Культурология. Теорию культуры
Скачать 0.93 Mb.
|
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУЛЬТУРОЛОГИИ С момента рождения человека окружает особый мир - мир культуры. Многозначность понятия "культура", многолинейность и разнонаправленность культурно-исторических событий, изменение социокультурных реалий вызывают необходимость появления научных дисциплин, исследующих культуру во всех ее проявлениях. Различные сферы и виды культуры, многообразные феномены культурной жизни стали предметом изучения гуманитарного знания. Результаты научных исследований, накопленные историей, археологией, религиоведением, этнографией и др. науками требовали своего обобщения и методологического обоснования. Первоначально изучение культуры с позиций ее системности и целостности осуществлялось философией культуры, в которой последняя рассматривается как универсальное социальное явление, феномен общественной жизни. В ХХ веке актуализируется и бурно развивается новая дисциплина - культурология. Термин введен в научный обиход американским культурологом Л.Уайтом. Культурология - это интегративная наука, общая теория культуры, изучающая культуру как целостность в единстве законов функционирования и развития. Если философия культуры - это обозначение подходов к выявлению сущности культуры, условий и форм ее проявления, то культурология выявляет законы и механизмы функционирования конкретных форм и сторон культуры в единстве объяснения и понимания. Культурология, как наука, находящаяся в стадии становления и концептуализации включает в себя:
Предмет культурологии - культура как системное образование, рассматриваемое в единстве ее структурности, функций и законов развития. Метод культурологии есть единство объяснения (т.к. культура - это система смыслов, со своей сущностью и логикой, которые постигаются путем рационального обоснования) и понимания (т.е. обретения интуитивно-смысловой причастности субъекта к изучаемой культуре). Этот метод позволяет проникать в жизненное пространство различных культур, и, как следствие, - выявлять диалогичность в трактовке соотношения культур. Задачи культурологии как науки, находящейся в стадии концептуализации:
Специфика культурологии обусловлена сложностью, противоречивостью культуры как объекта познания. Особенности культуры как объекта познания:
Культура - предельно широкая категория, основное понятие культурологии, обозначающее феномен общественной жизни, фундаментальную форму человеческой жизнедеятельности. Культура неразрывно связана с существованием человека и социума, это особый мир, противоположный миру природы. Поэтому культуру называют "второй природой". Человек предстает как продукт определенной культуры и одновременно как ее творец. ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА» Понятие "культура" имеет собственную историю и путь становления в философии и культурологии. Впервые слово "культура" встречается и Цицерона, римского философа и оратора в 45 г. до н.э. , для обозначения воздействия на человеческий ум философии. В "Трускуланских беседах" Цицерон отмечал, что "культура ума есть философия". В русском языке В.Даль в 1865 г. характеризует культуру как умственное и нравственное образование. Античная традиция в понимании культуры основана на первоначальной этимологии латинского слова cultura - культура как "возделывание, обработка земли", затем трансформируется в понятие, отражающее те черты и качества, которые являются результатом воспитания и образования, воздействия общества на человека. В древнегреческой философии воспитанность и культурность /"пайдейя"/ противопоставляется варварству, отсутствию образованности. В позднеримский период понятие "культура" уже традиционно ассоциируется с качеством личного совершенства, персональных особенностей человека. Одновременно возникает тенденция переноса комплекса представлений о культуре на уклад городской и имперской жизни, что позже будет фиксироваться в понятии "цивилизация". В античной философии, а затем и в эпоху средневековья "культура" и "цивилизация" употребляются как синонимы. Существенные изменения в трактовке культуры происходят в средние века. Теоцентризм включает в себя особое понимание культуры, в котором место человека занимает Бог, как высшее благо и совершенство, вследствие чего мир и все его составляющие получают нравственную окраску. Основное внимание в трудах "отцов" церкви и в схоластике уделяется не столько культуре, сколько культу, акцент переносится на послушание и заботу, почитание высшей силы, распоряжающейся судьбами мира и человека. Наряду с теологическим пониманием культуры в эпоху средневековья существуют и другие представления о ней, поскольку именно в это время происходит разделение культуры на "сакральную" и "светскую". Двойственность, амбивалентность средневековой культуры выявил М.М. Бахтин, доказавший, что для этого времени характерно не просто наличие официальной, канонической культуры, но и её постоянная конфронтация с культурой народной; "низовой", официально не признанной, но реально существующей и представляющей собой выражение противоположного отношения к действительности. Противостояние двух типов культур можно проследить на всём протяжении генезиса мировой культуры /не только в культуре средневековья и Возрождения, что было выявлено М.М. Бахтиным и французской "Школой Анналов"/. Светское понимание культуры в средние века включало в себя куртуазность, учтивость, рыцарское отношение и т.д., что фиксировало иное отношение к миру и человеку, чем в теологии. Таким образом, существовало три подхода в понимании культуры: сакральный, светский и народный. ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ В начале третьего тысячелетия кризис техногенной цивилизации, смена духовных ориентаций, тенденция глобализации, взаимопроникновение культур Запада и Востока чрезвычайно обостряют и актуализируют проблемы исследования и изучения как общечеловеческого культурно-исторического процесса, так и анализа конкретных особенностей каждого этапа этого единого процесса и дифференцированных форм его реализации. Среди комплекса современных проблем культурологии можно выделить наиболее значимые:
ТЕМА 4. СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» В ЕВРОПЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ Эпоха Возрождения не только принесла новую мивоззренческую парадигму с её вниманием к человеку как совершенному существу, направляющему свою рационально осознанную деятельность на достижение нравственного, художественного и культурного идеалов. В литературе Ренессанса космическое, социальное и телесное существуют в неразрывном единстве как неразделимое живое целое. Традиции возврата к идеям и ценностям античности сказались и в понимании культуры как неотъемлемой черты совершенной гармонической личности, что явилось также отрицательной реакцией мыслителей Возрождения на средневековую традицию отображения культурного и божественного; "сакрального". Тем самым, понятию "культура" в эту эпоху свойственна двойственность, амбивалентность: сочетание традиционного, идущего от античности начала, и нового, зарождающегося, опирающегося на рационализм, которое полностью воплотится в социально-политических теориях Просвещения и Нового времени. Прообраз такого понимания культуры содержится в "Опытах" М. Монтеня, представителя позднего Возрождения, который, будучи, горячим поклонником античной традиции, считал необходимым её переосмысление в духе современной ему действительности. Монтень анализирует влияние религии на культуру, ратует за деканонизацию последней, выступает против идеи европоцентризма, основанной на признании безусловной исключительности и прогрессивности европейской культуры по сравнению с другими, например, с культурой Нового Света. Задача культуры по Монтеню - освобождение духовного мира человека от невежества и религиозных пут, следование порывам свободного человеческого разума. С точки зрения Монтеня варварской является именно культура средневековья с её системой ценностей и теоцентризмом. Его взгляды на культуру в тоже время пронизаны оптимизмом по отношению к роли культуры в воспитании личности. Появление рационализма и смены мировоззренческой парадигмы в эпоху Просвещения привели к трактовке культуры как результата деятельности человеческого разума, взаимосвязанного с предшествующим появлению человека развитием природы, но имеющего свои специфические формы саморазвития в истории общества и человека. В социально-философских теориях Просвещения складываются два основных подхода в философии культуры, которая постепенно трансформируется в особый раздел социально-философских воззрений. Основные вопросы, волновавшие мыслителей этого времени, сконцентрированы вокруг проблемы природы культуры, воздействия культуры на личность, взаимосвязи с религией, наукой, искусством, роли культуры в прогрессе общества. При всем многообразии взглядов творцом культуры, безусловно, признавался человеческий гений. В ходе полемики представителей Просвещения сложились два подхода в понимании культуры. Рационалистическую трактовку культуры отстаивали Вольтер, Монтескье, И.Г. Гердер и др. Натуралистическую - Ж.Ж. Руссо. Вольтер Франсуа Мари Аруэ /1694-1778 гг./ рассматривал проблемы культуры в общем контексте человеческой истории. Он автор идеи культурного единства человечества, при этом определяющей стороной развития культуры понимал духовную культуру, признавал самоценность культур разных народов. Вслед за Монтенем Вольтер - противник европоцентризма, рассматривал средневековье как застой в прогрессивном поступательном развитии культуры. Шарль Монтескье /1689-1755 гг./, как и Вольтер, выступал против теологической модели истории и культуры. Важнейшим фактором общественной жизни и многообразия культур Монтескье считал географические и климатические условия. В русле просветительской традиции культура у Монтескье взаимосвязана с социально-политическими институтами, является ведущим фактором воспитания и образования, поскольку включает в себя искусство и мораль. Взгляды Монтескье на культуру и её историю в целом вписываются в общую для просветителей тенденцию гуманизма и рационализма. Наиболее радикальные позиции в понимании культуры как "второй природы" проявились в альтернативных подходах Ж.Ж.Руссо и И.Г.Гердера. Жан Жак Руссо /1712-1778 гг./, как представитель наиболее демократического крыла французского Просвещения, воплотил в своих работах натуралистическое направление в культурологии. Человек, творящий культуру, должен исходить из законов природы и подчинятся им. Идеал в культуре - естественность и близость к природе, раскрепощенность эмоциональности и природной нравственности в личности. Исходя из противопоставления культуры и цивилизации, Руссо считал, что последняя губит человека, извращает его истинное начало, отсюда и знаменитый лозунг - "назад, к природе". Образование и культура должны быть направлены на возвращение и общества и человека к их естественным природным истокам. И.Г. Гердер /1744-1803 гг./ - крупнейший представитель немецкого Просвещения исходил из исторического взгляда на развитие человеческого общества и культуры. В противоположность Руссо, он полагал, что только в обществе, а не в природе, человек способен создавать культуру. Последняя - безусловное воплощение человеческого гения, "гения народов". Переход от природы к цивилизованности не результат божественной воли, а проявление "гения народов" - сила передаваемых от поколения к поколению культурных традиций, навыков, форм общения. Культурное развитие как продолжение естественно-природного начала разворачивается в определённых исторических формах, присущих разным народам и есть результат становления языка, науки, искусства, религии. Рационалистический подход в понимании культуры у Гердера выражен наиболее полно, во многом совпадая с позицией Вольтера и Монтескье. Эпоха Нового времени и Просвещения положила начало культурологии как области социально-философского знания, пониманию взаимосвязи культурной и социально-политической сфер общественной жизни. Культура трактуется теперь как результат развития человеческого разума, воплощение рациональности общественных порядков и политических институтов. Типология культур основывалась на совокупности достижений человечества в науке, искусствах, просвещении, образовании и т.д. Рационалистический подход к исследованию культуры характерен и для философии И.Канта /1724-1804 гг./, видевшего недостаточность положения просветителей о распространении знаний как критерия культурного и социального прогресса. Для Канта история культуры состоит в преодолении человеком "грубости и животности", в развитии его нравственных качеств. Назначение культуры - моральное совершенствование человека, его постоянное следование нравственной необходимости, долгу. В философии И.Канта уже намечена идея противопоставления культуры и цивилизации, присутствует критика внешнего, "технического типа" культуры, то есть обозначена проблема, которая в будущем оформится как противоположность аксиологического и технократического подходов к анализу культуры. "Мы чересчур цивилизованны в смысле всякой учтивости и вежливости в отношении друг с другом. Но нам ещё многого не достаёт, чтобы считать нас нравственно совершенными. В самом деле, идея моральности относится к культуре, однако применение этой идеи, которая сводится только к подобию нравственного в честолюбии и во внешней пристойности, составляет лишь цивилизацию". / Кант И. Соч. в 6-ти т. Т.6, С.18.; М.,1966/. Апогеем рационализма в понимании культуры явились идеи Г.Ф.Гегеля. История культуры рассматривалась Гегелем как историческое развитие форм самосознания, идеальное развёртывание абсолютного духа. Из потребностей человека на основе труда возникает культура. Логику культуры Гегель видел в огромном количестве факторов истории: науке, философии, религии, морали, искусстве. Именно в них абсолютный дух познаёт себя: в искусстве в формах созерцания, в религии - в форме представления, в философии - в форме понятия. Все эти формы взаимосвязаны друг с другом. Гегелю удалось выявить взаимосвязь и закономерности развития явлений культуры, но довлеющий идеалистический принцип сказался и в понимании культуры. Значительное воздействие на становление культурологии как самостоятельной части гуманитарного знания оказало развитие этнографии в XIX веке. Стремление к исследованию образа жизни и культурных особенностей разных народов определили появление эволюционизма,- представителями которого стали известные учёные Л.Морган, Э.Тейлор, Дж. Фрезер, Ш.Летурно, М.Ковалевский и др. Обращение к фактической стороне социокультурного процесса, обобщение этнографического материала позволили поставить вопрос о закономерностях исторического развития культуры человечества. Основная идея эволюционистов - утверждение единства человеческого рода и общности культуры при многообразии её форм. Огромный фактический и теоретический материал, представленный эволюционистами перерабатывался в дальнейшем в самых различных концепциях культуры. Исследование Л.Морганом культур первобытных обществ явились одним из факторов, способствующих появлению концепции культуры К.Маркса. Одной из теорий культуры, продолживших традицию рационализма, является диалектико-материалистическая концепция, созданная К.Марксом и Ф.Энгельсом. Культура здесь - составной элемент материалистического понимания истории, социально-исторический феномен, определяемый закономерностями развития материального производства. Культура вписывалась в рамки линейного процесса развития общественно-экономических формаций. В диалектико-материалистической концепции культуры её всеобщей субстанцией является трудовая деятельность. В силу этого культура не противостоит цивилизации, а эти два феномена рассматриваются как самостоятельно существующие и исторически взаимосвязанные. При этом классовый принцип в культуре не позволяет адекватно описать процесс её исторического взаимодействия, ведёт к недооценке общечеловеческого содержания культурных процессов. В XIX веке как альтернативные натуралистическим и рационалистическим теориям культуры появляются концепции, основанные на иррационализме. Одним из крупнейших представителей иррационализма был немецкий философ А.Шопенгауэр /1788-1860/. По его мнению, культура и искусство являются высшей формой проявления мировой воли, воплощением чистого созерцания. Доминирующий фактор развития культуры - интуиция, схватывающая действительный образ мира в его сущности, по Шопенгауэру, паллиативом и апогеем развития культуры являются различные виды искусства, позволяющие постичь сущность мировой воли. Наиболее известной из иррационалистических трактовок культуры является концепция Ф.Ницше /1844-1900 г.г./, отметившего кризис европейской культуры своего времени и пришедшего к выводу об утрате обществом общечеловеческих ценностей, надвигающейся гибели культуры вообще. Поэтому Ницше требует переоценки всех ценностей. Основу развития культуры у Ницше составляет "воля к власти", которая проявляется либо как аполлоновское, "светлое" начало, либо как дионисийское, "темное", либо как борьба между ними. Выражением "жизни", является "воля к власти" воплощаемая в идее искусства. Ницше исходит из противопоставления науки и культуры, в которой преобладает мифотворческое начало. Воля к власти при этом является критерием всех социальных явлений, она оппозиционна традиционной морали, религии, господствующей системе ценностей. Для Ницше характерен крайний имморализм, поскольку кризис культуры и морали, тенденции декаданса в европейском искусстве им переносятся на культуру человечества в целом. Преодоление предшествующих ценностей, ложных с точки зрения Ницше, - прерогатива "сверхчеловека", в котором совпадают ценности жизни и "воля к власти". Именно сверхчеловек способен творить культуру, свободную от условностей морали и соответствующую природе, то есть жизни. Ницше сторонник элитарного подхода к искусству и культуре, основанного на отрицании роли разума и научного познания. ТЕМА 5. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИЯ Н.ДАНИЛЕВСКОГО («РОССИЯ И ЕВРОПА») Концепция культур Н.Я.Данилевского /1822-1885г.г./, в противоположность теории Шпенглера основана на идее постижения культуры с помощью разума, логическим путём. Она также переживает стадии развития подобно организму, но различные культуры сосуществуют, они не изолированы друг от друга, "культурно-исторические" типы / египетский, китайский, еврейский, европейский и др. / являются действительными этапами социального развития. Н.Я.Данилевский рассматривает культуру и цивилизацию не как нечто, противостоящее друг другу, а как последовательные стадии единого процесса, этапы становления человечества, каждый из которых имеет собственную судьбу, отражает психологию и душу народа, особенности его образа жизни и стиля мышления. Такая трактовка культуры основана на идее исторического круговорота и последовательности циклов культуры. ТЕМА 6. КОНЦЕПЦИЯ О.ШПЕНГЛЕРА («ЗАКАТ ЕВРОПЫ») Одной из основных проблем культурологии XX века является вопрос о генезисе общечеловеческой культуры и взаимодействии и различиях дифференцированных культур различных народов. Это привело к появлению теорий циклического развития культуры, авторами которых были О.Шпенглер, Н.Я.Данилевский, А.Тойнби. Они полагали, что культура, подобно организму, в своём развитии переживает ряд стадий - от зарождения к расцвету и гибели. О.Шпенглер /1880-1936 г.г./ на основе интуитивного метода разработал теорию локальных культур. История человечества есть процесс сосуществования индивидуальных неповторимых культур, понимаемых как "великие организмы". В основе рождения культуры лежит одна изначальная идея, инструментом познания которой является не разум, а интуиция, переживание. На смену творческой стадии развития культуры приходит цивилизация, ведущая к разрушению творческих природных сил, символизирующая собой упадок человеческого духа, господство техники и символ приоритета "массы", принципиально отвергающая культуру. Шпенглером была намечена проблема соотношения элитарной и массовой культуры, достигшая пика своей актуальности в наши дни. Исторический процесс становления культуры - это совокупность следующих друг за другом феноменов отдельных рядом вырастающих, соприкасающихся, одна другую подавляющих локальных культур. Таких культур, по Шпенглеру насчитывается восемь: от вавилонской до зарождающейся русско-сибирской. ТЕМА 7. КУЛЬТУРОЛОГИЯ П.СОРОКИНА Русско-американский культуролог и социолог П.А.Сорокин /1889-1968г.г./ разработал теорию многолинейности культур, сосуществующих и влияющих друг на друга. Смена культур - это смена понятий, ценностей, стилей и форм искусства. Преобладающая в данную эпоху система истин определяет природу религии, искусства, философии, этики и т.д. Тип культуры основан на форме мировосприятия: "чувственной", рационалистической и "идеалистической". Исторический процесс - это циклическое изменение основных типов культуры, создаваемых великими личностями, способными понять истины, лежащие в основании культурно-исторических типов. ТЕМА 8. МИФ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Сердцевиной первобытной культуры, её идейным основанием, являлись мифологические представления и ранние формы религии. Мифология - от греч. миф- слово, предание, сказание. "При этом миф выражает обобщенно-смысловую наполненность слова в его целостности. Древняя традиция не случайно под мифологией понимала упорядоченное эмоционально-чувственное единство" (А.А.Тахо-Годи). Миф был своеобразной совокупностью представлений о мире, необходимой частицей которого является человек, о тех силах, которые этим миром управляют. Для древних людей мифология - это неоспоримая реальность и вера в её непреложность. Она возникает ещё до религии, которая нуждается в системе почитания божеств со всеми её атрибутами, ритуалами, догмами - то есть культом. Для мифологии первична реальность космического бытия, переживаемого как стихийная проекция во всё, на мир в целом, родовой жизни первобытного коллектива. Мифосознание, таким образом, пронизывало собой всю жизнь человека и общества, т.к. в нём слиты воедино идеи и чувственные образы, представления и сама действительность. При всём многообразии и различиях в мифах разных народов всегда есть общие темы и сюжеты, присутствует единая общая структура мира (структуре мифа посвящены работы К.Л.Леви-Стросса, Э.Голосовкера и др.). Зооантропоморфные, космические, героические мифы характерны для народов всех континентов, что является проявлением общих закономерностей в развитии духовной культуры человечества. ТЕМА 9. СТРУКТУРА ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ Эстетика - философская наука о выразительных формах отношения человека к действительности, о закономерностях художественного творчества и эстетических ценностях. Центром и условием эстетического является человек. Предметом эстетики являются феномены сферы эстетического, способы и формы эстетического отношения человека к миру и самому себе. "Эстетическое", как основное понятие, отражает единство эмоционально-чувственного и рационального, внутреннего и внешнего, специфического отношения к объекту, переживаемого как данность. (А. Ф. Лосев) Круг основных проблем эстетики включает вопросы о соотношении эстетической деятельности и сознания (при этом следует помнить, что данное разделение носит условно-аналитический характер). В структуру эстетического сознания входят: эстетическое чувство, оценка, вкус, идеал, взгляды, теории. Эстетическая деятельность - специфический вид духовно-практических действий (создание произведений искусства, дизайн, фольклор и другое). Всем этим видам действий присуще эстетическое начало, "творчество по законам красоты", доставляющее человеку высокое духовное наслаждение. Первоначально (например в первобытном культурном комплексе), эстетическая деятельность вплетена в ткань материально-предметной преобразующей практики, в трудовую, но постепенно она выделилась в самостоятельный вид духовно-практической деятельности (сохраняет опосредованную культурой связь с трудом). В эстетической деятельности объект становится предметом (в качестве которого может выступать природа, человек, произведение искусства), а её результатом является развитие творческих сил и способностей человека. Эстетическое сознание как единая система имеет сложную структуру, его компоненты взаимосвязаны между собой, но выполняют различные функции, реализуя духовный, идеальный план эстетического отношения человека к миру. Персонифицированные формы эстетического сознания - чувства, созерцание, восприятие, представления приобретают эстетический характер только в соотношении со сложившейся системой эстетических отношений. Художественные ценности, не пережитые в чувствах людей, теряют свой смысл. Эстетическое чувство - непосредственное эмоционально окрашенное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности. В нём отражается личный и социальный опыт, духовный мир человека. Имеет избирательно-оценочный амбивалентный характер (нравится - не нравится). Эстетическое чувство может иметь различную степень осознанности - от бессознательного до рефлектирующего, возвышаясь до развёрнутого суждения вкуса. Эстетическое суждение - форма мысли, фиксирующая положительное или отрицательное реагирование субъекта на эстетические аспекты действительности и искусства. От логического понятийно-теоретического суждения отличается субъективностью (зависит от личного вкуса, жизненного опыта) и слабой доказуемостью. Является вербальным выражением отношения к эстетическим явлениям. Эстетический вкус - способность человека отличать и выявлять, воспринимать и оценивать художественные и эстетические качества. Характеризуется потребностью воспринимать переживать и создавать красоту в действительности. Развитость эстетического вкуса определяется глубиной постижения эстетических ценностей, уровнем развития способностей и потребностей человека, зависит от воспитания, жизненного опыта, круга общения личности. Эстетический идеал - категория, обозначающая основную меру, критерий, образец должной и желаемой эстетической ценности. Носит конкретно-исторический и ценностно-нормативный характер, обобщает личный и социальный опыт человека. Эстетическое сознание оперирует определённым понятийно-категориальным аппаратом, на его концептуальном уровне формируются эстетические теории и система категорий. К числу эстетических категорий относятся:
Все эстетические категории соотносимы друг с другом, характеризуя определённые моменты, стороны эстетических потребностей, ценностей, человеческих качеств. Они существуют в тесной взаимосвязи и единстве друг с другом, исторически развиваются и являются неотъемлемой составляющей эстетического сознания. В теории эстетики категории играют важную роль в анализе природы, сущности и функций искусства. ТЕМА 10. НАУКА КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ Наука — один из новых институтов культуры, значение которого постоянно растет. Культура испытывает глубокие изменения под влиянием науки. Духовная эволюция через миф, религию, философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяется специально выработанными средствами и способами. Таким образом, наука способствует получению объективных знаний, но лишает объект познания его ценностного значения. Давая человеку знания, наука не задается чаще всего вопросом, как и для каких целей это делается. На такие вопросы уже отвечает культура. Поэтому гуманистическая ценность и культурогенная роль науки неоднозначны. Подавляя другие формы истин, наука ограничивает возможности духовного развития, а стремясь контролировать содержание образования, наука косвенно контролирует всю систему человеческих риентиров, что в итоге приводит к одномерности человека как личности, т. е. к появлению узкого специалиста. Корни этого явления кроются в отчужденности познания, которое, будучи жизненно важной потребностью человека, превратилось в вид отчужденной силы прогресса, начав развиваться в форме науки. Тем не менее, главная социальная функция науки — усовершенствование жизнедеятельности человека (это привело к распространению прагматизма как стиля жизни), интенсификация цивилизационных процессов, ибо самый важный результат научного прогресса — возникновение цивилизации, как рационализированной и техницированной форм бытия, противостоящих внутренним началам духовной сущности человека. Говоря образно, наука — это пространство, в котором вызревает разум, а культура — пространство духа. Первый признак разрыва культуры и науки проявляется в нарастающей подмене духовных смыслов и ценностей материальными. Современное бытие без науки невозможно, ибо она является частью культуры, порождает цивилизацию, а все вместе образует неразрывную целостность. Наука способствует современным условиям выживания человечества, создает новые возможности его существования, изменяет и человека, и социум. Ценность научного знания пропорциональна его полезности, поэтому можно утверждать, что наука выполняет цивилизующую функцию, а культура — одухотворяющую. С наукоемкостью культуры должна возрастать гуманность как показатель человечности исторического прогресса. ТЕМА 11. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ Сложность, противоречивость, разнообразие культурных феноменов обусловливает наличие различных подходов в исследовании и осмыслении культуры. Одним из таких подходов стал деятельностный, на основе которого созданы разнообразные модели культуры как целостной системы. В нем культура рассматривается как процесс и результат творческой деятельности человека. В то же время это процесс самосознания общества и индивида, специфический способ жизнедеятельности. Деятельностный подход к сущности культуры может быть основанием изучения локальных культур, культурно-исторических типов, соотношение культуры и цивилизации. Аксиологический (ценностный) подход, согласно которому культура предстает как совокупность ценностей, созданных человечеством, включая способы их появления. Цель культуры - сохранение вида "Homo sapiens", поэтому и главной ценностью является человек. Аксиологический подход к проблемам культуры обусловлен как противоположностью культуры природе, так и наличием "антикультурных" феноменов. Символический подход исходит из тезиса, что культура вырабатывает, хранит и передает свои смыслы в форме символов (например, языка искусства). Она в символической форме "кодирует", зашифровывает основные навыки жизнедеятельности, поведения, общения, результаты социокультурного развития. Нормативно-регулятивный подход исследует сущность культуры как совокупность устоявшихся правил и ориентаций, норм и стереотипов, посредством которых транслируется культурная информация и регулируются отношения в пространстве культуры. Гуманистический подход - рассматривает культуру как сферу и способ самореализации личности. Цель и смысл культуры - самосознание человека как субъекта культурно-исторического процесса. В культурологии сложились и иные подходы к интерпретации культуры. К ним можно отнести: семиотический, культуроантропологический, социологический, литературоведческий и другие. ТЕМА 12. ТЕХНИКА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ Мы живем в мире техники. Существует очень много определений техники: это и «способ подчинения природы», и «прикладное естествознание», и «существование искусственной среды». В узком смысле слово «техника» — это инструментальные средства, используемые человеком в своей деятельности по преобразованию природы, это некоторые объекты — «артефакты», созданные человеком, каждый их которых имеет свою внутреннюю природу и логику действия, т. е., каждый выполняет «свою» работу. Процессы действия этих «объектов» изучаются техническими науками, а создание и использование артефактов связано с инженерной деятельностью человека — инженерией. В широком смысле слово «техника» имеет социальный смысл, даже ценностный и историко-цивилизационный. В данном случае техника понимается как продукт деятельности человеческой цивилизации, как неотъемлемый элемент социальной динамики общества, часть общественного прогресса. Появление техники предполагает появление технического знания, которое, будучи изначально частью целостного знания, постепенно выделилась в отдельную сферу и сформировало свое «проблемное поле». Техника вызывает наиболее противоречивое к себе отно шение среди окружающих человека явлений. Эта противоречивость проявилась во второй половине XX в. наиболее ярко. Вопрос гармоничного существования человека и техники до этого времени практически не ставился. Непрерывный технический прогресс, начавшийся в эпоху Просвещения, культ разума, становление науки как социального института — все это только укрепляло позиции человека по отношению к природе. За несколько столетий укрепились убеждения в необходимости роста прогресса с помощью науки и техники. Сегодня эти убеждения несколько пошатнулись, выросли явное беспокойство по поводу безопасности и критика технического и научного прогресса, непредсказуемости его последствий для природы и человека. Кризис отношений техники и человека — это кризис культуры, порожденной технотронной цивилизацией. Поэтому изучение этого вопроса следует начинать с анализа различных подходов к причинам и сущности этого кризиса. Первый, кто усмотрел это явление в конце XIX —начале XX вв., был немецкий философ О. Шпенглер, всесторонне описавший его в книге «Закат Европы», вышедшей в 20-х г. Он связывал кризис культуры с перерастанием ее в цивилизацию. Цивилизация же, по Шпенглеру, это последняя и неотъемлемая форма всякой культуры, достигшей определенного уровня своего развития, и «убивающая» культуру. Это выражается в перерождении культуры, в надломе всех ее творческих сил, в переходе к переработке старого и отжившего. Н. Бердяев видел причины кризиса культуры в наступлении эры техники, появлении машины. Он считал, что машина станет между человеком и природой, что человек превратится в раба машины. Механизация уведет человека на «периферию жизни», оторвет его от духовных основ, от божественного начала. При этом закроются «родники творчества», «цветение наук», утонченность мысли перестанет ощущаться. В условиях торжества машин, в условиях цивилизации «воля к жизни» возьмет верх над «волей к культуре». Это приведет, в свою очередь, к наслаждению «жизнью» и погубит культуру. Выход из такого кризиса Н. Бердяев видел только в переходе от цивилизации к религиозному преображению, к возрождению христианского мировоззрения. П. Сорокин считал, что проблемы западной цивилизации происходят от разрушения чувственной формы культуры, т. е. от потери чувственного восприятия действительности. На место ее должна прийти другая — идеациональная (религиозная). В этом смысле, выражение Ф. М.Достоевского «Красота спасет мир» является пророческим, если понимать Бога высшим проявлением красоты. В советской литературе проблемы кризиса культуры, кризиса взаимоотношений человека и техники рассматривались только с позиций марксизма-ленинизма: как кризис буржуазного общества и кризис буржуазной культуры. Ясно, что, несмотря на многочисленность взглядов на природу техники и ее последствий для человека, разрешение проблемы следует искать в самом человеке. |