Главная страница
Навигация по странице:

  • Кризис, помогающий прозреть

  • Отказ от устаревшего ролевого «я»

  • Освобождаемся от саморазрушительной роли

  • Осознание своих настоящих чувств

  • ткрсковпя апвпт ано. Перевод с английского Елены Терещенковой Издательство Елены Терещенковой Нижний Новгород, 2018


    Скачать 4.16 Mb.
    НазваниеПеревод с английского Елены Терещенковой Издательство Елены Терещенковой Нижний Новгород, 2018
    Анкорткрсковпя апвпт ано
    Дата17.05.2022
    Размер4.16 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаGibson_Vzroslye-deti-emocionalno-nezrelyh-roditeley_RuLit_Me_657.pdf
    ТипДокументы
    #533532
    страница14 из 21
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   21
    Осознание своего истинного «я»
    Не важно, кто вы — интернализатор или экстернализатор, если вы игнорировали ваши самые глубокие потребности, ваше ис- тинное «я» попытается разбудить вас при помощи эмоциональ- ных симптомов, чтобы вы начали заботиться о себе. Ваше истин- ное «я» хочет, чтобы вы жили в мире и согласии с реальностью.
    Главное здесь — суметь распознать эти сигналы психологическо- го стресса и увидеть в них свое спасение.
    Это упражнение поможет вам лучше осознать свое истин- ное «я». Вам потребуется лист бумаги и ручка. Сложите лист бу- маги вдоль пополам так, чтобы видеть только половину страницы.
    На одной половине напишите «Мое истинное „я“», а на второй —
    «Мое ролевое „я“».
    Сначала положите бумагу так, чтобы видеть только половину, озаглавленную «Мое истинное „я“». Вспомните себя в детстве. Об- ратитесь к самым глубоким воспоминаниям и будьте честны с со- бой. Какими вы были до того, как начали пытаться стать кем-то другим? Чем вам нравилось заниматься до того, как вы научились

    178
    осуждать и критиковать себя? От чего вам становилось хорошо?
    Какой бы была сейчас ваша жизнь, если бы вы могли быть собой
    (и вам не нужно было бы беспокоиться о деньгах)?
    Я советую вспомнить, какими вы были до 8–9 лет. Чем вы ин- тересовались? Кого вы любили больше всего и почему? Чем вам нравилось заниматься в свободное время? Во что вам нравилось играть? Как вы представляли себе идеальный день? Что вызыва- ло у вас прилив энергии? Запишите свои мысли по этому поводу в том порядке, в котором они приходят вам в голову, под заголов- ком «Мое истинное „я“».
    Закончив, переверните лист бумаги так, чтобы перед вами ока- залась половина с заголовком «Мое ролевое „я“». Подумайте над тем, кем вам пришлось стать, чтобы заслужить любовь и восхище- ние. Занимаетесь ли вы чем-то, что на самом деле вас не интере- сует? Что вы заставляете себя делать, потому что считаете, что так поступают хорошие люди? Есть ли в вашем окружении люди, кото- рые истощают ваши запасы энергии и после общения с которыми вы чувствуете себя как выжатый лимон? На какие скучные заня- тия вы тратите свое время? Как бы вы описали социальную роль, которую пытаетесь играть? Как бы вы хотели, чтобы окружающие воспринимали вас? Какие черты характера пытаетесь скрыть? Есть ли что-то, чего о вас никто не знает, и вы этому рады?
    Закончив писать, уберите лист бумаги хотя бы на день, а затем разверните его и сравните две стороны. Вы живете в согласии со своим истинным «я», или ведущую роль в вашей жизни игра- ет ролевое «я»?
    Кризис, помогающий прозреть
    Люди сталкиваются с кризисом, когда боль от жизни в рам- ках, задаваемых их ролевым «я» и исцеляющими фантазиями, начинает перевешивать любые потенциальные выгоды. Чаще всего психологический рост открывает неприятную правду

    179
    о том, что мы делаем с нашей жизнью. Психотерапия и другие похожие практики помогают нам осознать то, что мы и так знаем в глубине души. Когда вы проходите через кризис, сто- ит задаться вопросом, что же на самом деле разрушается. Как правило, мы думаем, что рушится наше «я». На деле же обыч- но оказывается, что конец приходит нашим попыткам отри- цать собственную эмоциональную правду. Эмоциональный дистресс является сигналом, что нам все сложнее игнори- ровать собственные чувства. Это означает, что мы мы вот­
    вот откроем наше истинное «я», скрытое за всеми нашими историями.
    Ваше истинное «я» хочет, чтобы вы увидели, что проис- ходит на самом деле. Оно пытается разбудить вас и добить- ся того, чтобы вы перестали верить, что ваши эмоциональ- но незрелые родители знали, что для вас лучше, и что играть роль лучше, чем быть собой. Оно понимает, что не следует позволять фантазии управлять жизнью.
    По наблюдениям специалиста в области возрастной пси- хологии Жана Пиаже (2003), для того чтобы человек нау- чился чему­то новому, его старая модель мышления долж- на разрушиться и адаптироваться в соответствии с новым полученным знанием. Этот процесс внутреннего слома и приспособления является ключевым для постоянного ин- теллектуального развития. Польский психиатр Казимир Дом- бровский (1972) также считал, что эмоциональный дистресс может быть признаком роста, а не обязательно заболевания.
    По его мнению, причиной возникновения психологических симптомов является недавно активизировавшееся стремле- ние к развитию. Он ввел термин «позитивная дезинтеграция», обозначающий процесс внутреннего распада личности, веду- щего к ее реорганизации на новом, более сложном с эмоцио- нальной точки зрения уровне.

    180
    Домбровский отмечал, что в результате подобных по- трясений некоторым людям удается развить свою личность, в то время как другие быстро возвращаются к тому, что было.
    Его наблюдения показали, что люди, не обладающие пси- хологической осознанностью, скорее всего, не могут зна- чительно измениться под воздействием эмоционального потрясения. Однако другие используют периоды дистрес- са, чтобы узнать о себе что­то новое. Домбровский считал, что у таких людей имеется потенциал развития, подтал- кивающий их к тому, чтобы стать более компетентными и автономными.
    Домбровский считал, что люди, способные переносить не- гативные эмоции, имеют наибольший потенциал развития.
    Он рассматривал негативные эмоции как основную движу- щую силу психологического развития человека, поскольку именно эти причиняющие дискомфорт чувства мотивируют амбициозных людей на поиски решений. Вместо того чтобы закрыться или начать защищаться, столкнувшись со слож- ными переживаниями, люди с высоким потенциалом раз- вития стараются глубже понять себя и окружающую реаль- ность. Ради этого они готовы заняться самоанализом, даже если это предполагает необходимость пережить болезненное чувство неуверенности в себе. Хотя неопределенность явля- ется неотъемлемой частью процесса самоанализа и может иметь неприятные побочные эффекты в виде тревоги, вины или депрессии, поиск ответов на глубокие и важные вопро- сы в конечном итоге помогает формированию более сильной и более легко адаптирующейся личности.
    История Эйлин
    Для моей клиентки Эйлин идеи Домбровского стали источни- ком поддержки и помогли ей поверить в свои силы. Ее анали-

    181
    тический склад ума позволил ей извлечь много пользы из ра- боты с психотерапевтом на протяжении нескольких лет. Эйлин любила учиться, поэтому ей хотелось лучше понять себя и дру- гих, но ее семья считала интерес к психологии признаком не- приспособленности к жизни.
    Когда после разрушительных отношений Эйлин обратилась за помощью к психотерапевту, семья посчитала этот поступок глупым и окрестила ее «больной». Вместо того чтобы понять, что Эйлин использует свою эмоциональную боль как инстру- мент для роста и познания себя, ее родные задавались вопро- сом, зачем она тратит столько времени и денег, чтобы копать- ся в прошлом.
    Эйлин знала, что поступила правильно, придя в терапию, но беспокоилась, не является ли она больной на самом деле.
    На определенном уровне она все понимала, ведь ее родители были незрелыми импульсивными людьми, избегающими эмо- циональной близости. Однако ей казалось странным, что она была единственным членом семьи, которому оказалась необ- ходима помощь.
    Узнав об идее позитивной дезинтеграции Домбровского,
    Эйлин смогла увидеть, что ее дистресс является признаком роста. Познакомившись с теорией развития Домбровского, она стала гордиться, что является единственной в своей семье, кто готов исследовать свою боль, чтобы найти более здоровый способ существования.
    Отказ от устаревшего ролевого «я»
    Люди часто продолжают играть принятые на себя в детстве роли и во взрослом возрасте, потому что считают, что это единственный способ быть принятыми другими, который по- могает им поддерживать собственную безопасность. Однако когда истинное «я» больше не в состоянии играть в ролевые

    182
    игры, человек часто получает тревожные сигналы в форме неожиданных эмоциональных симптомов.
    История Вирджинии
    Для Вирджинии тревожным звоночком стали внезапные пани- ческие атаки, возникавшие каждый раз, когда ее критиковал старший брат Брайан, человек деспотичный и склонный к осу- ждению. Вирджиния всегда переживала по поводу того, что подумают о ней другие. Это превращало любой выход в свет в изнуряющее мероприятие, во время которого Вирджинии постоянно приходилось считывать мысли и эмоции окружаю- щих и стараться никого не обидеть, терзаясь при этом вооб- ражаемыми картинами неминуемого отвержения. На работе она также беспрестанно думала, как ее воспринимают колле- ги, чувствуя себя при этом совершенно несчастной. Вирджи- ния обратилась к психотерапевту, чтобы научиться справлять- ся с паникой (и это ей удалось), но она также поняла, насколько непринятой она чувствовала себя в детстве.
    Терапия помогла Вирджинии увидеть, что у Брайана была та же осуждающая манера поведения, что и у их покойного отца, который всегда заставлял ее чувствовать себя ущербной и нелюбимой. Вирджиния начала понимать, что ее социофобия была отражением ее детской роли, когда она постоянно и без- успешно пыталась заслужить любовь своего критичного и над- менного родителя. Ее подсознательная исцеляющая фантазия предполагала, что однажды она сможет стать достаточно «пра- вильной», чтобы заслужить его одобрение. Она бессознатель- но взяла на себя роль напуганного неполноценного ребенка, дополнявшую образ мудрого и сильного отца, место которого теперь занял Брайан.
    Панические атаки Вирджинии свидетельствовали о том, что она начала ставить под сомнение свою детскую веру, что стар-

    183
    шие всегда правы. Вот что она рассказала мне: «Если кто-то, особенно если это был мужчина, выражал свое недовольство мной, я пугалась и автоматически считала, что я неправа». Од- нако Вирджиния смогла более ясно увидеть свои отношения с Брайаном: «Я ставила его на пьедестал, как будто он был бо- гом. Ему нет до меня никакого дела, но я позволяла ему опре- делять, как мне себя чувствовать — хорошо или плохо. Я всег- да так переживала из-за его мнения, но сейчас я стараюсь быть более независимой. Мне кажется, что я только начинаю учить- ся быть отдельной личностью».
    Без своих панических атак Вирджиния могла бы и дальше руководствоваться мнением окружающих и жить с ощущением самоуничижительной тревоги. Панические атаки проложили путь для новой осознанности, которая позволила ей отказаться от фантазии о непогрешимости мужчин, которую она усвоила в детстве, — истории, разрушавшей ее самооценку во взрослом возрасте. Ее ролевое «я», загонявшее ее в рамки слабой и по- терянной маленькой девочки, разрушилось, как только она по- няла, что может сама решать, общаться ей с Брайаном или нет.
    Она наконец осознала, что чувствует на самом деле по отно- шению к отцу и брату, которые превратили ее в самого незна- чительного члена семьи. Чары рассеялись.
    Упражнение
    Освобождаемся от саморазрушительной роли
    Выделите немного времени, чтобы коротко описать личность того, кто заставляет вас нервничать или чувствовать себя маленьким и незначительным. Теперь вспомните, как вы ведете себя, находясь рядом с этим человеком, и кратко опишите роль, которую вы при- выкли играть, общаясь с ним. Постарайтесь понять, что за исце- ляющая фантазия заставляет вас любой ценой искать одобрения этого человека. Сколько времени вы потратили, желая, чтобы этот

    184
    человек вел себя с вами по-другому? Не играете ли вы самоуни- чижительную роль, которая больше не подходит вам? Вы готовы по-новому взглянуть на себя и начать строить отношения с этим человеком так же, как и с любым другим?
    Осознание своих настоящих чувств
    Иногда отказ от исцеляющей фантазии о том, как мы наконец заслужим чью­то любовь, означает, что нам придется встре- титься с нежелательными чувствами по отношению к нашим близким. Многие из нас испытывают вину или стыд за чув- ства, которые мы считаем неприемлемыми. Мы убеждены, что хорошие люди подавляют такие эмоции. Однако если по- давлять свои настоящие чувства слишком долго, они могут выплывать на поверхность, а это заставит нас остановиться и посмотреть, что же не так.
    История Тильды
    У Тильды было много того, за что она могла благодарить судьбу, поэтому она никак не могла избавиться от чувства вины. Она родилась в неполной семье. Ее мать Кайса приехала в США из Швеции в поисках лучшего будущего для дочери и рабо- тала, чтобы обеспечить себя и ребенка. Она откладывала каж- дый заработанный цент, чтобы Тильда смогла получить хоро- шее образование. Тильда использовала все предоставленные ей возможности и в конечном итоге получила ученую степень в графическом дизайне, оплачивая учебу за счет стипендии.
    Ее обучение подходило к концу, когда ей пришлось обратить- ся ко мне за помощью из-за сильнейшей депрессии. Несмотря на то что она по-прежнему продолжала работать, каждое утро ей приходилось бороться с собой, чтобы начать что-то делать.
    Как только она вставала с постели, ей тут же хотелось забрать- ся обратно под одеяло.

    185
    Мы отследили начало депрессии и поняли, что она была спровоцирована телефонными разговорами с матерью Тиль- ды, которая становилась все более раздражительной и язви- тельной, по мере того как учеба дочери подходила к концу.
    Кайса всегда была эмоциональной и постоянно напоминала
    Тильде, что она растила ее одна, когда ее бросил отец девоч- ки и они переехали в США. В каждом разговоре Кайса жало- валась на свои болезни и людей, которые ее обижали. Тильда сочувствовала матери и, кроме того, считала, что всем ей обя- зана, но необходимость постоянно выслушивать рассказы ма- тери о том, как она несчастна, и невозможность как-то помочь ей изматывали Тильду. Она чувствовала, что ее слова совер- шенно ничего не меняют.
    Я спросила Тильду, что она чувствовала, когда Кайса отма- хивалась от ее сочувствия и продолжала жаловаться. Снача- ла Тильда говорила лишь о своей вине за то, что не может по- мочь маме почувствовать себя лучше, и о том, что она плохая дочь, раз получает удовольствие от жизни, пока Кайса страдает.
    Но когда я продолжила расспросы и попросила Тильду описать ощущения в теле, когда она слышит голос матери, она наконец дала волю своим эмоциям. Она была ошарашена своим откры- тием. «Она мне не нравится», — прошептала Тильда.
    Это была эмоциональная правда для Тильды, которая про- тиворечила ее детской исцеляющей фантазии о том, что ког- да-нибудь она сможет дать Кайсе достаточно любви, чтобы компенсировать все разочарования в ее жизни. Преувеличен- ные вина и благодарность мешали Тильде испытывать насто- ящие чувства к матери. Незыблемая семейная история заклю- чалась в том, что Кайса пожертвовала всем ради дочери и тем самым заслужила ее безраздельное внимание и преданность.
    Когда Тильду стали раздражать бесконечные жалобы матери, вина превратила ее неосознанный гнев в депрессию.

