История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с. История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В. В. С. Нерсесянца
Скачать 5.72 Mb.
|
Спекулируя на жажде такой «справедливости», обещая ее, на- ционал-социалистические, фашистские демагоги заработали изрядный политический капитал — доверие миллионов и мил- лионов немцев. Его они сумели обрести, в частности, путем настойчивого внедрения в общественное сознание духовных ценностей, кото- рые страшно понижали культуру, венный и интеллектуальный уровень немецкого народа. У этих ценностей были свои соответствующие истоки. Остановимся на трех из них. Первый — немецкий национализм. Он включал в себя как признание этнического (охотнее и чаще даже расово- го, т. е. прежде всего биологического) начала решающим фак- тором процесса, так и идею (а рав- но чувство) превосходства немецкой нации над остальными на- циями, народами. Этот национализм был насквозь пропитан антисемитизмом. Концепцию исконного неравенства рас, их 778 Глава 19. Зарубежная политико-правовая мысль в XX в, деления на «полноценные» и «неполноценные», идею борьбы «благородных» рас против «неполноценных» как содержания всемирной истории первым соединил с «германством» Хьюстон С. Чемберлен (1855-1927). Второй идеологический источник немецкого национал-со- циализма — вся доморощенная доктрина национального со- циализма. В 1919 г. вышла в свет книга Освальда Шпенглера (1880—1936) «Пруссачество и социализм». Шпенглер утвер- ждал: «Старопрусский дух и социалистический образ мыслей, ненавидящие сегодня друг друга братской ненавистью, есть фактически одно и то же». Отличительная черта немецкого, «прусского социализма» — торжество принципа чиновничества, согласно которому бук- вально каждый член немецкой народной общности независимо от рода его занятий обретает и реализует статус чиновника, на- ходящегося на службе у государства; частнособственнический уклад жизни остается неколебимым, но производство и обра- щение организуются посредством государства. В нем царит по- рядок, базирующийся на казарменной дисциплине и строгой иерархической субординации. Непосредственно сами идеологи германского фашизма ме- нее всего рисуют немецкий социализм как антикапиталистиче- ский строй, как антипод мира частнособственнических от- ношений. Для них приемлемы предпринимательство и кон- куренция, всякий капитал, любая (хоть трижды частная) собственность, если они производительны, «работают» на на- цию. Обличаются (да и то скорее всего лицемерно, напоказ) спекуляция и т. п., жертвами которых могут быть-де в равной мере и люди наемного труда, и работодатели. Цель немецкого социализма — ликвидация классовой борьбы, воцарение согла- сия между Капиталом и Трудом. Чтобы его достичь, надо всего лишь устранить отдельные дефекты в наличной системе и искоренить в умах рабочих классовое мировоззрение, марксизм. Третий идеологический источник национал-социалистиче- ских воззрений — традиция антилиберализма, издавна быто- вавшая в Германии. Либеральное направление в политике и идейной жизни подвергалось там беспрерывным нападкам на протяжении всего XIX в. Сначала они шли со стороны фео- дальных критиков капитализма, затем их продолжили предста- вители правоконсервативных кругов германской буржуазии. Политико-правовая идеология национал-социализма 779 Им было неугодно превращение верноподданного обывателя в самостоятельную личность, которая обладает всеми необходи- мыми правами и свободамц и потому уже более не является по- слушной марионеткой в руках всевластного государства. Для них свободная личность, к тому же имеющая надежные закон- ные гарантии своей свободы, являлась подлинным бедствием Германии. Сильной была и традиция осуждения марксизма, возникшая в Германии во второй половине XIX в. Ярость его противни- ков, в особенности националистически ориентированных, про- воцировалась, с одной стороны, интернационалистской окрас- кой марксизма, а с другой — еврейским происхождением его творца. «Мыслительный материал», пошедший на постройку нацио- нал-социалистической (немецко-фашистской) идеологии, во- брал в себя самые худшие (с точки зрения общечеловеческих ценностей) продукты в истории немецкой (впрочем, не одной только немецкой) духовной культуры. Никакие средства не бы- ли низкими, никакие приемы не были предосудительными для тех, кто добывал и компоновал такой материал. Опираясь на него, национал-социалисты развивали свои представления о политике, господстве, государстве и т. д. Идейное ядро этих национал-социалистических представле- ний — проект тоталитарной политической власти. Основное его содержание составляют следующие утверждения. Тоталитарная политическая власть есть то единственное организационное устройство, которое одно интегрирует всю нацию в сплочен- ную целостность, наводит в ней порядок и полно представляет все ее интересы. Данная власть есть институциональная систе- ма, которая берет под свой абсолютный и непререкаемый идео- логический, политический (а по возможности и экономиче- ский) контроль как все общество в целом, так и важнейшие сферы его жизнедеятельности. В системе тоталитарной политической власти государству отводилось отнюдь не центральное, а куда более скромное ме- сто. По убеждению национал-социалистов, государство должно быть лишь одним из элементов (но вовсе не главным) герман- ской политической общности. Она имеет тройственное члене- ние. Ее образуют: 1) «движение» (т. е. национал-социалистиче- ская немецкая рабочая партия); 2) «государство» (собственно государственный аппарат); 3) «народ» (т. е. немцы, сорганизо- 780 Глава 19. Зарубежная политико-правовая мысль в XX в. ванные в различные непартийные и негосударственные объеди- нения). В структуре германской политической общности безогово- рочно приоритетной ее частью идеологами фашизма признава- лась их партия — Национал-социалистическая немецкая рабо- чая партия (немецкая аббревиатура — НСДАП). Они считали ее объединением, собравшим под свои знамена элиту, лучших людей нации, которые в силу свойственных им качеств одни имеют исключительное право руководить страной. Подобными качествами не обязательно являются родовитость или знат- ность, богатство или образованность. К избранным принадле- жат те, кто обладает энергией, способностью лучше других по- нять и воплотить требования «национального духа», кто готов идти на все ради достижения такой цели. Какие политико-идеологические установки определяли кон- кретные особенности положения национал-социалистической немецкой партии внутри германской политической общности? Во-первых, ориентация на устранение с социальной арены всех политических партий и общественных группировок, кроме са- мой фашистской партии и подчиненных ей организаций, т. е. установка на утверждение в Германии фашистской однопар- тийной политической системы. Во-вторых, курс на превраще- ние фашистской партии в монопольного обладателя публично- властных прерогатив и в институт, осуществляющий монополь- ное идеологическое господство. В-третьих, линия на установле- ние безраздельного контроля фашистской партии над государ- ством и лишение последнего роли самостоятельного политиче- ского фактора. Диктат нацистской партии государством предлагалось обеспечить с помощью ряда средств. В особенности упор де- лался на «унификацию» партии и государства. Точнее говоря, на срастание нацистской партии с государством и на осуществ- этой партией полновластного руководства им. Конкретно под «унификацией» понималось проведение комплекса опреде- ленных практических мер. Укажем некоторые из них. Назначе- ние на все мало-мальски заметные государственные посты ис- ключительно членов нацистской партии. Принадлежность к ней — первая и важнейшая привилегия при занятии государст- венной должности. Сосредоточение на самом верху политиче- ской пирамиды государственной и центральной партийной вла- сти в одних и тех же руках. Узаконение самим государством 10. Политико-правовая идеология национал-социализма 781 повсеместного партийного контроля над всеми государствен- ными органами, их кадрами и деятельностью. Передача госу- дарственных функций органам нацистской партии. Слияние родственных, «однопрофильных» государственных и партийных формирований. Установление государственной платы (подобно жалованью чиновникам) партийным функционерам, которые занимаются собственно партийно-организационной и агитаци- онно-разъяснительной работой. Одновременно подчеркивалась также потребность и в сохра- нении немалого числа внешних, сугубо институциональных различий между партией и государством. Мнение об удержании названных различий базировалось на той посылке, что органи- зационное, формальное несовпадение партии и государства со- ответствует глубокой исторической традиции (отход от которой принесет больше издержек, чем дивидендов) и является по прагматически-политическим мотивам целесообразным. Фашистско-партийному государству, по мысли его конст- рукторов, подлежало стать (и оно стало!) полной противопо- ложностью демократически-правового государства, которое они отвергали как противное природе германской нации уста- новление. Что не устраивало их в этом типе государства? От- сутствие в нем режима личного господства и носителя принци- пов подлинной государственности. Вызывали неприязнь нор- мальное состояние общества в качестве предпосылки правового государства и легальность, якобы заменившая собой справедли- вость. Отталкивали парламентаризм и многопартийная систе- ма, плюрализм политических сил и их влияние на государство, равенство всех перед законом и судом. Идеалом же рисовалось государство, в котором покончено с демократией, преодолены индивидуализм и раздробленность буржуазного общества. Такое государство должно было сло- житься на расовой основе и структурироваться по сословиям, сотрудничающим во имя высших интересов нации. В нем нет места гражданам, там все — подданные, которые обязаны слу- жить государству и исполнять его приказы. В этом государстве торжествует постулат: решения (веления) сверху вниз, ответст- венность снизу вверх. Шельмование концепции демократического правового госу- дарства, в котором приоритетными ценностями признаются личные свободы индивида, гарантии их осуществления, не по- мешало нацистским идеологам на свой лад воспользоваться ка- 782 Глава 19. Зарубежная политико-правовая мысль в XX в. тегорией «правовое государство». Если Веймарская республика была, с их точки зрения, «формальным» правовым государст- вом, то повергший эту республику национал-социалистический «третий рейх» возник как «материальное правовое государство». «Материальное», ибо опиралось не на право, толкуемое в лега- листском смысле, а на право силы, вернее просто на физиче- скую силу. Руководство таким государством должно было осуществ- ляться (либо уже осуществлялось) исключительно вождем (фю- рером) — Гитлером. Постулат о необходимости именно такого политического руководства государством, движением, народом, или «фюрер-принцип», также входит в ядро фашистской идеоло- гии. Ее приверженцы видят в вождизме (Гитлер — олицетворе- ние верховного вождя) естественное следствие и завершение иерархического построения всякой расовой социально-полити- ческой общности. Для них вождизм — наилучшая форма орга- низации власти, упорядочения властных отношений. Вождист- ская система предполагает на каждой ступени партийной и го- сударственной иерархии соответствующего назначенного чиновника — начальника, который самолично и правильно ре- шает все, отнесенное к его компетенции. Свою власть он полу- чает от вышестоящего начальствующего лица, от него полно- стью зависит и непосредственно перед ним отвечает. Никакие представительные учреждения, тем более «низы», не могут вме- шиваться в прерогативы и деятельность начальствующих лиц (т. е. «фюреров» разных рангов). На вершине всей иерархической пирамиды стоит одна фигу- ра — фюрер, вождь. По фашистским понятиям, фюрер уника- лен, он лучший из лучших: он самый одаренный и доблестный из всех своих современников. В нем воплощаются судьбы наро- да. В его руках сходятся нити организации иерархического го- сударства и единства жизни нации. Фюрер неприкасаем, стоит выше всякой критики. То, что он говорит, — всегда истинно, ему неведомы ошибки, заблуждения, и он всегда неизменно прав. Вождь фактически обожествлен. «Фюрер-принцип» вы- ступает синонимом безудержного культа вождя. Фюрер персонифицирует волю народа, точно выражает его расовый дух. Поэтому авторитет его непререкаем, власть без- гранична. Она носит по преимуществу (в плане обоснования) мистический и личностный характер. Вождь — харизматиче- 10. Политико-правовая идеология национал-социализма 783 ский лидер. Беспрекословное выполнение приказов фюрера или приказов подчиненной ему касты фюреров меньшего ка- либра и есть осуществление чаяний народа. Между фюрером и народом нет (и быть не может) каких-либо посредников. Вождь и народ едины. Никакие представительные учреждения не в со- стоянии выражать общенародные интересы. На это способен только фюрер. Посему никто не должен хоть в малейшей степе- ни ограничивать его власть, его служение идее народа. Субстратом государственности выступает «народ», «народная общность». Нацисты уверяли, будто «народ» для них — основопо- лагающая ценность. В государстве он, будучи первичным, изна- чальным образованием, обретает официальную организацион- ную форму своего бытия. Категорией «народ» (и различными производными от этой категории словосочетаниями) перенасы- щены тексты нацистских идеологов. В повышенном внимании к такому феномену, как народ, нет ничего предосудительного, порочного. Но сугубо ущербна, демагогически лжива его нацио- нал-социалистическая трактовка. Зиждется она на нескольких посылках. Во-первых, на мах- рово расистском убеждении, что немецкий народ есть общ- ность людей, объединенных главным образом одной кровью. Постоянство, неизменность этой крови обеспечивает конти- нуитет и вечность немецкого народа. Сохранение биологиче- ской чистоты крови («арийской», «нордической» и т. п.) со- ставляет едва ли не наивысшую национальную цель. Во-вто- рых, на признании «закона целого», согласно которому «народная общность» как органическое целое не просто боль- шая по своим внешним размерам величина, но и величина бес- конечно более важная, чем сами по себе составляющие ее чле- ны; они значимы лишь как неотъемлемые частички этого гро- мадного целого. В-третьих, на представлении о монолитности немецкого народа, притом не только расово-биологической, но также политической, правовой, мировоззренческой. Наряду с «фюрер-принципом» категория «народ», подвергну- тая нацистской обработке, предназначалась для искоренения теории и практики демократического правового государства. С ее помощью старались, в частности, опрокинуть один из устоев ли- берализма: взгляд на свободного независимого индивида как на ценность приоритетную в нормальном зованном обществе. Нацистское кредо было радикально иным, прямо противоположным: «Ты — ничто, твой народ — все!» 784 Глава 19. Зарубежная политико-правовая мысль в XX в. Народ становился неким боготворимым сверх-Я, инстанци- ей, которая определяет человеческое существование вообще, детерминирует все деяния людей. Дабы покончить со свобод- ной автономной личностью, растворить гражданина в безликой унифицированной массе «народной общности», пропагандиро- валось то мнение, что отдельно взятый человек принадлежит в первую очередь не самому себе, а своему народу, ибо от него он получает жизнь и место в социальной жизни. Распространяя столь превратное мнение, нацистская пропаганда создавала миф об устранении в «третьем рейхе» дифференциации «народ- ной общности» на гражданское общество и государство, об от- сутствии при нацистском строе противостояния личности госу- дарству. Индивид, заключенный в железные тиски «народной общ- ности», лишен пространства своей автономной жизнедеятель- ности, гарантированного от произвольного вторжения партии и государства. Такое пространство исчезло, как исчез и свобод- ный гражданин. Его заменил преданный член «народной общ- ности», совершенно всем ей обязанный и полностью ей ненный. Он существует ради нее. Его ничуть не заботит защита и реализация собственных прав и свобод. Он озадачен лишь тем, чтобы содействовать сохранению и преуспеванию народа как целостности. Согласно нацистскому канону, истинный немец, «народный товарищ», повязан непреходящей ответственностью перед герман- ской нацией. Ответственность эта выражается в самых разных формах, и от нее он никак не может уклониться, ибо по приро- де своей — вечный должник «народной общности», государст- ва. Зато государство ничего не должно ему; перед ним и ему подобными оно никакой ответственности не несет. С проникновением нацистских идей в германскую юриспру- денцию она стала радикально меняться и быстро утрачивать черты профессионального научно-правового знания, приходить в упадок. Национал-социалистски ориентированные авторы яростно атаковали мировоззренческие устои традиционной ев- ропейской теории права: рациональное мышление, искусство аргументации, открытость критике, толерантность, отсутствие национальных барьеров и т. п. В борьбе с этими устоями на первый план выдвигались такие вещи, как вера в фюрера, здо- ровая народная сентиментальность, дух «крови и почвы», пре- дубеждения разного рода, иррационализм, мистика и проч. 10. Политико-правовая идеология национал-социализма 785 Своей собственной логически цельной теоретико-правовой системы германский фашизм не создал. Термин «право», ко- нечно, употреблялся. Но в качественно ином, нежели ранее, смысле. Антиюридизм нацистских правоведов выражал себя по-всякому. В частности, через отрицание ими «нормативной юриспруденции», правового позитивизма как учения сугубо формалистического, наднационального, игнорирующего «мате- риальные» слагаемые права: «справедливость», «народность» и др. Под сурдинку неприятия правового позитивизма вообще отвергались понятия «личность», «субъект нрава», «правовое достояние», «интерес», «правомерность», «правоспособность». Субъективное право в новую эпоху (т. е. нацистском режи- ме) объявляется вообще несуществующим. Его нет, поскольку немцы, «народные товарищи», имеют лишь обязанности, кото- рые во сто крат важнее каких-либо правомочий. На базе такого нигилизма ничего стоящего, конструктивного в области науки права сделать нельзя. Оттого и набор высказываний нацистских деятелей о праве почти це- ликом состоит из пустых формул и банальностей, чей юриди- ко-содержательный смысл почти невозможно уловить. Немно- гое можно узнать о своеобразии правопонимания тех, напри- мер, кто усматривает сущность и задачи права в согласии чувств и воли всех «товарищей по праву», кто квалифицирует право в качестве внешней оболочки, способной иметь какое угодно внутреннее наполнение, кто оценивает римское право как холодное и индивидуалистическое и кто фактически не идет дальше приведенных и аналогичных им нелепостей. В чем же все-таки заключается специфика национал-социа- листического правопонимания? |