Методичка Алекситимия. Институт психотерапии и клинической психологии Алекситимия Происхождение, клинические проявления и психологическая коррекция
Скачать 214.6 Kb.
|
Терапевтические соображения о пользе психоанализа для лечения алекситимииБесполезность классического психоанализа для пациентов с алекситимиейЗадолго до того, как было введено понятие алекситимии, несколько психоаналитиков и психотерапевтов признали, что некоторые пациенты не обладают определенными психологическими способностями и, следовательно, плохо реагируют на психоанализ или интерпретирующие формы психотерапии. В начале 1950-х годов Хорни (1952) и Келман (1952) обнаружили, что некоторые психиатрические пациенты зашли в тупик в психоаналитической психотерапии из-за ограниченного эмоционального осознания, недостатка внутреннего опыта, минимального интереса к снам, конкретности мышления и внешнего стиля жизни, в котором поведение руководствовалось правилами, правилами и ожиданиями других, а не своими собственными чувствами, желаниями и личностными ценностями. Эти пациенты были склонны к развитию соматических симптомов и часто занимались обжорством, злоупотреблением алкоголем или другим компульсивным поведением, по-видимому, пытаясь регулировать тревожные внутренние состояния. Хотя пациенты регулярно посещали аналитические сеансы, на самом деле они не были вовлечены в аналитический процесс; не зная о внутренней жизни, они, как правило, заполняли каждый аналитический сеанс хронологическим изложением событий, произошедших с последнего часа. Описывая пациентов с оперативным мышлением, Марти и де Мьюзан (1963) сообщили, что они говорят только о реальных событиях, любые сны, которые они вспоминают, тесно связаны с реальностью, и они ничего не ожидают от терапевта, кроме облегчения своих симптомов, без какого-либо аффективного участия. Руш (Ruesch 1948) обнаружил, что соматически больные пациенты с нарушением вербального и символического выражения аффекта не получают пользы от традиционной психотерапии, ориентированной на инсайт. Он выступал за модифицированную психотерапию, обычно длящуюся несколько лет, которая включала в себя просвещение пациентов об их недостатках, привлечение внимания к эмоциональным сигналам, таким как смутные телесные ощущения, и обучение терпимости к чувствам и способности к символическому выражению. Руэш подчеркнул важность терапевтических отношений и описал подход как сходный с детской психотерапией; он советовал терапевтам быть доступными, последовательными, откровенными, безоговорочно принимать пациента и выражать свои собственные чувства. Кристал (1982-1983) пришел к выводу, что алекситимия является наиболее важным фактором, снижающим успех психоанализа и психоаналитической психотерапии, он был более оптимистичен в отношении использования психотерапии, чем Немия и Сифнеос. Учитывая неспособность пациентов с алекситимией эмоционально взаимодействовать со своим психотерапевтом, Сифнеос (1974, 1975) пришел к выводу, что психодинамическая психотерапия не является подходящим лечением для многих “психосоматических” пациентов и может даже быть противопоказана. Подобно Кристал (1979, 1982-83) рекомендовал модифицированную форму психотерапии, включающую различные психообразовательные стратегии для повышения осведомленности об аффектах и толерантности к аффектам, включая фокусирование внимания на значении телесных ощущений и других невербальных проявлениях эмоций, а также обучение пациентов сигнальной функции аффектов и тому, как маркировать и дифференцировать различные аффекты. МентализацияМентализацией обычно считается, что современная психоаналитическая концепция, введенная в конце 1990-х годов определяется как способность осознавать и думать о чувствах и других психических состояниях (например, убеждениях, намерениях, желаниях) в себе и других. Концепция ментализации была фактически введена в 1960-е годы Марти и другими французскими психоаналитиками (Марти, 1991), чтобы обозначить предсознательную функцию связывания влечения и других телесных возбуждений с ментальными представлениями. Таким образом, она охватывает репрезентативную и фантазийную деятельность индивида. Концепция Марти получила дальнейшее развитие в 1997 году двумя Франко-канадскими психологами, Лекуром и Бушаром (1997), которые предложили теоретическую иерархию уровней психической разработки, которая может быть использована для понимания различных уровней ментализации, наблюдаемых у взрослых. Чтобы избежать концептуальных проблем, связанных с психоаналитической теорией влечений и аффектов, Лекурс и Бушар использовали выражение “влечение-аффект” и концептуализировали ментализацию как “общий класс психических операций, включая репрезентацию и символизацию, которые конкретно приводят к трансформации переживаний влечения-аффекта во все более организованные психические явления и структуры”. Лекур и Бушар (1997) признали, что их концептуальная модель имеет некоторое сходство с теорией развития аффектов Кристал, концептуализацией обработки эмоций Бионом и иерархической когнитивно-развивающейся моделью эмоционального осознания, предложенной десятилетием ранее Лейном и Шварцем (1987). Концепция ментализации также сходится с описанием Немии (1977) “психической разработки” эмоций, процесса, посредством которого эмоции постепенно дифференцируются и связываются с образами и словами, которые должны быть представлены ментально и тем самым переживаться как сознательные чувства. Примерно в то время, когда Лекур и Бушар опубликовали свою теоретическую модель ментализации, Вильма Буччи (1997), психоаналитик и когнитивный психолог из Нью-Йорка, предложила теорию множественного кода о том, как эмоции обрабатываются и организуются в уме. Согласно ее теории, эмоциональные схемы состоят из субсимволических компонентов (паттернов сенсорных, кинестетических и висцеральных ощущений и двигательной активности, переживаемых в состояниях эмоционального возбуждения) и символических компонентов – образов и слов. Эти три компонента связаны в различной степени посредством референтного процесса. Как и в теории уровней эмоционального осознания Лейна и Шварца (1987), связывание не трансформирует один компонент в другой, но позволяет трансформировать значения, представленные в невербальных компонентах, и переводить их в логически организованную речь. Трансформация значений, представленных в невербальных компонентах, необходима для саморефлексии и для вербальной коммуникации субъективного опыта. Таким образом, понятие референтной деятельности сходно с французской концептуализацией ментализации как связи соматического аффекта и возбуждения побуждения с ментальными представлениями.Буччи предположил, что если референтный процесс нарушается конфликтом или травмой или не развивается адекватно, символические и субсимволические системы внутри схем диссоциируются, тем самым влияя на организацию схем, регуляцию эмоционального возбуждения и построение эмоциональных значений. Применяя свою теорию множественного кода к алекситимии, она предположила, что диссоциация внутри и между вербальными и невербальными компонентами, когда связи нарушаются или не развиваются, “намного сложнее, чем быть без слов для эмоций; при некоторых эмоционально-соматических расстройствах пациент без символов для соматических состояний” (Буччи, 1997). Объединяющим аспектом различных теоретических моделей является то, что каждая из них связывает алекситимию с недостатками в ментальном представлении эмоций, которые поэтому переживаются в первую очередь как соматические ощущения или импульсы к действию, а не как субъективные чувства, которые могут быть идентифицированы и переданы другим. Без связи с образами и словами состояния эмоционального возбуждения, вероятно, плохо регулируются и могут способствовать патогенезу различных расстройств, с которыми связана алекситимия. В модели Буччи (1997) потенциально может возникнуть ряд соматических расстройств различной степени тяжести в зависимости от степени диссоциации между соматическими и моторными паттернами активации и символическими представлениями, а также от взаимодействия с конституциональными и другими факторами уязвимости. Референтная деятельность, психическая проработка эмоций и ментализация (по определению Марти) - это явно перекрывающиеся понятия, которые оказались полезными в продвижении теории алекситимии. Алекситимия также тесно соответствует конкретному аспекту более широкого определения ментализации Фонаги, а именно ментализированной аффективности, которая включает идентификацию, обработку и коммуникацию аффектов (Fonagy 2002). В последние годы ментализацию концептуализировали как многогранную конструкцию и признали ее тесную связь с несколькими другими конструктами, включая алекситимию, эмоциональный интеллект, психологическое мышление, эмпатию и “теорию разума”. В соответствии с клиническими наблюдениями и вышеуказанными теоретическими соображениями, Сифнеос (1994) и Тейлор (1991, 1997) предположили, что особенности алекситимии отражают дефицит когнитивной обработки эмоций. Во всей психопатологии существует взаимодействие между дефицитом и защитой. Люди с алекситимией, вероятно, используют незрелые защиты “в попытке организовать внутренний хаос, который сопровождает интенсивное, но слабо дифференцированное аффективное и возбуждающее возбуждение”. Действительно, несколько эмпирических исследований обнаружили, что алекситимия, оцениваемая с помощью самоотчета Торонтской шкалой алекситимии, наиболее сильно связан с использованием незрелых защитных механизмов, слабо с невротическими защитами и отрицательно со зрелыми защитами. Резюме Конструкция алекситимии была сформулирована в то время, когда Биологическая психиатрия начала свое восхождение, а влияние психоанализа на теорию и практику в психиатрии и психосоматической медицине ослабевало. Тем не менее, как и концепция оперативного мышления (pensée opératoire), конструкция алекситимии была получена из клинических наблюдений психоаналитиков, и в течение последующих десятилетий психоанализ внес важный вклад в продвижение теоретического понимания алекситимии и выяснения этиологии этой черты личности. В то время как теоретический и клинический подход к психосоматике основан на фрейдовской теории влечения, теоретики алекситимии руководствуются объектно-реляционной перспективой, включая теорию привязанности и теоретические модели развития аффекта и эмоциональной обработки. Концепция ментализации, которая была введена Марти и его коллегами-психоаналитиками во Франции, была расширена и доказала свою полезность для понимания недостатков в психической разработке эмоций; она хорошо дополняется современной «Теорией разума» (Theory of mind). Ментализация и теория разума. Обе концепции, ментализация и теория разума, описывают метакогнитивные процессы. Ментализация в основном касается отражения аффективных психических состояний. Напротив, теория ума фокусируется на эпистемических состояниях, таких как убеждения, намерения и убеждения. Другими словами обе концепции, ментализация и теория разума, описывают метакогнитивные процессы. Ментализация в основном касается отражения аффективных психических состояний. Ранняя травма может привести к оперативному мышлению и другим недостаткам в умственном функционировании, они проявили гораздо меньше интереса, чем теоретики алекситимии, к ранним отношениям между родителями и детьми и к неблагоприятным детским переживаниям и другим факторам, которые влияют на развитие способности ребенка мысленно представлять и регулировать аффекты. Существует общее мнение, что пациенты с высокой степенью алекситимии не являются хорошими кандидатами на психоанализ или психоаналитическую психотерапию. Психоанализ, вероятно, будет продолжать вносить вклад в область алекситимии, поскольку современные психоаналитические концепции и результаты исследований привязанности и травмы интегрированы с результатами генетических, нейровизуализационных и биологических исследований развития. Выводы: Алекситимия введена и разработана теоретиками и практиками психоанализа, что отразилось на ее понимании в качестве психоаналитической концепции. Ранний травматический опыт страдающих от алекситимии обладает важным практическим значением для диагностики и последующего лечения алекситимии. Психоаналитический подход и его приемы плохо решают проблемы людей, страдающих от алекситимии. Ментализация как современная ветвь психоаналитической теории наиболее близка к современным теориям, например «Теории разума» (Theory of Mind), описывающим нарушение когнитивных функций как основную причину алекситимии. |