2.Сборник_конференция_ часть 2. Дополнительного профессионального образования Смоленский областной институт развития образования современное воспитание
Скачать 6.96 Mb.
|
Литература 1. Байбородова Л.В., Матвеев А.В. Обучение географии в средней школе: Метод. пособие. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 303 с. 2. География в современной школе: Монография / Под ред. А.А. Лобжанидзе. – М., 2014. – 292 с. 221 3. География. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Алексеев и др. – М. Просвещение, 2020. – 255 с. 4. Грюнберг Г.Ю. Картографические понятия в школьной географии. – М.: Просвещение, 1979. – 94 с. 5. Крылова О.В. География: картографический тренажер: 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 40 с. 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [электронный ресурс] – Режим доступа. – https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения 09.10.2022). 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [электронный ресурс] – Режим доступа. – https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения 09.10.2022). 8. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [электронный ресурс] – Режим доступа. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения 09.10.2022). ПАТРИОТИЕЧКОЕ ВОСПИТАНИЕ:ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ ПРИГОРСКАЯ СШ Миренкова Т.А., Пороховая И.Г. МБОУ Пригорская СШ Смоленский район, Смоленская область Аннотация. В статье представлен опыт работы по патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриот, Родина. PATRIOTIC EDUCATION: FROM THE WORK EXPERIENCE OF MBOU PRIGORSKAYA SECONDARY SCHOOL Mirenkova T.A., Porokhovaya I.G. MBOU Prigorskaya secondary school Smolensky district, Smolensk region Abstract. The article presents the experience of working on patriotic education of younger schoolchildren in regular and extracurricular activities. Key words: patriotic education, patriot, Motherland. 222 Воспитание патриотической личности – одна из важных задач педагогики. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность. Патриот – это человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим. Для того чтобы у наших детей появилось желание ощущать себя гражданином Отечества, появилось чувство ответственности за свое будущее, недостаточно только учебных занятий, на которых приобретаются знания, нужна система учебной деятельности и внеклассной работы, основанная на сотрудничестве учителей, учеников, родителей и общественных организаций. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Основным средством воспитания настоящего патриота является включение учащихся в разнообразные виды деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. В учебниках по литературному чтению, познанию мира, русскому языку, математике есть много материала, на основе которого можно воспитывать патриотов нашей страны. 223 Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны. Патриотизм имеет характерные черты – верность, терпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе. Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России. Патриотическое воспитание формирует такие нравственные качества, как: любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и процветающим, любовь к своему народу и к семье. Мы уделяем много времени патриотическому воспитанию своих учеников. Проводим следующую работу: проведение бесед на темы, посвящённые истории нашей Родины, чтение произведений о Родине, о природе нашей страны с последующим проведением классных часов, посвящённых обсуждению прочитанного материала. Это и просмотр фильмов по истории и окружающему миру с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших соотечественников, за красоту и бескрайние просторы нашей Родины. Уделить несколько минут патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке. Любой учитель всегда может подобрать необходимый материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как бы исподволь подводя его к нужному мнению. Главное, чтобы каждый хотел участвовать в такой работе по мере своих сил. Пусть родители помогают своим детям в поиске. Такая работа объединяет и сплачивает семьи. В результате мы помогаем каждому ученику изучать историю страны и узнать, какой вклад принесла его семья в развитие села, 224 страны. Через совместную работу мы развиваем чувство гордости за своих родных, своё село, свою Родину. Начиная с первого класса, в свою работу мы включаем задания для расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего мира. Уже в «Азбуке» под редакцией Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г Горецкого. У нас есть вопросы и задания по изучению истории родного края, города, своей страны. Мы знакомимся с историей возникновения названий рек, городов, фамилий людей. Узнаём, почему в нашей стране такие государственные символы, что они означают, откуда появились. На уроках литературного чтения мы читаем произведения с огромным нравственным потенциалом. Мы работаем над тем, чтобы на уроке дети думали над прочитанным, сопереживали героям, оценивали их поступки, осмысливали их проблемы, соотносили их жизнь со своей жизнью, старались поступать в соответствии с нравственными нормами. Мы работаем по учебнику, в котором много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Не нужно думать, что он еще маленький и что его не следует пугать или осложнять его жизнь такими вопросами, – современный ребёнок на своем пути сталкивается порой с такими серьезными проблемами, что чем раньше он начнет думать над ними, тем лучше. Чем глубже, полнее, ярче и содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенно скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное – они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма, как чувства долга перед народом, перед Родиной. Или возьмём учебник по окружающему миру «Мир вокруг нас», автор Плешаков А.А. Чтобы любить природу, надо её изучать. Изучение природы – эту задачу решает курс «Окружающий мир», одним из направлений которого является научить ребёнка самого находить ответы на интересующие его вопросы. Учим детей работать с дополнительной литературой: готовить сообщения, искать ответы на вопросы, составлять кроссворды, викторины. Изучая тему «Полезные ископаемые» разве мы не гордимся, что наша страна богата полезными ископаемыми, а это наши богатства, которые играют роль в экономике нашей страны, а значит в развитии и процветании. Разве это не патриотизм?! А вот ещё пример. В учебнике для второго класса мы изучаем 225 темы «Достопримечательности города Москвы и Санкт-Петербурга», «История Московского Кремля». В разделе «Путешествие по городам и странам», 3 класс, есть тема «Золотое кольцо России». Урок можно построить так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города нашей страны, по которому любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы. Путешествуя по городам, можно приобщиться не только к прекрасному, но и много узнать об истории нашего государства. Для воспитания патриота можно использовать материал любого учебника. Но патриотов государства не воспитаешь, если они не будут любить свою семью. А значит нужно также воспитывать любовь к ближнему: маме, папе, бабушке, дедушке, сестрёнке, братишке. Надо учить уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников, не предавать друзей, близких им людей, воспитывать «чувство локтя». Этому способствует утренники, проводимые в классе и школе во внеурочное время, музыкально-литературные композиции, посвящённые значимым событиям в нашей стране. Здесь дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия сплачивают детей. Каждый учебный год мы проводим урок, который называется «Я – гражданин». Цель этого урока – вызвать у детей интерес к стране, дать представление о родном крае, о стране, в которой они живут. Любовь к своей стране неразрывно связана с любовью к своим близким и родным. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. З адача классного руководителя – правильно организовать занятия в данном направлении. Как гласит народная мудрость: «Без корня и полынь не растёт», поэтому невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своей семье, к своим истокам. Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории. 226 Для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Такая работа осуществляется на уроках изобразительного искусства и технологии. Знание культурных корней своего народа необходимо, прежде всего, потому что оно позволяет по-настоящему уважать и ценить общечеловеческие и эстетические нормы, любить Родину. Знакомство с народным творчеством русского народа на уроках чтения, разучивание песен на уроках музыки, знакомство с народными играми, с различными видами декоративно-прикладного искусства на уроках литературного чтения, изобразительного искусства и технологии, знакомство с одеждой, домашней утварью, укладом жизни простого народа. Работа по патриотическому воспитанию продолжается не только в урочной, но и во внеурочной деятельности. С этой целью разработан и ведется курс внеурочной деятельности «Юный краевед». На занятиях курса школьники знакомятся с историей и культурой Смоленской области: быт наших предков, наши знаменитые земляки, символы области (герб и флаг), Смоленская крепостная стена, военное прошлое нашего края. Ведущая тема в патриотическом воспитании российских школьников - тема Великой Отечественной войны. Она включает в себя: – беседы, рассказы, чтение книг; – конкурсы рисунков; – беседы по картинам о Великой Отечественной войне; – конкурсы чтецов стихов о военной поре; – слушание песен военных лет; – встречи с ветеранами войны; Мы считаем, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель в свою очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Учителю должно быть небезразлично, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И будет результат этой работы. 227 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ В МАЛЫХ ГРУППАХ Макарова Е.А. ФГБОУ ВО Донской государственный технический университет Ростов-на-Дону; Денисов Б.В. Колледж международного обучения г. Шэньжэнь, КНР Аннотация. В статье описаны основные воспитательные ресурсы малых групп при обучении музыке. Представлены опыт и результаты работы по педагогическому сопровождению музыкального обучения. Раскрыты понятия социальной поддержки, детско-родительских отношений и феномена социальной лености. Ключевые слова: воспитательный эффект, инструментальное обучение, обучение в малых группах, социальная леность, социальная поддержка, творческий подход. THE EDUCATIONAL ROLE OF TEACHING MUSIC IN SMALL GROUPS Makarova E.A. Don State Technical University, Rostov-on-Don; Denisov B.V. College of International Studies, Shenzhen, China Abstract. The article describes the main educational resources of small groups in teaching music. Experience and results of work on pedagogical support of musical education are presented. The concepts of social support, child-parent relationships and the phenomenon of social laziness are revealed. Keywords: upbringing impact, instrumental learning, small group learning, social laziness, social support, creativity, Музыкальному образованию, как и другим областям образования, все чаще необходимо пересматривать свои формы передачи и способствовать изменениям в воспитании учащихся и в формировании профессиональных навыков, которые отвечают новым требованиям общества к обучению и воспитанию. Среди факторов, способствующих этому культурному изменению, – эпистемологические убеждения и концепции, поддерживаемые различными агентами музыкального образования – как учителями, так и учениками. 228 Идея данного исследования возникла из-за того, что один из исследователей является учителем музыки и главой факультета искусств в колледже международного образования в г. Шэньжэнь (Китайская Народная Республика) и сам получил академическое образование в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Для своей работы в качестве исполнителя и педагога он обучался как в неформальной, так и в формальной обстановке, где на себе испытал разные способы воспитания и преподавания музыки. Поэтому исследование занимает новую позицию, используя одновременный подход к анализу концепций преподавания и воспитания в формальном и неформальном музыкальном контексте. Мы предполагаем, что разные контексты способствуют разным типам культуры обучения в отношении образования и передачи знаний. В области музыки это позволяет нам наблюдать за широким спектром аспектов обучения и воспитания, таких как концепции, процедуры, отношения и эмоции, о которых сообщают учащиеся. Мы беремся утверждать, что каждая культура требует различной умственной деятельности, включая свои собственные форматы репрезентации и социального общения. То же самое может относиться к культурным контекстам, предназначенным для поощрения обучения и воспитания, которые создают свои собственные образовательные условия, инструменты и коммуникативные системы. Предложена модель обучения музыке в малых группах, которая дает представление не только о культуре и отношениях между обучением и культурой, но также ментальные представления о воспитании и обучении. Эта модель позволяет понять, как преподаватели конструируют значения обучения и воспитания в связи с вопросами образования в целом и обучения музыке в частности. Эти концепции могут влиять на образовательную практику в различных культурных контекстах, поскольку они выражают форматы передачи знаний, которые развиваются в соответствии с концепцией учащегося. Имплицитные теории, по-видимому, вносят свой вклад в дискурс, который участники используют в образовательных ситуациях, поэтому мы предполагаем, что их можно обнаружить, когда учителя и учащиеся говорят об этих процессах и о ходе обучения. Такие беседы носят также ярко выраженный воспитательный характер [1]. Большинство исследований в области музыкального образования сосредоточено на наблюдении за процессами обучения в учебных заведениях или на том, что мы будем называть академической культурой, исходя из предположения, что обучение музыке является результатом воздействия методического, формально последовательного преподавания музыки. 229 Инструменты посредничества или внешние представления, которые были проанализированы, также основаны на лекции, как правило, классической. За последние 20 лет возрос интерес к рассмотрению неформальных контекстов в институциональной среде и применению их в обучении, а также к различным формам неформального обучения музыке за пределами институциональной среды, а также их воспитательному эффекту. Идея состоит в том, что «творческий подход к обучению музыке происходит в процессе взаимодействия между музыкальным опытом и компетентностью участников, их культурной практикой, орудиями, инструментами и инструкциями, в совокупности формируя творческую ситуацию» [7], мы не можем установить ассоциации, которые упрощают формальный и неформальный контексты в соответствии с используемыми инструментами. Тем не менее, это определение с использованием терминов Л.С. Выготского, из которого мы видим, что эти инструменты и инструкции, как правило, организованы по-разному в зависимости от того, выражаются ли они с помощью нот или других типов репрезентаций (например, жестов) [2]. Кроме того, развитие происходит на основе различного опыта и компетенций, предпочитаемых каждым из учащихся. Очень хорошо известно, что музыканты классической традиции отдают предпочтение лекции по сравнению с неклассическими музыкантами. Кроме того, идея регулярной, постоянной практики имеет решающее значение для классических музыкантов, но не столь приоритетна для неклассических музыкантов, которые могут заниматься спорадически и интенсивно и использовать звукозаписи в качестве повседневных инструментов. Инструментальное обучение в малых группах традиционно использовалось в основном для обучения базовым навыкам начинающих учеников, и большинство исследований, касающихся эффективности группового обучения также было сосредоточено на учащихся этого уровня. Мы исследовали 11 уроков игре на духовых инструментах и игры на гитаре и скрипке, девять из которых были индивидуальными, а два были групповыми занятиями с девятью учениками в группе (в КНР предпочтение отдается групповым формам обучения по сравнению с обучением музыке в России, которое является в большинстве случаев индивидуальным) [6]. Были проведены занятия в Китае и для сравнения – музыкальные уроки в России. Было обнаружено, что учитель имеет гораздо больший контроль в ситуации индивидуального обучения. Также подтвердилось, что ученики были более вовлечены в процессы на музыкальных уроках в ситуации группового обучения. Многие учителя, проводившие экспериментальное обучение, с энтузиазмом восприняли учебный потенциал группового обучения в терминах 230 взаимного обучения, социальной поддержки и мотивации к достижению успеха, но на практике они редко используют групповое обучение инструментальному мастерству как обычную часть своей работы. Те немногие учителя, которые организовывали групповые уроки, проводили их в стиле мастер-класса с минимальным взаимодействием между учениками. При итоговом анкетировании ученики подчеркнули важность и значение взаимодействия с другими учениками в процессе обучения и в дальнейшем - в профессиональном музицировании. Тем не менее, ученики не были активно вовлечены в поиск возможностей для групповой работы и обучения друг у друга. Группа сверстников воспринималась скорее как «факт жизни, чем как обучающий ресурс» [8]. Однако в экспериментальном обучении мы сравнили прогресс группы учащихся, которые обучались в группах, с учащимися, которые обучались традиционно, то есть, при индивидуальном взаимодействии с педагогом. При этом было обнаружено, что ученики, обучавшиеся в группах, достигали прогресса быстрее, чем те, кому преподавали инструментальное мастерство индивидуально. Тем не менее, у некоторых учащихся группового обучения, а также у их родителей возникли сомнения в том, что групповое обучение может быть столь же эффективным, как и индивидуальные занятия. Такой стереотип широко распространен в России. Исходя из разработанной модели обучения, программа занятий должна постепенно совершенствоваться по мере того, как ученики достигают более высоких уровней и становятся все более и более независимыми от учителя по мере накопления практического опыта. Взаимодействие со сверстниками должно стать неотъемлемой частью обучения. Многие исследователи называют взаимное обучение «чрезвычайно эффективным для тех, кто учит и тех, кто учится» [9]. Предполагается, что групповая модель обучения предлагает более целостную учебную среду и значительно более высокий уровень взаимодействия по сравнению с традиционной моделью индивидуального обучения музыке. Но, в основном положительная форма обучения, работа на уроке музыки в малых группах имеет и свои недостатки. По мере увеличения размера группы увеличивается и индивидуальная анонимность. Это увеличение анонимности затрудняет оценку вклада каждого человека и способствует чувству безответственности отдельных членов группы. Сознательно или бессознательно ученики будут воздерживаться от усилий, когда поймут, что это не повлияет на групповые результаты. Поэтому неуспевающие ученики будут воздерживаться от усилий, добиваться одинакового вознаграждения и рассчитывать на большие выгоды с меньшими затратами. Хотя такое сознательное сокращение вклада в общий результат 231 возможно, в некоторых случаях ученики могут просто не осознавать усилий, которые они затрачивают, когда являются частью большой группы, и, таким образом, снижение усилий может быть непреднамеренным. Экспериментальные результаты показали, что увеличение количества учеников, работающих над одной и той же задачей, приводит к снижению среднего индивидуального усилия. Когда ученики в группе не прилагают усилий, стремятся получать за работу такое же вознаграждение, как и другие члены группы, это явление называется социальной леностью. Социальная леность относится к концепции, согласно которой люди склонны прилагать меньше усилий при коллективной работе в составе группы по сравнению с выполнением задачи в одиночку. Социальная леность более очевидна в заданиях, где вклад каждого члена группы объединяется в групповой результат, что затрудняет определение вклада одного человека. Факторы, влияющие на социальную леность, включают ожидания от работы партнеров, осмысленность задачи и корпоративную культуру. К счастью, есть несколько способов уменьшить социальную леность, чтобы сделать группы более продуктивными. Эксперименты показали, что увеличение количества участников, работающих над одной и той же задачей, непременно приводит к снижению среднего индивидуального усилия, если проблеме не уделять особого внимания со стороны учителя. Оказалось, по мере увеличения размера группы учителю становится все труднее поощрять, а также контролировать процесс выполнения задания. Отсутствие обратной связи и социальной поддержки также может способствовать социальной лености. Следовательно, чтобы уменьшить вероятность социальной лености при обучении в малой группе, необходимо контролировать количество учеников, участвующих в выполнении задания, усилить контроль со стороны учителя за результатами выполнения задания, обратную связь, а также взаимодействие участников группы в процессе работы над заданием [3]. Обучение в малых группах сейчас очень популярно в образовании в нашей стране и за рубежом [4]. Малые группы являются эффективным способом дифференциации обучения и позволяют учителям предоставлять учащимся осмысленный выбор, влияющий на их обучение. Лидер группы, который может быть учителем или учеником, может обучать небольшие группы и сотрудничать в групповом выполнении поставленных задач. Основное препятствие для обучения музыке в небольших группах заключается в том, что изучение музыки обычно (или должно) включает в себя создание звука, а классная комната, полная разнородных групп, каждая из которых издает свои собственные звуки, может быстро стать контрпродуктивной. С 232 другой стороны, поскольку это проверенная стратегия обучения, необходим способ заставить ее работать в музыкальном классе [5]. Действия, которые ограничивают исполнение одного учащегося, являются одним из подходов. Ученики могут подготовиться к выступлениям, исполнив свою партию сольно для публики (для других участников группы) и получив одобрение или порицание. Аудитория может оценить исполнение, используя критерии оценки, разработанные для данного действия учителем. Модель, разработанная и продемонстрированная учителем, является хорошим критерием и инструментом оценки, который хорошо работает при обучении в малых группах. Использование такой модели также познакомит учащихся с идеальным исполнением и подготовит к реальной индивидуальной оценке. Поскольку уровень шума в помещении, где проводятся групповые занятия, никогда не будет низким, запись выступлений для оценки, проводимой в малых группах, будет невозможной. Тот же подход можно использовать для инструментального исполнения на более тихих инструментах, чтобы уровень звука оставался достаточно низким для эффективной работы всех групп. Еще один метод, который хорошо работает в небольших группах, – это использование клавиатурных приложений на смартфонах учащихся. Мы обнаружили, что они полезны не только для обучения сольному исполнению, но и для предоставления возможности играть партии в ансамбле. Учащиеся могут работать в малых группах самостоятельно или в группах. Построив учебное занятие таким образом, учитель предоставляет ученикам осмысленный выбор того, как они будут учиться и что будут делать. Они могут помочь друг другу выучить партию и насладиться уровнем создания музыки, та же установка может быть использована для создания музыки путем импровизации. Второй тип деятельности в малых группах имеет четкую воспитательную направленность и начинается с прослушивания музыки всем классом. Учитель играет музыкальное произведение для всего класса и задает учащимся вопросы о произведении, а также дает возможность добавить свои собственные вопросы. Затем учащиеся разбиваются на небольшие группы и обсуждают ответы на вопросы учителя и свои вопросы. Важно научить учащихся интересоваться вопросами музыки, превращать простое любопытство в доступные для поиска вопросы, а затем приступать к поиску ответов. Часто один вопрос влечет за собой другой, и учащиеся узнают то, что никогда не узнали бы, просто следуя своему любопытству. Это также способ дать учащимся осмысленный выбор, и этот выбор ведет к более эффективному обучению. |