|
Уч. пособие История педагогики и образования (1). Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование, направление 050100 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование Начальное образование Ишим 2013
В квалифицированных учителях средних школ, как и начальных, Россия постоянно испытывала острый недостаток.
По подсчетам Д.И. Менделеева, в 1901г. в стране было 10 тысяч преподавателей средних школ, в том числе около 50 % с высшим образованием (выпускники университетов). Учительницы женских институтов, гимназий и прогимназий имели преимущественно среднее образование. Социальный состав преподавателей средних школ: потомственных дворян около 11,7%; личных дворян и чиновников – 25%; духовенство – 32,4%; почетных граждан и купцов – 6%; мещан и цеховых – 8,4%; крестьян – 3,4%; из низших чинов и других сословий – 12%.
На рубеже XIX - XX в.в. в общественно – педагогическом движении России развитие получило внешкольное образование взрослых (в городе и деревне).
Типы внешкольных учреждений
| Формы и содержание просветительской работы
| 1. Народные чтения Н.В.Чехова: «Они подготовили большие народные аудитории для последующей работы курсов, классов для взрослых и народных университетов…»
| Публичные читки популярных книг, брошюр, газетных и журнальных статей для неграмотного и малограмотного населения.
| 2. Воскресные школы для лиц одного пола. (Школы не имели собственных помещений. Учителя работали бесплатно).
| Программа начальных народных училищ: Закон Божий; чтение книг; письмо; первые четыре действия арифметики; церковное пение.
| 3. Воскресные и вечерние курсы для взрослых. Занятия вели учителя городских училищ за вознаграждение.
| Закон Божий; чтение и письмо; русский язык и церковнославянское чтение; арифметика и практическая геометрия; черчение и рисование; отечественная история и география; естествознание.
| 4. Дополнительные классы для взрослых на базе церковноприходских школ с дозволения епархиального архиерея.
| Закон Божий; церковное пение; чтение книг церковной и гражданской печати; начальные арифметические действия; история церкви и отечества.
| 5.Повторительно-дополнительные классы для взрослых, организованные земствами на базе земских школ.
|
Программа земской начальной школы. Цель: преодоление неграмотности.
| 6. Школы Русского технического общества (РТО) для взрослых.
| Обучались неграмотные звуковым методом обучения грамоте, что позволяло быстро овладеть букварем и переходить к чтению и письму. Внеклассное чтение, экскурсии, посещение музеев и памятных мест, литературно-музыкальные вечера – основные формы просветительской работы.
| 7. Используя опыт стран Запада, были попытки создать народные университеты в России:
систематические курсы популярных лекций по общеобразовательным предметам;
в 1908г. в Москве открыт народный университет им. А.Л.Шанявского.
| На курсах преподавались история и теория литературы; русская история; география; политическая экономия; анатомия, физиология и гигиена; и другие предметы.
Лекции читали видные ученые, педагоги-практики.
В народном университете было три отделения (факультета):
общественно-юридических наук;
историко-философское;
естественноисторическое.
| 8. Народные библиотеки и читальни работали в контакте с воскресными школами и народными университетами.
| Использовали разнообразные формы просветительской работы.
| 9. К началу 1900-х гг создание народных домов – культурно-просветительских учреждений для трудящихся.
В 1903г одним из лучших являлся Народный дом Харьковского общества грамотности
| Комплексно решали задачи внешкольного образования, объединяя различные виды и формы внешкольной просветительской работы
Народный дом в г.Харькове имел – театрально-лекционный зал на 1 тыс.посадочных мест; библиотеку-читальню на 200 мест; аудитории для занятий различных курсов
| Дошкольные учреждения
Тип
| Структура
| Содержание воспитания и обучения
| 1. Детские приюты в ведомстве императрицы Марии трех типов: для приходящих детей; для постоянно живущих; смешанные.
| Дети дошкольного и раннего школьного возраста объединялись в группы для совместных занятий.
| Воспитание в духе религиозной нравственности и повиновения; выработка привычки к труду; подготовка к тому роду деятельности, который соответствовал их будущему общественному положению.
| 2. Платные детские сады для детей привилегированных классов по инициативе частных лиц.
| Объединяли детей не более 15 человек на короткое, преимущественно 4-х часовое пребывание. Младшая группа – дети 3-4-х лет; старшая группа – дети 5-6 лет.
| Подвижные игры, песни; строительные занятия; ручные занятия по складыванию, вырезанию и склеиванию разных фигур из бумаги, картона и др.
| 3. Домашние и семейные детские сады – платные для имущих слоев населения.
1907 – создан в Петербурге кружок родителей по организации домашних детских садов; с 1908г – общество содействия домашнему воспитанию.
| Группы детей около 10 человек для занятий в течение 2 – 4 часов.
| Совместные игры и занятия под руководством родителей или специально приглашенных воспитательниц.
| 4. Бесплатные народные дошкольные заведения создавались частными лицами и благотворительными организациями; в начале XX века их организовывали рабочие.
1908г - первый детский сад для детей рабочих профессионального союза металлистов при клубе «Знание».
| 1 – ясли для детей грудного возраста;
2 – ясли-приюты для детей преддошкольного, дошкольного и раннего школьного возраста, дети от 3 до 10 лет; в каждую группу набиралось до 50 детей. Время пребывания в народных детских садах от 6 до 8 часов в день.
| Цель: охрана материнства и младенчества; попечение о бедных и больных детях. Занятия ручным трудом; пением, подвижными играми, рисованием, рассматриванием картинок; беседы. Занятия младшего школьного возраста: обучение грамоте, рукоделью и чтению молитв.
| 5. Детские площадки – летние народные детские сады для детей городской бедноты.
| Группы детей в возрасте от 3-х до 14 лет.
| Цель: оздоровление детей. Игры, занятия на воздухе, в саду.
| 6. 1895г – Петербургское Фребелевское общество организовало летнюю детскую колонию.
| Дети дошкольного и раннего школьного возраста.
| Цель: оздоровление и развитие детей.
|
Таким образом, сложилось две системы дошкольного воспитания: одна находилась в подчинении правительственных ведомств и имела сословный характер – это приюты, сиротские дома, дома презрения; при этом приюты были и для приходящих детей, постоянно живущих и смешанные, направленные на воспитание детей дошкольного возраста в духе религиозного смирения.
Другая – неправительственная, общественная система дошкольных заведений отличалась многообразием типов, использованием передовых форм и методов работы с детьми; однако эти детские учреждения не являлись массовыми и общедоступными. Педагогические течения в России конца XIX – начала XX века.
Основные направления, представители и их труды
| Основные идеи, положения
| I. Антропологи, или педагогика как человекознание – В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский, П.Ф.Лесгафт и другие открыто продолжали курс Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского.
В.М.Бехтерев «Вопросы воспитания в возрасте первого детства»;
Л.Ф.Лазурский «Личность и воспитание»; «Об естественном эксперименте»;
П.Ф.Лесгафт «Антропология и педагогика»
| Учет социального фактора воспитания наряду с природным, ориентация на общественные и естественные науки о человеке.
В.М.Бехтерев стремился создать на основе рефлектологических исследований подлинно научную, объективную антропологическую базу общественных наук, в частности – педагогики. Задачи этого направления призван был решать Психоневрологический институт, созданный В.М.Бехтеревым.
П.Ф.Лесгафт создал очень ценную педагогико-антропологическую типологию характеров на протяжении 40 лет он разрабатывал программу построения антропологии как эмпирической базы науки о воспитании. Антропология, согласно П.Ф.Лесгафту, рассматривает не только значение, развитие и отправление отдельных тканей и органов человеческого тела, но и в особенности – физическое и нравственное влияние на человека окружающей среды. Одно накопление знаний не будет наукой: эмпиризм должен сочетаться с рационализмом, опыт – с теорией, эксперимент с его философским обоснованием.
Будущее научной педагогики это направление увязывало с ростом педагогического образования, институционализацией педагогики; предполагало расширение общественного педагогического движения.
| II. Естественники, или педагогика как естествознание – А.П.Нечаев, Н.Е.Румянцев, В.П.Вахтеров, Г.И.Челпанов и другие.
В.П.Вахтеров «Основы новой педагогики»; А.П.Нечаев «Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения»; Н.Е.Румянцев «Лекции по педагогической психологии для народных учителей»; Г.И.Челпанов «Задачи современной психологии»; «Психология и школа».
| Ориентация на биологию, психофизиологию, медицину как главную теоретическую базу педагогики. Нередко они разрабатывали одновременно экспериментальную педагогику, педагогическую психологию и педологию. Педология рассматривалась как описательная дисциплина, а педагогика – как нормативная.
Естественнонаучное течение тесно сближалось с педологией и медициной. Педология рассматривалась как синоним педагогической психологии.
В.П.Вахтеров ввел педагогическую концепцию «Эволюционная педагогика», которая опираясь на философское понимание эволюционного развития всего живого в направлении от низших и простейших форм к высшим и сложнейшим, позволит активно содействовать превращению низших качеств и побуждений, сохраняющихся в генетической памяти ребенка от отдельных предков, в высшие.
| III. Социология, или педагогика как обществознание – Н.А.Рубакин, П.А.Кропоткин, В.И.Чернолуский, Н.В.Чехов и др.
Н.А.Рубакин «Психология читателя и книга»; Н.В.Чехов «Народное образование в России с
60-х годов XIX века»; В.И.Чернолуский «Итоги общественной мысли в области образования».
| Педагоги-социологи, писавшие о воспитании и образовании, искали ответы на вопросы о природе человека как субъекта и объекта воспитания во взаимодействии индивида и общества.
П.А.Кропоткин выводил из социальных условий жизни индивида основные принципы формирования личности. Умственное развитие неразрывно связывал с производительным трудом.
Н.А.Рубакин считал, что главные проблемы педагогики: значение беспомощности ребенка в младенческом возрасте и необходимость его воспитания; роль игры в умственном развитии в детском возрасте; связь онтогенеза с филогенезом, - необходимо объяснять именно с социометрической и культурной точек зрения. В «Письмах к читателям о самообразовании» Н.А.Рубакин глубоко и научно обоснованно решает вопрос, что такое образованный, интеллигентный человек. Он непременно разносторонний, а значит – терпимый человек. Он должен быть чужд духу нетерпимости и идейной исключительности.
В трудах русских деятелей социологического течения мировоззрение превращалось в подлинное содержание образования, в средство становления и развития личности.
| IV. Философы или педагогика как жизнь идей: С.И.Гессен, Н.В.Вентцель, Л.Н.Толстой, И.С.Андреевский, И.И.Горбунов-Посадов и другие.
Труды: Н.В.Вентцель «Нравственное воспитание и свобода»; «Основные задачи нравственного воспитания»; «Этика и педагогика творческой личности»; «Этика, педагогика, политика».
И.С.Андреевский «Генезис науки, ее принципы и методы»; «Научные основы педагогики».
Л.Н.Толстой – статьи: «О воспитании»; «О науке»; «О жизни».
| Педагоги-философы рассматривали воспитание как залог и предпосылки оздоровления общества.
Н.В.Вентцель рассматривал среду как важнейший фактор «приобщения ценностного, этического и поведенческого облика личности, самостоятельной нравственной воли. Одно из наиболее важных средств создания высших духовных ценностей жизни – свободное творческое духовное взаимодействие ребенка с окружающей его средой на почве искания этих ценностей, их создания и воплощения в жизнь». Благоприятной средой гармонического всестороннего развития детей Н.В.Венцель считал «маленькое общество, состоящее из детей и их воспитателей; здесь мы имеем ту форму общения людей друг с другом, которое можно назвать воспитывающим и образовывающим общением». По мнению Н.В.Вентцеля, суровая школа жизни – вот что такое свободное воспитание.
Представители этого направления из философии выводили цели воспитания, которые всегда будут подчиненными к целям жизни… Программа построения педагогической науки на базе философии отличалась реализмом и конкретностью; в XX веке она была реализована на Западе и трудами, и образовательной практикой в ФРГ, США, Франции…
| V. Опытники, или педагогика как только практика. Представители: С.Т.Шацкий, А.У.Зеленко, С.Н.Дурымин, А.А.Фортунатов и другие.
Труды: С.Т.Шацкий «Задачи общества. Детский труд и отдых»; «Годы исканий»; «Бодрая жизнь».
С.Н.Дурымин «Педагогика творческой личности»; «Эксперимент или пытка».
А.А.Фортунатов. «Первый год обучения в начальной школе».
| * Природа человека раскрывается в процессе жизнедеятельности.
* По мнению С.Т.Шацкого:
у детей сильно развит инстинкт общительности;
дети настойчивые исследователи по природе;
дети любят созидать, устраивать часто из ничего дополняя недостающее воображением;
детям присущ инстинкт творчества;
громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности. Задача правильной работы с детьми – дать разумный выход этим инстинктам, не притупляя ни одного из них.
С.Т. и В.Н.Шацкие плодотворно исследовали законы формирования детского коллектива и влияния труда на становление и развитие детской индивидуальности в процессе опытного изучения потребностей и поведения детей.
Опытническое течение считало, что содержание образовательно-воспитательного процесса должно определяться содержанием жизненной деятельности человека и одновременно подготовкой его к этой жизнедеятельности, и воспитания в ходе самой жизнедеятельности. Они дали теоретическое обоснование воспитания как взаимодействия воспитуемых с особо организованной средой. Содержание жизненной деятельности предстает как результат этого взаимодействия.
Опытническое течение склонялось к рассмотрению педагогики в качестве «моста», соединяющего область (философии, этики) умозрения с областью действительности. Этим «мостом» служит живой опыт воспитания детей: «Школа должна быть лабораторией, где учитель неустанно наблюдает, проверяет свои наблюдения и опять наблюдает» (С.Т.Шацкий).
Это направление поставило перед педагогикой и методологией педагогики вопрос о соотношении эмпирического и теоретического познания, о тесной связи воспитательной деятельности с окружающей действительностью и внесло ценный вклад в решение этого вопроса.
| VI. Провиденциалисты, или педагогика как боговдохновенное искусство.
Представители:
В.В.Розанов, В.В.Зеньковский, В,С.Соловьев, Н.А.Бердяев, Л.Н.Толстой и другие.
Труды: В.В.Зеньковский «О сравнительной психологии»; «Проблема психической причинности»; «Социальное воспитание, его задачи и пути». Н.А.Бердяев «Духовный кризис интеллигенции»; «Душа России». Л.Н.Толстой «Путь жизни»; В.С.Соловьев «Русская идея»
| В.В.Зеньковский утверждал, что для истинного обоснования педагогики не годятся ни католические догмы, ни протестантские, ни идеи Л.Н.Толстого, ни концепция К.Н.Вентцеля не могут дать для нее принципов; ни эмпиризм, ни рационализм, ни идеализм, ни материализм, а только «православное познание». Учение о развитии личности и ее воспитании строится независимо от религиозных идей, стремится опереться на науки и указания опыта. Привлечение же идей христианской антропологии нужно не для религиозного или морального воспитания, а для педагогики в ее целом. Человек целостен и необходимо целостное понимание человека в педагогике. Педагогика невозможна без учения о первородном грехе, об образе Божьем в человеке, натуральной и благодатной соборности как проникающей в человека социальности.
В.С.Соловьев объясняет и талант, и гений человека «провидением Божьем». Судьба дается как врожденный задаток, воплощаемый в жизни только через собственную волю человека. Эта воля должна быть направлена на овладение «общечеловеческой христианской культурой» - вот единственный путь, чтобы развить все положительные силы русской нации, проявить истинную самобытность, принять самостоятельное и деятельное участие во всемирном ходе истории.
Л.Н.Толстой проповедовал совершенствование мира путем морально-религиозного воспитания. Конкретное понимание целей и сущности воспитания и образования Л.Н.Толстой резюмировал следующим образом:
1). Главное – отсутствие принуждения и выгод, как для обучаемых, так и для обучающих. 2). Критерием выбора предметов образования может быть только религия. 3). Учебная последовательность предметов важна: и тут все дело в религии. 4). Истинная религия – это мудрость человечества всех времен и народов.
5). Один из самых важных предметов – этнография: быт и верования различных народов. 6). Столь же важно определение смысла жизни, т.е. ответа на вопросы: что я такое и как мне жить?
Л.Н.Толстой подчеркивал воспитывающую и образующую роль культуры и требовал самостоятельности мышления.
Воспитательные теории педагогов религиозной ориентации и религиозных философов, их размышления о педагогике содержали немало продуктивных и оригинальных идей, однако в России после 1917 года они не могли воплотиться и насильственно перемещены на Запад, где влились в религиозно-экзистенциалистское, интуитивистское и другие ответвления мировой педагогической мысли XX века.
| VII. Социально-реформаторское направление. Представители: Н.К.Крупская, А.В. Луначарский, Г.В. Плеханов, П.Н.Лепешинский и другие.
Труды:
Н.К.Крупская «Народное образование и демократия».
А.В.Луначарский «О народном образовании»; «Ленин и народное образование».
Г.В.Плеханов «Основные вопросы марксизма»; «Еще раз социализм и политическая борьба».
| Воспитание нового человека, живущего интересами всего общества, всесторонне гармонически развитого, строителя коммунизма.
Н.К.Крупская писала в 1899 году: «…Социалисты хотят общественного воспитания детей - … забота о их содержании будет снята с родителей». Н.К.Крупская утверждала, что школа в социалистическом обществе не будет похожа на теперешнюю… Из детского сада дети будут переходить в школу. Школа будет не только учить, но и развивать в учениках все силы духовные и физические, будет воспитывать из них полезных, энергичных граждан. Н.К.Крупская выступала против частных школ; против свободного воспитания: «Я знаю, что сторонники свободной школы в теории считаются с человеческой личностью ребенка, но …. не озаботились привлечением на свою сторону юного подрастающего поколения (с 10-12-летнего возраста». Поэтому свободная школа недопустима.
Представители этого направления, выдвигая свою политическую программу, утверждали новые подходы к организации народного образования и воспитания; отражавшие их стремление сделать народное образование одним из средств в своей политической борьбе за власть.
|
Большинство теоретических, фундаментальных работ служило одновременно и учебными пособиями для подготовки и повышения квалификации профессиональных педагогов-учителей и воспитателей. Эти педагогические течения начала XX века были тесно связаны с разветвлением педагогического знания, становлением современной системы педагогических наук. |
|
|