Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Исторические, религиозные, и медико-этические аспекты регулирования половых отношений.

  • Этапы регулирование отношений полов в истории человечества

  • 2. Проблемы добрачных, внебрачных и гомосексуальных отношений с позиций биоэтики.

  • 3. Медико-этические проблемы планирования семьи, контрацепции и стерилизации

  • Новые репродуктивные технологии: Искусственное оплодотворение и суррогатное материнство.

  • Ритуалы рождения и смерти – ядро всех мировых религий.

  • Этические проблемы искусственного прерывания беременности.

  • Права беременных и рожениц

  • Методичка по биоэтике. Учебное пособие для студентов медицинских вузов часть 1 Краснодар 2004 Л. И. Ломакина В. А. Породенко


    Скачать 1.14 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов медицинских вузов часть 1 Краснодар 2004 Л. И. Ломакина В. А. Породенко
    АнкорМетодичка по биоэтике
    Дата23.11.2021
    Размер1.14 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМетодичка по биоэтике.doc
    ТипУчебное пособие
    #280337
    страница12 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
    Тема 4.2. Медико-этические проблемы прокреации. Этика репродуктивных технологий.
    Цель: изучение вопросов вмешательства в репродуктивную функцию и искусственное воспроизводство человека с этических позиций.

    П Л А Н
    1. Исторические, религиозные, и медико-этические аспекты регулирования половых отношений.

    1. Проблемы добрачных, внебрачных и гомосексуальных половых отношений с позиций биоэтики.

    1. Медико-этические проблемы планирования семьи, контрацепции и стерилизации.

    2. Искусственное оплодотворение и суррогатное материнство.

    5. Этические проблемы искусственного прерывания беременности.

    1. Права беременных и рожениц.


    ЛИТЕРАТУРА


    1. Биомедицинская этика /Под ред. В.И.Покровского. - М.: Медицина, 1997. - 224 с. Вып. 2. 1999.

    2. Введение в биоэтику /Под ред. Б.Г.Юдина, П.Д.Тищенко. - М.: Прогресс-Традиция. - 1998. - 384 с.

    3. Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика). Учебное пособие. – М.: Медицина, 2000. – 256 с. (Учеб. лит. для студентов медицинских вузов. Второй выпуск.).

    4. Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика: Теория, принципы и проблемы. - М.: ММСИ, 1996. 239 с.

    5. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - 1997. - 224 с.

    6. Индейкин Е.Н. Права беременных женщин и рожениц в США. //Медицинское право и этика. № 4, 2000, с. 6-15.

    7. Биоэтика: проблемы и перспективы. // Вопросы философии.— 1994.— №3.

    8. Н. Балашов. Русская православ­ная церковь и проблемы биоэтики. Медицинское право и этика. 2000, Na 2. - С. 16-30.
    ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

    1. Исторические, религиозные, и медико-этические аспекты регулирования половых

    отношений.
    Прокреация (лат.) - рождение, произведение на свет, воспроизводство потомства. Регулирование половой жизни человека в любом сообществе осуществлялось в историческом аспекте различными способами, начиная с половых «табу» и заканчивая неограниченной свободой современной «сексуальной революции» (таблица 17 ).

    Таблица 17

    Этапы регулирование отношений полов в истории человечества


    Этапы

    Особенности регулирования

    1 этап -

    первобытный

    Половые табу, обряды и ритуалы.

    2 этап – господство

    монотеистических

    религий

    Религиозные запреты и ограничения. Признание брака единственной основой половых отношений.

    3 этап – демократизация и либерализация отношений


    Этическое и правовое регулирование брачных и иных половых отношений и репродуктивной функции.


    Функции врача и священника во многих сообществах часто совмещались, поэтому нельзя рассматривать отношение медицинской этики к проблемам продолжения рода не касаясь того, как к ним относилась религия.

    Вопросы брака, половой жизни отражены в Библии в книгах «Бытие», «Второзаконие», «Левит» (левитами в древней Иудее называли врачей) и др.

    Вопросы регламентации половых отношений в мировых религиях можно структурировать по следующим аспектам:

    1. Разделение мужского и женского поведения.

    2. Установление девственности.

    3. Порицание супружеских измен.

    4. Помощь жертвам сексуального насилия.

    5. Жестокость по отношению к оскопленным, к проституткам и их детям .

    6. Регламентация брачных отношений.

    - Освящение брака и брачных отношений.

    - Предпочтение моногамного брака.

    - Распределение обязанностей супругов и членов семьи.

    - Запрет на кровнородственные браки.

    - Наставления по обязанностям молодых супругов.

    - Гигиенические рекомендации.

    Все мировые религии придают большое значение браку. Так высоко брак оценивается по двум причинам: во первых – рождение детей, во вторых – обеспечение человеку эмоциональную и духовную полноценность через поддержку супруга

    Среди множества этических проблем, так или иначе отраженных в религиозных нормах, большой интерес представляет вопрос принудительного медосмотра. Рассмотрим современные позиции, приведенные в книге «Медицина и права человека», по поводу принудительного медосмотра.

    Родители-мусульмане приводят свою дочь на осмотр к врачу, чтобы удостовериться в ее девственности. Девушка отказывается от осмотра.

    - Международное право: Подобное поведение родителей должно быть запрещено высшим национальным законодательным органом как в западных странах, так и в странах мусульманского вероисповедания.

    - Этика: Согласно Международному кодексу медицинской этики (ВМА, Лондон, 1949), врач должен осуществлять свою деятельность, уважая человеческое достоинство, права пациентов, и хранить в абсолютной тайне то, что он знает о своих пациентах.

    - Религиозная мораль:

    Католическая – требование родителей незаконно, ибо оно затрагивает свободу субъекта и уважение его моральных чувств. Только суд может потребовать такого освидетельствования, исходя из соображений общего блага, или чтобы убедиться в возможно имевшем место преступлении.

    Протестантская – прежде всего следует проявить уважение к достоинству и свободе девушки.

    Мусульманская и буддийская – родители не имеют права заставить девушку пройти осмотр…это посягательство на человеческое достоинство. Только органы судебной власти могут быть вынуждены прибегнуть к проведению подобного осмотра в случае изнасилования.
    2. Проблемы добрачных, внебрачных и гомосексуальных отношений с позиций биоэтики.
    Добрачные или внебрачные половые отношения церковь осуждает однозначно строго, особенно по отношению к женщинам.

    Медицинская этика всегда считала спорным вопрос о том, рекомендовать или не рекомендовать добрачные половые отношения пациентам. В руководстве А. Молля «Врачебная этика» приводятся разные мнения о половом воздержании. Есть врачи, которые считают его вредным для здоровья, другие придерживаются противоположного мнения. Но в любом случае врач должен обратить внимание своего пациента на опасность заражения определенными болезнями. В те времена о СПИДе не знали, но знаний о венерических болезнях было вполне достаточно, поэтому врач не должен советовать внебрачные половые отношения. Достаточно прогрессивным для начала века следует отметить этическое соображение, что «считать девушку, имеющую сношения с мужчиной, более виновной, чем последнего, произвольно и дико».

    В наше время сексуальные революции многое изменили. Именно в ХХ веке сформулировано понятие «сексуальное здоровье», которое включает «свободу от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения».

    Современная сексология с ее «освобожденной сексуальностью» считает обычным терапевтическим средством использование «замещающих» (внебрачных) партнеров. О том, насколько это этично, обычно не задумываются.

    Медицинская этика не может быть равнодушна к тому, что сексуальное поведение в современном обществе влияет на состояние здоровья. Назовем некоторые проблемы:

    1 – все более ранний возраст детей, вступающих в сексуальные отношения, со всеми вытекающими последствиями.

    По данным МЗ РФ, в 96 г. в стране было зарегистрировано 2,7 млн. абортов. Каждый 10-й из них приходился на девушек-подростков.

    Все это – следствие плохо организованного и неграмотно проводимого сексуального просвещения, в чем Россия как всегда решила пойти своим путем. По настоянию православной церкви и некоторых депутатов Государственной Думы программы и пособия по сексуальному воспитанию школьников были запрещены, потом снова разрешены.

    Другая крайность современного сексуального поведения – заметное увеличение возраста любви, которой, как известно, все возрасты покорны.

    В 1998 г. Нобелевская премия была присуждена исследователям за открытие оксида азота и создание таблеток «Виагра», совершившим переворот в лечении импотенции ( это и причина немалого количества смертей лиц пожилого возраста, слишком увлекшихся «отвлекающей терапией»).

    С увеличением возраста любви происходит и увеличение числа позднородящих со всеми негативными последствиями.

    И сверхюные и сверхпрестарелые мамы чаще всего становятся ими из-за отсутствия или неправильного использования мер контрацепции.

    Гомосексуализм и половые извращения также являются предметом пристального внимания медицины. Еще в начале прошлого века А. Моль размышлял: «Должен ли врач советовать гомосексуальные отношения, если об этом спрашивает пациент?». Рассуждая о морально-этической оценке половых извращений, А.Молль вполне справедливо различает гомосексуализм и педофилию, считая последнее изнасилованием.

    В последние десятилетия произошли заметные сдвиги в сознании врачей в отношении сексуального поведения людей. В МКБ-9 1975 года половые извращения были объединены в одно понятие - гомо и транссексуализм. В МКБ-10 1993 «извращение» заменено словом «предпочтение, сексуальная ориентация».
    3. Медико-этические проблемы планирования семьи, контрацепции и стерилизации
    Данная проблема существует тысячелетия. Ее особая острота в ХХ и ХХ1 веке связана, с одной стороны, с демографической ситуацией, а с другой – с состоянием здоровья женщин.

    В 1967 г. ВМА на Всемирной медицинской ассамблее в Мадриде приняла декларацию «О планировании семьи». В 1983 г. ВМА ее дополнила.

    Основные положения этой декларации сводятся к следующему:

    1. ВМА одобряет концепцию планирования семьи и рекомендует всем национальным медицинским ассоциациям способствовать планированию семьи и популяризировать соответствующие методы.

    2. Целью планирования семьи является не навязывание ограничений, а улучшение и обогащение человеческой жизни …

    3. Планирование семьи открывает перед каждым человеком большие возможности самореализации…..

    4. Родители должны обладать знаниями…и владеть способами….планирования семьи для того, чтобы самостоятельно принимать решение о количестве детей и возрастной разнице между ними.

    5. ВМА рекомендует включать вопросы планирования семьи, являющиеся частью раздела о здоровье матери и ребенка, в программу подготовки врачей.

    В нашей стране мы долгие годы старательно разоблачали реакционную теорию Мальтуса. А в это время проблемы нарастали. К чему приводит отсутствие какой-либо продуманной политики в отношении планирования семьи мы уже знаем – утрата здоровья женщины или многочисленными родами, или абортами. А также рождение нежеланных детей и связанная с этим родительская жестокость, отказы от детей, детоубийства, пренебрежение родительскими обязанностями. Не будем забывать про матерей-одиночек и несовершеннолетних матерей: в 92-97 годах около 20% детей родилось вне брака, число рожениц до 14 лет и сделавших в этом возрасте аборты увеличивается ежегодно. Лишь 10% детей в российских детских домах являются настоящими сиротами, остальные имеют живых родителей.

    Идея планирования семьи, понимаемая как идея «свободного и ответственного родительства», пробивала себе дорогу в советском обществе более 20 лет и была официально признана только в 90-х годах. Реализовать эти идеи можно только одновременно с аналогичными – свобода совести, свобода слова, индивидуальности, индивидуального выбора.

    В 80-90-е годы созданы многочисленные и вполне доступные контрацептивы, поэтому ВМА сочла возможным привлечь внимание врачей всего мира к их пропаганде.

