Главная страница
Навигация по странице:

  • Назарова, Л. А.

  • 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ

  • Средние века.Мет.указания. Средние века. История западноевропейской литературы средних веков


    Скачать 0.94 Mb.
    НазваниеИстория западноевропейской литературы средних веков
    АнкорСредние века.Мет.указания
    Дата14.05.2023
    Размер0.94 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСредние века.pdf
    ТипПрограмма
    #1128670
    страница1 из 15
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Екатеринбург
    Издательство Уральского университета
    2016
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА
    Л. А. Назарова
    ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ
    Рекомендовано методическим советом УрФУ
    в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программам бакалавриата по направлению подготовки Журналистика

    © Уральский федеральный университет, 2016
    ISBN Рецензент ы:
    кафедра литературы и методики ее преподавания
    Уральского государственного педагогического университета
    (заведующий кафедрой кандидат филологических наук,
    доцент АВТ а г иль ц е в);
    В. Г. Бабе н ко, доктор филологических наук, профессор
    (Екатеринбургский государственный театральный институт)
    ББК Ш5(О)42я73-1
    Н192
    Назарова, Л. А.
    История западноевропейской литературы Средних веков :
    [учеб. пособие / Л. А. Назарова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. унт. — Екатеринбург : Изд-во Урал. унта, 2016. — 184 с Данное учебное пособие представляет собой справочник-хрестоматию по истории западноевропейской литературы Средних веков и предназначается студентам нефилологических специальностей, изучающих курс зарубежной словесности в минимальном объеме. m192
    ББК Ш5(О)42я73-1
    К читателям ............................................................................................................................ 5
    1. Общая характеристика литературы Средних веков ........................................ 9 1.1. Проблема хронологических границ ................................................................... 9 1.2. Основные факторы формирования средневековой литературы ...........11 1.3. Эстетика средневековой литературы. Концепция мира и человека Библиографические ссылки Рекомендуемая литература ............................................................................................16
    2. Языческий эпос .............................................................................................................17 2.1. Кельтский эпос. Саги о Кухулине .....................................................................17 2.1.1. Саги уладского цикла. Образ героя ..........................................................18 2.1.2. Художественные особенности
    ....................................................................24 2.2. Древнегерманский эпос. Старшая Эдда» ....................................................25 2.2.1. Структура Старшей Эдды» .......................................................................26 2.2.2. Мифология древних германцев .................................................................28 2.2.2.1. Происхождение мира
    .............................................................................28 2.2.2.2. Структура мира
    ........................................................................................29 2.2.2.3. Пантеон богов
    ...........................................................................................32 2.2.2.4. Эсхатология
    ...............................................................................................35 2.2.3. Художественные особенности Библиографические ссылки Рекомендуемая литература ............................................................................................41
    3. Национальный героический эпос ..........................................................................43 3.1. Французский героический эпос. Песнь о Роланде» ................................44 3.1.1. Историческая основа и общая характеристика памятника .............44 3.1.2. Композиция и сюжет .....................................................................................45 3.1.3. Характеристика основных действующих лиц и проблематика произведения
    ...............................................................................................................49 3.1.4. Художественные особенности
    ....................................................................53 3.2. Немецкий героический эпос. Песнь о Нибелунгах» ...............................56 3.2.1. Историческая основа и общая характеристика памятника .............56 3.2.2. Композиция и сюжет .....................................................................................57 3.2.3. Характеристика основных действующих лиц и проблематика произведения
    ..............................................................................63 3.2.4. Художественные особенности ОГЛАВЛЕНИЕ

    3.3. Испанский героический эпос. Песнь омоем Сиде» ................................69 3.3.1. Историческая основа и общая характеристика памятника .............70 3.3.2. Композиция и сюжет .....................................................................................71 3.3.3. Характеристика основных действующих лиц и проблематика произведения
    ...............................................................................................................74 3.3.4. Художественные особенности Библиографические ссылки Рекомендуемая литература ............................................................................................79
    4. Куртуазная (рыцарская) литература ...................................................................81 4.1. Поэзия трубадуров 4.1.1. Содержание термина и особенности авторства ...................................85 4.1.2. Развитие лирики, основные имена, жанры, стили ..............................86 4.1.3. Значение лирики трубадуров .....................................................................99 4.2. Рыцарский роман .................................................................................................100 4.2.1. Предпосылки возникновения рыцарского романа
    (по ЕМ. Мелетинскому) ......................................................................................101 4.2.2. Основные циклы рыцарских романов ...................................................101 4.2.2.1. Романы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.
    Кретьен де
    Труа
    ....................................................................................................103 4.2.2.2. Романы о Тристане и Изольде. Реконструкция Ж. Бедье ......113 4.2.2.3. Романы о Святом Граале. «Парцифаль» Вольфрама фон
    Эшенбаха
    .......................................................................................................120 4.2.3. Специфика рыцарского романа, его роль и значение для последующего развития европейских литератур Библиографические ссылки Рекомендуемая литература ..........................................................................................138
    5. Городская литература ...............................................................................................139 5.1. Городской эпос .......................................................................................................141 5.1.1. Малые эпические формы. Фаблио и шванк ........................................141 5.1.2. Большие эпические формы .......................................................................146 5.1.2.1. Сатирический (животный) эпос. Роман о Лисе ....................146 5.1.2.2. Аллегорический эпос. Роман о Розе ..........................................152 5.2. Лирика вагантов ...................................................................................................154 5.3. Городская драма Библиографические ссылки Рекомендуемая литература Рекомендуемые интернет-ресурсы Приложение 1 Приложение 2 ....................................................................................................................183
    Предлагаемое учебное пособие создано в помощь студентам Департамента журналистики Уральского федерального университета, в учебном плане которого в настоящее время стоит пятисеместро- вый (вместо прежнего семисеместрового) курс История зарубежной литературы. В связи с резким уменьшением количества часов на данную дисциплину неизбежно возникает вопрос об общей организации курса и о сокращении числа ключевых текстов по каждому из его разделов. Особенно это сказалось на изучении литературы Средних веков (в том понимании хронологических границ этого периода, который отражен в настоящее время в министерских стандартах и учебных планах, разграничивающих эпоху Средневековья и эпоху Возрождения).
    В лучшем случае на художественную словесность, создаваемую на протяжении почти тысячелетия (условно в IV–XIV веках, приходится самое большее 4–6 аудиторных часов, что ведет к увеличению объема самостоятельной подготовки обучающихся в отношении рассматриваемого периода. Традиционно нехватку аудиторной, лекционной подачи материала восполняло чтение студентами учебника История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение, написанного крупнейшими учеными-фило- логами М. П. Алексеевым, С. С. Мокульским, А. А. Смирновым, В. М. Жирмунским под общей редакцией последнего. Этот учебник впервые увидел свет в 1947 году (под названием История западноевропейской литературы. Раннее Средневековье и Возрождение) и выдержал пять переизданий. Но несмотря на высокое качество данного учебника, некоторые параграфы в нем к настоящему времени устарели, в них, пусть ив малой степени, ощутимы идеологические клише советского литературоведения. В новом, изданном в 2014 году учебнике История зарубежной литературы Средних веков, авторами которого выступили доктора филологических наук МИ. Никола, М. К. Попова и ИО. Шайта- нов, учтены последние достижения отечественной и зарубежной К ЧИТАТЕЛЯМ

    6
    медиевистики, представлены современные переводы памятников средневековой словесности, расширен объем предлагаемого к изучению материала. Однако и первый, и второй учебники, о которых идет речь, ориентированы в первую очередь на студентов-филологов и a priori предполагают наличие определенных специальных знаний и умений, присущих тем, кто выбрал исследование литературы своей профессией. Студентам-нефилологам материал учебников не всегда понятен, к тому же в той сетке часов, которая отведена на изучение курса, он еще и явно избыточен. В связи с вышесказанным обозначим те цели, которые ставил перед собой автор настоящего издания и которые объясняют специфику последнего. В замысел автора входило дать студентам-журналистам базовое представление о развитии историко-литературного процесса
    IV–XIV веков, выражающемся в продуктивном диахроническом и синхроническом взаимодействии основных направлений этого периода, характеризующихся особой эстетико-поэтологической системой. Речь идет о языческом, национальном и куртуазном эпосах, лирике трубадуров и феномене городской литературы Средневековья. Из этого ряда мы сознательно убираем (в силу нехватки часов, отражения данного материала в курсе истории философии, а также возможности адресовать студентов к учебнику г) богатейшую традицию клерикальной латинской литературы, а также целый ряд тем (таких, как исландские саги, поэзия скальдов, героические песни Старшей Эдды», поэзия миннезингеров, майстерзанг и др, репрезентирующих, как правило, национальные варианты рассматриваемых явлений или расширение излагаемого материала (цикл об Ойсинне в ирландских сагах и т. п. По целевому назначению и характеру информации вид данного учебного пособия можно определить как «справочник-хре- стоматия». Многолетний опыт работы со студентами показывает, что им проще идти не от текста (тем более что язык средневековых произведений — язык пассивный, далекий от круга образов и представлений современного человека, к тому же малопонятный, трудночитаемый), а от фактологических поверхностно-общих сведений о тексте, почерпнутых прежде всего из Википедии. Именно
    поэтому ведущим способом изложения материала в пособии становится комментированное чтение, где подробный пересказ сюжета эпического полотна перемежается со вставками из полного переводного текста стем, чтобы дать обучающимся почувствовать сам духи стиль произведения. Собственно, это стремление автора максимально полно передать специфику текста конкретного литературного памятника косвенно повлияло на ограничение рассматриваемых в пособии теми разделов. Еще одной отличительной чертой данного учебного пособия является его нарочито упрощенный язык. Вызвано это желанием адаптировать архаичный слог средневековых текстов к пониманию его студентами-первокурсниками, чей читательский опыт, к сожалению, не так богат, как это было еще несколько десятилетий назад, когда литература входила в число ведущих предметов школьного образования. Ориентированность на доступность изложения также обусловлена практикой преподавания зарубежной литературы на первом курсе. И последнее (last but not least). В пособии помещены задания для самостоятельной подготовки студентов-журналистов. Составлены они либо с учетом специфики их будущей профессиональной деятельности, либо с целью развития навыка работы с текстом как литературного произведения, таки научного труда. Задания подобного рода активизируют самостоятельную работу студентов, направленную как на поиски анализ информации, таки на чтение первоисточника, размышления над ними позволяют преподавателю разнообразить виды и формы контрольных мероприятий для балльно-рейтинговой системы при оценке работы обучающегося в течение семестра.
    При подготовке к контрольным мероприятиям по курсу Истории зарубежной литературы Средних веков студенты могут также обращаться к следующим учебниками учебным пособиям:
    Жиленков АИ. Средние века и эпоха Возрождения в истории зарубежной литературы. Белгород : ИД Белгород, 2013. 124 с.;
    Ковалева Т. В, Лапин ИЛ, Паньков НА Литература средних веков и Возрождения / под ред. ЯН. Засурского. Минск : Университетское с Литература и искусство западноевропейского средневековья учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /
    О. Л. Мощанская и др ; под общ. ред. О. Л. Мощанской, НМ. Иль- ченко. М. : Владос, 2002. 208 с.;
    Погребная Я. В. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение Электронный ресурс. М. : Флинта ; Наука, 2013.
    312 с. URL: Федотов О. И История западноевропейской литературы средних веков : учебник-хрестоматия: идеограммы, схемы, графики. М. :
    Флинта ; Наука, 1999. 160 с

    9
    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ
    История средневековой литературы, как и сам этот исторический период, до настоящего времени во многом остаются загадкой для современного человека. Десять с лишним веков развития мировой культуры долгое время носили печать того пренебрежительного отношения, которое сформировалось под влиянием гуманистической мысли эпохи Возрождения. Общеизвестно, что итальянские философы, называя свое время Возрождением, имели ввиду в первую очередь возврат к древности, новое открытие античной культурной традиции, а период, отделявший их от гармоничного античного идеала, был назван ими темными, средними веками. Существенный перелом в оценке значимости феномена средневековой культуры произошел сначала в литературе интерес к готике, к памятникам средневековой словесности первыми проявили писатели-романтики и их непосредственные предшественники. В своем творчестве они опоэтизировали Средневековье, а их открытия подтолкнули развитие собственно научной мысли и привели на рубеже XIX–XX веков к так называемому бунту медиевистов, то есть исследователей, занимающихся изучением данного периода мировой истории (медиевистика — от лат. aevum medium — средний век, фр. medieval — средневековый. ПРОБЛЕМА ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ

    Вопрос о хронологических границах эпохи Средних веков — один из самых дискутируемых в современной науке. Дело в том, что в течение многих лет в научной и учебной литературе развитие историко-литературного процесса до классицизма было представлено трехчастной моделью Античность — Средние века — Возрождение. В этой триаде период Средневековья укладывался в очень
    условную временнýю формулу отпадения Рима (476 г, V век) до падения Константинополя (1453 г, XV век)
    1
    На протяжении всего ХХ века данная схема подвергалась критике и к настоящему времени считается устаревшей (подробнее см [1, 3]). Во-первых, этому способствовала историческая наука, связывающая эпоху Средних веков с функционированием феодальной системы отношений и, соответственно, датирующая ее V–XVII веками (от зарождения до распада феодализма. Во- вторых, ученые-филологи вот уже более полувека последовательно проводят мысль о том, что Средние века и Возрождение — это не две эпохи, сменившие одна другую (точка зрения Я. Буркхардта, Ж. Мишле, АН. Веселовского, Й. Хейзинги и др, а единая эпоха Средние века, внутри которой возникло определенное идеологическое и культурное движение, называемое Возрождением. Данная точка зрения поддерживается такими современными исследователями, как У. Эко на Западе и Г. К. Косиков в России и отражается в условном выделении основных периодов развития средневековой литературы.
    Раннее Средневековье (конец V — первая половина XI века. Период с V века по VIII век принято называть эпохой Великого переселения народов. Большинство памятников античной литературы оседает в монастырях, литературная традиция прерывается. Нов это же время идет, во-первых, активное развитие высокой книжной словесности преимущественно религиозного содержания, создаваемой на латинском языке, а во-вторых, широкое устное распространение получает языческий эпос — мифы, легенды, предания и сказания, принесенные варварскими племенами. Их запись начинается примерно с VIII века и продолжается в течение еще нескольких столетий.
    Высокое (классическое, зрелое) Средневековье вторая половина века — XIII век) отмечено зарождением национального героического эпоса, призванного подчеркнуть и отразить специфику зарождающейся государственной идеи путем идеализации ее исторических героев. Также это время характеризуется расцветом куртуазной литературы, включающей в себя рыцарскую лирику
    1
    Еще раз обратим внимание читателей на то, что речь в данном пособии пойдет только о западноевропейской литературе
    и роман. В связи с ростом первых европейских городов появляется итак называемая городская литература, в рамках которой, собственно, и происходит окончательное становление всей средневековой литературы как единой родо-жанровой системы.
    Важно отметить, что все указанные направления средневековой литературы не сменяются последовательно, но активно и динамично взаимодействуют, влияя на поэтику и проблематику друг друга.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта