Роберт_Грин_24_закона_обольщения. 4закона обольщенияp r o власт ь ббк 88. 5Г85Перевод с английского Е. Я. МигуновойГрин, Р
Скачать 3.23 Mb.
|
Символ: Турнир. Яркие, многоцветные зна- мена, лошади в нарядных попо- нах, а дама смотрит из-под руки на воинственных рыцарей. Она слушала, как они клялись ей в любви, опускаясь на одно колено, слушала бесконечные песни и красивые клятвы. Это у них хорошо получает- ся. Но вот трубит труба, и начинается сра- жение. На турнире нет места притворству и колебаниям. У ее избранника должно быть окровавлено лицо и переломаны конечности. ОvdZdUWXY PUdZdWX Стараясь доказать, что вы достойны своего объекта, не забывайте, что разные объекты вос- принимают вещи по-разному. Демонстрация физической силы не произведет впечатления на тех, кто не ценит физическую силу; она лишь покажет, что вы кичитесь своим совершенством и хотите, чтобы вами восхищались. Обольсти- тель должен уметь чувствовать и понимать такие вещи и наилучшим образом проявить себя, при- РОБЕРТ ГРИН ЗАКОН 16 R OBERT G REENE G меняясь к слабостям и вкусам обольщаемых. Для кого-то красивые слова, особенно изложенные на бумаге, будут более верным свидетельством, нежели безрассудные деяния. Имея дело с таки- ми людьми, рассказывайте им о своих чувствах в письмах — это тоже своего рода доказатель- ство, а если письмо поэтично, то действует подчас лучше, чем какой-то демонстративный поступок. Изучите свой объект получше и на- цельте свое доказательство преданности и люб- ви точно в источник их сомнений или сопро- тивления. Закон 17 Возвращение в прошлое Люди, испытавшие в прошлом что-то приятное, впослед- ствии тяготеют к тому, чтобы повторить эти переживания. Самые добрые наши воспоминания относятся, как прави- ло, к счастливому периоду раннего детства и зачастую связаны с родителями. Постарайтесь вернуть свою жертву к моментам детства. Включив себя в эдипов треугольник, поместите ее в позицию ребенка. Не понимая природы собственной эмоциональной реакции, она даже не за- метит, как полюбит вас. Можно обратиться к прошлому по-другому, позволив жертве сыграть роль ласкового и заботливого родителя. В любом случае вы пред- лагаете им осуществить запретную фантазию: шанс вступить в любовную связь с мамоч- кой или папулей, сыном или дочуркой. 594 ЭZdUTcRP_XY ZRxZRPPTY 1 Став взрослыми, мы склонны придавать слишком большое значение своему детству, идеализируем и переоцениваем его. Мы легко и охотно забываем, какие страдания причиняли нам в детстве беспомощность, слабость, зависи- мость и бессилие. Мы и не вспоминаем об этом, рисуя себе сентиментальную картинку этакого потерянного рая. Мы не помним боль, в памяти остаются одни только радости. Почему? Потому что ответственность и многочисленные обязан- ности взрослой жизни ложатся на наши плечи тяжким бременем — таким тяжким, что мы втай- не тоскуем по безмятежной поре детства вместе с ее зависимостью, тоскуем по тем людям, кото- рые окружали нас заботой, помогали во всем, брали на себя решение наших проблем. Надо сказать, что — осознаем мы это или нет — наши мечты о детстве несут и определенный эротиче- ский заряд, поскольку чувство зависимости от взрослого у ребенка подсознательно окрашено сексуальными полутонами. Дайте людям ощуще- ние, что они, как в детстве, защищены и могут на вас положиться, и они перенесут на вас самые разнообразные свои фантазии — включая чув- ство влюбленности или сексуального влече- ния, — которые прежде связывали с другими. Мы даже себе не признаемся в этом, однако все мы мечтаем вернуться в прошлое, в детство, по- добно лягушачьей шкурке сбросить с себя об- личье взрослых и дать выход детским эмоциям, еще сохранившимся глубоко в душе. С самого начала своей профессиональной деятельности Зигмунд Фрейд столкнулся с не- понятным феноменом: многие пациентки влю- блялись в него. Со временем объяснение было найдено: на своих сеансах Фрейд помогал паци- 1 Регрессия (здесь) — возвращение в предыдущее состояние или на более раннюю стадию развития. Я подчеркиваю, что любимый человек представляет собой подмену идеального эго. Два человека, любящие друг друга, обменивают- ся своими эго- идеалами. То, что они любят друг друга, означает, что каждый из них любит идеал самого себя в другом. На Земле вообще не было бы любви, если бы не эта иллюзия. Мы влюбляемся потому, что не можем иначе достичь образа, в котором заключены наши лучшие, идеальные черты, лучшая часть нас. Исходя из этой концепции, можно заключить с очевидностью, что возникновение любви возможно лишь на опреде- ленном уровне развития культуры 595 Возвращение в прошлое G ентке погрузиться в воспоминания детства, в которых, согласно его теории, и крылись при- чины болезни или невроза. Она рассказывала о своем отношении к отцу, о том, как впервые испытала чувство нежности и любви, а также о том, как столкнулась с пренебрежением и гру- бостью. Процедура пробуждала сильнейшие эмоции и воспоминания. В каком-то смысле женщина совершала путешествие во времени, возвращаясь назад, в детство. Этот эффект еще усиливался тем, что сам Фрейд был немного- словен, держался довольно отстраненно, порою даже холодно, но вместе с тем сочувственно — другими словами, своим поведением и отно- шением он вполне соответствовал традицион- ной фигуре отца. К тому же во время сеанса пациентка лежала на кушетке в беспомощном, пассивном положении, что и чисто внешне под- крепляло ассоциации с ролями родителя и ре- бенка. В конце концов наступал момент, когда пациентка, запутавшись, проеци ровала некото- рые из тех чувств, анализом которых они зани- мались, на самого Фрейда. Сама того не созна- вая, она отождествляла его со своим отцом. Фрейд назвал этот феномен «перенесением», и это понятие стало важной частью его методики лечения. Психоаналитик, добиваясь того, чтобы пациенты переносили подавляемые эмоции на него, получал возможность вскрывать их вну- тренние проблемы и переводить их с бессозна- тельного на сознательный уровень. Эффект перенесения, однако, проявлялся на- столько мощно, что с некоторыми пациентками, ослепленными вспыхнувшим чувством, Фрейд просто не мог работать. В самом деле, перенесе- ние — действенный способ формирования сильной эмоциональной привязанности; не в этом ли и заключается суть и конечная цель лю- бого обольщения? Метод имеет широчайшее применение и за пределами психоанализа. Чтобы или по достижении определенного этапа развития лич- ности. Само по себе развитие эгоидеала характеризует прогресс человече- ства. Когда люди полностью удовлетворены собой такими, какие они есть, любовь невозмож- на. Перенос эгоидеала на другого челове- ка — наиболее характерная отличительная черта любви. Т ЕОДОР Р ЕЙК , «О ЛЮБВИ И ВОЖДЕЛЕНИИ » 596 РОБЕРТ ГРИН ЗАКОН 17 R OBERT G REENE G использовать его в реальной жизни, вам придет- ся взять на себя роль психо аналитика, поощряя людей к разговорам об их детстве. Большинство пойдет на это охотно и с радостью, а наши вос- поминания так живы и эмоциональны, что какая- то часть нас возвращается в прошлое от одних разговоров о детских годах. К тому же в довери- тельных беседах то и дело всплывают маленькие секреты: мы извлекаем важную информацию о слабостях, особенностях характера, информа- цию, которую мы должны собирать по крупицам, не упуская ничего. Не принимайте каждое слово своих объектов за чистую монету: вы часто бу- дете сталкиваться с тем, что они драматизируют или, напротив, идеализируют события детства. Слушая их рассказы, обращайте внимание на интонации голоса, паузы, всевозможные некон- тролируемые жесты, движения, нервные реак- ции, а особенно на все то, о чем говорится с неохотой, что они отрицают, что заставляет их нервничать. Многие слова и утверждения на самом деле имеют противоположное значение. Если, к примеру, они говорят вам, что ненавиде- ли своего отца, можете быть уверены, что за этим скрывается большое разочарование — в действи- тельности они любили отца сильно, может, даже слишком сильно, но, скорее всего, никогда в жизни не получали от него достаточно внима- ния, всего того, чего ожидали. Внимательно прислушивайтесь к тем темам и историям, кото- рые всплывают в разговоре снова и снова. Самое важное — научитесь анализировать эмоциональ- ные реакции и видеть, что стоит за ними. Пока они говорят, вы должны оставаться в роли психоаналитика, внимательного, но невоз- мутимого, слушать молча, время от времени вставляя нейтральные замечания, не порицая никого и не высказывая своих оценок. Поза- ботьтесь о том, чтобы удерживать определен- ную дистанцию, а по сути дела, сохранять не- ...ПОСМОТРЕТЬ НА МУЖЧИНУ ГЛАЗАМИ МАТЕРИ [В Японии] традиционный подход к воспита- нию детей во многом, кажется, представляет собой воспитание пассивной зависимости. Ребенка очень редко оставляют одного, без присмотра, как днем, так и ночью, ведь дети почти всегда спят рядом с матерью. На прогулках ребенка не толкают перед собой в коляске, позволяя ему оказаться лицом к лицу с новым для него миром, а накрепко привязывают в уютном коконе к материнской спине. 597 Возвращение в прошлое G которое равнодушие — и тогда они начнут пе- реносить свои эмоции и проецировать самые различные фантазии на вас. С той информаци- ей, которую вам удастся собрать об их детстве, и с тем капиталом доверия, который вы стя- жаете, уже можно начинать работать над ре- грессией. Предположим, вы докопались до существования в прошлом сильной привязан- ности между ребенком и одним из родителей, братом или сестрой, учителем или еще кем- то — речь идет о какой-либо ранней привязан- ности, отбросившей тень на всю дальнейшую жизнь вашего избранника. Разобравшись, что именно оказало столь мощное воздействие на него, вы сможете принять на себя эту роль. А может статься, что вы обнаружите в его про- шлом дефект, зияющую брешь — например, нелюбящего отца. Теперь начинайте действо- вать как родитель, но заменяя при этом исхо- дные равнодушие и пренебрежение теплотой и любовью, которых никогда не давал вашему объекту настоящий родитель. У каждого с дет- ства остались незажившие раны — разочарова- ния, болезненные воспоминания, утраты. За- вершите то, что не было завершено. Дознайтесь, чего всю жизнь недоставало вашим объектам, и у вас в руках ингредиенты, из которых можно состряпать великолепное обольщение. Главное при этом — не просто болтать, пре- даваясь воспоминаниям. Этого мало. Вам тре- буется нечто большее — заставить людей про- играть в своей настоящей жизни некоторые мотивы из прошлого, да так, чтобы они и не догадывались о том, что происходит. Регрессия, которую вы можете вызвать, распадается на че- тыре основных типа. Регрессия в младенчество. Первые в жизни узы — узы между матерью и ребенком — самые крепкие. Человеческим детям, в отличие от де- Когда мать кланяется, ребенок кланяется вместе с ней, так что принятые в об- ществе правила приличия усваива- ются автоматиче- ски, пока дитя еще чувствует биение материнского сердца. Эмоциональная стабильность, таким образом, почти полностью зависит от физического состояния мате- ри… Дети усваива- ют, что демонстра- ция пассивной зависимости — лучший способ добиться располо- жения и любви. В японском языке есть для этого особый глагол «амаэру», который в словаре перево- дится как «злоупо- треблять любовью другого; изобра- жать ребенка». Согласно утвержде- нию психиатра Дои Такео, именно здесь кроется ключ к пониманию личности японцев. Это продолжается и во взрослой 598 РОБЕРТ ГРИН ЗАКОН 17 R OBERT G REENE G тенышей большинства животных, свойственен длительный период беспомощности, слабости, на всем протяжении которого они полностью зависят от матери. Это и создает привязанность, которая оказывает мощное воздействие на всю их последующую жизнь. Работая над регресси- ей этого типа, очень важно воссоздать ощуще- ние беззаветной любви матери к своему дитяти, любви безоговорочной, не зависящей ни от каких условий. Ни при каких обстоятельствах не осуждайте свои объекты — позволяйте им делать, что заблагорассудится, даже плохо себя вести, в то же время окружите их любовной за- ботой, теплом и уютом. Многие при этом по- чувствуют, что словно вернулись в раннее дет- ство, когда мама была всегда рядом, утешала и помогала. Это действует практически на любо- го человека, поскольку безоговорочная любовь наиболее редка и ценится особенно высоко. Вам даже не потребуется применяться к каким-то конкретным деталям их детства: такой род при- вязанности приходилось испытывать почти всем людям. Уделите внимание тому, чтобы усилить это чувство погружения в радостный мир детства — теплая атмосфера, приятные за- нятия, яркие, веселые краски. Эдипова регрессия. После связи матери и ре- бенка следует эдипов треугольник, составлен- ный матерью, отцом и ребенком. Тре угольник этот формируется в период самых ранних, не- осознанных эротических фантазий у ребенка. Мальчику хочется, чтобы мать принадлежала только ему, у девочки возникает такое же жела- ние по отношению к отцу, однако добиться этого никогда не удается, поскольку у детей всегда имеются конкуренты: за любовь и внима- ние родителя с ними соперничает второй роди- тель или другие взрослые. Безоговорочная лю- жизни: младшие поступают так по отношению к старшим в ком- паниях или любых других социальных группах, женщины так ведут себя с мужчинами, муж- чины — со своими матерями, а порой и с женами… В январском номере журнала «Молодая женщи- на» (1982 год) помещен материал о том, «как стать красивой». Или, другими словами, как привлечь мужчину. Амери- канский или европейский журнал в подобном материале расска- зывал бы читатель- ницам о том, что потребуется, чтобы быть сексуально привлекательными, и в нем, несомнен- но, описывались бы всевозможные пудры, кремы и спреи. Совсем не то в японской «Молодой женщи- не». «Самые при- влекательные жен- щины, — сообщает нам заметка, — это 599 Возвращение в прошлое G бовь младенчества уходит: теперь, и это неиз- бежно, родители иногда отказывают ребенку, когда он их о чем-то просит. Перенесите свою жертву в этот период жизни. Играйте роль ро- дителя любящего, но порой строгого и требо- вательного. Детям вообще-то нравится стро- гость в разумных количествах — как доказатель- ство того, что взрослым они небезразличны. И взрослые дети тоже будут рады, если к вашей нежности примешается немного строгости и жесткости. В отличие от младенческой эдипову регрес- сию необходимо изготовить точно по индиви- дуальной мерке. Все зависит от того, что вам удастся разузнать. Не владея достаточной ин- формацией, вы рискуете потратить время зря. Вы, например, станете нянчиться со своим объ- ектом, как с ребенком, проявляя строгость и требовательность, и все это лишь для того, что- бы в конце концов столкнуться с разочаровани- ем: может выясниться, что ваше продуманное поведение вызывает у этого человека только отрицательные эмоции — уж слишком много строгостей и дисциплины было в его детстве. Или, к примеру, вы наведете на воспоминания о родителе, которого объект боялся или нена- видел, и неприязнь будет автоматически пере- несена на вас. Не начинайте погружения в прошлое, пока не выясните всего, что только можете, о детских годах своего объекта — от чего он страдал, чего ему не хватало, чем он был «перекормлен» и так далее. Если объект был сильно привязан к родителю, но эта привязан- ность носила частично негативный характер, эдипова регрессия все же может оказаться весь- ма эффективной. Мы всегда испытываем двой- ственные чувства по отношению к родителю: с одной стороны, мы его любим, но, с другой стороны, одновременно мучаемся от сознания женщины, полные материнской любви. Женщины, лишенные материн- ской любви, — это категория женщин, на которых мужчины никогда не хотят женить- ся… Женщина должна уметь посмотреть на мужчину глазами матери». Я Н Б УРИМА , «З А МАСКОЙ : О СЕКСУАЛЬНЫХ ДЕМОНАХ , СВЯЩЕННЫХ МАТЕРЯХ , ТРАНСВЕСТИТАХ , РАЗБОЙНИКАХ , БРОДЯГАХ И ДРУГИХ ГЕРОЯХ ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЫ » 600 РОБЕРТ ГРИН ЗАКОН 17 R OBERT G REENE G своей зависимости от него. Не бойтесь вызвать к жизни эти противоречивые переживания, которые вовсе не мешают нам испытывать к родителям самую глубокую привязанность. Не забудьте внести эротическую нотку в свое ро- дительское поведение. Теперь ваши объекты не только могут получить отца или мать в свое пол- ное распоряжение, они получают нечто боль- шее — что-то, что было прежде запрещено, а теперь дозволено. Регрессия к идеалу. В детстве мы нередко соз- даем в своем воображении некую идеальную фигуру. Сначала это такой человек, каким мы сами хотели бы стать. Мы представляем себя отважными путешественниками, романтически- ми героями. Затем, становясь подростками, мы переключаем внимание с себя на окружающих, часто проецируя на них свои представления об идеале. Наша первая любовь — мальчик или девочка — может показаться нам носителем тех идеальных качеств, которыми хотели обладать мы сами (или нам может казаться, что идеаль- ными будут наши отношения с ними). Чаще всего мы не расстаемся со своими идеалами, только с годами закапываем их поглубже. Втай- не мы страдаем от разочарования, мучаемся из-за того, что приходится постоянно идти на компромисс, из-за того, что с возрастом все от- даляемся от идеала. Помогите своему объекту вновь пережить встречу с юношеским идеалом, оказаться рядом с тем человеком, с которым ему хотелось быть, — и вы вызовете другой тип регрессии, создадите ощущение возврата в от- роческий возраст. Отношениям между вами и тем, кого вы соблазняете, в большей мере свой- ственно равенство, чем в предыдущих случа- ях, — они больше напоминают отношения между братом и сестрой. И на самом деле часто идеалом для нас становятся именно наши братья |