Главная страница

принципы. СОВРЕМЕННЫЕ_ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ_технологии. В условиях модернизации высшего образования значительную роль приобретает рационализация труда преподавателя


Скачать 0.73 Mb.
НазваниеВ условиях модернизации высшего образования значительную роль приобретает рационализация труда преподавателя
Анкорпринципы
Дата01.03.2023
Размер0.73 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаСОВРЕМЕННЫЕ_ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ_технологии.pdf
ТипРеферат
#962052
страница11 из 14
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
5.4. Деловые игры: функции, характеристики, технологии проведения
Это наиболее сложная и трудоемкая технология активного обучения.
Деловую игру в учебном процессе можно рассматривать как занятие по моделированию реальной деятельности специалиста в тех или иных условных педагогических и производственных ситуациях, в определенном времени, при столкновении позиций, с разыгрыванием ролей и оцениванием. Иначе говоря, любая деловая игра – это имитационный процесс.
Принято выделять два типа основных игр (ДИ): жесткие и свободные.
Жесткие игры предполагают воспроизведение ситуаций, где строго зафиксированы последовательность и содержание каждого шага, принятие решения сводится к выбору из альтернатив и осуществляется в строго отведенное для этого время. Обычно жесткая игра используется для построения модели действий. В свободной игре задается лишь основное направление развития событий, участникам предлагается самим определить, какие шаги и в какой последовательности они будут делать.
ДИ условно разделяют на три категории: производственные, исследовательские и обучающие. Важно отметить, что в учебном процессе ДИ не могут быть основой обучения, они лишь дополняют теоретические курсы, являются как бы заключительным этапом их изучения. Они не могут заменить ни индивидуальное мышление, ни творчество, ни другие формы освоения деятельности, социального опыта в целом.
Можно выделить следующие основные функции ДИ: информационно-по- знавательную, организационно-управленческую, эмоционально-воспитатель- ную и профессионально-адаптационную. Чтобы ДИ выполняла эти функции, в ее модели ведущей должна быть не игровая, а учебно-познавательная деятель- ность. Реализация этих функций возможна при соблюдении определенных тре- бований к ДИ: выбираются проблемы, знакомые ее участникам; не копируется реальная система, а воспроизводятся основные связи, которым нужно обучать; темп должен быть приемлемым для участников; необходима достаточно быст-
134
рая оперативная обратная связь; должен быть предусмотрен ряд разных по сложности задач, чтобы каждый участник отыскал для себя посильную и ус- пешно с ней справился; ДИ – открытая система, в ней нет тупиковых ситуаций; сверхзадача – достижение эффекта саморазвития, самообразования, саморегу- ляции.
К сущностным характеристикам ДИ В.Я. Платов [9] отнес следующие ее основные характерологические признаки.
1. Наличие общей цели всего игрового коллектива.
Все учебные ДИ решают конкретные учебные цели, с формулирования которых начинается описание каждой игры. В то же время отдельная игровая подгруппа (команда) может идти к реализации общей цели ДИ через целый ряд подцелей. Это обусловлено уровнем подготовленности членов игровой группы к предстоящей игровой деятельности, степенью совпадения учебной с личной целью участников ДИ и т.д. Главное – чтобы каждая подцель не противоречила общей и успешность ее реализации обеспечивала бы подготовку участников игры к решению поставленных задач.
Обычно предлагаются педагогические (дидактические, воспитательные) и игровые цели. Иногда к этим целям добавляются психологические. При выдвижении дидактических целей используют слова: ЗАКРЕПЛЕНИЕ,
РАЗВИТИЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, АКТИВИЗАЦИЯ, УГЛУБЛЕНИЕ и т.п. При постановке игровых целей употребляются слова РАЗЫГРАТЬ роли,
ПРОВОЦИРОВАТЬ
ситуации,
ДЕМОНСТРИРОВАТЬ
приемы,
МОДЕЛИРОВАТЬ конфликт и др. Иногда создаются отдельные цели для ведущего и для игроков.
2. Воспроизведение процесса труда специалистов.
В ДИ развиваются в основном профессиональные умения. При их разра- ботке неукоснительно выполняется важное требование – моделировать процесс труда или отдельные его эпизоды (напр., подготовка к собранию коллектива, планирование экспериментальной работы, выступление специалиста на инст-
135
руктивно-методическом совещании, фрагмент внутривузовского (внутри- школьного) контроля, организация самостоятельной работы и др.).
3. Описание объекта игрового моделирования.
Чтобы получилась именно ДИ, а не какая-либо другая игра, необходимо выделить объект деятельности – какое-либо явление или процесс. Это может быть профессиональная ситуация, из которой необходимо создать искусственную модель или образец (эталон), наполнить ее игровыми элементами и заняться непосредственно имитацией во время реального занятия.
При описании объекта игрового моделирования можно использовать два подхода: формальный и эвристический. Формальное описание может быть осуществлено на бумаге или занесено в компьютер. Эвристический подход предполагает словесное описание объекта с указанием его качественных характеристик. Описание объекта игрового моделирования означает раскрытие основных условий и параметров жизнедеятельности объекта, указание целей, критериев оптимальности и ограничений при решении конкретной задачи, а также информацию об участниках.
4. Распределение ролей между участниками ДИ.
Каждый участник ДИ должен иметь свою роль, которой он следует на протяжении всей игры. В ДИ допускаются роли любого уровня: привлечение некоторых участников к организации игрового процесса в роли арбитров, экспертов, посредников; групповое исполнение ролей (критики, оппоненты,
«пессимисты», «оптимисты», «реалисты» и т.п.).
5. Взаимодействие участников игры.
Порядок такого взаимодействия обусловлен функциональными обязанностями лица, в роли которого он выступает, а также установленными правилами игры и принятой в данной ДИ системой оценивания деятельности участников. Оно проявляется на всех игровых этапах – при уяснении задачи, анализе предложенной ситуации, подготовке и выработке решений, защите собственного варианта решения, при обсуждении решений, принятых другими игровыми группами.
136

6. Наличие конфликтной ситуации.
Различия в мотивации участников игры – один из существенных факторов, порождающих конфликтную ситуацию в ДИ. Они могут проявляться стихийно и обусловливаются:
личными качествами участников;
разным положением тех или иных участников по отношению к рассматриваемой проблеме;
неодинаковой ответственностью участников за принимаемое решение;
разными критериями оценки деятельности участников;
соревновательным характером деятельности игровых групп;
субъективными оценками своей позиции в игре;
процедурой взаимного оценивания принимаемых решений.
7. Реализация в процессе игры «цепочки решений».
«Цепочка решений» – это ряд последовательных решений, учитывающих результаты предыдущих. Прорабатываемая в ДИ «цепочка решений» должна состоять не менее чем из трех звеньев: а) принятие исходного решения; б) получение информации о результатах решения и принятие решения на втором этапе; в) получение информации о результатах решения на втором этапе и принятие решения на третьем этапе.
8. Отнесение моделируемых в игре событий к определенным моментам
времени.
В ДИ содержится конкретное событие или явление, подлежащее моделированию. Допускается отнесение игрового времени к любому периоду события (прошлому, настоящему, будущему). Указание времени действия приближает участников игры к реальным условиям работы коллектива.
9. Наличие разветвленной системы индивидуального и группового
оценивания деятельности участников ДИ.
Система оценивания необходима для обеспечения активности участников в течение всей игры. С ее помощью достигаются определенный порядок
137
взаимодействия участников игры и движение всего игрового коллектива к общей цели, характеристика качества принимаемых решений, степени творческого участия каждого из них.
10. Подготовка участников к ДИ.
При включении ДИ в программу теоретических курсов рекомендуется провести дополнительные занятия по подготовке обучающихся к участию в такого рода деятельности. Во время таких занятий идет изучение методов решения ситуационных задач, процедуры разработки и принятия решений.
Учащиеся знакомятся с объектом игрового моделирования, исходными данными, игровой ситуацией, функциями участников, правилами и методикой проведения игры, а также системой оценивания. На подготовительном этапе решаются контрольные задачи, позволяющие определить степень готовности обучаемых, а также организуется «репетиция» деловых игр, т.е. их упрощенные варианты. Это помогает снять психологические барьеры, настроить участников на активную работу. Подготовка к игре включает также комплектование игровых групп, выдвижение лидеров, распределение ролей между участниками, изучение правил.
Кроме ДИ, ставших уже привычными в обучении, интерес представляют так называемые организационно-деятельностные игры (ОДИ), которые направлены на решение проблем, требующих совместных усилий и коллективного мышления специалистов разного профиля. Кроме того, они способствуют развитию личностных качеств ее участников.
Особенностью ОДИ, в отличие от «мозгового штурма», является опора на системные теоретические и методологические обоснования. Именно они обеспечивают содержательность игры, базу для ее проектирования, синтеза и координации различных подходов к проблеме. Вместе с тем, каждая ОДИ уникальна, поскольку создается для анализа определенной проблемы; поэтому ни одна ОДИ не воспроизводится.
Приводим описание технологии проведения некоторых ДИ, а также подходы к конструированию подобных игр в педагогическом процессе [7].
138

Алгоритм проведения игр можно представить в виде блоков: ввод в игру, формирование групп, регламентация игры, процесс игры, подведение итогов.
Игра «Эксперимент»
Это игра исследовательского типа, где традиционные исследовательские работы сочетаются с «разыгрыванием ролей». Рекомендуется проводить ее в период педагогической практики.
Цель – ознакомление с проблемой формирования познавательных интересов (ПИ) учащихся в обучении, овладение диагностическими методиками по исследованию интересов; формирование опыта исследовательской деятельности.
Введение. «В настоящее время одной из актуальных проблем образования является проблема формирования познавательной активности учащихся.
Активизация обучения неразрывно связана с формированием познавательных интересов (ПИ). Давайте для исследования некоторых аспектов данной проблемы создадим «экспериментально-исследовательский центр». Его целью будет определение предметной направленности интересов учащихся и выработка конструктивной модели их стимулирования. Для организации работы центра нам нужно создать «экспериментальные лаборатории», которые будут проводить работу по разработанной центром методике в определенном коллективе учащихся. Достоверность работы центра будет обеспечиваться сравнительным анализом и сопоставлением полученных данных. Для достоверности анализа нужно определить для всех лабораторий идентичные методики».
I этап.
Распределение ролей по «группам теоретиков»,
«диагностического анализа» и статистической обработки. Каждой группе определяется задание.
Группа «теоретиков» изучает научно-методические материалы по проблеме, выполняя индивидуальные задания – «познавательный интерес как
139
фактор развития личности», «критерии познавательного интереса», «интерес и активность личности» и т.п.
Группа диагностического анализа знакомится с методами диагностики интересов и индивидуальными заданиями «анкетирование как метод изучения интересов учащихся», «наблюдение как возможный метод диагностики интересов», «лабораторный эксперимент при изучении ПИ», «тестирование как метод диагностики ПИ» и др.
Группа статистической обработки изучает статистические методы, посещая компьютерный центр (учебный кабинет, лабораторию) и знакомясь с современными средствами статистической обработки данных.
В каждой группе выбирается руководитель. Он является членом бюро экспериментального центра, куда входят также преподаватель, ведущий игру, и представители учебного заведения, где студенты проходят практику. Бюро определяет сроки выполнения заданий, контролирует и корректирует деятельность ролевых групп.
II этап. Выполнение полученных заданий, после которого проводится первое заседание экспериментального центра. Представители каждой группы выступают с обобщенными материалами по своему направлению. После обсуждения предлагается окончательное направление эксперимента, устанавливаются методы исследования.
Затем организуются исследовательские лаборатории. В каждую из них входят представители ролевых групп. Центральное бюро по материалам обсуждения издает резолюцию об утверждении направления и программы исследования, создании лабораторий и назначении их руководителей, сроках диагностического эксперимента, утверждении используемых в эксперименте методик и др. Группа диагностического анализа готовит методики и документальное обеспечение эксперимента.
III этап – осуществление программы эксперимента. Группа статистики обрабатывает данные диагностических исследований, группы «теоретиков» и диагностического анализа анализируют их, обобщают результаты исследования и передают их в бюро центра. Центр устанавливает окончательные результаты
140
исследования (определяет учебные дисциплины, вызывающие наибольший интерес; выделяет группы учащихся, характеризующихся, напр., общей предметной направленностью или общими интересами во внеучебной работе).
IV этап. Выявление причин, влияющих на ПИ. Для этого анализируются материалы диагностики, представители каждой лаборатории посещают учебные занятия по предметам, вызывающим наибольший интерес учащихся, изучают используемые преподавателем способы их стимулирования, проводят беседы с преподавателями для изучения организации ими учебной и внеучебной работы и т.п. Задачи каждой лаборатории:
а) определить по трем группам источников (содержание материала, отношения преподавателя и учащихся, характер учебной деятельности), что стимулирует интересы;
б) установить, какие формы и методы организации учебной и внеучебной работы оказались наиболее эффективными для формирования ПИ.
V этап. На втором заседании экспериментального центра каждая научная лаборатория выступает с сообщением о полученных данных. Здесь же конструируется модель процесса стимуляции ПИ учащихся.
VI этап – обсуждение эксперимента и анализ игры. Оценивается деятельность ролевых групп и исследовательских лабораторий, выделяются лучшие исследователи, определяются возможные темы исследовательских работ по данной проблеме. При этом можно использовать несколько критериев оценивания, в числе которых:
качество разыгрывания ролей в соответствии с инструкцией (от 1 до 5 баллов);
реализация целей ДИ (от 1 до 10 баллов);
соблюдение регламента игры (от 1 до 6 баллов);
несоблюдение регламента игры (минус 3 балла за каждое нарушение);
использование «банка информации» для получения новой информации
(минус 4 балла за каждую ссылку);
соблюдение правил игры (от 1 до 8 баллов);
несоблюдение правил игры (минус 4 балла за каждое нарушение) и т.д.
141

Заметим, что эта игра довольно сложна по организации и длительна по времени, поэтому здесь особенно важно составить точную игровую карту- модель.
Приведем примеры деловых игр, где выделены основные организационные моменты (этапы) их проведения.
Игра «Историческая комиссия»
Основные структурные элементы игры – комиссии, создаваемые для изучения какого-либо вопроса (напр., «права человека»; «требования к профессии») в разные исторические эпохи.
I этап. Создаются комиссии (группы по 5-7 чел.) для рассмотрения вопроса соответственно в Древней Греции, в средневековой Европе, в эпоху
Возрождения, в Киевской Руси, в Петровскую эпоху и т.п.
II этап. В каждой комиссии продумывается не только ответ
(используются «мозговой штурм» и конструктивный анализ идей), но и стратегия его защиты.
III этап. Сбор всех комиссий, на котором происходит публичное провозглашение их мнений. Представление возможного варианта может проходить в ролевой игровой форме.
IV этап. Обсуждение полученных моделей решения общей задачи, корректировка позиций тех или иных комиссий.
Игра может как проходить единовременно (1,5-2 часа), так и быть разбита на подготовительный (I-II этапы) и итоговый (III-IV этапы) промежутки, рассредоточенные во временном отношении.
Игра «Аукцион идей»
Конструируется на основе использования группового творческого мышления.
I этап. Играющие разбиваются на несколько конструкторских бюро
(микрогруппы по 5-7 чел.). Заказчик предлагает им для разработки 1-3 проблемы. Если в решении одной проблемы заинтересованы несколько КБ, можно провести конкурс идей.
142

II этап. Создается закупочная комиссия, которая будет также выступать в роли экспертной группы от лица заказчика (в нее входят организатор игры, специалисты, компетентные лица и т.п.). Комиссия уточняет проблему-заказ и называет «цену», которую согласна заплатить за выполнение заказа. Если над одной и той же проблемой работают несколько КБ, комиссия проводит аукцион
«на понижение цены».
III этап. «Сдача продукции». Представители КБ формулируют взятую для разработки проблему и коротко (5-7 мин.) излагают суть своих разработок.
Члены других КБ и представители закупочной комиссии могут задать по 5 уточняющих вопросов.
IV этап. После обсуждения каждой проблемы принимается решения, каждый член Закупочной комиссии тайным голосованием изъявляет согласие или несогласие купить данную разработку.
V этап. Итоги аукциона. Общий итог – по сумме заработанных КБ баллов, учитывая, что за каждую разработку КБ получает процент от первоначально оговоренной цены в зависимости от итогов голосования закупочной комиссии. Напр., если из 5 членов комиссии 4 проголосовали «за»,
КБ получает 80% заранее оговоренной цены. Можно ввести «условные деньги», которые будут выдаваться КБ за разработки.
Такая игра дает возможность не только организовать коллективное обсуждение сложных проблем, но и приобщить участников к экономическим расчетам. Напр., во время работы можно использовать такой прием как
«покупка информации». Участники игры могут получить необходимую информацию за «плату», причем поддерживается стремление самостоятельно работать с нужными источниками. Так, учебники, конспекты, справочники, дополнительная литература поступают в их распоряжение за очень низкую
«плату», а вот готовое решение, консультация специалиста, руководителя игры стоят дорого. Для этого, кстати, можно организовать консультационный пункт.
Вопросы
1. Чем отличаются ДИ от других имитационных игр?
143

2. Какие типы ДИ вам известны и в чем их своеобразие?
3. Раскройте смысл основных функций ДИ.
4. Что такое «объект имитационного моделирования»?
5. Что представляет собой «цепочка решений»?
6. Какую роль в ДИ играет система оценивания?
Задания для самостоятельной работы
1. Изучите описания разных ДИ, используя предложенную литературу, и составьте педагогическую копилку игр.
2. Разработайте деловую игру (ситуация по выбору) и апробируйте ее во время педагогической практики.
Литература
1.
Алексеев Н.Г., Золотник Б.А., Громыко Ю.В. Организационно- деятельностная игра: возможности в области применения // Вест. высш. шк.
1987. № 7.
2.
Арутюнов Ю.С., Дера В.Г. Деловая игра «Мозговая атака»:
Методическое пособие. М.: ИПКИР, 1990.
3.
Борисова Н.В., Соловьева А.А. Блиц-игры и нетрадиционные лекции.
М.: ИЦПКПС, 1993.
4.
Борисова Н.В., Соловьева А.А. Деловая игра «Документ». М.: ИПКИР,
1992.
5.
Те же. Деловая игра «Конференция». М.: ИПКИР, 1982.
6.
Зарянова Ф.В., Казачкова Т.Б. Работа в группах и парах сменного состава. Варианты деловой игры: Метод. рекомендации. Л.: ИУУ, 1990.
7.
Методические рекомендации к проведению деловых игр в педагогике /
Сост. И.Г. Абрамова; Науч. ред. З.И. Васильева. Л.: Изд-во РГПУ, 1991.
8.
Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов-н/Д: Феникс, 2004.
144

9.
Платов В.Я., Подиновский В.В., Бельский А.А. Деловые игры по охране труда в строительстве. М.: Стройиздат, 1987.
11. Пряжников Н.С. Проблемы непрестижных профессий в профориентационной игре «Остров» // Школа и производство. 1989. № 7.
12.
Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2001.
13. Сергеев В.Н. Проводятся деловые игры // Вест. высш. шк. 1986. № 8.
14.
Слукин А.Д., Кузнецова Г.Ф. Деловые игры в учебном процессе //
Вест. высш. шк. 1983. № 4.
15.
Соловьева А.А., Борисова Н.В. Комплекс деловых игр «Аргументы и контраргументы»: Метод. пособие. М.: ИПКИР, 1989.
16.
Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практики проведения. 2-е изд. М.: МАН ИПТ, 2005.
145

1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


написать администратору сайта