Е. В. Карпычева
Скачать 2.47 Mb.
|
Глава 6. МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ 6.1. Общие положения и понятия документирования Документирование — это создание документа с использова- нием различных методов, способов и средств фиксирования инфор- мации на материальном носителе. Метод документирования — это прием или совокупность приемов фиксирования информации на материальном носителе с по- мощью знаковых систем (характер кодов языков, знаковые системы и т.д.). Способ документирования — это действие или совокупность действий, применяемых при записи информации на материальном носителе (высекание, резьба, окрашивание, перфорирование, фотохи- 104 мический, электромагнитный, оптический, механический, ручной и др.). Средство документирования — это предмет (орудие) или совокупность приспособлений (оборудование, инструменты), исполь- зуемых для создания документа (ручные, механизированные и авто- матизированные приспособления). Методами документирования определяется специфика знако- вой системы записи информации на носителе. Способы, средства и инструменты создания документа в своей совокупности являются ос- новой видового многообразия документов. Непременным условием процесса документирования является кодирование информации. Кодирование информации — это специально выработанная система приемов (правил) фиксирования информации. Основными атрибутами кодирования являются код, знак, язык, с помощью которых информация фиксируется и передается в пространстве и времени. Код — это набор знаков, упорядоченных в соответствии с определенными правилами того или иного языка, для передачи ин- формации. Знак — это метка, предмет, которым обозначается что-нибудь (буква, цифра, отверстие). Знак вместе с его значением называют символом. Язык — это сложная система символов, каждый из которых имеет определенное значение. Языковые символы, будучи общепри- нятыми и соответственно общепонятными в пределах данного сооб- щества, в процессе речи комбинируются друг с другом, порождая разнообразные по своему содержанию сообщения. Код, знак и язык позволяют передавать информацию в симво- лическом виде, удобном для ее кодирования и декодирования. Системе кодирования информации свойственны следующие отличительные черты: а) код должен хорошо восприниматься, воспроизводиться и передаваться. Этим определяются особенности его формы — неиз- менность, однотипность и определенность; 105 б) код должен быть однозначным, понятным всем участникам коммуникационного процесса. С этой целью разрабатывается система правил, которая позволяет кодировать и декодировать информацию; в) кодов существует гораздо больше, чем материальных носи- телей. Различают следующие виды кодов: алфавитный — система букв, цифровой — система цифр, алфавитно-цифровой — смешанная система алфавитных и цифровых кодов, рельефно-точечный — си- стема выпуклых точек (шифр Брайля), матричный — система углуб- лений или отверстий и др. Используя в качестве кода буквы, можно фиксировать слова на разных языках, следовательно, использовать разные коды; г) выбор кода зависит от материального носителя. Бумажным материальным носителям соответствуют различные варианты графи- ческого изображения кодов. Волновая природа материального носи- теля определяет такой способ кодирования, который базируется на изменении длины волн; д) информация не зависит от выбранного кода, так как одно и то же сообщение может быть передано на разных языках, различны- ми знаками. Сообщение, переданное по телетайпу с помощью элек- тромагнитных волн, может быть преобразовано в текст; е) чем короче код, тем длиннее текст. Существуют письмен- ности, у которых код огромен. Например, китайские иероглифы. У нас тоже есть иероглифы. Но иероглифические тексты, в сравнении с текстами других систем письма, кратки. Например, если написать буквами номер сорок пять — понадобится 14 букв, а если иероглифа- ми, то нужно три знака № 45. Однако если бы для каждого слова имелся иероглиф, то код был бы, как в китайском письме, многоты- сячным. Выработка коротких кодов — важная задача. Примером со- здания языка с коротким кодом, т.