    В сентябре 1994 г. 46-й Всемирной медицинской ассамблеей в Стокгольме была принята декларация ВМА «О праве женщины на использование контрацепции». В этом документе говорится:

    «ВМА настаивает на том, чтобы всем женщинам было разрешено контролировать фертильность путем сознательного выбора, а не случайным образом. ВМА настаивает также на том, что индивидуальный выбор в вопросе использования контрацепции является правом женщины, вне зависимости от их национальной принадлежности, социального статуса или вероисповедания. Женщина должна иметь доступ ко всем средствам медицинской и социальной консультации, необходимым для получения максимальной пользы от планирования семьи».

    Долгом каждого мед. работника является пропаганда сознательного планирования семьи, средств предохранения от нежелательной беременности.

    Долг мужчины также использовать такие средства. В некоторых странах широко применяют стерилизацию мужчин с целью ограничения рождаемости. Католицизм, иудаизм, ислам решительно осуждают добровольную стерилизацию. Международное право считает ее допустимой, если психическое состояние человека позволяет ему понять последствия такой операции. Специального международного деонтологического документа по этой проблеме пока нет.


    1. Новые репродуктивные технологии: Искусственное оплодотворение и суррогатное материнство.

    Во всякой религии есть ритуалы и обычаи, которые отражают ее сущность. Ритуалы рождения и смерти – ядро всех мировых религий. Главным из религиозных убеждений является убеждение в важности иметь детей, в священности человеческой жизни, в подверженности людских мнений ошибкам и в то же время в необходимости жить в согласии с повелениями Божьими: дети – дар, а отсутствие их – несчастье.

    В то же время, когда многие семьи страдают от «лишних» детей, не зная, чем их накормить, как вырастить, на другом полюсе этой проблемы – бесплодные семейные пары, помочь которым может искусственное оплодотворение. Религиозная мораль, особенно католическая, считает, что подобная практика «абсолютно осуждается как аморальная», так как речь идет об осеменении с помощью донора, не являющегося участником брака.

    Следует отметить, что первый известный науке опыт искусственного оплодотворения на собаках был произведен аббатом Спаланцани в 1780 г. С 1844 г. этот метод начинают использовать для оплодотворения кобыл и коров. А в 1885 г. во Франции Ж. Жерар защитил «скандальную» диссертацию «Вклад в историю искусственного оплодотворения (600 случаев внутрисемейного осеменения)». Почему скандальную? Во второй половине 19 века интимная жизнь супругов – контрацепция, бесплодие (репродуктивная медицина) еще не находились в компетенции медицины. Поэтому работа Жерара была своеобразным вызовом общественному мнению. Незадолго до этого в 1883 году суд по аналогичному поводу в Бордо принял решение, что «искусственное осеменение противно законам природы».

    В России с 1899 г. появились работы по искусственному оплодотворению у различных животных.

    В 1917 г. доктор Ильин сообщил о 69 успешных случаях оплодотворения женщин спермой мужа. В 1925 г. доктор Шорохова, первая в Туркестане женщина акушер-гинеколог в докладе на 6 съезде Всесоюзного общества гинекологов и акушеров сообщила о 88 случаях искусственного оплодотворения женщин и заявила, что рассматривает искусственное оплодотворение не только как метод преодоления бесплодия, но и как право женщины иметь ребенка неполовым путем, а непорочное зачатие - не миф.

    В связи с этим в последующем были разработаны соответствующие рекомендации международного права и медицинской этики. Брюссельская декларация признает законным искусственное оплодотворение, потому что это «позволяет иметь детей парам, лишенным этой возможности».

    1968 г., Кембридж, Англия – первый в мире пробирочный ребенок - Луиза Браун. Сейчас число таких детей, зачатых в пробирке, сотни тысяч. В 15 странах эти методы признаны этически допустимыми. В США 170 клиник, а очереди не уменьшаются, несмотря на болезненность и дороговизну процедуры, так как около 1,5 млн женщин страдают от бесплодия.

