Главная страница
Навигация по странице:

  • Глоссарий Вера в справедливость мироустройства

  • Диффузия ответственности

  • Осознание нахождения под наблюдением

  • Плюралистическое игнорирование

  • Социальная ответственность

  • Для дополнительного чтения

  • По направленности на объект

  • Янчук_Введение_в_СП_2005. Учебное пособие для вузов. Мн. Асар, 2005. 800 с. Isbn 5736701460


    Скачать 9.82 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов. Мн. Асар, 2005. 800 с. Isbn 5736701460
    АнкорЯнчук_Введение_в_СП_2005.pdf
    Дата22.04.2017
    Размер9.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯнчук_Введение_в_СП_2005.pdf
    ТипУчебное пособие
    #4958
    страница72 из 82
    1   ...   68   69   70   71   72   73   74   75   ...   82
    . Присутствие других очевид-

    Условия оказания помощи и ее последствия
    627 цев вызывает в человеке чувство неловкости, поскольку они оказываются свидетелями потенциального вмешательства. Волнение особенно заметно, когда очевидец не уверен, удачным ли окажется его вмешательство. Однако этот же феномен может и повышать вероятность вмешательства.
    Люди, предлагающие помощь, обычно убеждены, что, если кому-то помочь, то человеку в результате не просто станет лучше, но он еще и будет испытывать чув- ство благодарности. Однако опыт повседневной жизни говорит о том, что это да- леко не всегда так. В частности иллюстрации сказанному представляют примеры избирательности оказания иностранной помощи, предоставляемой развивающимся странам. Многие государства Третьего мира с резкой обидой воспринимают дейст- вия правительств помогающих им стран. Почему возникает такая, на первый взгляд, парадоксальная картина?
    Вот одна из причин неоднозначности следствий помощи: если Дарья помогает
    Маше, этим она определяет Машу как лицо, нуждающееся в помощи. Существует мнение, что донор и реципиент договариваются о смысле своей межличностной свя- зи (Gergen, Gergen, 1983). Их отношения могут быть проинтерпретированы не только как взаимный обмен, но и как длительная зависимость реципиента от донора. Если аль- труистическое действие воспринимается как один из моментов взаимного обмена, реципиент может считать, что оба вовлеченных в эту связь индивида находятся во вза- имной зависимости друг от друга. Во втором же случае альтруистическое действие как бы подчеркивает зависимость реципиента, что может сопровождаться осознанием себя как ущербного.
    В подобных взаимоотношениях позиции доноров и реципиентов различны. Для доноров выгодно, что оказание помощи оценивается как социально желательное и
    «порядочное» действие. Хотя оно и требует затрат (например, времени, денег и уси- лий), позитивные последствия оказания помощи могут перевесить негативные. Ре- ципиент же не хочет, чтобы оказывающий помощь считал его неспособным кон- тролировать собственную судьбу. Избавляя себя от негативных ощущений, связан- ных с подразумеваемыми слабостью и подчиненностью, ассоциирующимися с ро- лью реципиента, он может трансформировать свое восприятие альтруистической связи, акцентируя внимание на ценности собственного вклада.
    Fisher, DePaulo и Nadler (1981) выделяют в отношениях помощи следующие основные компонента, влияющие на восприятие помощи: 1) характеристики донора
    (например, намерение манипулировать); 2) характеристики реципиента (например, самоуважение); 3) характеристики самой помощи (например, ее размеры) и 4) харак- теристики контекста ее оказания (например, возможность ответной помощи).
    Компоненты оказания помощи определяют величину ущерба или поддержки Я- образу реципиента. Если преобладает ощущение потенциального ущерба, можно ожидать отрицательной реакции. Она включает в себя негативные чувства, негатив- ную оценку донора и самой помощи, а также выраженную мотивацию.
    Каковы же основные детерминанты просоциального поведения? В данной главе мы акцентировали внимание на эффектах взаимности, настроении, социальной ответственно- сти, эмпатии и образцах для подражания.
    Главный принцип – это взаимность затрат и приобретений. Человек, отвечающий услугой на услугу, следует нормативным поведенческим предписаниям, поддержи-

    Просоциальное поведение
    628
    ваемым естественным отбором. Такое поведение чаще всего воспринимается как узако- ненное, и для реципиентов помощи маловероятны негативные последствия.
    Хорошее настроение повышает вероятность просоциального поведения, тогда как следствия плохого – более разнообразны. Однако угрызения совести, вызываемые проступком, позволяют с достаточной уверенностью прогнозировать просоциальное пове- дение, которое может интерпретироваться как процесс, содействующий поддержанию личностных связей.
    Диффузия ответственности снижает вероятность вмешательства очевидцев в про- исходящее; при этом индивидуальная склонность принимать на себя социальную ответственность прямо коррелирует с просоциальным поведением. Эмпатия – еще одно качество, в различной степени выраженное у отдельных людей и тоже непосредствен- но связанное с готовностью к просоциальному поведению. Сказанное справедливо как для диспозиционной, так и для ситуативной эмпатии. Социальная ответственность и эмпатия являются центральными характеристиками просоциальной личности.
    Наконец, феномены незнания чужой оценки и оценки своих действий другими, на- блюдавшиеся в группах пассивных очевидцев в ситуациях, требующих срочного вмешательства, могут служить примерами влияния окружения на наблюдателя. Если фе- номен незнания чужой оценки порождается пассивными очевидцами, принимаемыми ин- дивидом за образец поведения, то оценка своих действий другими является выражением тревожности, возникающей у многих людей, когда они не уверены в том, что следует предпринять, и знают, что действовать придется на глазах у публики.
    Теории, создаваемые для объяснения просоциального поведения, дополняют друг друга и могут применяться одновременно. Это позволяет лучше понять, чем опреде- ляется оказание или не оказания помощи в каждом конкретном случае. Если про- исходящее не воспринимается индивидом как ситуация, требующая помощи; если среди очевидцев возникает диффузия ответственности; если затраты на помощь высоки; если те, кто потенциально может оказать помощь, чувствуют, что другие посмеются над их неспособностью компетентно помочь, тогда вероятность вмеша- тельства в обстоятельствах, не требующих отлагательства весьма низка.
    Глоссарий
    Вера в справедливость мироустройства (just-world belief) Общее представле-
    ние, что в целом люди получают то, чего они заслуживают. Незаслуженные
    страдания других угрожают вере в справедливость мироустройства и мотиви-
    руют попытки восстановить ее путем уменьшения страданий жертвы (оказа-
    ние помощи) или переоценки ее значимости.
    Взаимность (норма взаимности) (reciprocity norm of)) Норма, в соответствии
    с которой мы должны делать для других то, что они делают для нас. Норма вза-
    имности призывает к позитивным ответам на «хорошее» поведение и к негатив-
    ным на «плохое». О просоциальной взаимности говорят в тех случаях, когда люди
    осуществляют помощь, «оплачивая» ранее предоставленную им услугу.
    Диффузия ответственности (diffusion of responsibility) Когнитивная реинтер-
    претация происходящего, разделяющая ответственность между группой лиц, в
    результате чего каждый из членов переживает меньшую ответственность.

    Глоссарий
    629
    Иначе говоря, в группе каждый индивид чувствует себя менее ответственным,
    чем в одиночку. Между свидетелями происшествия, требующего срочного вме-
    шательства, ослабление чувства ответственности за происходящее может
    стать причиной замедления оказания помощи.
    Осознание нахождения под наблюдением (evaluation apprehension) Неприят-
    ное чувство, испытываемое человеком, за чьим поведением наблюдают посто-
    ронние. Оно может порождать тревогу и ухудшать качество деятельности или
    уровень ее выполнения, в зависимости от привычности задачи и от прошлого
    опыта.
    Плюралистическое игнорирование (pluralistic ignorance) убежденность, что
    собственное восприятие ситуации отличается от точки зрения других (притом,
    что видимое поведение субъекта идентично поведению других наблюдателей). В
    группах очевидцев событий, требующих срочного вмешательства: ошибочный
    вывод каждого из очевидцев, что другие интерпретируют происходящее как без-
    обидное происшествие.
    Социальная ответственность, норма социальной ответственности (social
    responsibility, norm of) Предписывает людям помогать тем, кто от них зависит.
    Она противоположна норме самодостаточности, предполагающей, что в первую
    очередь люди должны заботиться о самих себе.
    Угрызения совести, или вина перед другими (interpersonal guilt) Неприятное
    чувство по отношению к самому себе, возникающее а результате осознания сво-
    ей ответственности и неприятности других людей или за причиненный им ущерб.
    Эмпатия (empathy) Аффективное состояние, возникающее у индивида при не-
    посредственном наблюдении эмоционального состояния другого лица. Это со-
    стояние является результатом принятия личностью позиции другого и понима-
    ния его чувств.
    Вопросы для обсуждения
    1. Многие исследования обнаруживают влияние хорошего настроения на помо- гающее поведение. Как вы объясняете эти результаты? Почему эффект хоро- шего настроения крайне непродолжителен?
    2. Каковы характеристики просоциальной личности?
    3. Какую роль играет эмпатия в качестве детерминанты просоциального по- ведения?
    4. Опишите разницу между ситуационной и диспозиционной эмпатией.
    5. Являются ли мотивы просоциального поведения альтруистическими или эгоистическими? Какие эмпирические исследования можно было бы провес- ти, чтобы исследовать этот вопрос?
    6. Как вы объясните тот факт, что просоциальное поведение редуцируется, если нарушается личный стандарт справедливости?
    7. Как ситуационные факторы усиливают или ослабляют просоциальное пове- дение, осуществляемое в соответствии с нормой социальной ответственно- сти?
    8. Возможно ли уменьшить диффузию ответственности, часто наблюдаемую в чрезвычайных ситуациях?

    Просоциальное поведение
    630 9. Почему уместно говорить о норме взаимности в просоциальном поведе- нии, особенно если речь идет о принимающих помощь лицах, обладающих высокой самооценкой?
    Для дополнительного чтения
    • Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М.: Аспект Пресс,
    1999.
    • Пайнс А., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СП б, Изда- тельство «Питер», 2000.
    • Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

    Основной источник
    Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штребе. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

    Янчук В.А.
    Агрессивное поведение
    В главе представлен обзор теоретических подходов и результатов эмпи- рических исследований, направленных выяснение особенностей и механиз- мов осуществления и формирования агрессивного поведения. Проблема агрес- сивного поведения рассматривается с учетом специфики конкретных социальных систем, в которых оно проявляется, таких, как семья, школа и работа и т.п.
    Представлено описание интегративных моделей, анализирующих агрессивное поведение с точки зрения субъекта. Показывается, что процесс принятия реше- ния об осуществлении или не осуществлении агрессивных действий находится в прямой зависимости от социальных нормам, атрибутирования и интерпретации, осуществляемых с конкретных позиций. Рассматриваются индивидуальные осо- бенности проявления агрессии и реагирования на нее и пути регулирования.
    Агрессия и насилие являются, увы, достаточно распространенными формами пове- дения в обществе. Многие из нас становились либо жертвами насилия или агрессивных действий, либо их свидетелями. Более того, многие из нас и сами иногда проявляют агрес- сивность в отношении окружающих. Агрессивное поведение стало характерной особенно- стью современной жизни и многие убеждены в том, что она постоянно растет. свидетель- ства чему с избытком поставляются средствами массовой информации.
    Определение агрессии в существенной степени детерминирована теоретическими подходами, которые будут представлены позже. Особую проблему для социальных психо- логов представляет определение агрессии по результатам эмпирических исследований.
    Изучение агрессивного поведения в экспериментальных или естественных условиях тре- бует определенного согласия в отношении путей и средств описания и объяснения фено- мена. Еще одну проблему создает определение агрессии на бытовом уровне или с позиции обыденного сознания, предполагающее наделение данного феномена определенным и по- нятным значением. Степень согласия в определении агрессии определяется так же и соци- альными и культурными стандартами воспринимающего. Существуют культуры и суб- культуры, рассматривающие насилие как вполне естественное и даже необходимое. С дру- гой стороны насилие рассматривается как неприемлемое для европейской культурной тра- диции.
    В свете вышеизложенного становится понятным по отношению к агрессивному по- ведению предпринято немало теоретических объяснений и эмпирических исследований, часто противоречащих друг другу. В частности такое противоречие имеет место и по от- ношению к самому определению феномена. Тем не менее, сегодня можно говорить об оп- ределенном согласии исследователей в том, что для агрессивного поведения особенно ха- рактерны: 1) причинение ущерба или нанесение травмы другому лицу или организму; 2)
    намерение вызвать негативные последствия для жертвы. Оба эти аспекта охватыва- ются определением, предложенным Бэроном: «Агрессией называется любая форма пове- дения, направленная на причинение ущерба или нанесение травмы другому живому
    Определение агрессии