е. с ограниченным словарем, явля- ется Бейсик (Basic English (British American Scientific International Commercial English) — британско-американский научный интернаци- ональный коммерческий английский язык). Создал этот язык англий- ский философ Огден в 1920-х гг. Было отобрано 850 крупнейших слов, грамматика ограничена самыми необходимыми конструкциями. 6.2. Понятие о языках 106 Язык — это особая система разнотипных и вместе с тем внут- ренне объединенных между собой структурных единиц (звуков, мор- фем, слов, словосочетаний, предложений и т.д.), которые человек со- знательно использует и которые служат ему средством общения с другими людьми, выражения мыслей, чувств, настроения. Языки— это языковые системы, в которых из знаков (букв, цифр, условных обозначений) при помощи грамматических правил строятся осмысленные лексические единицы и предложения. Языко- вой знак, в отличие от одиночного знака, всегда включает в свой со- став простую или сложную грамматику. Особенности языка прояв- ляются в том, что он социален и свидетельствует о способности чело- века создавать систему дифференцированных знаков, соответствую- щих дифференцированным понятиям. Одно и то же сообщение, по- строенное на основе некоего данного языка, может транслироваться разными средствами (буквы алфавита, азбука Морзе, рельефный ше- ститочечный шрифт Л. Брайля для слепых, даже весьма своеобразные способы имитации речи посредством свистка, колокольчика, гонга и т.д.). Во всех этих случаях живой поток речи подменен изобразитель- ными значками, воспринимаемыми посредством зрения и осязания. Следовательно, язык — это единство обозначаемого (пред- мет, мысли) и означающего (буквы, изображения, звуки). За время существования цивилизации человечество выработа- ло множество языков, которые принято делить на естественные (или натуральные) и искусственные (машинные, информационные языки, языки-посредники при машинном переводе). Соответственно разли- чают коды и знаки как естественных, так и искусственных языков. Естественный язык отличается от искусственного тем, что его языковые знаки возникают стихийно, а искусственные знаки созда- ются преднамеренно. Естественные языки исторически возникли в процессе разви- тия человеческого общества. Самым древним является язык мимики и жестов, доставшийся человеку в наследство от животных и базирую- щийся на первой сигнальной системе. Вторая сигнальная система от- ветственна за создание и использование осмысленной членораздель- ной речи. Развиваясь обособленно, группами, имея свои территори- альные, этнокультурные и другие признаки в ходе общественного 107 производства, люди исторически выработали национальные языки — основной способ кодирования информации. Каждое слово здесь не более чем условный знак, которым люди договорились обозначать то или иное понятие, предмет. С естественным языком связан код пись- ма, появление которого вызвало возникновение текстового докумен- та, в частности, книги. Искусственные языки — это специально разработанные коды для особых видов деятельности и передачи специальных сообщений. Примерами могут служить различного рода шифры, азбука Морзе, азбука флажков на флоте, международные языки идо и эсперанто, языки машинного программирования и т.д. Искусственные языки со- здаются для какой-либо цели и применяются тогда, когда естествен- ные языки использовать затруднительно. 6.3. Знаковый метод фиксирования информации Документ содержит социальную информацию, выраженную в знаковой форме. Знаковость — один из основных его признаков. Доку- мент — это оформленное в виде совокупности последовательных знаков информационное сообщение. Знаки могут быть в форме букв, отверстий, точек, линий, цифр и т.д. От формы знаков и способов их нанесения во многом зависят уровень представления и восприятия информации, сте- пень использования документов, компактность их хранения. Знаковые системы, как уже говорилось, могут быть есте- ственными (естественные, или натуральные языки) и искусственными (машинные, нформационные языки, языки-посредники при машин- ном переводе). В широком смысле знак — это любое физическое явление, имеющее общепринятую или субъективную интерпретацию, которая обычно зависит от окружающей среды. В документоведении знак — материальный, чувственно вос- принимаемый предмет (явление или действие), выступающий в каче- стве представителя другого предмета, свойства или отношения и ис- пользуемый для фиксирования, приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Знак является своеоб- разным «атомом» социальной информации. Сообщение может состо- 108 ять из одного или совокупности знаков. Но сообщения менее одного знака быть не может, ибо оно не будет иметь содержания. Знак обладает следующими основными свойствами: • имеет материальное выражение; • обладает значением; • информирует о чем-то отличном от него; • используется для передачи информации; • функционирует в определенной знаковой ситуации. • имеет внешнюю и внутреннюю структурные стороны. Внешняя сторона — это материальная оболочка знака. Пред- мет, который выступает в роли знака, обязательно обладает опреде- ленной формой, чтобы быть воспринимаемым, способным фиксиро- вать и передавать информацию в пространстве и времени. Жест, свет светофора, морской флажный код, звук речи не могут служить знака- ми для документа. Документоведение связано лишь с фиксированны- ми знаками, полученными письменным или иным способом. Внутренняя сторона знака — это его значение. Этим он отли- чается от других материальных знаков. Между знаком и обозначаемым предметом, как правило, нет сходства. Связь между знаком и предметом осуществляет человек. Люди в большинстве случаев условливаются в применении тех или иных знаков и знаковых систем. Знак используется для передачи и хранения информации, служит средством коммуникации. Поэтому значения знаков должны быть понятны всем участникам коммуника- ционного процесса. Пока знаки не поняты (не расшифрованы) реци- пиентом, сообщение не может быть воспринято, а значит, документ не может выполнить свою сущностную функцию — быть источником информации и средством коммуникации. Знак существует в опреде- ленной знаковой системе. Будучи извлеченным из нее, он может по- терять или поменять свое значение. Для документоведения особый интерес представляет класси- фикация знаков. Классификация знаков — это их группировка по определен- ным признакам. Существует множество классификаций знаков, разработанных в семиотике, — науке, изучающей общие свойства знаков, их систем и ситуаций в человеческом обществе. Но наиболее приемлемой для 109 документоведения является группировка знаков по характеру проис- хождения и форме существования, разработанная С.Г. Кулешовым и А.В. Соколовым (схема 6.1). Схема 6.1. Классификация знаков Различают знаки языковые и неязыковые. Языковой знак — единица языка (морфема, слово, словосоче- тание, предложение), которая служит для обозначения предметов или явлений действительности, а также отношений между элементами языка в тексте. Знак языковой двусторонен, он состоит из обознача- ющего и обозначаемого. Неязыковые знаки также способны служить средством обмена документной информацией между людьми (символы, товарные знаки, музейные экспонаты, фотографии, исторические реликвии, включая орудия труда, архитектурные памятники). Чаще всего среди неязыковых знаков используются знаки- изображения существующих или условных объектов, содержащие их 110 схематичное обозначение. Они делятся на знаки — «пикчеры», эм- блемные и вещественные. Знаки — «пикчеры» (англ., picture — картина, рисунок, кино- фильм, кадр фильма) — это произведения живописи, в том числе графики, художественной вышивки, художественной резьбы по дере- ву, металлу, фотографии (включая кинофильмы). Их принято назы- вать иконическими (т.е. знаками-изображениями). Эмблемные знаки — разнообразная эмблематика (военная, спортивная, торгово-фирменная, геральдическая, мифологическая, дорожная и т.д.). Вещественные (трехмерные) знаки — это скульптура, макеты, модели выставок, музеев и т.д. Среди них — разнообразная (в большин- стве — обрядовая) вещественная символика, означающая разные понятия (хлеб и соль — знак приветствия и дружбы, кольцо на четвертом пальце — человек женат). Функция и значение знака придаются отдельным предметам в конкретной ситуации (хлеб на столе вне обряда встречи до- рогих гостей не фиксирует никакой социальной информации). Форма знака-символа может быть различной. Одни из них по- добны изображаемому, другие носят целевой характер и не похожи на отображенный предмет или явление. Первые создаются путем бо- лее или менее точного копирования реальных объектов или явлений. Они несут иконические неязыковые знаки, подобные по форме обо- значаемым объектам (рисунки, фотографии, кинофильмы, диапозити- вы, видеофильмы). В отличие от иконического, знак-символ не дол- жен иметь сходства с тем предметом или явлением, которое он обо- значает. Для того чтобы понять (расшифровать) информацию, чело- век должен заранее заучить значение знака. К документам, использу- ющим языковые знаки, относятся вербальные (словесные) документы (книги, брошюры, журналы, газеты, бюллетени и т.д.) и идеографиче- ские документы (географические карты, ноты, чертежи). Письмо — знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать рече- вую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Знаковая система обладает определенными свойствами: • знаки связаны в ней между собой определенными правилами грамматики; 111 • новые знаки вводятся в систему не произвольно, а на основе правил; • значение знака в системе зависит не только от него самого, а от его места в системе; • система состоит из конечного (хотя и не всегда постоянного) числа элементов (знаков), из которых может быть составлен словарь; • осуществим перевод (замена) одной знаковой системы на другую; • знаки фиксируются одним или несколькими способами. Система письма характеризуется постоянным составом зна- ков, причем каждый знак передает либо целое слово, либо последова- тельность звуков, либо отдельный звук речи. Система письма тесно связана с письменностью. Письменность — совокупность письменных приемов фикси- рования и передачи информации, включающих понятие графики, ал- фавита и орфографии какого-либо языка или группы языков, объеди- ненных одной системой письма или одним алфавитом. В этом смысле можно говорить о русской, английской, арабской письменности и т.д. Первоначально для передачи информации использовали про- стые знаки письма: рисуночное, пиктографическое, биржи, зарубки, вампумы, кипу и т.д. Вампумы (индийское wampum, сокр. от wampumpead — нити с нанизанными на них раковинами) — разновидность так называемо- го предметного письма у северо-американских индейцев (ирокезов, гуранов и др.). Представляет собой пояс, сплетенный из нитей, уни- занных раковинами. Количество, цвет и взаиморасположение раковин имеют символическое значение. Иногда на вампумы наносились ри- сунки, уточняющие содержание, часто они выполняли функцию де- нег. Кипу— комбинации узлов и сплетений шнуров. Первоначальной формой письма было рисуночное письмо, ко- торым пользовался доисторический человек. Рисуночное письмо передавало более или менее схематичны- ми рисунками конкретные предметы. Из рисуночного кода примерно в середине IV в. до н.э. развилось пиктографическое письмо. Пиктография (лат. pictus — рисованный, живописный, греч. grapho — пишу) — древнейший вид письма, письмо руками. Услов- 112 ными рисунками изображали не только предметы, но и действия, со- бытия, т.е. целое сообщение. Для пиктографии не нужен алфавит, т.е. набор определенных знаков, необходимо только изображать предме- ты и ситуации (например, человека, лодку, охоту и т.д.). «Читающий» пиктограмму не связан какими-либо правилами чтения (как, напри- мер, в буквенном письме), он должен лишь правильно опознать изоб- ражения. Некоторые виды пиктографии используются и в наши дни. Например, на вывесках: изображены ботинки — значит, здесь чинят обувь. Иногда пиктограммы рассчитаны на людей, не знающих языка: например, в гостиницах для иностранцев у кнопок звонков в номере — изображение уборщицы, официанта и т.д. Пиктографическое письмо встречается у народов, не имеющих собственной письменно- сти. Поскольку посредством пиктографического письма нельзя выразить абстрактные понятия и мысли, на более высоком уровне развития общества возникла потребность в новом типе письма — идеографическом. В идеографическом письме знак-рисунок посте- пенно превращается в «знак-идею» (идеограмму). В этом случае он означает уже не сам изображаемый конкретный предмет, а ассоции- руемое с ним обобщенное понятие. Например, круг с расходящимися лучами означает уже не «солнце», а «жару», «тепло», «горячий» или «теплый». Старец, опирающийся на палку, означает старость и т.п. Разновидностью идеографического является иероглифическое письмо, используемое с конца IV в. до н.э. Иероглиф — условный изобразительно-образный графический знак идеографического пись- ма, обозначающий слова (понятие), слоги и звуки. Термин «иерогли- фический» применяется и по отношению к знакам других систем письма. Так, иероглифами называют знаки древнейшего (II в. до н.э.) и современного китайского и японского письма, знаки не клинопис- ной, а изобразительной разновидности хеттского письма (II-I в. до н.э.) и т.д. Знак в идеографическом письме превращается в образ- символ. Он становится более обобщенным, схематичным. Образ- символ — это переходная ступень от безусловного изображения к условному знаку. Однако знаки идеографического письма — идео- граммы, иероглифы — не могли служить для графического изобра- жения звуков речи. 113 Способ обозначения звуков речис помощью графических знаков впервые был изобретен уже в III в. до н.э. шумерами, создав- шими самую древнюю из земных цивилизаций. Хотя шумерское письмо, как и древнеегипетское, находилось на переходной стадии от словесного к слоговому, первый шаг к графическому изображению речи был уже сделан. Прошло несколько столетий, прежде чем ан- тичные греки, отталкиваясь от открытого шумерами и развитого се- митами слогового письма, научились разлагать слова на фонемы, за- писывать звучащую речь с помощью букв, объединенных в систему алфавита. Следующим важным шагом явилось фонетическое письмо, в котором язык нашел для себя адекватное графическое выражение. Фонетическое письмо можно считать самым точным изображением речи. Развитие фонетического письма делится на два этапа. Первый — это буквенно-слоговое письмо — клинописное, возникшее на рубеже IV-III вв. до н.э. Второй — алфавитное письмо (II в. до н.э.), в котором каж- дой графеме (букве) соответствует или первоначально соответствова- ла фонема (звук). Буква — графический знак или литера. Совокуп- ность букв, принятых в данной письменности и расположенных в определенном порядке, называют азбукой (по первым славянским буквам — аз и буки). Возникшее на базе греческого, латинское письмо послужило основой для большинства современных систем письма. В XII-XIII вв. славяне также заимствовали греческое письмо. С конца IX в. суще- ствовало два письма — глаголица и кириллица, отличающиеся фор- мой букв. Затем в X-XI вв. в Киевской Руси кириллица вытесняет гла- голицу. В XVIII в. появляется скоропись, а в XIX — начале XX в. — гражданское письмо (гражданский шрифт), т.е. современное письмо. Шрифт — гражданская форма знаков определенной системы письма. В зависимости от техники исполнения различают рукописный, рисо- ванный, гравированный, наборный шрифт. Алфавитное письмо часто называют словесным или вербальным. Письменное документирование является высшей формой раз- вития коммуникационной системы «язык». Именно письменный до- кумент стал основой для формирования такого сложного и много- гранного документа, как книга. 114 6.4. Способы и средства записи информации Запись информации — это способ фиксирования информации на материальном носителе. В настоящее время используют системы записи информации (ручную, механическую, магнитную, оптическую, фотографическую и электростатическую), а также системы воспроизведения информа- ции (ручную, полиграфическую, механическую, магнитную, оптиче- скую, электростатическую), и системы стирания информации (руч- ную, магнитную, оптическую и тепловую). В зависимости от способа фиксирования информации различают рукописный, механический, магнитный, оптический, фотографический, электростатический до- кументы. Первым способом фиксирования информации является ручной способ — нанесение знаков от руки. Такие документы называются рукописями или рукописными книгами. Рукописная книга написана от руки с нарисованными вручную иллюстрациями. С изобретением пишущей машинки и началом ее промыш- ленного производства(1867 г.) появилась машинопись как способ тек- стового фиксирования. Она вытеснила ручной способ и используется для создания и копирования документов. Документ, отпечатанный на пишущей машинке, считается рукописью, или машинописной руко- писью. В настоящее время большинство архивных, деловых, неопуб- ликованных документов выполнены машинописным способом на пишущих машинках или ЭВМ. Потребность в более широком распространении информации нашла свое выражение в механизированном размножении фиксиро- ванных сообщений. Новый технологический прием фиксации и раз- множения письменного документа осуществлялся посредством печат- ного станка, а затем и других средств полиграфии. С появлением в 40-х годах XV в. типографий началась эпоха книгопечатания — печати с наборной формы, инструмента для стандартной отливки литер, типо- графского сплава и краски, печатного пресса. Переход к тиражному размножению книг был качественным скачком в истории книжного дела и всей мировой культуры. Благодаря появлению полиграфии — 115 отрасли техники, специализированной на множественном воспроизве- дении текста и изображений, возникла печатная продукция. Печатный документ изготовлен при помощи полиграфических или других средств массового размножения документов. Произведе- ния печати — изделия полиграфического производства, полученные печатанием или тиснением. На печатном документе запись информа- ции производится преимущественно путем нанесения красочного слоя на его поверхность, а также тиснением и выдавливанием знаков шрифта Брайля. Вторая разновидность печатных документов — это те, которые получены с помощью копировально-множительной тех- ники. К процессам оперативного размножения документов относятся офсетная, трафаретная, гектографическая печать. Текст на оттисках получается путем переноса краски с печатной формы на материал оттиска (бумагу, картон). Благодаря полиграфии появились такие ви- ды печатной продукции, как книги, брошюры, журналы, газеты, пла- каты и малые печатные формы — листовки, билеты, открытки, эти- кетки, бланки, буклеты и т.д. В 1740 г. впервые была применена механическая запись ин- формации для составления перфокарт, а с 1888 г. — для фиксации звука на грампластинках. Механическая запись производится с помощью изменения фи- зического состояния поверхности или структуры носителя. Различают термопластическую, — осуществляемую путем нагревания носителя записи; поперечную — при которой направление колебаний резца параллельно поверхности носителя записи; глубокую — при которой направление колебаний резца перпендикулярно к поверхности носи- теля записи (грампластинка, фонограмма, перфокарта). Потребность в оперативной передаче информации и надеж- ном ее хранении привела к возникновению фотографии, звукозаписи и т.д., а также к использованию телеграфа, фототелеграфа, факса и т.д. Так появились новые, более совершенные формы фиксирования и передачи информации. Открытие фотографической записи датирует- ся 1839 г., когда получил известность фотографический процесс, названный дагерротипией. Фотографическая запись — оптическая, осуществляемая при помощи фотографического процесса изменением оптической плотности носителя записи соответственно сигналам за- писываемой информации. Разновидностью фотографической записи 116 является электронно-фотографическая запись, осуществляемая элек- тронным пучком. В 1870 г. на практике была проверена возможность многократного уменьшения и воспроизведения текстов. Это послу- жило толчком к развитию микрофильмирования на базе фотографии. К фотографическим носителям информации относятся: фотографии, диафильмы, диапозитивы, кино-, микрофильмы, апертурные карты. В 1960-е годы бурное развитие получает телефаксовая связь. Наряду с рулонным микрофильмом появляются его разновидности: апертурная карта, дискета и др. Применение голографии и растровой фотографии привело к возникновению голограмм. В 1895 г. изобретен кинематограф (Франция). На кинодоку- менте содержание передано фотографическим способом в виде по- следовательно расположенных на кинопленке изображений. В начале XX в. появилась магнитная запись. Она осуществля- ется под влиянием магнитного поля путем изменения состояния но- сителя записи или его отдельных частей при воздействии сигналов записываемой информации. Различают запись с продольным и попе- речным намагничиванием, а также термомеханическую запись. Существует также электромагнитная и магнитооптическая запись. Первыми появились фонодокументы с электрической запи- сью звука. Одним из основных способов фиксирования информации яв- ляется звукозапись — это запись звука на носителе. Документы, со- держащие звуковую информацию, зафиксированную любой системой звукозаписи, называют фонодокументами. Первые попытки записи звука относятся к 1807 г. Однако первые фонодокументы, воспроиз- водящие звук, были созданы в 1877 г. Массовое производство пла- стинок было начато в конце 90-х годов XIX в. В 70-е годы XX в. возникла оптическая запись информации сфокусированным пучком электромагнитного поля оптического или близкого к нему диапазона излучения, который, воздействуя на рабо- чий слой носителя записи, изменяет его состояние под воздействием сигнала записываемой информации. Запись и считывание информа- ции могут выполняться и посредством лазерного луча (оптический диск, диски типа CD-ROM, компакт-диск, голограмма). Документы, содержание которых полностью или частично выражено перфорациями, матричной магнитной записью, матричным 117 расположением стилизованных знаков и т.д., приспособленные для автоматического считывания, принято называть машиночитаемыми документами. Они содержат информацию на специальных матричных полях, матрицах. Для чтения информации используют специальные машины. Появление машинного документирования не отменяет предшествующих способов фиксирования информации, а лишь до- полняет их. Постоянное расширение способов записи (фиксирования) ин- формации приводит к возникновению все более сложных нетрадици- онных видов документов, которые сочетаются с традиционными до- кументами, рукописными и печатными. В зависимости от характера знаковых средств фиксирования информации можно выделить текстовое документирование. В резуль- тате текстового документирования возникает текстовой документ. Это документ, содержащий звуковую информацию, зафиксирован- ную любым типом письма или любой системой звукозаписи. Тексто- вое документирование получило самое широкое распространение. Следует выделить и стенографию, как один из способов фик- сирования информации. Стенография — это скоростное письмо осо- быми знаками, позволяющими быстро записать живую речь. Ско- рость записи достигается более кратким, чем в обычном письме, начертанием букв, а также применением ряда сократительных прие- мов. В наши дни, несмотря на обилие средств, обеспечивающих тех- ническую фиксацию звучащей речи (диктофон), владение навыками стенографии по-прежнему высоко ценится. Стенография использует- ся на различных международных конференциях, встречах на высшем уровне, заседаниях правительства, пресс-конференциях и т.д. Особого внимания заслуживает техническое документирова- ние, являющееся способом фиксирования технической мысли. Техни- ческие документы — обобщающее название документов, отражаю- щих результат строительного и технологического проектирования, конструирования, инженерных изысканий и других работ по строи- тельству зданий и сооружений и изготовлению изделий промышлен- ного производства. Технические документальные материалы ведут записи процессов труда, средств производства (чертежи, рисунки, расчеты, графики, технические описания и др.) Это также документа- ция, связанная с геодезией, картографией, гидрометеослужбой. 118 Музыка, отражающая действительность в звуковых художе- ственных образах, также нуждается в закреплении. Задолго до воз- никновения каких-либо систем звукозаписи возникло нотное письмо. Нотный документ — это запись музыкального произведения услов- ными графическими знаками (нотами), представляющими собой си- стему — нотную запись. Контрольные вопросы: 1.Основные понятия документоведения. 2. Основные атрибуты кодирования. 3. Отличительные черты кодирования информации. 4. Понятие «язык». 5. Понятие «языки». 6. Понятие «естественные языки». 7. Понятие «искусственные языки». 8. Понятие «знак» в документоведении. 9.Свойства знака. 10. Что такое классификация знаков? 11. Что понимается под наименованием: — языковые знаки? — неязыковые знаки? 12. Свойства знаковой системы. 13. Что такое «письменность»? 14. Знаки письма. 15. Этапы развития фонетического письма. 16. Понятие «буква». 17. Что понимается под «записью информации». 18. Печатный документ. 19. Что понимается под наименованием: — механическая запись? — фотографическая запись? — звукозапись? 20. Что понимается под наименованием «стенография»? 21. Понятие «техническая документация». 22. Понятие «нотный документ. |