Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРОБЛЕМА РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.К. ТОЛСТОГО

  • Глава 3. Проблема русского национального характера в драматической трилогии А.К.Толстого 169 3.1. Развитие исторической драмы в первой половине XIX века 169

  • 3.2. «Смерть Иоанна Грозного» 183 3.3. «Царь Федор Иоаннович» 195 3.4. «Царь Борис» 207

  • Барашкова екатерина валентиновна


    Скачать 2.09 Mb.
    НазваниеБарашкова екатерина валентиновна
    Дата12.04.2022
    Размер2.09 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаproblema-russkogo-natsionalnogo-kharaktera-v-istoricheskikh-proi.doc
    ТипДиссертация
    #466572
    страница1 из 18
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    институт международного права и экономики имени а.с. грибоедова

    04. 2. О 0 9 6 1 8 4 1 "На правах рукописи

    БАРАШКОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕНТИНОВНА

    ПРОБЛЕМА РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.К. ТОЛСТОГО

    Специальность 10.01.01 - Русская литература

    Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

    Научный руководитель: кандидат филологических наук,

    профессор Н.И. Якушин

    Москва-200

    9Оглавление

    9Оглавление 2

    1. 4. Официальная концепция русского национального характера С.С. Уварова 59

    1.5. «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» П.Я. Чаадаева как полемика с концепцией Н.М. Карамзина. Взгляд П.Я. 64

    Чаадаева на проблему русского национального характера 64

    1.6. Позиции славянофилов и западников в вопросе о русском национальном характере 69

    а) взгляды славянофилов на русский национальный харашпер 69

    1.7. М.Ю. Лермонтов и Н.В. Гоголь о русском национальном характере: художественное самоопределение на фоне полемики западников и славянофилов 89

    Глава 2. Проблема русского национального характера в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный» 99

    2.1. Взгляды А.К. Толстого на историю России и русский национальный характер 99

    а) суждения А.К. Толстого о русской истории 99

    б) А.К. Толстой о русском национальном характере 102

    2.2. Русский национальный характер в исторической прозе 20-30-х годов XIX века 112

    2.3. «Песня про... купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова как важнейший источник романа А.К. Толстого «Князь Серебряный» 125

    2.4. Проблема русского национального характера в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный» 129

    2). 159

    Глава 3. Проблема русского национального характера в драматической трилогии А.К.Толстого 169

    3.1. Развитие исторической драмы в первой половине XIX века 169

    3.2. «Смерть Иоанна Грозного» 183

    3.3. «Царь Федор Иоаннович» 195

    3.4. «Царь Борис» 207

    3. 5. Изображение русского национального характера в незаконченной драме «Посадник» 220

    4. 2. Проблема русского национального характера в исторических стихотворениях, песнях и былинах А.К. Толстого 239

    Библиография 328

    За последние годы в нашей стране значительно вырос интерес к постижению особенностей русского национального характера. Это во многом связано с тем, что мы живем в эпоху всемирной глобализации, когда возникает опасность потери национальной самоидентификации. Для ее сохранения необходимо обратиться к прошлому и, прежде всего, к изучению кризисных эпох в истории страны, когда наиболее полно проявляется нравственно- философская сущность характера как отдельной личности, так и целого народа. Необходимо рассмотреть основные национальные черты характера народа, выявить те из них, которые, несмотря ни на какие обстоятельства, остаются неизменными, а также те, которые меняются в зависимости от общественно-политической обстановки.

    Трудные, кризисные времена не раз возникали в русской истории. И всегда интеллектуальная элита страны пыталась осмыслить происходящее с точки зрения роли в нем национальной психологии. На протяжении не одного столетия многие философы, деятели православной церкви, психологи, социологи, историки, писатели и поэты предпринимали попытки определить своеобразие и особенности характера русского народа. Особенно много внимания решению этой проблемы уделяли в своих трудах русские философы B.C. Соловьев, C.JI. Франк, Л.П. Карсавин, И.А. Ильин, H.A. Бердяев, Н.О. Лосский, В.В. Зеньковский, А.Ф. Лосев и др.

