Главная страница
Навигация по странице:

  • большевики

  • Ленин

  • Политические взгляды И. В. Сталина.

  • Иосиф Виссарионович Сталин

  • не случайно выпячивает Сталин идею дик- татуры пролетариата.

  • для укреп- культа власти

  • Насилие в любых ситуациях остается имманентным и важнейшим признаком пролетарской

  • неприятие демократических норм и процедур по- литической жизни

  • История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с. История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В. В. С. Нерсесянца


    Скачать 5.72 Mb.
    НазваниеВ. С. Нерсесянца
    АнкорИстория политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с.pdf
    Дата14.03.2017
    Размер5.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Уч.pdf
    ТипУчебник
    #3766
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница76 из 87
    1   ...   72   73   74   75   76   77   78   79   ...   87
    Советская республика сочетает черты государственной и обще-
    ственной организации; в ней соединяются элементы представи- тельной и непосредственной демократии. Советы — учрежде- ния, которые одновременно и законодательствуют, и испол- няют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов. Строится и функционирует такого типа республика на основе демократического что означает (по крайней мере, должно означать) выборность всех органов вла- сти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность,
    сменяемость депутатов и т. д.
    Политико-юридические, конституционно-правовые аспекты устройства системы Советов сравнительно мало интересуют Ле- нина. Главное для него — насколько Советы фактически в со- стоянии быть инструментами диктатуры пролетариата или, что одно и то же, находиться под беспрекословным руководством большевистской партии. Без этого Советы, в глазах Ленина,
    никакой ценности не имеют. Лозунг «Советы — без коммуни- стов!» представляется ему контрреволюционным, смертельно опасным для диктатуры пролетариата. Достаточно лишь этой ленинской установки, чтобы сильно усомниться в Советах как власти, способной и намеренной дать в мире раз- витие и расширение демократии именно для гигантского боль- шинства населения, для эксплуатируемых и трудящихся».
    Роль коммунистической партии в общем механизме проле- тарской государственной власти Ленин определяет так: «Дикта- туру осуществляет организованный в Советы пролетариат, ко- торым руководит коммунистическая партия большевиков».
    В свою очередь, самой партией руководит Центральный Коми- тет. Внутри него образуются еще более узкие коллегии (Полит- бюро, Оргбюро). Они-то, эти «олигархи», верховодят в Цен- тральном Комитете. А вот и главное: «Ни один важный полити- ческий или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руково- дящих указаний Цека партии». На упреки в том, что он и его партийные товарищи установили диктатуру одной (большевист-

    828 Глава 20. Россия в XX в.
    ской) партии, Ленин отвечает: «Да, диктатура одной партии.
    Мы на ней стоим и с этой почвы сойти не можем».
    В ленинской концепции места и функции большевистской партии в системе диктатуры пролетариата (как и в ленинской практике осуществления данной концепции) партия и институ- ты государства внешне сохраняют свои специфические черты.
    Но на уровне кадровом своим персональным составом (прежде всего руководящим, командным) эти структуры переплетаются,
    сращиваются. Большевики в качестве партийных функционе- ров выносят управленческие решения, а в качестве руководя- щих работников госаппарата — они же проводят их в жизнь.
    По сути дела, большевики («непосредственно правящий аван- гард пролетариата»), нелегитимным путем установившие гос- подство над страной, концентрируют в своих руках прерогативы
    законодательной, исполнительной и судебной властей. Не получа- ется даже «однопартийного государства», ибо — по большому счету — нет самой государственности как суверенной организа- ции публичной власти. Есть декоративные, государствоподоб- ные образования, легко становящиеся козлами отпущения за всяческие провалы и вместе с тем поддерживающие миф о не- погрешимости, всепобеждающей силе большевистской партии.
    Узурпируя полномочия государства, она не терпит никакого контроля общества над собой, не несет перед ним никакой ре- альной ответственности. Чего стоят в свете этого фразы о вели- чии и достоинстве «пролетарской», «советской», «новой» демо- кратии, «социалистической законности» и проч.!
    Положения о диктатуре рабочего класса, пролетарской демо- кратии, о соотношении коммунистической партии и советского государства, об экономических функциях такого государства,
    его территориальном единстве, внешней политике образуют костяк ленинского учения о социалистической государственно- сти. Однако чересчур долгой жизни Ленин этой государственно- сти не прочит. Он как марксист стоит за отмирание
    государства:
    Марксу, пролетариату нужно лишь отмираю- щее государство, т. е. устроенное так, чтобы оно немедленно на- чало отмирать и не могло не отмирать». Ленин неоднократно по- вторяет эту мысль:
    государство сейчас же после его победы начнет отмирать, ибо в обществе без классовых про,- тиворечий государство не нужно и невозможно». Разумеется,
    окончательное отмирание государства Ленин увязывает с выпол- нением ряда высоких социально-экономических и общекультур-

