Главная страница
Навигация по странице:

  • нет такого постулата

  • изоморфизм

  • мысль»

  • | смысл

  • 3. Природа логических предложений

  • Сокулер_Лекции по философии Витгенштейна. Лекция 1 формирование мировоззрения


    Скачать 1.45 Mb.
    НазваниеЛекция 1 формирование мировоззрения
    Дата01.04.2021
    Размер1.45 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСокулер_Лекции по философии Витгенштейна.pdf
    ТипЛекция
    #190394
    страница4 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

    не исходит из различения материального и идеального,
    объективного и субъективного. У него просто нет такого постулата (как нет'и его отрицания). В его системе вполне материальные вещи нахо- дятся в логическом пространстве. Факты имеют логическую структу- ру. Модели — тоже факты. Модель и моделируемый факт имеют оди- наковую структуру, одинаковую логическую форму. Вот почему одно может выступать образом другого; и при желании мы можем поменять их местами и рассматривать факт как образ модели.
    Образ, поясняет Витгенштейн, может отображать любую реальность,
    если имеет ее форму. Так, пространственный образ может отображать любую пространственную реальность, цветовой образ — цветовую и т. д. Логическая форма — это то общее, что образ имеет с действитель- ностью и без чего не может быть никакого, даже ложного образа [2.18].
    У образа, по выражению Витгенштейна, есть как бы щупальца, кото- рыми он «достает до реальности» [2. 1515]. Роль этих щупалец играет именно логическая форма.
    Образ является изображением факта; но он не может изобразить само отношение, связывающее его с фактом. Например, семейная фотография изображает рассевшихся перед объективом членов семьи.
    Но она не в силах изобразить изоморфизм ее самой и семейной груп- пы. В то же время фотография показывает этот изоморфизм тем, что она изображает семейную группу, выступает ее образом.
    Образ имеет смысл: это факт, изображаемый образом. В то же время образ может соответствовать или не соответствовать реальности.
    Следовательно, образы могут быть истинными или ложными.
    Надо обратить внимание, что в описываемой Витгенштейном систе- ме нет того, кто понимает смысл образов. Смысл как бы существует сам по себе. Смысл отождествляется с неки.м возможным фактом. Здесь можно было бы возразить: возможный факт станет смыслом, только если есть люди, воспринимающие его в качестве такового. Подобное возражение, конечно, справедливо. И однако среди представлений,
    развиваемых в «Трактате», нет представления о людях, использующих образы. Но не случайно Витгенштейн так подробно развивает идею о
    41
    логической природе образа и отношения отображения. Это отношение,
    как уже говорилось, существует благодаря тому, что образ и отобра- жаемое имеют одну и ту же логическую форму, т.е. благодаря логике,
    определяющей структуру и фактов, и образов. Можно сказать, что в некотором смысле логика заменяет в «Трактате» субъекта, использу- ющего образы и ставящего их в соответствие с фактами. Поэтому нас не удивит утверждение Витгенштейна, что каждый образ является логическим.
    «Нет априори истинного образа», — заявляет Витгенштейн [2.225].
    Почему он не допускает априорных истин? Вовсе не потому, что счи- тает все знание происходящим из опыта. Надо подчеркнуть еще раз,
    что в «Логико-философском трактате» вообще не идет речь о познании;
    тут обсуждаются проблемы языка и значения. Дело просто в том, что априорные истины в том мире, какой описан в «Трактате», могли бы относиться только к его логической структуре (ибо Витгенштейн при- знает лишь логическую необходимость, а все остальное в мире является случайным). Однако именно логическую структуру невозможно изобра- зить в каких-то образах. Любой, образ (как и любой факт) указывает на нее, несет ее в себе, но как раз вследствие своей вездесущности она неописываема.
    «Логический образ факта есть мысль» [3]. Далее Витгенштейн оп- ределяет предложение как чувственно воспринимаемое выражение мысли. Предложение, таким образом, это некий знак, видимый или слышимый, плюс проективное отношение, связывающее его с изобра- жаемым им фактом.
    Начиная говорить о предложениях, мы тем самым уже стали рас- сматривать природу языка. Предложение является центральной кате- горией витгенштейновской трактовки языка. Это сближает его подход с подходом Рассела и отличает от позиции Фреге, для которого основ- ной языковой категорией была категория имени. Сам язык, по опреде- лению Витгенштейна, это совокупность предложений.
    Утверждения Витгенштейна о «мысли», чувственным выражением которой является предложение, о «проективном отношении», благодаря которому предложение оказывается образом какого-то факта, опять вызывают у нас вопрос, который всгавал в связи со «смыслом» образа.
    Чья это мысль? Кто устанавливает проективное отношение, благодаря которому только и можно понимать предложение как образ некоторого факта? На такой вопрос хочется получить ответ еще и потому, что
    43
    читающих «Трактат» обычно смущает, что в нем ничего не говорится о людях, понимающих предложения и использующих язык. Но мы не получаем от Витгенштейна никаких разъяснений. Он рисует странную картину «безличных» мыслей и языка, который никем не используется,
    а как бы сам устанавливает свои отношения с описываемой им реаль- ностью благодаря тому, что снабжен какими-то «щупальцами», кото- рыми без содействия языкового сообщества «дотягивается» до реаль- ности.
    По этому поводу закономерно задавать очень много вопросов и под- вергать подход «Трактата» заслуженной критике. Но можно ли как-то объяснить, если и не оправдать, такой подход? Витгенштейн строит такое понимание работы языка, которое должно показать, что возможно достижение полной ясности всех высказываний. Интуиция
    Витгенштейна, по-видимому, состоит в том, что в таком рассмотрении языка не должно быть места субъективности. И потому язык понима- ется как нечто безличное. В «Трактате» рассматривается только один мир и только один язык. Здесь не нашлось места для «миров» различ- ных людей. Но, может быть, работа всем понятного и доступного языка должна опираться только на общую всем данность, а сугубо индивиду- альные «миры» для этого, по определению, несущественны? Допустим,
    один человек может помыслить, что А стоит в отношении к В, а другой,
    на основании своего собственного опыта, будет иметь мысль, что С
    стоит в отношении к Д. По своей логической форме формулируемые ими предложения одинаковы. Рассмотрение Витгенштейна разворачи- вается в таком жестком каркасе логических форм, где уже ничто лич- ное не играет роли. Можно проинтерпретировать эту интуицию Вит- генштейна, сказав, что язык и культура детерминируют нас гораздо жестче, чем мы сами предполагаем. Возможно, что наши способы мыслить о фактах и описывать их гораздо более безличны, чем мы подозреваем.
    Поскольку предложение есть частный случай образа, к нему отно- сится все то, что было сказано об образе и его отношении к отобража- емому. Предложение есть сложный знак, являющийся комбинацией простых знаков. Предложение есть образ факта. Поскольку факт есть комбинация объектов, предложение является комбинацией имен этих объектов. Предложение, как разъясняет Витгенштейн, вполне можно было бы заменить трехмерной конфигурацией объектов, и тогда его образная природа стала бы наглядной. Когда Витгенштейн только
    44
    начинал работу над « Л оги ко- философским трактатом», он нашел весь- ма выразительный пример того, что можно рассматривать как образ факта. Пример содержался в газетной статье, повествующей о судеб- ном разбирательстве дорожной катастрофы. В ходе расследования была изготовлена объемная модель ситуации с. миниатюрными копиями машин и фигурками людей, расположенными соответствующим обра- зом. Модель функционировала на суде как наглядное «описание» ситу- ации. Упоминая в своих «Записных книжках» этот эпизод, Витген- штейн пишет далее: «Отсюда должна сама собой (если только я не слеп) получаться сущность истины. Подумаем о иероглифическом пись- ме, в котором каждое слово изображает свое значение. Подумаем так- же и о том, что действительные образы могут соответствовать или не соответствовать ситуациям» [34, с.7].
    Упоминаемая модель дорожной ситуации дает ключ к витгенштей- новскому пониманию предложения как образа. Витгенштейн решился трактовать предложения как буквальные изображения фактов, а соот- ветствие предложения и факта — как их буквальную конгруэнцию.
    Элементами предложения являются простые знаки, т. е. имена. Пред- ложение есть сочетание имен. Имя обозначает объект; объект является его значением. Таким образом, отношение между именем и тем, что им обозначается, просто, однозначно и, так сказать, прозрачно. Имя, по разъяснению Витгенштейна, не имеет смысла, оно имеет только значе- ние. Имя играет роль именуемого объекта в предложении, выступает вместо него. Лишь предложение имеет смысл — им является сам изо- бражаемый факт. Факты могут только описываться, но не именоваться.
    Предложение не может считаться именем факта по той причине, что каждому факту соответствуют -по крайней мере два предложения —
    истинное и ложное. Предложение является образом возможного факта.
    Оно истинно, если объекты, обозначаемые его именами, связаны друг с другом так, как соответствующие слова в предложении.
    Допущение простых знаков равнозначно предположению о том,
    что предложение полностью анализируемо [3.201]. Анализ осуществим,
    конечен и не искажает смысла исходного предложения, ибо само пред- ложение единственным образом разбивается на комплекс простых имен,
    а последние однозначным образом относятся к объектам, являющимся их значениями. Ни на одном из шагов описываемой Витгенштейном процедуры не может возникать неопределенность или неоднозначность.
    45

    [ПРЕДЛОЖЕНИЕ]
    I
    состоит из имеет | смысл = возможный ФАКТ]
    ПРОСТЫЕ ЗНАКИ = ИМЕНА
    именуют
    ОБЪЕКТЫ
    | ОБЪЕКТЫ

    | только [обозначаются (именуются) I
    | КОМПЛЕКСЫ ОБЪЕКТОВ = ФАКТЫ | только | описываются |
    Схема 2
    Итак, Витгенштейн построил обоснование метода логического ана- лиза. Оно опирается на представление, что язык является буквальным
    «образом» реальности: его простые элементы однозначно соответствуют простым элементам мира, а способы сочетаний простых элементов оди- наковы как в мире, так и в языке, ибо и тот, и другой располагаются в одном и том же логическом пространстве. Мир и язык оказываются отражениями друг друга. Их соотношение можно изобразить следую- щей схемой:
    МИР|
    СИТУАЦИЯ
    СИТУАЦИЯ
    | СИТУАЦИЯ | ••• I СИТУАЦИЯ I
    Т*
    БЪЕКТ| • • • (ОБЪЕКТ] [ОБЪЕКТ| ••• (ОБЪЕКТ)
    4 3- $—-I •*• * 1-
    ЭЛЕМЕНТАРНОЕ
    ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    1 ЭЛЕМЕНТАРНОЕ
    1 ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    \
    ЭЛЕМЕНТАРНОЕ
    ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    ?
    f ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    46
    Схема 3
    Отображение является вполне зеркальным на уровне имен и объек- тов. На уровне предложений зеркальность соотношения языка и мира нарушается тем, что предложения могут быть образами не только дей- ствительных, но и возможных фактов. Язык, следовательно, является образом не одного определенного мира, цр всех возможных миров:
    возможных в том смысле, что они все располагаются в одном и том же логическом пространстве. Однако совокупность всех истинных элемен- тарных предложений является зеркальным отображением всех ситуа- ций в мире (предложение элементарно, если не состоит из частей, ко- торые сами являются предложениями; данное понятие аналогично расселовскому понятию атомарного предложения).
    «Границы моего языка, — говорит Витгенштейн, — означают также границы моего мира» [5.6]. Это утверждение становится понятым в свете сказанного выше. Чем может быть ограничен язык? Своими вы- разительными возможностями. Но каковы они? Они состоят именно в том, что язык является образом мира. Поэтому предел, за которым не может быть никаких образов, — это одновременно предел, за которым не может быть никаких фактов. Ибо там, где есть факты, там есть и образы.
    Весьма распространена точка зрения, согласно которой «образ- ная» теория языка, построенная в «Логико-философском трактате»,
    относится только к идеальному, логически совершенному языку, и что
    Витгенштейн просто описывает условия, которым должен удовлетво- рять искусственный идеальный язык. Но такое понимание ошибочно.
    Витгенштейн говорит о сущности естественного языка. В пользу подо- бного понимания свидетельствует, например, то, что в более поздних
    «Философских исследованиях», в значительной степени посвященных критике идей «Трактата», Витгенштейн говорит об «особом представ- лении о сущности человеческого языка», согласно которому «отдель- ные слова языка именуют объекты, — предложения являются комби- нациями таких имен — такое изображение языка является основанием для следующей идеи: каждое слово имеет значение... Это объект, пред- ставляемый словом» [36 или 5, §1]. Мы видим, что это «представление о сущности человеческого языка» в точности соответствует основным положениям «Трактата». Витгенштейн говорит, что естественный язык в том виде, как он есть, не нуждается в перестройке. Он является образом мира, и задача заключается в том, чтобы понять, что он в
    47
    своем реальном, не перестроенном по логическим канонам обличье имеет тем не менее природу образа.
    «На первый взгляд, предложение, — например, напечатанное на бумаге, — вовсе не похоже на образ реальности, о которой оно говорит,
    признает Витгенштейн. — Но и нотная запись на первый взгляд не кажется образом записанной музыки, и наша письменность не выгля- д'ит как образ языковых звуков. Тем не менее эти знаковые системы являются образами в самом прямом смысле слова... И если мы про- никли в сущность этого отношения изображения, то мы видим, что оно не нарушается видимыми отклонениями (подобно использованию зна- ков диеза и бекара в нотной записи). Ибо эти отклонения также изо- бражают то, что они должны выражать» [4.011]; [4.013]. Так, граммо- фонная пластинка, музыкальная тема, нотная запись, звуковые волны являются образами друг друга и имеют, несмотря на все внешнее различие, общую логическую структуру [4.014].
    Естественный язык, рассуждает Витгенштейн, необычайно сложен.
    В нем приняты такие языковые формы, которые, подобно одежде, скры- вающей действительные линии фигуры, скрывают подлинную сущность языка. Поэтому и нужен логический анализ, который вскрывает их подлинную форму и показывает, что сущность языка не может состоять ни в чем ином, кроме того, что язык изображает реальность.
    Данные рассуждения Витгенштейна трудно классифицировать как доказательство изобразительной природы языка. Скорее это пояснения и сравнения, что не случайно. Витгенштейн пришел к такой трактовке языка не потому, что исследовал различные языковые формы и это исследование показало ему их природу. Его рассуждения являются априорными. Об этом свидетельствует вся структура и тональность
    «Логико-философского трактата». Он считает, что сущность языка до- лжна быть именно такова, потому что в противном случае невозможно было бы, пользуясь языком, достигнуть ясности. Метод, используемый
    Витгенштейном в «Логико-философском трактате», иногда сравнивают с трансцендентальной дедукцией И.Канта. Кант задается вопросами о том, как возможны математика и чистое естествознание. Отталкиваясь от того, что математика и чистое естествознание существуют, он иссле- дует априорные условия их возможности. Подобно этому, Витгенштейн задается вопросом о том, как возможно достичь ясности, и описывает то, что представляется ему необходимым условием ее достижения.
    48
    3. Природа логических предложений
    Высказав общую идею «образной» сущности языка, Витгенштейн ока- зывается перед необходимостью проанализировать различные классы предложений, чтобы подтвердить на них справедливость своей концеп- ции.
    Так, он подвергает подробному анализу логические связки типа
    «и», «или», «если... то». С помощью этих связок из более простых пред- ложений образуются более сложные. Самые простые предложения, на- зываемые элементарными, суть образы ситуаций. Сложные предложе- ния полностью анализируемы: они разлагаются на элементарные пред- ложения. Их смысл является функцией от смысла входящих в них элементарных предложений. Витгенштейн, вслед за Фреге и Расселом,
    принимает, что все сложные предложения являются функциями истин- ности входящих в них элементарных предложений (о понятии функции истинности уже говорилось в лекции 2 в связи с концепцией Фреге).
    Одни логические связки могут выражаться через другое. Напри- мер, связка «если... то» может выражаться через «и» и «не», так что
    «если р, то q» означает то же самое, что и «неверно, что p и не-q». Все логические связки выразимы через одну, являющуюся как бы сочета- нием связок «и» и «не». Витгенштейн пользуется этим примером, что- бы показать, что любое сложное предложение можно привести к такой форме, в которой речь идет о сочетании ситуаций или отсутствии ситу- аций. Трактовка всех предложений как функций истинности составля- ющих их элементарных предложений необходима для того, чтобы под- твердить справедливость «образной» теории языка в применении к сложным предложениям.
    Важное место в анализе, предпринимаемом Витгенштейном, зани- мают логические истины и логические противоречия. Витгенштейн показывает, что логические истины (например, «р или не-р») суть тав- тологии, они истинны независимо от значения входящих в них элемен- тарных предложений, т.е. при любом положении дел; тогда как логи- чески противоречивые утверждения типа «р и не-р» ложны при всех положениях дел. Витгенштейн трактует их как «вырожденный» случай предложения. В самом деле, предложение показывает, как обстоят дела, если оно истинно [4.022]. «Предложения, — говорит Витгенштейн,
    - показывают то, что они говорят: тавтологии и противоречия показы- вают то, что они не говорят ничего...» [4.461], ибо им не соответствует никакое возможное положение дел. В самом деле, тавтологии соответ-
    49
    ствует любое положение дел, а противоречию не соответствует ника- кое. Можно было бы сравнить тавтологию с глобусом, который весь закрашен одним цветом, а противоречие — с глобусом, который не закрашен вовсе [см. 30]. Понятно, что ни тот, ни другой не являются картами. Точно так же можно сказать, что ни тавтология, ни противо- речие не являются образами (вспомним еще раз утверждение Витген- штейна, что нет априори истинных образов). Но подобно тому, как незакрашенный глобус, не будучи картой определенных районов зем- ной поверхности, все-таки своей формой показывает форму Земли, в логических тавтологиях и противоречиях отражена логическая струк- тура мира. Ведь именно она определяет их отличительные свойства —
    всегда-истинность или всегда-ложность. Конечно, логическая структура мира пронизывает весь мир и присутствует в каждой его точке и в каждом предложении. Но логические тавтологии и противоречия играют в этом отношении особую роль: в них она «показывает себя» преиму- щественным образом, — возможно, потому, что они больше ничего не показывают. «Логические предложения, — объясняет Витгенштейн, —
    описывают логический каркас мира, или, скорее, они изображают
    (darstellen) его. Они не «говорят» о нем. Они предполагают, что имена имеют значение, а элементарные предложения — смысл: и в этом состоит их связь с миром. Ясно, что то, что определенные сочетания символов,
    - которые существенным образом имеют один определенный характер,
    - являются тавтологиями, показывает нечто о мире» [6.124].
    В письме к Б. Расселу, разъясняя основные идеи своего «Трактата»,
    Витгенштейн писал о «главном утверждении, из которого все это рас- смотрение логических предложений просто вытекает. Главным пунк- том является теория того, что может быть сказано предложениями —
    т. е. языком (и, что то же самое, — может быть помыслено), и того, что не может быть выражено предложениями,'но может быть только пока- зано; это, как я думаю, является важнейшей проблемой для филосо- фии» [пит-, по 30, С.161]. Тема того, что не может быть «сказано», а может быть только «показано», играет в «Логико-философском тракта- те» первостепенную роль. Речь идет о вещах, которые не могут быть выражены в осмысленных предложениях в силу ограничений, налага- емых самой природой последних. Значительное место среди того, что не может быть сказано, а может быть только показано, занимает логичес- кая структура мира. Ее показывают все логические предложения и вся логическая техника; ее показывает тот факт, что мы можем понять
    50
    смысл любого предложения, зная значения входящих в него слов. Но невозможно непосредственно высказывать предложения, описывающие логику языка и мира. Ибо для этого пришлось бы встать «над» языком и миром, описывая их структуру как бы из§не. Если возможно осмыс- ленное предложение о логической структуре, значит, осмысленно и его отрицание. Но последнее высказывало бы нечто, несовместимое с Логи- кой, что невозможно. Ибо логика, по Витгенштейну, это не свод правил,
    которым надо следовать в рассуждениях, но нечто неизмеримо боль- •
    шее: несущий каркас мира и языка. «Логика — это не учение, по зер- кальное отражение мира» [6.13]. «Логика наполняет мир; границы мира являются также ее границами» [5.61]. В'этом смысле Витгенштейн говорит, что «логика трансцендентальна» [6.13].
    При этом Витгенштейн обращает особое внимание на то, что не существует никаких особых логических фактов или объектов и что ло- гические константы ничего не именуют. Здесь позиция Витгенштейна расходится с позицией Рассела, который допускал и особые логические факты, и особые логические объекты. Иногда Ра,ссел рассуждал так,
    будто имеется какой-то особый логический опыт, позволяющий наблю- дать логические факты и выводить логические законы. С точки зрения
    Витгенштейна, это недопустимо. В логике нельзя ничего «открыть»,
    «обнаружить»: Рассел просто совершает смешение логического и эмпи- рического. Свое понимание логики Витгенштейн раскрывает так: «Опыт,
    требующийся для понимания логики, состоит не в том, что имеет место то-то и то-то, но в том, что что-то есть: но это не опыт. Логика — до всякого опыта — опыта, состоящего в том, что нечто таково-то. Она предшествует любому "как", но не предшествует "что"» [5.552]. О чем идет речь в этом афоризме? О том, что логика является априорным условием возможности любого опыта, свидетельствующего о конкретных фактах и обстоятельствах мира (по выражению Витгенштейна, опыта того, «как»). И, однако, ее значение ограничено тем, что она никак не определяет самого факта существования мира. Особое переживание существования мира Витгенштейн обозначает в данном афоризме как опыт «что». Но существование мира относится к сфере мистического,
    и об этом мы будем говорить позже.
    .51

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта