тренды. По заказу министерства образования и науки республики казахстан с74 Тренды современного образования Алматы
Скачать 3.34 Mb.
|
• Udaccity — образовательная платформа https://www.udacity.com • Форумы и группы в Facebook, такие как Graffika и Social Media • BilimLand — полиязычная образовательная платформа https://bilimland.kz/ru • iMektep — курс начальной школы на казахском языке https://imektep.kz/ • iTest — тестирование онлайн https://itest.kz/ru Сопутствующие тенденции Навыки XXI века Персональная среда обучения Взаимное обучение (Peer Learning) Обучение с помощью социальных медиа Перевернутый класс Непрерывное образование $ $ $ A A ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 135 МЕЖПРЕ ДМЕ ТНОЕ ОБУЧЕНИЕ III. Современное образование коллаборативно МЕЖПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 136 МЕЖПРЕ ДМЕ ТНОЕ ОБУЧЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ > Искать пути взаимодействия и объединять знания < Ключевые понятия Интегрированное обучение, способность к интеграции, интеграционное мышление, тема- тическое обучение, тематический подход, тематическое образование, тематические за- дания, межпредметное обучение, межпредметный учебный план, межпредметность, меж- предметное планирование Под словом «межпредметный» понимают практику применения двух или более различных школьных предметов или академических дисциплин в рамках изучения определенной те- мы, а также процесс рассмотрения проблемы или вопроса с нескольких точек зрения. Когда речь идет о школьном образовании, понятие «интегрированный» носит более общий характер, а «междисциплинарный» чаще всего относится к академическим дисциплинам. Тем, кто выбрал межпредметный подход, уже с первых шагов придется нелегко. Особенно тем, кто работает в традиционной системе образования, направленной на узкопрофильное обучение. Конечно, из-за активной специализации иногда сложно увидеть главное, но тяго- тение объединить и сопоставить факты — это нормальное общечеловеческое стремление и важнейший фактор интеллектуального и эмоционального развития. В современном мире этот навык обретает абсолютно новое значение. Характерная черта нашего времени — не- прерывный поток новой бессистемной информации, часто оторванной от контекста и с трудом поддающейся анализу. Не умея находить закономерности между разрозненными обрывками данных, едва ли удастся отыскать правильный путь в этом информационном хаосе. Сегодня многое в жизни зависит от умения уловить связь между различными факта- ми, событиями и теориями и систематизировать их в общем контексте, формируя картину «большого мира» вокруг. Именно поэтому способность интеграции знаний стала одной из ключевых целей образования. После многих лет развития изолированных предметных об- ластей сегодня преподаватели все чаще стремятся объединить разрозненные предметы. В офисах или в суперсовременных лабораториях, в поисках медицинских открытий или при занятии домашними делами — нас всюду ждут комплексные задачи, требующие инте- грированного подхода. Необходимо развить у детей интеграционное мышление, научить их использовать свои знания в нестандартных ситуациях: в классе, на работе, в обществе и личной жизни. Сегодня все громче звучат голоса критиков изолированных теоретических ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 137 МЕЖПРЕ ДМЕ ТНОЕ ОБУЧЕНИЕ предметов, все большую популярность завоевывает практика изучения масштабных идей и применения знаний на практике без отрыва от реального контекста. Многодисциплинарный подход и возможность сочетания знаний из разных областей высоко ценятся в рабочей деятельности, в частности, в машиностроении и проектировании. Традиционные программы обучения состоят из перечня отдельных учебных дисциплин и часто не отражают взаимосвязи между ними. В действительности они существуют, и их осоз- нание крайне важно для понимания общей картины и развития интеграционного мышле- ния. Межпредметность предполагает, что существуют физические и социальные пространст- ва, где преподаватели и учащиеся могут в естественной и непринужденной обстановке общаться с людьми, занятыми в других предметных областях. Один из способов внедрения интегрированного обучения в школы — создание межпредметных преподавательских групп, ответственных за согласование учебных планов в рамках совместно выбранных ключевых тем. Успешная интеграция должна происходить на четырех уровнях: опыт, общество, зна- ния и целостность учебной программы. Причины появления • Необходимость сопоставить и объединить различные учебные дисциплины. • Необходимость практического применения знаний во взрослой профессиональной и личной жизни. • Необходимость развития навыков критического и логического мышления учащихся. Преимущества • Повышает уровень вовлеченности учеников, учителей и родителей в учебный процесс; способствует созданию атмосферы сотрудничества. • Позволяет учителям увидеть востребованность их работы в дальней перспективе и тем самым повышает уровень их удовлетворенности. • Позволят ученикам добиться большего. • Способствует развитию концепции персонализации: ученики могут работать в своем темпе в соответствии с собственными интересами, навыками и опытом. • Позволяет учителям более эффективно использовать время и рассматривать ключевые темы более широко, с разных точек зрения. • Позволяет более точно оценивать достижения учеников. • Дает ученикам возможность работать с различными источниками информации, формируя более широкое понимание предмета. Трудности • Учителя и ученики должны выбрать темы для междисциплинарного изучения: выбор тем не может быть установлен сверху. • При использовании данного метода существует риск недостаточной готовности учеников к общепринятой оценке успеваемости. ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 138 МЕЖПРЕ ДМЕ ТНОЕ ОБУЧЕНИЕ • Более широкое изучение темы может быть и более поверхностным, в то время как многие предметы требуют большего углубления и детализации (например медицина, юриспруденция, машиностроение). • Существует риск искусственности и несоответствия выбранных тем реальному опыту учащихся. Материалы по теме • Авторская учебная программа Curriculum Design for Excellence, Inc by Dr. T. Roger Taylor http://www.rogertaylor.com/index.php? src=gendocs&ref=SampleUnits&-category =Curriculum%20Units • Примеры авторских междисциплинарных программ в Шотландии Interdisciplinary Planning Samples in Curriculum for Excellence http://www.edubuzz.org/ curriculumforexcellence/planning-support/ interdisciplinary-learning/ interdisciplinary- planning-samples/ • Мастер-класс по междисциплинарному обучению Interdisciplinary Learning in Your Classroom в рамках серии онлайн- занятий Concept to Classroom http://www.thirteen.org/edonline/ concept2class/interdisciplinary/ demonstration.html • Подборка интерактивных ресурсов для междисциплинарного обучения в рамках проекта Interactive Resources for Interdisciplinary Sustainability (IRIS) Килского университета в Великобритании http://www.keele.ac.uk/iris/ • Междисциплинарная программа для 11-го и 12-го классов школ Онтарио, утвержденная Министерством образования Канады The Ontario Curriculum, Grades 11 and 12: Interdisciplinary Studies http://www.edu.gov.on.ca/eng/curriculum/ secondary/interdisciplinary1112curr.pdf Сопутствующие тенденции STEM-образование Профессионально-техническое обучение Релевантно-ориентированное обучение Адаптивное обучение Семантические сети Проблемно-ориентированное обучение Проектно-ориентированное обучение Навыки XXI века Обучение с помощью социальных медиа $ $ $ ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 139 РЕКОМЕНД АЦИИ РЕКОМЕНДАЦИИ ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 140 РЕКОМЕНД АЦИИ Организация командной работы по подготовке учебного материала • Определите основную цель проекта еще до первой встречи участников рабочей группы; • Свяжитесь с членами рабочей группы и подготовьте список основных аспектов, идей и предложений. Для этого можно использовать электронную почту или текстовый редактор с возможностью совместного редактирования файла онлайн. • Составьте список правил общения и ведения переписки. Сохраните список в файле и дайте к нему доступ всем участникам группы. Попросите всех участников подписать данный список. • Не пугайтесь беспорядка, который возможен в начале работы. Проведите экспресс- обсуждение, рассмотрите каждую предложенную идею, помните, что все должны чувствовать себя одинаково значимыми и важными для проекта. Обсудите все предложения с остальными участниками группы и выберите наиболее интересные из них. • Поручите каждому участнику группы определенное задание с учетом его пожеланий. • При возникновении разногласий, нехватке или избытке предложений сделайте перерыв и самостоятельно решите, как поступать дальше. Действуйте так, чтобы никого не обидеть и не отбить желание работать дальше. • Контролируйте ход работы и обсуждайте последующие шаги с теми, кто отвечает за разработку материалов. • Направляйте участников группы читать тексты, написанные другими участниками, комментировать их и вносить свои предложения. • Не ограничивайте свободу самовыражения, но ясно обозначьте единый язык повествования и общие правила изложения. Так проект получится более целостным. • Не заставляйте ждать, когда будут собраны все материалы. Редактируйте то, что уже готово. Смысл экспресс-создания учебного руководства состоит не только в том, чтобы быстро его написать, но и в максимальном сокращении времени до публикации. ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 141 ПРИМЕРЫ (C ASE-STUDУ) III. Современное обучение коллаборативно ПРИМЕРЫ (Case-Studу) ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 142 БЕ ЗГРАНИЧНЫЙ ВЫБОР Безграничный выбор Не стоит использовать программные приложения на уроках, просто потому что так се- годня принято. Когда преподаватель не видит смысла в использовании мультимедийных материалов, бессмысленно его принуждать. С другой стороны, многие учителя хотели бы разнообразить свои уроки, но уверены, что все приложения, технологии и ПО стоят боль- ших денег. Но они очень ошибаются. В этой главе мы рассмотрим бесплатные приложения, для использования которых достаточно обычного смартфона с операционной системой Android или мобильного телефона с доступом к сети Интернет (если этим приложением можно управлять с веб-страницы). Бездумное использование программных приложений в качестве дополнительного украше- ния едва ли принесет пользу, и наверняка найдется не один преподаватель, уверенный, что урок с использованием современных технологий немногим отличается от урока на основе традиционной хрестоматии. Именно поэтому сначала надо разобраться, в чем состоит цель использования технических средств в ходе занятия. Здесь можно выделить три основные ключевые задачи. Во-первых, использование программных приложений экономят время, которого всегда не хватает. Преподавателю необходимо выполнить за урок определенную задачу. Другими словами — донести определенный материал за ограниченное количество учебных часов. С этой проблемой сталкиваются все учителя. Чтобы найти время на творческие задания, надо меньше потратить на организационные вопросы и систематизацию информации. Разработаны инструменты, с помощью которых можно быстро разделить класс на две ко- манды (Teamup, IDroo), также существуют приложения для систематизации работы над про- ектом (Conceptboard, Lino). Чтобы заинтриговать учеников, можно дать им зашифрованное задание в начале урока. Сгенерировать QR-код очень просто можно в приложении QrDroid. В начале урока часто проводят опросы на знание значений тех или иных терминов. Чтобы проверить, насколько дети усвоили терминологию (например части речи) — создайте сло- варное облако (Tagxedo, Wordle). В ходе совместной работы ученики часто получают один экземпляр задания на команду. В этом случае им поможет Lectures Scanner. Достаточно сфо- тографировать документ, и приложение создаст его электронную версию с возможностью редактирования (можно подчеркивать слова, оставлять примечания, пересылать документ другим пользователям). Еще одно приложение, которое используется для экономии вре- мени, — Padlet. Оно позволяет создавать «цифровые стены» для хранения документов по определенной теме. Благодаря этой базе данных можно быстро найти нужные материалы. ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 143 БЕ ЗГРАНИЧНЫЙ ВЫБОР Следующий тип полезных приложений называется активаторами. Они построены на идее арт-терапии в ее самом широком смысле, а также на концепции интерсемиотического пере- вода. С одной стороны, они направлены на развитие творческого потенциала учащихся, а с другой — повышают эффективность усвоения материала за счет повторной транспозиции и дополнительной активации. Что касается уроков языка и литературы, программные приложения дают ученикам возмож- ность по-новому посмотреть на сюжетную линию. Чтобы проверить, насколько они поняли объемное произведение, можно предложить создать брошюру в форме краткого изложе- ния (Littlebird Tales) или в виде презентации одной из сюжетных линий либо продолжения истории (Storybird). При работе с содержанием книги важно, чтобы ученики увидели про- блему под другим углом. Можно, например, договориться, что содержание книги — это сенсационный материал, попавший в руки пытливых репортеров (то есть ваших учени- ков) — пусть они напишут информационную сводку, возьмут интервью или напишут отчет. Бывает, ученики создают целые газеты из таких материалов (можно публиковать их в Issuu). Они повторяют и обрабатывают пройденный материал, создавая презентации, составляя кроссворды и постеры (Glogster). Чтобы помочь ученикам начальных классов разобраться с множественными линиями произведения и мотивами героев, можно попросить их создать комикс или небольшой мультфильм по мотивам одного из фрагментов (PowToon или PiZap ( http://www.makebeliefscomix.com ). Приложение PicCollage — это идеальный инструмент для создания отчетов, рассказов и газетных колонок. Материалом может послужить все что угодно, включая экскурсии и школьные праздники. Достаточно нескольких фотографий с мероприятия, и по его итогам можно создать чудесный плакат в PicCollage. На основе этого плаката гораздо легче перейти к более серьезной журналистике. Третья группа приложений помогает усваивать информацию и развивать навыки. Для обзора материала и проверки знаний на заключительных уроках можно использовать приложения RealtimeBoard и Mindmup, а для групповых проектов — инструменты для работы с модуль- ной объектно-ориентированной динамической средой обучения (Edmodo). Есть множество интереснейших средств для проверки знаний, которые могут избавить учеников от лишнего стресса во время этапов контроля знаний (Kahoot и Web Quest Google). Финальный урок по теме, обзор материалов или результаты командного проекта или задания можно офор- мить с помощью эффектного слайд-шоу (Slidy.ly) или деморолика, который потом можно опубликовать в блоге школы или класса. Какой вывод можно сделать из вышесказанного? Портфель современного учителя не просто забит дидактическими материалами, он бездонен. Но надо убедиться, что эти бесконечные возможности используются с умом, а не становятся набором красивых, но бесполезных гаджетов. ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 144 ОН ЛАЙН-ПОС ТАНОВК А Онлайн-постановка Задача: Изначально феномен онлайн-театра появился как реакция на обыкновение учеников бездумно копировать информацию из сети Интернет. Еще одной причиной разработки данного метода стало желание переместить учебный процесс в любимое подростками виртуальное пространство, а именно в социальные сети (Facebook, Vk, Twitter), или даже превратить в онлайн-игру, тем самым добавив в качестве мотивации факторы соревнова- ния и вознаграждения. Онлайн-театр — один из видов смешанного обучения, основанный на широко известной и популярной концепции театрализации. Процесс: Как и положено при смешанном обучении, занятия могут проходить и в классе, и онлайн. После знакомства с правилами и рекомендациями по работе с платформой Edmodo, на базе которой и происходит последующий учебный процесс, ученики выбирают историче- скую личность, за которую они будут играть на платформе. На этом этапе задача препо- давателя — рассказать о правилах работы платформы и помочь создать учетные записи. (Кроме того, на этом этапе важно ввести родителей в курс происходящего и желательно получить их согласие, которое потом может быть учтено при оценке успешности урока.) Успех всей затеи зависит от правильного выбора исторических персонажей: они должны соответствовать теме и историческому отрезку предполагаемого проекта. На следующем этапе учитель становится модератором и куратором. В течение всего проекта (не менее двух недель) ученики будут играть за выбранных персонажей, выполняя поставленные за- дачи. В частности, они должны будут разработать свою учетную запись, создать цифровое портфолио, придумать аватарку для своего персонажа (с помощью приложения Voki); они будут от лица своих персонажей обсуждать с одноклассниками новый материал, выполнять задания, взаимодействовать и обмениваться идеями. В ходе работы учащиеся смогут на практике проверить идеи своих докладов (подготовленных заранее), исправить ошибки, на- учиться основам этики общения в социальных сетях. По результатам работы они получают медали/награды за определенный тип деятельности, например, биограф, художник-баталист, журналист, исследователь и т.д. Каждая медаль стоит определенное количество очков. Сум- ма очков определяет место ученика в рейтинге участников проекта. В конце проекта все ученики подключаются к работе над экспресс-созданием огромной ассоциативной карты по теме проекта в приложении Google Conceptboard. ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРА ЗОВАНИЯ 145 ОН ЛАЙН-ПОС ТАНОВК А Результаты: Выводы Онлайн-театр заставляет учеников пересмотреть способы работы в сети Интернет. В ходе игры они должны действовать от имени своего персонажа, а значит, им приходится ана- лизировать и обрабатывать всю информацию перед публикацией. Как минимум они не смогут просто скопировать статью, написанную от третьего лица, так как персонажи ведут изложение от своего имени. Данный метод дает возможность изучать большие объемы материала в рамках любимого учениками пространства. Преимущества Основная цель метода — развитие навыков взаимодействия в виртуальном сообществе, а также формирование ключевых навыков, включая анализ и усвоение прочитанного мате- риала, поиск и выбор информации, умение работать с информационными технологиями. За счет использования англоязычного приложения развиваются и базовые языковые на- выки. Данный метод можно использовать при изучении различных дисциплин (например, при изучении языка и литературы участники могут играть за литературных персонажей), и не обязательно ограничиваться гуманитарными дисциплинами. Онлайн-театр не требует сверхусилий во время занятий ни от учителей, ни от учеников, а игровая природа метода помогает ученикам легко усваивать информацию. Достижения Ученики осваивают широкий спектр важных навыков. Зарабатывая медали и очки, они учатся принципам справедливой конкуренции, а разрабатывая своего персонажа, пости- гают основы формирования цифрового портфолио. Возможность использовать мобильные устройства и участвовать в проекте в любое время делает метод еще привлекательнее. За время использования данного приложения и образовательной платформы ученики значительно развивают свои знания и навыки. Играя роль исторического персонажа, они стараются выяснить свои сильные стороны, и это очень хорошо заметно во время онлайн- обсуждений. |