Стилистика_русского_языка. Учебнометодическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050300 Филологическое образование
Скачать 0.81 Mb.
|
§ 16. Однако структурные подразделения стилистики не ограничиваются названными основными. Как всякая наука со сложным объектом исследования и достаточно длительной историей существования, стилистика представляет собой разветвленную систему научных направлений. Они различаются по объекту и материалу исследования: уже отмеченные стилистика (далее С.) художественной речи, С. текста, С. нехудожественной речи (научной, деловой, публицистической, разговорной), С. изобразительных средств; по методам и аспектам исследования (С. теоретическая, С. практическая, С. языковых единиц — как статичная, С. функциональная, т.е. динамическая, С. экспрессивная, С-ки синхроническая, диахроническая, иначе историческая, сопоставительная, С. кодирования и С. декодирования); по уровням языковой системы (С. грамматическая и — уже: С. лексическая, С. синтаксическая, фоно- и ортостилистика); с учетом форм речи (С. устной речи, С. письменной речи); с учетом взаимодействия С. с другими научными дисциплинами (прагматическая С., когнитивная С.) и др. Известны попытки систематизации направлений общей С. (С. в целом), определения структуры стилистики на одном, двух или нескольких основаниях (В.В. Виноградов, В.Д. Бондалетов, К.А. Долинин, М.Н. Кожина, Г.Я. Солганик, Д.Н. Шмелев и др.). Однако общепринятой систематизации — тем более на едином принципе — не существует. Между тем для полноты знания о стилистике важно представлять имеющиеся в ней направления: предмет их изучения, методы и материал анализа, исследовательскую проблематику. В.В. Виноградов называл три стилистики: стилистику языка, стилистику речи, стилистику художественной литературы (Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963). Это имеет глубокие основания, но не исчерпывает спектр направлений стилистики. Несмотря на выделение в общей стилистике (как одном из разделов языкознания) довольно большого числа направлений, почти все их можно подразделить на два круга исследований: структурный (строя языка) и функциональный, т.е. статический и динамический. Именно здесь проходит главный «водораздел» двух разных подходов к языку и стилю, как это свойственно языкознанию вообще (ср. структурная и функциональная грамматики соответственно подразделению: лингвистика языка и лингвистика речи). Иначе говоря, по аналогии с дихотомией языка-речи можно говорить о I) стилистике языковых единиц (в аспекте строя, системы языка) и 2) стилистике речи (использования, употребления языка), функциональной стилистике. Такое подразделение происходит почти в каждом из многочисленных направлений стилистики, включая и С. художественной речи (текстов). Известна попытка классификации направлений стилистики В.Д. Бондалетовым на основе дихотомических (парных) противопоставлений: стилистика средств (ресурсов) и стилистика функциональная; С. языка худож. литературы и С. нехудож. стилей; С. кодирования и С. декодирования; С. синхронная и С. диахроническая и т.д. Однако, как показывает вышеприведенный перечень направлений С-ки, он не ограничивается этим принципом классификации. Указанные в § 15 направления стилистики являются основными, представляя структурные ее подразделения. Но можно говорить о направлениях стилистики и на другом, более низком уровне абстракции, так сказать, о более частных и «специализированных». Продолжая тем самым характеристику направлений стилистики (С.), отметим еще следующие. С. историческая (диахроническая), малоразработанное, но весьма перспективное направление исследований. С. историческая призвана изучать развитие стилистических средств литературного языка и его стилевых разновидностей: прежде всего формирование функциональных стилей (их специфики, речевой системности, стилевых категорий) в связи с историей русского литературного языка; кроме того, взаимодействие функциональных стилей, их роль в литературном языке на разных этапах его истории, т.е. в целом — обогащение литературного языка за счет функционально-стилевых разновидностей и др. Собственно говоря, это проблематика функциональной С. и С. ресурсов, но представленная не в синхронном «срезе», а в диахронии: с одной стороны, прослеживается формирование стилистических ресурсов языка на разных уровнях последнего (лексическом, грамматическом), с другой — образование различных стилей в истории языка, в том числе и функциональных стилей на более поздних этапах его развития. Сопоставительная С., предмет изучения которой — стилевые системы двух-трех сравниваемых языков, их различия и возможные сходства. Так, функциональные стили славянских и — шире — западноевропейских языков имеют многие общие стилевые закономерности. Однако по традиции сопоставительная С. до недавнею времени ограничивалась аспектом сопоставительной лингвистики, лишь частично изучая сходства и различия стилистических окрасок и значений языковых единиц по уровням языковой системы (лексических, грамматических и т.д.), выявляя национальные и другие характерологические черты сравниваемых языков, но без выхода в функционально-стилистические проблемы исследования. В последнее время помимо изучения в сопоставительном плане стилистически маркированных языковых единиц и стилистических систем сравниваемых языков (статический аспект) все чаще проводятся исследования сходства и различий в функционально-стилевой дифференциации разных языков (собственно функционально- стилистический аспект). С. кодирования и С. декодирования выделяются на основе структуры речевого акта (автор — код — получатель) с учетом того, на котором компоненте (первом или третьем) сосредоточивается исследовательское внимание. При этом С. кодирования (С. от автора) изучает речевое произведение (преимущественно художественное) в аспекте реализации в нем авторского замысла и движущих сил творческого процесса писателя. Она пересекается с историей и теорией литературы. Основные понятия С. кодирования заимствованы из теории информации. Методом анализа текста в С. кодирования является стиломет- рический (статистический), который устанавливает зависимость стиля речи, отбора языковых единиц от особенностей личности писателя. С. декодирования (С. восприятия, С. читателя) изучает те стороны высказывания, которые передают читателю (декодирующему, принимающему) сообщение, мысли и чувства автора, а также исследует факторы, определяющие воздействие текста на адресата. Цель анализа С. декодирования — объективное лингвистическое подтверждение идейно-художественного содержания произведения. Главная задача — изучение кодов и алгоритмов декодирования сообщения относительно разных уровней языка и культуры. С. декодирования является теоретической базой интерпретации текста. Практическое значение С. декодирования связано с необходимостью повышения культуры чтения. Новые направления стилистики — прагмастилистика и когнитивная С. Прагмастилистика, находясь на пересечении стилистики и прагматики, а также теории речевых актов, риторики, герменевтики и ряда смежных дисциплин, изучает закономерности речевого воздействия на адресата в определенных ситуациях общения, вопросы определения истинных намерений говорящего (подтекст) и способов достижения ожидаемого (перлокутивно- го) эффекта. Она опирается на положение о том, что содержание высказывания не сводится к тому, что выражено в речи, но существует в опыте общения. Таким образом, прагмастилистика исследует стилистику прямых и косвенных речевых актов. Когнитивная С. в целом направлена на исследование отражения в речи когнитивных, мыслительных процессов как детерминантов стиля. Она изучает вопросы связи подачи информации со специфическим отбором когнитивных операций в процессах построения и интерпретации текстов разных типов, а также зависимость этих процессов от типов личности. Исследует комплекс вербально реализуемых когнитивных процедур обработки знаний; имеет отношение, в частности, к изучению повествования, описания, аргументации в аспекте когнитивных процессов, определяющих структуру языковой деятельности человека. Примером работ, смыкающихся с этим направлением (из характеризуемых в нашем пособии), являются монографии Н.К. Рябцевой и Н.В. Данилевской. (См.: в главе «Научный стиль» § 130-131). При всем различии названных выше направлений и аспектов исследований их объединяет общий объект и исследовательская цель — стиль, хотя и изучаемый, как всякое многогранное явление, с различных точек зрения. Знание направлений стилистики, помимо более полного и «дифференцированного знания» о структуре последней, дает основу для стилистически правильного по строения речи (текста) в различных сферах общения и жанрах литературы. Иначе говоря,это — направления (аспекты) внутри сложного целого. Надо сказать, что отечественная стилистика, особенно функциональная, продолжая и развивая традиции ученых 30—40-х гг. (Л.В. Щербы, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура и др.) и пражской функциональной лингвистики, рассматривает широкий круг проблем, не ограничиваясь анализом стиля художественных произведений (их «малых форм» — стихов). Интересы наших современных лингвостилистов изначально сфокусированы на проблемах употребления языка в различных сферах речевой деятельности и под разным углом зрения. Стилистика текста § 17. На рубеже 70—80-х гг. прошлого века, отчасти в связи с развитием лингвистики текста, появилась тенденция выделять особо стилистику текста. Сначала как одно из направлений стилистики, а позже как центральный и наиболее значимый ее раздел, изучающий стиль текста сквозь призму компо- зиционно-смысловой организации последнего, его текстовых категорий и закономерностей употребления языка. В настоящее время по стилистике текста имеется достаточно обширная литература. Термин стилистика текста становится все более употребительным, хотя само понятие — как это бывает в процессе развития науки — еще не получило однозначного определения.
