Главная страница

Учебнометодическое пособие Белгород 2020


Скачать 1.9 Mb.
НазваниеУчебнометодическое пособие Белгород 2020
Дата06.10.2022
Размер1.9 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаTeoria_gosudarstva_i_prava_2020.pdf
ТипУчебно-методическое пособие
#717841
страница10 из 21
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   21
Тема 11. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА
План
1. Возникновение права. Основные теории правопонимания.
2. Понятие, признаки и сущность права.
3. Понятие права в субъективном и объективном смысле.
4. Принципы права: понятие и виды.
5. Функции права: понятие и классификация.
Категории: гражданское общество, право, законодательство, правовая система, правосознание, объективное право, субъективное юридическое пра- во, правовой статус, юридический принцип, функция права, нормативность, формальная определённость, системность, государственная обеспеченность.
Литература
1. Алексеев С. С. Право: азбука – теория – философия / С. С. Алексеев. – М. :
Статус, 1999. – С. 213-226.
2. Алексеев С. С. Восхождение к праву / С. С. Алексеев. – 2-е издание. – М.,
2002. – 601 с.
3. Байтин М. И. Сущность права / М. И. Байтин. – Саратов, 2001. – 413 с.
4. Бахрах, Д. Н. Очерки теории российского права / Д. Н. Бахрах. – М.: Нор- ма, 2008. – 288 с.
5. Власенко Н. А. Теория государства и права : учебное пособие для бака- лавриата / Н. А. Власенко. – 3-е изд., доп. и испр. – Москва : Норма : ИН-
ФРА-М, 2016.
— 480 с.
6. Давид Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид,
К. Жоффре-Спинози. – М., 1997. – 396 с.
7. Кононов А. Л. Об общих принципах права во французской и бельгийской судебной практике по административным делам / А. Л. Кононов // Государ- ство и право. – 2001. – № 3. – С. 82-86.
8. Лейст О. Э. Сущность права / О. Э. Лейст. – М., 2002. – Гл. 1-5, 7. – 279 с.
9. Лившиц Р. З. Теория права / Р. З. Лившиц. – М., 1994. – Гл. 1-3. – 208 с.
10. Мальцев Г.В. Нравственные основания права / Г.В. Мальцев.
— М.: СГУ,
2008. – 552 с.
11. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение: учебник / М.Н. Марченко.
М.: Проспект, 2014. – 784 с.
12. Морозова Л.А. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова.

6-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2019. – 464 с.
13. Нерсесянц В. С. Право и закон / В. С. Нерсесянц. – М., 1983. – 366 с.
14. Семигулин В. К. Право и неправо / В. К. Семигулин // Государство и пра- во. – 2002. – № 3. – С. 5-8.
15. Тихомиров Ю. А. Коллизионное право / Ю. А. Тихомиров. – М., 2000. –
393 с.

104
Темы рефератов и докладов
1. Возникновение права. Основные теории правопонимания.
2. Право, политика, общество: обусловленность и взаимодействие.
3. Роль права в обновлении общества.
4. Право и ценности. Ценностная характеристика права.
СХЕМА
Право
признаки противоречия свойства
1. Система нормативных установлений
2. Устанавливается или санкционируется государством
3. Выражает согласованную волю всех социальных слоев и групп, воплощает идеи справедливости
4. Устанавливает меру свободы граждан и других субъектов социальных связей
5. Регулирует поведение людей
6. Выражено в законодательстве
7. Обеспечивается государством
1. Законодательство сохраняет ведомственные наслоения
2. Право льгот и привилегий
3. Ограничительно запретный облик законодательства
1. Системность
2. Нормативность
3. Формальная определенность
4. Обще обязательность
4. В законодательстве присутствует слой неправовых законов

105
Методические рекомендации
Право и государство принадлежат к числу наиболее важных и сложных общественных явлений. Проблема происхождения права уже в течение мно- гих лет остается дискуссионной. В ее основе находятся различные идейные и философские воззрения и течения. Кроме того, историческая и этнографиче- ская науки получают все новые сведения о развитии человечества. Наконец, есть мнение, в соответствии с которым право, как и государство, существуют вечно, а значит и обозначенной проблемы вообще нет.
Среди множества научных взглядов на право начиная с древности и до новейшего времени особенно привлекает внимание ряд исторически сло- жившихся основных направлений учения о праве, оказавших заметное влия- ние на развитие правовой мысли, познание и объяснение права как особого целостного явления духовной жизни общества.
Наиболее известные теории происхождения права:
 Теологическая (Фома Аквинский)
 Естественно-правовая (Сократ, Аристотель, Цицерон, Ульпиан)
 Историческая (Ф. Савиньи)
 Психологическая (Г.Ф. Кнапп, Г. Тард, Л.И. Петражицкий)
 Нормативистская (И. Кант, Г. Кельзен)
 Социологическая (Дж. Дьюи, Р. Паунд, Д. Фрэнк)
 Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс)
Теологическая теория объясняет появление права божественным про- мыслом, а правовые нормы называет правилами жизни, исходящими от Бога.
Наибольшее распространение теория получила в период развития фео- дализма.
Известный ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274) считал, что миром управляет Божественный разум, а право – это высшая справедливость, которая имеет божественное происхождение. Утверждал, что существует
Вечный закон, который управляет вселенной, а от него производны и все другие законы.
Естественно-правовая теория возникла еще в Древней Греции и
Древнем Риме, однако, как одно из основных направлений правопонимания и самостоятельной научной школы, сложилась в период разложения феодализ- ма и проведения буржуазных революций XVII–XVIII вв.
Естественно-правовая школа исходила из существования двух систем права:

естественного;

позитивного.
Естественное право является высшим, вытекающим из природы чело- века, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, а распространяется на все времена и народы.

106
Естественное право – это совокупность основополагающих прин-
ципов и прав, вытекающих из природы человека, всеобщих нравственных
идеалов и не зависящих от государства.
Согласно естественно-правовой теории, человеку от рождения присуще естественное право, которое включает в себя право на жизнь, свободу, досто- инство, неприкосновенность и частную собственность. Государство создает позитивное право в форме законов. Естественное право по отношению к по- зитивному является высшим, поскольку воплощает справедливость, а прин- ципом позитивного права является целесообразность.
Основные положения теории естественного права нашли закрепление в
Декларации независимости США (1776 г.), а затем в Конституции США
(1787 г.), в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789 г.).
Естественное право не является правом в юридическом смысле, а пред- ставляет собой правовые идеи, мораль, правосознание, демократические уст- ремления, т.е. предпосылки права.
Позитивное право – это официально признанное, действующее в го-
сударстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах
государственной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях.
Естественное право служит критерием позитивного права с точки зре- ния его соответствия справедливости.
Обосновывая приоритет прирожденных прав человека, естественно- правовая теория выступала за создание и развитие в конкретных государст- вах и у различных народов такого позитивного права, которое бы основыва- лось на этих фундаментальных правах, признавало его значение и необходи- мость для практической реализации естественных законов.
Историческая школа права отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у всякого народа есть свое, свойственное ему право, не похожее на право какой-либо иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом.
Сложилась в первой трети XIX в. в Германии, в противовес теории ес- тественного права. Ее главой считается Ф. Савиньи (1779-1861 гг.).
Право каждого народа и есть проявление этого народного духа, выра- жающее «общее сознание», «общее убеждение» народа. Оно результат исто- рического процесса. Передаваясь от поколения к поколению, право самораз- вивается и постепенно складывается, подобно языку и нравам.
Как положительную сторону рассматриваемой школы следует отме- тить, что она привлекла внимание к необходимости изучения истории права, его источников, и сама накопила связанный с этим обширный материал, осо- бенно по истории римского права, хотя, к сожалению, не во всем смогла должным образом им распорядиться.
Историческая школа права оказала известное воздействие на после- дующее развитие правовой мысли, особенно на психологическую и социоло- гическую теории.
Психологическая теория права наиболее основательно и оригинально разработана в дореволюционной России Л.И Петражицким (1867-1931 гг.).

107
Он различал позитивное право, официально действующее в государстве, и
интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей.
Интуитивное право развивается постепенно, не подвержено фиксиро- ванию и не зависит от чьей-либо воли или произвола. Оно подвижно и побу- ждает к переменам в позитивном праве, т.е. в законодательстве.
Среди различных психологических состояний людей на первый план выдвигаются эмоции – импульсивные переживания, побуждающие человека совершать определенное действие.
Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория праваберет начало от «категорического императива» И. Канта как общеобязательного требования чистой воли, независимой от каких-либо внешних явлений.
Под воздействием философии Канта она выступала в XIX в. как либе- ральная нормативная теория, использующая идеи естественной школы права и выводившая право из нравственности, способствовала упрочению законно- сти и ограничению судейского усмотрения.
Данная правовая школа претерпела существенные изменения в ХХ в., главенствующее место в ней заняло так называемое чистое учение о праве, наиболее видным представителем которого был Г. Кельзен.
Возражая против теории естественного права, Г. Кельзен утверждал:
«никакого иного, кроме опирающегося на государство, права не существует;
обязательность правовых норм проистекает не из нравственности, а из го-
сударственного авторитета».
Социологическая школа права охватывает собирательным понятием
«право» административные акты, судебные решения и приговоры, обычаи, правосознание судей и иных должностных лиц, правоотношения, а также и юридические нормы.
Сложилась в первой трети XX в. первоначально в Европе, а затем по- лучила наибольшее распространение в США. Представители этого направле- ния (Дж. Дьюи, Р. Паунд, Д. Фрэнк) эклектически охватывают собиратель- ным понятием «право» административные акты, судебные решения и приго- воры, обычаи, правосознание судей и иных должностных лиц, правоотноше- ния, а также и юридические нормы.
Подобное понимание права, с одной стороны, приближает его к реаль- ной жизни, юридической практике, но с другой – теоретически обосновывает и оправдывает административный и судебный произвол.
Марксистская теория права основывается на материалистической философии и рассматривает право как часть надстройки над экономическим базисом общества. Объясняет процесс возникновения права развитием про- изводства и переходом от присваивающей экономики к производящей, появ- лением нового типа общественных отношений, нуждающихся в нормативном регулировании.
Будучи обусловлено материальными условиями жизни, оно оказывает на них обратное воздействие. Главное в праве основоположники марксизма видели в его классовой сущности.

108
В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс утвержда- ли, что право есть возведенная в закон воля господствующего в данном об-
ществе класса.
Для марксистской теории характерно рассмотрение права в тесной свя- зи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации.
Марксистская теория права оказала существенное влияние на развитие материалистического понимания права.
Принято считать, что в результате эволюции человек постепенно пе- решел от присвоения готовых животных и растительных форм к фактической трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и произ- водство орудий труда, пищи и др.
Переход к производящей экономике послужил толчком к трем круп- ным разделениям общественного труда:
 отделению скотоводства от земледелия;
 отделению ремесла;
 обособлению слоя людей, занятых в сфере товарообмена (торговли).
Возникновение государства и права происходит одновременно, вслед- ствие одних и тех же причин, причем тип государства и тип права совпадают, соответствуя определённой общественно-экономической формации (цивили- зации). Некоторые ученые отстаивают принцип первичности права по отно- шению к государству, необоснованно полагая, что право возникает одновре- менно с возникновением социального взаимодействия, т.е. с обществом. Го- сударство же, якобы, образуется лишь на определенном этапе развития по- следнего. Так считал и Цицерон, утверждая, что право возникло раньше, чем какое-либо государство вообще было основано. Из этого делается ошибоч- ный вывод, что право предшествует государству во времени. Студентам сле- дует понимать, что мононормы и обычаи, которыми руководствовалось в своей жизни первобытное общество, не являлись правом. Правом могут на- зываться только те правила поведения, которые санкционированы государст- вом. Нет государства без права, но не бывает и права без государства.
Первоначально право начинает формироваться путем перерастания обычаев в правовые обычаи, которые записывались в особом порядке. Так появилось обычное (архаическое) право.
Под обычным правом следует понимать самостоятельный историче- ский тип права наряду с такими типами права, как сословное право, фор- мальное право.
Позднее наряду с обычным правом возникают нормы права, устанав- ливаемые актами главы государства, которые в дальнейшем стали основны- ми формами права.
На этом этапе выявилась неспособность обычая выступать в качестве регулятора экономических отношений. Требовалось не только создать нормы регулятора, но и нормы обеспечивающие исполнение регулятивных норм.

109
Кроме того нормы необходимо было закрепить письменно, чтобы не допускать отключения от них, что происходило с обычаями в силу устного их изложения.
Государство не может управлять обществом без права, но и право не может регулировать общественные отношения без установления и обеспече- ния его государством в лице его органов (армия, полиция, суд и т.п.).
Таким образом, право выступает государственным регулятором обще- ственных отношений, обеспечивая свободное развитие личности, организо- ванность и порядок в обществе.
Право – это система общеобязательных формально определенных
норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкциониро-
ванных государством и охраняемых им от нарушений.
Право – это государственная воля общества на данном этапе его разви- тия, обусловленная экономическими, духовными и другими условиями его существования.
Признаки права:

государственно-волевой характер,

нормативность,

общеобязательность,

формальная определенность,

неперсонифицированность.
Государственно-волевой характер права состоит в том, что оно выра- жает государственную волю общества, обусловленную экономическими, ду- ховными, национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями его жизни.
Нормативность права означает, что оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей. В нормах права за- крепляется эталон, масштаб, модель поведения, возможного и должного с точки зрения государства.
Общеобязательность права состоит в том, что нормы права обязатель- ны для всех членов общества и в случае их нарушения государство может применить принуждение.
Формальная определенность права означает, что нормы права всегда существуют в письменной форме и обязательно облекаются в строго уста- новленную форму (законов, указов, постановлений). Эти акты принимаются по определенной установленной процедуре, нарушение которой влечет при- знание акта недействительным, не имеющим юридической силы.
Неперсонифицированность права, т.е. отсутствие конкретного адреса- та, означает, что нормы права адресуются всем членам общества, а не от- дельным гражданам или организациям.
Право всегда есть воля, но не всякая воля – право.
Одним из основных условий эффективного действия норм права явля- ется их согласованность друг с другом. Все действующие нормы права при-

110
званы обеспечивать полное и последовательное регулирование обществен- ных отношений.
Все нормы права имеют официальный характер. Они содержатся в письменных документах — нормативно-правовых актах и иных источниках.
Устные распоряжения и предписания правотворческих органов или должно- стных лиц не являются правом.
Вопрос о сущности права является в юриспруденции основным. Сущ- ность и содержание права определяются не только экономическим строем общества на данном этапе его развития, но и политикой, моралью, правосоз- нанием, наукой, культурой и всеми другими реалиями социальной жизни, достигнутым уровнем цивилизации.
Если сущность права в том, что оно выражает обусловленную всей ре- альной жизнью государственную волю общества, то его содержание состав- ляет нормативное выражение этой воли.
Тем самым содержание права конкретизирует сущность права.
Сущность праваэто качественная, внутренняя, устойчивая ос-
нова права, отражающая его истинную природу и назначение в общест-
ве. Сущность права показывает, чью волю оно выражает и чьи интересы
представляет.
По мере развития общества и государства менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений.
Однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права как гражданское (цивильное), сохранились. Во многом, это касается таких правовых институтов как право собственности, наследо- вания, купли- продажи и многих других.
Следует отметить, что многие институты римского права в качестве своеобразного первоисточника постоянно использовались и используются при разработке гражданских кодексов и иных нормативно-правовых актов и в других странах. В полной мере сохранили свою значимость и актуаль- ность, например, положения, сформулированные древнеримскими и древне- греческими юристами относительно неразрывной связи права и справедли- вости, права и добра.
Субъективное право – это предусмотренная в норме права мера
возможного поведения управомоченного лица, предоставленная ему для
удовлетворения собственных интересов и обеспеченная действиями (без-
действием) обязанного лица.
Субъективные права связаны с возможностями или свободой поведе- ния, принадлежащим лицам, субъектам, как бы «прикрепленным» к субъек- там; отсюда и название
— права субъективные. Субъективные юридические права (а также обязанности, ответственность) возникают и действуют на ос- нове законов общеобязательных норм.
Предпосылкой субъективного права является правоспособность, т. е. общая (абстрактная) способность иметь права. Субъективное право как эле- мент конкретного правоотношения возникает на основании юридического факта.

111
Субъективное право включает:

право на собственные фактические действия;

право на юридические действия;

право требования;

право притязания.
Юридическая область жизни общества характеризуется тем, что в ней наряду с категорией субъективного права существует объективное право, т. е. особое социальное образование, особый институт общества в целом, нахо- дящийся в одном ряду (и в тесном взаимодействии) с такими институтами общества, как государство, демократия, мораль.
Право в объективном смысле – это обеспеченная законом мера воз-
можного поведения граждан или организаций, направленная на дости-
жение целей, связанных с удовлетворением их интересов.
Объективное право не «прикреплено» к какому-либо субъекту, а суще- ствует как объективный факт – действующее наличное образование всего общества. Его называют также позитивным правом.
В отличие от морали, обычаев и особенно требований естественного права объективное право является «позитивным», потому что определенные нормы поведения специально создаются (или признаются) людьми и властно утверждаются в общественной жизни в качестве постоянного и непререкае- мого императивного критерия для обязательного поведения.
Одна из основных особенностей объективного права как основы юри- дических прав и обязанностей заключается в том, что оно представляет собой нормативное образование, т.е. состоит из юридических норм, из которых об- разуется право конкретной страны.
Юридическая норма это общеобязательное правило поведения,
выраженное в законах, иных признаваемых государством источниках и
выступающее в качестве основания и критерия правомерно дозволенного
с юридической стороны (а также юридически запрещенного и предпи-
санного) поведения субъектов права.
Следует также проанализировать определения принципов права, найти критерии для достоверной их характеристики.
Принципы праваэто обусловленные природой государства и пра-
вового регулирования обобщенные требования к системе социальных свя-
зей и юридическим формам их выражения, которые составляют нравст-
венную и организационную основу возникновения, развития и функциони-
рования права.
Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют ук- реплению внутреннего единства и взаимодействия различных отраслей и ин- ститутов права, норм права и правовых отношений, субъективного и объек- тивного права.
Принципы права различают:

общие (общеправовые),

межотраслевые,

112

отраслевые.
В отечественном правоведении отсутствует единое мнение по поводу перечня общеправовых принципов. Вероятно, следует придерживаться пози- ции законодателя, ибо данная категория принципов закреплена в Конститу- ции и других нормативно-правовых актах.
Общеправовые принципы характеризуются тем, что относятся к праву в целом, распространяются на все его отрасли, объединяют их, способствуют стабильности действующей системы права (демократизм, справедливость, федерализм, приоритет прав и свобод человека, законность, равноправие, ра- венство всех форм собственности, правосудие и т.д.).
К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, можно от- нести принцип ответственности за вину, принцип неразрывной связи прав и обязанностей.
Особую значимость имеет принцип справедливости, который выражает общесоциальную сущность права. Принцип приоритета прав и свобод чело- века отражает тот факт, что естественные, неотчуждаемые права человека со- ставляют ядро правовой системы государства. Принцип равноправия закреп- ляет равный правовой статус граждан и единую для всех правосубъектность.
Межотраслевые принципы присущи нескольким отраслям права
(принципы независимости судей, гласности, состязательности и равноправия сторон (в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном праве), неотвратимости юридической ответственности за совершение правонаруше- ния (практически для всех отраслей права), «закон обратной силы не имеет»
(для уголовного и административного права) и другие.
Отраслевые принципы отражают специфику той или иной отрасли права (принципы равенства сторон и свободы договора – в гражданском пра- ве, принцип субординации (соподчиненности) – в административном праве, принцип презумпции невиновности – в уголовном праве и другие).
Все принципы права, независимо от объема их нормативности, оказы- вают регулятивное воздействие на поведение людей, выступают ориентира- ми поведения конкретных участников правоотношений.
Функции праваэто основные направления правового воздействия
на общественные отношения в целях их регулирования и придания им не-
обходимой стабильности, единства и динамизма.
Функции права подразделяют на:

регулятивную,

охранительную,

социальную.
Регулятивная функция является главной и определяющей функцией права и вытекает из социального назначения права – регулировать общест- венные отношения.
Правовое регулирование представляет собой основную, важнейшую часть воздействия права на общественные отношения.
Регулятивная функция практическое воплощение получает в двух под-
функциях:

113
 регулятивно-статической,
 регулятивно-динамической.
Регулятивно-статическая подфункция заключается в воздействии на общественные отношения посредством закрепления их в отдельных право- вых институтах или их правового статуса.
Регулятивно-динамическая подфункция выражается в воздействии на общественные отношения посредством оформления их развития, направлена на изменение и совершенствование существующих, а также возникновение новых общественных отношений.
Охранительная функция направлена на охрану и защиту наиболее значимых общественных отношений, т. е. фактически – на обеспечение нор- мального осуществления регулятивной функции права, на охрану от наруше- ний права в целом.
Соответственно ее содержанием охватывается предупреждение и пре- сечение преступлений и всех иных правонарушений, защита и восстановле- ние нарушенного права. Охранительная функция реализуется путем приме- нения специальных охранительных норм, а также действующих в охрани- тельном режиме регулятивных норм.
Социальная функция направлена на регулирование отношений в раз- личных областях жизни общества – в экономике, политике, здравоохранении, образовании, экологии.
Она охватывает своим содержанием ту часть воздействия права, кото- рая осуществляется не специально юридическими, а общесоциальными приемами и средствами (правовое воспитание, правосознание, правовая культура, общие нравственные принципы права, не получившие закрепления в нормах позитивного права, профилактика правонарушений и т.д.).
Конкретное содержание рассматриваемой функции составляет, в том числе, правовое воспитание, которое складывается под непосредственным влиянием специфики права, в органической связи с содержанием его регуля- тивных функций. Она обращена на формирование правосознания и правовой культуры граждан, воспитание их в духе уважения к труду, закону, нетерпи- мости к правонарушениям. Воспитательное воздействие данной функции способствует осуществлению специально-юридических правовых функций.
Все рассмотренные функции права в гармоничном взаимодействии вы- ражают многосложный процесс правового регулирования и правового воз- действия.
Следует отметить, что система функций права не остается неизменной.
Если та или иная сфера общественных отношений становится существенно значимой, начинает активно регулироваться нормами всех отраслей права, то следует поставить вопрос о существовании соответствующей функции.
Так, некоторые авторы выделяют оценочную функцию, которая позво- ляет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерно- сти чьих-либо решений и поступков. Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых содер- жится положительная или отрицательная оценка тех или иных действий.

114
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   21


написать администратору сайта