    Проблема русского национального характера так или иначе отразилась в творчестве всех русских писателей. A.C. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, H.A. Некрасов, Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков и многие другие стремились раскрыть особенности русского национального характера в своих произведениях. Например, принимавший участие в Крымской войне Л.Н. Толстой обращал внимание на особенности поведения русских солдат в экстремальных условиях, Н.С. Лесков особо выделял черты характера необычных, странных личностей, а гениальный психолог Ф.М. Достоевский видел своеобразие русского человека в его хаотичности, открытости новому и «всемирной отзывчивости».

    Вопрос о русском национальном своеобразии являлся одним из основных в полемике славянофилов и западников. К.С. Аксаков, A.C. Хомяков, И.В. Киреевский, П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен посвятили его решению многие свои труды [11; 197], [295; 25-195], [140; 151-213].

    К решению этого вопроса обращались ученые, например, Б.П. Вышеславцев, Д.С. Лихачев [59; 112-114], [174; 3-6].

    Среди современной исследовательской литературы, посвященной проблеме русского национального характера, особо следует отметить капитальный труд «Размышления о России и русских» (1996-2006). Составитель С.К. Иванов собрал в нем несколько тысяч суждений очевидцев событий отечественной истории XIX-начала XX веков, размышления историков, философов, политиков о русском национальном характере. Основываясь на мысли В.Г. Белинского, что при познании характера народа необходимо хорошо изучить ежедневную, обиходную русскую философию, а не ученую и праздничную, С.К. Иванов предоставил читателям право самостоятельно, без пропагандистских установок составить свое мнение о характере русского народа.

    За последнее время было написано несколько диссертаций, посвященных проблеме русского национального характера в творчестве русских писателей. Например, докторские диссертации A.B. Звозникова, И.Ш. Юнусова, Н.Ю. Желтовой [108; 22], [312; 48] [102; 44], кандидатские диссертации С.А. Фомичева, В.Н. Звоздей, И.Ш. Юнусова, Т.Ф. Гришенковой, З.Р. Саитовой [292; 18], [107; 178], [312; 18], [80; 22], [246; 24].

    Но наибольший вклад в познание и осмысление особенностей и своеобразия многогранного и сложного вопроса о русском национальном своеобразии и влиянии на него определенных исторических событий внесли русские писатели. Это проявилось не только в произведениях великих классиков, но и писателей второго ряда, обладавших своим видением мира. И очень часто им удавалось уловить то, что ускользало от внимания великих художников слова.

    Одним из таких писателей был А.К. Толстой, чье творчество и собственная судьба были неразрывно связаны с судьбой родины. Он очень внимательно относился к историческому прошлому России и стремился осмыслить, в какой степени события прошлого оказывали влияние прежде всего на формирование нравственной основы характера русского народа. Об этом писал современный исследователь М.М. Дунаев, отметивший, что Толстой «дает всегда исключительно нравственный анализ событий, причем совершает его всегда в пространстве христианской нравственности» [96; 715].

    Хотя во времена Толстого и бытовало мнение о том, что вовлеченному в современные общественно-политические проблемы писателю не следует «искренне сочувствовать тому, что давно обратилось в прах» [34; 21], писатель был убежден, что только в истории лежат ключи к пониманию современности. Он заявил это в предисловии к роману «Князь Серебряный»: «Жизнь ваша не прошла даром, ибо ничто на свете не пропадает, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает, как древо; и многое доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах минувшего» [5; 2; 178]. Созвучные Толстому мысли выражал, к примеру, даже западник И.С. Тургенев: «Да, русская старина нам дорога... Мы все ее любим не фантастическою вычурною старческою любовью: мы изучаем ее в связи с действительностью, с нашим настоящим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего» [281; 235].