    Определение агрессии
    632
    существу, стремящемуся избежать подобного обращения» (Baron, 1977, с. 74). Бле- квелловская энциклопедия по социальной психологии определяет ее как: «Преднамерен- ное и внтуреннеобусловленное причинение вреда другому человеку, мотивированному на избегание такого обращения с собой» (2000, с. 16).
    Проблема определения агрессии связана с проблемой ее измерения. Любое опреде- ление должно содержать элемент операциональности, предполагающий включение инди- каторов проявления изучаемого феномена и средств их измерения и фиксации. На практи- ке исследователи склонны использовать определения, соответствующие их собственным приоритетам. Следствием этого является варьирование способов и инструментов изучения агрессивности от автора к автору при внешнем использовании одного и того же понятия
    «агрессия». Например можно ли уравнивать протест аборигенов против захвата их родной земли с актами международного терроризма?
    Так как проблема определения агрессии не решена мы должны задаться вопросом как ее операционализировать, т.е. создать операциональное определение. Сложность ре- шения этой задачи связана еще и с тем, что различные авторы используют разные измери- тельные процедуры к одному и тому же понятию или номинальному определению. При- меры такого рода представлены во вставке № Х.
    Вставка № Х. Экспериментальные аналоги агрессии
    • Стучание кулаком по надувной пластиковой кукле (Bandura с соавт. 1963).
    Нажимание на кнопку, вызывающую электрический шок у кого-либо другого (Buss, 1965).
    • Бланковая оценка учителями и одноклассниками уровня агрессивности детей ((Eron, 1982).
    • Письменные самоотчеты подростков, состоящих на учете в милиции их прошлого агрессивного поведения (Leyens с соавт., 1978).
    • Словесное выражение готовности использовать насилие в лабораторных условиях (Geen, 1978).
    Приводится по: Hogg M.A., Vaughan G.M., 1995. c. 369.
    По этой причине вопрос проведения исследования требует скрупулезной проработ- ки операциональных определений и подбора адекватных инструментов, выраженных в них индикаторов агрессивности как таковой. Этот момент должен обсуждаться при сопос- тавлении результатов различных исследований друг с другом, т.к. вполне может получить- ся, что сравниваются совершенно нерядоположные данные. Например, если придержи- ваться уже упоминавшегося определения агрессии как «преднамеренного и внтуреннеобу- словленного причинения вреда другому человеку, мотивированному на избегание такого обращения с собой», мы должны использовать, как минимум, инструменты, позволяющие фиксировать преднамеренный и внтуреннеобусловленный характер агрессивных действий и уровень мотивированности объектов агрессивных действий на их избегание.
    Существует множество способов вести себя агрессивно. Ряд авторов проводил классификацию типов агрессивного поведения на основе различных критериев, деля, в частности, агрессию на физическую и вербальную (Buss, 1961), на оборонитель- ную и наступательную, спровоцированную и беспричинную (Zillmann, 1979), аф-
    Типология агрессивного поведения

    Агрессивное поведение
    633 фективную и инструментальную (Geen, 2000) и др. Вполне очевидным является то, что наше восприятие агрессивных действий выходит за рамки объективного описания или наблюдения, основываясь скорее на предположениях. Мы вернемся к этому явлению в дальнейшем. Здесь же приведем типологию агрессивного поведения, обобщенную известным отечественным исследователем данной проблемы И.А.
    Фурмановым (2004, с. 23-24). Он типологизирует агрессивность по ряду критери- ев:
    1. По направленности на объект – на внешнюю (гетеро), характеризую- щуюся открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) либо на безличные обстоятельства, предметы или социальное ок- ружение (смещенная агрессия) и внутреннюю (ауто), характеризующуюся выражением обвинений или требований, адресованных самому себе.
    2. По способу выражения – на произвольную, возникающую из желания, намерения, воспрепятствовать, повредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого- нибудь оскорбить и непроизвольную, представляющую собой нецеленаправлен- ный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда действие непод- контрольно субъекту и протекает по типу аффекта.
    3. По конечной цели – на инструментальную (конструктивную), когда действия имеют позитивную ориентацию и направлены на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (здесь рас- сматривают индивидуальную инструментальную-своекорыстную и бескорыст- ную, а также социально-мотивированную инструментальную-асоциальную и про- социальную агрессию) и враждебную (деструктивную),когда в действиях про- слеживается стремление к насилию, а их целью является нанесение вреда другому человеку.
    4.
    1   ...   68   69   70   71   72   73   74   75   ...   82


    написать администратору сайта