    1. Политико-правовая идеология большевизма 829
    ных условий. Но сама идея отмирания государства остается в марксизме-ленинизме незыблемой и сугубо важной.
    Предпринимавшиеся как будто попытки двигаться по сте- зе, ведущей в итоге к отмиранию государственности, привели,
    однако, вовсе не к деэтатизации общества и формированию системы коммунистического, общественного самоуправления.
    Обернулось это полной анемией собственно государственных институтов, формированием в обществе таких негосударствен- ных структур (компартия), которые создали организацию то- талитарной власти и сами стали ее подлинными центрами.
    Подобная власть всегда бесконтрольна и безнаказанна. Ее не сдерживают общепринятые порядки и стандарты цивилизо- ванной государственной жизни с ее демократически-правовы- ми установлениями.
    Взгляды Ленина на власть и политику, государство и пра- во, в особенности на «технологию» осуществления политиче- ского господства и т. д., его деятельность как главы коммуни- стической партии и советского правительства оказали глав- ное, решающее воздействие на развитие теории и практики большевизма. Они имели, кроме того, широкий международ- ный резонанс. В XX в. ими так или иначе вдохновлялись многие ультрарадикальные политические движения разного толка.
    Политические взгляды И. В. Сталина. С середины 20-х гг.
    почти на три последующих десятилетия роль главного охрани- теля и толкователя ленинских идей, лидирующего теоретика большевизма присвоил себе Иосиф Виссарионович Сталин
    (Джугашвили, 1879—1953) — Генеральный секретарь ЦК
    ВКП(б). Сейчас могут иметь место разные мнения относитель- но того, сколь успешно справился Сталин в целом с данной ро- лью. Представляется, однако, очевидным: в области собственно политической теории и практики она ему (с незначительными,
    второстепенными оговорками) удалась. «Удалась» в каком кон- кретно смысле? В том, что Сталин действовал здесь, в упом- янутой области, в соответствии с истинным пафосом лениниз- ма. Не страдала сильным преувеличением формула, которая долго у нас культивировалась: «Сталин — это Ленин сегодня».
    Прежде чем рассмотреть содержание ряда ключевых выска- зываний Сталина, касающихся политики и государства, необ- ходимо хотя бы кратко познакомиться с некоторыми типичны- ми чертами его стиля (способа) «теоретизирования». Без этого

    830 Глава 20. Россия в XX в.
    очень трудно правильно понять характер «сталинского учения о государстве».
    Едва ли не наиболее яркая особенность интеллекта Стали- на — упрощенное восприятие и изображение социального ми- ра, самых различных общественных явлений. Он не был скло- нен видеть реальность многомерной, сложной и внутренне про- тиворечивой. Научно-теоретический анализ как таковой (со всеми присущими подобному анализу атрибутами) оказался де- лом, чуждым сталинской мысли. Ее органика — схематическое описание предметов и событий, безыскусное называние вещей,
    перечисление их сторон, свойств и уровней, формулирование дефиниций и проч.
    Будучи незаурядным политическим деятелем, Сталин пре- красно сознает, что поддержку массы можно заполучить лишь тогда, когда твои идеологические установки легко и быстро ус- ваиваются рядовым партийцем-большевиком, обыкновенным гражданином, «человеком с улицы». Отсюда постоянное при- способление им таких установок по существу и по форме к менталитету и степени образованности именно этих людей.
    Сталин ведал, к каким идеям (ценностям, ориентациям) они были в действительности восприимчивы, что фактически явля- лось доступным их осмыслению. Вероятно, как никто другой,
    он понимал значение политической пропаганды (популяриза- ции) и придавал ей важнейшее значение. Сталин сам был не- плохим популяризатором, хотя нередко превращал популяриза- цию в вульгаризацию, опускался до откровенной элементар-
    Вследствие упрощенного восприятия и изображения Стали- ным социального мира тексты, которые вышли из-под его пе- ра, несут на себе печать догматизма. Отдельные положения
    К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина используются в них как непререкаемые истины; отсутствуют фигуры сомнения, крайне редки гипотезы и их обсуждение; почти нет попыток выявить и по достоинству оценить сильные, конструктивные позиции оп- понентов. Эти тексты насквозь пропитывает вера их автора в правоту и непогрешимость. Они отличаются жестким ка- тегоричным слогом, что придает им форму чуть ли не офици- альных директивных документов, обязательных к принятию и исполнению.
    Первоочередной интерес представляют работы Сталина «Об основах ленинизма» (1924), «К вопросам ленинизма» (1927),

    1. Политико-правовая идеология большевизма 831
    «О проекте Конституции Союза ССР» (1936), «Отчетный док- лад на XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП(б)» (1939).
    Сталинское кредо заключено в тезисе, согласно которому
    «ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции во- обще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенно- сти». Сталин, чтобы не допускать тут никаких разночтений, за- тем уточняет:
    вопросом ленинизма, его отправ- ным пунктом, его фундаментом является вопрос о диктатуре пролетариата». Далеко не случайно выпячивает Сталин идею дик-
    татуры пролетариата. С расчетом выстраивает он по существу вокруг нее одной весь комплекс ленинских взглядов, а шире —
    опирает на нее марксизм в целом. Данная идея предоставила
    Сталину максимально благоприятные возможности для укреп-
    культа власти в послеоктябрьской России и вместе с тем для достижения упомянутой выше личной цели.
    В диктатуре пролетариата Сталин выделяет несколько ее ас- пектов. Прежде всего и главным образом он усматривает в ней власть, которая жизнедействует как насилие, подавление, при- нуждение. Насилие в любых ситуациях остается имманентным и
    важнейшим признаком пролетарской
    Верно, у Сталина встречаются заявления относительно того,
    что не всегда и не везде диктатура пролетариата суть исключи- тельно насилие. Однако они — пустые фразы, употребляемые ради отвода глаз, прикрытия репрессивного большевистского режима. Для верного ученика Ленина «диктатура пролетариата есть не ограниченное законом и опирающееся на насилие гос- подство пролетариата над буржуазией, пользующееся сочувст- вием и поддержкой трудящихся и эксплуатируемых масс». Гос- подство, опирающееся на насилие и не ограниченное законом,
    неизбежно вырождается в голый произвол и тоталитарную власть, железная пята которой давит все и всех.
    Еще один аспект диктатуры пролетариата, по

    организационный. Пролетарская революция, утверждает он, не достигнет намеченных целей, если не создаст «специального органа в виде диктатуры пролетариата в качестве своей основ- ной опоры». Чем же в осязаемо-предметном воплощении явля- ется диктатура пролетариата теперь как «специальный орган»
    пролетарской революции? Она представляет собой «новое госу- дарство, с новыми органами власти в центре и на местах, госу- дарство пролетариата, возникшее на развалинах старого госу- дарства, государства буржуазии». Обозначает Сталин и иные

    832 Глава 20. Россия в XX в.
    аспекты диктатуры пролетариата. Например, социальный (союз рабочего класса с крестьянством), хронологический («целая историческая эпоха»
    от капитализма к коммунизму)
    и
    Свой взгляд на природу государства вообще Сталин форму- лирует так: «Государство есть машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых против- ников». Весьма немудреная мысль. Но предельно доходчивая,
    доступная разумению «простого человека». Ему, собственно,
    она и адресована.
    Под стать общей квалификации природы государства, меха- нически повторенной Сталиным вслед за прежними поколения- ми марксистов, предложенная им оценка основных функций всякого допролетарского государства. «Две основные функции характеризуют деятельность государства: внутренняя (глав- ная) — держать эксплуатируемое большинство в узде и внешняя
    (неглавная) — расширять территорию своего, господствующего класса за счет территории других государств, или защищать тер- риторию своего государства от нападений со стороны других го- сударств». В приведенных высказываниях государство, во-пер- вых, неправомерно сведено к государственной машине, т. е.
    лишь к одной из его организационных структур; во-вторых, яв- но обеднена палитра выполняемых им функций: проигнориро- ваны интеграция общества, ведение общесоциальных дел и т. д.
    На «развалинах старого государства», учит Сталин, возника- ет советская власть, т. е. пролетарская государственность, госу- дарственная форма диктатуры пролетариата. Конституируется советская власть в соответствии с иными принципами, нежели старое буржуазное государство. На мусорную свалку истории отправляет диктатура пролетариата, в частности, территориаль- ный принцип организации государства, принцип разделения властей, «буржуазный парламентаризм» и др. Советская власть объединяет законодательную и исполнительную власти в еди- ной государственной организации, заменяет территориальные выборные округа производственными единицами (заводами,
    фабриками), связывает трудящиеся массы с аппаратом государ- ственного управления, учит их управлению страной.
    «Новый тип государства» есть вместе с тем новый историче- ский тип демократии — демократии пролетарской, советской,
    которая радикально отличается от демократии буржуазной и превосходит последнюю. В чем выражается, по Сталину, это

    1. Политико-правовая идеология большевизма 833
    превосходство? Как и Ленин, он видит таковое в том, что со- ветская власть привлекает массы к постоянному и решающему участию в управлении государством, чего трудящиеся были ли- шены в условиях буржуазно-демократического строя.
    Резко негативное отношение Сталина к «буржуазной демо- кратии» и позитивное к «демократии пролетарской» — вещь нормальная. Нормальная для большевиков-ленинцев. Ведь они представляют демократию, выгодную им, в первую оче- редь, как такое общественно-политическое состояние, при ко- тором некие институты вроде бы привлекают, притягивают трудящихся к управлению государством. Эти институты опре- деленным образом активизируют массы; но с таким единствен- ным расчетом, чтобы их «активность» и «сознательность» все- цело работали на безоговорочное одобрение и поддержку ре- шений, принимаемых руководством страны.
    Собственное неприятие демократических норм и процедур по-
    литической жизни в советское время Сталин пытается оправдать якобы незрелостью тех, кто хочет иметь демократические по- рядки. Демократия «требует некоторого минимума культурно- сти членов ячейки и организации в целом и наличия некоторо- го минимума активности работников, которых можно выбирать и ставить на посты. А если такого минимума активности не имеется в организации, если культурный уровень самой орга- низации
    — как быть? Естественно, что здесь приходится отступать от демократии...». Однако сам Сталин отступает от демократии отнюдь не в силу только что обозначенных причин.
    Коренная причина — другая. Критикуя оппозиционеров внутри большевистской партии, ведущих «безудержную агитацию за демократию», он обвиняет их в «развязывании мелкобуржуаз- ной стихии». Ясно, что для ортодоксального ленинца «мелко- буржуазная стихия» (а следовательно, и демократия) — смер- тельный враг.
    Для Сталина демократия не связана с реализацией индиви- дом всей совокупности принадлежащих ему гражданских и по- литических, социально-экономических и культурных прав и свобод. Индивида, отдельную личность он всегда считал вели- чиной малой и нестоящей; человек был для него в лучшем слу- чае «винтиком». Еще в 1906 г. в цикле статей «Анархизм или социализм?» Сталин утверждал, что масса — краеугольный ка- мень марксизма и освобождение массы есть ключевое условие освобождения личности; отсюда и лозунг марксизма: «Все для

    834 Глава 20. Россия в XX в.
    массы». Тридцать лет спустя, в 1936 г., Сталин в беседе с груп- пой работников ЦК ВКП(б), отвечавших за подготовку учебни- ков, подчеркнул: «Наша демократия должна всегда на первое место ставить общие интересы. Личное перед общественным —
    это почти ничего». Сталинская версия демократии идеологиче- ски санкционирует уничижение индивида, превращает его пра- ва и свободы в пустые, никчемные категории.
    «Социалистическая демократия» у Сталина выступает обо- ротной стороной диктатуры пролетариата, которая с «лицевой стороны» утверждается как разветвленная система разных орга- низаций: государственных и негосударственных. Государствен- ная организация — Советы сверху донизу,
    и на местах.
    Негосударственные — профсоюзы, кооперация, союз комсомо- ла, партия большевиков. В системе диктатуры пролетариата большевистская партия изначально (с момента Октябрьского переворота) присвоила себе заглавную роль. Она, по убежде- нию Ленина и Сталина, «авангард», «одухотворяющая», «руко- водящая» и «направляющая сила». Все остальные части этой системы суть послушные «привода, рычаги», беспрекословно выполняющие любые директивы партии.
    Как никто другой из большевиков, Сталин преуспел в обо- гащении (усугублении) взглядов Ленина на статус и функции коммунистической партии в эпоху диктатуры пролетариата. Во- первых, он «совершенствовал» модель ВКП(б). Большевистская партия мыслилась Сталиным в качестве своего рода могучего
    «ордена меченосцев», члены которого спаяны железной дисци- плиной и подчиняются одной воле. Партия монолитна: в ней нет фракций, нет плюрализма мнений и дискуссий, нет реаль- ных выборов и т. д. Она должна, по Сталину, напоминать более всего воинскую часть, бюрократическое учреждение, общину единоверцев. Притом быть похожей на все три одновременно.
    Во-вторых, Сталин подкрепляет идею тотальной диктатуры большевистской партии над самим пролетариатом, над совет- ским государством, над обществом, буквально над каждым гражданином. В его изображении большевистская партия —
    «орудие диктатуры пролетариата», «боевой штаб рабочего клас- са», «ядро власти» и т. п.
    Посредством каких методов «партия управляет страной»
    (а если прямее и точнее — осуществляет свою диктатуру)? «Ни один важный политический или организационный вопрос не решается» государственными организациями, общественными

    2. Русская юридическая мысль начала XX в. 835
    объединениями «без руководящих указаний партии». Она
    (и только она) ставит на все мало-мальски значимые посты в государстве и обществе преданных ей людей («номенклатура»).
    1   ...   72   73   74   75   76   77   78   79   ...   87


    написать администратору сайта