Главная страница

Уч. пособие История педагогики и образования (1). Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование, направление 050100 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование Начальное образование Ишим 2013


Скачать 1.78 Mb.
НазваниеПедагогическое образование, профиль Дошкольное образование, направление 050100 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование Начальное образование Ишим 2013
АнкорУч. пособие История педагогики и образования (1).doc
Дата22.12.2017
Размер1.78 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУч. пособие История педагогики и образования (1).doc
ТипУчебное пособие
#12571
страница13 из 22
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   22

Задания для самостоятельной работы:

I. Для расширения и углубления знаний по истории педагогики конца XIX начала XX века обратитесь к лекциям по педагогической антологии и философии образования Б.М.Бим-Бада « Педагогические течения в начале двадцатого века» - М., 1994.

II. Вопросы:

1). Почему педагогическая дискуссия в России конца XIX – начала XX века приобрела особую остроту?

2). Почему педагоги-антропологи считаются истинными демократами в педагогике?

3). Чем педология отличается от педагогики, чем сближается с ней?

4). Каков вклад социологов в структуру и систему педагогических наук и в практику образования?

5). Что объединяет и что различает педагогов-философов в их трактовке воспитания?

6). Как Вы оцениваете законы «детской природы», сформулированные С.Т.Шацким? Что Вам известно об «опытничестве» Л.Н.Толстого? (Дайте характеристику).

7). В.чем отличие воспитательной программы «позднего» Л.Н.Толстого от его программы, изложенной в Яснополянский период его педагогического творчества?

8). Что-либо изменилось в Вашем педагогическом мировоззрении в результате знакомства с лекциями Б.М.Бим-Бада и рекомендованной дополнительной литературой по данной теме?

9) Какие педагогические идеи этого периода представляются Вам ценными и сегодня?

10) Каковы этапы развития различных типов школ в XIX начале XX века?

11) В чем проявлялось влияние общественности на работу учебных заведений и на образование в России конца XIX – начала XX вв.?

12) Что интересного для себя Вы нашли, изучая опыт гимназий, начальных школ, училищ?

13) Познакомьтесь с информацией о деятельности школ нашего региона до 1918г., объединив материал архивный и из учебного литературы, напишите реферат, выбрав одну из тем:

- Начальная школа нашего региона до 1918г.

- Средняя школа нашего региона до 1918г.

- Частные учебные заведения в нашем регионе до 1918г.

- Женское образование в нашем регионе до 1918г.

- Сельские школы нашего региона до 1918г.
ПЕТР ФРАНЦЕВИЧ ЛЕСГАФТ (1837 1909гг) – педагог, врач, анатом, общественный деятель.

Основные этапы деятельности, труды

Педагогические идеи, взгляды

1861г – окончив Медико-хирургическую академию в Петербурге, исполняет обязанности ассистента, затем проректора академии.

1865г – защищает диссертацию на степень доктора медицины; 1868г – защищает диссертацию и становится доктором хирургии.

1868 – 1872гг – экстраординаторный профессор Казанского университета; заведующий кафедрой физиологической анатомии. Его увлекают идеи К.Д.Ушинского о всестороннем изучении личности, антропологическом подходе к развитию и воспитанию.

С 1872г. – занимается вопросами физического воспитания в Петербурге и излагает свои идеи в труде «Основы естественной гимнастики» в 1874г.

С 1874г вновь занимается педагогической деятельностью и выезжает (1875, 1876гг) в Европу для изучения опыта по подготовке учителей гимнастики (Германия, Швеция, Швейцария, Франция, Австрия, Италия, Дания, Голландия и Англия). Знакомится с постановкой физического развития в этих государствах. Свои наблюдения изложил в сообщениях «Об отношении анатомии к физическому воспитанию» (1876г) и «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы» (1880г).

С 1874 по 1886г занимается вопросами улучшения физического воспитания в военных учебных заведениях России.

В 1880г издает работу «Физическое развитие в школах»; в 1883 – «Об играх и физическом воспитании в школе» и другие.

В 1888г фундаментальный труд «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста».

С 1886г читает курс лекций по анатомии на естественном факультете Петербургского университета. Под его руководством было подготовлено более 20 диссертаций.

90е гг XX века он и его ученики устраивают детские площадки для игр, катки для детей и взрослых, популяризирует свою систему физического образования.

В 1893 издает книгу «Семейное воспитание ребенка и его значение».

В 1896г организует курсы воспитательниц и руководительниц физического образования как частное высшее учебное заведение – первое в России и в мире по подготовке специалистов по физическому воспитанию.

В 1987г он покинул университет.

В 1901г выслан из Петербурга как неблагонадежный.

С 1902 продолжает общественно-педагогическую деятельность, руководит работой женских курсов до 1905 (курсы закрыты).

В 1909, находясь на лечении в Египте П.Ф.Лесгафт скончался.

* В психологии, педагогике, антропологии (и др.) отрицал все мистические, идеалистические и метафизические толкования, стремился раскрыть причинно-следственные связи изучаемых явлений.

* Проанализировал всю историю физического воспитания, детально рассмотрел и подверг критике современные системы – шведскую, немецкую и др. и стал признанным автором научной системы физического воспитания:

- Важнейший принцип физического воспитания – его единство с умственным, нравственным и эстетическим.

- Важно, чтобы естественные движения соответствовали особенностям каждой группы мышц и вызывали действия всех мышечных групп организма (природосообразность); чтобы эти движения не были подражательными, а осознанными.

- Физические упражнения формируют характер, содействуют нравственному и умственному развитию.

Принципы и условия физического воспитания – это естественность (природосообразность); сознательность при выполнении упражнений; постепенность и последовательность; единство физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим.

  • Теория семейного воспитания разработана на основе новых данных о физиологическом развитии человека. Он выделил пять основных периодов в развитии человека:

1) хаотический, в котором пребывает новорожденный;

2) рефлекторно-опытный (до появления речи);

3) подражательно-реальный (до школьного возраста);

4) подражательно-идейный (до 20 лет);

5) критико-творческий (период взрослой жизни).

В каждом периоде необходимо соблюдать определенные правила воспитания:

1. соблюдение гигиены;

2. соответствие между словом и делом воспитателя;

3. отказ от произвола в отношении воспитанника;

4. уважение ребенка, его права личной неприкосновенности.

  • П.Ф.Лесгафт органически связывает школьное и семейное воспитание; единство всех сторон воспитания; обращает внимание на формирование социальной направленности личности; выступает против наследственной обреченности, а решающую роль отводит влиянию окружающей среды; выделяет школьные типы:

1). лицемерный;

2). честолюбивый;

3). добродушный;

4). забитый-мягкий;

5). забитый-злостный;

6). угнетенный, - наиболее характерные, отражающие в своем поведении результаты влияния окружающей среды, образа жизни семьи и поведения взрослых.


ВАСИЛИЙ ПОРФИРЬЕВИЧ ВАХТЕРОВ (1853 – 1924) – педагог, общественный деятель.

Библиографические сведения. Основные труды.

Педагогические идеи, взгляды.

Фамилия Вахтеров – его отец некоторое время служил сторожем, семья жила в крайней бедности; однако 8-летний мальчик, у которого обнаружены незаурядные способности, отдан в Арзамаское духовное училище, где проявилось его увлечение астрономией, физиологией и психологией. Не окончив училища, сдал экзамены на домашнего учителя и получил назначение.

С 1874г занимался на курсах при Московском учительском институте

С 1875 по 1881гг работал учителем, затем инспектором училища и прогимназии в Смоленской губернии.

С 1881г инспектор народных училищ Смоленской губернии.

В 1890г как талантливый педагог переведен инспектором народных училищ.

В 90-х гг XX века он занимается общественно-педагогической деятельностью: член комиссии по народному образованию Московского губернского земства; работает в Московском комитете грамотности; организует библиотеки для учителей, школьные музеи; внедряет новые формы воспитательной работы.

С 1896г он ведет работу по редактированию учебных книг и методических пособий учителю. Книги В.П.Вахтерова для первоначального обучения входят в учебную практику: «Букварь»; «Новый Букварь»; «Первый шаг»; «Мир в рассказах для детей» и др., получают широкое признание учителей народных школ.

В 90-е гг публикуются труды В.П.Вахтерова «Внешкольное образование народа», «Основы новой педагогики» и др.

С 1905 – 1907гг он активный деятель Всероссийского Учительского союза и Лиги образования в России. Он доказывал возможность всеобщего обязательного обучения.

В 1895г опубликовал книгу «Всеобщее обучение».

Он не смог понять всемирно-исторического значения Великой Октябрьской социалистической революции. Продолжал работу над совершенствованием своих учебных книг, преподавал на красноармейских курсах по ликвидации неграмотности, на курсах подготовки учителей, был лектором педагогического факультета 2-го МГУ до конца своей жизни.

  • Особенность педагогики в том, что она не только рассматривает ребенка в качестве объекта исследования, но и решает задачу его воспитания.

  • Воспитание ребенка необходимо тесно увязать с законами его развития, а методы и материал обучения привести в соответствие с возрастными особенностями воспитанника.

  • Теоретическая концепция

« Эволюционная педагогика» исходила главным образом из практики обучения и воспитания, а заимствованные из других наук общие идеи служили автору не только для осмысления, но и для исследования собственно педагогического процесса:

    • обучение и воспитание как единый процесс … «все части педагогики связать в одно целое…»;

    • главное значение для педагога имеет развитие личности воспитанника;

    • образование во всех его видах и формах является одним из самых важных факторов общественного прогресса;

    • глубочайшая тайна воспитания в том, что каждый нормальный ребенок стремится к развитию всех его сил и способностей;

    • от рождения ребенок наделен не одними лишь положительными задатками; он несет в себе нечто пережиточное и низменное, унаследованное им от своих близких и отдаленных предков, опыт которых сохраняется в его генетической памяти; «Развиваться – значит учиться подчинять низшие побуждения высшим … освобождать себя не только от внешнего деспотизма, но еще и от внутреннего – от деспотизма своих низших страстей и прихотей».

В.П.Вахтеров неутомимо исследовал возрастные и индивидуальные особенности детей и в «Основах новой педагогики» представил данные разнообразных исследований школьников, их способностей, речи, любознательности, интересов. Методы обучения: анкетирование; статистические вычисления; сравнения контрольных и экспериментальных групп и другие. Доказывал, что для лучшего понимания учащимися учебного материала необходимо задействовать все их органы чувств, а не только зрение и слух.

  • Школа, по его мнению, призвана не только всесторонне развивать учащихся, но и готовить их к выбору в будущем специальности, выявляя способности, склонности, интересы и возможности школьника.



СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ ГЕССЕН (1887 – 1950гг) – философ, ученый-педагог, публицист и переводчик.

Биографические сведения, основные труды

Философско-педагогические идеи, взгляды

Родился 16 августа 1887г в г. Усть-Сысольске (ныне г.Сыктывкар).

В 1905г окончил гимназию в Петербурге. Учился на философском факультете университета в Германии с 1906 -1909гг; в марте 1909 получил степень доктора философии.

В 1912г сдал магистерский экзамен на историко-философском факультете Петербургского университета.

С 1914 преподавал в Петербургском университете в качестве приват-доцента; читал лекции в женской гимназии М.Н.Стоюниной, а также в мужских и женских классах Петер-Шуле при лютеранском приходе – лекции по логике, психологии, педагогике и истории педагогики.

С сентября 1917 по 1920гг преподавал в Томском университете на историко-философском факультете, читал курс логики, курсы истории греческой философии, этики и философии права, основы педагогики; читал лекции по педагогике на учительских курсах; в Педагогическом институте для будущих преподавателей средних школ. Здесь начал работу над книгой «Основы педагогики».

В 1921г Наркомпросом утвержден профессором кафедры педагогики Петербургского университета.

В 1921г (зимой) эмигрирует со своей семьей за границу.

В 1923г в Берлине вышла книга «Основы педагогики. Введение в прикладную философию».

С 1924 по 1928 преподавал в Праге в Русском педагогическом институте. В этот период опубликовал ряд статей по теоретической философии, социальной философии.

С 1926 по 1932гг читал лекции на русском языке в Париже, Берлине, Варшаве, Кракове, в Вильно, Риге и др.; на немецком – в Праге, Вене, Берлине и др.городах Западной Европы.

С 1934г занимает кафедру в качестве профессора Варшавского университета и начинает работу над книгой «Философия воспитания».

В 1939 вышла книга «Структура и содержание современной школы» и очерк «Русская педагогика в 20 столетии».

Годы войны с 1939 по 1945 жил в Польше, читал нелегально лекции, работал над статьями о Достоевском, В.Соловьеве и Льве Толстом.

С 1945г и до конца жизни читал лекции на юридическом факультете Лодзинского университета и писал статьи: «Восстановление школы в славянских странах»; «Право и нравственность» и другие.

В 1927г очерк «Мое жизнеописание».

* В основе его философии воспитания антропологический подход: воспитание человека начинается сразу в нескольких планах его бытия – 1) план биологического бытия (воспитание представляет собой опеку и дрессуру);

2) план общественного бытия (воспитание обработка молодого поколения соответственно потребностям группы);

3). план духовной культуры (воспитание как образование и соучастие в культурных ценностях);

4). план благодатного бытия (воспитание есть спасение).

* Осуществил философский подход к педагогике. В книге «Основы педагогики» в центр поставил ценностное отношение к образованию, которое рассмотрел как непрерывное восхождение к ценностям культуры.

* Главная ценность педагогики Гессена – личность и ее индивидуальность, обретенная в самостоятельном творческом труде по осуществлению целей – заданий, носящих высокий, «сверхличный» характер.

* Педагогику рассматривал как прикладную философию; призывал к проникновению в педагогику, в начальное, среднее и высшее образование духовности и общечеловеческих ценностных ориентаций. Принимая идею трудовой школы, полагал, что образование должно базироваться на философских представлениях.

* Задача педагогики – формировать профессиональное мышление учителя, его способность искусно решать конфликты внутри образования. Убедительно показал неприемлемость национализма в системе общего образования: российский национализм, переходя в великорусский, постепенно мельчает до московско-суздальского.

* Цель образования – не только приобщение ученика к культурным и научным достижениям человечества, но и формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности.

* Современная педагогика предъявляет к уроку требования:

- определенность в постановке целей урока;

- требование точного решения поставленной уроком задачи;

- самостоятельность в выборе пути, ведущего к достижению цели.

* Задача учителя – мыслить научно, овладеть методом и применять метод как орудие мысли.

* С.И.Гессен дал анализ важнейших направлений педагогической мысли первой четверти XX в. в России, Европе, США.


ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РОЗАНОВ (1856 – 1919) – философ, писатель, педагог, литературный критик.

Педагогическая и литературная деятельность, труды

Философско-педагогические идеи, взгляды

В 1882г окончил историко-филологический факультет Московского университета.

С 1882 по 1893гг преподавал историю и географию, латинский язык в прогимназии и гимназиях Брянска, Ельца, Белого. Взгляды на личность и воспитание изложены в работе «Сумерки просвещения» (1899г); в философско-педагогических сочинениях «Три главные принципа образования»; «О гимназической реформе 70-х годов»; «Семья как истинная школа»; «Два типа образования»; «Беспочвенность русской школы» и других.

С 1893 по 1899г служил госчиновником в Петербурге. Сразу же после окончания университета в 1882г состоялся его литературный дебют, а в 1888г вышла его книга «О понимании».

С 1899г литературная деятельность становится основным занятием В.В.Розанова. За год до смерти в 1918г он создал «Апокалипсис нашего времени» - собственное осмысление происходящего в России.

* В монографии «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего стремления науки как целого знания» - он изложил свое представление о методологии понимания, которое впоследствии стремился воплотить в жизнь. «Понимание как метод любой науки, в том числе и педагогики, не ставит целей, а начинает с цели: сделать. По мнению Розанова В.В., нельзя человека изучить с помощью методов, используемых в естественнонаучном познании. Только целостный подход к человеку, его пониманию могут помочь науке найти пути решения проблемы. Другим методом понимания человека является сомнение. Этот, разработанный Розановым В.В., метод положен в основу всех его работ.

* Ввел три принципа образования и воспитания:

- принцип индивидуальности, который требует от образуемого (ученика) и образующего (учебного материала) сохранения «особенности» (не ученик вообще и не знание вообще);

- принцип целостности, направленный на то, чтобы «всякое входящее в душу впечатление не прерывалось, до тех пор другим впечатлением, пока оно не внедрилось, не окончило своего взаимодействия с нею»;

- принцип единства типа: чтобы «все образующее впечатления, падающие на данную единичную душу, или что то же, исходящие из единичной школы, были бы непременно одного типа, а не разнородны или противоположны».

В.В.Розанов утверждал, что важнейшая цель воспитания – приобщение человека к религиозным ценностям, к пониманию, кто он, среди чего живет, для чего рожден. Воспитание и образование слитны и неразделимы. Необходима научная разработка философии образования и воспитания.


Задания и вопросы для самоконтроля:

1. Определите усвоение каких педагогических течений вызвало затруднения и определите степень понимания сущности каждого течения:

  • понятно все; могу использовать знания в самостоятельном выступлении на семинаре;

  • понятны не все педагогические течения; конкретизируйте какие затруднения требуют дополнительного разъяснения преподавателя;

  • педагогические течения понятны недостаточно. Укажите причины и определите замечания себе, которые помогут в дальнейшем усвоении этого материала.

2. Какие педагогические идеи и находки педагогов П.Ф. Лесгафта, В.П. Вахтерева, С.И. Гессена, В.В. Розанова представляется Вам ценными для современной школы?
Школа и педагогическая мысль народов Востока

в Новое и Новейшее время (XVIII-XX вв.)
Школа и педагогическая мысль в Китае

Образовательная система Китая с 1487-1898 г.г. превратилась в придаток системы государственных экзаменов, в придаток стиля застоя и схоластики.

Радикальные реформы в области образования начались только с 1902г.: отмена старой системы образования; введение новой структуры образовательных учреждений под названием «Жэньинь»:

I ступень начальной школы

Детский сад (4 года)

С 6 до 9 лете

II ступень начальной школы

Младшая начальная школа (3 года)

С 9 до 12 лет

III ступень начальной школы

Старшая начальная школа (3 года)

С 12 до 15 лет

Средняя школа

Срок обучения 4 года




Университет

Срок обучения 6 лет




На уровне старшей начальной школы существовали низшие профессиональные учебные заведения.

1903г. – в структуру образовательных учреждений Китая внесены новые изменения и создана новая система образования «Гуймао»:

Начальное звено образования

Детский сад (3 года)

С 4-5 до 7 лет

Начальная школа

Срок обучения 9 лет

От 7 до 16 лет

Средняя школа

5 лет

Перспектива: получение высшего образования


Основные принципы этой системы образования: почитание императора и соблюдение конфуцианских заповедей. Благонадежность учащихся проверялась обрядом поклонения – Конфуцию.

1905г. – отмена государственных экзаменов. В практику школы входит классно-урочная система. Отменяются телесные наказания.

1905г. – создание Министерства просвещения, которое ставило перед образованием следующие задачи: верность императору; почитание Конфуция; преданность общественному благосостоянию; уважение военных и практических нужд страны; формирование молодого поколения в духе верноподданичества.
Устав китайской школы XIX века

  • Все воспитанники приходят в школу с рассветом.

  • Войдя в училище нужно приветствовать вначале Конфуция (портрет), а потом учителя.

  • При уходе из школы поклонится Конфуцию и учителю так же, как утром. Никто, какого бы ни был возраста, не исключается из этого правила.

  • Придя домой, нужно приветствовать сначала домашних духов, потом своих предков, затем отца, мать, дядей, теток.

  • Ученик должен любить книги и сохранять свои книги от повреждения.

  • Выйдя из школы, каждый ученик идет своей дорогой. Всякие сборища для игр запрещены.

Радикальные реформы в области образования, начиная с 1912года, связаны с деятельностью Цай Юаньпэя (1868-1940г.г.), который в 1912-1913г.г. был министром просвещения, а в 1916-1923г.г. был ректором Пекинского университета.

Цай Юаньпэй получил образование в Германии, высоко ценил достижения немецкой педагогики, опыт и идеи американского философа и педагога Д.Дьюи, итальянского педагога М. Монтессори.

Цай Юаньпэй отстаивал необходимость сохранения национальной самобытности китайского образования, в тоже время необходимость изучения и освоения достижений западных педагогов.

Наибольшее распространение, из западных теорий в Китае, получила прагматическая теория Джона Дьюи. Автор теории посетил Китай в 1919-1921г.г., читал лекции в пединститутах и университетах. Под непосредственным влиянием Дж. Дьюи в китайской педагогике сложилась три направления: первое под названием «Демократическое образование» (гл. представитель – Ян Янчу; его школа не имела четкого учебного плана и программы, отвергала классно-урочную систему обучения, пропагандировала бельланкастерскую систему обучения, старшими учениками младших).

Другое направление: «Живое воспитание» (основоположник – Чэнь Хаоцин считал ведущим принципом учебно-воспитательной работы только интерес самого ребенка, его абсолютную свободу в выборе учебных предметов. Отрицал руководящую роль учителя, выступая против твердого расписания уроков).

Третье педагогическое направление: «теория жизненного воспитания». (основоположник: Тао Синчэки заимствовал принцип Дж. Дьюи - обучение посредством делания. Его внимание было сосредоточено на создании массовой сельской школы).

Результатом активных поисков совершенствования образования явилась реформа 1922г. Согласно ей были введены новшества: прием в начальную школу с 6 лет; обязательным явилось получение образования в младшей начальной четырехлетней школе (4 года). В старшей начальной учились 2 года; в средней - 6 лет (3 года – младшая средняя школа). Общая продолжительность общего образования составила 12 лет. Обучение в высших учебных заведениях и университетах от 3 до 6 лет.

Система образования согласно реформе 1922 года стала более демократичной: право всех мужчин и женщин получать образование от начального до высшего; в содержание школьного образования включались предметы: родной язык, арифметика, социальные дисциплины, гигиена, история, география, граждановедение; ручной и производительный труд; спортивная подготовка.

В 1949г. после основания Китайской Народной республики, образование прошло четыре основных исторических этапа: I с 1949 по 1956г.г. - период «начала социалистических преобразований»; II с 1956 по 1966 г.г. – период «всеохватывающего социалистического строительства»; III с 1966-1976 г.г. – период «культурной революции»; IV с 1976 г. до наших дней – развитие образования «на этапе социальной модернизации Китая».
Задание:

Самостоятельно изучите эти период, выделив реформы системы образования в Китае и достижения в сфере просвещения, по книге К. Салимова, Н. Додде «Педагогика народов мира: История и современность – М.: 2001. – С. 218-232с.».
Образование и прогрессивные мыслители Индии в Новое и Новейшее время

Период с середины XVIII в. до середины XX века связан с двухсотлетней колониальной историей Индии.

К началу экспансии англичанин в XVIII в. действовала тысячелетняя традиция получения начального образования в общинных школах, существовавших почти в каждой деревне на средства общин и местных помещиков.

Уровень грамотности был выше, чем в Англии и других европейских странах, несмотря на сословный характер образования в Индии.

К концу XIX в. школьная система в Индии имитировала английский образец:

Типы школ

Сроки обучения

Содержание

«Туземная» школа для бедных слоев населения

Низшая ступень (2 года);

Высшая ступень (4 года)

Чтение, письмо, счет на местном языке.

Средняя школа – платная, воспитание в духе преклонения перед Западом

Три ступени: низшая начальная; высшая начальная и средняя

Английский язык литература Англии; математика; естествознание, география, история и др.

В 1849 г. основана школа для девочек из высших каст








Распространение высшего образования: с 1882г. специальная комиссия по образованию выработала рекомендации по профессиональному образованию; к 1904 существовало 5 университетов – в Калькутте, Бомбее, Мадрасе, Лахоре и Аллахабаде.

В первые десятилетия XX века оригинальную модель базового образования в Индии разработал великий гуманист и талантливый педагог Махатм Ганди (1869-1948г.г.), получивший юридическое образование в Англии.

Педагогическая деятельность

Основные идеи, взгляды

20 лет прослужил в Южной Америке, под Йоханнесбургом организовал колонию для индейских поселенцев «Толстой-фарм»

Принцип педагогики Л.Н. Толстого воплощал в практике обучения и воспитания в колони «Толстой-фарм»

В 1930г., вернувшись на родину, возглавил компанию неповиновения по всей стране, в бойкотах школы приняло участие 8 млн. учителей и учащихся; в знак протеста число поступивших в университеты уменьшилось на 37 000 человек.

  • Предложил борьбу за независимость путем ненасилия, путем образования и просвещения народа. Подверг критике существующую практику, которая не готовит к жизни и потому бесполезна.

  • Образование – не самоцель, а средство, которое может сделать человека нравственно воспитанным, волевым и сильным

Составил программу создания национальной школы, разработал концепцию

  • Принципы национальной школы:

  • учет нужды народа;

  • направленность образования на пользу народа;

  • обучение на родном языке;

  • возвращение к традициям индийского образования;

  • уважение личности ученика;

  • воспитание уважения к своей нации сочетается с уважением к другим нациям;

  • изучение религиозных принципов подчинено изучению этнических принципов;

  • Доступное и всеобщее бесплатное обучение с 6 до 13-летнего возраста;

  • Концентрация обучения детей вокруг какого-либо ремесла; производительный труд детей.

  • Школа должна стать самоокупающейся трудовой общиной; учитель личным примером формирует нравственный стиль жизни и взаимоотношений, помогая каждому ученику самореализоваться.


До достижения страной независимости в 1947г. невозможно было добиться реализации идей и планов М. Ганди.
Неоценимый вклад в историю индийской и мировой педагогики внес Рабиндранат Тагор (1861-1941г.г.) – выдающийся писатель, философ, прогрессивный общественный деятель.

Типы школ

Педагогические идеи, воззрения




  • Используя традиции воспитания индийского народа, необходимо использовать достижения из западной педагогики.

  • Образование не может быть привилегией узкого круга людей; знания полезны только тогда, когда они служат всему народу.

  • Самая широкая дорога к преодолению всех наших трудностей – просвещение…Путь к решению большинства наших проблем – всестороннее образование.

Индийскую школу первой половины XX века оценил как «фабрику образования» или «казарму большого города».



  • Эта школа губит ребенка зубрежкой, рождает в нем неверие к сообщаемым ему знаниям.

  • Если мы, из-за нашей жестокости и варварства, не можем сделать познание радостным, почему мы должны создавать такой безжалостный режим для детей и стремиться создавать учебные заведения, похожие на тюрьмы?

  • Учебный процесс в такой школе воспитывает на деле раболепие, приниженность, лишает детей уверенности в своих силах.

В 1905г. на собственные средства в имении отца – Шантиникетон – Тагор создал школу, которая работала по его программам и учебникам и получила всемирную известность. Сам руководил школой более 40лет.

Естественным продолжением классной комнаты был «Театр природы» (лес, поле, река).

Во внеклассных занятиях дети приобретали самые различные навыки вплоть до издания собственных газет и журналов.

  • Школа организованна по образцу лесной отшельнической обители с элементами «западной демократии».

  • Целенаправленно и стройно распланирован школьный день – чередование классных и внеклассных занятий.

  • Организация школьной жизни с практически полным самоуправлением учащихся воспитывает гражданскую активную позицию, взаимопомощь, чувство ответственности и сознательной дисциплины.


В 1919 году Р. Тагор преобразовал свою школу в национальный университет: училась молодежь не только из Индии, но и из Бирмы, Китая, Ирана и других стран. К чтению лекций были привлечены индийские и иностранные профессора. Университет содержался на средства создателя и не зависел от колониальной администрации.

В 1951 г. университет Р. Тагора преобразован в Центральный государственный университет Индии.

В январе 1950 года Индия провозглашена независимой республикой.

Основные положения национальной системы образования закреплены в Конституции Индии (1950г.):

- право на образование граждан, независимо от их религиозной и кастовой принадлежности, пола, языка и национальности;

- светский характер образования, недопустимость преподавания религии в государственных учебных заведениях;

- право национальным меньшинствам сохранять и развивать свой язык, письменность, культуру, открывать учебные заведения на родном языке;

- обязательное и бесплатное образование всех детей до 14-летнего возраста.

Фактически здесь мы видим отражения идей М.Ганди, Р. Тагора и других прогрессивных мыслителей Индии колониального периода.

Со времен освобождения Индии от колониальной зависимости прошло немногим больше полувека – современная школьная система сегодня включает: пятилетнюю начальную школу (с 6 лет до 11-летнего возраста); трехлетнюю неполную среднюю школу и двухлетнюю высшую школу (готовит для поступления в университет). Высшее образование платное и представляло 132 университетами, 24 институтами. Срок обучения: 5-6 лет.

Задание:

Изучите самостоятельно по книге К. Салимовой «Педагогическое наследие Востока» главу «Образование в независимой Индии (1950-2005г.г.)» и составьте таблицу:


Типы учебных заведений

Содержание образования

Нерешенные проблемы











Особенности развития школы и педагогической мысли в Арабских странах в Новое и Новейшее время
Сегодня на карте народов арабских стран более 20 государств, их объединяет общность языка, культура, исторические традиции, и все они обрели свободу после Второй Мировой войны; их объединяют проблемы образования, ликвидация неграмотности взрослых, создание национальной системы народного образования.

Представители светской и исламской педагогики решают одни и те же проблемы создания системы народного образования в свете требований современности.

Г.Б. Корнетов отмечает, что мусульманские страны и народы, несмотря на продолжительное воздействие колониализма (Египет, Пакистан, Магриб и др.), а также длительные контакты с европейской цивилизацией (Турция) более всего ценят свой традиционный образ жизни и не готовы увидеть за пределами мира Ислама что-либо достойноя внимания и заимствование.

В первой четверти XX века Мухамед Икбал создал оригинальную концепцию саморазвития личности в исламе, стремящейся к Богу как к идеалу совершенства. По его мнению, личность формируются проходя три этапа: I этап – личность подобна верблюду, нагруженному поклажей и должна учиться послушанию, дисциплине; II этап – человек подобен льву, благодаря самоконтролю обретает бесстрашие; III этап – человек уподобляется жизненно активному ребенку, что должно исключить волюнтаризм и эгоизм. Лишь тогда личность способна стать совершенным человеком, наместником бога на земле.

Такой подход к воспитанию стал типичным для мусульманской идеологии середины XX века.

В 60-70 г.г. XX века все реформаторские учения утверждают исключительно своеобразие исламской системы образования и воспитания (указывают на бездуховность, рационализм западной системы образования). Ссылаясь на Коран, представители исламской педагогики подчеркивают, что стремление к знаниям одна из «исламских ценностей»; совокупность исламских норм и ценностей служит «ориентиром поведения всех добрых граждан».

Задание:

Изучите самостоятельно состояние школьного дела на родине ислама в Саудовской Аравии по книге К. Салимовой «Педагогическое наследие Востока» и ответьте на вопросы:

  1. Каковы цели и задачи воспитания подрастающего поколения? Где они изложены?

  2. Каково состояние школьного дела? Когда открыта первая светская школа? Когда открыт первый университет в стране?

  3. Каково содержание единой программы, установленной в середине 20 века для всех школ саудовской Аравии?

  4. Какова структура народного образования, принципы обучения?

  5. Каково состояние дошкольного образования?

  6. Каковы задачи образования в наши дни и проблемы их решения?

  7. Назовите теории (и их представителей) просвещения, основанные на современных достижениях науки, синтезе исламских и светских принципов.


1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   22


написать администратору сайта