2.Сборник_конференция_ часть 2. Дополнительного профессионального образования Смоленский областной институт развития образования современное воспитание
Скачать 6.96 Mb.
|
Ключевые слова: начальная школа; младший школьник; курс «Литературное чтение»; воспитательный потенциал; воспитание ценностного отношения; художественное произведение. EDUCATIONAL POTENTIAL OF WORKS K.G. PAUSTOVSKY IN THE COURSE OF LITERARY READING Kochkina J.L. Smolensk State University Smolensk Abstract. The article examines the problem of educating a value attitude towards the Motherland among younger schoolchildren through reading and analyzing the works of K.G. Paustovsky in the course of literary reading. An analysis of the works of K.G. Paustovsky, reveals their educational potential. Keywords: elementary school; younger student; course «Literary reading»; educational potential; education of value attitude; piece of art. К.Г. Паустовский – непревзойденный художник слова. Произведения этого писателя занимают особое положение в курсе литературного чтения. К.Г. Паустовский остается непревзойденным мастером слова, является выдающимся писателем, в чьем творчестве многогранно и неповторимо изображается русская природа. Проза К.Г. Паустовского необыкновенно лирична. Особое внимание в ней уделяется взаимоотношениям человека и природы. Природа тесно и гармонично сливается у писателя с человеком, его настроениями и переживаниями, она глубоко психологична и является как бы продолжением героев его повестей и рассказов. Творчество писателя, безусловно, привлекает внимание читателей и в современном мире. Особое место занимает автор в школьной программе. Знакомство с творчеством К.Г. Паустовского начинается в начальной школе на уроках литературного чтения. Тексты, вышедшие из-под пера художника, остаются популярными среди младших школьников и несут огромный воспитательный потенциал. В статье исследуется проблема воспитания ценностного отношения к Родине у младших школьников посредством чтения и анализа произведений К.Г. Паустовского в курсе литературного чтения. В примерной рабочей программе начального общего образования по литературному чтению говорится, что «личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную 200 динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания» [3, с. 25]. Примерная рабочая программа начального общего образования по литературному чтению включает в себя личностные результаты по гражданско-патриотическому воспитанию, духовно-нравственному, эстетическому, физическому воспитанию, формированию культуры здоровья эмоционального благополучия, трудовому, экологическому воспитанию. Любое художественное произведение имеет ряд воспитательных функций. Учиться интерпретировать и анализировать художественное произведение – задача непростая, особенно для детей младшего школьного возраста. Анализ произведения начинается только после вторичного восприятия текста. В.Г. Маранцман дает следующее определение школьному анализу: «Школьный анализ представляет собой творческий процесс читательского восприятия учеников, организации сопереживания читателя, развития его читательских (эстетических, нравственных, идеологических) качеств, преодоления субъективных сторон читательского восприятия и приближения ученика к авторской мысли, стимулирования оценочного отношения к художественной концепции писателя» [1, с. 13]. Младшие школьники в курсе литературного чтения знакомятся с творчеством К.Г. Паустовского: повестью «Мещерская сторона», рассказами «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот-ворюга», «Артельные мужички», «Дремучий медведь», «Жильцы старого дома», «Заботливый цветок», «Заячьи лапы», «Растрепанный воробей» и др. Произведения писателя знакомы каждому и любимы многими поколениями детей. В них автор обращается к повествованию о жизни ребят и взрослых, домашних и диких зверей. В рассказах писателя сюжет развивается динамично. Персонажи рассказов Паустовского проникают в тайны природы. Произведения писателя учат бережному отношению к окружающему миру, заботе о близких людях и умению открыть свое сердце чуду. В современной личностно ориентированной парадигме содержания воспитания основополагающим становятся ценностные отношения к своей Родине – России, малой родине. Целью воспитания не может оставаться формирование неких специальных патриотических качеств личности. Качества – это следствие существующего у личности социального опыта отношений и только устойчивые отношения, постоянно проявляя себя, могут выступать качественными характеристиками. Следовательно, рождается понимание цели патриотического воспитания школьников как организации становления ценностного отношения к Родине, высшим проявлением которого будет патриотизм. 201 Младших школьников отличает еще недостаточный уровень социального опыта для проявления зрелого патриотизма. Патриотическое чувство рождается и развивается в течение всей жизни и часто существует почти неосознаваемым даже у взрослых людей. Младший школьник способен проявлять активность и самостоятельность в накоплении социального опыта отношений, осознавать собственную позицию, оценивать и корректировать свою деятельность. Роль организаторов воспитательного процесса заключается в создании педагогических условий для накопления детьми собственного опыта деятельности, выражающего ценностное отношение к Родине. У детей младшего школьного возраста ценностное отношение к Родине складывается как результат социализации и воспитания в семье и школе. Его отличает преобладание когнитивного компонента при раздробленности, двойственности и стереотипности образа Родины. Основным средством воспитания ценностного отношения к Родине у младших школьников выступает система ситуаций педагогически организованного социального опыта. В этом смысле произведения К.Г. Паустовского несут на себе огромный воспитательный потенциал. Так, у писателя есть целый сборник под названием «Родина», куда входят произведения, при обращении к которым у младших школьников начинает складываться ценностное отношение к Родине. Каждый из публикуемых рассказов и очерков сборника несет на себе отпечаток писательского таланта, особенного почерка, яркого языка. В рассказах и очерках описывается романтика моря, первые годы Советской власти, строительство новой действительности, послевоенное всенародное созидание. Через призму истории прослеживается становление родной страны, во всем проявляется трепетная любовь к Родине, сыновье внимание к ее судьбе и судьбам русского народа. «Родина – это всё», – говорит К.Г. Паустовский в рассказе «Остановка в пустыне», и этой мыслью пронизан весь сборник. Повесть «Мещерская сторона», состоящая из 15 коротких рассказов, изображает Мещерский край, вторую Родину писателя, с обширной лесной и озерной территорией на границе Рязанской и Владимирской областей. Автор с большой любовью описывает окружающую природу. Спокойно, избегая всякой назидательности, Паустовский рассказывает о крае, в который он предлагает всмотреться и вслушаться. Неспешно течет жизнь, здесь живут трудолюбивые и талантливые люди. Писатель подчеркивает, что далеко не каждому они готовы раскрыть свою душу. Люди, как и природа самого края, – главное его богатство. 202 При изучении такого рода произведений в душе младшего школьника зарождается любовь к родной земле, формируется ценностное отношение к малой родине. Рассказ «Обыкновенная земля» открывает сборник. В небольшом вступлении устами Егорыча писатель дает общую характеристику краю и признается в своей любви к нему. Узнать родную землю, а тем более полюбить ее можно только, если живешь на ней, видишь ее леса, луга, мшары, неторопливо беседуешь с ее жителями. Читатель вместе с автором отправляется в увлекательное путешествие, в котором удивительные описания мещерской природы перемежаются рассказами о встречах с аборигенами. Философские размышления писателя о смысле жизни и ее ценностях вплетаются невидимыми нитями в повествование. По пути встречаются представители животного мира. Писатель все видит, все подмечает, с радостью делится своими наблюдениями с читателем, влюбляя и его в этот незатейливый край. Последняя глава повести «Бескорыстие» названа так К.Г. Паустовским далеко не случайно. Писатель напоминает нам о том, что родные края ценны не только «обильными урожаями и природными силами», «лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами», их можно просто любить за то, что они прекрасны сами по себе, хотя «вся прелесть раскрывается не сразу, а очень медленно и постепенно» [2]. Видению и пониманию природы надо учиться, подмечать прекрасное, необычное в обычном, а научить этому может клочок земли, полюбив который, уже никогда его не забудешь, «как никогда не забывается первая любовь» [2]. Таким образом, изучая в курсе литературного чтения произведения К.Г. Паустовского, младший школьник начинает проявлять интерес к истории и культуре родной страны, понимать естественную связь прошлого и настоящего в культуре общества; осознавать свою этнокультурную и российскую гражданскую идентичность, сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявлять уважение к традициям и культуре своего и других народов. В процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России младший школьник формируется как личность. Изучение и анализ текстов К.Г. Паустовского в курсе литературного чтения оказывают влияние на формирование личностных результатов школьников, особого мышления, сочетающего в себе логику и высокую духовность, представление о морально-нравственных идеалах и их развитие, способствуют формированию аналитической культуры участников образовательного процесса, несут огромный воспитательный потенциал. 203 Литература 1. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения в соотношении с читательским восприятием школьников: Дис. … д-ра пед. наук. – Л., 1979. – С. 13. 2. Паустовский К.Г. Собрание сочинений в 9 томах. – М.: Художественная литература, 1981–1983. 3. Примерная рабочая программа начального общего образования по литературному чтению (для 1-4 классов образовательных организаций). – М., 2021. – 111 с. ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Киливник Ю.В., СОГБПОУ «Техникум отраслевых технологий», Смоленская область Аннотация. В статье представлены основные проблемы затруднений современных школьников, связанные с неумением работы с текстом, нелюбовью к чтению. Предложена Технология продуктивного чтения, призванная помочь школьнику научиться работать с тремя видами информации, привить любовь к чтению. Ключевые слова: технология продуктивного чтения, умение работать с информацией, коммуникативная компетенция. PRODUCTIVE READING AS A MEANS OF FORMING STUDENTS' COMMUNICATIVE COMPETENCE IN LITERATURE LESSONS AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES Kilivnik Y.V. SOGBPOU «Technical School of industry tech no logies», Smolensk region Abstract. The article presents the main problems of difficulties of modern schoolchildren associated with the inability to work with text, dislike of reading. The technology of productive reading is proposed, designed to help a student learn how to work with three types of information, instill a love of reading. Keywords: technology of productive reading, ability to work with information, communicative competence. 204 Не нужно повторять, что многие затруднения современных школьников связаны с неумением работать с текстом и нелюбовью к чтению. Актуальность темы. Различные международные, отечественные исследования показали, что современные дети мало читают, большинство учащихся не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов, отсюда следует, что у них наблюдается несформированность внутреннего плана действий, трудность развития логического мышления, увеличивается ограниченность общения со сверстниками. Следовательно, школьное литературное образование нуждается в новых технологиях способствующих повышению качества образования. Первой и главной проблемой, на мой взгляд, является триумф видеокультуры над культурой печатного слова. Безразличие к слову ярче всего выражено среди молодёжи. Интерес к чтению резко падает при переходе от начальной школы к средней. К девятому классу интенсивность чтения у школьников снижается, нарастает отношение к нему как к принудительному и скучному занятию, которое никому не нужно. Вторая проблема современного образования, напрямую связанная с первой – катастрофическое падение общего уровня гуманитарного знания в школе. Речь идёт об отсутствии навыков владения русским языком и способности адекватно выражать свои мысли. Ученики старших классов зачастую «спотыкаются» при чтении небольшого текста, не умеют его связно пересказать, уже не говоря о том, чтобы оценить и прокомментировать прочитанное. И такое положение дел тревожит. Между тем о важности чтения говорил еще М. Горький: «Книга должна стать для нас таким же необходимым и доступным предметом, как хлеб, воздух и свет». «И с глубокой верою в истину моего убеждения я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. Любите книгу – источник знания …», «Всем хорошим во мне я обязан книгам…». Чтение – это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Оно является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом получения образования и распространения культуры, свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции специалиста, инструментом достижения успеха человека в жизни. Отсутствие активного продвижения лучших образцов мировой литературы в широкие слои читателей и привлекательного образа читающего 205 человека, угасание традиции семейных чтений, понижение культуры чтения в семье – эти и другие причины обозначили проблему кризиса читательской культуры. Чтение, как вид информационной и познавательной деятельности школьников, в первую очередь формирует мыслительную деятельность, является основой развития, обучения и воспитания человека в целом, поэтому возникает потребность в совершенствовании читательской деятельности обучающихся, которая формируется, прежде всего, на уроках литературы в старшей школе, и литературного чтения в начальной школе. Важно научить работать с текстом. Но, что понимает традиционная педагогика под умением работать с текстом? Способность воспроизводить текст; Делить его на части; Выделять в них главное; Определять смысл в целом. Это все важно, но этого недостаточно, ведь нам нужен не только умный, но и талантливый читатель. Идеальный. Кто же такой идеальный читатель? Он начинает работать над книгой еще до чтения. Долго выбирает, предвкушая удовольствие. Он не торопится. Читает с наслаждением. Такое чтение похоже на диалог с писателем. Идеальный читатель не прекращает работу и после чтения. Значит, подлинное понимание текста – выход за пределы текста, итогом которого становится обогащение опыта, рождение нового взгляда. Современные ученые считают, главное – это полное понимание текста? А это возможно, если происходит вычитывание трех видов текстовой информации: • Фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде). • Подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»). • Концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы). У фактуальной информации (описание событий, героев, места, времени и т.д.) – двоякая роль, она предъявляет текст, но маскирует мысли автора, создает препятствия. Подтекстовая информация возникает благодаря способности слов таить скрытый смысл. Она может содержаться в пропусках, в умолчании, в монтаже. Она скрывается за фактуальной. 206 Ни один текст не пишется ради информации, ради фабулы. Автор сочиняет текст ради концептуальной идеи. Концептуальная информация – это система взглядов, мыслей, чувств автора, которые не всегда выражены словесно. Работать с тремя видами информации нам помогает Технология продуктивного чтения. В педагогической науке большой вклад в изучение читательской деятельности внесла профессор Н.Н. Светловская. Ею разработана «Теория формирования типа правильной читательской деятельности», заявленная в программе «Чтение и литература» в Образовательной системе Е.В. Бунеевой в 1–6 классах. Тип правильной читательской деятельности по Н.Н. Светловской – это «трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)». В статье «Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа» Е.В. Бунеева и О.В. Чиндилова отмечают: «Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста». Помогая учителям решать задачи по формированию грамотного читателя, О.В. Чиндилова и Е.В. Бунеева разрабатывают технологию продуктивного чтения. По их мнению, «технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору». Достижению цели и решению задач способствует технология продуктивного чтения, в процессе работы разработано методический комплекс приемов и методов, направленные на формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках литературы в средних классах. Отобран ряд методов и приёмов, помогающих сформировать коммуникативные УУД. Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с 207 тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя). Как любая технология она имеет четкую структуру. |