    В нашей стране метод ЭКО-ПЭ появился позже. Хотя работы начались с 1965 г., но первый ребенок из пробирки родился в 1986 г. По 98 год в Центре акушерства, гинекологии и перинаталогии РАМН родилось более 1500 таких детей.

    В России примерно 3 млн супружеских пар, которым показан этот метод, нужны сотни лабораторий, а их десяток.

    Здоровы ли такие дети? 92% из них здоровы. Конечно, каждый из методов искусственного оплодотворения увеличивает риск перинатальной патологии и неврологических расстройств, но степень риска зависит от способов коррекции бесплодия.

    Особого внимания заслуживают морально-этические проблемы. Известно, что чем меньше шансов у женщины обрести материнство, тем больше она к нему стремится. Вступают в действие такие мощные стимулы, как желание самоутвердиться, сохранить семью, испытать счастье материнства. Длительное и безуспешное лечение сопровождается потерей благоприятного репродуктивного времени.

    В некоторых случаях врач, зная высокую вероятность рождения больного ребенка, считает нецелесообразным проведение искусственного оплодотворения, а пациентка готова на любые испытания.

    Но шанс есть, можно ли лишать женщину этого шанса?

    В подобных ситуациях целесообразно придерживаться рекомендаций, которые эксперты ВОЗ дают супругам, имеющим в роду тяжелые наследственные болезни – врач информирует их о положении дел, а решение принимают сами родители.

    Другая возможность избавления от бесплодия – «суррогатное материнство».

    Противники данного метода считают, что нельзя превращать в предмет торговли способность женщины к деторождению.

    Сложные этические проблемы возникают при рождении ребенка с дефектами развития или близнецов. Зачастую семья согласна признать лишь «хорошего» ребенка. Иногда обе женщины не чувствуют себя ответственными за дальнейшую судьбу ребенка.

    В связи с этим 39-я ВМ Ассамблея в 1987 г. в Мадриде приняла Декларацию об искусственном оплодотворении и трансплантации органов:

    «ВМА призывает всех врачей к соблюдению норм медицинской этики и бережному отношению к здоровью будущей матери и эмбриона с самых первых дней его жизни….

    С этической и научной точки зрения медицинская помощь оправдана при бесплодии, не поддающемуся медикаментозному и хирургическому лечению, особенно в случаях:

    А) иммунологической несовместимости;

    Б) непреодолимых препятствий для слияния мужских и женских половых гамет;

    с) бесплодия по неизвестным причинам.

    Во всех перечисленных случаях врач должен действовать только при условии добровольного, информированного и осознанного согласия донора и реципиента….и в интересах ребенка, который родится….

    В обязанности врача входит предоставление пациентам полной информации..

    Только прошедший специальную подготовку врач может взять на себя ответственность за выполнение операции.

    Врач должен всегда действовать в соответствии с законами и подзаконными актами, этическими и профессиональными нормами, установленными национальными медицинскими ассоциациями………Тайны и невмешательство в личную жизнь……Если это не запрещено законами страны…процедура так называемого суррогатного материнства…..Все участники должны дать информированное письменное согласие.

    Врач безусловно отвергает любой коммерческий подход, при котором яйцеклетка, сперма и/или эмбрион становятся предметом купли-продажи».


    1. Этические проблемы искусственного прерывания беременности.


    Проблема абортов известно человеку с незапамятных времен. История запретов искусственного прерывания беременности в России, аналогичное законодательство во всей Европе показало лицемерие и двусмысленность всех общественных строгостей. За запрет абортов женщины расплачиваются своим здоровьем и своими страданиями, а их дети – своим будущим.

    В настоящее время Россия, наряду с Нидерландами, Швецией и другими странами, имеет самое свободное в мире законодательство об искусственных абортах.

    Однако, легализация абортов не снимает остроты многих этических проблем, по поводу которых до сих пор ожесточенно спорят сторонники и противники абортов. Основные из этих проблем следующие:

    Чьи интересы более важны – матери или плода? Плод, с одной стороны, не является самостоятельным существом, с другой – не является частью тела матери.

    Аборт этически недопустим, так как человеком следует считать любое существо, наделенное человеческим генотипом.

    Уважение к женщине не позволяет относиться к ней как к простому средству для производства новых жизней.

    Женщина просто не в состоянии вырастить всех тех детей, которых она могла бы родить.

    Каждый человек должен быть уверен в том, что появился на свет как «желанный для родителей, а не потому, что в обществе был введен запрет на аборты».

    Аборт – это медицинская проблема.

    Аборт оскорбляет нравственное чувство - это этическая проблема.

    Прежде чем прийти к врачу женщина решает моральную проблему: жизнь или смерть.

    При обращении к врачу этический смысл вопроса еще более усложняется: в его решение вовлекается третий человек и он становится соучастником убийства.

    В отличие от любой хирургической операции, цель аборта – уничтожить жизнь. Убить человеческое существо, причем полностью беззащитное, бесправное, невинно страдающее.

    Острые, драматические столкновения различных позиций продолжаются. В 1992 г в Вашингтоне демонстрация по проблеме аборта собрала рекордное число участников - свыше 250 тыс. В 1998 г. этот рекорд побит – на демонстрации, где с речью о праве женщин на аборт выступила жена президента Хилари Клинтон, присутствовало более 300 тыс. чел.

    В последнее десятилетие в США значительно снизилось число абортов за счет широкого производства эффективных контрацептивов.

    Иное дело в России – на каждые 100 родов приходится 215-230 абортов

    В 1983 г. Венецианская декларация Всемирной Медицинской Ассамблеи по вопросам аборта провозгласила:

    1. Основополагающий моральный принцип врача – уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия.

    2.

    6. Если личные убеждения не позволяют врачу рекомендовать или сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге.

    Декларации ВМА являются морально-этической, а не юридической основой для решения врача. Все решения по данному вопросу должны приниматься на основе национального законодательства.

    В России каждая женщина вправе самостоятельно решать вопрос о материнстве. Статья 36 Основ законодательства об охране здоровья предусматривает с согласия женщины производство аборта в трех случаях: в срок до 12 недель беременности, по социальным показаниям в срок до 22 недель и по медицинским показаниям независимо от срока беременности.

    Вместе с тем врач должен представлять всю сложность проблем, связанных с абортом, как для женщины, так и для общества в целом. Культура репродуктивного поведения, как и культура вообще, включает понятия, отношения, ценности и правила. Ценности - это смысл, который вкладывают люди в одни и те же материальные предметы или духовные явления. Ценности составляют ядро культуры.

    Репродуктивное поведение - это поведение направленное на рождение ребенка. Какое место в системе ценностей занимает ценность ребенка в России? К сожалению, в есть данные, свидетельствующие об обесценивании представлений о ребенке, о нарастающем в России процессе депопуляции населения, что вызывает беспокойство в обществе.

    Отмечается несколько негативных социальных последствий этого процесса: противоестественные условия развития однодетной семьи, когда не о ком заботиться и некому подражать; вытекающая отсюда инфантилизация подрастающего поколения; старение общества и разрыв связей между поколениями; усиление диспропорций в производственной структуре общества, когда некому работать; проблемы контингента в системе образования, когда некого учить и воспитывать; проблемы геополитического характера, связанные с перенаселением одних и безлюдностью других регионов.

    Об отсутствии репродуктивной культуры говорит тот факт, что наш народ по-прежнему убежден, что гормональные контрацептивы и внутриматочные спирали гораздо вреднее абортов.

    Между тем, как следствие аборта наблюдается дальнейшее обесценивание жизни в целом и пониженная мотивация. Речь идет о постабортном синдроме. Данная проблема чаще умалчивается врачами. Расхожее мнение, что рождение нового ребенка сотрет негативные воспоминания об аборте, на практике не подтверждается. Постабортный синдром настигает женщин, имеющих детей. В 1997 г. было опрошено более 10 врачей-гинекологов о том, что же такое постабортный синдром. Оказалось, о нем слышали лишь двое. Об этом не рассказывают ни в институте, ни на курсах повышения квалификации. Между тем, по определению, принятому в США, это название эмоционального и психического нарушения, возникающего у многих женщин, перенесших аборт. О его существовании долгое время только подозревали, хотя некоторые исследования зафиксировали целый ряд его проявлений. Считается, что он похож на посттравматический стрессовый синдром, характерный, например, для ветеранов вьетнамской войны.

    После аборта чувство вины, сопровождаемое пониженной самооценкой и депрессивным состоянием, может преследовать женщин. Бессонницы, скорбь, безнадежность, реакция на годовщины аборта, кошмарные сны, постоянные воспоминания также входят в этот синдром. Женщина может думать о самоубийстве, она нередко испытывает сексуальные расстройства, на почве чего идет распад семьи. Иногда случается с годами женщины начинают рассматривать потерю неродившегося ребенка как утрату любимого человека. Следом за абортом может идти и психологическое бесплодие, когда женщина физически здорова, но ее сильнейшая эмоциональная реакция блокирует наступление беременности. Если вдуматься в цифры, в Санкт-Петербурге ежегодно на 1 тысячу человек приходится как минимум 60 абортов. На Западе эта цифра на порядок меньше. Так что, хотя теперь аборты делают под наркозом, а к пациенткам относятся вежливо - ведь за операцию плачены немалые деньги, душевное здоровье женщин по-прежнему остается под угрозой.

    Обратимся к истории и посмотрим на культурные традиции, на которых держалась семья в Древней Руси, эта семья чаще всего была многодетной. В то время - XIV - XVI вв. - на Руси основополагающую роль во всем жизненном укладе играло православие. В православном мировосприятии ребенок занимал очень важное место. Дети - благодать божья. В русском обществе до момента крещения ребенка называли Богданом, т.е. данным самим Богом. Пословицы и поговорки подчеркивают важность детей в семейной жизни ("У кого детей много, то не забыт от Бога", "Велико зло есть, если дети не родятся" и т.д.). Идеал супруги - многодетная мать. По религиозным канонам прерывание беременности или попытки регулирования деторождения причислялись к убийству. Памятники покаянного права ("Заповеди митрополита Георгия", "Вопрошения Кирика" XII в.) карали женщин за такие преступления 3 - 5 годами поста на хлебе и воде.

    Семья - основа нравственного образа жизни. Ребенка необходимо воспитывать не только словами, наказанием и поощрением, сколько личным примером, всей атмосферой семьи. Поэтому в русской культуре возникли требования, запрещавшие взрослым при детях смеяться над слабостью других, отзываться пренебрежительно о ком-либо, порицать.

    Как показывают современные исследования, социально-экономические факторы не могут повлиять на число детей в семье. Гораздо большее значение имеют совместные репродуктивные установки мужа и жены. Детность выше в сплоченных семьях и репродуктивная установка мужа оказывает определенное влияние на репродуктивное поведение семьи в целом. Репродуктивное поведение связано с эстетическим поведением и ребенок может являться не только формой поддержания общественных связей, но и неким выходом из разочарования, безысходности, переживаний и враждебности, т. е. чем-то смягчающим конфликты.


    1. Права беременных и рожениц


    Эта проблема всерьез обсуждается только в последние 2-3 десятилетия и, в основном, в США. До начала 70-х годов двадцатого века в США были резко ограничены права женщин. Аборт был зап­рещен (кроме случаев, угрожающих здоровью матери), во многих штатах страны был наложен запрет на ис­пользование противозачаточных средств даже женатыми парами, при­менение кесарева сечения было зна­чительно ограничено. Во многих слу­чаях воля матери не учитывалось. Оп­росы общественного мнения свидетель­ствовали о сильном влиянии церкви на многие этические проблемы, касающи­еся вопросов беременности и родов.

    С 70-х годов новый взгляд на права личности, утверждение конституционного права граждан на самостоятельное решение многих вопросов, вытекающих из Билля о пра­вах, узаконил право женщины на выбор решения отно­сительно того, вынашивать или нет бе­ременность до родоразрешения, право граждан на пользование контрацептивами и т. д.

    Более 10 лет в США существует «Билль о правах беременных па­циенток». Документ подготовлен председателем Комитета по медицин­скому праву Международной ассоци­ации по деторождению.

    «БИЛЛЬ О ПРАВАХ БЕРЕМЕННЫХ ПАЦИЕНТОК»

    1. Беременная женщина имеет право до назначения любой процеду­ры или лекарства быть информиро­ванной медицинским работником, лечащим ее, о любых прямых или непря­мых эффектах, возможных рисках и осложнениях для здоровья ее и ее плода или новорожденного во время беременности, родов или кормления.

    2. Беременная женщина имеет право до предлагаемого лечения быть информированной не только о преимуществах, рисках и осложнениях дан­ного вида лечения, но и об известных альтернативных методах, а также о способах физической и психической подготовки для уменьшения неудобств и стресса, связанных с беременностью и родами для уменьшения потребно­сти в лекарствах и вмешательства аку­шера. Она должна получить эту ин­формацию как можно раньше, чтобы принять соответствующее решение.

    3. Беременная женщина имеет право, если предполагается кесарево сечение, быть информированной о ха­рактере операции.

    4. Беременная женщина имеет право до назначения любого лекар­ство быть информированной медицин­ским работником, выписывающим это лекарство, что оно безвредно во вре­мя беременности и родов для плода при любом способе приема.

    5. Беременная женщина имеет право до назначения лекарства или процедуры быть информированной о возможной неопределенности сведе­ний, касающихся безопасности лекар­ство или процедуры в отношении фи­зиологического и умственного разви­тия ребенка (это касается практиче­ски всех лекарств и большинство аку­шерских процедур).

    6. Беременная женщина имеет право до назначения любого лекар­ство знать его наименование, чтобы она могло посоветоваться с медицин­ским работником о возможном побоч­ном действии препарата.

    7. Беременная женщина имеет право на самостоятельное, без чьего-либо давления, решение о согласии на предполагаемую операцию или об отказе от нее.

    8. Беременная женщина имеет пра­во знать имя и квалификацию лица, на­значающего медикамент или процеду­ру во время беременности и родов.

    9. Беременная женщина имеет право быть информированной до назначения любой процедуры о показанности ее для благо ее или ребен­ка или в учебных и исследователь­ских целях.

    10. Беременная женщина имеет право на присутствие во время родов близкого лица, могущего создать эмо­циональный комфорт и поддержку.

    11. Беременная женщина имеет право после соответствующей медицинской консультации выбрать поло­жение для родов, подходящее для нее и ребенка.

    12. Родившая женщина имеет пра­во, чтобы ее ребенок, если он нор­мальный, был рядом с нею, а также воз­можность кормить грудью по ее разумению, о не по больничному режиму.

    13. Родившая женщина имеет пра­во знать имя лица, принявшего роды, а также его профессиональную квали­фикацию. Эти данные должны также быть в сертификате о родах.

    14. Родившая женщина имеет пра­во быть информированной о дальнейших аспектах, касающихся послеродо­вого ухода и лечения ее и ее ребенка.

    15. Родившая женщина имеет пра­во иметь полный экземпляр истории бо­лезни (родов), о также материалы послеродового наблюдения за ребенком».

    Вышеизложенное наглядно свиде­тельствует о несомненных успехах американского правозащитного движения в отношении беременных женщин за пос­ледние 30 лет. Главный итог — это при­знание, что именно женщина решает все вопросы, касающиеся беременности и родов, как простые (например, наличие свидетеля при осмотре акушером-муж­чиной, выбор врача, выбор места для родов и т. д.), так и очень сложные (на­пример, аборт, кесарево сечение, новые репродуктивные технологии).

    Характерным для американской жизни является решающая роль судов, особенно Верховного Суда, в выработ­ке основных принципов здравоохранения.

    В нашей стране проблема прав беременных и рожениц как самостоятельная проблема пока еще широко не обсуждается.

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта