Главная страница
Навигация по странице:

  • Межличностный подход

  • Янчук_Введение_в_СП_2005. Учебное пособие для вузов. Мн. Асар, 2005. 800 с. Isbn 5736701460


    Скачать 9.82 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов. Мн. Асар, 2005. 800 с. Isbn 5736701460
    АнкорЯнчук_Введение_в_СП_2005.pdf
    Дата22.04.2017
    Размер9.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯнчук_Введение_в_СП_2005.pdf
    ТипУчебное пособие
    #4958
    страница70 из 82
    1   ...   66   67   68   69   70   71   72   73   ...   82
    Социально-когнитивный подход. Подход фокусируется на мыслительной актив- ности, которая, как предполагается лежит в основании просоциального поведения. Сего- дня многими авторами он признается как ведущий в данной области. В рамках подхода нет какое-либо единой теоретической концепции, а скорее он представляет ряд относи- тельно автономных теоретических подходов к феномену просоциального поведения. Осо- бо сильное влияние на основоположения подхода оказали разработки представителей ког- нитивной психологии (особенно Пиаже) и разработки из экспериментальной социальной психологии в области социальной перцепции и атрибутирования.
    Latane и Darley (1970) отмечают, что для просоциального реагирования необходима быстрая переработка больших объемов информации. просоциальное поведение включает ряд основополагающих когнитивных процессов, включая восприятие, мышление, приня-
    Возникает вполне резонный вопрос почему моделирование должно способствовать развитию просоциального поведения и, особенно, связанного с самопожертвованием? Ряд возможных оснований описывают Perry и Bussey:
    2. Наблюдая последствия чьих-либо просоциальных действий может смягчить влияние представлений о возможных издержках такого поведения.
    3. Модели могут предоставлять иллюстрации позитивных последствий бытия просоциальным (такие люди вызывают восхищение) (1984, c. 247).

    Просоциальное поведение
    612
    тие решений, разрешение проблем и т.д., а также осведомленности в ожиданиях и нормах, регулирующих межличностные отношения.
    Считается, что обретение соответствующей мыслительной компетентности не явля- ется мгновенным или кумулятивным, а скорее результатом более широких принципов качественных изменений, происходящих по мере интеллектуального развития в детстве.
    Он представляет собой переход от нелогичности и эгоцентричности к логичности и эмпа- тичности и, наконец, моральности. В целом исследования просоциального развития пока- зывают формирование способности построения перспективы, ассоциируемой с просоци- альным поведением.
    В исследованиях был выявлен нормативных ожиданий, регулирующих просоци- альное поведение: норма социальной ответственности – мы должны помогать людям, нуждающимся в помощи (Berkowitz, Daniels, 1963), норма взаимности – мы должны по- могать тем, кто помогает нам (Grouldner, 1960), норма заслуженности – мы заслуживаем того, что заслужили (Long, Lerner, 1963).
    Приобретение норм не дает исчерпывающего представления о развитии просоци- ального поведения. Perry и Bussey (1984) отмечают сложность идентификации какой-либо единственной нормы как определяющей оказание помощи. Причем конформное по отно- шению к норме поведение с одной стороны может свидетельствовать о ее интерализован- ности конкретным индивидом, а с другой стороны подчинении социальному давлению
    (Turner, 1991). В определенных социальных контекстах может действовать несколько норм, конкурирующих друг с другом..
    Еще одним аспектом просоциального поведения является его связанность с эмпати- ей. Она действительно может мотивировать просоциальные действия. Гофман (Hoffman,
    1987) разработал интересную модель формирования эмпатии в ее взаимосвязи с социаль- но-познавательной активностью. Он предположил, что дети проходят ряд следующих ста- дий:
    2. Эгоцентрическая эмпатия – связанная с дифференциацией Я и другие и выра- жающаяся в осознании сложности постижения чувств других людей.
    3. Эмпатия к переживаниям других – связанная с развитием принятия ролей дру- гих людей и формированием способности к принятию их чувств и переживаний.
    Вместе с тем в рамках социально-когнитивного подхода к просоциальному поведе- нию остается и ряд нерешенных вопросов. Первый связан с вопросом почему люди оказы- вают помощь. Те представления, которые отражены выше вносят мало ясности. Подход практически индифферентен по отношению к изменениям, происходящим в социальном окружении индивида и их влияния на просоциальное поведение.
    Межличностный подход. Сторонники межличностного подхода основное внимание уделяют взаимозависимости людей. Представим себе, что Дима и Катя, гото- вясь к приближающемуся экзамену, решили объединить свои усилия. С этого мо- мента они начинают зависеть друг от друга, поскольку их успех определяется, по край-
    1. Глобальная эмпатия – ребенок недифференцированно реагирует на проблемы окружающих. В жизни много примеров такого рода, когда годовалый ребенок начинает плакать или смеяться вместе с окружающими.
    4. Эмпатия к условиям жизни других людей – связанная с развитием способности распознания сложностей условий жизни окружающих.

    Теоретические подходы к просоциальному поведению
    613 ней мере частично, качеством сотрудничества. Структура межличностного взаимо- действия может быть описана на основе достижения желаемых результатов. Каковы для
    Димы и Кати преимущества и недостатки сотрудничества или соперничества? Счи- тается, что люди стремятся максимизировать приобретения и минимизировать затраты. Наиболее разработанным объяснением поведения при межличностном об- щении является теория обмена, основные положения которой впервые были сформулированы Хомансом (Homans, 1961), Тибо и Келли (Thibaut, Kelley,
    1959) и Блау (Blau, 1964). С точки зрения теории обмена в ситуациях общения людьми движет стремление к достижению максимально позитивных для себя по- следствий.
    В 1978 г. Келли и Тибо расширили рамки начальной теории, создав общую теорию взаимозависимости, основные моменты которой уже знакомы читателю по главе, посвященной межличностному взаимодействию. Пойдя дальше исходных формули- ровок теории обмена, они сделали допущение, что взаимозависимые индивиды трансформируют отношения обмена, основанные на затратах и приобретениях, в про- социальные отношения. Возможно, для взаимозависимых личностей подобная просо-
    циальная трансформация поведения взаимно желательна. Она означает, что отныне действия человека ориентированы не только на личностно значимые последствия.
    Приоритет эгоистического решения (что является наилучшим для себя) заменяется приоритетом просоциального решения (что является наилучшим для другого). Если приоритет первого типа является основой отношений обмена, то второй тип состав- ляют отношения общности (или общинные отношения).
    Вероятность просоциальных трансформаций зависит от многих факторов. Как всем нам известно, возникают они не всегда, но их можно ожидать, если обратить- ся к длительно существующим дружеским отношениям. Таким образом, важная причина, порождающая просоциальные трансформации, скрывается в перспективе длительной взаимозависимости людей. В следующем разделе разница между обменом и отношениями общности будет охарактеризована подробнее.
    Просоциальная личность
    Влияние личности на просоциальное поведение особенно велико в тех случаях, ко- гда речь идет о долговременной деятельности, например о работе добровольцем в благотворительных организациях или донором, безвозмездно отдающим свою кровь. Но и в случае спонтанного просоциального поведения совокупность ка- честв, присущих просоциальной личности, считается важным фактором. Исследо- вания показывают, что на оба данных типа просоциального поведения оказыва- ют влияние одни и те же личностные характеристики.
    В качестве личностных детерминант просоциального поведения часто назы- ваются, уже отмечавшиеся, социальная ответственность и эмпатия, а также внут- ренний локус контроля. В то время как социальная ответственность и внутренний локус контроля способствуют возникновению у очевидцев происшествия чувства необходимости оказать помощь, высокая эмпатия помогает лучше понять нужды других. Oliner и Oliner (1988) показали, что у оказывающих помощь выражен внутренний

    Просоциальное поведение
    614
    локуса контроля. Хекхаузен связывает данный фактор с генерализованной социальной от- ветственностью.
    Еще одним свойством, присущим просоциальной личности, является вера в спра- ведливость мироустройства (Lerner, 1980), выражающая представление о том, что в целом люди получают то, чего они заслуживают. Незаслуженные страдания других представля- ют собой активную угрозу этой позиции. Чтобы утвердить ее, применяются различные поведенческие и когнитивные стратегии, в том числе попытки облегчить страдания жерт- вы путем оказания ей помощи либо преуменьшить ценность самой жертвы. Обе стратегии вполне действенны в восстановлении веры в справедливость мироустройства, поскольку они снижают представление о несправедливости страданий. С теоретической точки зрения связь между верой в справедливость мироустройства и просоциальным поведением зави- сит от ожидаемой эффективности просоциального поведения. Если оно оказывается эф- фективным (в том смысле, что проблема оказывается разрешенной), вера в справедливость мироустройства усиливает стремление помочь. Однако то же самое убеждение может ока- зать негативное влияние на просоциальное поведение, если страдания жертвы продолжат- ся, т.к. продолжающиеся страдания подрывают веру в справедливость мироустройства, и лучшей стратегией сохранения этой веры становится снижение ценности жертвы.
    Большая часть исследований посвящена спонтанному просоциальному поведе- нию. Гораздо хуже изучено волонтерство и оказание помощи на долговременной ос- нове. Сравнение обоих типов помогающего поведения обосновывают предположение о том, что волонтерство на постоянной основе в большей мере, чем спонтанная по- мощь, определяется диспозиционными особенностями помогающего. В исследова- нии Омото и Снайдера (Omoto, Snyder, 1995) изучались две группы диспозиционных переменных: просоциальность типа личности (измерявшаяся на основе показателей воспитания, эмпатического сочувствия и социальной ответственности) и мотивация к волонтерству. Последняя изучалась с помощью вопросника, содержавшего шкалы мотивации пяти типов: ценностей, понимания, личностного развития, заботы об об- щественном благе и стремления к повышению уважения. Результаты по пяти шка- лам комбинировались в единый показатель мотивации волонтерства. Ответы сотруд- ников организации, оказывающей помощь жертвам СПИДа, показали прямую связь этого показателя с продолжительностью работы в организации. Просоциальный тип личности респондентов оказывал положительное воздействие на удовлетворенность во- лонтера своей деятельностью, что, в свою очередь, позитивно сказывалось на про- должительности его работы. В целом прикладные исследования свидетельствуют о по- ложительной корреляции диспозиционных эмпатии и просоциального поведения.
    Дэвис (Davis, 1983) определил эмпатию как совокупность отдельных, но взаимно перекрывающихся конструктов. Он разработал многомерный опросник, состоящий из 28 пунктов, сгруппированных в четыре субшкалы, который был назван тестом межличност- ной реактивности (Interpersonal Reactivity Index). В качестве субшкал были выделены: при- нятие позиции другого (например, «Порой я пытаюсь понять своих друзей, представляя себе, как положение выглядит с их точки зрения»); эмпатическое переживание (например,
    «Я часто чувствую нежность и озабоченность по отношению к людям, которым повезло меньше, чем мне»); воображение (например, «Меня по-настоящему захватывают чувства литературных персонажей») и личностный дистресс (например, «Ситуации эмоционально-

    Просоциальная личность
    615 го напряжения пугают меня»). Принятие позиции другого и эмпатическое переживание могут рассматриваться как параметры диспозициональнои эмпатии, тогда как персональ- ный дистресс тесно связан с тревожностью, а воображение – с чувствительностью по от- ношению к другим. Диспозициональная эмпатия и личностный дистресс могут находиться в противоречии с ситуативной эмпатией и ситуативным дистрессом (приводится по Хью- стон, 2004).
    Модель просоциальной личности представлена на схеме № Х. Она включает в себя три компонента: просоциальную мотивацию, просоциальные черты и веру в справедли- вость мироустройства. Просоциальная мотивация и просоциальные черты оказывают только позитивное влияние на просоциальность поведения в разнообразных ситуациях, тогда как эффект веры в справедливость мироустройства зависит от того, верит ли человек, что оказание помощи может полностью ликвидировать несправедливость.
    Схема № Х. Модель просоциальной личности
    Вполне понятно, что данная модель не охватывает всего многообразия личностных детерминант просоциального поведения. Более того, тот же принцип взаимного детерми- низма Бандуры вполне убедительно обосновывает столь же равную значимость по отно- шению к нему социального контекста, к рассмотрению которого мы и переходим.
    Гендерные особенности просоциального поведения
    Проведенный анализ личностных особенностей просоциального поведения не включает гендерного аспекта, который сегодня привлекает все большее внимание. Даже на первый взгляд женщины производят впечатление более эмпатичных и готовых оказать помощь человеку, оказавшемуся в проблемной ситуации.
    Социальные стереотипы о том, что женщины более заботливы, более эмоциональны и более чувствительны к нуждам других чем мужчины, которые создают впечатление как о более жестких и жизнеутверждающих, достаточно распространены в разных культурах и подтверждаются многими исследованиями (Bem, 1993; Eagly, 1987; Piliavin, Unger, 1985; и
    Просоциальная мотивация
    Просоци- че
    Приводится по: Хьюстон, М., 2004, с. 285. альные рты
    Ответственность енний локус конт
    Внутр роля. Эмпатия
    Удовлетво- енность
    Просоциальное ведение р
    по
    Вера в справед- ливость миро- устройства
    Полное устранение несправедливости
    Непрекращающаяся несправедливость
    Изменение отношения к жертвам