    186
    Депрессия Тильды прошла, как только она приняла свои ис- тинные чувства к Кайсе. Позволив себе, наконец, осознать, что ей не нравится ее мать, несмотря на то что она ей благодарна,
    Тильда смогла выбраться из ловушки. Она поняла, что может по-прежнему общаться с матерью, но ей не нужно притворять- ся, что она испытывает «правильные» эмоции.
    Упражнение
    Ищем скрытые чувства
    Вы можете выполнять это упражнение в любое время, когда чув- ствуете особенно сильную тревогу или когда у вас плохое настро- ение. В такие моменты спросите себя, не пытаетесь ли вы пода- вить какие-то скрытые чувства. Подумайте о моментах, когда вам особенно плохо, и постарайтесь понять, не связано ли это с ка- ким-то конкретным человеком. (По моему опыту, люди с наи- большей неохотой признаю´т, что боятся кого-то или что кто-то им не нравится.)
    Пытаясь сформулировать, что вы чувствуете к этому человеку, говорите так, как говорил бы ребенок 8–9 лет, используя простые и ясные предложения. Я также советую уединиться для выполне- ния этого упражнения, чтобы вам не нужно было беспокоиться о реакции других людей. Позвольте себе сказать (или прошептать) свою правду вслух. Можете попробовать использовать такую фор- мулировку: «Мне не нравится, когда этот человек…» и описать его поведение. Поняв, что вы чувствуете на самом деле, вы заметите снижение напряжения и облегчение в теле. Не дайте вине поме- шать вам. Вы говорите о своих чувствах только себе с единствен- ной целью — узнать себя лучше. Вас никто не слышит, и это абсо- лютно безопасно.
    Некоторым людям кажется, что им нужно рассказать другому человеку о своих истинных чувствах, но я считаю, что это часто бы- вает контрпродуктивно и вызывает слишком сильную тревогу. Ког-

    187
    да вы только начинаете налаживать связь со своими настоящими эмоциями, разговоры о них, к которым вы не готовы, могут напол- нить вас ненужной тревогой, не говоря о возможной негативной реакции на ваше признание. Если вы захотите, вы всегда можете поговорить с человеком позднее, но сначала вам нужно вернуть способность признаваться в своих чувствах себе. Важно прояснить один момент: вам становится легче не от того, что вы рассказали о том, что происходит у вас внутри, другому, а от того, что вы сами знаете, что чувствуете на самом деле. Простое признание эмоций и проговаривание их вслух может сыграть огромную роль в об- ретении эмоционального покоя.
    Осознание гнева
    Поскольку гнев является выражением нашей индивидуально- сти, именно за это чувство эмоционально незрелые родители чаще всего наказывают детей. Но гнев может быть полезен, поскольку дает людям энергию для изменений и позволяет им увидеть себя как человека, достойного, чтобы за него за- ступались. Когда слишком ответственные, тревожные или на- ходящиеся в состоянии депрессии люди начинают осознавать свой гнев, это часто является хорошим знаком. Их гнев гово- рит, что их истинное «я» выходит на передний план и что они начинают заботиться о себе.
    История Джейд
    Джейд было стыдно, что она часто испытывала гнев, который нередко был направлен на родителей. На протяжении многих лет она считала, что лучший выход — это притвориться, будто этих чувств нет. Джейд втайне переживала, что у нее просто плохой характер, что она раздражается по пустякам.
    Однако причиной ее гнева было то, как ее снисходитель- ные и эмоционально не вовлеченные родители игнорировали

    188
    ее чувства. Когда Джейд наконец начала думать о своем гне- ве как о реакции на пренебрежение ее эмоциональными по- требностями, она могла взглянуть на ситуацию по-новому: «Те- перь я думаю, что если бы я не злилась, то со мной явно что-то было бы не так! У меня куча причин для гнева, и мой гнев — это проявление моего истинного „я“. Гнев дает мне много энергии.
    Я больше не хочу жить во лжи. Пытаясь наладить отношения с родителями, я постоянно испытывала одиночество и разоча- рование. С ними я чувствую себя в изоляции».
    Приняв свой гнев, Джейд впервые смогла ясно увидеть свою исцеляющую фантазию. Она думала, что может изменить семью, если будет любящей дочерью. Вот как она об этом ска- зала: «Я старалась во всех видеть хорошее. Я думала, что все любят друг друга. Я была наивной. Я считала, что если относить- ся к людям хорошо, то в конце концов все наладится. Я вери- ла, что мои родители полюбят меня, а мои брат с сестрой про- явят интерес к тому, что для меня важно. Но теперь я поняла, что мне нужно доверять себе и делать то, что считаю правиль- ным. Мне правда нравится быть с собой. Я больше не хочу впу- стую тратить время. Я надеюсь, что смогу найти людей, которым можно доверять. Я больше не буду пытаться наладить отно- шения с теми, кто держится на расстоянии и не поддержива- ет меня. Я буду вести себя с ними тепло и вежливо, но не буду слишком с ними сближаться, чтобы опять не разочароваться».
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   21


    написать администратору сайта