Чтение 2 класс. Материал. Урок Тема
Скачать 307.5 Kb.
|
Тема. Из детских журналов Цели: познакомить учащихся с новым разделом, с детскими журналами; развивать навыки выразительного осознанного чтения; прививать интерес к чтению. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, придумывать свои вопросы по содержанию. Оборудование: выставка детских журналов; карточки (текст для речевой разминки, задания). Ход урока Организационный момент Речевая разминка Прочитайте стихотворение «шипящим» способом. Незваный гость вломился в дверь — Пес тут как тут, как хищный зверь! А званый гость явился в дом — Виляет добрый пес хвостом. Прочитайте медленно (еще: с ускорением, замедлением, скороговоркой; с удивлением, восхищением, выразительно). Актуализация знаний. Постановка целей урока К какому разделу вы отнесли бы это стихотворение? («О братьях наших меньших».) Изучая этот раздел, произведения каких авторов вы читали? Где можно было найти материал к уроку? (В книгах, энциклопедиях, журналах.) Сегодня мы открываем новый раздел учебника. У нас получилось название «Из детских журналов». Прогнозирование раздела Как вы думаете, чему мы будем учиться, изучая этот раздел? Откройте учебник на с. 157. Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе. Чему мы научимся? Чему мы будем учиться? Подумайте: какие произведения предложат нам авторы учебника в этом разделе? (Предположения детей.) Какие детские журналы вы знаете и любите читать? Прочитаем авторский текст на с. 158. (Читают хорошо читающие учащиеся.) А теперь — выборочное чтение. Ответы на вопросы найдите в тексте. Какие журналы здесь названы? Что в них можно найти? Какие журналы читали ваши прабабушки и прадедушки, когда были маленькими? Кто в них печатался? Так с чем же мы познакомимся в этом разделе? Физкультминутка Продолжение работы по теме урока Вопросы из журналов Подумайте над вопросами из детских журналов, стараясь не смотреть ответы. (Самостоятельная работа учащихся.) Читаем выразительно вопросы и отвечаем на них. Придумайте свои интересные вопросы, задайте их классу. Обзор журналов Давайте познакомимся с некоторыми детскими журналами, которые издаются сегодня. Если какой-то из них вы уже видели, читали, то сообщите об этом позже. Материал для учителя Журнал «Приключения Шрека» — любимое издание многих детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Каждый выпуск журнала «Шрек» посвящен известному сказочному персонажу, которого художники мастерски ввели в мир мультфильма «Приключения Шрека». Редакция журнала придумала необычную систему кодовых ключей, позволяющую решить многочисленные задания выпуска. Также дети могут поиграть с наклейками и получить эксклюзивные амулеты для игры в журнале и ролевых игр со сверстниками. Детский юмористический печатный журнал «Ералаш» выходит с 2005 г. Это издание для мальчишек и девчонок от 6 до 12 лет. В журнале печатаются сказки, сказочные повести, рассказы, пьесы, стихи. Часто авторами журнала выступают сами читатели. Журнал «Геоленок» — младший брат солидного журнала «Гео», издастся в России с 2003 г. Журнал содержит качественный познавательный материал. Журнал «Ну, погоди!» родился как совместный с коллективом создателей сериала проект. Детский писатель и сценарист Александр Курлиндский придумал оригинальные сюжеты. Художник-мультипликатор Алексей Котеночкин сумел бережно перенести в статичный мир рисованных историй то обаяние мультяшных Волка и Зайца, которое приковывает к экранам и детей, и взрослых. В журнале ребята могут найти стихи, кроссворды, головоломки и даже призы. Рефлексия Подведение итогов урока Какой раздел мы начали изучать на уроке? С какими журналами вы познакомились? Какие из них вам были известны? Домашнее задание Приготовить интересный материал к уроку из своего любимого журнала. Тема. Д. Хармс «Игра» Цели: познакомить учащихся с журналами для детей 1920-1940-х гг.; рассказать о Д. Хармсе, его творчестве; развивать у детей навыки выразительного осознанного чтения, интерес к чтению, внимание к авторскому слову. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме. Оборудование: выставка детских журналов, портрет и книги Д. Хармса. Ход урока Организационный момент Речевая разминка Прочитайте скороговорку. Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу. Прочитайте с разной интонацией. Проверка домашнего задания Расскажите о журнале, который вы принесли на урок. Что из этого журнала вы приготовили к уроку? Кто из вас читает журналы? Какие это журналы? Введение в тему урока Знаете ли вы, что ваши прабабушки и прадедушки читали журналы «Чиж» и «Еж»? «Чиж» (это «Чрезвычайно интересный журнал») издавался в Ленинграде (теперь Санкт-Петербург) в 1930—1940 гг. для дошкольников. А «Еж» (это «Ежемесячный журнал») для детей младшего и среднего школьного возраста издавался с 1928 г. Материал для учителя Детские журналы в прошлом веке В 1920—1930-е гг. в нашей стране была создана широкая сеть детских газет и журналов. Выдержать конкуренцию с ленинградскими журналами «Еж» (1928—1935) и «Чиж» (1930—1941) не в состоянии было ни одно детское периодическое издание тех лет. Писатель Чуковский утверждал, что «никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне веселых, истинно литературных, детски озорных детских журналов». Авторский состав будущих «Чижей» и «Ежей» формировался вокруг детского отдела государственного издательства (ГИЗ) в Ленинграде. Он был создан в 1924 г. по инициативе Чуковского. В первые годы своего существования отдел меньше всего был похож на государственное учреждение, а скорее напоминал литературную студию, где вырабатывались, утверждались и претворялись в жизнь принципы новой литературы для детей. Звучали шутки, пародии, эпиграммы, рождались гениальные замыслы. «Весь этот пятый этаж ежедневно и в течение всех служебных часов сотрясался от хохота. Некоторые посетители детского отдела до того ослабевали от смеха, что, покончив свои дела, выходили на лестничную клетку, держась руками за стены, как пьяные», — вспоминал Чуковский. Как ни странно, подобная атмосфера не только не препятствовала делу, а, наоборот, повышала трудовые показатели всех сотрудников веселого цеха. День ото дня, упражняя свою фантазию, воображение и остроумие, писатели и художники поддерживали в себе высочайший творческий тонус, приобретали уникальные профессиональные качества, необходимые создателям веселой детской книги. Наиболее смелым и удачным из многочисленных опытов Маршака стало приглашение в детский отдел (а затем в журналы) лидеров молодой, но уже опальной литературной группы ОБЭРИУ — Д. Хармса, А. Введенского, Н. Заболоцкого. Патриарх детской литературы безошибочно уловил в «заумной» поэзии обэриутов те качества, которые способны обогатить литературу для детей: искренность чувств, свежесть ритмов, склонность к причудливому словотворчеству, нестандартное мышление. Вскоре обэриуты действительно стали ведущей силой. Творческое наследие С. Маршака, К. Чуковского, В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина, Е. Шварца, Б. Житкова, М. Ильина, значительная часть из которого увидела свет на страницах «Ежа» и «Чижа», давно уже составляет фундамент детской литературы. В первой половине 1960-х гг. в детскую литературу постепенно стали возвращаться произведения Д. Хармса, А. Введенского, Н. Заболоцкого. Сегодня они по праву считаются классикой. Очень популярным был журнал «Юный строитель», который выпускался с 1923 г. «Рабочей газетой», причем невиданным для того времени тиражом: 100 тысяч экземпляров. Издавала журнал группа молодых педагогов. Здесь печатались лучшие советские писатели. Специально для малышей существовал отдел «Красные маки», из которого в 1924 г. родился знаменитый журнал «Мурзилка». Концепция «Мурзилки» устоялась не сразу, первые номера были заполнены «сюсюканьем» об игрушках, всяких мелких проблемах. С приходом в журнал таких мастеров, как С. Маршак, А. Барто, К. Чуковский, А. Гайдар, журнал «Мурзилка» переменился, стал самым любимым изданием нескольких поколений детей. Журнал был очень хорошо оформлен. Классикой графики для детей стали иллюстрации в «Мурзилке» великолепных художников А. Дейнеки, Е. Чарушина, М. Черемных. Работа по теме урока Рассказ учителя о Д. Хармсе Сегодня мы познакомимся с одним из авторов этих журналов, прочитаем его произведение. Это писатель Даниил Хармс. Материал для учителя Даниил Иванович Ювачев (1905-1942) - это настоящие имя и фамилия — родился в Петербурге в семье дворянина-народовольца, бывшего политзаключенного, отсидевшего в тюрьме и отбывшего ссылку на Сахалине. Будущий поэт свободно говорил и читал по-немецки и по-английски. Он получил образование в таком учебном заведении Петербурга, где преподавание велось на иностранных языках. Чармс — так впервые он в 1922 г. подписался под шуточным стихотворением. И в английском, и в немецком языках эго слово означает «обаяние», «прелесть», по-французски это звучит как «шарм». Тогда, в юности, поэта привлекало именно это человеческое качество. Постепенно закрепился псевдоним Хармс. После школы Хармс учился в электротехникуме, а вечерами становился актером, выступая на эстраде под именем Даниэля Шармса. Он очень выразительно читал стихи, прекрасно чувствовал ритм, имел актерский дар, неплохо пел, играл на музыкальных инструментах, оригинально рисовал. Современники Хармса вспоминают, что он очень любил розыгрыши, проделки, шутки не только в поэзии, но и в жизни. В комнате Хармса стоял предмет, который удивлял всех приходивших, — он состоял из железок, досок, пустых папиросных коробок, пружин, велосипедных колес, веревок и консервных банок. Сам писатель объяснял, что это машина, которую ему захотелось иметь в доме, т. е. никак не объяснял. Управдом не переставал удивляться, что жилец постоянно меняет таблички с именем на двери. Даниил Хармс всегда подписывался псевдонимами. Среди множества псевдонимов есть такие: Карл Иванович Шустерлинг или Пустерлинг, Шардам, Дандан, Иван Торопышкин, писатель Колпаков и др. Чаще всего повторялось имя Хармс. В середине 1920-х гг. Д. Хармс и его друзья — Александр Введенский, Юрий Владимиров, Николай Заболоцкий — объединились в литературнопоэтическую группу ОБЭРИУ. Это расшифровывалось как «Объединение реального искусства». Поэтов часто спрашивали: почему в конце буква У? «Потому что, потому, что кончается на У!» — отвечали они. Для веселья. Все члены этой группы считали себя шутами, и поэзия их была шутовской. Они сочиняли небылицы, считалки, выдумывали новые слова, писали бессмысленные стихи, экспериментировали. Во взрослой поэзии это сделать было трудно. Их не понимали. Даже начали бороться с такого рода искусством: поэты подвергались арестам и ссылкам. Зато их заметил и оценил С. Маршак - он активно привлекал новых поэтов и писателей в детскую литературу. И не ошибся. Эта группа поэтов сделала журналы «Чиж» и «Еж» самыми популярными в те годы. Первичная проверка понимания Что вы запомнили из моего рассказа о Д. Хармсе? Каким вы себе его представляете? Как вы думаете, понравятся ли вам его стихи? Какими они будут, как вы считаете? (Веселыми, смешными..) Физкультминутка Продолжение работы по теме урока Стихотворение Д. Хармса «Игра» Первичное чтение Прочитаем стихотворение Д. Хармса «Игра» (с. 160-164). (Читают учитель и учащиеся.) Работа с текстом Понравилось ли вам стихотворение Д. Хармса? Оправдались ли ваши ожидания относительно его стихотворений? Что значит «по панели»? (По тротуару.) Какие слова вызвали затруднение при чтении? Давайте научимся их читать. Зачем автор все время повторяет слова, строки, а иногда и целые отрывки текста? (Примерный ответ. Он тоже играет, только со словами. Получается считалка, задается ритм. На самом деле так и играют - все действия повторяются.) В стихотворных строчках обычно не меньше трех-четы- рех слов, а здесь каждое слово с новой строки. Для чего? (Примерный ответ. Чтобы мы при чтении выделяли голосом каждое слово и чтобы получалось ритмично, громко. В каждой строчке каждое слово - главное; не надо искать, где бы поставить логическое ударение.) Выразительное чтение (Дети читают стихотворение выразительно.) Рефлексия Что вы узнали на сегодняшнем уроке? За что вы похвалили бы себя? Что у вас особенно получилось? Подведение итогов урока О творчестве какой группы поэтов вы сегодня узнали? О жизни какого человека вы сегодня читали и слушали? Что вы запомнили? С каким стихотворением вы познакомились? Домашнее задание Подготовиться к выразительному чтению стихотворения. Найти в журналах другие стихи Д. Хармса, приготовиться читать их в классе. Урок 5 7. Д. Хармс «Вы знаете?..» Цели: продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; развивать у них творческие способности; прививать интерес к литературному творчеству, чтению детской литературы. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме. Оборудование: выставка детских журналов, портрет и книги Д. Хармса; карточки (текст для речевой разминки, задания). Ход урока Организационный момент Речевая разминка Сегодня мы будем работать со скороговоркой Елены Благининой. Она построена так же, как и народная. Но это авторская скороговорка, так как у нее есть автор. У Вари на бульваре Варежки пропали. Воротилась Варя Вечером с бульвара, И нашла в кармане Варежки Варвара. Прочитайте медленно, затем с разной интонацией и скороговоркой. Какие звуки повторяются в этой скороговорке? (Звуки [в] и [р].) |