4 Заказ 23 снованную теоретическую характеристику стилистики текста как особого направления стилистики, неадекватного лингвистике текста. (Не затрагиваем разработку стилистики текста К. Гау- зенбласом.) По определению В. В. Одинцова, «стилистика текста изучает структурно-стилистические возможности речевых произведений (включая литературно-художественные), композиционно-стилистические типы и формы, конструктивные приемы и функционирование в речи языковых средств. Стилистика текста входит в состав стилистики речи...», ее «методологической основой... служит представление о... единстве формы и содержания», «стилистика текста, учитывая стилистическую значимость языковых единиц, стремится определить и описать стилистические эффекты, возникающие в речи благодаря структурной организации текста...» (Одинцов В.В. Стилистика текста. С. 50—51). В этой характеристике следует обратить внимание на три момента, относящихся к предмету исследования этого аспекта стилистики. Они позволят уточнить статус стилистики текста относительно других направлений стилистики. Во-первых, функциональный подход к объекту, поскольку речь идет о функционировании в тексте (речи) языковых и речевых средств, и тем самым — единство «угла зрения» с функциональной стилистикой (правда, в нашем понимании, последней, так как В. В. Одинцов относит термин функциональный только к стилистике языка). Во-вторых, важнейшим предметом исследования в стилистике текста, по В.В. Одинцову, являются конструктивные приемы (последовательное или параллельное изложение, градация, охват, вопросно-ответный ход и др.) и функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение и др.), т.е. налицо внимание к собственно текстовым единицам и композиции, иначе — к структурно-композиционным принципам организации текста. В-третьих, анализ текста в единстве формы и содержания, причем содержания и формы конкретного произведения (прежде всего художественного), с целью углубленного его прочтения. Как видим, в первых двух случаях предметом исследования является функционирование в тексте речевых единиц и принципы их организации. Если учесть при этом, что автор обращает внимание и на типологию речи (композиционно-стилевые типы изложения в соответствии со сферами коммуникации, в том числе нехудожественными), то налицо функционально- стилистический аспект исследований, правда, с акцентуацией в последнем текстовых единиц, однако во взаимодействии с языковыми единицами других (дотекстовых) уровней. Цель же и предмет исследования в третьем пункте (случае) — иные, хотя и сохраняющие функциональный подход. Позднее в одной из своих работ автор более узко определяет стилистику текста, ограничивая ее предмет исключительно изучением композиции и приема, отдавая стилистике речи исследование взаимодействия этих компонентов в тексте со средствами языка, а также с темой и сюжетом (см.: Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. М., 1982. С. 140). Другие исследователи рассматривают стилистику текста как дисциплину в рамках лингвистики текста (иначе — грамматики текста), почти отождествляя их (см., например: Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981), либо в соотношении с прагмалингвистикой (как отделом семиотики), либо вообще выводят ее за рамки языкознания. Причины этого, очевидно, в том, что стилистический феномен наличествует и в системе языка, и в функционировании последнего, т.е. в речи, тексте, однако только в последнем он раскрывается полноценно. Но при этом нельзя забывать, что сам текст может изучаться в двух аспектах: структурном (когда лишь выделяются и систематизируются текстовые единицы) и функциональном (когда речь идет о функционировании этих единиц).
51 стике текста следует признать не структурный, а функциональный аспект, принципом анализа которого является выяснение роли структурных компонентов и природы развертывания текста для эффективной передачи содержания в соответствии с целями и задачами общения в той или иной коммуникативной сфере. Таким образом, стилистика текста (любого) — это как бы продолжение функциональной стилистики: те же акценты на и с- пользовании единиц (преимущественно текстового уровня), на принципах текстообразования в разных сферах общения (и тем самым на типологии речи, текстов). Однако здесь необходимо учитывать следующее: если на первых этапах развития функциональной стилистики исследователи сосредоточивались преимущественно на анализе принципов употребления языковых единиц дотекстовых уровней (и это естественно в процессе развития науки), то в настоящее время в ней все чаще и шире представлено изучение именно законов развертывания текста, принципов его построения (в той или иной сфере). И при этом (что важно!) в аспекте стилистико-речевой (текстовой) системности (организации речи), которая всегда была предметом особого внимания в функциональной стилистике. § 18. Обобщая сказанное, следует признать, что в пределах функциональной стилистики существует круг исследований со специальным интересом именно к структурно-композиционной стороне текста, его информативно значимому строению (при учете роли и дотекстовых единиц), именуемый стилистикой текста. Причем функциональная стилистика, изучающая закономерности употребления, функционирования языка — речь, тексты в различных сферах общения, их стилис- тико-системную организацию, — по своему предмету и методам исследования сближается со стилистикой текста. Объединяет их прежде всего общий предмет исследования — текст, внимание к организации его единиц, принципам его развертывания. Объединение происходит потому, что стилистико-речевая системность предполагает принципы употребления языка, взаимосвязь всех компонентов текста, единиц всех уровней, текстовых и дотекстовых, поскольку все они обусловлены единой экстра- лингвистической основой, целями и задачами общения в той сфере, к которой принадлежит данный текст (группа текстов). Тем самым очевидно, что стилистика текста в конечном счете может быть включена в функциональную стилистику (особенно если иметь в виду аспект типологии речи, текстов). Но поскольку в исследовательской практике бывает целесообразно сосредоточиться на функционировании именно текстовых единиц, то в этом случае уместно употребление термина стилистика текста. (Употребление данного термина целесообразно еще и потому, что он отделяет стилистическое направление исследований от собственно лингвистики текста, которая, по существу, является именно структурной, т.е. грамматикой текста, а не функциональной.) Одно из различий между функциональной стилистикой и стилистикой текста как раз и состоит в преимущественном интересе при исследовании текста либо к собственно текстовым единицам (со стороны стилистики текста), либо и к дотекстовым, к общей организации речи (со стороны функциональной стилистики). Другое различие между этими аспектами исследований состоит в том, что одной из центральных проблем функциональной стилистики является проблема типологии речи, специфики типов речи (текстов), тогда как стилистика текста хотя и не обходит эти вопросы, но обычно сосредоточивает свое внимание на изучении конкретных текстов с целью их наилучшей интерпретации, наиболее глубокого осмысления их идейного содержания. Именно последний подход реализует принцип единства формы и содержания. Такой аспект особенно актуален при исследовании художественных произведений, отчасти — публицистических. Здесь, как видим, обнаруживается и третье различие: с одной стороны, внимание к идейному содержанию отдельного текста (произведения) в стилистике текста, с другой — учет преимущественно лишь обобщенного содержаниия, его предметной направленности — при изучении типологии речи (текста) в функциональной стилистике (хотя всякое исследование, естественно, начинается с анализа конкретного произведения). Между прочим, последний аспект стилистики текста (в особенности художественного), очевидно, смыкается со стилистикой художественной литературы. Кстати, этот аспект исследований по существу является теоретической основой для вузовского практикума «Лингвистический анализ художественного текста» (поэтому работы такого плана требуют особого внимания со стороны студентов). Подводя итог этим рассуждениям, подчеркнем, что стилистика текста, очевидно, не представляет собой единого направления. В ней заключено, как это отмечено выше, по крайней мере, два указанных аспекта исследований (конкретного текста, типологии текстов). Кроме того, следует учесть, что предмет, методы исследования, изучаемые единицы у стилистики текста и функциональной стилистики в основном одни и те же. Тем не менее уже сам факт устойчивого употребления термина стилистика текста говорит о целесообразности выделения соответствующего круга исследований, которые сосредоточиваются прежде всего именно на анализе текстовых единиц и категорий, на смысловой структуре текста, его композиции. При этом объект, предмет и метод анализа у одной части исследований стилистики текста общие с функциональной стилистикой, а у другой — со стилистикой художественной литературы. Итак, на основании исследований 80-х гг. прошлого века можно дать такое определение: стилистика текста — это круг (аспект) лингвостилистических исследований, изучающих структурно-смысловую организацию текста (группы текстов): его композиционно-стилистические типы и формы, конструктивные приемы и в целом функционирование в нем системы текстовых (преимущественно) и дотекстовых единиц, их ролей в «построении» и выражении содержания конкретного произведения, его стилевого своеобразия. Обычно все это изучается с целью углубленного прочтения (интерпретации) содержания анализируемого текста. |