Я понимаю тебя без слов как читать людей по жестам и мимике [202. Касия ВезовскиПатрик ВезовскиЯ понимаю тебя безслов. Как читать людей
Скачать 4.53 Mb.
|
МИФ О ЛЖЕЦАХ Вы наверняка слышали, что вычислить лжеца можно по направлению взгляда. Этот миф часто связывают с теорией НЛП (нейролингвистического программирования) Гриндера и Бэндлера. Однако в их работах об этом нет ни слова, а все прочие данные о том, что ложь можно распознать по движению глаз, недостаточно убедительны. Впрочем, не представляется возможным доказать и обратное. Теория движения глаз изначально фигурировала только как модель НЛП, а миф о том, что лжецов выдает направление взгляда, поддерживался в основном популярными, а не научными изданиями. И хотя эта теория, возникшая в результате ошибочной интерпретации оригинальных исследований, распространилась подобно лесному пожару, имеющиеся данные не позволяют ни подтвердить, ни опровергнуть ее. Приподнятые брови ИЗУМЛЕНИЕ, ПРИВЕТСТВИЕ Прежде чем мы обсудим различные значения этого сигна- ла, еще раз подчеркнем важность пяти базовых принципов интерпретации языка тела. В зависимости от контекста и мо- мента совершения это движение может выражать удивление, когда человек слышит что-то необычное или даже неверо- ятное. Если брови не опускаются сразу, возможно, человек удерживает их намеренно, желая выразить не просто удив- ление, но изумление. В других контекстах поднятые брови могут означать восхищение – например, когда коллега сооб- щает нам, что он купил новенькую спортивную машину. Интерпретацию осложняет то, что таким движением мно- гие просто сопровождают свою речь. Поэтому сначала нужно понаблюдать, в какой мере тот или иной человек задейству- ет свои брови в повседневном общении. Только после этого можно переходить к истолкованию этого движения в более напряженных ситуациях. В первобытные времена быстрое поднятие бровей исполь- зовалось как приветствие на расстоянии: таким образом че- ловек давал понять, что он заметил приближение другого. Это движение позволяет быстро привлечь внимание собе- седника. Кроме того, оно используется и в контексте отно- шений между полами, где приобретает сексуальный оттенок. Если мы таким образом приветствуем незнакомца, он может подумать, что мы его знаем, и почувствует себя свободнее. Работает это и на нетворкинг-сессиях: так проще завязывать контакты, особенно если поднятие бровей сопровождается улыбкой. Еще в 1970-е годы профессор Марк Кнапп назвал этот сигнал отличным способом начать беседу. Приподнята одна бровь НЕДОВЕРИЕ Поднятие одной брови, неважно, левой или правой, выра- жает недоверие. Та бровь, что не идет вверх, часто, наобо- рот, слегка опускается. От этого сигнал приобретает двой- ной смысл: удивление (приподнятая бровь) и отрицательная оценка (опущенная бровь). Поскольку одновременно под- нять и опустить обе брови невозможно, столкнувшись с чем- то удивительным и вызывающим недоверие, человек подни- мает одну бровь и слегка опускает или просто напрягает дру- гую. Если такое выражение появляется на лице собеседника, когда вы что-то объясняете, возможно, следует поискать но- вые аргументы, подробнее разъяснить старые или же просто спросить, почему у него такой озадаченный вид. В против- ном случае есть риск, что сомнения собеседника в дальней- шем обернутся против вас. Как и всегда, не забывайте о пяти базовых принципах. Возможно, ваш собеседник просто вре- мя от времени поднимает брови, без особых на то причин. Тот, кто использует это микромимическое движение, произ- водит впечатление личности сильной и критически настро- енной, хотя на самом деле может таковой не являться. Не игнорируйте приподнятую бровь: она может обернуться против вас. Сдвинутые брови НЕДОВОЛЬСТВО, ГНЕВ Брови, сдвинутые до образования вертикальных мор- щин на переносице, могут выражать недовольство, гнев или неприятное удивление. Если они сразу же расправляются, возможно, у человека просто промелькнула какая-то