Б. Р. Мандель. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва
Скачать 4.2 Mb.
|
2. Анализ прозаического литературного произведения Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется ввиду литературные направления эпохи • место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период • творческая история произведения • оценка произведения в критике • своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя • оценка произведения в контексте современного прочтения Далее следует обратиться к вопросу об идейно- художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план 377 содержания – что хотел сказать автор и план выражения как ему удалось это сделать. Концептуальный уровень художественного произведения (тематика, проблематика, конфликт и пафос Тема – это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени Связано лис темой название Каждое явление жизни – это отдельная тема совокупность тем – тематика произведения. Проблема – это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем тема крепостного права – проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости. Проблематика – перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме) Идея – что хотел сказать автор решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл – решение всех проблем главной и дополнительных – или указание на возможный путь решения) Пафос – эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий. 378 Уровень организации произведения как художественного целого Композиция – построение литературного произведения объединяет части произведения водно целое. Основные средства композиции Сюжет – то, что происходит в произведении система основных событий и конфликтов. Конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явными скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта Пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие встречается редко Экспозиция- введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и разорванной может располагаться не только вначале, но ив середине, конце произведения знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия Завязка – начало движения сюжета то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события. Развитие действия – система событий, которые вытекают из завязки походу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее Кульминация – момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает. 379 Развязка – решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость. Эпилог – заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия. Сюжет может излагаться • В прямой хронологической последовательности событий • С отступлениями в прошлое – ретроспективами – и экскурсами в будущее • В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении. Несюжетными элементами считаются • Вставные эпизоды • Лирические (иначе – авторские) отступления. Их основная функция – расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом. В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета иногда сложно разделить эти элементы иногда встречается несколько сюжетов водном произведении – иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий сюжет и фабула 1) сюжет – главный конфликт произведения фабула ряд событий, в которых он выражается 2) сюжет – художественный порядок событий фабула естественный порядок событий 380 Композиционные принципы и элементы Ведущий композиционный принцип композиция многоплановая, линейная, кольцевая, нитка с бусами в хронологии событий или нет. Дополнительные средства композиции Лирические отступления – формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции Вводные (вставные) эпизоды (несвязанные непосредственно с сюжетом произведения Художественные предварения – изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий Художественное обрамление – сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл Композиционные приемы – внутренние монологи, дневники др. Уровень внутренней формы произведения Субъектная организация повествования (ее рассмотрение включает следующее Повествование может быть личное от лица лирического героя (исповедь, от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя) Художественный образ человека – рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе индивидуальные черты, присущие персонажу раскрывается своеобразие созданного образа человека • Внешние черты – лицо, фигура, костюм • Характер персонажа – он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в 381 портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живет и действует персонаж Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа • Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж • Наличие или отсутствие прототипа. 2) Основные приемы создания образа- персонажа: • Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета • Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу • Прямая авторская характеристика • Психологический анализ – подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений – внутреннего мира персонажа здесь особое значение имеет изображение диалектики душите. движения внутренней жизни героя • Характеристика героя другими действующими лицами Художественная деталь – описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы); 3) Виды образов-персонажей: лирические – в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии драматические – в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют сами, без помощи автора, те. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики встречаются, преимущественно, в драматических произведениях эпические – автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах- эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках. 4) Система образов-персонажей; Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) – их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них – тематику и идейный смысл произведения. Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения. Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором. Художественное пространство может быть условными конкретным сжатыми объемным Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистыми непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое, длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (те. только в пределах сюжета, внеисторического времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи. Позиция автора и способы ее выражения Авторские оценки прямые и косвенные. Способ создания художественных образов повествование (изображение происходящих в произведении событий, описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений, формы устной речи (диалог, монолог. 383 Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом. Уровень внешней формы. Речевая и ритмоме- лодическая организация художественного текста Речь персонажей – выразительная или нет, выступающая как средство типизации индивидуальные особенности речи раскрывает характер и помогает понять отношение автора. Речь повествователя – оценка событий и их участников Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов). Приемы образности (тропы – использование слов в переносном значении) – простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз. Анализ поэтического произведения План анализа стихотворения 1. Элементы комментария к стихотворению - Время (место) написания, история создания - Жанровое своеобразие - Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.); - Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки. 2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения чувства, которые вызывает стихотворение у читателя. 3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения. 384 4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы - Композиционные решения - Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования - Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации - Ритм, строфика, графика, их смысловая роль - Мотивированность и точность использования выразительных средств. 4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные любые. 5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа степень вечности поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения. Дополнительные (свободные) размышления. Анализ поэтического произведения (схема) Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения – переживание, чувство Определить принадлежность чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства - определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая – косвенная - определить организацию (композицию) лирического произведения - определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное – скупое определить лексический рисунок (просторечие- книжно- литературная лексика 385 - определить ритмику (однородная – неоднородная ритмическое движение - определить звуковой рисунок - определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику. Поэтическая лексика Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов - выяснить меру близости поэтического языка с разговорным- определить своеобразие и активность использования тропов. Эпитет – художественное определение Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого Аллегория иносказание) – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы Ирония – скрытая насмешка Гипербола – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление Литота – художественное преуменьшение Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются. 386 Поэтический синтаксис синтаксические приемы или фигуры поэтической речи) - риторические вопросы, обращения, восклицания – они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа - повторы – неоднократное повторение одних и тех же словили выражений - антитезы – противопоставления Поэтическая фонетика Использование звукоподражаний, звукозаписи – звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой рисунок речи) - Аллитерация – повторение согласных звуков - Ассонанс – повторение гласных звуков - Анафора – единоначалия Композиция лирического произведения Необходимо - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении - выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой внутренняя несвобода героя и т.д.) - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание - выделить основные части поэтического произведения показать их связь (определить эмоциональный рисунок. Анализ драматического произведения Схема анализа драматического произведения 1. Общая характеристика история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика. 387 2. Сюжет, композиция - основной конфликт, этапы его развития - характер развязки комический, трагический, драматический. Анализ отдельных действий, сцен, явлений 4. Сбор материала о персонажах - внешность героя, - поведение, - речевая характеристика - содержание речи о чем - манера как - стиль, словарь - самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки - роль декораций, интерьера в развитии образа. 5. Выводы Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие. Драматическое произведение Родовая специфика, пограничное положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ походу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического. Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно враз- витии действия (по принципу раскручиваемой пружины. Общая характеристика драматического действия характер, план и вектор движения, темп, ритм и т.д.). Сквозное действие и подводные течения. 2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплано- 388 вость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие, вертикальный и горизонтальный план драмы. 3. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического действия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжет- ные и внесценические персонажи. 4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст. 5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Принцип монтажности. 6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала. Признаки театральности костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др. 7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия. Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором. 8. Способы выражения авторской позиции ремарки, диалогичность, сценичность, поэтика имен, лирическая атмосфера и др) 9. Контексты драмы (историко-культурный, творческий, собственно-драматический) . 10. Проблема интерпретаций и сценическая история. 389 33. Понятие о контексте Термин контекст (от лат. contextus – тесная связь, соединение) прочно закрепился в современной филологии. Для теоретика литературы – это бескрайне широкая область связей литературного произведения с внешними ему фактами как литературными, текстовыми (уместно назвать термин «интертекстуальность»), таки внехудожественными и внетекстовыми (биография, мировоззрение, психология писателя, черты его эпохи, культурная традиция, которой он причастен. Контексты творчества писателя (наряду сними существуют контексты восприятия литературных произведений, ноне о них сейчас речь, весьма разноплановые, во многом определяют черты литературно- художественных произведений и нередко дают о себе знать в их составе, а потому, конечно же, достойны самого пристального внимания исследователей. Различимы ближайшие (наиболее конкретные и могущие быта более или менее четко констатированы) и удаленные (более общие и часто не обладающие определенностью) контексты литературных произведений Первые – это и творческая история произведения, запечатленная в черновиках и предварительных вариантах, и биография автора, и свойства его личности, и его окружение (семейно-родственная, дружеская, профессиональная «микросреда»). Второго рода контексты – это явления социально- культурной жизни современности автора, а также феномены большого исторического времени, которым он причастен (сознательно или интуитивно. Здесь или- тературные традиции как предмет следования или напротив, отталкивания, и внехудожественный опыт 390 прошлых поколений, по отношению к которому писатель занимает определенную позицию, и соотнесенность его мироотношения с воззрениями конфессиональными, национальными, сословными, социально- классовыми, корпоративно-групповыми. В этом же ряду удаленных контекстов – надысторические начала бытия восходящие к архаике мифопоэтические универсалии, именуемые архетипами. Контекст, в котором создается литературное произведение, не имеет сколько-нибудь определенных рамок он безгранично широк. Многоплановость контекста (или, точнее сказать, множественность контекстов) литера- турно-художественного творчества не всегда внятна самим писателям, но она, безусловно, важна для ученых. Чем шире и полнее учтены литературоведом связи произведения с предшествующими ему явлениями и фактами (как литературно-художественными, таки непосредственно жизненными, тем больше выигрывают анализ и интерпретация. Контекстуальное рассмотрение литературных произведений, что самоочевидно, не может быть исчерпывающе полным оно по необходимости избирательно. Здесь несравненно больше загадок и тайн, чем определенности и ясности. Вместе стем, изучение контекстов литературного творчества – это необходимое условие проникновения в смысловые глубины произведений, одна из существенных предпосылок постижения как авторских концепций, таки первичных интуиций писателей. В каждом отдельном случае исследователь, естественно, сосредоточивается на каком-то одном аспекте контекста рассматриваемых произведений. Нов общей перспективе развития научной мысли насущен одновременный и равноправный учет как близких, конкретных, таки удаленных, всеобщих контекстов. 391 Изучение контекстов творчества писателей (в оптимальных для науки вариантах) составляет сопровождение имманентного рассмотрения произведений или, по крайней мере, требует учета данных такого рассмотрения. Отрываясь же от текстово-смысловой конкретики, оно рискует оказаться чем-то вроде музыкального аккомпанемента без мелодии, а в худшем случае – обернуться произвольно-игровым фантазированием (в особенности при исключительной сосредоточенности литературоведа на удаленных контекстах). Наука о литературе нуждается в сопряжении, синтезировании имманентного и контекстуального изучения художественных творений. Прочтения произведений весьма разнообразны по их установками очень неравноценны. Они интенсивно множатся от десятилетия к десятилетию. В составе интерпретаций, притязающих на научность, есть место как обедняющему схематизму, искажениям, направлен- ческой узости и одержимости, таки глубочайшим про- никновениям. Теория литературы (в частности, отечественная) располагает богатыми неоценимо важным опытом аналитического и одновременно интерпретирующего рассмотрения литературных произведений, которое обогатило и углубило их понимание. Можно назвать в связи с этим написанные в е годы статьи А. П. Скафтымова о Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом, А. П. Чехове (в особенности о его драматургии филологически безукоризненный трактат философа А. А. Мейера Размышления при чтении « Фауста (серединах годов работы С. Г. Бочарова о Н. В. Гоголе и Е. А. Баратынском, Ф. М. Достоевском и А. П. Платонове, вошедшие в книгу О художественных мирах (1985), а также его монографию о Войне и мире статьи С. С. Аверинцева о поэтах разных стран и эпох, составившие его книгу Поэты (1996). Как образцы органического соединения внутритекстового имманентного) и контекстуального рассмотрения отдельного произведения достойны пристального внимания статьи Ю. М. Лотмана Идейная структура поэмы Пушкина «Анджело» и ДЕ. Максимова Об одном стихотворении (Двойник. |