2004. Философия. Учебник для вузов философия под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, A. B. Разина Рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению умо
Скачать 4.66 Mb.
|
Первый оксюморон 12 звучит как закон естественной искусственности. Искусственность естественна для человека, ибо он должен еще стать тем, что он уже есть. Антропологический нонсенс наращивается, уплотняется игрой уже и еще. Уже есть и еще стать. Нужно еще стать тем, что ты уже есть. Что упало, то пропало. Человеку никогда не вернуть естественности. Непосредственности. А если нет прямоты непосредственного, то появляется окольность действия искусственного. Человек вынужден делать то, что есть. Будучи вне времени и пространства, человек пребывает как существо бездомное и безродное. Как то, что укоренено в ничто. Второй оксюморон Плеснера указывает на опосредованную непосредственность. Ведь все, что человек знает, он знает как содержание сознания. И только уже потом он знает это что как вне сознания сущее. Третий оксюморон Плеснер представляет как утопическое местоположение. Ни один человек не имеет своего места. Своего дома. И это стало причиной существования его культуры. Чтобы найти место, надо верить. Веру дает религия. Религия и культура несовместимы Оксюморон (оксиморон, греч. oxymoron)— букв. остроумно-глупое. В данном контексте используется как характеристика антропологических законов Плесмера. 620 Теория эксцентричности человека полагает, что все люди одинаковы. Каждый может занять твое место, ибо оно нулевое. Незаменимость дает человеку не культура, а религия. Смысловым окном антропологических законов Плеснера может быть восклицание К. Хомякова Пора домой, если это восклицание понимать в качестве знака русской философии Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с ( «Gaudeamus» ). 240 Русские философы создают экран отражения человека так, чтобы возникало не тождество его самосознания и не коммуникация с другими, а настроенность на целое. Эта настроенность указывает не на твое незаменимое место, не на твое Я, а на соучастие и на принадлежность к тому, что отсчитывается не от тебя. И может работать как за тебя, таки против тебя. Или без тебя. Поэтому место в русской антропологии это всегда нечто безликое. Например, это город, служба, стол, лавка, дом. Конечно, без места — ты никто. У тебя нет никаких прав. А вот ты занял место, и у тебя есть права и обязанности. Но это не твои права. Они принадлежат всем служилым людям, кто бы они небыли. Иначе говоря, место сопряжено сослужением и только потом с твоими правами и обязанностями. Вне служения нет никаких праву человека. Он бездомен, неуместен и одинок. Антропология Плеснера строится в предположении, что человек имеет права и обязанности вне зависимости от места, от служения. Даже в нулевой точке отсчета. А нулевая точка отсчета — это пустая тавтология Я есть Я. Гелен: Нулевая антропология «Человек» А. Гелена издавался в Германии 12 раз, больше чем Вехи в России. Гелен берет такой момент судьбы человека, когда дух еще мыслится, но уже потерял свою силу. Его уже нет, а мы все еще говорим о нем. Так вот, антропология Гелена приостанавливает бессмысленное говорение, надеясь в открывшейся паузе увидеть по-новому суть человека. Во-первых, недостаточно мыслить исходя из жизни в биологическом смысле. Если мы будем мыслить дух исходя из жизни, то дух станет тем, что противостоит жизни. Чтобы действовать в мире, человеку нужно будет опираться на то, что не является частью мира. Где представления о духе, там и метафизика с ее бинарными оппозициями. Вот, например, Шелер с Плеснером. Они метафизики. Гелену надоела метафизика. Поэтому, во-вторых, надо заключить в скобки всякую теорию, сознательно или по недосмотру ориентированную метафизически...» 13 Разрушать бинарное мышление о человеке можно несколькими способами. Можно, как Ницше, взять одну сторону оппозиции, удвоить ее интенсивность и затем противопоставить исходной стороне. Например, человеку противостоит не обезьяна и не ангела удвоенный человек. Сверхчеловек. А обезьяне — удвоенная обезьяна. Сверхобезьяна. Можно, как Гелен, искать третий термин. Например, становление. В нем содержится и бытие, и небытие. Или заумь, в которой содержится и ум, и отсутствие ума. На этом пути предпринята попытка преодоления субъект-объектной дуальности. Одним из результатов этой попытки стала философия виртуалистики. Гелен ищет нейтральные термины, те. такие термины, которые не отсылают к бинарным оппозициям. Ведь когда ты говоришь о человеке, ты говоришь о том, что не относится ник порядку внешнего, ник порядку внутреннего. Ник душе, ник телу. А это значит, что можно построить нулевой антропологический дискурс. Или, как говорит Гелен, можно описать человека в психофизически нейтральных терминах. Что же можно узнать о человеке, ничего не зная о душе и теле, о материальном и идеальном? Гелен полагает, что наука о человеке невозможна. А делать высказывание о человеке приходится. Язык заставляет. И это становится делом философии, которая использует материал наук. Но есть две науки биология и психология. А человек — один. И было бы хорошо создать одну науку о человеке. Но как это сделать Заметим, что Шелер конструировал одну идею о человеке. Гелен же мечтает об одной науке. Те. философская антропология выстраивалась немцами в модусе какой-то параноидальной идеи. 13 Гелен АО систематике антропологии // Проблема человека в западной философии МС. Для того чтобы это сделать, нужно отложить в сторону всю проблематику дуализма. И построить нулевой дискурс, те. помыслить человека за пределами бинарного мышления. В точке отсчета, которая есть до всяких различений. Например, действие. Это и не тело и не душа. И не психология и не биология. Оно может быть как на стороне субъекта, таки на стороне объекта. Действие нейтрально. Из нулевого действия складывается культура. Труд. И дисциплина. Биологически человек является существом примитивным. Неспециализированным. Потерявшим инстинкт. Но благодаря своей неопределенности он может двигаться по логике смысла. В нулевой антропологии Гелена впервые ясно указано место души в структуре европейской ментальности. Во-первых, душа — это нарушение связи с действием. Во-вторых, душой именуется отстойник. Пространство желаний, фантазмов, интересов, для которых нет механизма осуществления. У деловых людей нет души. У них идет нормальный круговорот действенных желаний. А вот если случится обрыв, закупорятся каналы сообщения с действием, то возникнет душа. Внутренний мир. Души есть у сердечных людей. Со временем они у них распухают, мешая им жить. Душа — это бездна, зияние, которое отделяет наши потребности от исполнения. Человек с волей к жизни использует отсрочку для того, чтобы затем эффективно действовать. Сердечный человек застревает на отсроченном. В паузе. В бездне. И поэтому у него то, что вовне, не сопряжено стем, что внутри Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с ( «Gaudeamus» ). 241 Глава 6. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. Понятие философии науки Философия науки — это философская дисциплина, предметом которой является исследование науки как особой формы духовной деятельности человеческого общества. Философия науки изучает сущность науки, ее функционирование в системе общества, ее связь с иными видами духовной деятельности человечества и отличие от них. Философия науки в ее современном виде приобрела свой статус в ХХ столетии. Ее становлению способствовали бурное развитие исследований по истории науки, философским проблемам конкретных наук, роли и значения науки в жизни общества, а также исследований по логической, методологической, психологической и социологической проблематике научного познания. В это время по тематике философии науки учреждаются специализированные научные журналы, реферативные и исследовательские издания, проводятся международные и региональные конгрессы, конференции и симпозиумы, открываются кафедры и отделения в университетских и научно-исследовательских центрах, где целенаправленно готовятся кадры для педагогической и научной деятельности. Особую остроту приобретают проблемы природы и сущности науки, принципов развития научного знания. Философский статус философии науки состоит в 624 том, что то или иное решение указанных проблем существенным образом связано с принятием определенных онтологических, гносеологических и аксиологических принципов, разрабатываемых в различных философских направлениях и имеющих различное содержание. Последнее обстоятельство влияет на то, что до сих пор мы имеем некоторый спектр различных ответов на поставленные вопросы, а не одно единственно верное и бесспорное решение. Разумеется, что это также зависит не только от разных принимаемых в философии науки теоретико-познавательных, онтологических и аксиологических установок, которые зачастую зависят от индивидуальных предпочтений конкретных исследователей, но и от объективных трудностей. Проиллюстрируем это частным примером. Допустим, что конкретный автор пытается дать обоснованный ответ на вопрос о развитии науки. Тот факт, что наука развивается, в общем виде является очевидными не требует особого доказательства. По крайней мере, количество накопленного знания в определенный исторический период больше, чем его было в предшествующие эпохи. Но решение проблемы развития науки наталкивается на гораздо более сложные вопросы. А именно. Каков механизм развития науки В чем конкретно состоит новизна приращиваемого знания Что сохраняется (остается преемственным) в новом знании от старого Что отбрасывается в процессе развития науки и на каком основании (ошибка, заблуждение или исторически необходимая научная истина, которая на новом этапе утратила свою объяснительную функцию и эвристическую роль) ? Как только мы обнаружим глубину и сложность поставленных вопросов, которые требуют обращения к истории и современному состоянию конкретных наук (математики, физики, биологии, психологии, социологии, лингвистики, химии и пр, тонам станут понятными указанные выше объективные трудности. Никакой современный исследователь не в состоянии освоить все многообразие существующего научного знания. В лучшем случае он может быть специалистом в нескольких частных дисциплинах. Поэтому мы очень часто имеем дело с рассуждениями об общем развитии науки, которые проводятся по аналогии с развитием частных разделов 625 научного знания и на их примере. Этот факт следует учитывать и всегда иметь ввиду, что общие модели развития науки могут и даже должны приниматься с учетом отмеченных объективных трудностей. Из этого следует еще один важный вывод. Развитие и сущность каждой конкретной дисциплины имеет общие моменты ив тоже время специфику, по сравнению с другими дисциплинами. Поэтому перенос конкретно-научных моделей развития данной области знания на другие дисциплины требует особого внимания, потому что можно, сохраняя общие черты, потерять специфику той дисциплины, на которую осуществляется указанный перенос модели. Следует учитывать общий принцип, что предмет конкретной науки накладывает специфические особенности не только на понимание ее развития, но даже на методы исследования в ней. Особенно это обстоятельство будет ясным, если мы примем во внимание существование наук не только естественных, но также общественных и гуманитарных. Философия науки в целом может быть представлена как система, в качестве элементов в которую включены философские принципы и общие законы развития, связывающие и объясняющие понятия и законы наук о природе (естествознания) и наук о человеке (общественных и гуманитарных наук. Такое понимание философии науки позволяет в определенном смысле снять указанные выше объективные трудности ив тоже время четко обозначить место и роль философии в современном научном познании и место науки в жизни современного общества, ее связь с моралью, религией, эстетикой и правом. Философия науки, являясь дисциплиной, сложившейся в результате междисциплинарного синтеза философии, науки и ее истории и различных психологических и социологических науковедческих исследований, позволяет решить проблемы, связанные с интенсивным развитием и распространением узкой специализации, когда ученый, предстающий в глазах других людей одним из ярких представителей цивилизованного человечества, не может видеть из узкой норки своей специальности Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с ( «Gaudeamus» ). 242 всего звездного неба и тем более создать общую картину мира, связать науку с жизнью человеческого общества. Такой ученый, незнающий и зачастую не желающий знать общих мировоззренческих принципов и закономерностей, превращается, по меткому замечанию Ортега-и-Гассета, в ученого невежду, современного дикаря, не выделяющегося в этом отношении из общей массы людей. Конечно же, такая характеристика не может быть отнесена к таким великим личностям, как Г. Галилей, И. Ньютон, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг, Н. Бор, потому что они знали значение философии в науке. Именно философия позволяла им прорывать узкий горизонт конкретной науки, давала возможность ставить судьбоносные проблемы в своей собственной области исследований, проблемы, решение которых и было конкретным шагом за горизонт (В. Гейзенберг, шагом, который являлся весомым вкладом в расширение и уточнение общей картины мироздания. В XX веке возникло несколько концепций в философии науки, которые находились в постоянном конкурентном и критическом отношении друг к другу. Все они стремились создать наиболее адекватный образ науки, в той или иной мере опираясь на нее. Но выбор угла зрения на понимание науки был разным. Для того, чтобы описать основные концепции в философии науки, можно использовать следующее наблюдение. В ранних методологических концепциях наука трактуется как совокупность теорий, реальный ученый исключен из сферы анализа, процессы открытия научных истин, творческая научная деятельность человека относятся к интуитивно-психологическим моментам, сугубо индивидуальным субъективным актам. Главное внимание уделяется не процессу научного творчества, а результату. Поэтому, если можно так выразиться, главным героем методологических построений в ранней философии науки XX века оказывается теория. Именно она находится в центре внимания и анализа исследователей. На этом этапе изучается структура научных теорий, уровни научного познания, связь между ними, логико-методологические принципы и методы научного исследования. В это время создается абстрактный образ науки, который идеализируется. Связь с историей науки, с реальной практической деятельностью ученых, с функционированием науки в обществе не учитывается совсем. Проблема развития науки в этот период практически не ставится именно потому, что научное знание, 627 понимаемое как совокупность обоснованных теорий, просто экстенсивно расширяется. Именно такой подход характерен для логического позитивизма, первой методологической концепции, анализ которой с целью выявления ее сильных сторон и недостатков послужил основанием для становления и развития философии науки. Второй авторитетной концепцией постпозитивистского периода был критический рационализм, отличительными особенностями которого явились интерес к развитию научного знания, критическое отношение к логическому позитивизму, более углубленное рассмотрение природы научного знания, реабилитация значения философии после уничижительной критики ее со стороны логических позитивистов. В рамках критического рационализма можно выделить фальсификационизм Карла Поппера и методологию исследовательских программ Имре Лакатоса. Парадигмальная философия науки Томаса Куна занимает особое положение, акцент в ней смещается с анализа теории как структурного элемента науки на исследование особенностей деятельности научного сообщества. Все указанные концепции в философии науки базировались на материале естественных наук. Природы гуманитарного знания они в лучшем случае не касались, а в более крайних вариантах считалось, что гуманитарное знание является неточным, недоросшим до образца естественных наук, поэтому методы точных наук можно с успехом распространить на гуманитарные науки. Такая точка зрения с методологической и философской позиции является слишком узкой, поэтому, расширяя сферу философского анализа науки, мы рассмотрим одну из авторитетных концепций в этой области, которую можно условно назвать герменевтической. Она учитывает специфику гуманитарного знания как знания принципиально диалогичного и интерпретационного. Рассмотрим указанные концепции более подробно. Логический позитивизм Логический позитивизм изначально образовался как европейское движение ученых, логиков и методологов науки, сложившееся на базе так называемого 628 «Венского кружка, который был организован в 1922 году М. Шликом на кафедре философии индуктивных наук Венского университета. В этот кружок в разное время входили Р. Карнап, Ф. Вайсман, О. Нейрат, К. Гедель и др. В 1929 году был опубликован манифест этого движения Научное миропонимание. Венский кружок. Далее очень быстро возникают контакты с группами единомышленников из некоторых университетов Европы и США, с кружком устанавливают связи Ф. Франк, Э. Кайла, Э. Найгель, А. Айер, Г. Рейхенбах и др. В 1930 г. начинается издание позитивистского журнала «Erkenntnis» (Познание. После связанной с фашистской агрессией эмиграции основных представителей логического позитивизма в Англию и США это направление стало там очень популярными обрело множество сторонников. Почему логический позитивизм получил фактически мировую известность Дело в том, что логический позитивизм ставил задачи действительно чрезвычайно важные и актуальные найти достоверный базис научного познания, разработать такой образ науки, который отличал бы ее от иных видов интеллектуальной деятельности человека. Проблема поиска достоверного базиса научного познания, конечно, не является новой в философии. Но особенностью Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с ( «Gaudeamus» ). 243 логического позитивизма является то, что его представители хорошо знали достижения современного им естествознания и существенно использовали в своей работе современную математическую логику, многие аспекты которой были ими же и разработаны. Согласно концепции логического позитивизма, действительность является совокупностью состояний вещей в окружающем человека мире. Такие состояния (свойства) могут быть эмпирически обнаружены и выражены в элементарных атомарных предложениях, которые были ими названы протокольными предложениями. Совокупность протокольных предложений составляет достоверный базис научного знания. Его можно легко получить, опираясь на наблюдение и эксперимент. Поскольку органы чувств и приборы, которые являются искусственным продолжением органов чувств, устроены для всех людей примерно одинаково, мы не можем им не доверять. В свою очередь, использование логического аппарата предоставляет |