эмо- ция. Если же нахмуренность сохраняется хотя бы на корот- кое время, то речь идет скорее о неудовольствии. Некото- рые используют это движение специально, чтобы показаться строже, чем на самом деле. Однако исследования Форбса и Джексона (1980) показали, что при прочих равных услови- ях хмурые соискатели принимаются на работу реже, чем их улыбчивые товарищи. Если вы из тех, кто хмурит брови без всякой причины, будьте осторожны: вы можете произвести совсем не то впечатление, на которое рассчитываете. Поджатые губы НЕОДОБРЕНИЕ, НЕЖЕЛАНИЕ ГОВОРИТЬ Если губы сжимаются на полсекунды или еще меньше, то в некоторых обстоятельствах это может выражать сдержива- емый гнев или горе. Однако возможны и другие трактовки: например, неодобрение, вызванное тем, что предложение со- беседника или его поведение в целом не соответствует на- шим ожиданиям. Этот знак показывает окружающим, что им следует приготовиться к сопротивлению или критике. С другой стороны, поджатые губы могут означать, что че- ловек не собирается делиться имеющейся информацией: та- ким образом подчеркивается решимость не раскрывать рта. Вам следует понять, что вытянуть из собеседника нужную информацию будет непросто. К счастью, хорошее понима- ние других сигналов тела поможет вам узнать ее другими пу- тями. В этом заключается суть нашего Метода определения сигналов тела (МОСТ), мы обсудим позже. Улыбка искренняя и фальшивая Слева: ИСКРЕННЯЯ УЛЫБКА: СОКРАЩЕНИЕ КРУ- ГОВЫХ МЫШЦ ГЛАЗ (МОРЩИНКИ В УГОЛКАХ ГЛАЗ, БРОВИ ЧУТЬ ОПУЩЕНЫ) Справа: ФАЛЬШИВАЯ УЛЫБ- КА: ЗАДЕЙСТВОВАНЫ ТОЛЬКО ГУБЫ Настоящая искренняя улыбка получается путем одновре- менного сокращения круговых мышц глаз и большой скуло- вой мышцы. Этот сигнал мы учимся распознавать еще мла- денцами. При виде улыбающейся матери малыши проводят связь между улыбкой и устранением чувства голода. В связи с положительными эмоциональными ассоциациями улыбка является обязательным элементом знакомства с новым че- ловеком. По тому, какая именно у человека улыбка, можно судить о его чувствах при знакомстве с нами. Например, если улыб- ка искусственная (губы растянуты с напряжением, видны зу- бы), человек, скорее всего, пытается показать свое превос- ходство: «Гляньте на меня! У меня есть зубы! Я могу уку- сить!» В мире существует великое множество различных улыбо- чек и улыбок, от неодобрительных и враждебных, до счаст- ливых и радостно-удивленных. Отличить искреннюю улыбку от фальшивой просто: достаточно взглянуть в глаза. Фран- цузский психолог Дюшен в своей книге, вышедшей в 1862 году, писал, что искренняя радость сопровождается сокра- щением круговых мышц глаз. Иначе говоря, кожа в уголках глаз слегка оттягивается вниз (часто вместе с бровью). В ре- зультате вокруг глаз образуется больше морщинок (конеч- но, если собеседник не использует ботокс). Однако по одним только морщинкам еще нельзя судить о подлинности улыб- ки. Возможно, у человека уже наметились эти морщины, и для того, чтобы они стали более видимыми, достаточно со- кращения большой скуловой мышцы. Глядя на фотографии улыбки Дюшена, 70 % людей могут сымитировать ее. Гипотеза Дюшена о биомеханике искренней улыбки неод- нократно подтверждалась различными учеными. Кроме то- го, стало известно, что сокращение круговых мышц глаз сопровождается усилением альфа-активности в левой пре- фронтальной коре головного мозга. Однако, начиная с 2009 года, ряд исследований ставят эту общепризнанную теорию под сомнение. Например, было показано, что, глядя на фо- тографии улыбки Дюшена, 70 % людей могут сымитировать ее. К сожалению, вопрос имитации улыбки в негативных си- туациях еще не исследовался. До поступления дальнейшей информации мы будем счи- тать, что распознать фальшивую улыбку можно по тому, как именно сокращаются глазные мышцы. Если сокращение происходит сознательно и намеренно, без искренних прият- ных эмоций, можно заметить, что улыбка более напряжен- ная, как бы приклеенная. Вы также можете заметить, что, хотя глазничная часть мышцы и напряжена, ве́ковая часть остается расслабленной. Существуют и другие отличия. Исследования показали, что фальшивая улыбка асимметрична. При искренней улыб- ке оба полушария мозга отправляют мышцам идентичные сигналы, а при фальшивой левая половина лица получает более четкие сигналы от правого полушария, отвечающего за выражение лица. В результате фальшивые эмоции ярче отображаются с левой стороны лица. Если же эмоции спон- танны и не осознаваемы, оба полушария действуют синхрон- но. И снова напомним о важности применения пяти базовых принципов. Кроме того, чтобы судить об искренности эмо- ций того или иного человека, вы должны знать, как обыч- но выглядят его улыбки – например, некоторые люди всегда улыбаются асимметрично. АЛКОГОЛЬ И СМЕХ С 1990 по 1996 годы австрийский психолог Виллибальд Рух провел ряд удивительных исследований эмоциональной стороны юмора, а также воздействия алкоголя на язык тела. Логично предположить, что в состоянии опьянения люди смеются больше. Это действительно так, но… только если алкоголь употребляется в малых дозах. Исследования Руха показали, что при обильных возлияниях даже экстраверты демонстрируют меньше мимических проявлений положительных эмоций. Об убеждении взглядом Глаза играют огромную роль в межличностных отноше- ниях, поскольку выражают готовность к общению. В 1976 году Арджил и Кук писали о том, что любой взгляд несет свой смысл – он показывает, что два человека заинтересова- ны друг другом. А по направлению взгляда можно судить и о степени взаимного интереса. По мнению Харпера, Вьенса и Матараццо, взгляды выпол- няют еще одну важную функцию: они отражают расстанов- ку сил в тех или иных отношениях. Если мы хотим звучать убедительно и располагать к доверию, необходимо поддер- живать визуальный контакт и когда мы говорим, и когда слу- шаем собеседника. В одном из исследований вышеупомяну- тых ученых (1978) говорится, что взгляд ни в коем случае не должен быть блуждающим, иначе не удастся вызвать дове- рие. А это значит, не рекомендуется слишком часто опускать глаза или отворачиваться от собеседника, а также чересчур интенсивно моргать. В обширном исследовании, проведенном в 1986 году Клайном Керком, было установлено, что визуальный контакт значительно облегчает формирование доверия и помогает добиться убедительности. Ученый утверждает: стереотип о том, что мы более склонны доверять тем, кто сморит нам прямо в глаза и считать лжецами тех, кто отводит взгляд, подтверждается многочисленными практическими исследо- ваниями. В частности, это объясняет тот факт, почему сви- детели, которые уклоняются от визуального контакта во вре- мя перекрестных допросов, вызывают меньше доверия. По этой же причине в аэропортах чаще останавливают и обыс- кивают тех пассажиров, которые не смотрят в глаза сотруд- никам службы безопасности. В 1987 году Хорник в очередной раз подтвердил, что тот, кто смотрит собеседнику в глаза, звучит гораздо убедитель- нее, чем тот, кто часто отводит взгляд. Сила убеждения, ко- торой обладает прямой взгляд в глаза, находит подтвержде- ние и в работах Бургун и Сейн (1978), а также Бургун, Ко- укера и Коукера (1986). Визуальный контакт располагает к доверию и позволяет убеждать эффективнее. Если собеседник смотрит нам в глаза, мы не сомневаем- ся в его честности. Если же он отводит взгляд, происходит рассогласование вербальных и невербальных сигналов, и за- рождаются сомнения. Если эмоциональное наполнение взгляда противоречит словам человека, ориентироваться следует именно на взгляд. К похожему выводу пришли Бургун, Манусов, Майнео и Хейл (1985). Они отмечают, что избегание визуального кон- такта на собеседованиях приводит к тому, что кандидаты вы- зывают меньше доверия. Это подтверждает, что отведение взгляда расценивается как негативное невербальное поведе- ние и может привести к нежелательным последствиям. Глазам принадлежит ключевая роль в установлении, под- держании и прекращении межличностных отношений. В 1989 году Маландро, Баркер и Гот пришли к выводу, что по характеру визуального контакта можно судить о том, какие отношения возможны между двумя людьми, а также спро- гнозировать развитие отношений. Взгляд в глаза показывает, что мы заинтересованы в этом человеке и даем ему возмож- ность получить информацию о нас и о наших намерениях. В частности, взгляд в глаза гораздо красноречивее, чем иные невербальные сигналы, и указывает на возможность возник- новения близких отношений. В 1986 году Уэббинк писал о том, что обмен прямыми взглядами говорит о большем, чем все прочие элементы язы- ка тела; он указывает на открытость и искренность обоих участников общения. В целом, можно сказать, что чем доль- ше не отводится взгляд, тем ближе становятся отношения. Ответный взгляд играет ключевую роль в большинстве ситу- аций общения и участвует в формировании у собеседников чувства сопричастности, а значит, и близости. Если мы хотим звучать убедительно и располагать к доверию, необходимо поддерживать визуальный контакт и когда мы говорим, и когда слушаем собеседника. Арджил также был убежден в первостепенной важности информационного наполнения взгляда. В его исследовании, опубликованном в 1988 году, говорится о том, что эта ин- формация особенно важна для расшифровки и правильного понимания неконгруэнтных, рассогласованных сообщений. Главенствующая роль визуального контакта в распознавании несоответствий в дальнейшем подчеркивалась в работе Бур- гун, Буллера и Вудолла (1989): они писали о «приоритете ви- зуального контакта» перед прочими невербальными сигна- лами, признавая, однако, что это справедливо не для всех ситуаций. Исследования Фудзимото (1992) показали, что визуаль- ный контакт, вкупе с другими мимическими выражения- ми, является основным источником информации для оценки эмоционального содержания сообщения. Если эмоциональ- ное наполнение взгляда противоречит словам человека, ори- ентироваться следует именно на взгляд. Все вышеперечисленные исследования подтверждают ре- волюционное открытие американского психолога Альберта Мейерабиана (впервые опубликовано в 1981 году): с помо- щью вербальных средств передается лишь 7 % информации, тогда как на долю невербальных сигналов приходится целых 55 %. И хотя впоследствии сам Мейерабиан и другие ис- следователи уточнили конкретные цифры, бесспорно одно: большая часть посланий передается невербально. То же утверждают результаты эксперимента, проведенно- го в 1979 году Де Пауло и Розенталем: информация, полу- ченная по визуальному каналу, представляется более надеж- ной, чем та, что поступает по другим каналам. Иными сло- вами, если слова человека противоречат его невербальным сигналам, правда всегда на стороне последних. 7. Микромимика: по секрету всему свету Из этой главы вы узнаете: • На что можно полагаться при распознавании чувств • Бессознательные проявления радости, неодобрения и даже презрения Микромимика – особая категория выражений лица, которая вот уже пять лет является предметом активных на- учных исследований. Микромимикой называются еле улови- мые сокращения мышц лица, которые продолжаются не бо- лее полсекунды. Микромимические движения часто совер- шаются бессознательно и отражают наши чувства в данный конкретный момент. Можно сказать, что лицо – это экран, на который мозг проецирует эмоции, приводящие к молние- носным сокращениям лицевых мышц. Существует семь базовых эмоций, чьи проявления на ли- це идентичны во всем мире. Исследования, проведенные среди слепых, доказали, что микромимические выражения обусловлены не культурно, а биологически, и даны каждо- му от рождения. Это физиологическая реакция на обработку мозгом эмоциональных импульсов. Более того, большинству людей эти микросокращения вообще не подконтрольны, по- скольку эмоциональные импульсы минуют сферу сознания. Микромимика выражает большую часть базовых эмоций. Впервые теорию восьми базовых эмоций выдвинул психолог Роберт Плутчик. В их число он включил грусть, отвращение, гнев, страх, предвкушение, радость, принятие и удивление. Он разработал специальную цветовую схему («колесо эмо- ций»), которая показывает, что из сочетания базовых эмо- ций получаются новые, сложные эмоции (например, страх +удивление=тревога, удовольствие+страх=вина). Поскольку предвкушение и принятие не имеют универсального мими- ческого проявления, из всех положительных эмоций в тео- рии Плутчика осталась только радость, которую впослед- ствии стали чаще обозначать термином «счастье». Это по- нятие включает в себя целый комплекс положительных эмо- ций: принятие, предвкушение, одобрение, удовольствие и радость. Сегодня микромимические выражения группируются во- круг семи базовых эмоций: гнев, отвращение, страх, удивле- ние, счастье, грусть и презрение. Выражения, которые мы сегодня называем микромими- ческими, впервые заметил знаменитый французский невро- лог XIX века Дюшен де Булонь. В этом ему помогли обшир- ные знания анатомии лица вкупе со страстью к фотографии и богатым опытом использования электричества для стиму- ляции отдельных лицевых мышц. Свою теорию он изложил в книге «Механизм выражений лица человека» (1862). Вторым исследователем микромимики был Чарльз Дар- вин, в 1872 году вышла его книга «О выражении эмоций у человека и животных». Дарвин отметил универсальную при- роду выражений лица и составил список мышц, задейство- ванных при их формировании. В 1966 году Хаггард и Айзекс провели исследование, в ходе которого им удалось заметить «микромоментные выражения лица» на видеозаписях сеан- сов психотерапии (изначально их целью было обнаружение сигналов невербального общения пациента и терапевта). В дальнейшем тема активно разрабатывалась Экманом и Фри- зеном, которые нашли подтверждения тому, что выражение семи базовых эмоций в различных культурах является неиз- менным (всего была исследована 21 культура). Существует семь базовых эмоций, чьи проявления на лице идентичны во всем мире. В 1960 году Уильям Кондон провел первое в мире ис- следование взаимодействий, длящихся доли секунды. Свои революционные выводы он сделал на материале видеороли- ка продолжительностью четыре с половиной секунды, каж- дый кадр которого длился одну двадцать пятую долю секун- ды. Он досконально изучал эту запись в течение полутора лет, после чего сделал вывод о существовании так называ- емых «микровзаимодействий» (допустим, женщина подни- мает плечо, а мужчина практически синхронно поднимает руку). Кондон утверждал, что из подобного обмена микро- движениями складывается целый микроритм. Взгляды Дарвина на эмоции и их выражение в лице по- лучили новое развитие в работах нашего современника По- ля Экмана, который привел бесспорные доказательства то- го, что ряд эмоциональных выражений обусловлен не куль- турно, а биологически. Они универсальны и неизменны от культуры к культуре. На основе своих изысканий в 1976 го- ду Экман совместно с Уоллесом Фризеном разработал Си- стему кодирования лицевых движений (СКЛиД 1 ). Это клас- сификация человеческих выражений лица, которую и по сей день используют психологи, исследователи и аниматоры. Микромимика выражает большую часть базовых эмоций. В этой главе мы разберем наиболее частотные вариации трех из семи базовых эмоций, которые постоянно встреча- ются в повседневном общении. Если вам уже приходилось изучать микромимику, вы заметите, что наш подход к их вы- явлению и интерпретации нацелен на максимальную просто- ту восприятия. Дело в том, что термином «микромимика» мы обозначаем все выражения лица длительностью не более полсекунды, тогда как с чисто научной точки зрения неко- торые из них точнее было бы называть полувыражениями, тончайшими выражениями и замаскированными выражени- ями. И хотя между этими типами выражений есть некоторые различия, в своей книге мы делаем упор на практическую 1 Иногда используется оригинальная аббревиатура FACS |