    Просоциальное поведение
    616
    др.). еще М. Шериф набирал участников своих знаменитых экспериментов среди мальчи- ков, как менее просоциальных. Как с позиций теории социального научения так и социо- биологического подхода просоциальное поведение рассматривается как обладающее по- ловыми различиями и большей выраженностью у женщин. Согласно воззрениям социо- биологов мужчины рассматриваются как выполняющие защитную функцию в отношении своей семьи, в то время как женщины ассоциируются с заботой в отношении окружающих и особенно детей. Согласно теоретикам социального научения от ожидания других, оказа- ние помощи, и моделирование должны способствовать трансляции культурных норм, ре- гулирующих поведение женщин и мужчин. Все это порождает вопрос о том, в чем именно коренятся эти различия между полами в просоциальном поведении и эмпатии и сущест- вуют ли они на самом деле.
    Исследователи гендерных различий в проявлении просоциального поведения у взрослых выяснили: когда потенциальными помощниками были мужчины, «пострадав- шие» женщины имели больше шансов получить помощь. Когда потенциальными помощ- никами были женщины, то помощь в равной степени получали «пострадавшие» мужчины, и «пострадавшие» женщины. Мужчины чаще всего оказывают помощь одиноким и при- влекательным женщинам. Женщины не только получают больше предложений о помощи в определённых ситуациях, но они также чаще обращаются за ней. Этот факт объясняется гендерными различиями между независимостью мужчин и внутренней зависимостью женщин.
    Также бытует мнение о том, что в кризисных ситуациях, в случаях крайней необхо- димости женщины скорее получают помощь, нежели мужчины, тем более в том случае, когда эта помощь исходит от мужчин. Женщины также чаще обращаются за помощью.
    Люди более всего склонны помогать тем, кто, по их мнению, нуждается в помощи и за- служивает её, а также тем, кто похож на них.
    Общепринятые стереотипы, описывающие женщин заботливыми и сочувствующи- ми, наталкивают на мысль, что они должны больше, чем мужчины, помогать окружаю- щим, тогда как в ходе метаанализа социально-психологических исследований готовности помочь, проведённого Eagly, выяснилось, что чаще помогают другим мужчины, а не жен- щины. Авторы объясняют такой результат тем фактом, что типичное социально- психологическое исследование готовности помочь включает в себя создание ситуаций кратковременной помощи незнакомому человеку, как раз таких, в которых мужчина ско- рее всего окажет необходимую помощь. Авторы указывают, на то, что мужчины не отли- чаются от женщин в готовности помочь, однако существуют половые различия в оказании помощи, которые зависят от типов просоциального поведения.
    Отличие типов просоциального поведения у мужчин и у женщин можно понять, предварительно рассмотрев различные социальные роли, которые занимают мужчины и женщины. Согласно теории социальных ролей Eagly, не различия между мужчинами и женщинами заставляют их принимать разные социальные роли, а скорее благодаря разли- чию в социальных ролях мужчины отличаются от женщин. В отношении просоциальных поведенческих действий это положение можно сформулировать так: нормы, отвечающие за оказание помощи, различны для мужской и женской роли. Например, женская гендер- ная роль предписывает женщине заботиться о личных и эмоциональных потребностях других и помогать им в достижении целей («заботливая помощь»). Мужская роль поощря-

