Философия. фил билеты. 1. Проблема определения ф в истории Ф. Предмет Ф. Структура филфского знания
Скачать 436.18 Kb.
|
ХРИСТИАНСТВО. Представление о совершенном человеке в христианских культурах базируется на основном моральном принципе христианства – принципе сострадания. Согласно христианской морали сострадание направлено к слабым, больным, бедным и нищим. Десять христовых заповедей включают в себя как общечеловеческие требования морали – не убий, не укради, не прелюбодействуй и т. д., так и чисто христианские: возлюби бога, почитай субботу, не сотвори себе кумира и т. д. Нетрудно заметить, что общечеловеческие требования в христианстве сходны с аналогичными требованиями в буддизме. В Библии есть притча о блудном сыне. В ней говорится о том, что у одного человека было три сына; 2 из них честно и прилежно работали с отцом не покладая рук, а третий покинул отчий дом, долго скитался по свету. А когда он вернулся, отец не только простил его, но и завещал большую часть наследства именно ему[85]. Очевидно, в христианстве раскаявшийся грешник ценится выше, чем безгрешный человек. В какой-то степени это объясняется тем, что абсолютно безгрешных людей нет или их очень мало. Христианские заповеди трудновыполнимы – на это обращал внимание еще Н. Бердяев. Возлюби Господа Бога своего – гласит первая из них. Требуется не уважать, поклоняться, восхищаться, а любить; заставить же себя любить невозможно. М/у тем, это заповедь, т. е. предписание. Не менее трудно выполнение и других заповедей, н-р: не желай жены ближнего, ни дома его, ни осла его. Если запрет на убийство или воровство выполним (большинство людей не убивают и не воруют), то выполнять такие заповеди, которые ставят запрет на желания, наталкивается на большие трудности. В одном из сюжетов Нового Завета описывается ситуация, когда люди стали смеяться над грешницей Магдалиной, которая пришла за отпущением грехов. Христос же сказал: «Кто безгрешен – пусть бросит в нее камнем». И таких не нашлось. Представление о том, каким д/б человек, в христианстве не исчерпывается только 10 заповедями. Предписания можно найти в разных частях Библии – ищите и найдете; стучите, и откроют вам и т. д. Человек д/б активным и свободным, он сам выбирает, каким путем ему идти. И древо познания добра и зла, посаженное Богом в центре Эдемского сада, свидетельствует о том, что Бог пожелал видеть человека свободным. Европейская цивил-ция, хотя и испытала на себе значительное влияние христианства, тем не менее скорректировала свое представление о совершенном человеке под влиянием социальных факторов. В первую очередь это касается принципа индивидуализма, ставшего центральным в эпоху господства капиталистических отношений. Борьба за прибыль, конкуренция и другие явления поставили проблему соотнесения новых ценностей с христианскими. В худож-ной форме это выражено у Ф. М. Достоевского в его «Легенде о Великом инквизиторе», в фил-фской – у Ф. Ницше. Человек д/б сильным, успешным, уметь скрывать свои слабости, не ждать сострадания и надеяться только на себя. 44. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Отрасль фил-фского знания, занимающаяся исследованием эстетического сознания и деят-ти худож-ного творчества, закономерностей развития худож-ной культуры, называется эстетикой. 1-ая попытка обоснования эстетических категорий была предпринята античными мыслителями - пифагорейцами Сократом и Платоном. Разработка этих категорий была продолжена Аристотелем, который помимо этого исследовал влияние искусства на человека, его воспринимающего. Он считал ис-во средством избавления от аффектов: сопереживание произведению ис-ва приводит к "катарсису" (очищению, термин пифагорейцев). Средневековая эстетика, связанная с именами Августина и Фомы Аквинского, с одной стороны, много унаследовала от античности, а с другой - синтезировала эстетические проблемы с религиозными (христианскими). Искусство не рассматривалось как самоценная область духовной деят-ти. Оно считалось средством выражения высшего духовного начала - Бога. Именно Бог объявлялся источником красоты и гармонии. В наибольшей степени исследовались поэтому искусства, которые способствовали усилению влияния и авторитета религии и церкви - архитектура, живопись, скульптура, декоративно-монументальное и декоративно-прикладное. Эпоха Возрождения, с характерным для нее антропоцентризмом, существенно изменила созданные средневековьем эстетические представления. В центре внимания оказывается человек - мыслящий, чувствующий, созидающий художник, деят-ть которого творит мир красоты. Эстетика и искусство Ренессанса пронизаны духом гуманизма. Ренессансную культуру представляют имена Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боккаччо, Шекспира, Сервантеса и др. Идеи Просвещения активно проникали в эстетическую теорию XVIII-XIX вв. Мысль о необходимости демократизации общ-ва коснулась и искусства: переосмысливалось его общ-венное предназначение, подчеркивалась воспитательная, просветительская функция. Искусство после небывалого взлета в эпоху Возрождения вновь низводится до роли средства - решения социальных задач. Немецкая классическая Ф сделала значимый шаг в постижении сущности прекрасного: Кант рассматривает эту категорию в тесной связи с категорией целесообразности, Гегель анализирует в контексте человеческой деят-ти и трактует как универсальное, предельно широкое понятие. Творческий процесс рассматривается Кантом как "свободная игра" духа. Для немецкой классической Ф характерно стремление систематизировать формы творческой деят-ти: Кант выделяет три основных вида искусства - изобразительное, словесное, музыкальное. Подобную систематизацию искусств строит и Гегель, дополняя ее более полным и детальным описанием каждого из видов в их историческом развитии (символическая, классическая и романтическая формы, которым соответствуют искусство древнего Востока, античное изападноевропейское). В эстетических концепциях XIX-XX вв. преобладает смещение акцентов в сторону интереса к творческой личности. Искусство рассматривается в качестве средства самораскрытия внутреннего мира художника, а также универсального средства общения и осмысления действительности. Проблематика современной эстетической науки широка: в ней представлены эстетическое сознание (как синтез эстетического чувства, эстетического вкуса и эстетической оценки), эстетическая деят-ть, самой спец-ской формой которой является искусство, теоретическое осмысление процессов худож-ного творчества и восприятия произведений искусства, общие закономерности развития худож-ной культуры. Эстетические воззрения являются частью собственно фил-фских исследований, искусствоведческих изысканий, явно прослеживаются в произведениях худож-ной лит-ры (что особенно характерно для экзистенциальной эстетики). Религиозные ценности. Во многих религиях конечное предназначение человека усматривается в приобщении к Богу - через личное совершенствование и спасение. Бог здесь выступает как абсолют, а мораль - как одно из средств обретения человеком этого абсолюта. Богом заповедованы и санкционированы основные нравственные ценности и требования. Соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека. Высшие ценности - это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие - такие, которые отвращают человека от Бога. Иначе: посредством высших ценностей личность получает возмож-ть трансценденции, выхода за пределы своего частного существования, возвышения над ними, а ориентируясь на низшие, индивид погрязает в обыденности и суете, обрекает себя на духовное прозябание в потаканиях плоти. К важнейшим религиозным ценностям следует отнести свободу. В христианстве богоподобие человека проявляется, в частности, в даре свободы. Бог подарил человеку свободу, и только подлинно свободные приходят к подлинному Богу. Заставить человека верить - значит заставить поклоняться лже-богам. "Всевышний обращает к вере умы доводами, а сердце благодатью, ибо оружие Его - кротость. Но обращать умы и сердца силой и угрозами - значит наполнять их не верой, а ужасом. В условиях отсутствия прямого давления, непререкаемого авторитета, человек может сам, из множества ценностей выбирать себе те, которые ему представляются верными или приходятся по вкусу. Эти ценности ведут м/у собой, в ментальности индивида, или диалог, или войну. Можно сказать, что они являются нашими богами, если мы отводим им в своей жизни самое почетное место. Т.о., богом для нас является все то, к чему "липнет" наше сердце. Это может быть не только Творец, которого человек легко заменяет идолом, оправдывая верой в него стремление насильственно оградить других людей от заблуждений, фанатизм, нетерпимость, злодеяния. Богами становятся для нас и мы сами, и наши желания или нация, государство, челов-во, культура и ее ценности и т.д. Человеку невозможно уйти от акта ценностного предпочтения. В этом смысле свобода выбора у него заключается лишь в избрании из множества ценностей хорошую или плохую, противную разуму идею абсолютного. Отметим, что от выбора ценности зависит весь строй человеческой жизни, его культуры и цивил-ции. В этих условиях свобода мысли, совести, религии и убеждений являются противоядием от насильственного внедрения какой-либо идеологии. Понимание свободы в аспекте религиозных отношений в разных исторических ситуациях наполнялось разным содержанием. В условиях соединения государственной и церковной власти, подчинения церкви государству или государства церкви возникали идеи независимости церкви от государства, взаимного невмешательства церкви и государства в дела друг друга. Господство какого-то религиозного направления и стеснение инаковерия обуславливало оформление принципов веротерпимости, религиозной свободы, свободы религиозной совести. Складывающийся религиозный плюрализм приводил к мысли о необходимости признания свободы и равенства религий и вероисповеданий. По мере становления и развития правовых государств формулировалось равенство политических и гражданских прав независимо от вероисповедания. Расширение процесса секуляризации способствовало появлению представлений о свободе совести, осознанию права не только на исповедание религии, но и на неисповедание религии, на атеистические убеждения, утверждению светского государственного образования и воспитания. Исторический опыт нашей страны показывает, к каким негативным последствиям приводит идея государственной религии и связанное с ней попрание свободы совести. В условиях несвободы происходит вырождение самой религии и ее ценностей. Так, многие русские мыслители социальные катастрофы, случившиеся в России в ХХ в., связывали с тем, что Русская Православная Церковь, находившаяся на положении служанки царизма, утратила доверие народа. Ее значительная часть, избавленная от необходимости перепроверять свое повседневное бытие, переродилась в закостенелую организацию, не отвечающую запросам жизни, духовным нуждам людей. А культ личности Сталина, в котором государственная власть пришла к собственному самообожествлению и утвердила себя как высшую ценность, привел к существенной деморализации общ-ва, когда классовые ценности ставились выше родственных и общечеловеческих. Секулярное (независимое от церкви) государство, защищающее свободу совести своих граждан, содействует единству общ-ва, построенному на терпимости, уважении к правам и достоинству личности. 45. Сознание и познание. Сознание, самопознание и личность. Созна́ние - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. Термин сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как т.зр., как Я. Многие фил-фы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать. Сознание - категория для обозначения ментальной деят-ти человека по отношению к самой этой деят-ти. Познание можно определить как процесс деят-ти человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют след. виды познания: обыденное, научное, фил-фское, худож-ное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деят-ти не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны др. с др. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком - все общ-во. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо - в широком смысле - весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимод-вуют отдельные люди и общ-во в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Интерес человека к себе, к своему “Я”, издавна был предметом особого внимания. И кто знает, может быть, именно из этого интереса и возникла сама психология как наука. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе (“образ “Я””) и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания адекватности самооценок представляется любопытным в связи с формированием жизненной позиции личности. ?-с самосознания человека чрезмерно сложен. Каждый человек имеет множество образов своего “Я”, которые существуют в разных ракурсах: как он воспринимает себя, как он представляет идеальное своего “Я”, каким это “Я” предстает в глазах других людей и т.д. Что же такое самосознание? Один из самых авторитетных исследователей феномена самосознания И. С. Кон дает следующее определение: “Совокуп-ть психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деят-ти, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный “образ “Я”” [Кон И. С. Открытие “Я”. М., 1978]. Как уже говорилось, что образ “Я” - ни неизменное, а очень динамическое образование личности. Образ “Я” может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как “реальное Я”. Но образ “Я” одновременно и “идеальное Я” субъекта, то, каким он должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Возможно еще и “фантастическое Я” - то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным. Конечно же, что преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые могли способствовать осуществлению желаемого, дезорганизует деят-ть и самосознание человека. Мера адекватности образа “Я” выясняется при изучении - самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, своего места среди др. людей. Именно при помощи самооценки осущ-ется регуляция поведения личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний - это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа “Я”, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой). В случае успеха шкала притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе - соответственно снижается. Иссл-ия показывают, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то м/у архитрудными и чересчур легкими задачами и целями так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и учетом прошлых успехов и неудач. Изучение уровня притязаний личности не только со стороны их действенности, но и по содержанию позволяет лучше понять мотивацию поведения человека. 46. Познание, творчество, практика Познание, мышление – это всегда искание и открытие нового, поиски ранее не известных подходов и решений, активное достижение истины, активная деят-ть субъекта в любой ее форме. Творчество – процесс человеческой деят-ти, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее – материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из определенного материала созидать новую действительность, удовлетворяющую многообразным общ-венным потребностям. Виды творчества определяются характером конкретной созидательной деят-ти – творчество изобретателя, организатора, научное, худож-ное творчество и т.п. Большое внимание проблемам творчества уделяли русские фил-фы 19-20вв., в частности Н.А. Бердяев – в работе «Смысл творчества». Центральным стержнем этой работы становится идея творчества как откровения человека, как совместно с Богом продолжающегося творения.Главная проблема Ф Бердяева – смысл существования человека и в связи с ним смысл бытия в целом. Познание есть активный творческий процесс поиска нового, оригинального и даже уникального – того, чего раньше не было. В этом процессе задействованы все таланты и способности познающего субъекта – его органы чувств, память, мышление, воображение, фантазия, интуиция и др. Важная особенность творческого познания – умение создавать и успешно разрешать проблемные ситуации. Познание и творчество неразрывно связаны как м/у собой, так и с практикой как с их основой. Практика – это целостная органическая система совокупной материальной деят-ти челов-ва во всем его человеческом развитии, всегда осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Её законами являются законы самого реального мира, который преобразуется в этом процессе. Проблема взаимод-вия теории, знания и практики – одна из важнейших в работах Чернышевского. Он считал недопустимым отождествлять такие феномены как «теоретическая сфера» и «практическая сфера» - при всей их тесной связи м/у собой. Возникая на основе практики, теория имеет и очень сильное влияние на нее. Практика – форма человеческой деят-ти, в процессе которой человек создает новую реальность – мир материальной и духовной культуры, новые условия его существования. Практика и познание – 2 взаимосвязанные стороны единого историч-го процесса, но решающую роль здесь играет практическая деят-ть. Важнейшие формы практики: 1)материальное производство(труд); 2)социальное действие – преобразование общ-венного бытия; 3)научный эксперимент. Основные функции практики: 1)практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями; 2)практика выступает как основа познания, его движущая сила; 3)практика является целью познания; 4)практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. 47. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деят-ти. Вера и знание. Как всякие противоположности, знание и вера не могут существовать по отдельности. Что бы мы не делали, они вместе присутствуют в любом нашем поступке и даже в каждой мысли. Чтобы верить во что-то, необходимо так или иначе знать предмет, в который ты веришь. В свою очередь, знание всегда начинается с положений, принимаемых на веру без всякого доказательства, с постулатов и аксиом. В средневековой фил-фской мысли ?-с о соотношении веры и знания был одним из важнейших. Приоритет веры над знанием отстаивал Августин и другие представители патристики, а знания над верой - схоластики (н-р, Фома Аквинский). В эпоху Просвещения и Нового времени истинным источником знаний провозглашался разум, а не вера. В немец. классич. Ф, н-р, у Канта можно встретить отделение веры религиозной от любой др., которая встречается и в науке. Современная Ф (позитивизм, неопозитивизм) преимущественно базируется на научном идеале знаний, хотя в ряде течений (экзистенциализм, феноменология и др.) встречаются мыслители, отстаивающие приоритет веры, как способа понимания, над знанием. Проблема взаимод-вия веры и знания, религии и науки до сих пор остается открытой и актуальной в связи с явлением «парадигмального кризиса» научного мышления. Понимание и объяснение. Понять предмет, значит выразить его сущность, т.е. причины и законы его бытия, в логической форме - в виде понятия. Эта же самая форма позволяет и объяснить понятое, выразив мысль с помощью знаков (слов, цифр, чертежа и т.д.) либо практических действий. Т.о., объяснение предполагает понимание и является его логическим продолжением. Невозможно объяснить то, что ты не понимаешь. Напротив, если ты действительно понял вещь, т.е. выразил ее сущность в понятии, объяснение ее не представляет к-либо сложности. В конце 19 века немецкие кантианцы противопоставили методы объяснения и понимания. Объяснение, полагали они, характерно для естествознания и математики, где разум имеет дело с лишенными духа внешними вещами; историческое же, гуманитарное знание добывается методом понимания - проникновения в духовный мир других людей и культур. Метод объяснения обобщает явления природы, игнорируя их индивидуальность, а метод понимания, напротив, нацелен на выявление индивидуального содержания феноменов человеческого духа. Эта дилемма объяснения и понимания строится на толковании отношения категорий всеобщего и единичного (индивидуального). Помимо абстрактного всеобщего, которое на самом деле отвлекается от индивидуальности вещей, существует еще всеобщее конкретное, синтетически вбирающее в себя индивидуальность своих более простых элементов. Именно это, конкретное всеобщее и образует содержание всякого настоящего понятия, как в естествознании, так и в науках гуманитарного цикла. Рациональное и иррациональное в познавательной деят-ти. Слово «рациональное» происходит от латинского ratio - рассудок, разум, и, в широком смысле, описывает все, что мы мыслим в соответствии с классическими законами логики. Рациональное знание есть знание логичное, доказательное. «Иррациональными» же называют внелогические формы мышления, такие, н-р, как вера и интуиция. Среди фил-фов идет давний спор о том, какие акты мышления - рациональные или иррациональные лежат в основе всего корпуса научных знаний. При этом указывают на то обстоятельство, что аксиомы, из которых вырастает всякая теория, не доказываются, что вера в их истинность основывается лишь на интуитивной самоочевидности. Другим аргументом в пользу иррациональности основ познавательной деят-ти служит тот факт, что нередко ученый, сделавший открытие, сам не в состоянии объяснить логику своего мышления. Идея приходит в голову внезапно, без каких-либо видимых предпосылок. На это надо заметить, что сами познавательные процессы обычно намного сложнее, нежели вещи, которые мы познаём, и потому нет ничего удивительного в том, что ученые не понимают хода своего собственного мышления. Как остроумно заметил Гегель, далеко не всякий, кто хорошо умеет переваривать пищу, обязан знать законы процесса пищеварения, - точно так же обстоит дело и с процессом мышления. 48. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Достижение истины выступает целью научного познания, однако среди фил-фов нет единого мнения по ?-су толкования ее сущности. Классическое определение истины дал Аристотель: истина есть соответствие мышления и реальности, знания и его предмета. Если предмет мыслится таким, каков он есть в действит-сти, значит мысль о нем истинна. В античной Ф существовало и др. мнение, кот-о придерживались софисты, считая истиной полезные знания. Критической по отношению к этим взглядам является трактовка истины как свойства самосогласования и непротиворечивости знаний. Кант утверждал, что содержание и смысл истины определяется единством, т. е. соответствием чувственного и логического. В науке и Ф также справедливо мнение, что истина заключена в опытном подтверждении. В логике признается формализованная истина, которая может быть выражена только через искусственный язык. Как же определить, соответствует ли наша мысль о предмете реальному предмету? Как сравнить то, что мы мыслим, с тем, что существует вне нашего мышления? Человеческий разум имеет дело лишь с теми предметами, которые мыслит. Может ли он вообще заглянуть в мир «вещей в себе», чтобы проверить, таковы ли в действительности эти вещи, какими он их себе мыслит? Скептики утверждали, что нет – не существует критерия, который позволил бы определить меру соответствия мысли и предмета. Мы не можем знать, мокрая ли вода в действительности; можно лишь утверждать, что мы чувствуем, что она мокрая. Наши чувства – фильтр, сквозь который мы воспринимаем другие вещи; они открывают нам доступ к внешнему миру, но платой за вход оказывается преломление реальности в их фильтре. Если человеческий разум и есть «зеркало мира», то любой предмет отражается в нем с некоторым коэффициентом кривизны, полагали скептики. Оптимистически же настроенные фил-фы разделились на 2 партии. Одни усматривали критерии истины во внутренних качествах идей, которыми мы обладаем; другие предлагали проверять истинность наших идей на практике. Действительность, мышление, логика и язык. Фил-фский спор о действительности уходит корнями в антиномию «мира по мнению» и «мира по истине», выявленную античным мудрецом Демокритом. В учении Платона действительность двояка: одна есть чувственный мир, другая – мир идеальных сущностей (эйдосов). По мнению Гегеля, «все действительное разумно, все разумное действительно». Совпадение «действительности» с «материей» обнаруживается в марксистской Ф. В фил-фских направлениях ХХ века действительность имеет антропологическую, психологическую, феноменологическую, семиотическую и пр. способы толкования. В понимании действительности следует учитывать ее онтологическую и гносеологическую составляющие. В онтологическом плане действительность представлена как совокуп-ть материальных тел, существующих объективно в пространстве и времени, наглядно данных нам в представлении. В гносеологическом плане образ действительности возникает в результате деят-ти мышления, которое с помощью языка логически упорядочено. Человек может выразить свои мысли двояким образом – в языке и речи, с 1ой стороны, и в поступках и действиях тела с др., но при этом он одинаково использует знаково-символическую функцию деят-ти. Внеязыковых форм выражения действительности не существует, поскольку мышление без языка не существует. В Ф и психологии довольно остро стоит проблема о взаимод-вии языка и мышления с т.зр. их адекватности друг другу. Наша речь (или любой другой способ выражения языка через жест, позу, мимику и т. п.) не всегда тождественна мысли. В действительности, можно сказать, что речь недостаточна по отношению к мысли, которая изначально богаче смыслами. Поэтому в языке нам не всегда удается четко и правильно выразить то, о чем мы думаем. =˃, образ действительности так, как он возникает в мышлении и так, как он реализуется в языке, не одинаков. Логика демонстрирует правильность мышления, а соблюдение ее законов – тождества, недопустимости противоречия, исключенного третьего, достаточного основания – позволяет выразить в языке доказательные представления о действительности. 49. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Научное и вненаучное знание Научное познание является одной, но не единственной формой познавательного отношения человека к миру. В культуре существуют другие виды знания, которые организованы иначе, чем научные. Знание, существующее и функционирующее за пределами науки, может быть представлено как вненаучное знание. В настоящее время внутреннее единство вненаучного знания распалось. К нему могут быть отнесены обыденное, религиозное, мифологическое знания, которые не претендуют на научный статус и имеют иные функции в общ-ве: они ориентируют человека в обычных жизненных ситуациях, способствуют осмыслению своего бытия в мире, проявлению различных чувств и т. д. К вненаучному знанию относится также и такое знание, которое заявляет о своих претензиях на научность, но явно не соответствует разработанным и принятым ее критериям. Зачастую такое знание выступает в виде наукообразных конструкций и объединяет людей не столько заинтересованных в достижении истинного знания, ск-ко нацеленных на реализацию либо личностных установок, либо каких-то социально-политических целей и идеалов. Такое знание часто называют псевдонаучным (этнонаука, квазинаука, лженаука и др.). Научное и вненаучное знания функционируют в едином культурном пространстве, испытывают влияние друг на друга и ведут постоянный диалог. Научное знание при таком взаимод-вии получает возмож-ть четче обозначить свои границы и трансформировать сложившийся тип научной рациональности. Что касается вненаучного знания, то оно также вынуждено менять механизмы своего становления и способы укоренения в культуре. При рассмотрении взаимод-вия научного и вненаучного знаний необходимо учитывать, что некритическое отношение к вненаучному знанию может привести к расширению его ареала, стиранию границ с научным, а при определенных социальных условиях – к вытеснению «нормального» научного знания и, соответственно, к элиминации критическо-рефлексивного способа мышления. Подобная ситуация возможна в кризисные эпохи и, как правило, свидетельствует о «болезни» общ-ва. Критерии научности =˃: 1. Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе», как «вещи в себе» (не в кантовском понимании, а как еще не познанных, но познаваемых). При этом происходит отвлечение и от интересов индивида, и от всего сверхлриродного. Природу требуется познать из нее самой, она признается в этом смысле самодостаточной; предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими, какими они есть, без всяких посторонних прибавлений, т.е. без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного. 2. Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. Как отмечают некоторые исследователи, обыденное знание носит, помимо прочего, ссылочный характер, опирается на «мнения», «авторитет»; в научном же знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно; здесь действует принцип достаточного основания. Принцип достаточного основания гласит: «Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение - справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе» (Лейбниц Г. В. Соч.: В 4-х т. М., 1982. Т. 1. С. 418); судьей в ?-сах истины становится разум, а способом ее достижения - критичность и рациональные принципы познания. 3. Эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели). 4. Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия. 5. Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости (и в этом смысле «интерсубъективности»). 50. Структура научного познания, его методы и формы. Научное познание - особый вид познавательной деят-ти, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и общ-ве. Особенности научного познания: стремление к получению достоверных знаний; строгая доказанность научных фактов; рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью; проверяемость; большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах; отражение существенных свойства и объективных законов; формирование в ходе профессиональной деят-ти ученых, осуществляемой с помощью спец-ских методов; использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование. Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом иссл-ия любой феномен, может изучать всё в человеческом мире - будь то деят-ть сознания, психика или же хозяйственная деят-ть человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин. Научное познание имеет свои уровни, формы и методы. Научное познание также состоит из двух уровней - эмпирического и теоретического, которые в своей основе зависят от научных фактов. Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей). Формы научного познания: Научный факт; Эмпирический закон. Научный факт (от лат. - сделанное, совершившееся) - отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка. Эмпирический закон - объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь м/у явлениями и процессами. Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений) Формы научного познания: Проблема Гипотеза Теория Проблема - осознанная формулировка ?-сов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические). Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения. Гипотеза - это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира. В ходе проверки гипотезы: превращаются в теории уточняются и конкретизируются отбрасываются как заблуждения Теория - это научно доказанное знание о фактах окружающей действительности или явлений прошлого, систематизированное и зафиксированное научным языком. Структура теории: Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т.п. Идеализированный объект данной теории. Логика и методология, применяемые для построения теории. Совокуп-ть законов и утверждений, выведенных из теории. Ключевой элемент любой теории - закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов. |