Янчук_Введение_в_СП_2005. Учебное пособие для вузов. Мн. Асар, 2005. 800 с. Isbn 5736701460
Скачать 9.82 Mb.
|
ЧАСТЬ VII. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Феномен социального поведения и его особенностей, являющейся предметом рас- смотрения данного раздела книги, является одной из наиболее сложных проблемных об- ластей социальной психологии. Само понятие в большей степени связано с попыткой по- нять некоторые специфические формы поведения человека в обществе, связанные с оказа- нием безвозмездной помощи, посягательством на достоинство других людей, предубеж- денным отношением к ним. Эти формы поведения не могут быть выведены или объясне- ны в рамках какой-либо рациональной логики, т.к. в первом случае речь идет о действиях в той или иной степени затратных для себя, во втором – о действиях, приносящих вред себе и другим и подвергающихся социальному осуждению, в третьем – о предвзятом отноше- нии к другим незаметном для себя или находящем неочевидные для других оправдания. Тем не менее, они распространены, их результаты ощущаются на себе многими, наконец, оно не может быть выведено логически из внутренней природы самого человека и соци- альной природы человечества, в силу своей противоречивости и необоснованности. По- этому то оно и обозначается как социальное поведение в классическом его бихевиорист- ском понимании – как то, что наблюдаемо и описываемо. Но современная социальная психология не удовлетворяется констатацией внешне наблюдаемых особенностей, как и не ограничивается описанием и анализом ситуаций, в которых оно проявляется, а пытается понять их социальную, в том числе и личностную подоплеку, знание которой позволит найти и необходимые регуляторы. Начнем с поведе- ния просоциального как наиболее гуманного и в поощрении и развитии которого челове- чество заинтересовано в первую очередь. Просоциальное поведение представляет собой очень широкое понятие, вклю- чающего в свое содержание действия, позитивно оцениваемые обществом. Все Дей- ствия, направленные на оказание помощи другим людям являются формами просо- циального поведения. Виспе (Wispe, 1972), один из виднейших исследователей в об- ласти просоциального поведения определяет его как поведение, обладающее пози- тивными социальными последствиями и привносящее вклад в физическое и психоло- гическое благополучие других людей. Блеквелловская энциклопедия социальной психологии определяет его как «позитивно оцениваемые межличностные действия, соответствующие культурным и социальным стандартам» (1996, с. 460). Объектом просоциального поведения опять-таки выступают не абстрактные организации или люди вообще, а конкретные люди, столкнувшиеся с различного рода проблемами (например, голодающие, неимущие, жертвы природных катаклизмов и т.п.). Близки- ми понятиями (но не синонимами) являются «помогающее поведение», «оказание под- держки», «альтруизм», «благотворительность», «сотрудничество», «дружба», «самопо- жертвование» и многое другое. Главной целью данной главы является нахождение ответа на вопрос: поче- му люди бескорыстно помогают друг другу? Как и в предшествующих главах эта про- Просоциальное поведение Просоциальное поведение 606 блема рассматривается с позиции разных перспектив и подходов: биологического, персо- нологического, интеракционистского и теории социальных систем. Рассматри- вается два важнейших для объяснения феномена просоциального поведения по- нятия: эмпатии и социальной ответственности. Описываемые теории дополняют друг друга и в комбинации могут быть использованы для прогнозирования про- социального поведения. Исследования оказания помощи показывают, что влия- ние ситуации на просоциальное поведение весьма велико. Однако помимо си- туационных факторов необходимо учитывать индивидуальные различия, лежащие в основании альтруистической личности. И, наконец, обсуждается психологические особенности принятия помощи. Термины «помогающее поведение», «просоциальное поведение» и «альтру- изм» описывают взаимодействие между людьми, оказывающими помощь, и теми, кто ее принимает. При этом люди, оказывающие помощь, всегда чего-то лишаются (денег, времени, здоровья и т.п.), а принимающие помощь – всегда что-то при- обретают, причем получаемое ими обычно дороже для них, чем затраченное пер- выми. «Помощь» – самое широкое из этих понятий. О «просоциальном поведении» говорят как о действии, направленном на улучшение положения принимающего помощь. Применение данного понятия ограничивается ситуациями, в которых субъект дейст- вия не мотивирован исполнением профессиональных обязанностей, а объектом помощи является люди сами по себе, а не организация. В определении «альтруизма» существу- ет еще одно ограничивающее ситуацию условие, а именно: мотивация действий оказы- вающего помощь характеризуется принятием позиции другого и наличием эмпатии. Со- отношение трех данных понятий проиллюстрировано на схеме № Х. В целом, про- социальное поведение может явиться как результатом стремления к получению соб- ственной выгоды (эгоистически мотивированное поведение), а также быть выгод- ным для других людей (альтруистически мотивированное поведение). По ходу Рас- смотрения вопроса мы будем использовать термин «просоциальное поведение», включая в его содержание как эгоистически, так и альтруистически мотивированное поведение. Термин «альтруистическое поведение» будет использоваться, дл подчер- кивания альтруистической мотивации данного конкретного действия. Примеры альтруистического поведения многогранны и многообразны. Это может быть и помощь старушке, переходящей улицу, дача денег взаймы, оказание первой меди- цинской помощи нуждающемуся человеку и т.п. альтруистические поступки могут быть В фильме Стивена Спилберга «Список Шиндлера» показана реальная история дра- матического спасения из нацистской Германии германским промышленником Оска- ром Шиндлером более тысячи евреев. Этот человек подвергался большому личному риску и жертвовал как своим временем, так и деньгами, чтобы помочь евреям бежать от нацистов. Разрушительнейшее цунами 2004 года в Юго-Восточной Азии, унесшее де- сятки тысяч жизней, всколыхнуло людей всего мира, собравших сотни миллионов долла- ров безвозмездной помощи для пострадавших. Немало таких примеров и в нашей собст- венной истории. В осажденном Ленинграде полуголодные люди делились последним ку- сочком хлеба. Традиционным для нашей культуры является оказание помощи для пого- рельцев и других пострадавших. Эти примеры можно продолжать и продолжать. Общее в Социальное поведение 607 них одно – отклик на проблемную ситуацию других, принятие их боли и страданий на се- бя. Вопрос о том, что лежит в основании просоциального поведения во многом определяется уровнем анализа: биологический, личностный, межличностный или анализ на уровне социальных систем. Нахождение ответа на этот вопрос интересу- ет исследователей, придерживающихся разных психологических перспектив и подходов. Ни один из них не дает исчерпывающего объяснения, но каждый из них вносит свою лепту в углубление представлений о сути и возможной природе дан- ного явления. по нашему глубокому убеждению только в диалоге разновзглядья становится возможным нахождение новых возможностей и ресурсов понимания феномена просоциального поведения и всех других социально-психологических феноменов. Так как любое социальное явление является продуктов взаимодейст- вия людей, а они живут в собственном биологическом теле, то с биологического подхода мы и начнем. Социобиологический подход. Данный подход объясняет просоциальное пове- дение в понятиях врожденных или генетических тенденций. Возникает интересный во- прос: как процесс естественного отбора мог бы благоприятствовать гену, повышающему склонность индивидуума помогать другим? Просоциальное поведение может счи- таться результатом естественного отбора, если оно скорее повышает, чем понижает шансы индивидуума (или его родственников) на оставление потомства. Развитию просоциального поведения могут способствовать два общих процесса: родственный отбор и норма взаимности. Схема № Х. Соотношение альтруизма, просоциального и помогающего поведения. Альтруизм Просоциальное поведение Помогающее поведение Приводится по: Хьюстон, М. 2004, с. 278. Теоретические подходы к просоциальному поведению Просоциальное поведение 608 Начнем с родственного отбора. Репродуктивный успех индивида (то есть ви- довая приспособленность) предполагает распространение его генов в следующем поколении. Видовая приспособленность представляет собой сумму собственных ус- пехов индивида в выведении потомства (прямая приспособленность) и некоторой доли соответствующих достижений его сородичей, обеспеченных им (непрямая приспособленность). Например, коэффициент родства между детьми одной семьи (сиблингов) составляет 1/2. Следовательно, распространению своих генов один из сиблингов может способствовать, повышая шансы на выживание своих братьев и сестер. Теория взаимного альтруизма (Trivers, 1971) объясняет просоциальное поведение на основе принципа взаимности среди неродственников. Базовое положение этой теории со- стоит в том, что просоциальное поведение благоприятствует естественному отбору, если оно строится на принципе взаимности и если затраты, вкладываемые помогающими, ниже, чем получаемая ими при этом польза. Смысл принципа взаимного альтруизма может быть проиллюстрирован следующим примером: Тане стоит защищать свою подругу при усло- вии, что другие (в частности, подруга), будут защищать Таню. Кросс-культурные исследо- вания оказания и принятия помощи показывают, что взаимность является универсальным феномен, существующим в различных культурах, и что частота оказания и частота приня- тия помощи высоко коррелируют между собой. Если затраты помогающего низки, а польза, получаемая принимающим, высока, взаимный альтруизм может быть выгодным. Проблема с просоциальным поведением та- кого типа состоит в том, что другие могут эксплуатировать его в своих эгоистических це- лях. Таким образом, взаимный альтруизм может быть ограничен определенными условия- ми: высоким уровнем доверия между оказывающим помощь и принимающим ее, стабиль- ностью состава группы, продолжительностью ее существования и высоким уровнем при- знательности между членами группы. Доверие часто возникает как следствие близкого знакомства и сходства установок. Таковы, в целом, условия, повышающие вероятность взаимной поддержки и снижающие опасность эксплуатации просоциальных реакций. Социобиологи утверждают, просоциальное поведение сохраняется только в случае его способствования выживанию биологического вида. В противном случае оно было бы атавистичным. Во многих паттернах поведения в естественном окружении могут быть найдены примеры такого парадоксального для выживания явления как самопожертвова- ние. Описано много случаев самопожертвования самками птиц себя во имя отвлечения от птенцов хищников. Мангусты сражаются со своими гораздо более сильными врагами за- щищая окружающих, в том числе людей, от их угрозы. Тем не менее, все эти вреде бы связанные с самопожертвованием действия не явля- ются в полной мере альтруистичными или «бесплатными». Они направлены на выживание рода. Согласно социобиологам, индивиды мотивированы на развитие не просто свое при- способленности, а исключительной приспособленности, которая включает как их собст- венное выживание, так и выживание следующего поколения. Эта способность самопо- жертвования во имя выживания рода с точки зрения социобиологов может передаваться только генетически благодаря наличию гена выживания. По их мнению этот вывод под- тверждается еще и тем, что способность самопожертвования не может быть поддержана посредством механизма подкрепления или поощрения / наказания. Теоретические подходы к просоциальному поведению 609 Идея о том, что мы обладаем биологической предуготованностью к оказанию по- мощи является достаточно дискуссионной и стимулировала ряд открытых дебатов между социобиологами и психологами (Vine, 1983). В целом социальные психологи не принима- ют биологического объяснения просоциального поведения. Социобиологические пред- ставления подвергаются критике прежде всего из-за игнорирования самой возможности социального научения, которое с их точки играет одну из ведущих ролей в процессе разви- тия просоциального поведения. Еще одно основание для критики связано с его непригод- ностью для объяснения индивидуальных различий в просоциальном поведении. Другое основание связано с тем, что он не объясняет возрастные изменения просоциального пове- дения Личностный подход. Подобно биологическому подходу, личностный подход рассматривает просоциальное поведение с точки зрения склонности индивида к оказанию помощи. Однако эта склонность не обязательно считается генетически обусловленной (хотя эта возможность не исключается), а приписывается социально- му научению. Существует два основных типа личностных теорий альтруизма: одни объясняют альтруистическое поведение в терминах настроений, (эмоциональных) состояний, а другие утверждают, что альтруизм определяется устойчивыми харак- теристиками личности. Эмпирические исследования показывают, что помогающее поведение осно- вано на позитивном настроении, порождаемом успехом либо мыслями о бывших приятных событиях. Например, дети, находящиеся в хорошем настроении, больше расположены к милосердию и охотнее делятся с другими, чем дети в нейтральном настроении. Однако эффект, оказываемый хорошим настроением на принятие помогаю- щего поведения, относительно непродолжителен. В полевом исследовании (Isen, Clark, Schwartz, 1976) жителям Ланкастера (штат Пенсильвания) приносили на дом в качестве подарка упаковку канцелярских принадлежностей. Спустя непродолжительное время у них дома раздавался телефонный звонок; звонивший якобы набирал ошибочный номер. Он просил испытуемых помочь ему дозвониться в нужное место. Эксперимен- тальный звонок раздавался 1, 4, 7, 10, 13, 16 или 20 минут спустя после первого контакта (доставки посылки). Как видно из рис. 9.2, отклик на эту просьбу был весьма велик через 1, 4 или 7 минут после получения подарка (в среднем за выполнение за- дачи брались 83 процента участников). При промежутке в 10, 13 и 16 минут уровень по- зитивной реакции снижался примерно до 50 процентов. И, наконец, 20 минут спустя после получения подарка, только 12 процентов испытуемых соглашались оказать не- знакомцу любезность. Эти данные соответствуют результатам контрольной группы, не получавшей подарка. Эти данные могут объясняться моделью «недавности аффекта», разрабатывавшейся Бауэром (Bower, 1981) и Форгасом (Forgas, 1992). В модели рассматривается роль на- строения в переработке информации. Считается, что оно способствует избиратель- ной активации и облегчает доступ к содержанию памяти, соответствующему данному на- строению. Хорошее настроение порождает позитивные мысли, которые включают в себя и позитивно окрашенные действия, в частности, просоциальное поведение. Просоциальное поведение 610 Другой подход, также рассматривающий роль эмоциональных состояний с инфор- мационной точки зрения, известен как модель «аффекта как источника информации» (Schwarz, 1990). Предполагается, что люди следуют эвристике «Что я чувствую на этот счет?», в том смысле, что свое актуальное эмоциональное состояние они использу- ют как некую информацию, интегрируя ее как составляющую в общем выводе о си- туации. В отличие от модели «недавности аффекта» модель «аффекта как источника ин- формации» используется при анализе упрощенной переработки стимула на основе эври- стик. Например, если человека просят кого-то оценить, он может просто сослаться на то, что чувствует по отношению к нему. Таким образом, чувства могут выступать в качестве источника информации, заме- щающего тщательное аналитическое суждение. Например, приятное чувство может заста- вить человека поверить в безопасность данного окружения. Модель «аффекта как источ- ника информации» просто предполагает, что субъекты действия воспринимают свое на- строение как показатель безопасности ситуации. Сигналы об опасности подавляют просо- циальные реакции, тогда как относительное отсутствие опасности и соответствующее хо- рошее настроение могут способствовать просоциальному поведению. При обобщении данных, касающихся влияния хорошего и плохого настрое- ния, выявилась их асимметричность. Судя по всему, эффект хорошего настроения силь- нее и устойчивее, чем плохого. С эволюционной точки зрения может быть выдвину- то возражение, что плохое настроение сигнализирует о неприятностях и возможной опасности. Следовательно, оправдан вывод о том, что, когда индивид находится в состоя- нии высокой сосредоточенности на себе, плохое настроение подрывает альтруистические намерения, повышая воспринимаемую цену вмешательства. Мета-анализ действий личности в условиях плохого и нейтрального настроения об- наружил, что угрызения совести (вина перед другими) – как негативная эмоция особого рода – устойчиво повышают вероятность помогающего поведения. В целом, чувство вины, будучи реакцией на собственные дурные поступки играет определенную роль в поддержа- нии связей личности. Уровень просоциального поведения будет максимальным, если субъект действия нанес вред другому лицу (угрызения совести), и минимальным, если вред нанесен другим лицом ему самому (виктимизация). Подход теории социального научения. В рамках данного подхода практически все разновидности и формы поведения объясняются в понятиях научения, обусловленного социальным окружением. В отношении просоциального поведения они подчеркивают ве- дущую роль двух процессов: поощрения / наказания и научения через наблюдение или моделирование. Аргументируя роль поощрения / наказания представители данного подхода обосно- вывают существование механизмов внутреннего поощрения, например уже рассматри- вавшегося аффекта. Существенна роль и внешнего поощрения / наказания, способствую- щего интернализации просоциального поведения, что продемонстрировано в ряде экспе- риментальных исследований (Durkin, K., 1995, c. 440). Тем не менее, тот факт что при специально организованных в лабораторных усло- виях поощрениях / наказаниях в повышается уровень проявления просоциального поведе- ния ставит вопрос о возможности их перенося на естественные условия. Одна из проблем заключается в том, что дети скорее реагируют на требования экспериментатора нежели Теоретические подходы к просоциальному поведению 611 самостоятельно приходят к решениям об осуществлении просоциальных действий. Часто они просто антиципируют его цели и хотят знать сколько и что они получат за выполнение желаемых действий. Еще одна проблема связана с тем, что если подкрепления прекраща- ются можно предположить, что поведение вернется к исходному уровню, что означает необходимость наличия постоянных подкреплений просоциального поведения на протя- жении всей жизни. Частично эта проблема решается посредством включения процессов научения через наблюдение или моделирование. Многие исследования, да жизненная практика свидетель- ствуют о том, что дети подражают просоциальным моделям. В частности моделирование просоциального поведения в игровой форме часто повышает его воспроизведение в усло- виях реальной жизни. Дети с удовольствием воспроизводят модели при условии сохране- ния позитивного фона. Исследования эффекта телевизионного моделирования просоци- ального поведения также показали их эффективность особенно если они предоставляются регулярно и в привлекательной форме. Другое дело, что детям сложно вычленить эти мо- дели из передач, специально на это ненаправленных. 1. Модели могут учить детей тому, что следует делать, соответственно дети могут бояться быть подвергнутыми наказанию за невыполнение социально жела- тельных действий. В противоположность социобиологии подход с позиции теории социального науче- ния предоставляет внушающее доверие снование для объяснения индивидуальных разли- чий в просоциальном поведении, обосновывая, что в их основе лежат различия в социали- зации. В то же время этот подход не лишен и недостатка, выражающегося в недооценке самостоятельной активности детей и их понимании причин просоциального поведения. Другим недостатком подхода является придавание процессу развития знания кумулятив- ного характера в то время как в реальности оно носит качественный характер со свойст- венными ему скачками и переходами. |