    Гендерные особенности просоциального поведения
    617 ет проявления более «героических» видов помощи, включающих необычные и рискован- ные действия по спасению, а также «кавалерские» виды помощи: помочь женщине, несу- щей тяжести и т.д.
    Piliavin и его коллеги объясняли гендерные различия оказания помощи в терминах соотношения «цена – выгода». Следуя их модели, люди помогают в том случае, если счи- тают, что выгода от помощи превосходит ту цену, которая осуществляется. Мужчины и женщины склонны по-разному определять цену и выгоду, в зависимости от требуемого приложения физической силы и связанной с действиями опасности. Исследования выяв- ляют весомые показатели половых различий, из которых видно, что мужчины скорее гото- вы помочь окружающим. Определённые виды помощи могут быть в большей или мень- шей степени присущими тому или иному гендеру, и, как отмечали Piliavin и Unger (1985), соответствующий полу вид помощи воспринимается как имеющий меньшую цену.
    Зарубежные психологи склоняются к мысли, что женщины более чувствительны и эмоциональны к потребностям других людей, чем мужчины. Социологи считают важным наличие образцов для подражания как источника информации относительно того, как и когда мужчины или женщины должны вести себя просоциально. Другие исследователи указывают на то, что обработка информации и определение её применимости разрабаты- вает познавательность, социальную компетентность и социальные знания. Согласно со- циобиологам, мужчины берут на себя роль защитника, в то время как женщины – заботли- во относиться к людям, особенно к детям.
    Следует отметить, что общепринятые стереотипы содержат идею о существовании множественных гендерных отличий в сфере эмпатии. По мнению Д. Барри, женщины лучше выражают эмоции и более восприимчивы к чувствам окружающих (эмпатичны), чем мужчины. Это объясняется тем, что мужественность обычно связывается с достиже- ниями, автономностью и стремлением к контролю – причём такому, в котором на первом месте стоит способность влиять на осознанное выражение или скрытие своих чувств. А женственность, наоборот, ассоциируется с межличностной коммуникацией, стремлением к объединению и активным выражением своих чувств. Различия в эмоциональности между мужчинами и женщинами можно рассматривать на нескольких уровнях. На одном уровне
    – способность понимать эмоциональное состояние других (эмпатия) и умение выразить это понимание (эмпатическая экспрессия). На другом уровне – переживания самим чело- веком своих эмоций (эмоциональные переживания) и его способы эти эмоции выражать
    (эмоциональная эксперсия).
    Наблюдение за моделью поведением оказывают влияние на формирование просо- циального поведения. Культура, принятая в определённом обществе предлагает опреде- лённые образцы для подражания членами различных социальных групп. Так, модели по- ведения, предлагаемые для мальчиков, значительно отличаются от моделей поведения, для девочек. Н. Иссенберг указывает на то, что в среднем женщины всех возрастов проявляют большой интерес к чувствам других, чем мужчины. Хотя представители обоих полов оди- наково разбираются в чувствах других людей, женщины более склонны к сопереживанию, так как эта роль им присуща имеющейся культурой. Эксперименты, посвящённые изуче- нию просоциального поведения, показали, что подражание поведению модели происходит с большей вероятностью в тех случаях, когда наблюдающие ощущают сходства между собой и моделью или когда модель воспринимается авторитетной и компетентной, чем

    Просоциальное поведение
    618
    они сами. Так, мальчики склонны подражать поведению других мальчиков, нежели пове- дению девочек, а дети скорее подражают поведению тех детей, которые чем-либо выде- ляются среди прочих: более социализированы, находятся в центре внимания или интерес- ных событий (Крайг, с. 423).
    Традиционно анализ половых различий сводится к демонстрации и доказательству характерных отличий мужской и женской природы при замалчивании возможной близо- сти некоторых психологических и поведенческих реакций у мужчин и женщин. Эпизоди- чески обращаясь к проблеме половой дифференциации, психологи ограничиваются кон- статацией «естественной противоположности мужского и женского начала». Наиболее часто подчёркивается наличие между мальчиками и девочками (мужчинами и женщина- ми) в интеллектуальном, моральном развитии, мотивации достижений, сфере поведенче- ских проявлений. Большинство исследователей половых различий склонны утверждать, что именно различия между полами в значительной степени имеют социокультурную де- терминацию.
    Теоретический анализ психологической литературы по данной проблеме позволяет сделать выводы о том, что просоциальное поведение имеет тенденцию увеличиваться с возрастом и уже с начальной школы можно судить о гендерных проявлениях. Развитие просоциального поведения варьируется, в том числе повторяющееся (рекуррентно), важ- ные факторы – это опыт и понимание других людей и их потребностей.
    Как свидетельствует анализ результатов многочисленных психологических иссле- дований о гендерных различиях в просоциальном поведении, такое поведение зависит от вида требуемой помощи и от того, подходит ли этот вид проявления просоциального по- ведения гендерной роли испытуемого.
    В целом нет сомнений в том, что социальные стереотипы о половых различиях дос- таточно устойчивы (Eagly, Crowley, 1986), но результаты эмпирических исследований не столь однозначны в подтверждении проявлений этих различий в просоциальном поведе- нии. Теоретики социального научения отмечают важную роль моделей как источников информации о том как и при каких условиях мужчинам и женщинам осуществлять просо- циальное поведение. Представители социально-когнитивного подхода дополняют этот вывод утверждением о том, что переработка этой информации и определение ее пригодно- сти к условиям конкретной ситуации опосредованы развитием когнитивной компетентно- сти и социального знания. Социобиологи, конечно, будут настаивать на том, что остается важный вопрос: почему ролевые представления ставятся на первое место?
    Как уже отмечалось выше, влияние социального контекста на просоциальное пове- дение столь же существенно, как и определенных личностных качеств. Традиционно к контекстуальным аспектам относят социализацию, влияние ситуативных факторов, ген- дерные и кросс-культурные различия.
    1   ...   66   67   68   69   70   71   72   73   ...   82


    написать администратору сайта