    Но для Толстого изучение русской истории было не просто восполнением образования, но увлечением всей жизни, исходящим из потребности самопознания, и важнейшей опорой его мировоззренческих и политических установок. И, наконец, давние эпохи русской истории были предметом художественного вдохновения Толстого на протяжении всего его творческого пути, что и определило его особую стезю в русской литературе второй половины XIX века. Из богатейшего материала исторических произведений писателя мы хотим взять для рассмотрения только одну, но крайне важную проблему - отражение в них русского национального характера, что возможно только с учетом мировоззрения Толстого в целом.

    Изучению жизненного пути Толстого, поэтических и идейно- художественных особенностей его произведений посвящено большое количество разного рода исследований, опубликованных на протяжении XIX- XX веков. Весомый вклад в изучение творчества Толстого внесли дореволюционные исследователи Н.М. Соколов, Г.В. Александровский, И.Ф. Денисюк, H.H. Кнорринг, A.B. Покровский, A.B. Круглов, A.A. Кондратьев, Ю.И. Айхенвальд, П.В. Евстафиев, М.О. Меньшиков. В советское и постсоветское время значительные работы, в том числе монографии, были написаны И.Г. Ямпольским, Г.И. Стафеевым, Д.А. Жуковым, Т.В. Ивановой. Достаточное количество важных и интересных открытий, посвященных творчеству Толстого, сделано авторами кандидатских диссертаций: И.Г. Ямпольским, Т.В. Поляниной, Г.И. Стафеевым, B.C. Клюевым, H.A. Лобковой, A.B. Кондратенковым, С.Ф. Васильевым, O.A. Ронинсон, Т.П. Дудиной.

    Однако ни в одном исследовании проблема русского национального характера в творчестве А.К. Толстого не была предметом специального изучения. Правда, в некоторых дореволюционных работах встречаются упоминания о суждениях поэта об особенностях русского национального характера и о связи с ними его собственного характера. Так, например, П.В. Евстафиев писал, что Толстой с его «светлым умом, с неизвращенными идеалами и верованиями» [98; 9] так определял «лучшие, национально-русские черты» идеального русского человека: «Глубокое чувство привязанности к родине, нераздельная с нею и радость, и страдание, непоколебимое благоговение к своему государю, как олицетворению закона и правды на земле, великодушное забвение своих личных выгод и своего личного счастья при встрече с требованием долга чести, службы обществу» [98; 36].

    А вот H.A. Панов обратил внимание на связь основных качеств русского человека, отраженных Толстым в стихотворении «Коль любить, так без рассудку», с его собственными чертами: «В этом стихотворении сказалась духовная суть русского человека, враждебного умеренности и аккуратности, какое-то немножко грубое, но трогательное прямодушие. Перед нами, кроме того, весь А.К. Толстой» [212; 15]. Однако проблеме русского национального характера в творчестве поэта H.A. Панов не уделил внимания.

    Вместе с тем, следует отметить, что дореволюционными исследователями творческого наследия Толстого была выявлена одна из основных идей исторических произведений поэта. Так, В.И. Павлов определил ее как «трагедию власти и ее носителей» [208; 8], а Н.И. Дюнькин и А.И. Новиков совершенно справедливо посчитали, что в драматической трилогии Толстого «дело не в трагедии лиц, а в трагедии ... исторической идеи» власти. Эти же авторы назвали саму идею царской власти «одной из наиболее трагических идей русской исторической жизни» [97; 10], что подтверждается и некоторыми положениями данной диссертации. Таким образом, дореволюционные исследователи творчества Толстого занимались в основном собиранием материалов для биографии поэта и анализом основных мотивов его творчества. Что же касается проблемы русского национального характера в произведениях Толстого, то она оказалась вне поля их зрения.

    Среди исследователей, обратившихся к изучению творчества А.К. Толстого после революции, особое место занимают труды И.Г. Ямпольского. Его диссертация «Поэзия А.К. Толстого» (1938) стала первым исследованием творчества писателя в советское время. В ней автор подробно проанализировал формирование мировоззрения, эстетических и литературных взглядов Толстого, а также серьезное внимание уделил оценке исторических произведений писателя: их тематике, использованию фольклора, а также характеристике своеобразного отношения Толстого к изображению картин далекого прошлого.

    Ямпольский пришел к выводу, что Толстой «исторические факты и процессы оценивает с точки зрения моральных норм, которые, по его мнению, одинаковы для всех времен» [316; 11]. Но, обратив внимание на высокие моральные качества личности поэта и указав на то, что к оценке исторических событий он подходил с моральных позиций, ученый не стал связывать это с отображением особенностей русского национального характера в произведениях писателя.

    В 1964 году Ямпольский подготовил четырехтомное собрание сочинений Толстого (переизданное затем в сокращении в 1969 г.), сопроводив его обстоятельной вступительной статьей, в которой осветил жизненный путь поэта, охарактеризовал его социально-политические, эстетические, литературные взгляды, особое внимание уделил раскрытию особенностей его лирических, сатирических и юмористических стихотворений. Помимо этого исследователь дал развернутую характеристику историческим произведениям Толстого: балладам, роману «Князь Серебряный», драматической трилогии, историческим стихотворениям и былинам. Но даже при обстоятельном анализе исторических произведений писателя Ямпольский в своей статье проблему русского национального своеобразия не затронул. И все же следует упомянуть, что именно это издание всколыхнуло читательский интерес к творчеству А.К. Толстого, которого еще в конце ХЕК века назвали «забываемым».

    Недавно, в 2001 году, московское издательство «Терра» выпустило в свет собрание сочинений А.К. Толстого в пяти томах (составитель А. Храмков, комментарий И.Г. Ямпольского), но оно еще более далеко от полноты, нежели предыдущие издания. Полного академического собрания сочинений А.К. Толстого пока еще так и не появилось.

    Практически одновременно с четырехтомником И.Г. Ямпольского увидели свет работы Г.И. Стафеева, посвященные жизненному пути и творчеству поэта, но и в них исследователь не углубился в разработку проблемы русского национального характера в произведениях Толстого.

    Творчество писателя сквозь призму жизненных обстоятельств и исторической обстановки его времени подробно рассмотрел Д.А. Жуков в своей монографии «А.К. Толстой», опубликованной в серии «ЖЗЛ». Автор подробно проанализировал малейшие движения души поэта и процесс формирования его мировоззрения. При этом он обратил внимание на интерес Толстого к особенностям русского национального характера и на «негодование» поэта, которое «относится к современной ему России». Исследователь уточнил, что поэт не только осуждал необдуманные действия властей, но обрушивал «свой гнев и на всю нацию, проявляющую удивительное терпение к произволу и беспомощности правителей...» [103;

    349]. Однако обстоятельного анализа особенностей русского национального характера, нашедшего свое отражение в исторических произведениях Толстого, в книге Д.А. Жукова мы не найдем.

    Несомненный интерес представляет масштабное исследование Т.В. Ивановой «Фольклор в творчестве А.К.Толстого», в котором автор подробно проанализировала особенности использования и интерпретации Толстым фольклорных источников. Одновременно Иванова отметила, что в исторических произведениях поэта последовательно утверждается мысль о национальном своеобразии России, без ее национальной замкнутости и ограниченности [113; 219]. К сожалению, автор не углубилась в анализ особенностей воплощения этой идеи в творчестве Толстого.

    Таким образом, с полным основанием можно утверждать, что в опубликованных работах, о которых речь шла выше, проблема русского национального характера в творчестве Толстого оказалась вне внимания исследователей.

    То же можно сказать о диссертациях. Правда, о том, что «проблема национального характера становится одной из центральных проблем в литературе» [178; 103], отметила в своем диссертационном исследовании, посвященном балладам Толстого (1970), H.A. Лобкова. Но эта проблема применительно к творчеству поэта не получила сколько-нибудь обстоятельного освещения. То же самое можно сказать и о кандидатской диссертации B.C. Клюева «Проблема историзма в творчестве А.К. Толстого» (1975). Хотя автор, сравнивая былины Толстого с народными былинами, отметил, что и те, и другие «пронесли идею единства русской земли, идею патриотизма и гордости народа за мощь своего государства» [142; 87].

    На конкретный вопрос: «Какой характер следует считать нормой для русского национального типа?» [299; 26] попыталась ответить Д.Н. Черашняя в своей диссертации «Автор в лирике А.К. Толстого» (1982), но сделать это ей, к сожалению, не удалось.

    О попытках поэта «в глубине веков обнаружить ту нравственную основу, которая органически присуща русской нации» [95; 72] упомянула в диссертации «Своеобразие конфликта в драматической трилогии А.К.Толстого» (1989) Т.П. Дудина. Однако решению этой проблемы автор уделила недостаточно внимания.

    На некоторые особенности нравственной доминанты в характере героев романа Толстого «Князь Серебряный» обратила внимание в своем диссертационном исследовании «Принципы характерологии в творчестве А.К. Толстого («Князь Серебряный», драматическая трилогия)» (2005) Н.Г. Григорьева. Так, она заметила, что «свою личную жизнь Серебряный не отделяет от судьбы Родины» [79; 17]. Но, пожалуй, наиболее важным является замечание автора о влиянии власти на формирование особенностей русского национального характера: «Ситуация испытания властью, в которую попадают главные герои трилогии, является одним из средств яркого, выразительного раскрытия характеров» [79; 21].

    Еще на один важный аспект, связанный с решением духовно-нравственной проблемы русской истории эпохи Ивана Грозного и имеющий отношение к интересующей нас проблеме, указала в своем учебном пособии, посвященном драматической трилогии Толстого, Н.М. Копытцева: «Во всех трех частях трилогии показана несостоятельность монаршей власти, невозможность блага России, если оно строится на произволе, деспотизме монарха (Иван Грозный), на добрых чувствах при бессилии в качестве государственного деятеля (Федор Иванович), на власти незаурядного государя, взошедшего на царский трон не на слезинке даже ребенка, а через убийство младого царевича» [154; 6].

    К верному выводу, на наш взгляд, пришла и З.Н. Сазонова, посчитавшая доминирующем качеством характера русского народа в эпоху Ивана Грозного «духовное рабство (у разных героев проявляющееся в разных формах) и, - несколько парадоксально, - неповинность людей в духовном рабстве» [244; И].

    Среди исследований, посвященных изучению творческого наследия А.К. Толстого, особое место занимает кандидатская диссертация М.А. Дмитриевой «Проблема идеала в творчестве А.К. Толстого» (2006). В ней автор сделала удачную попытку выявить в произведениях писателя «высшую ценностную норму творческих устремлений, осуществляемую в единстве религиозных, мировоззренческих и собственно художественных аспектов» [90; 17]. При этом в главе «История эстетики», не углубляясь в решение проблемы национального характера, автор высказала важную мысль о том, что «в сознании Толстого сформировалось две исторических правды. Одна - основанная на критическом отношении к национальным порокам, другая - на любви и патриотических чувствах» [90; 17].

    Таким образом, анализ критических материалов показал, что в последние десятилетия создано большое количество серьезных работ, посвященных творчеству А.К. Толстого. В них собран огромный материал, позволяющий выработать устойчивое общее представление о творчестве поэта в контексте современной ему действительности, об особенностях использования им фольклора и т.п. Авторами диссертаций также сделаны интересные и глубокие выводы, способствующие раскрытию различных вопросов в творчестве А.К. Толстого. Но при всем этом вопрос об особенностях русского национального характера (прежде всего в исторических произведениях писателя) во многих исследованиях либо совсем не рассматривался, либо затрагивался попутно и вскользь.

    Между тем, в наше время, как никогда раньше, изучение особенностей русского национального характера приобретает очень важное и актуальное значение. Свидетельство тому — дискуссия об особенностях русского национального характера, прошедшая на страницах «Литературной газеты» летом-осенью 2009 года (№12-13, №19-20, №24). Решение этой проблемы прежде всего связано с вопросом о национальном самосознании и самоопределении нашего народа, о духовном состоянии современного общества и его моральном и нравственном здоровье. И с этой точки зрения изучение творческого наследия Толстого - «проникновенного и насквозь национального поэта» [117; 25-26]- представляет несомненный интерес. В нем нашли отражение поиски писателем исторических и нравственных идеалов русского народа и их отражение в национальном характере.

    Сосредоточенность Толстого на решении духовно-нравственных проблем, определяющих судьбы страны, нации и отдельных личностей, нашла наиболее полное и яркое воплощение в его исторических произведениях, анализу которых и посвящено наше исследование. Основное внимание в них приковано к кризисным периодам истории России и к тому, какое влияние они оказали на формирование русского национального характера. Так, в произведениях, посвященных эпохе Ивана Грозного, Толстой раскрывает не только свое понимание исторических событий того времени, но и указывает на те их характерные особенности, которые сохранились в современной ему действительности и тем самым оказывают негативное воздействие на морально-нравственное состояние русского общества.

    На существование в русской истории примеров идеальных условий жизни русских людей поэт указал в былинах, песнях и исторических стихотворениях, посвященных эпохе Киевской и Новгородской Руси.

    Научная новизна диссертации обусловлена недостаточной изученностью избранной темы и состоит в том, что

    • проблема национального характера в исторических произведениях А.К. Толстого в данном исследовании впервые изучена в ее целостности, с привлечением произведений разных жанров и созданных в разные периоды творчества поэта;

    • рассмотрены биографические факты, проанализированы исторические, социально-политические взгляды и морально-нравственные убеждения А.К. Толстого, послужившие основой для характеристики поэтом особенностей русского национального характера;

    • в избранном направлении изучены те произведения поэта, в которых наиболее полно отразилось его понимание особенностей характера народа в исторические эпохи, оставившие в нем наиболее значительный след, — это царствование Ивана Грозного и эпоха Киевской и Новгородской Руси;

    • выявлены те национальные ценности и черты народного характера, которые представляются А.К. Толстому неизменными, и те, которые в определенные исторические эпохи испытывают влияние объективных факторов социально-экономического, политического и культурного характера.

    Основной целью диссертации является исследование проблемы русского национального характера в исторических произведениях А.К. Толстого и выявление в них авторской трактовки становления, развития и изменения отдельных черт в различные исторические эпохи. Особое внимание в нашей работе уделяется рассмотрению морально-нравственного аспекта проблемы русского национального характера.

    В соответствии с заявленной целью в нашем исследовании мы предполагаем решить следующие задачи:

      1. дать краткий обзор критической литературы, посвященной проблеме русского национального характера в исторических произведениях А.К. Толстого, и выявить проблемы и перспективы нашего исследования;

      2. рассмотреть концепции русского национального характера, бытовавшие в первую половину XIX века в русской общественности, а также их важнейшие отражения в художественной литературе, чтобы объяснить и прокомментировать формирование взглядов на русский национальный характер А.К. Толстого;

      3. раскрыть особенности изображения в творчестве А.К. Толстого отдельных этапов русской истории в качестве факторов, воздействовавших на формирование и изменение морально-нравственных норм в русском национальном характере:

    • объяснить причины обращения А.К. Толстого к эпохе царствования Ивана Грозного как к переломному этапу формирования русского национального характера;

    • выявить особенности отношения А.К. Толстого к эпохе Киевской и Новгородской Руси как к источнику становления лучших качеств национального характера;

      1. выявить своеобразие авторской трактовки черт русского национального характера, опираясь на анализ биографических материалов и литературных произведений А.К. Толстого;

      2. рассмотреть и охарактеризовать поэтические средства создания русского национального характера в исторических произведениях А.К.

    Толстого на жанровом, сюжетном уровне, при построении системы персонажей и символико-метафорической системы произведения;

      1. рассмотреть опору Толстого на традиции русской литературы в жанрах исторического романа, баллады, исторической поэмы, народных трагедии и драмы, а затем показать художественное и идейное новаторство Толстого;

      2. раскрыть особенности использования и интерпретации А.К. Толстым фольклорных источников в его исторических произведениях.

    Объектом исследования являются произведения А.К. Толстого, посвященные эпохе Киевской и Новгородской Руси и Московского централизованного государства. Помимо этого предметом исследования является также изучение своеобразия русского национального характера, изображенного в исторических произведениях поэта и в произведениях устного народного творчества: исторических песнях о времени Ивана Грозного и былинах киевского и новгородского циклов.

    Методологический принцип исследования — литературоведческий анализ, а также культурно-исторический, сравнительно-типологический методы.

    Научно-практическая значимость работы состоит в возможности использования ее материалов и результатов для дальнейшего изучения данной и близких к ней проблем не только в творчестве Толстого, но и в произведениях других писателей. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в спецкурсах по истории русской литературы, истории и социологии в вузах, а также в школьной практике.

    Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на международной научной конференции «Язык и культура» (сентябрь 2001, Москва, Институт иностранных языков), на I Международной конференции «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (апрель 2002, МГОПУ им. М.АШолохова), на конференции «Пушкинские чтения 2002» (апрель 2003, ИРЯ им. A.C. Пушкина), на VII Международной научной конференции «Русское литературоведение на современном этапе» (апрель 2008, МГТУ им. М.А. Шолохова), на заседаниях кафедры истории журналистики и литературы ИМПЭ им. A.C. Грибоедова и отражены в семи опубликованных работах.

    Поставленные цель, задачи и характер изучаемого материала определили структуру нашей работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

    В первой главе мы даем обзор представлений о русском национальном характере, его идейных концепций и споров о нем в русской литературе и общественной мысли конца XVIII - первой половины ХГХ в., бывших в поле зрения А.К. Толстого и непосредственно повлиявших на формирование его собственных взглядов на русский национальный характер, без чего была бы непонятна его собственная концепция и ее художественное воплощение. Одновременно в первой главе мы показываем отношение Толстого к той или иной позиции, полемику его с ней и отражение ее в творчестве писателя. Во второй главе мы систематически обобщаем взгляды А.К. Толстого на русский национальный характер, каким он складывался в процессе русской истории, и показываем их художественное воплощение в его главном прозаическом произведении - историческом романе «Князь Серебряный». Распределение материала по главам продиктовано родовым делением произведений на эпические, драматические и лирические, в целях удобства изложения и ради возможности рассмотрения традиции соответствующих жанров непосредственно перед анализом толстовских произведений. Анализ «Князя Серебряного» дается вначале потому, что в нем, благодаря самому жанру исторического романа, (предполагающим большое количество действующих лиц, в том числе и из народной среды), концепция русского национального характера у Толстого предстает с наибольшей полнотой и систематичностью. В третьей главе мы разбираем отражение русского национального характера и его художественное воплощение в исторической драматургии Толстого. В четвертой главе мы анализируем выражение русского национального характера в поэзии А.К. Толстого исторической тематики. Рассмотрение лирики в самом конце работы мотивировано тем, что в ней русский национальный характер отражается не всесторонне, а лишь отдельными гранями и чертами, часто фрагментарными, и четкая картина складывается лишь при опоре на выводы, сделанные при анализе прозы и драмы в

    предшествующих главах. В заключении подводятся итоги исследования.

    При цитировании источников в квадратных скобках первой цифрой обозначается номер работы в библиографии, если нужно, с указанием следующей цифрой тома, а последней цифрой - номер страницы. Все выделения в цитируемых источниках жирным шрифтом принадлежат диссертанту, курсивом — автору цитаты.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта