовлетворяются ме­тодами, посредством которых вещи делаются в настоящее время или делались в прошлом. Они направлены в будущее и прежде всего инте­ресуются возможностью, а не реальностью. Отсюда и такие их качества, как непрактичность, нереалистичность и наивность.

    Зигзаг — самый восторженный и экспансивный из всех представ­ленных вариантов. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он делится ею со всей вселенной. Зигзаги без устали рекламируют свои идеи и способны мотивировать всех вокруг себя, но, к сожале­нию, им не хватает дипломатичности: они горячи, очень экспрессив­ны, что, наряду с их эксцентричностью, часто не дает возможности проводить свои идеи в жизнь. Ко всему прочему, они слабоваты в про­работке конкретных составляющих и не очень настойчивы в доведе­нии начатого дела до конца, так как с потерей свежести пропадает и увле­чение идеей.

    Графологический анализ

    Как уже говорилось, к прохождению большинства тестов вполне возможно подготовиться заранее и повлиять на результат, обратив его

    в свою пользу. Однако, как уже упоминалось ранее, существуют и та­кие тесты, обмануть которые считается маловероятным. Таким слож­ным методом тестирования является графология, или анализ почерка человека.

    Графологический анализ — довольно обширное исследование осо­бенностей почерка по множеству признаков, характеризующих чело­века как уникальную в своем роде личность.

    То, что почерк сугубо индивидуален и неповторим, как и отпечатки пальцев, отлично знают все (особенно криминалисты). Но отпечатки пальцев даны человеку с момента появления на свет и вряд ли способ­ны поведать что-либо о характере их владельца, а вот почерк связан непосредственно с активной психомоторной деятельностью мозга. Как бы ни учили нас правильно выводить первые буквы, школьная одно­типность почерка со временем исчезает и он приобретает беглость и осо­бенности. Подделать почерк, в принципе, вполне реально, но грамот­ный эксперт почти всегда сможет установить подделку, ведь личная манера написания текста чаще всего воспроизводится нами безотчетно, и эту безотчетность даже самый одаренный мошенник не в состоянии отобразить стопроцентно. Темп его письма либо затормозится (и это сразу станет заметным опытному глазу эксперта), либо утратит какие-то специфические признаки подлинника.

    Все графологи полагают: коль уж мозг интуитивно управляет рукой пишущего, то между особенностями почерка и качествами характера непременно должна наличествовать связь. При этом почерк главным образом отображает врожденные качества характера, те, которые изме­нить очень сложно; а если все-таки получается, то меняется и почерк.

    Такой тест дает достоверную информацию о психологическом со­стоянии тестируемого и сведения о его индивидуальных и профессио­нальных наклонностях, характере, а также о тех достоинствах и недо­статках, которые человек в повседневной жизни предпочитает скрывать. Графологический анализ очень часто проводится еще до собеседова­ния, а потому дает возможность менеджеру по персоналу заранее ото­брать бесперспективных и недобросовестных работников, определив такие личностные качества, как неискренность, чрезмерная вспыль­чивость и конфликтность. Кроме того, проанализировав особенности почерка, менеджер сразу будет обладать информацией о ваших про- фессиональных наклонностях. Иначе говоря, такой тест может «рас-познать» ту сферу деятельности, в которой человек может добиться наибольшего успеха.

    122

    Глава 3. Психологические опросники и тесты

    Проективные, графические и графологические тесты I 123


    Нельзя сказать, что данный метод тестирования применяет практи­чески каждый работодатель, и даже уместнее будет оговориться, что в настоящее время эту методику используют при профотборе доволь­но редко. Однако, несмотря на это, ее популярность растет и в первую очередь она вызывает интерес при наборе специалистов руководяще­го состава из-за особой важности подобных должностей.

    Проводится такое тестирование несколькими способами. Соиска­телю могут предложить написать некий текст для дальнейшей оцен­ки, либо менеджер просто попросит заполнить анкету или принести от руки написанное резюме.

    ВНИМАНИЕ

    Кандидат может и не знать, что стал объектом тестирования.

    Однако наиболее достоверную информацию о человеке можно по­лучить в том случае, если в распоряжении специалиста будет не менее 15 написанных от руки предложений на нелинованном листе в не­официальном оформлении. Естественно, что деловая корреспонден­ция с актуальными для ее стиля полями, отступами, аккуратно выве­денными буквами и ровными строчками не даст исчерпывающего представления о характере писавшего. Для проведения анализа графо­логи предпочитают брать образцы, написанные тестируемым без осо­бого усердия (пристальное внимание уделяется концовке, где буквы выводятся уже не так тщательно), но в спокойной обстановке. Неже­лательны в качестве образца студенческие конспекты, тексты сочине­ний на экзаменах, врачебные рецепты, заявления и т. п. Оптимальным вариантом считается тот, когда тестируемому неизвестно, с какой це­лью его просят написать несколько предложений.

    Рассказать обо всех без исключения тонкостях графологии в этой книге невозможно, однако можно обозначить некоторые моменты и особенности почерка, которые характеризуют личность человека. Например, почерк предприимчивого, делового человека чаще всего та­кой же разборчивый и понятный, как и сознание его собственника. Вычурные «хвостики» и виньетки — признак чрезмерного самомне­ния (кстати, почерк шизофреников часто отличается вычурностью и нарочитой стилизованностью).

    Опытный графолог оценит не только форму и особенность букв, но и их наклон, силу нажима и даже величину оставленных полей. Так, если поля очень маленькие, это указывает на бережливость (в крайнем варианте — скупость) писавшего. А очень широкие говорят о широте натуры, расточительности, хвастовстве и стремлении к роскоши.

    Направление строк тоже дает важные сведения. У жизнелюбивых и честолюбивых личностей они гордо карабкаются вверх, а у пессими­стов и прочей вялой и неуверенной в себе публики понуро соскальзы­вают вниз. Если же строчки неизменно вьются змейкой, то пишу­щий — наверняка ловкач, дипломат, переменчивая и нетерпеливая личность. Ну а когда строчки прямые, как в школьной тетрадке, то это говорит о характере спокойном, волевом, уверенном в себе и разве что несколько прямодушном.

    Теперь о слитном написании букв. Если буквы пишутся слитно и на­поминают вьющуюся веревочку, это характеризует человека предпри­имчивого и умеющего логически мыслить. Некоторое отделение букв друг от друга в словах указывает на мечтательность и непрактичность, а в случае, когда буквы написаны раздельно, можно говорить о том, что пишущий — несомненный эстет, образное мышление которого до­минирует над абстрактным.

    Крупные буквы говорят об активности, коммуникабельности и уве­ренности в себе. Мелкие — об осмотрительности, расчетливости и не­общительности. Если размер букв постоянно меняется, это свидетель­ствует о неистовом и неугомонном характере. Закругленные буквы расскажут о кротости и сентиментальности, угловатые — об эгоизме, ветвистые — о смелости и великодушии.

    Немалую роль играет и наклон букв. Сильный наклон влево — пока­затель неестественности, хитрости, умения владеть собой. Буквы на­клоняются то вправо, то влево — это показатель переменчивости и не­решительности. Ну а если буквы почти ложатся на бок — налицо невоздержанность и горячность. Большой* наклон вправо: пишущий не выносит никакого прессинга со стороны, прямое положение букв — искренность и выдержка.

    Как уже говорилось, определенную информацию графолог может получить и из автографа. Одним росчерком пера мы, сами того не ве­дая, выдаем о себе целый пласт важной информации:

    • простой — смелость и уверенность в себе;

    • зигзагообразный — неуравновешенность;

    • перечеркнутый — импульсивность;

    • подчеркнутый — предприимчивость;

    • очень сложный, замысловатый — сочетание мании величия с ком­плексом неполноценности.

    Нередко эксперты в качестве образца берут анкеты, которые со­искатели заполняют при приеме на работу. Хотя мировая практика

    124

    Глава 3. Психологические опросники и тесты

    Проективные, графические и графологические тесты

    125


    предполагает, что анализ почерка делается только по согласию с его ав­тором (в нашем государстве закон по этому поводу вообще пока молчит), будьте всегда начеку, то есть если вам предлагают написать что-либо, не исключайте вероятности графологического тестирования и предпри­мите ряд определенных мер для улучшения своих показателей.

    Итак, как уже говорилось, обмануть графологическое тестирование маловероятно, но несколько улучшить его результаты все же можно. Для этого, во-первых, нужно делать отступы от краев таким образом, чтобы все четыре поля листа напоминали ровненькую рамочку. Важно также не позволять строчкам виться или изменять направление, необ­ходимо, чтобы они были ровными и прямыми. Если у вас неразборчи­вый почерк, старайтесь писать предельно разборчиво. Если ваш почерк — образец каллиграфии, позвольте себе легкую небрежность, спонтанность. Приветствуется, если буквы имеют наклон вправо, сочетают в себе как округлость, так и угловатость форм, в меру узки или широки.

    Печатный стиль написания букв лучше не использовать: некоторые графологи относятся к нему с предубеждением и полагают, что человека, который постоянно использует этот стиль, можно заподозрить в склон­ности к шизофрении в сочетании с аномальным педантизмом и комму­никативной зажатостью. Другие менее категоричны и считают, что ни­чего страшного в этом нет, просто у человека с такой манерой письма, очевидно, есть какие-то проблемы (или комплексы), но это ни в коем случае нельзя считать показателем отклонений, мешающим работе.

    Позаботьтесь о том, чтобы у вас были хорошие условия для тести­рования: шариковая ручка с темной пастой, большой, нелинованный лист, непременно с подложенными под него несколькими листами. Стол, стул, поза — удобные. Подумайте о своем настроении — оно не должно быть угнетенным, хотя опытный эксперт все равно смо­жет установить, насколько повлияли на почерк расположение духа, утомление и нервозность.

    Предупредите эксперта, носите ли вы очки, принимаете ли сильно­действующие препараты. Он должен знать и ваши пол и возраст. Пи­сать важно на родном языке. Если вы уже забыли, как пользоваться ручкой, или у вас не очень красивый почерк, не тревожьтесь. На ре­зультаты анализа это не повлияет. Можете взять дополнительное вре­мя, чтобы поупражнять руку.

    И последнее. Если вы убеждены, что сумеете контролировать свою руку в течение всего отведенного для тестирования времени, то може­те попробовать улучшить заключение эксперта. Если же такой уверен-

    ности нет, лучше оставайтесь собой. Не усердствуйте чрезмерно, пи­шите автоматически. Не меняйте почерк: графолог догадается, что вы пытаетесь что-то утаить.

    Попробуйте себя в роли эксперта-графолога. Проверьте свой почерк.

    ВНИМАНИЕ

    Настоящий полный графологический тест в состоянии провести только специалист.

    Графологи утверждают, что их сфера — не только наука, основан­ная на графологических таблицах, но и искусство, опирающееся на опыт и интуицию.

    Изучите почерк и суммируйте баллы

    1. Размер букв:

    очень маленькие — 3 балла;

    просто маленькие — 7 баллов;

    средние — 17 баллов;

    крупные — 20 баллов.

    1. Наклон букв: наклон влево — 2 балла; легкий наклон влево — 5 баллов; наклон вправо — 14 баллов; резкий наклон вправо — 6 баллов; прямое написание — 10 баллов.

    2. Форма букв: округлые — 9 баллов; бесформенные — 10 баллов; угловатые —19 баллов.

    3. Направление почерка:

    строчки ползут вверх— 16 баллов; строчки прямые — 12 баллов; строчки сползают вниз — 1 балл.

    5. Интенсивность (имеется в виду размашистость почерка и сила
    нажима):

    легкая — 8 баллов; средняя — 15 баллов; очень сильная — 21 балл.

    126

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта