1. Сравнительное правоведение метод, наука, учебная дисциплина Определение сравнительного правоведения Возникновение сравнительного правоведения Предмет сравнительного правоведения Значение сравнительного правоведения Сравнительное правоведение как наука и
Скачать 1.95 Mb.
|
Резко критикуя слабые места исторической школы права, Ганс на- звал ее антикварной микрологией и противопоставил ей свою срав- нительно-философско-историческую программу. Подтверждением это- му может служить его четырехтомное исследование «Наследствен- 58 ное право во всемирно-историческом развитии». В нем он рассматривал семейное и наследственное право самых различных народов, начиная от римского, индусского, китайского, иудейского, мусульманского и грече- ского права и кончая современным ему итальянским, испанским, порту- гальским, французским, английским и североамериканским правом. Этот труд со всеми его недостатками является, пожалуй, первым очень важ- ным вкладом в сравнительную всеобщую историю права. Все это дало основание Л.-Ж. Константинеско сказать, что «появление этой книги и является днем рождения современного сравнительного правоведения». Он особо отмечает, что вклад Ганса в развитие сравнительного правове- дения существен в двух отношениях: во-первых, он стремился интегри- ровать сравнительное право в философско-историческую концепцию; во- вторых, он создал ряд работ прикладного значения, призванных под- твердить общий концептуальный подход. Против исторической школы права выступил и другой представитель южнонемецкой школы – профессор Гейдельбергского университета К. Цахарие. Он придавал большое значение иностранному праву и кодифи- кации, особенно Французскому гражданскому кодексу 1804 г. Наряду с французским правом Цахарие уделял внимание местным партикулярным правовым системам и римскому праву. Его основной труд назывался «Учебник французского права». В нем он рассматривал французское право на широкой историко-философской основе. Это была одна из са- мых известных книг века. Если в первом издании она состояла из двух томов, то во втором – уже из четырех. Книга имела большой резонанс не только в Германии, но и во Франции, и в Италии, что подтверждается ее переводами и многократными переизданиями в этих странах. Она как бы перебросила мост между немецкой и французской юридической наукой. Еще один представитель южнонемецкой школы – профессор Гей- дельбергского университета К. Миттермайер. Его научно-практическая юридическая деятельность развивалась в трех направлениях. Первое – это собственно научная деятельность на широкой сравнительной основе. В своих многочисленных научных трудах по уголовному процессу он широко использовал сравнение германского общего права с француз- ским, американским, австрийским, баварским и прусским. Второе – практическая деятельность по подготовке и консультированию проектов законодательных реформ. Он был официальным экспертом по подготов- ке многих кодексов. Наконец, третье – деятельность, имевшая целью информировать немецких юристов о состоянии права и законодательных реформах за рубежом. 391 традициями издревле существовали на территории нынешнего Узбеки- стана. Древний Узбекистан был центральным связующим звеном Великого Шелкового пути, местом активного соприкосновения Востока и Запада, буддизма, зороастризма, манихейства, ислама и христианства, взаимо- действия восточной и западной культур, многих языков и наций. Рели- гиозно-духовные, познавательные, государственно-правовые и этиче- ские ценности занимали важное место в образе жизни, традиционной культуре узбекского народа. Древний период воплощал в себе опыт развития государственности и права начиная с античной Согдианы, государств Ахеменидов, Селев- кидов и Хорезма, Бактрийского и Кушанского царств, государств Эфта- литов и Тюркского каганата. Анализ редких древних юридических па- мятников показывает, что уровень правовой культуры был достаточно высоким. Например, в 1932 г. было найдено свыше 80 документов, от- носящихся к VII–VIII вв. Особый интерес вызывает в них механизм обеспечения выполнения условий договоров, защиты прав и интересов субъектов правоотношений, четкое определение их прав и обязанно- стей, гарантий осуществления последних. Из источников известно, что до прихода арабов народы Узбекистана руководствовались «Авестой» – священной книгой зороастризма – и, видимо, находились под влиянием законов царя Хаммурапи, Ахемени- дов и политико-правовых идей Платона, Аристотеля, правовых норм эллинистических полисов (полисов-государств), Греко-Бактрийского и Парфянского царств,, державы Кушан и Тюркского каганата. Второй – период мусульманского права, т.е. с момента прихода ара бов в Мавераннахр и установления мусульманского государства и права до колониального завоевания Средней Азии Россией (с VII в. до второй половины XIX в.). Это эпоха мусульманско-правовой цивилизации Ма- вераннахра. Узбекистан воплощает в себе средневековый опыт развития государ- ственности Саманидов, Караханидов, Газневидов, Сельджуки-дов, Хо- резмшахов, Чингисхана и Чингисидов, Амира Темура и Те-муридов и узбекских ханств, а также исторический и юридический опыт древнего узбекского народа с его вековой мечтой о своем госу- \ дарстве и праве. Примечательной особенностью исторического развития предков уз- бекского народа в период античности и средневековья являлось влия- ние и взаимодействие с правовыми традициями не только Китая, Ин- дии, Греции, Рима, Византии, но и ассиро-вавилонского, ахеме- нидского права. 390 Исторически народы Турана (возрожденное ныне доисламское тюрк- ское наименование территории нынешнего Узбекистана), Мавераннахра (арабское географическое название региона в Средней Азии между ре- ками Амударья и Сырдарья), Туркестана (русское название региона, вве- денное в оборот во второй половине XIX в.) в сохранении самобытности пошли путем развития своей государственности и права, религии и куль- туры, языка и литературы. Но Туран, Мавераннахр и Туркестан – не единственные названия, под которыми Узбекистан известен в мировой истории. Эту богатую страну ремесел, земледелия, торговли по Велико- му Шелковому пути, страну «тысячи городов» Александр Македонский назвал Согдианой. На нынешней территории Узбекистана возникла одна из древнейших цивилизаций мира. История узбекского народа, национальной государ- ственности и права своими корнями уходит в глубь веков. Процветавшие здесь государства древнего Турана, Мавераннахра, Туркестана оставили яркий след в развитии мировой культуры. Традиции узбекского государ- ства и права неразрывно объединяют единство общечеловеческого и на- ционально-государственного начал и развиваются в соответствии с ду- ховно-правовым потенциалом узбекской цивилизации, насчитывающей не менее трех тысяч лет. Узбекское право имеет длительную историю, которую можно разде- лить на четыре периода. Первый – древний период узбекского права, т.е. с момента возник новения государства и права на территории Узбекистана до установления му- сульманского права (с начала первого тысячелетия до н.э. до VII в. н.э.). Это эпоха туранско-правовой цивилизации. Характерной чертой госу- дарственно-правовой жизни было стремление к объединению родствен- ных племен в единое государство, к независимости, миру и равенству. Территория расселения предков узбеков последовательно входила в VII в. до н.э. в состав государства Ассирии, в VII–VI вв. до н.э. – в цар- ство Ахеменидов, с 328 г. до н.э. – в империю Александра Македонско- го, с середины III в. до н.э. – в Греко-Бактрийское царство, с I в. н.э. до V в. – в состав Кушанского царства, с V в. – в царство Эфталитов, а затем Тюркского каганата. Узбекистан имеет богатую правовую культуру, сформировавшуюся в период античности, средневековья и Нового времени как результат взаимодействия различных правовых традиций и культур. Древнейшие цивилизации – согдианская, парфяно-хоросанская, бактрийско- тохаристанская – с зачатками собственной государственности, культур- ными, политическими, религиозными и правовыми 59 Совместно с Цахарие он основал в 1829 г. «Критический журнал юриди- ческой науки и зарубежного законодательства» («Kritische Zeitscrift (ur Rechtswissenschaft und Gesetzgebung des Auslandes») – первое периодиче- ское издание, вышедшее за рамки национальной правовой системы и по- знакомившее юристов Германии с иностранным правом и его развитием. Журнал просуществовал до 1953 г., и изданные 26 его томов содержали весьма богатый законодательный, критический и сравнительный матери- ал по уголовному, уголовно-процессуальному праву и криминологии различных стран. Миттермайер в отличие от Гегеля и Ганса не стремился связать срав- нительные исследования с всеобщей историей и эволюцией права и дать сравнительному праву философскую основу. Он не занимался историей права современных ему народов и правом народов, принадлежащих к другим культурам и этапам развития цивилизации, а первым ориентиро- вал сравнительное право на удовлетворение практических потребностей, стремясь использовать его как средство законодательной политики. При всей активизации сравнительно-исторических исследований гейдельбергской школой область их применения была ограничена пра- вом цивилизованных народив, другими словами, правовыми системами, причислявшимися к индогерманской, или арийской, семье. Эту ограни- ченность стремилась преодолеть юридическая этнология, включавшая в сферу научных поисков право так называемых примитивных, или вар- варских, народов. Заслуга ее создания принадлежит Посту (давшему ей и название) и Колеру. И. Колер считал, что, только интегрировав в себе юридическую эт- нологию, история права может стать действительно всеобщей. История права цивилизованных народов и этнология права народов нецивилизо- ванных должны слиться воедино. Однако полученные этими объединен- ными науками материалы Колер считал лишь первичными и исходными для научного сравнения в собственном смысле слова. В своем философ- ском правопонимании он исходил из того, что право – это фактор и следствие цивилизации. Оно неразрывно связано с культурой и способно выполнить свое предназначение лишь тогда, когда отвечает требованиям культуры данного времени. А. Пост стремился создать с помощью сравнительного метода i акую юридическую науку, которая базируется на историческом опыте и при- ближается по своему характеру к естественным наукам. Он выступал против естественно-правовой теории и любого другого спеку-пятивно- умозрительного правопонимания. Г.В. Плеханов критиковал 11оста за утверждение, что право есть чистый продукт необходимости, 60 в котором тщетно искать какую бы то ни было идеальную основу. Кри- тикуя это положение, Плеханов отмечал, что характер любой правовой системы зависит от способов производства и тех взаимных отношений между людьми, которые создаются этими способами. В этом смысле у права нет и не может быть идеальной основы, так как его основа всегда реальна. Но реальная основа всякой данной системы права не исключает идеального отношения к ней со стороны членов данного общества. Хотя Пост видел задачу науки в том, чтобы вывести законы, управляющие ис- торической эволюцией правовых институтов и права в целом, найти та- ковые ему не удалось. В сравнительно-этнологическом правоведении Поста и Колера не- редко происходило смешение сравнительного права со сравнительной историей права. Они часто подгоняли исходный этнологический матери- ал под заранее постулированные гипотезы и концепции. Поэтому срав- нение у них нередко оказывалось поверхностным. Оно почти всегда бы- ло направлено на выявление сходства и параллелизма в развитии права, ибо, по их мнению, такое развитие было подчинено действию общих для всего человечества закономерностей. Различия и несходства отбрасыва- лись как случайные. Само общественное развитие понималось как одно- линейный процесс. Еще одна заметная фигура в становлении сравнительного правоведе- ния в Германии второй половины XIX в. – А. Фейербах. Основываясь на кантианских идеях, Фейербах выступал одновремен- но и против национализма исторической школы права, и против универ- сализма естественно-правовой доктрины. Он широко использовал срав- нительный метод в сфере уголовного законодательства как в теоретиче- ском, так и в практическом плане и пытался создать науку сравнительно- го права, которую трактовал как всеобщую историю права. По его мне- нию, только сравнение различных правовых систем дает возможность превратить юриспруденцию в подлинную науку, где философия, история и сравнение должны быть признаны равноправными компонентами, на основе которых развивается юридическая наука. Фейербах утверждал, что ни один народ не следует рассматривать исключительно под углом зрения его индивидуальности и соответственно право любого народа должно считаться составной частью общей панорамы. А. Фейербах создал проект Баварского уголовного кодекса, который на протяжении XIX в. служил моделью для законодателей как в Герма- нии, так и в других странах. Разработке этого проекта предшествовали серьезные сравнительные исследования французского и итальянского права. Крылатыми стали среди компаративистов мира 389 Право рассматривается как общественный порядок, основанный на социальном согласии и компромис- се, как средство проведения и реализации свободы, справедливости, равенства. И.А. Каримов, Президент Республики Узбеки- стан Ученый, как и каждый гражданин, живет в государ- стве и соответственно должен следовать всем зако- нам, свойственным ему. Вместе с тем он имеет пол- ное право на свою личную позицию в том или ином вопросе, в противном случае государство превраща- ется в большую механическую машину, а человек становится частью этого механизма. Такое государ- ство лишено прогресса. Э.В. Ртвеладзе, академик Академии наук Республики Узбеки- стан Тема 22. Правовая система Узбекистана 1. История узбекского права: плюрализм юридических традиций. Современное право Узбекистана и романо-германская правовая семья. Традиции шариата и современное право Узбекистана. 4. Конституция Республики Узбекистан. 5. Становление новой сис- темы законодательства Узбекистана. 6. Правовая система Узбекистана и международное право. 1. История узбекского права: плюрализм юридических традиций Право любой страны – это неразрывная часть ее национального дос- тояния, в определенном смысле – порождение традиций, наследие пред- ков и способ самовыражения данного общества. Взаимовлияние и взаи- модействие различных правовых культур и традиций существовали все- гда и всюду, будучи одним из источников обогащения правопонимания и духовного мира человека. Как правило, из смешения различных куль- тур рождались новые народы и нации, новые цивилизации и традиции. 388 12. Правовая система социализма: функционирование и развитие. М., 1987. Кн. 2. 13. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. 14. Сабо И. Социалистическое право. М., 1964. 15. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география ми- ра. М., 1993. 16. Семитько A.J7. Российская правовая система // Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 1997. 17. Синюков В.Н. Правовые системы и правовые семьи // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. 18. Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов, 1994. 19. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997. 20. Тиме А.А. Право абсурда: Социалистическое феодальное право. М., 1992. 21. Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности. СПб., 1991. 22. Туманов В.А. Вступительная статья // Давид Р. Основные правовые сис- темы современности. М., 1988. 23. Butler W.E. Russian Law. N.Y., 1999. 24. Butler W.E. Soviet Law. N.Y., 1988. 25. David R., Jauffret-Spinosi C. Les grands systemes de droits contemporains. P., 1992. 26. Fromont M. Grands systemes de droit Strangers. P., 1994. 27. Lessage M. Le droit sovietique. P., 1975. 61 слова Фейербаха: «Почему в распоряжении анатома имеется сравни- тельная анатомия, а юрист-ученый не имеет сравнительной юриспруден- ции? Богатейший источник всех открытий в любой науке – ■ это сравне- ние и сопоставление...» Таким образом, в первой половине XIX в. в Германии были сделаны значительные шаги- в развитии сравнительного правоведения. 2. Французская школа сравнительного законодательства Если в первой половине XIX в. эпицентр сравнительного правоведе- ния находился в Германии, то во второй половине он переместился во Францию. Сравнительное изучение различных правовых систем велось здесь прежде всего в практико-прикладных целях, для совершенствования национального законодательства, чем и обусловлено преобладание тер- мина «сравнительное законодательство», подчеркивавшего прикладной характер науки. Существенную роль сыграло и то, что во французской юридической науке господствовал позитивизм (школа экзегезов). В 1869 г. создается Общество сравнительного законодательства, сыгравшее впоследствии значительную роль в развитии компартивис- тики. По мнению основателей этого Общества, его создание отвечало потребностям юристов выйти за ограниченные рамки одной законода- тельной системы, с тем чтобы и само законодательство в свою очередь утратило сугубо локальные черты и восприняло опыт, накопленный во всем мире. Чтобы реализовать эти цели, Общество активно искало со- трудничества с юристами других стран. Тогда же начал выходить Бюл- летень Общества («Bulletin de la Societe de legislation comparee»), где публиковались исследования и статьи по зарубежному праву. В целях ознакомления общественности с законодательными текста- ми Общество с 1875 г. приступило к выпуску Ежегодника зарубежного законодательства («Annuaire de legislation etrangere») и Ежегодника французского законодательства («Annuaire de legislation fran-caise»). При министерстве юстиции Франции был создан Комитет иностранного законодательства, который совместно с Обществом сравнительного за- конодательства обеспечивал перевод на французский язык большинства иностранных кодексов и других важных законодательных актов. Это были годы стабилизации и упрочения французской правовой системы. Такая ситуация служила важной предпосылкой господства юридического позитивизма, видевшего совершенную модель во 62 французском праве, которое не нуждается в обосновании и оправдании и должно рассматриваться таким, как оно есть. В соответствии с позитивистскими установками сравнительное пра- воведение в лице школы сравнительного законодательства конструиро- вало себя как чисто юридическая теория, изучающая позитивное законо- дательство. |