Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция 18 Письмо

  • Лекция 19 Алфавит. Графика и орфография

  • Введение в языкознание. - ВГУ, 2016. Курс лекций по основным разделам предмета Введение в языкознание


    Скачать 1.1 Mb.
    НазваниеКурс лекций по основным разделам предмета Введение в языкознание
    Дата14.11.2022
    Размер1.1 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаВведение в языкознание. - ВГУ, 2016.pdf
    ТипКурс лекций
    #786894
    страница15 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    Вопросы
    1. В чем сущность генеалогической классификации языков?
    2. Что такое праязык?
    3. Какие языки называют родственными?
    4. Что такое языковая семья, ветвь, подгруппа?
    5. Расскажите об индоевропейской семье и образующих ее языковых ветвях.
    6. В чем суть типологической классификации языков?
    7. Какие типы языков выделяются при типологической классификации?
    8. Как выражаются грамматические значения в языках флективного типа? Назовите языки этого типа.
    9. Как строятся языки агглютинативного типа? Какие языки относят к этой группе?
    10. Что характерно для изолирующих языков?
    11. Расскажите об инкорпорирующих языках.
    12. Что исследует ареальная лингвистика? Что такое «языковой ареал» и
    «языковой союз»?
    13. Дайте определение терминов «субстрат», «суперстрат» и «адстрат».
    14. В чем суть функциональной классификации языков?
    15. Что такое языковая ситуация? Какие вам известны виды языковых ситуаций?
    Лекция 18
    Письмо
    Письмо – это система начертательных знаков, используемых для фиксации речи. Оно возникло около 6000 лет тому назад, гораздо позднее, чем звуковой язык.
    До появления начертательного письма, то есть письма, использующего графические знаки (картинки, значки, буквы, цифры), люди передавали сообщение с помощью различных предметов, то есть пользовались
    символической и условной сигнализацией.
    Широко известно предметное письмо, где каждый предмет что-либо обозначал: стрела – поражать, птица – летать, уголь – мрачность.
    Так, в начале XX века миссионеры обнаружили у народа, проживающего на водоразделе рек Нила и Уэле «письмо ньям-ньям».

    130
    Когда племени грозило нападение, воины втыкали в землю на пути следования противника початок кукурузы, куриное перо и стрелу, что означало: «Если вы сорвете хоть один початок кукурузы, похитите хоть одну курицу, вы умрете от стрел».
    Более высокая ступень развития предметного письма – условная
    сигнализация, где вещи использовались лишь как условные знаки, что требует предварительной договоренности людей о значении предметов.
    Примером письма условными сигналами служит перуанское письмо древних инков – кипу (система шнуров из шерсти разного цвета с завязанными на них узлами. Простой узел обозначал 10, двойной – 100, тройной – 1000 и т.д.)
    Сходным с «письмом» кипу является ирокезское «письмо» вампум. Это нити с нанизанными на них раковинами разного цвета и размера. Обычно такие нити соединялись вместе, образуя пояс вампум.
    Кроме кипу и вампума как разновидностей письма условными сигналами, был распространен такой вид условного письма, как бирки с
    зарубками. У восточных славян они назывались «памятными дощечками», или «н
    ó
    сами», т.к. люди всюду носили их с собой. Отсюда пошло выражение «зарубить на носу», т.е. запомнить крепко.
    Предметная символика – это предыстория письма.
    Основные этапы истории начертательного письма
    Традиционно выделяют
    4 типа письма: пиктографическое, идеографическое, слоговое и буквенное (или буквенно-звуковое).
    Особенности каждого из этих типов определяются тем, какие элементы звукового языка – целые сообщения, отдельные слова, слоги или фонемы – служили единицей письменного обозначения. Каждый последующий тип письма представляет собой более высокую ступеньку в его развитии. При этом следует отметить, что каждый из указанных типов включает в себя элементы другого типа и что не каждый народ проходил все эти этапы развития письменности.
    Пиктографическое письмо – первый исторический тип письма.
    Пиктографическое письмо (от лат. pictus – живописный, писанный красками, греч. grapho – пишу) – это рисуночное, картинное письмо, при котором картинка или условное изображение служит для передачи содержания речи – жизненных ситуаций, событий и т.д., но не отражает языковых форм.
    Знаки пиктографического письма называют пиктограммами. Некоторые пиктограммы читаются с трудом, особенно те, где выражаются отвлеченные понятия.
    Типичный пример пиктограммы, приводимый в учебной литературе, –
    «дневник эскимоса-охотника», который читается так: «Человек пошел на

    131 охоту, добыл шкуру зверя, затем другую, охотился на моржа, поехал на лодке к другим охотникам, заночевал». Эта пиктограмма представляет собой расположенные в ряд схематические рисунки: фигура человека, человек с палкой над головой, человек, шкура, человек, шкура, человек, человек, морж, человек, лодка с двумя фигурами, чум (жилище эскимосов).
    Появление пиктографического письма связано с тем периодом, когда рисунки стали использоваться для передачи сообщений. Пиктограмма в отличие от рисунка получает условный характер и постоянное значение.
    Сейчас пиктография как основной вид письма не используется, но мы встречаемся с ней на витринах магазинов, в рекламе, в дорожных знаках.
    Из-за возможности разных толкований и малой приспособленности к передаче абстрактных понятий пиктографическое письмо уступило место идеографическому.
    Идеографическое письмо (от греч. idea – понятие + grapho – пишу) – письмо, при котором графический знак (в виде условного изображения или отвлеченного рисунка) служит символом, знаком понятия, передает значение, которое стоит за словом, но не его звучание. Графические знаки в этом виде письма передают сообщение дословно, передают они и порядок слов. Знаки идеографического письма называют идеограммами.
    Идеограммы имеют устойчивое начертание и одинаковый для всех пишущих набор (состав). Первая ступень развития идеографического письма – рисунчатая идеография, когда рисунок мог иметь два значения – прямое, конкретное и абстрактное или переносное. Так, рисунок пчелы мог обозначать пчелу и трудолюбие, изображение ног – ноги и понятие «идти», рисунок глаза – глаз и зрение. Высшим этапом развития идеографии является иероглифическое письмо, которое, как считают учёные, впервые возникло в Египте около IV тысячелетия до н.э.
    Не менее древней, чем египетские иероглифы, является еще одна разновидность идеографического письма – шумерское клинописное письмо (IV тысячелетие до н.э.), возникшее в Месопотамии и распространившееся по всей Передней Азии. Идеографическое письмо оказалось довольно устойчивым. Оно закрепилось в Китае, где существует уже более 3,5 тысяч лет. В современных словарях китайского языка насчитывается от 40 до 60 тысяч иероглифов, что делает китайское письмо весьма сложным для усвоения.
    Слоговое, или силлабическое, письмо – это такая разновидность письма, в которой каждый графический знак служит для передачи слога.
    Графические знаки слогового письма называют силлабемами (от греч. syllab
    ē
    – слог). Оно возникло во II – I тысячелетии до н.э.
    Формирование слогового письма шло разными путями. Чаще всего элементы слогового письма постепенно развивались внутри идеографического. На основе идеографии возникли следующие слоговые

    132 системы письма: шумерское, ассиро-вавилонское, кипрское и библосское письмо.
    Особый путь развития у индийских разновидностей слогового письма –
    брахми и кхароштхи. Видимо, эти виды письма возникли в результате вокализации консонантного письма. К числу слоговых принадлежит и эфиопское письмо, и японское письмо кана, и новоизобретенные системы письма некоторых индейских племен (чероки, ваи, кри).
    Слоговое письмо, более удобное, чем идеографическое, все-таки имеет свои недостатки – большее количество силлабем (до 200), поэтому на смену ему пришло буквенное письмо.
    Буквенно-звуковое письмо – это письмо, при котором графический знак, как правило, обозначает отдельный звук речи. Графическими знаками этого письма являются буквы. В настоящее время это основной тип письма у большинства народов.
    Древнейшая разновидность буквенно-звукового письма – консонантное
    письмо. Его появление относится ко второй половине II тысячелетия до н.э. В этом типе письма графическими знаками обозначались только согласные звуки. Гласные не имели отдельных букв и примысливались при чтении, что затрудняло понимание. Таким было возникшее в глубокой древности (II тысячелетие до н.э.) финикийское письмо. К консонантно- звуковому типу относятся также древнееврейское, арамейское, иранское, сирийское, арабское и другие виды письма. Со временем в некоторых языках (еврейском, арабском) для обозначения гласных звуков стали использовать диакритические (различительные) знаки.
    Вокализованно-звуковое письмо. В нем графическими знаками стали обозначать как гласные, так и согласные звуки. Оно возникло в начале I в до н.э. у древних греков. К IV в до н.э. у греков уже был алфавит, который состоял из 24 букв. Греки изменили и направление письма. Они стали писать слева направо, а не справа налево, как семиты.
    На греческой основе сложилось и латинское вокализованное письмо, и кириллица, а затем и русский алфавит.
    К вокализованному относится также этрусское, армянское, грузинское, малоазийское и другие типы письма.
    Простота в употреблении и тесная связь с фонетикой делает буквенно- звуковое письмо наиболее удобным видом письма.
    Вопросы
    1. Каким способом люди передавали сообщения до появления начертательного письма?
    2. Каковы основные этапы развития начертательного письма?
    3. В чем особенности пиктографического письма?
    4. Что такое идеографическое письмо?

    133 5. Какие разновидности иероглифического письма вам известны?
    6. В чем достоинства и недостатки слогового письма?
    7. Почему буквенно-звуковое письмо является более высоким этапом развития письменности, чем предыдущие виды письма?
    8. Назовите разновидности буквенно-звукового письма.
    Лекция 19
    Алфавит. Графика и орфография
    1. Алфавиты
    2. Графика
    3. Специализированные системы письма
    1. Алфавиты
    Буквенно-звуковым письмом в настоящее время пользуется почти 75% населения Земли. Для передачи звуков на письме используются буквы четырех алфавитов: латинского, славяно-кирилловского, арабского и
    индийского. Алфавит – это совокупность букв какого-либо письма, расположенных в традиционно установленном порядке.
    Обычно отдельная буква передает один звук. Иногда 2, 3 и 4 буквы вместе передают один звук. Таковы, например, немецкие сочетания букв sch и tsch, которые передают звуки ш и ч.
    Родоначальником большинства алфавитов считают финикийский. Он состоял из 22 букв. В дальнейшем 4/5 всех алфавитов возникли на базе финикийского. Через арамейское письмо финикийский алфавит распространился по Ближнему и Среднему Востоку и дал начало восточным алфавитам.
    Греческий алфавит, основанный на преобразованном финикийском, стал исходным для всех западных алфавитов. На основе греческого сложился в
    IV-III вв. до н.э. латинский алфавит.
    Славянский алфавит возник в конце IX – начале X вв., причем было создано две азбуки – глаголица и кириллица. Они были созданы славянскими просветителями братьями Кириллом и Мефодием. Обе эти азбуки совпадали по алфавитному составу, но различались по форме букв.
    Глаголица (от ст-слав. глагол – слово, речь) связана с греческим, древнееврейским и самаритянским письмом. Глаголица употреблялась в
    Моравии, Болгарии и Хорватии до XVIII в., затем она была вытеснена на востоке и юге кириллицей, а на западе – латиницей.
    Кириллица – это творческая переработка новогреческого уставного письма VII-VIII веков. Она широко употреблялась у южных, восточных и некоторое время у западных славян. На Руси кириллица была введена в

    134
    X-XI вв. в связи с принятием христианства и существовала без значительных изменений до XVIII века. Современный вид русского алфавита связан с реформами Петра I (когда ряд букв – пси, кси, омега, ижица, иже и другие – был исключен и введены новые буквы: я, э, й) и реформой 1917-1918 гг. (когда были исключены буквы ять, фита, i, твердый знак в конце слова).
    Русский алфавит стал основой для создания письменности многих бесписьменных народов в республиках бывшего СССР (например, в
    Сибири, на Крайнем Севере), его использовали в болгарском и сербском языках.
    2. Графика
    Термин «графика» (от греч. grapho – пишу, черчу, рисую) обозначает раздел науки о письме, изучающий начертание букв и соотношение между буквами и звуками.
    Графикой называются также алфавиты разных языков с точки зрения особенностей начертания букв и знаков этих алфавитов.
    По особенностям начертания резко различаются, например, клинопись
    Древнего Востока, орнаментальное письмо арабов, строгие линии греческого письма, лишенные прямых углов и линий буквы грузинского письма.
    Начертательная манера письма тесно связана с техникой, которой пользовались. Так, древнейшие греческие надписи высекались на камнях, поэтому они состояли преимущественно из прямых вертикальных, горизонтальных и косых линий. Такое письмо получило название
    лапидарного (от лат. lapidarius – относящийся к камням). На его основе развилось уставное письмо, а позднее – курсив и строчное письмо.
    Курсив – это скорописный почерк, где буквы соединены непрерывным движением пера.
    Строчное письмо соединяет черты устава и курсива и характеризуется небольшими буквами. Второе название строчного письма – минускульное
    (от. лат. minuskulus – очень маленький).
    Аналогично шло развитие письма и на Руси.
    В XI – XIII вв. здесь пользовались уставом. Он характеризовался прямым, перпендикулярным к строке отдельным написанием букв, равным нажимом, правильными линиями и округлениями.
    Затем произошло изменение в графике: от устава перешли к полууставу, а затем и скорописи. В полууставе уже меньше было геометрической правильности, буквы были мельче, стояли на разном расстоянии друг от друга.
    Для скорописи, которая сменила полуустав, на Руси характерны разные написания буквы, связанные со стремлением писать быстрее.

    135
    По соотношению со звуками буквы неоднородны. Ни в одном национальном алфавите нет полного совпадения количества букв и звуков.
    Так, в английском алфавите для 46 фонем имеется 26 букв, в русском алфавите для 41 фонемы имеется 33 буквы.
    Поэтому между звуками и буквами в разных алфавитах существуют разные отношения. Выделяют буквы однозначные и многозначные.
    Однозначные буквы передают на письме только одну фонему. Например, русские буквы ц и ч в любых фонетических позициях обозначают всегда твердый звук [ц] и всегда мягкий [ч`].
    Многозначные буквы в зависимости от позиции в слове могут обозначать несколько звуков. Например, русские звуки б, п, в, ф, т, д и др. обозначают твердые и мягкие согласные.
    В русском алфавите есть буквы (ъ и ь), которые самостоятельно не обозначают отдельных фонем.
    В некоторых алфавитах для передачи одного звука используется несколько букв (например, польские буквы sz и cz дают звуки ш и ч).
    В ряде алфавитов для передачи одной фонемы используются
    диакритические знаки: нижние (польские Q и ę для обозначения носовых гласных), верхние (чешские буквы š, č, ž для обозначения шипящих) и
    перекрестные (польская буква ł).
    Ни одна система письма не дает идеального соотношения букв и фонем, поэтому они нуждаются в правилах, которые устанавливает орфография.
    Орфография (от греч. orthos – правильный, graphō – пишу) – это система правил, устанавливающих одинаковое написание одних и тех же слов.
    Ученые говорят о трех главных принципах, на которые опираются орфографические правила большинства языков мира: фонетическом, морфологическом и историческом.
    Фонетический принцип орфографии требует писать так, как слышится.
    Этот принцип является преобладающим, например, в белорусской орфографии: акно (окно), аржаный (ржаной), яна (она).
    Морфологический принцип требует одинакового написания морфемы независимо от ее звучания ( рус. – вода – водяной – воды).
    Исторический, или традиционный, принцип орфографии требует писать слова так, как они писались в прошлом (например, рус.: мышь, рожь, ешь,
    режь).
    3. Специализированные системы письма
    К числу специализированных систем письма, обслуживающих профессиональные потребности, относят транскрипцию, транслитерацию и стенографию.
    Транскрипция – это особая система письма, применяемая для точной передачи звукового состава речи. Для этого используют особые наборы знаков – фонетические алфавиты с дополнительным набором

    136 транскрипционных значков (например, знак мягкости – запятая справа от буквы [л’]).
    Различают фонетическую и фонематическую транскрипцию.
    Основной принцип фонетической транскрипции – обязательное однозначное соответствие используемого знака и транскрибируемого звука. Фонематическая транскрипция передает фонемный состав слов или морфем. Если в фонетической транскрипции фонемы передаются во всех их вариантах, то в фонематической транскрипции передается только основной тип звука. Главный принцип фонематической транскрипции – передача каждой фонемы независимо от ее позиции только одним знаком.
    Фонетическая транскрипция обычно заключается в квадратные скобки, а фонематическая – в угловые или косые: год – [гот], < год >.
    Выделяют еще один вид транскрипции – практическую. Эта транскрипция представляет собой запись иноязычных слов с учетом их произношения средствами национального алфавита. Ее задача – как можно точнее передать звуковой облик иноязычного слова. К практической транскрипции близка транслитерация – передача слов одного языка графическими знаками другого языка. Особенно важна транслитерация при передаче имен собственных, фамилий, названий городов, рек, стран и т.д. При транслитерации учитывается как написание, так и произношение слов. Транслитерация, в отличие от практической транскрипции, ориентируется не на какой-либо национальный алфавит, а на международные системы правил, разрабатываемые Международной организацией стандартов.
    Еще один вид специализированного письма – стенография. Это особая система письма для ускорения процесса фиксации живой речи.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта