Главная страница
Навигация по странице:

  • Посвящается Джорди Белл Джакоби и Стивену Джакоби.

  • Д. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество. Грядущее постиндустриальное


    Скачать 5.69 Mb.
    НазваниеГрядущее постиндустриальное
    АнкорД. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество.doc
    Дата02.02.2017
    Размер5.69 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаД. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество.doc
    ТипКнига
    #1773
    страница1 из 51
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

    Дэниел БЕЛЛ
    ГРЯДУЩЕЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ

    ОБЩЕСТВО

    Образец социального прогнозирования
    Перевод с английского под редакцией В.Л.Иноземцева
    Москва

    2001
    Книга Д.Белла, выдающегося американского социолога, основателя концеп­ции постиндустриального общества, содержит изложение всех основных элемен­тов постиндустриальной теории. Впервые изданная в США в 1973 году, она ста­ла итогом осмысления тех процессов, которые происходили в экономике и обще­ственной жизни Соединенных Штатов в послевоенные десятилетия. В ней пред­ставлен глубокий анализ основных тенденций в изменении соотношения секто­ров общественного производства, становлении экономики услуг, формировании научного знания как самостоятельного элемента производственных сил. Оцени­вается роль и место постиндустриального общества в общей картине социально­го прогресса. Целостная концепция строится автором на основе анализа гиган­тского фактологического материала, в полемике с представителями различных направлений экономической и социологической мысли. Значительное внима­ние уделено оценке марксистской социальной теории.

    Книга впервые переведена на русский язык. Ей предпослано предисловие, специально написанное Д.Бедлом для российских читателей. Издание приуро­чено к 25-летию первой публикации книги в США и 80-летию профессора Д.Бел­ла, отмечаемому в мае 1999 года.
    Содержание

    В.Л.Иноземцев. Постиндустриальный мир Даниела Белла

    Предисловие к русскому изданию 1999 года

    Предисловие к изданию 1976 года

    Предисловие к изданию 1973 года

    Введение

    Глава I

    От индустриального общества к постиндустриальному: теории социального развития

    Глава II

    От материальных благ к услугам: меняющаяся конфигурация хозяйства

    Глава III

    Параметры знаний и технологии: новая классовая структура постиндустриального общества

    Глава IV

    Субординация корпорации: противоречие между экономизацией и социологизацией

    Глава V

    Общественный выбор и общественное планирование: адекватность имеющихся теорий и методов

    Глава VI

    “Кто будет управлять?”: политики и технократы в постиндустриальном обществе
    Эпилог

    Повестка дня будущего

    Как изменяются социальные системы

    Будущее науки

    Меритократия и равенство

    Конец эры недостатка благ?

    Культура и сознание
    Посвящается Джорди Белл Джакоби и Стивену Джакоби.

    Постиндустриальный мир Даниела Белла.
    Сегодня, накануне XXI столетия, теория постиндустриаль­ного общества воспринимается уже не столько одним из течений в социологической теории, сколько широко при­знанным методологическим основанием большинства ведущихся в западных странах обществоведческих исследований. Уникаль­ность этой концепции заключается прежде всего в том, что она предоставляет в распоряжение исследователя некий общий инст­румент социального поиска, не задавая жестких рамок, которые были присущи другим доктринам. Теория постиндустриального общества является как относительно схематическим, но в то же время весьма реалистическим наброском картины исторического пути, пройденного человечеством, так и эскизом контуров буду­щего социального состояния, переход к которому осуществляет­ся в настоящее время.

    То широкое распространение, которое подучила данная кон­цепция в ее различных модификациях, определяется в первую очередь двумя обстоятельствами. С одной стороны, ее основные положения прекрасно аргументированы, вполне соотносятся с историческим опытом, лежат в главном русле позитивистской социальной доктрины и при этом построены вокруг некоторой оси, задаваемой технологическим развитием — одним из наибо­лее впечатляющих компонентов прогресса цивилизации. С дру­гой стороны, хотя теория постиндустриального общества и име­ет иногда социал-демократический оттенок, в силу ее гуманисти­ческой направленности она находится выше текущих идеологи­ческих баталий, и это обеспечивает ей исключительно ценную роль социальной метатеории.

    Если рассматривать интеллектуальный климат 60-х и 70-х го­дов, когда были выдвинуты все основные положения новой тео­рии, бросаются в глаза многочисленные черты сходства этой эпохи с историческими периодами, породившими иные мировоззрен­ческие парадигмы, и в первую очередь те, что в той или иной степени близки именно концепции постиндустриализма. Наибо­лее очевидные аналогии могут быть проведены с периодом 50-х, 60-х и 70-х годов XVIII столетия, когда оформилась социальная теория эпохи Просвещения, где впервые было изложено комп­лексное видение социального прогресса с точки зрения измене­ния условий материальной жизни человека. Следующий такой период — 30-е и 40-е годы XIX века, в течение которых сформи­ровались основные схемы позитивистской философии. Все эти три периода ознаменованы всплеском новых идей, способных из­менить мироощущение человека и заложить основы следующей социологической парадигмы. Во всех трех случаях наблюдается относительно сходная реакция на появление новых научных тео­рий; характерно, что ни гуманистические идеи просветителей, ни основные положения позитивистской науки в том виде, как они были изложены О.Контом и Дж.Ст.Миллем, фактически ни­когда не подвергались радикальному отрицанию и не встречали нигилистического к себе отношения.

    Прежде чем непосредственно перейти к оценке роли Д.Белла в формировании основ концепции постиндустриализма и анали­зу тех положений, авторство которых сделало его одним из са­мых известных социологов второй половины уходящего столе­тия, представляется уместным напомнить историю становления теории постиндустриального общества и выделить в ней две ли­нии, которые до определенного времени не только не пересека­лись, но и порой оказывались даже не связанными между собой.

    На сущностном уровне идеи постиндустриализма так или иначе формировались параллельно с концепцией индустриального об­щества; по мере ее развития вопрос о том, какой социальный порядок придет на смену индустриальному строю, становился все более актуальным. И если в XIX веке, когда усилиями позитиви­стов — от Ж.-А. де Кондорсе и А. де Сен-Симона до О.Конта и Лж.Ст.Милля — подход к современному им обществу как обще-< гну “промышленников” стад общепринятым, большинство со­пи.ш.юн гщс не лллапалось вопросом о его перспективах, то в

    XX столетии проблема определения будущего строя стала весьма актуальной. Однако все предлагавшиеся на рубеже веков подхо­ды к периодизации истории лишь констатировали возрастающую комплексность общества, но не давали возможности проследить потенциальные изменения в его структуре. Так, историки и эко­номисты предпринимали выделение пастушеской, земледельчес­кой, земледедьческо-мануфактурной и земдедедьческо-мануфактурно-коммерческой стадий*, замкнутого домашнего, городско­го и народного хозяйства2 иди эпох индивидуального, переход­ного и социального хозяйства3. Все эти классификации, хотя они и основывались на периодизации истории по принципу исследо­вания технологических аспектов организации общественного производства, не могли еще служить действенными инструмен­тами социального прогнозирования.

    Мощным катализатором развития социальной теории стала известная работа Т.Веблена4, положившая начало институцио­нальному направлению в политической экономии. На этой осно­ве ранее абстрактная идея противопоставления стадий техноло­гической эволюции преломилась в новых условиях в структури­зацию секторов общественного производства и выявление внут­ренних закономерностей хозяйственного развития, не зависящих от социальной и политической системы той или иной страны. В 40-е и 50-е годы в работах экономиста К.Кларка “Условия эконо­мического прогресса”5 и социолога Ж.Фурастье “Великая надежда XX века”6 были сформулированы важнейшие методологические положения теории постиндустриального общества — о подраз­делении всего общественного производства на первичный (сель­ское хозяйство), вторичный (промышленность) и третичный (сфера услуг) секторы и о грядущем росте доли третичного сектора по сравнению с первичным и вторичным как в совокупной
    1. См. List F. Das nationale System der politischen Oekonomie, Berlin, 1982. S. 13.

    2 См. Buecher K. Die Entstehung der Volkswirtschaft. Tuebingen, 1911. S. 39-150.

    3 См. Sombart W. Der moderne Kapitalismus. Muenchen und Leipzig, 1924. S. 23, 40, 91,180, 319.

    4 cm. Veblen Th. The Theory of Business Enterprise. N.Y., 1994.

    5 См. dark C. The Conditions of Economic Progress. L., 1957.

    6 См. Fourastie J. Le grand espoir du XXe siecle. P., 1949.
    рабочей силе развитых стран, так и в структуре валового нацио­нального продукта.

    Таким образом, к началу 60-х годов сформировались важней­шие методологические основы, позволявшие рассмотреть станов­ление нового социального состояния с позиций отхода от тради­ционного индустриализма и развития “экономики услуг”, сопря­женного с повышением роли технологического фактора, науки и образования, расширением влияний нового класса квалифициро­ванных профессиональных менеджеров и технократов и качествен­ным изменением места теоретического знания и информации в общественном производстве Оставалось объединить все эти эле­менты в систему, которая могла бы стать действенным инстру­ментом социального прогнозирования.

    На терминологическом уровне идея постиндустриального об­щества изначально имела заметную социалистическую окраску. Сегодня непросто проследить, насколько это понятие обязано своим происхождением английским левым социалистам, придерживав­шимся марксистской концепции, однако то, что впервые оно воз­никло как противопоставление индустриальному строю, воспри­нимавшемуся прежде всего как строй капиталистический, не под­лежит сомнению. Считая, что буржуазное общество способно при­вести к катастрофическим последствиям для всей цивилизации, приверженцы социалистических представлений пытались в начале столетия предложить концепцию преодоления капиталистических порядков через восстановление некоторых элементов общинных отношений. Скорее всего, термин “постиндустриадизм” был впер­вые введен в научный оборот А.Кумарасвами, автором ряда работ по доиндустриальному развитию азиатских стран7. Впоследствии, с 1916 или 1917 года, он достаточно широко использовался А.Пен-ти, теоретиком английского либерального социализма, который даже выносил его в заглавия своих книг8, обозначая таким обра­зом идеальное общество, где принципы автономного и даже полу­кустарного производства оказываются возрождены ради преодо­ления присущих индустриальной системе конфликтов.
    7 См., напр.: Coomaraswamy A. (Ed.) Essays in Post-Industrialism: A Sympo­sium of Prophecy Concerning the Future of Society. L., 1914.

    8 Penty Л. Old Worlds for New: A Study of Post-Industrial State. L., 1917;

    PentyA. Post-Industrialism. L., 1922.
    После второй мировой войны становление сервисной эконо­мики и растущая роль информации и науки приведи исследова­телей к пониманию того, что отход от принципов индустриализ­ма может оказаться реальностью в ближайшие десятилетия, и это не будет отступлением от достигнутого, а напротив, ознаме­нует торжество более высокого социального порядка. В 1958 году Д.Рисман, анализируя перспективы труда в новом обществе, впер­вые в послевоенный период применяет термин “постиндустри­альное общество”9; это отмечается большинством социологов того времени, в том числе и Д.Белдом, однако понимание Д.Рисманом нового общества как “общества досуга (leisure society)” не по­зволяет признать его подлинным автором термина “постиндуст­риализм”, широко распространившегося в последние годы и трак­туемого совершенно иначе.

    Вопрос адекватного обозначения формирующегося нового со­циального состояния, и на этом мы должны остановиться более подробно, вызывал в те годы, пожалуй, наибольшее количество дискуссий и споров. Первоначально, начиная с конца 50-х и вплоть до середины 70-х годов, основное внимание было приковано к це­лому ряду понятий, формировавшихся на основе использования префикса “пост-”. Это свидетельствовало, по мнению некоторых исследователей, о том, что новая теория находилась в то время лишь в начальной фазе становления и не могла еще предложить удачного позитивного определения, которое концентрировало бы внимание общества на важнейших чертах будущих социальных форм10. Однако мы не стали бы в полной мере солидаризировать­ся с подобной позицией. Начиная с середины 70-х акценты смес­тились на поиск таких терминов и понятий, которые отмечали бы одну иди несколько важнейших тенденций в социальном развитии и в то же время могли эмоционально воздействовать на оппонен­тов; сегодня, на наш взгляд, можно вполне аргументированно на­звать причины успехов и неудач каждого из этих подходов.

    В рамках первого из них прослеживается нарастающая ге­нерализация суждений о будущем человечества, иди, по край-
    9 См.: Riesman D. Leisure and Work in Post-Industrial Society // Larrabee E., Meyersohn R. (Eds.). Mass Leisure. Glencoe (111.), 1958. P. 363-385.

    10 См.: Beniger J.R. The Control Revolution. Technological and Economic Origins of the Information Society. Cambridge (Ma.) - L., 1994. P. 4-5.
    ней мере, предлагаемые понятия располагаются на относительно одинаковых уровнях абстракции. При этом все они несут на себе явный отпечаток радикализма, свойственного эпохе 60-х. Из наиболее известных определений подобного типа можно назвать “постбуржуазное общество”", “посткапиталистичес­кий строй”12, “постпредпринимательское”13 или “пострыноч­ное”14 общество и более общие понятия, строившиеся вокруг признания за современным социальным состоянием посттра­диционного15, постцивилизационного16 иди даже постистори­ческого'7 характера. Некоторые из этих терминов широко ис­пользуются и сегодня, а основанные на них концепции имеют широкое научное признание18; между тем только два понятия из этого ряда, отмеченные наибольшей степенью абстрактнос­ти, — “постистория” и “постмодернити” — стали стержневы­ми для действительно серьезных концептуальных парадигм. Однако они имеют настолько неопределенный и релятивист­ский характер, что теории постистории и постмодернити, бу­дучи в состоянии подчеркнуть значимость наступающего ис­торического перелома, оказываются совершенно неспособны­ми ни четко определить основные черты будущего социально­го состояния, ни указать на его движущие силы19.
    13. См.: Lichtheim G. The New Europe: Today and Tomorrow. N.Y., 1963. P. 194. 12 См.: Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society. Stanford, 1959. P. 51-59, 98-105, 274.

    14. См.: Drucker P.F. The New Realities. Oxford, 1996. P. 168. 14 См.: Burns Т. The Rationale of the Corporate System. P. 50. Цитирова­но по кн.: Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. N.Y., 1976. P. 54, note.

    15.Термин введен С.Эйзенштадтом в 1970 году и сегодня широко применя­ется в рамках теории постмодернити (см.: Giddens A. Modernity and Self-Identity. Cambridge, 1991. P. 2-3).

    16 См.: Boulding K. The Meaning on the XXth Century: The Great Transition. N.Y., 1964.

    17.См.: Gehlen A. Studien zur Antropologie und Soziologie. Berlin (W.), 1963;

    Lefebvre H. La fin de 1'histoire. P., 1970; Seidenberg R. Posthistoric Man: An Inquiry. Chapel Hill (NC), 1959.

    18 См., напр.: Drucker P.F. Post-Capitalist Society. N.Y., 1995.

    19.Подробнее см.: Иноземцев В.Л. Современный постмодернизм: конец со­циального иди вырождение социологии? // Вопросы философии. 1998. № 9. С. 27-37.
    Приверженцы другого подхода предпочитают апеллировать к тому или иному из важнейших признаков нового общества. В рам­ках этого подхода существуют два существенно различных направ­ления; одно из них связано с именами Ф.Махлупа и Т.Умесао, которые в начале 60-х годов введи в научный оборот фактичес­ки одновременно в США и Японии термин “информационное общество”20, другое — с именем французского социолога А.Ту­рена, поспешившего обозначить формирующийся строй как осо­бое “программируемое” общество21. Впоследствии стадо доста­точно очевидным, что в русле этого подхода наиболее популяр­ными будут понятия, так иди иначе связанные с указанием на новую технологическую и информационную природу современ­ного общества. Теория “информационного общества” была раз­вита такими известными авторами, как М.Порат, И.Масуда, Т.Стоуньер, Р.Кац и др.22; в той иди иной мере она подучила поддержку со стороны тех исследователей, которые акцентиро­вали внимание не столько на прогрессе собственно информаци­онных технологий, сколько на становлении технологического, иди технетронного (technetronic — от греческого techne), об­щества23, иди же обозначали современный социум, отталкива­ясь от возросшей и постоянно возрастающей роли знаний, как “the knowledgeable society”24, “knowledge society”25 иди “know­ledge-value society”26. Сегодня существуют десятки понятий,
    20 См.: Machiup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton, 1962; Dordick H.S., Wang C. The Information Society:

    A Retrospective View. Newbury Park - L., 1993.

    21 См.: Touraine A. La societe postindustrielle. P., 1969.

    22 См.: Porat M., Rubin M. The Information Economy: Development and Measurement. Wash., 1978; Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Wash., 1981; Stonier T. The Wealth of Information. L., 1983; Katz R.L. The Information Society: An International Perspective. N.Y., 1988, и др.

    23 См.: Brzezinski Zb. Between Two Ages. N.Y., 1970. P. 9.

    24 См.: Lane R.E. The Decline of Politics and Ideology in the Knowledgeable Society // American Sociological Review. 1966. Vol. 31. P. 649-662.

    25. См.: Dickson D. The New Politics of Science. N.Y., 1984. P. 163-216; Stehr N. Knowledge Societies. Thousand Oaks - L., 1994. P. 5-18.

    26 См.: Sakaiya T. The Knowledge-Value Revolution or A History of the Future. Tokyo - N.Y., 1991. P. 57-58, 267-287.
    предложенных для обозначения отдельных, порой даже совер­шенно несущественных признаков современного общества, по тем иди иным причинам называемых, тем не менее, основными его характеристиками. Таким образом, в отличие от первого подхода к терминологическим обозначениям второй ведет, по сути, к отказу от обобщающих понятий и ограничивает испове­дующих его исследователей изучением относительно частных вопросов.

    В этой связи следует отметить, что понятие постиндустри­ального общества оказывается наиболее совершенным на фоне всех иных определений. Оно акцентирует внимание на той ос­новной черте, которая преодолевается в формирующемся новом обществе, а именно на индустриальной природе прежнего спосо­ба производства; при этом совершенно справедливо предполага­ется, что отдельные признаки нового строя не могут быть четко названы и описаны, пока не будет завершено хотя бы в основном его формирование. Основой концепции постиндустриального общества служит оценка нового социума как резко отличающе­гося от господствовавшего на протяжении последних столетий:

    отмечаются прежде всего снижение роли материального произ­водства и развитие сектора услуг и информации, иной характер человеческой деятельности, изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а также существенная модификация тра­диционной социальной структуры. В рамках постиндустриализ­ма существует множество более частных подходов, для которых более предпочительно говорить о постиндустриальном капита­лизме27 , постиндустриальном социализме28, а также экологичес­ком29 и конвенциональном постиндустриализме30 и т.д., однако фундамент концепции остается прежним, как остается прежним и имя ее основоположника, каковым является Даниед Белл, один из крупнейших социологов XX века.
    27 См.: Heilbroner R.L. Business Civilization in Decline. N.Y. - L., 1976. P. 73.

    28 См.: Gorz A. Farewell to the Working Class: An Essay on Post-Industrial Socialism. L., 1982.

    29 См.: Roszak Т. Where the Wasteland Ends: Politics and Transcendence in Postindustrial Society. N.Y., 1972; Bahro R. From Red to Green. L., 1984.

    30См.: Illich 1. The Tools for Conviviality. L., 1985.
    Д.БЕЛЛ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. СТАНОВЛЕНИЕ МЕТОДА

    Даниел Белл родился в Нью-Йорке в небогатой еврейской семье 10 мая 1919 года. По его собственным словам, он заинтересовал­ся социологическими проблемами еще в ранней юности, пытаясь осмыслить проблемы общественного устройства и оценить воз­можные сценарии социального прогресса. Формирование его мировоззрения пришлось на годы, последовавшие за Великой депрессией; то был короткий период, когда социалистические идеи, традиционно не слишком популярные в США, подучили относительно широкое распространение.

    Еще до поступления в колледж Д.Белл некоторое время со­стоял в Социалистической лиге молодежи и прослушал несколь­ко курсов лекций по марксистской социальной теории и диалек­тическому материализму. Марксистское мировоззрение было тог­да близко начинающему социологу, казались привлекательными даже ультрарадикадьные коммунистичекие идеи Сталина и Троц­кого, однако это увлечение оказалось недолгим, вскоре были освоены более реалистичные позиции. Это было обусловлено тем, с одной стороны, что в середине и особенно в конце 30-х годов Д.Белл познакомился со многими известными в США со­циалистами и анархистами, не питавшими иллюзий относитель­но природы формировавшегося в Советском Союзе социально­го строя; изучение последних работ Л.Троцкого дополнялось документальными свидетельствами участников и очевидцев рос­сийской революции и последовавшего за нею коммунистическо­го террора; в результате Д.Белл сформировался как сторонник демократического социализма. С другой стороны, несколько позже, уже в 40-е годы, пытаясь с марксистских позиций ос­мыслить реалии современного монополистического капитализ­ма, он осознал все несовершенство марксизма не только как политического учения, но и как метода экономического анали­за. Оставив по этой причине свою первую книгу незакончен­ной, Д.Бедд впоследствии никогда не переоценивал методоло­гической и научной ценности марксистского учения, хотя и не стад резким его критиком и тем более хулителем, занимая в от­ношении марксизма взвешенную и корректную позицию стро­гого научного оппонента. К середине 60-х годов, на которые пришелся взлет его науч­ной карьеры, Д.Белл был уже разносторонним ученым, обладав­шим глубокими и универсальными знаниями по целому ряду дис­циплин — от истории классической древности и теории культу­ры до истории науки и технологий и экономической теории. Он посвятил долгие годы двум основным своим занятиям — полити­ческой журналистике и преподаванию в университетах; за двад­цать дет, с середины 40-х до начала 60-х годов, он прошел путь от штатного сотрудника до ответственного редактора социал-демок­ратического журнала “The New Leader”, был редактором проф­союзного раздела журнала американского крупного бизнеса “Fortune”, преподавал социологию сначала в Чикагском, а затем в Колумбийском университете, где получил звание доктора фи­лософии, а в 1962 году и должность профессора. Все эти разно­образные занятия чрезвычайно расширили кругозор Д.Белла, и его суждения по самым разным проблемам стали основательны­ми, взвешенными и всесторонне аргументированными; вместе с тем его мировоззрение осталось весьма гибким, не будучи зацик­ленным на каком-либо “основном” принципе. Как писал позже сам Д.Белл: “Я был социалистом в экономике, либералом в поли­тике и консерватором в культуре”31. С этих позиций он и при­ступил к созданию принесшей ему известность теории, которая выросла из осмысления качественно новой ситуации, сложившейся в конце 60-х годов в развитых индустриальных обществах.

    Метод Д.Белла характеризуется в первую очередь признани­ем относительной автономности трех основных сфер социальной жизни. Вполне сознавая их комплексность и неразрывность, он, тем не менее, считает возможным разделить их с целью анализа, дающего возможность гораздо более глубоко проникнуть в суть происходящих в обществе процессов, чем попытки вывести все общественные явления из некоего единого источника. Характер­но, что Д. Белл не рассматривает экономический “базис”, тради­ционно принимаемый марксистами в качестве основы жизнедея­тельности общества, как нечто обособленное и самодовлеющее.

    Первой из трех выделяемых им “аналитических сфер” стано­вится то, что он называет “социальной структурой”; сюда вхо-
    31 Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. L., 1979. P. XI.
    дят технологические и собственно экономические элементы, а также та система социальных отношений, которая порождена существующей структурой занятости, базирующейся на эконо­мическом господстве одних и подчинении других. Экономиче­ский фактор во всей этой совокупности отношений является важ­нейшим, а социальное устройство определяется организацией производства товаров из ограниченного объема ресурсов.

    Второй “аналитической сферой” становится политическая организация общества; роль политических институтов, по Д.Беллу, заключается в минимизации противоречий, неизбежно возни­кающих в ходе функционирования экономического механизма, а также в преодолении конфликтных ситуаций, порождаемых иными социальными противоречиями. В этой связи он утверждает, что основным политическим вопросом становится дегитимность той власти, которая может быть обращена на решение таких про­блем.

    Наконец, третья сфера представляет собой культуру, которой Д.Белл придает огромное значение — в первую очередь потому, что она способна принести в общество, причем естественным и ненасильственным образом, стабильность и преемственность, не­обходимые ему в процессе развития. Несмотря на то, что в боль­шинстве своих социологических оценок Д.Белд исходит из при­мата личности над всеми социальными общностями (классами, расовыми или национальными сообществами), он не считает,
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51


    написать администратору сайта