Главная страница
Навигация по странице:

  • Инструкция Придумайте и изобразите на листе несуществующее животное и дай­те ему несуществующее название.Показатели и интерпретация

  • Психогеометрический тест

  • Рис. 3.2. Фигуры для психогеометрического теста Интерпретация Если вы выбрали квадрат

  • Треугольник

  • Тесты при приеме на работу Н.Абельмас. Тесты при приеме на работу. Как успешно пройти собеседование (CD) Серия Кадровый вопрос


    Скачать 1.54 Mb.
    НазваниеТесты при приеме на работу. Как успешно пройти собеседование (CD) Серия Кадровый вопрос
    АнкорТесты при приеме на работу Н.Абельмас.doc
    Дата16.05.2017
    Размер1.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТесты при приеме на работу Н.Абельмас.doc
    ТипТесты
    #7707
    страница11 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    Глава 3. Психологические опросники и тесты

    Проективные, графические и графологические тесты I 109


    к пространству, то есть зарождающуюся тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и вре­менем: настоящим, прошлым, будущим. Соотносится оно также со способностью действовать или с идеально-мыслительной программой функционирования психики.

    Пространство, находящееся позади и слева от рисующего, соотно­сится с прошлым периодом и бездействием (отсутствием связи между представлением, планированием и его осуществлением). Правая сто­рона листа (перед и верх) соотносится с будущим временем и действен­ностью. Левая часть и низ соотносятся с негативно окрашенными и де­прессивными чувствами, с неуверенностью и инертностью. Правая часть, которая напрямую связана с доминантной правой рукой, — с позитивно окрашенными чувствами, энергичностью, инициативно­стью, конкретностью действия.

    Выходит, что испытуемый без всякой задней мысли схематично изоб­ражает на листке зверька — и таким образом выдает о себе целый пласт информации. Кроме общих последовательных проявлений психомо­торной связи и отношения к пространству, при интерпретации тесто­вых рисунков применяются теоретические методы оперирования с сим­волами и символическими геометрическими деталями и фигурами.

    Для статистической проверки или стандартизации результат ана­лиза может быть показан в описательных формах. По составу предо­ставленный тест — ориентировочный и в качестве единственного спо­соба освидетельствования, как правило, не применяется, а требует союза с другими методиками как батарейными инструментами иссле­дования.

    Рекрутеры очень часто применяют эту методику, когда нужно по­лучить информацию о том, требуется ли соискателю помощь психоло­га или нарколога, так как (по утверждению психологов) люди проеци­руют на изображения свои фобии, нужды, настроения. Так, если рекрутер желает узнать, есть ли у соискателя склонность к алкоголиз­му, то.перед тестированием ему задают вопросы относительно упо­требления алкоголя, придавая таким образом проблеме злободнев­ность. После этого ему предлагают рассказать об изображенном звере. Ключевые вопросы: где животное обитает и чем питается. Очень часто в ответах проскакивает упоминание о воде. Это и есть «ключ». Не зло­употребляющие спиртным спокойно рассказывают о водной стихии, не заостряя на ней внимание. А вот пьющая публика отвечает с чув­ством, с расстановкой, повторяется: обитает зверь, дескать, в колодце,

    потому что пить там можно, потому что воды там много, которую мож­но пить, а на сушу ему тяжело выбираться... Так, один военврач в от­ставке, будучи на момент тестирования закодированным, наоборот, ответил, что зверь обитает везде, но только не в воде, там он не может, так как ему необходимо дышать кислородом.

    Инструкция

    Придумайте и изобразите на листе несуществующее животное и дай­те ему несуществующее название.

    Показатели и интерпретация

    ♦ Положение рисунка на листе.

    В норме рисунок должен размещаться по средней линии верти­кально поставленного листа бумаги. Бумага должна быть белой или слегка кремовой, но не глянцевой, карандаш — нормальной мягкости. Не допускается использование ручки или фломастера. Размещение изображения в верхней части (чем ближе, тем более выражено) интерпретируется как завышенная самооценка, от­сутствие удовлетворенности своим положением в обществе, не­достаток популярности, притязания на продвижение и популяр­ность, ориентация на самоутверждение.

    Расположение изображения ближе к нижнему краю, напротив, ха­рактеризуется отсутствием уверенности в себе, заниженной са­мооценкой, подавленностью, нерешительностью, отсутствием стимула продвигать свое положение в обществе, отсутствием ориентированности на самоутверждение, признание.

    ♦ Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая
    ее деталь).

    Голова направлена вправо — стабильная ориентация на деятель­ность, действенность: фактически все, что обдумывается, на­мечается и воплощается в действительность или как минимум начинает воплощаться (даже если и не доводится до конца). Те­стируемый активно переходит к осуществлению своих проек­тов и устремлений.

    Голова направлена влево — тенденция к раздумьям. Это не чело­век действия: лишь малая толика задумок осуществляется или хотя бы начинает осуществляться. Нередки приступы страха пе­ред активным мероприятием и нерешительность. (Вариант: отсут­ствие ориентации к действиям или трепет перед инициатив­ностью — необходимо решить дополнительно.)

    110

    Глава 3. Психологические опросники и тесты

    Проективные, графические и графологические тесты I 111


    Анфас, то есть голова повернута к тестируемому, расценивается как склонность к эгоцентризму. Предполагается, что на голове располагаются элементы, соответствующие органам чувств — ушам, рту, глазам.

    Смысл элемента «уши — прямой: интерес к информации, важ­ность суждений окружающих о себе. Дополнительно по другим данным и их сочетанию определяется, предпринимает ли тести­руемый что-либо для завоевания позитивной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоцио­нальные реакции (радость, гордость, обида, сожаление), не меняя своего поведения.

    Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии про­рисовки губ интерпретируется как словоохотливость и даже болтливость. В сочетании с прорисовкой губ — говорит о чув­ственности; иногда о том и другом вместе. Открытый рот при отсутствии языка и губ, особенно заштрихованный, интерпре­тируется как склонность к разного рода опасениям, страхам, недоверию.

    Рот с прорисованными зубами — словесная агрессивность, пре­имущественно защитная (может огрызаться, задираться, дерзить в ответ на обращения отрицательного толка, неодобрение или осуждение).

    Резко прорисованная радужка глаз говорит о страхе перед чем-либо. Ресницы укажут на истероидно-демонстративные манеры поведения, а также скажут о жажде восхищения со стороны окру­жающих внешней красотой и стилем одежды, придании этому особой значимости.

    Непропорционально большая голова укажет на то, что тестируе­мый ценит целесообразность и, вероятно, эрудицию как в себе, так и в людях.

    На голове могут присутствовать и такие элементы, как рога — символ защиты, агрессивности. Тип агрессивности (произволь­ная или защитно-ответная) можно установить, исходя из сочета­ния других признаков (например, когти, щетина, иглы). Перья гово­рят о тяге к самолюбованию, демонстративности, самооправданию. Шерсть, грива, нечто похожее на прическу может говорить о сексу­альности, подчеркивании женственности или мужественности (в соответствии с принадлежностью к полу).

    ♦ Несущий, опорный элемент фигуры (ноги, лапы, постамент).
    На основании солидности этого компонента делаются выводы
    относительно габаритов всей фигуры, а также по конфигурации:

    • серьезность, продуманность, рациональность принятия реше­ния, опора на важные положения и сведения;

    • легкомысленность взглядов и выводов и их голословность; может прослеживаться скоропалительность в принятии реше­ний (например, это касается случаев, когда совсем или частич­но отсутствуют ноги).

    Важно заострить внимание на характере соединения ног с тулови­щем: точно ли оно, тщательно или небрежно нарисовано, некреп­кое или не соединено вовсе — это характер контроля над своими рассуждениями, заключениями, решениями. Однотипность и од­нонаправленность конфигурации ног, лап, любых деталей опорно­го компонента — стереотипность взглядов и установок в приня­тии решений. Многообразие в конфигурации и положении этих элементов — оригинальность установок и взглядов, независи­мость; иногда даже созидательное начало (в соответствии с не­обычностью формы) или инакомыслие (ближе к отклонениям).

    ♦ Элементы, поднимающиеся над уровнем фигуры.

    Могут быть функциональными или выполняющими определен­ную роль. Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали пан­циря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветочные детали укажут психологу на энергию охвата различных сфер человечес­кой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с довольно некорректным и неразборчивым притеснением дру­гих либо пытливость, желание завоевать себе место под солнцем, воодушевление от своей деятельности, дерзость предприятий (соответственно значению детали-символа — крылья или щу­пальца и т. д.). Украшающие детали указывают на демонстратив­ность, жажду внимания со стороны окружающих, манерность (на последнее качество может указать, например, изображение сто­рожевой собаки или ее несуществующего подобия в шляпке с пе­рьями).

    ♦ Хвосты.

    Исходя из того, в какую сторону они обращены (вправо или вле­во), можно говорить об отношении испытуемого к собственным по­ступкам, решениям, заключениям, к своей вербальной продукции.

    112

    Глава 3. Психологические опросники и тесты

    Проективные, графические и графологические тесты

    113


    Хвосты, обращенные вправо, выражают отношение к своим по­ступкам, влево — к собственным размышлениям, заключениям; к упущенным возможностям, к личной нерешительности. По­зитивная или негативная окраска этого отношения проявляется в направленности хвостов вверх (уверенность, позитивизм, опти­мизм) или вниз (неудовлетворенность собой, сомнения в своей правоте, раскаяние). Контуры фигуры.

    Анализируются по имеющимся выступам (типа щитов, панци­рей, иголок), прорисовкам и затемнениям линий или же по пол­ному их отсутствию. Это защита от окружающих. Агрессивная — если она исполнена в острых углах. Если по контурной линии имеются затемнения, то в такой защите присутствуют страх и бес­покойстве. Если контур удвоен, что говорит о всевозможных под­сознательных «заслонах», то защита вызвана опасением, подо­зрительностью. Вид такой защиты можно определить, исходя из расположения контуров. Верхний контур изображения говорит о том, что защита направлена против власть предержащих (раз­ного рода начальников, руководителей). Нижний контур поведа­ет психологу о том, что испытуемый выстраивает защиту против колкостей, непопулярности, страха осуждения. Боковые конту­ры символизируют готовность испытуемого к самозащите любого плана и в различных обстоятельствах. То же можно сказать и в том случае, когда детали «защиты» расположены не по контуру, а внут­ри его, на самом туловище животного. Справа — защита в ходе деятельности (действительной), слева — преимущественно за­щита своих взглядов, принципов, пристрастий. Общая энергия и творческий потенциал.

    Оцениваются по количеству представленных элементов. Соот­ветственно, чем больше составных компонентов и разного рода деталей (кроме самых важных), тем больше энергии. Если эле­ментов немного, можно говорить об экономии энергии, астенич-ности организма, затяжной соматической болезни. То же самое можно сказать и при исследовании характера контурной линии, если она слабенькая, нечеткая, без нажима. В противном случае, если контур жирный и с нажимом, можно говорить... не об энер­гичности, нет, скорее, о тревожности. Резкие, с сильным нажимом линии, контуры которых отчетливо видны даже на оборотной стороне листа, выдадут судорожный, высокий тонус мышц ри-

    сующей руки, что трактуется как повышенная тревожность. Важ­но также и то, какой элемент выполнен в такой манере (то есть к чему привязано беспокойство).

    Что касается творческого начала, то в случае, если изображение выражается в виде построения фигуры из деталей, а не целых за­готовок, можно говорить о его существовании. И наоборот, о при­митивизме скажет изображение практически реального вида жи­вотного с добавлением некоторых деталей, которые приближают его к несуществующему: например, ворона с кошачьим хвостом или крылатая собака.

    Таким образом, при оценке изображения важно учитывать, при­сутствует на рисунке лишь самое важное (корпус, голова, лапы, хвост, крылья и т. п.) или обильно изображены и «усложняю­щие» компоненты. Кроме того, следует обратить внимание на ха­рактер контурных линий: примитивные или заштрихованные, есть ли повторы линии, неаккуратность линий и соединений, от­резки из наложенных друг на друга линий, заштриховка частей рисунка, отклонение от вертикали, стереотипности линий и т. д.). Оценка осуществляется по приведенному выше сценарию. Что касается тематики, то изображенных животных подразделя­ют на угрожаемых, угрожающих и заурядных (собаки, кошки, слоны; зайцы, волки, птицы, муравьи и др.). По большому счету, любое изображение, которое вас попросят нарисовать, будет ха­рактеризовать именно вас. Поэтому увлекаться и рисовать, скажем, зубастое агрессивное животное (или, если это рисунок человека, слишком расфуфыренного человека) не стоит. Изоб­раженное животное выражает отношение рисующего к самому себе, представление о себе самом, то есть отождествление себя по значимости (со львом, кошкой, свиньей, мухой и т. д.). Уподобление животного человеку (например, двуногое прямохо­дящее животное или животное, одетое в человеческую одежду, в том числе и «очеловечивание» морды, похожесть лап на руки и т. д.) говорит об эмоциональном несовершенстве, «детскости», соответственно степени выраженности «очеловечивания» жи­вотного.

    Уровень агрессивности определяется численностью, расположе­нием и характером углов в рисунке, независимо от их связи с тем или иным элементом изображения. Особую значимость здесь приобретают прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы.

    114

    Глава 3. Психологические опросники и тесты

    Проективные, графические и графологические тесты

    115


    Обратит внимание психолог и на акцентирование половых при­знаков — вымени, сосков, груди при «очеловечивании» образа животного и др. Таким образом рисующий выражает свое отно­шение к полу, вплоть до зацикленности на сексуальных проб­лемах.

    Очень внимательно следует отнестись к рисунку, на котором изоб­ражены механические элементы: например, вставленные в глаза фонарики или рукоятки вместо лап. В этом случае можно пред­положить у рисующего шизофрению.

    Название может выражать целесообразное сочетание смысловых элементов (летающий пес, зеброжираф и т. д.). Другой вариант — научное словообразование, иногда уподобленное латинскому языку («кошковидный воронериус» и т. п.). В первом случае можно говорить о рациональности, во втором — о демонстратив­ности, сосредоточенной в основном на представлении своего ин­теллекта.

    Встречаются и абсолютно не имеющие никакого смысла назва­ния («баракубча», «ликошандр» и др.), олицетворяющие несе­рьезное отношение к людям, неумение обращать внимание на тревожные знаки, превосходство эстетических составляющих в понятиях над рациональными.

    Еще одна категория — шутливые названия, вроде какой-нибудь «кракозябрушки», что указывает на шутливо-снисходительное отношение к людям.

    Инфантильные названия состоят, как правило, из повторяющих­ся элементов («пан-пан», «ки-ки» и др.).

    Тяга к фантазированию (главным образом защитного свойства) проявляется чаще в очень длинных названиях («абарубакинок-вада-пададерия» и др.).

    Психогеометрический тест

    Автор данной методики Сьюзен Деллингер, специализирующаяся на социально-психологической подготовке управленческих кадров (США), считает, что ее система способна всего за 5 минут предста­вить исчерпывающую информацию о человеке, начиная с особеннос­тей его характера и вплоть до манеры одеваться и перспектив карьер­ного роста. Методика увидела свет в 1989 году в качестве составляющей

    психогеометрии — практической системы анализа личности. По сло­вам С. Деллингер, в основе психогеометрии лежат представления о функциональной асимметрии полушарий головного мозга, а также концепция К. Юнга о психических типах.

    Несмотря на кажущуюся незамысловатость, психогеометрический тест представляет собой довольно информативный и надежный ин­струмент. Исследования многих психологов, направленные на изуче­ние связи этой методики с данными других психологических тестов, подтвердили результативность психологических характеристик гео­метрических форм личности. При этом можно говорить о степени до­стоверности результатов порядка 80-85 %.

    Достоинствами психогеометрического теста являются его компакт­ность и экономичность (процесс диагностики занимает мало времени, не требует специального оборудования и расходных материалов), до­ступность (инструкцию способен понять даже дошкольник), простота и удобство для группового исследования.

    Тест с успехом применяется для выявления индивидуально-пси­хологических особенностей кандидатов и особенностей их поведения в различных ситуациях в практике профориентационной работы или при создании эффективной команды.

    Что касартся непосредственно комплектации групп, то стоит обра­тить внимание на то, что могут быть как случаи одинакового выбора фигур, так и «геометрического конфликта», когда первая выбранная фигура одного представителя команды является последней в ряду предпочтений другого. Такая ситуация может указывать на напряжен­ность во взаимоотношениях, но вместе с тем и послужить их восста­новлению и упрочению.

    Такое тестирование можно и даже желательно проводить не только с соискателями, но и в уже сложившихся коллективах. По его резуль­татам становятся понятными метания босса-«прямоугольника», про­тивостояние «треугольного» заместителя, «правда жизни» бухгалте-ра-«квадрата». Как только представителями группы будет признано право других на индивидуальность, это послужит первым и самым боль­шим шагом к началу гармонизации взаимоотношений в коллективе.

    Стоит отметить, что кажущаяся простота данной методики может сыграть плохую службу неопытному психологу, решившему, что уж с этим-то тестом он разберется в два счета. Как и в случае с другими методиками, заключения по результатам данного тестирования дол­жен сделать опытный специалист.

    116 I Глава 3. Психологические опросники и тесты

    Проективные, графические и графологические тесты

    117


    Как вы понимаете, обмануть этот тест также не составляет особого труда. Главное, хорошо знать, что собой представляет каждая из фи­гур. Но при этом вы не всегда можете располагать сведениями, какая из фигур окажется более симпатичной рекрутеру и какой именно кол­лектив он желает подобрать. Но зато вы можете подумать над тем, ка­кая личность лучше всего подходит на предлагаемую должность.

    Инструкция

    Посмотрите на предложенные ниже фигуры (рис. 3.2) и выберите ту, которая, по вашему мнению, наиболее похожа на вас и глядя на которую, вы можете сказать: «Это я». Оставшиеся четыре фигуры тоже расположите в порядке вашего предпочтения. Первая выбран­ная вами фигура — это ваши ключевые, господствующие свойства характера и черты поведения. Три следующие можно рассматривать в качестве вспомогательных, но не интенсивных свойств вашего ха­рактера, а пятая указывает на ту разновидность людей, с которыми у вас могут возникать серьезные проблемы. В том случае, если вы зат­рудняетесь выбрать первую, главную фигуру, выберите две и трактуй­те значение обеих.



    Рис. 3.2. Фигуры для психогеометрического теста

    Интерпретация

    Если вы выбрали квадрат, это указывает на ваше трудолюбие. Большая работоспособность и старательность, позволяющие дости­гать завершения начатого, — основные качества Квадратов. Упор­ство и методичность позволяют им стать настоящим профи в своей сфере деятельности. Содействует их профессионализму и постоян­ная жажда информации, так как они — собиратели разнообразных сведений. Информация, которой они владеют, строго классифици­рована и разложена по полочкам. Именно поэтому люди этого типа способны выдать нужную информацию молниеносно и заслуженно считаются «ходячими энциклопедиями» как минимум в своей об­ласти.

    Страстью Квадратов является мыслительный анализ. Они скорее «вычисляют» результат, чем догадываются о нем, чрезвычайно вни­мательны к мелочам, частностям и предпочитают во всем отлажен-ность системы. Их мечта — четко спланированная жизнь, и им не по нраву изменения привычного хода событий. С завидным упорством они организовывают и людей и пространство вокруг себя. Эти особен­ности способствуют тому, что часто Квадраты становятся прекрасны­ми администраторами, исполнителями, а вот стоящие управленцы встречаются среди них не так часто. Излишняя приверженность к ме­лочам, потребность в дополнительных сведениях для принятия реше­ния лишает Квадрата оперативности. Педантичность, порядок, почти слепое следование правилам и приличиям способны развиться до крайности, и когда наступает момент для принятия решения, и осо­бенно в том случае, когда оно связано с риском, Квадраты нарочно или ненамеренно оттягивают его принятие.

    Помимо этого, рациональность, эмоциональная сухость и холод­ность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с окружаю­щими.

    Треугольник является символом лидерства, и большинство из лю­дей, которые предпочитают эту фигуру, считают лидерство своим кре­до. Самая специфическая черта настоящего Треугольника — способ­ность фиксировать свое внимание на главной цели. Треугольники — деятельные, безудержные, сильные личности, которые ставят перед собой четкие цели и, как правило, достигают их.

    Все свое внимание такие люди заостряют на самом важном. Их мощ­ная прагматическая направленность ориентирует мыслительный ана­лиз и ограничивает его поиском действенного в данной ситуации ре­шения задачи. Это очень уверенные в себе люди, стремящиеся быть правыми во всем. Сильная потребность правильно действовать и управ­лять положением дел, решать не только за себя, но и за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей с другими. Гос­подствующая установка в любом вопросе — это расчет на победу, выигрыш, успех! Треугольники любят риск и могут быть недостаточ­но терпеливы к тем, кто сомневается в принятии решений.

    Они очень не любят оказываться в положении неправых и с большой неохотой признают свои ошибки. Можно говорить, что они замечают лишь то, что хотят, и потому не склонны к перемене своих взглядов, часто бывают безапелляционными, не терпят возражений и преимуще­ственно поступают так, как считают нужным. Но при этом они довольно

    118

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта