Главная страница
Навигация по странице:

  • Е.А. Вагнер — Раздумья о врачебном долге

  • Вагнер_Е.А._Раздумья_о_врачебном_долге. Е. А. Вагнер Раздумья о врачебном долгеЕвгений Антонович ВагнерРаздумья о врачебном долге


    Скачать 0.52 Mb.
    НазваниеЕ. А. Вагнер Раздумья о врачебном долгеЕвгений Антонович ВагнерРаздумья о врачебном долге
    Дата21.12.2021
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаВагнер_Е.А._Раздумья_о_врачебном_долге.pdf
    ТипКнига
    #311918
    страница1 из 15
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Е.А. Вагнер — Раздумья о врачебном долге
    Евгений Антонович Вагнер
    Раздумья о врачебном долге
    Тот, кто избрал профессию, которую он
    высоко ценит, содрогнется при мысли, что
    может стать недостойным ее.
    Карл Маркс
    Размышления известного хирурга, члена-корреспондента АМН СССР о высоком предназначении врача, о качествах, необходимых человеку, избирающему медицину делом своей жизни.
    Эта книга обращена в первую очередь к молодежи, стоящей перед выбором профессии, на пороге ответственных самостоятельных решений.
    «Сила врача — в его сердце, в любви к человеку. Я глубоко убежден, что решающим и
    определяющим качеством врачебной работы является культура собственной личности».
    академик Е.А. Вагнер
    «В наши дни, когда проявляется кризис доверия к медицине, особенно нужной и современной
    окажется книга профессора Е.А. Вагнера о враче, какой он есть и каким ему следует быть.
    Мы не вправе забывать о том, что никакая техническая вооруженность сегодняшней
    медицины не заменит чуткого сердца врача, его доброй души».
    академик Б.В. Петровский
    1

    Е.А. Вагнер — Раздумья о врачебном долге
    Содержание
    1.
    Клятва на верность............................................................................................3 2.
    Каковы же мотивы поступления в медицинский ВУЗ?..................................6 3.
    Светя другим, сгораю сам...............................................................................16 4.
    Зачем врачу философия...................................................................................24 5.
    Черты характера суть черты профессиональные..........................................27 6.
    Оптимизм — чтобы верить и продолжать борьбу!.......................................41 7.
    Только сердцем.................................................................................................42 8.
    Врачебная мудрость Древнего Ирана гласила: «Три орудия есть у врача: слово, растение и нож»....................................................................................48 9.
    «Доктор, не забывайте сомневаться!»............................................................56 10.
    Знать о жизни все.............................................................................................72 11.
    Трудиться и дерзать..........................................................................................81 12.
    Совесть. Честь. Долг........................................................................................91 2

    Е.А. Вагнер — Раздумья о врачебном долге
    Клятва на верность
    Какие они красивые, эти современные молодые люди! Рослые юноши с крутым разворотом плеч и уверенной, независимой походкой, девушки с блестящими глазами — они и вправду хороши, наши выросшие дети. Я каждый раз невольно отмечаю это, наблюдая в летнюю и предосеннюю пору за возбужденной толпой абитуриентов, поздравляя первокурсников, напутствуя выпускников.
    Я смотрю на них с верой, надеждой и... тревогой.
    Крепко верю в то, что эти умные, такие славные молодые люди не случайно перешагнули порог медицинского института. Очень надеюсь, что они продолжат благороднейшие традиции нашей профессии. И — что скрывать! — всегда тревожусь: хорошо ли понимают они, на какую стезю ступили?
    Стезя... Старинное, несовременное слово. Говорят, не очень жалует наш прагматический век торжественные словеса. Но есть слова, высота и торжественность которых абсолютно точна и единственно применима. Когда мы говорим о профессиях, прямо связанных с жизнью человека, мы произносим «служение», мы не стесняемся сказать «стезя», — и нет слов, которые точнее выразили бы высокий смысл этих профессий.
    Однако почему «профессий»? Ведь я веду речь только об одной, только о своей профессии, о деле, которому служу около полувека. Служу как лечащий врач, систематически оперирующий хирург. Как ученый, пытающийся для сегодняшних и будущих медиков пролагать новые, более плодотворные пути помощи людям. Наконец, как воспитатель, учитель врачей — по долгу профессора и ректора института.
    Наверное, именно такое тесное соприкосновение с разными сторонами своей профессии и заставляет меня часто задумываться и размышлять о врачебном долге, беспокоиться, сознают ли его те, кто заполняет сегодня студенческие аудитории, готовы ли воспринять его те, кто мечтает о белом халате врача.
    В ребятах, которые толпятся у дверей нашего вуза, пока еще намешано многое, и перепутались в их умах и душах расчет и романтика, прозрения и заблуждения, однако логика современного развития такова, что все больше среди них обнаруживается людей самостоятельных, таких, которые учатся размышлять и принимать решения, строить свою судьбу и искать свое место в обществе, защищать свое человеческое достоинство и уважать личность в другом.
    Вот на тех, кто сомневается, но ищет доказательства своей правоты, кто хочет овладеть одной из самых прекрасных профессий на земле и понять ее существо, а значит, и свое человеческое предназначение, и рассчитан этот разговор.
    Мне кажется, он необходим и современен и потому, что молодые, мечтающие сегодня о врачебном деле, должны сознавать: на их долю ложится еще одна благородная, но и тяжкая задача — возвращать отечественной медицине частично утраченный ею общественный авторитет, пополнять заметно иссякший кредит доверия. В этой утрате виноваты — если, по сложившейся у нас традиции, непременно искать виноватых — далеко не только сами врачи.
    Нет, я ни в коей мере не хочу оправдать равнодушие, черствость, «замотанность», халатность иных своих коллег или, к несчастью, иных учеников своих. Однако наше общество поставило медицину в такие нищенские рамки, что зачастую и отдачу получает равноценную. Это ведь удивительный парадокс: люди, определяющие пути развития нашей
    3

    Е.А. Вагнер — Раздумья о врачебном долге
    страны, на разных уровнях руководящие им, все эти десятилетия относились к проблемам медицины так, словно сами они неуязвимы и бессмертны. (Объяснение этого парадокса, вероятно, все-таки не столько в объективных трудностях, сколько и в том, что этим кругам, как правило, было доступно особое лечение и медицинское обеспечение.)
    Величайшее из социальных завоеваний — бесплатное лечение — породило односторонние требования к лечащим.
    Только в последние годы достаточно громко зазвучали голоса в поддержку медицины, которая терпит обиды со стороны финансистов, строителей, промышленности, публики, превратно судящей о ее возможностях.
    При пересчете на валовой национальный продукт наша страна тратит на здравоохранение меньше по сравнению не только с капиталистическими странами, но и теми, которые совсем недавно были социалистическими. Формирование централизованных фондов потребления настолько оторвано от качества медицинской помощи в республике, городе или на предприятии, что «это привело практически к полной экономической незаинтересованности в улучшении и сохранении здоровья как со стороны отдельного гражданина, так и со стороны предприятия, на котором он работает.
    От бесплатной, вернее, "ничего не стоящей", медицины мы пришли к "ничего не стоящему" здоровью трудящихся...
    Отсутствие экономической заинтересованности привело к снижению среднего уровня подготовки медицинских работников, социальной престижности профессии и соответственно
    — к снижению уровня медицинской помощи. То есть к дефициту высококвалифицированных работников при общем избытке врачей».
    Врач-подвижник может существовать в обществе, подвижнически заботящемся о нем.
    Вспомним великого нашего древнегреческого прародителя Гиппократа:
    «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропроходящ, опыт
    обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в
    дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние
    обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности».
    Именно так — и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства, на которые, увы, не слишком пока щедро наше общество. Сегодня оно ищет пути, оно готово возвращать свои долги медицине. Надеюсь на это!
    А кто погасит долги медицины? Тот, кто готов в любых обстоятельствах выполнять долг врачебный. Долг же этот превыше профессионального.
    Вот о нем я и хочу поговорить с молодежью, готовой ступить на дорогу, которой иду так давно и иной дороги не желаю.
    Есть еще одна причина, побуждающая к этому разговору. У меня были хорошие учителя в работе и в жизни. Среди них — многих! — первым я называю Александра Александровича
    Росновского.
    Это был удивительный человек. Врач, фанатически преданный своей профессии. Подлинный советский интеллигент, человек высочайших жизненных принципов. Его широкая образованность, трогательная, чуть старомодная вежливость, предельная скромность и
    4

    Е.А. Вагнер — Раздумья о врачебном долге
    непреклонная страстность во всем, что касалось медицины, прямо-таки беспощадность ко всякому полузнанию никогда не подавляли, а заставляли подтягиваться, становиться умнее, сильнее, справедливее.
    Общение с ним неизменно обогащало и, я бы сказал, облагораживало. Он был совестью нашего коллектива. До последнего дня своей жизни — а умер Росновский в возрасте 91 года
    — он поражал меня своей творческой целеустремленностью, огромной внутренней дисциплиной, умением подчинять свои интересы больным. Он не терпел праздности и безделья.
    Когда меня увлекли проблемы деонтологии — «науки о должном», — проблемы взаимоотношений больного и врача, взаимозависимости профессионального и нравственного в облике врача, — Александр Александрович заставил заняться этим всерьез, обобщить свои мысли и наблюдения. Вместе с Росновским мы написали книгу «О самовоспитании врача», и она выдержала несколько изданий.
    Александра Александровича уже нет. И вот я снова обращаюсь к материалам той книги, к вопросам, над которыми мы задумывались и работали вместе, к его личным воспоминаниям.
    Возобновить и продолжить разговор о врачебной чести, о трудном счастье человека, посвятившего жизнь медицине, я считаю долгом перед памятью своего старшего друга и учителя. Хочется снова вспомнить имена, слова, деяния тех, кто является гордостью мировой, советской и русской медицины, примером для врачей всех поколений.
    Может быть, разговор этот поможет кому-то укрепиться в стремлении преодолеть любые трудности, утвердиться в своем призвании, а кому-то — и отказаться от невыношенного, ошибочного решения. Что ж, для этого тоже необходимо мужество.
    В нашем институте нередко практикуется различного рода анкетирование абитуриентов и студентов. Чаще всего в таких анкетах повторяются вопросы: «Что привлекает вас в профессии врача?», «Как появилось у вас желание стать врачом?», «Каковы мотивы поступления в институт?»...
    Ответы на эти вопросы всегда интересны воспитателям будущих медиков, озабоченным правильной профессиональной ориентацией своих будущих учеников. Но, наверное, это еще полезнее для самих молодых людей, как вообще полезно человеку задумываться над своими жизненными шагами и решениями: прав ли я в выборе, верно ли представляю свое будущее, достаточно ли сил для этого шага?
    Такая самопроверка, трезвый самоанализ необходимы каждому. Всякое решение надо выстрадать, и поэтому его надо обязательно подвергать сомнению. Подлинной веры никакое сомнение не подорвет, оно только укрепит эту веру, потому что, доказывая свою правоту, ищешь аргументы для себя. Себя же обмануть в таких жизненно важных вещах довольно трудно: все равно будешь знать, где слукавил. К тому же очень важно к одному и тому же вопросу возвращаться с какими-то значимыми перерывами, когда твое знание о нем раз от разу становится шире и предметнее. Если и через год, и через три, и через пять ты способен искренне повторить то, что сказал вначале, значит, в выборе пути не ошибся. А это немалый повод для необходимого человеку чувства собственного достоинства, для самоуважения.
    Вот передо мною «Карты собеседования с абитуриентами». Их заполнили девятнадцати- двадцатилетние девушки и юноши, поступающие на подготовительное отделение института.
    5

    Е.А. Вагнер — Раздумья о врачебном долге
    Каковы же мотивы поступления в медицинский ВУЗ?
    «Желание своими руками делать добро».
    Отлично!
    Но делать людям добро своими руками можно всюду. И что за этим,
    поди угадай: розовая романтика, приспособленчество своего рода — готовность написать то, чего от тебя ждут?..
    «Желание облегчить страдания людей».
    Так, вот это уже ближе. Но откуда у нас представление о медицине только как о сфере работы с людьми страдающими? Выходит, здоровым врач не нужен?
    «Хочу, чтобы увеличилась продолжительность жизни людей, чтобы повышалась их
    работоспособность...»
    Перспективная, правильная мысль. А здесь еще точнее:
    «Хотел бы изучать и изучить человека. Делать больного здоровым, а здоровому помогать
    совершенствоваться».
    «Работала санитаркой. Окружали меня в основном хорошие люди. Но были и грубые врачи.
    Хочу лечить людей хорошо и быть к ним доброй».
    Доказательства от противного? Ну, что ж, и так может быть, если этим доказательством станет собственная жизнь.
    В нашей профессии немало династий. Вот и теперь поступают в институт чьи-то наследники:
    «Хочу, как мама, посвятить свою жизнь медицине».
    «Бабушка была врачом, погибла в Великую Отечественную войну. Хочу продолжить ее
    дело».
    И еще, и еще...
    «Никогда не могла спокойно смотреть на страдания людей, хотелось помочь...», «Желание
    приносить людям облегчение, особенно детям...», «Это мое призвание. Проверил его
    работой в «Скорой помощи»...
    Карт-анкет множество, ответы в разной степени подробны и откровенны, но главный мотив
    — желание быть полезным людям — читается во всех.
    А вот анкеты, заполненные четверокурсниками лечебного факультета, — и снова на вопрос, чем был продиктован их выбор, звучит ответ: стремление приносить пользу людям, способствовать тому, чтобы жизнь людей не омрачалась болезнями, страданиями, была счастливой и радостной.
    Наш вуз — один из труднейших. Я не хочу принизить никакой другой институт, но ведь это бесспорный факт: путь к профессии у нас дольше, объем обязательных курсов больше, не
    6

    Е.А. Вагнер — Раздумья о врачебном долге
    говоря уже о той особой ответственности, которая ложится на плечи человека с новеньким врачебным дипломом. Однако ежегодно в двери медицинских институтов стучатся сотни юношей и девушек. Многие из них, возможно, не соотносят свои поступки и мысли с мыслями и поступками своих великих предшественников, но мы находим в истории медицины, как и в истории человечества, прекрасную традиционность, убедительную повторяемость.
    Возвышенные мотивы были решающими при выборе жизненного пути и для лучших представителей мировой медицины.
    Выдающийся русский хирург, основатель первого специального отечественного журнала
    «Хирургический вестник», профессор Николай Александрович Вельяминов семнадцати лет пошел на тяжелый конфликт со своей аристократической семьей и поступил на медицинский факультет Московского университета.
    Долгое время любимым занятием юного Николая Пирогова была игра в «лекаря». Игрой этой он увлекался, даже будучи студентом (правда, было ему тогда неполных пятнадцать лет). Сам
    Пирогов полагал, что эта детская игра предопределила его будущее. А будущее общеизвестно: великий русский анатом, педагог, общественный деятель, основатель военно- полевой хирургии, участник Севастопольской обороны, франко-прусской и русско-турецкой войн, Пирогов впервые провел операцию под наркозом на поле боя, ввел неподвижную гипсовую повязку... И еще много было этих «впервые», «первым из хирургов». Он был и остается гордостью отечественной медицины.
    Еще одна важная черта, которая пригодится нам в этом разговоре: самоотверженно любил он своих больных — иначе не скажешь. И они платили ему беззаветной верой.
    Одна из первых медицинских сестер, приехавших в осажденный Севастополь в 1854 году, А.
    М. Крупская, вспоминала: «Как родной отец о детях, так он заботился о больных, и пример его человеколюбия и самопожертвования сильно на всех действовал; все одушевлялись, видя его: больные, к которым он прикасался, как бы чувствовали облегчение...
    Солдаты прямо считают Пирогова способным творить чудеса. Однажды на перевязочный пункт несли на носилках солдата без головы; доктор стоял в дверях, махал руками и кричал солдатам: «Куда несете? Ведь видите, что он без головы». «Ничего, ваше благородие, — отвечали солдаты, — голову несут за нами; господин Пирогов как-нибудь привяжет, авось еще пригодится наш брат-солдат...»
    История нашей профессии знает немало примеров и того, как благородные принципы медицины заставляли людей, имевших поначалу совсем иные планы, в корне изменить их.
    Прославленный терапевт Сергей Петрович Боткин в молодости мечтал о математическом факультете и медиком стал словно бы случайно: по приказанию Николая I, в связи с революционными событиями, охватившими некоторые страны Европы в 1848 году, был временно прекращен прием студентов в Московский университет на все факультеты, кроме медицинского.
    Но уже первое знакомство с медициной повлияло на устремления Боткина.
    Австриец Теодор Бильрот обладал выдающимся музыкальным талантом, собирался посвятить свою жизнь искусству и только по настоянию матери получил медицинское
    7

    Е.А. Вагнер — Раздумья о врачебном долге
    образование. А стал одним из корифеев хирургии.
    Точно так же создатель хирургической эндокринологии советский ученый Владимир
    Андреевич Оппель: к музыкальной карьере его влекли семейные традиции и незаурядные способности, но Оппель оставил музыку ради медицины. Многолетние мечты о мундире военного не помешали французу Рене Леришу стать хирургом-экспериментатором, «служить человеку, думая только о его боли, страданиях, его незащищенности в схватке со страшным чудовищем, каким является болезнь».
    По-разному приходят люди в профессию, в том числе и нашу. Бывают такие, что с детских лет о ней мечтали, а исполнилась их мечта — и вдруг постигает жестокое разочарование. А бывает и наоборот: по воле случая оказался человек студентом медицинского вуза, да и прикипел сердцем, и стала медицина не только его делом, но и его судьбой.
    Я знаю таких. Да что знаю — со мною самим именно так и было. Окончив школу, я собирался в технический вуз, но заболел, пропустил сроки вступительных экзаменов и случайно наткнулся на объявление о приеме в медицинский.
    Помню, как протянул свои документы секретарю, а она — была такая старушечка
    Кожевникова

    говорит:
    — Поздно ж ты пришел... — Потом заглянула в документы — оценки отличные. Поглядела на меня, шестнадцатилетнего, и пошла к декану: — Тут мальчик пришел. Жаль мальчика...
    — Дайте ему экзаменационный лист, — сказал тот.
    И зачислили-то меня в тринадцатую группу, и первые лекции по анатомии мне страх как не понравились: перед лектором на столе лежал труп старика, терпкий запах формалина мешал сосредоточиться. Совсем было сбежать собрался, еще и двух товарищей сговорил.
    Да тот же декан, к которому мы явились с просьбой возвратить наши документы, на нас и цыкнул:
    — Марш сейчас же на лекции!
    Мы сидели как наказанные, притихли... Чего испугались — до сих пор не понимаю. Но спасибо ему!
    А уж потом было все — и первая научная работа в институтском кружке, и старая, бывшая земская, больница в Компанеевке на Кировоградчине, и война, с 22 июня 1941 года — фронтовой эвакогоспиталь... И ни разу уже не возникала мысль, что взялся не за свое дело.
    Оно — мое. А мое дело — это моя жизнь.
    Так что бывает по-разному. Конечно, хорошо, если человек с самой ранней юности готовит себя к будущей профессии, а если говорить о нашей, подумаем-ка вместе, как же готовиться именно к ней.
    Не будем упоминать, как о вещи необходимой и бесспорной, о прочной общеобразовательной подготовке. Остановимся на некоторых принципиально важных моментах.
    В первую очередь, надо крепко осознать, ДЛЯ ЧЕГО в современном мире, в нашем обществе существует медицина. В чем состоит ее высший гуманизм? Понять это — значит, определить и конкретное свое назначение.
    Очень часто юными людьми владеет ложноромантическое представление о медицине. В их воображении живет некий навеянный не лучшими кинофильмами образ: вот стремительно
    (полы халата развеваются!) спешит коридорами клиники (не сельской же больнички!) молодой доктор, весь энергия и «божия гроза», или вот в дверях операционной он сдирает
    8

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта