Я понимаю тебя без слов как читать людей по жестам и мимике [202. Касия ВезовскиПатрик ВезовскиЯ понимаю тебя безслов. Как читать людей
Скачать 4.53 Mb.
|
Большой палец спрятан под остальными НЕУВЕРЕННОСТЬ, КОМПЛЕКСЫ, ЗАЩИТНАЯ ПО- ЗИЦИЯ Как вы, наверное, помните из предыдущей главы, боль- шие пальцы, помимо прочего, являются символом эго, и их демонстрация говорит об уверенности в себе. Когда же эго теряет уверенность и нуждается в защите, люди символиче- ски прячут собственный большой палец. Пряча большой па- лец под пальцами той же или даже другой руки, вы произ- водите впечатление человека взволнованного и неуверенно- го. Другое толкование – вы страдаете от комплексов или на- строены на оборонительные действия. Руки в карманах ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА, ЗАЩИТНАЯ ПОЗИЦИЯ Еще один жест, подрывающий контакт с окружающими – руки в карманах. Он может говорить либо о недостатке вовлеченности в обсуждаемый вопрос, либо о желании ди- станцироваться от собеседника. С другой стороны, это мо- жет быть реакция на приближение потенциальной опасно- сти. Руки в карманах скрывают неуверенность и позволя- ют человеку говорить бойчее или даже перейти к вербаль- ной атаке. В то же время жест может выполнять и компенса- торную функцию, позволяя так хорошо замаскировать внут- реннюю робость, что человек позволяет себе недружелюбное или даже надменное поведение. Это тем более верно, если кисти в карманах сжаты в кулаки. Жест «руки в карманах» также означает отсутствие инте- реса к тому или иному действию или занятию. Он показыва- ет, что человек не хочет или не считает нужным демонстри- ровать собеседникам свое понимание. У этого жеста есть и позитивное значение: иногда руки в карманах означают открытость и отсутствие напряжения в разговоре между людьми, которые хорошо относятся друг к другу. Однако в официальных контекстах жест чаще интер- претируется как знак безразличия, а значит, отсутствия дру- желюбия. Когда ладони сжимаются в кулаки и быстро убира- ются в карманы, это может означать осознанное прерывание контакта с собеседником, после чего обычно следуют возра- жения. Стоп-сигнал рукой ИЗБЕГАНИЕ, НЕДОПУЩЕНИЕ, ОТКЛАДЫВАНИЕ Когда журналисты хотят задать вопрос знаменитости, пы- таясь перехватить ее на выходе из здания или из машины, их часто встречает поднятая вытянутая рука (или даже обе): стоп! Эта невербальная реакция дает понять, что человек не расположен к беседе, и переубедить его будет непросто. Жест часто сопровождается взглядом вниз, чтобы избежать визуального контакта с журналистом. Останавливая кого-то вытягиванием руки, мы выражаем отказ и отвержение. Это четкий сигнал: мы хотим защитить- ся от чего-либо нежелательного. Если при этом растопыре- ны пальцы или же задействованы обе руки, сила сигнала уве- личивается: таким образом мы поддерживаем желаемую ди- станцию между собой и окружающими. У политиков, про- износящих речи, часто можно заметить другой вариант же- ста: ладонью вниз. (Как упоминалось в предыдущей главе, это знак превосходства). Такой жест используется оратором, чтобы призвать слушателей к тишине. Руки на коленях НЕОДОБРЕНИЕ, ЖЕЛАНИЕ УЙТИ Если во время обсуждения человек вдруг наклоняется вперед и кладет руки на колени, это может означать либо неодобрение, либо отсутствие интереса к теме. Жест пока- зывает, что человек готов завершить разговор и уйти. В 1973 году Кнапп, Харт и Фридрих включили его в свой список «неподобающих заключительных жестов». Вариант жеста – руки кладутся на боковую часть стула, как будто человек собирается подняться. Оба варианта часто сопровождаются сердитым взглядом с нахмуренными бровями или иным ми- мическим проявлением неодобрения. Внезапное вытягивание ног ГОТОВНОСТЬ К КОНФРОНТАЦИИ Если в напряженный момент дискуссии или при выслу- шивании новой информации сидящий человек быстро и рез- ко вытягивает ноги на всю длину, это означает, что он не готов менять свое мнение и собирается парировать и атако- вать. Если при этом он скрещивает руки и отклоняет голову назад, напрягая шею, это подчеркивает силу сопротивления услышанному. Такой человек готов активно возражать окру- жающим или даже перейти к контрнаступлению. Руки на поясе («руки в боки») АГРЕССИЯ, ДОМИНИРОВАНИЕ Как мы упоминали в предыдущей главе, руки в боки мо- гут сигнализировать о готовности действовать. Это жест уве- ренности, который указывает на желание продвигаться впе- ред. Однако в ряде случаев его можно интерпретировать и как сигнал агрессии (особенно если руки нарочито выстав- лены на обозрение, а вся поза более вальяжна). Это сродни тому, как, желая напугать соперников, павлин распускает пе- рья, чтобы показаться больше, чем он есть. Если человек да- ет указания, положив руки на пояс, значит, он расценивает свою позицию как более сильную. Если же такую позу при- нимает тот, кому дают указания, это говорит о том, что он не считает себя подчиненным, что может вызвать раздражение. Если мужчина встает «руки в боки» в присутствии женщи- ны, значит, он пытается произвести на нее впечатление своей мужественностью, притом с явным сексуальным подтекстом. УКАЗУЮЩИЙ ПЕРСТ ЛЖИВЫХ ПОЛИТИКОВ Интересно, что публичные персоны, которым приходится лгать, используют более агрессивные жесты. Кажется, они буквально ошеломлены, что кто-то осмеливается подвергнуть их слова сомнению! Человек, которому приходится лгать перед многочисленной аудиторией, всегда нервничает, и самая простая тактика – скрыть нервозность под маской гнева. Излюбленный жест лгущего политика – укоризненное или угрожающее движение указательным пальцем. Когда президента Никсона обвиняли в мошенничестве, он скупо излагал факты, зато активно использовал этот жест и время от времени даже стучал кулаком по кафедре. Грозил пальцем и Билл Клинтон, произнося свою знаменитую фразу: «У меня никогда не было сексуальных отношений с этой женщиной». Указующий жест указательным пальцем АГРЕССИВНОСТЬ В третьей главе мы говорили о том, что жест указательным пальцем означает либо превосходство, либо желание преду- предить или наказать. Он также входит в число жестов, пре- пятствующих контакту, так как вызывает у собеседника бес- сознательную негативную реакцию. Размахивая указатель- ным пальцем в процессе обсуждения, вы очень скоро вызо- вете враждебность и злость. Если только подобное поведение вам не «положено по должности», собеседники могут оскор- биться и проявить ответную агрессию. Обратите внимание, как часто мелькают указательные пальцы в пылу политиче- ских дебатов. То же верно и для супружеских ссор. Размахивая указательным пальцем в процессе обсуждения, вы очень скоро вызовете враждебность и злость. Если злоупотреблять этим жестом при общении с детьми, у них тоже может возникнуть негативная реакция, посколь- ку указующий перст создает дистанцию между ними и ро- дителями. Ребенок может почувствовать, что его не любят и не принимают. Воздействие жеста будет еще сильнее, ес- ли оставшиеся пальцы собраны в кулак. А чем крепче сжат кулак, тем негативнее воспримется жест. Если же угрожаю- ще водить пальцем вперед-назад, эффект будет и вовсе со- крушительным. Это жест директора школы перед серьезно провинившимся учеником. В таких случаях ученик обычно опускает голову и чувствует себя чертовски скверно. Поскольку жест указательным пальцем неосознанно вы- зывает так много дурных ассоциаций, мы не советуем вам использовать его на лекциях или презентациях. Чтобы при- влечь внимание к той или иной информации на доске, го- раздо лучше использовать взмах открытой ладонью. Прав- да, для этого потребуется практика – все-таки многим из нас привычнее показывать пальцем. И все же разница ощутима: если вы используете открытую ладонь, зрителям будет гораз- до приятнее вас слушать, и они будут внимательнее. Подбородок вниз, взгляд исподлобья НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ, КРИТИЧЕСКИЙ НА- СТРОЙ Когда человек опускает подбородок и смотрит на собесед- ника исподлобья, это означает, что он настроен негативно, критически или даже агрессивно. Другой вариант – прищу- ренные глаза и нахмуренные брови. Если собеседник реа- гирует на ваше предложение таким образом, это недобрый знак. Скорее всего, вам не удалось убедить его вашими ме- тодами. В этом случае нет смысла продолжать в том же духе, лучше сменить тактику. Например, можно выдвинуть другие аргументы или спросить, почему ваши идеи вызывают такое неприятие. Ваша цель – вызвать более позитивные сигналы тела: открытую позу, наклон корпуса вперед (как правило, знак заинтересованности), искренняя улыбка или отведен- ный в раздумье взгляд. Голова отведена назад, шея прямая ОТКАЗ ИЛИ ОТВЕРЖЕНИЕ Если человек отводит голову назад, но в то же время не сгибает шею, будьте готовы к возражениям. Отводя голо- ву назад таким образом, человек дает понять, что хочет ди- станцироваться от собеседника и от его точки зрения. Пря- мая, напряженная шея говорит о силе ощущения. Вообще, шея очень важна для определения готовности проявить гиб- кость. Люди, чья шея часто напряжена, как правило, упрямы и непоколебимы, а значит, менее открыты новому и неохот- нее идут на компромисс. Голова опущена, плечи подняты и напряжены ПОТРЕБНОСТЬ В ЗАЩИТЕ, НЕУВЕРЕННОСТЬ Опущенная голова и приподнятые, напряженные плечи во всех ситуациях означают, что человек нуждается в защите. Такой жест часто выполняется в минуту растерянности и со- провождается словами: «Я правда не знаю, что мне делать!» Если ситуация не кажется опасной, плечи вскоре расслабят- ся и примут обычное положение. Если же человеку необхо- димо как следует обдумать линию поведения, плечи останут- ся напряженными, а голова – склоненной. Согласно Харпе- ру (1985), этот жест свидетельствует о большей готовности взять на себя задачу или принять предложение. Запрокидывание головы НЕСОГЛАСИЕ Когда кто-то заставляет нас нервничать или застает врас- плох предложением, на которое мы не можем согласиться, мы резко поднимаем подбородок, чтобы была возможность взглянуть на собеседника прямо. Это знак того, что разго- вор вступает в фазу конфронтации, и у нас включилось со- противление. Голова – как диспетчерская вышка: если что- то идет не так, мы держим ее под углом, чтобы отчетливее видеть источник проблемы. Подбородок вверх НАДМЕННОСТЬ, КОНФРОНТАЦИЯ Когда подбородок поднимается вверх, так, что голова слегка запрокидывается назад и собеседник видит не ярем- ную вену, а шею, это означает, что мы сравниваем себя с собеседником и чувствуем свое превосходство. Демонстри- руя уязвимую шею, мы показываем, что нам нечего бояться. Поэтому окружающие часто воспринимают такую позу как знак надменной самоуверенности. В частности, такую позу можно наблюдать перед началом уличной потасовки, когда, перед тем как пустить в ход кулаки, обе стороны пытаются утвердить свое превосходство. Как правило, вместе с этим человек вытягивает позвоночник, выдвигает грудь вперед и ставит руки в боки. Если собеседник выдает такую реакцию в ходе переговоров это дурной знак. Рука подпирает голову СКУКА, НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ Когда человек склоняет голову на бок и подпирает ее ру- кой, как правило, это означает скуку. И чем ниже клонится голова, тем сильнее скука. Следовательно, этот жест подра- зумевает критическое или негативное отношение к тому, о чем идет речь. Вариации той же темы – подпирать щеки обе- ими руками или подбородок большим пальцем. Нога на ногу НЕГАТИВНАЯ ОЦЕНКА У этой позы есть много различных значений в зависимо- сти от ситуации и контекста. Поэтому при интерпретации важно применять пять базовых принципов. Так, если чело- век резко меняет позу и закидывает ногу на ногу, это мо- жет быть невербальной реакцией на то, что он только что услышал, увидел или подумал. Аналогичным образом, ес- ли человек, который обычно сидит, держа ноги параллельно, в ключевой момент разговора вдруг перекрещивает их, это может означать нервозность, сопротивление или защитную позицию. Эта поза пришла к нам из первобытных времен и служит для защиты гениталий. Однако необходимо пом- нить, что закидывание ноги за ногу может иметь и другие значения. В определенных ситуациях поза может говорить о стеснении или скромности: так может сесть подчиненный, если чувствует, что он может чему-то поучиться у началь- ника, или, допустим, слушатель презентации или участник тренинга. С другой стороны, иногда мы садимся так просто потому, что нам нужно что-то положить на колени, чтобы можно было делать записи на лекции или семинаре. У женщин такая поза, как правило, не несет негативно- го смысла – просто потому, что их с детства учили сидеть именно так (особенно когда они носят платье или юбку). В результате она стала привычной (даже при ношении брюк) и уже ничего такого не означает. Однако значение может со- храняться в том случае, если закидывание ноги на ногу про- исходит в какой-то конкретный момент и в ответ на опреде- ленную ситуацию. Скрещенные руки и ноги СОЗДАНИЕ ДИСТАНЦИИ, НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕ- НИЕ Если человек внезапно скрещивает и руки, и ноги, это указывает на желание отдалиться от собеседника и выйти из разговора. Все попытки заново установить контакт, скорее всего, разобьются об этот двойной барьер. По какой-то при- чине собеседник либо не заинтересован в том, о чем идет речь, либо имеет кардинально иное мнение, огласить кото- рое он пока не готов. Если вы столкнулись с такой реакци- ей, единственное, что вы можете сделать, – сменить тему на такую, которая могла бы вызвать более позитивный отклик. Например, ослабить сопротивление поможет вопрос, в поло- жительном ответе на который вы заранее уверены. В этом случае разговор может вернуться в нормальное русло. Нога на ногу под прямым углом ГОТОВНОСТЬ К КОНФРОНТАЦИИ ИЛИ СПОРУ Как уже упоминалось, иногда эта поза означает всего лишь уверенность в себе. Однако в других контекстах она может говорить о желании вступить в спор. В этом своем значении она часто наблюдается перед началом спора между мужчинами. Женщины предпочитают иные способы демон- страции намерения спорить. Сигнал, который подает эта поза, усиливается в том слу- чае, если человек еще и обхватывает верхнюю ногу. Это означает, что он будет упорно отстаивать свое мнение, и пе- реубедить его будет нелегко. В этом случае позитивное зна- чение позы (уверенность в себе) трансформируется в нега- тивное. Скрещенные лодыжки ЗАЩИТНАЯ ПОЗИЦИЯ, ЕСТЬ ЧТО СКРЫВАТЬ Если в напряженный момент обсуждения человек внезап- но скрещивает лодыжки, это указывает на то, что он нега- тивно относится к услышанному либо испытывает потреб- ность в защите. Также это может означать, что он утаива- ет какую-то информацию по данному вопросу. Если плюс к этому он кладет руки на колени или нервно обхватывает за- пястья, значит, его негатив и критичность довольно серьез- ны. Закрытые глаза СОЗДАНИЕ ДИСТАНЦИИ, ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА В общем и целом, мы закрываем глаза, когда не хотим че- го-либо видеть. Если нам неинтересно то, о чем идет речь, но собеседник гнет свое, то мы прикрываем глаза и держим веки закрытыми чуть дольше обычного, чтобы поменьше ви- деть его. Аналогичным образом ведет себя человек, огляды- вая тех, кто заходит в помещение: если вновь пришедший вызывает его интерес, глаза раскроются шире; если нет, сра- зу же закроются. Если мы закрываем глаза в процессе разговора, это может означать попытку прервать визуальный контакт, поскольку интерес к теме потерян и нам становится скучно. А на осо- бенно занудных совещаниях нас и вовсе клонит в сон. Если собеседник не только прикрывает глаза, но и откло- няет голову назад, это может указывать на чувство превос- ходства. Заметив этот жест у собеседника, попытайтесь сме- нить тактику беседы, иначе вы рискуете потерять контакт. Важно: закрывание глаз необходимо отличать от удлиненно- го моргания, которое несет абсолютно иной смысл, а имен- но, заменяет легкий кивок в знак согласия. Разница в том, что в последнем случае глаза закрываются медленнее (одна- ко не забывайте и о пяти принципах интерпретации). Как реагировать на негативные сигналы? Движений, жестов и поз, способных прервать контакт, очень много. Наиболее очевидные – те, что создают барье- ры (скрещенные руки и ноги; позы, создающие дистанцию). Все они указывают на то, что человек пока не готов к откры- тому разговору с вами. Причины могут быть самые разные: неуверенность, стеснение или негативное отношение (к вам лично или к теме обсуждения). Так или иначе, собеседник не уверен, что может полностью вам доверять. В таких случаях может помочь использование более пози- тивных сигналов. Однако следите за тем, чтобы ваши жесты не несли оттенка излишней самоуверенности или даже над- менности. Вполне возможно, что этим вы сами неосознанно воздвигаете барьеры для общения. Если это так, подкоррек- тируйте свои сигналы и начните разговор заново. Вполне вероятно, что язык тела без вашего ведома проецирует чувство превосходства и самодовольства, а в таком случае не стоит удивляться, что собеседник реагирует в негативном ключе. Другой вид негативных сигналов – выражения агрессии. Сюда входят: указующий жест указательным пальцем, «руки в боки», подбородок вверх. Если вы наблюдаете у собеседни- ка слишком много подобных сигналов, поинтересуйтесь, не обидели ли вы его словом или действием. Порой достаточно просто извиниться, и разговор вернется в нормальное русло. Еще раз, вполне вероятно, что язык тела без вашего ведома проецирует чувство превосходства и самодовольства, а в та- ком случае не стоит удивляться, что собеседник реагирует в негативном ключе. Если ваш случай не попадает ни в одну из этих катего- рий, возможно, все дело в скверном характере собеседника. В этом случае не разговаривайте с ним без особой на то нуж- ды. Если же нужда есть, постарайтесь сменить контекст раз- говора – например, выбрать другое место или такую тему, по которой у вас будет больше точек соприкосновения. |