Главная страница
Навигация по странице:

  • Предмет философии. Классификация наук

  • Основная аксиома философии

  • Философия. Лега В.П. История философии. Ч.1.. Православный святотихоновский гуманитарный университетбогословский


    Скачать 1.39 Mb.
    НазваниеПравославный святотихоновский гуманитарный университетбогословский
    АнкорФилософия
    Дата03.10.2019
    Размер1.39 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛега В.П. История философии. Ч.1..pdf
    ТипКнига
    #88434
    страница10 из 37
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   37
    § 5. А
    РИСТОТЕЛЬ
    Жизнь и произведения
    Аристотель — один из выдающихся представителей философской мысли античности. Философия Аристотеля оказала на последую- щую мысль огромное влияние, по степени воздействия его можно сравнить только с Сократом и Платоном. Правда, в поздней анти- чности Аристотель был долгое время мало известен, но в средние века, особенно после того, как в Западную Европу начало прони- кать арабское научное знание, трактаты Аристотеля все больше и больше стали привлекать к себе внимание, а в XIII в. благодаря трудам Фомы Аквинского его идеи прочно обосновались на ка- федрах западных университетов. После этого отношение к нему было разное: и восторженное, и полное неприятие, но дань этому философу отдавали все философы вплоть до наших дней.
    Аристотель в отличие от Платона и Сократа был не только фило- софом, но и ученым, и оставил после себя множество трактатов по естественным наукам — физике, биологии, а также по искусству и политике. Аристотель стоит у истоков многих наук, и действитель- но его можно назвать первым крупным ученым-энциклопедистом
    Европы.
    Аристотель родился в 384 г. до Р. Х. в городе Стагиры на севе- ро-западе Греции, рядом с Македонией. Отец его Никомах был врачом царя Македонии Аминты III. Из некоторых работ Аристо- теля можно сделать вывод, что и сам Аристотель (по месту свое- го рождения называемый также Стагиритом) овладел врачебным мастерством. Однако врачом он стать не захотел и в 367 г. до Р.Х. уезжает в Афины, где поступает в Академию Платона и на двад- цать лет становится его верным и лучшим учеником. Сам Платон говорил, что если Ксенократ (один из учеников) нуждается в кнуте
    (т. е. чтобы его подгоняли), то Аристотель нуждается в узде. Дейс- твительно, Аристотель критиковал Платона, и, во многом следуя учению Платона, он все-таки от многих платоновских мыслей от- казался и создал свое собственное учение.
    Об отношении к Платону — можно ли считать аристотелизм раз- новидностью платонизма — поговорим позже. В эпоху Возрожде- ния принято было противопоставлять Аристотеля Платону, в ран- нем Средневековье и поздней античности наоборот, Аристотель вместе с другими учениками часто назывались платониками — так

    114
    Глава III. Классическая греческая философия считал, например, блаж.
    Августин. Сам Аристотель считал себя многим обязанным своему учителю, хотя в одном из своих тракта- тов он написал фразу, которая часто дается в такой формулировке:
    «Платон мне друг, но истина — дороже»
    1
    После смерти Платона Аристотель покидает Афины, так как не был согласен с политикой следующего главы Академии — пле- мянника Платона, Спевсиппа. Он уезжает в Малую Азию, в город
    Ассос, ибо правитель этого города Гермий благоволил филосо- фам и еще до этого вступил в переписку с Платоном. Тот послал к нему двух учеников, которые, памятуя о том, что, согласно Пла- тону, в Академию «не геометр да не войдет», заставили Гермия изучать геометрию. Аристотель, приехав в Ассос, освободил царя от изучения математики, поскольку сам Аристотель, в отличие от
    Платона, не считал, что царь сам должен быть философом — до- статочно, чтобы он прислушивался к мнению окружающих его мудрецов. Гермий впоследствии породнился с Аристотелем, отдав ему в жены свою племянницу Пифиаду. Однако Гермий был каз- нен персами, и в 343 г. до Р. Х. Аристотель уехал в столицу Ма- кедонии — Пеллу. Сын царя Аминты III — Филипп II вспомнил о сыне своего врача и пригласил его для воспитания своего сына
    Александра (впоследствии Македонского). Он воспитывал его че- тыре года, пока Александр не стал соправителем своего отца в 16 лет. Отношения между Аристотелем и Александром были слож- ными. Как только Александр стал царем, он поспешил избавить- ся от своего учителя. Хотя Александр впоследствии говорил, что чтит Аристотеля наравне со своим отцом: «Отец дал мне жизнь, а Аристотель дал то, что придает этой жизни цену». После Ма- кедонии Аристотель возвращается в Стагиру, где жил три года. В это время кончилась эпоха полисного строения греческого госу- дарства, так как македонцы завоевали Грецию. Началась эпоха эллинизма.
    В 335 г. до Р. Х. Аристотель возвращается в Афины, где открывает свою философскую школу — Ликей. Как неафинянину, ему раз- решили открыть школу в пригороде Афин, возле храма Аполлона
    1
    Дословно этого выражения у Аристотеля нет. Но в «Никомаховой эти- ке» Аристотель пишет: «…Идеи ввели близкие [нам] люди. И все-таки, наверное, лучше — во всяком случае, это [наш] долг — ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого, особенно если мы фи- лософы. Ведь хотя и то и другое дорого, долг благочестия — истину чтить выше» (Ник. эт., 1096 a 15).

    § 5. Аристотель
    115
    Ликейского. Эта школа получила название перипатетической. От- носительно названия существует много версий. Наиболее распро- страненная та, что περιπατέω
    обозначает «прогуливаться», и пери- патетики, т. е. Аристотель со своими учениками, изучали филосо- фию, прогуливаясь по саду вокруг храма. Другую версию предлагает
    А.Н. Чанышев: περίπατος — это крытая галерея в саду возде храма
    Аполлона, где и велись занятия. Чанышев на этой версии настаи- вает (действительно, согласимля: сложно преподавать, не видя лиц учеников), но даже если он и прав, все равно все будут считать, что перипатетики изучали философию прогуливаясь, уж очень это кра- сиво и романтично. В Ликее Аристотель преподавал 12 лет, до тех пор, пока Александр не умер. После его смерти антиалександров- ская оппозиция в Афинах взяла верх, начались гонения на сторон- ников Александра, и вспомнили, что Аристотель был его учителем.
    Аристотель сказал, что не хочет, чтобы афиняне второй раз обагрили свои руки кровью философа (памятуя о судьбе Сократа), и уехал на остров Эвбея, где вскоре умер от болезни желудка в 322 г. до Р. Х.
    За все время жизни он написал чрезвычайно много работ, и большинство из них дошли до нас, кроме ранних работ, написан- ных в форме диалогов. Уже в этих диалогах, отрывки из которых встречаются у поздних философов, видно, что Аристотель отходит от платоновской теории идей, подвергая ее основательной крити- ке. Эта критика, как мы помним, находит свой отклик и в пла- тоновском диалоге «Парменид», где одним из действующих лиц был некий Аристотель. Возможно,
    Платон этим хотел показать, что знает о критике Аристотелем его теории идей, но она не пов- лияла на отношение Платона к своему учению. В последующем
    Аристотель отказывается от формы диалога и создает свой собс- твенный жанр, который существует и поныне, жанр философских трактатов, написанных прозой — не стихами, как у досократиков, не диалогами, как у Платона, а строгим научным языком. Правда, трактаты Аристотеля не являют собой некую стройную систему, как это стало распространено в позднейшей философии, особенно в Новое время. Пока что это набор книг, написанных на разные темы, читая которые, мы можем реконструировать ту систему, ко- торую имел в виду Аристотель.
    Все литературное наследие Аристотеля можно разделить на не- сколько групп:
    1. Ранние диалоги: «О философии», «Эвдем», «Протрептик» (до наших дней не сохранились).

    116
    Глава III. Классическая греческая философия
    2. Естественнонаучные сочинения: а) по биологии: «История жи- вотных», «О частях животных», «О движении животных», «О про- исхождении животных» — первые серьезные работы по биологии, поэтому можно назвать Аристотеля основателем этой науки; б) по физике: «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении» и «Метеорология»;
    3. Философские работы; эта группа очень многочисленна и внут- ри нее можно выделить подгруппы: а) логические — работы по ло- гике, получившие общее название «Органон» (орудие — греч.), ибо для самого Аристотеля логика была орудием для того, чтобы раз- мышлять и ориентироваться в других науках; в «Органон» входят следующие работы: «Аналитика» I и II, где излагается его учение о силлогизмах, «Топика», «Категории», «Об истолковании», «О со- фистических опровержениях»; б) собственно философские — это
    «Метафизика»; в) психологические — «О душе» и восемь неболь- ших трактатов; г) эстетические, или искусствоведческие, — «Поэ- тика» и «Риторика»; д) этические — три трактата по этике: «Нико- махова», «Эвдемова» и «Большая этика»; у Аристотеля было двое детей — дочь и сын, сына звали Никомахом, для него Аристотель и написал одну работу; е) политико-экономические — «Политика» и «Экономика».
    Название работы «Метафизика» возникло гораздо позднее, у
    Аристотеля этот термин не встречается. Дело в том, что рабо- ты Аристотеля после его смерти надолго исчезли из культурного обихода. Для философов эллинистической эпохи трактаты Арис- тотеля практически не были известны, разве что в пересказах и изложениях или собственно в перипатетической школе. И лишь в
    I в. до Р. Х. некий перипатетик Андроник Родосский решил обна- родовать сочинения Аристотеля и занялся их систематизацией. В то время под влиянием стоиков и эпикурейцев все философское знание обычно делилось на три группы: этика, физика и логика.
    Поэтому были вычленены работы Аристотеля по логике, этике и физике, и осталась часть работ, которые некуда было вставить.
    Андроник Родосский поставил эти работы на полку после работ по физике, и они получили название работ «после физики» —
    «Метафизика». По иронии судьбы у Аристотеля эти работы были посвящены тому, что он называл «первой философией», саму физику называя «второй философией». Часто, не зная происхож- дения этого слова, говорят, что метафизика — это то, что выше физики, как бы трактует о предметах, недоступных физическому

    § 5. Аристотель
    117
    познанию. Собственно, так оно и есть, но история термина более прозаична.
    «Метафизика» — книга, состоящая из 14 отдельных книг, — не представляет цельного произведения. Они написаны в разные пе- риоды творчества, иногда развивают друг друга, иногда повторяют, в общем видно, что Аристотель не останавливался на некоторых своих положениях. Он не излагает некую готовую, сформировав- шуюся систему, а ищет истину.
    Предмет философии. Классификация наук
    Аристотель был учеником Платона, он многое взял у своего учителя, но многое и отбросил, подвергнув беспощадной критике.
    Мы сможем понять причину спора с Платоном, если поймем, чем была для Аристотеля философия, для чего он занимался наукой.
    Здесь мы видим существенное отличие от Платона. Если для пос- леднего философия имела прежде всего нравственное содержание, то Аристотель был по своему духу истинным ученым, влекомым к знанию простым любопытством исследователя. «Все люди от природы стремятся к знанию» — так начинается «Метафизика»
    Аристотеля. Отсюда и различие основных установок Платона и
    Аристотеля: если для Платона самоочевидным является существо- вание вечной и неизменной истины (прежде всего математической и нравственной), то для Аристотеля, как для любого ученого, та- кой самоочевидной истиной является существование чувственного материального мира. Именно явления чувственного мира являют- ся для него предметом исследования: почему птицы летают, рыбы плавают, солнце светит, камни падают, человек делает те или иные поступки и т.п.?
    Но от Платона Аристотель заимствовал метод познания приро- ды, метод, предложенный еще Парменидом, развитый Сократом и Платоном, — о том, что сущее, бытие познается при помощи мышления, познается потому, что бытие и мышление — одно и то же. Знания достигаются посредством разума, размышления, а не посредством чувственного восприятия, так как знание может быть только об общем, а о частном, что дают чувственные вос- приятия, знания нет, здесь может быть только мнение. Так же, как и Сократ, Аристотель стремился дать знание в виде доказательств и определений. Сам Аристотель отдавал дань Сократу в этом воп- росе, говоря, что Сократ первым понял важность доказательств и определений. Аристотель выделил два пункта из философии Сок-

    118
    Глава III. Классическая греческая философия рата: «…две вещи можно по справедливости приписывать Сокра- ту — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания» (Мет., XIII, 4).
    Как мы увидим позднее, само понятие определения для Арис- тотеля было ключевым, так как включало в себя и его логику, и метафизику. Именно в определении он нашел то, что он не нашел у Платона, т. е. сущность вещи. Поэтому для Аристотеля логика важна не только в формальном смысле, но и в смысле метафизи- ческом. Знание действительности достигается путем разума, и по- этому важным является определение, ведь знание о действитель- ности есть знание о понятиях. Поэтому логика есть не некоторая отвлеченная область знания, а та наука, которая помогает познать саму действительность.
    Логика имеет для Аристотеля чрезвычайное значение, но он не включает ее ни в какую из своих наук. Более того, логика не является наукой. Аристотель разработал классификацию наук, но не включил в нее логику. Логика — «органон» для всех наук, т. е. инструмент, орудие, которым пользуются все науки. Все зна- ния Аристотель делит на три типа: знание практическое, творчес-
    кое и теоретическое. Практическое знание включает в себя этику, экономику и политику, т. е. подразумевает умение действовать и жить в этом мире. Творческое знание — это знание ремесленника, умение что-либо создать: вазу, табурет или сложное техническое приспособление. Практическое и творческое знания не являются наукой, которой является знание теоретическое. Теория (θεορία
    ,
    созерцание) — созерцательное знание, не имеющее никакой жиз- ненной ценности, но в том-то и парадокс, что для истинного фи- лософа теоретическое знание имеет большую ценность, поскольку это знание свободного человека. Оно наиболее ценно, так как оно свободно, ведь практическое и творческое знания существуют для какой-либо цели. Теоретическое знание самодостаточно, оно су- ществует для самого знания, поэтому оно наиболее высшее, цен- ное, свободное. «И так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя» (Мет., I, 2). Знание, существующее для какой-либо цели, — знание несвободное. Поскольку в мире есть только одно полностью свободное существо, а именно Бог, то и теоретическое знание является одновременно божественным знанием, наиболее достойным Бога.

    § 5. Аристотель
    119
    Теоретическое знание Аристотель делит на три вида. Разделение происходит по следующему принципу: теоретическое знание мо- жет быть о существующем самостоятельно и подвижном — это фи-
    зика; о неподвижном, но существующем несамостоятельно — это
    математика; о существующем самостоятельно и неподвижном — это первая философия, метафизика (физика для Аристотеля — вто- рая философия) (Мет., VI, 1). Существовать самостоятельно, т. е. иметь источник бытия в самом себе, а не в чем-нибудь другом, и быть неподвижным, т. е. вечным, может, естественно, только Бог, поэтому основным предметом первой философии является Бог, и первая философия — это теология, учение о Боге. Аристотель впервые вводит в обиход термин «теология».
    Эта классификация наук изящна и логична, но тем не менее она надолго уведет последующую мысль в сторону, поскольку разрыва- ет отношения физики и математики. Они разведены Аристотелем на разные полюса, трактуют о разных предметах, поэтому тако- го очевидного для нас понятия, как математическая физика, для
    Аристотеля не может существовать.
    Задача философии состоит в том, чтобы исследовать, существуют ли, кроме чувственных, и умопостигаемые сущности. Получается вроде бы парадокс: с одной стороны, Аристотель говорит, что фи- лософия считает своим предметом неподвижное и независимое, сущность, не подвластную чувственному знанию, так как все, что существует в природе и познаваемо чувствами, подвижно; а с дру- гой — говорит, что основной задачей философии является ответ на вопрос: «Существуют ли, кроме чувственных сущностей, неко- торые другие?» (Мет., III. 1). Получается, что задачей философии является поиск ответа на вопрос: «Нужна ли сама философия?»
    Философия есть наука, знание о самой себе — это то, что отличает философию от остальных наук. Аристотель первым подметил это свойство философии.
    Аристотель отмечает, что, кроме чувственных, есть и умопос- тигаемые сущности. Ведь «если помимо единичных вещей ничего не существует, то, надо полагать, нет ничего, что постигалось бы умом, а все воспринимаемо чувствами, и нет знания ни о чем, если только не подразумевать под знанием чувственное восприятие»
    (Мет., 3, 4). Он по сути повторяет логику Платона: если сущес- твует знание (а знание может быть только об общем), то должен существовать и объект этого знания — неизменный и вечный. По- мимо материальных причин, следовательно, есть причины нема-

    120
    Глава III. Классическая греческая философия териальные, причины сами по себе. У Платона этими сущностями являлись эйдосы — идеи. Аристотель также ищет ответа на вопрос, что является такими сущностями, но он, в отличие от Платона, боится разделения двух миров: умопостигаемого и чувственного и пытается увидеть умопостигаемое в чувственном.
    Основная аксиома философии
    Но для того чтобы построить правильное учение о мире, необхо- димо правильно мыслить, а для этого необходимо найти ту аксио- му, которая является очевидной и бесспорной. Нужно найти исти- ну, на которую можно опереться как на твердую незыблемую опору и из нее возводить все знание философии. Если у предыдущих фи- лософов эта мысль встречалась неявно, то Аристотель отчетливо излагает именно такую задачу философии, первым понимая не- обходимость аксиоматического построения философской системы.
    Этот метод будет применяться в философии нового времени и ста- нет на долгие века очевидным и само собой разумеющимся.
    Такой аксиомой для Аристотеля является закон непротиворечия:
    «Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении»
    (Мет., IV, 3). Далее Аристотель продолжает: «…Конечно, не может кто бы то ни было считать одно и то же существующим и несущест- вующим, как это, по мнению некоторых, утверждал Гераклит» (там же). Аристотель показывает, что это положение может быть только аксиомой, все доказательства основываются на ней, доказать ее не- возможно, любое доказательство уже предполагает эту аксиому, и человек, не принимающий эту аксиому, противоречит сам себе. В другом месте этот тезис он использует против Протагора, т. е. фи- лософии софистов (Мет., IV, 4).
    Поясняя эту аксиому, Аристотель утверждает, что природа пол- на различий. Различия бывают существенные и несущественные, большие и малые. Законченные различия Аристотель называет термином «противолежащее». Есть четыре вида противолежаще- го — это противоположность, лишенность, противоречие и отно- шение. «Противоположность есть законченное различие» (Мет., X,
    4. 1055 a 17). Противоположность подразумевает между собой сред- нее (сумерки — между днем и ночью), а противоречие не подразу- мевает между собой среднее (человек может быть или живым или мертвым): «…у противоречия нет ничего промежуточного, тогда как у противоположностей оно возможно» (Мет., X, 4. 1055 b 1-2).

    § 5. Аристотель
    121
    Аксиома мышления состоит в том, что оно не допускает одновре- менного принятия двух противоречащих положений: человек не может быть одновременно живым и мертвым в одно и то же время и в одном и том же отношении. В силу тождества бытия и мышле- ния противоречия невозможны и в бытии, поэтому можно сделать вывод о том, что небытия не существует, ибо сказать, что сущес- твует небытие, значит высказать противоречие, ибо не может су- ществовать то, что не существует по своему определению. Однако
    Аристотель не согласен с Парменидом в том, что небытие нельзя помыслить. Небытие не существует, но его можно помыслить, так как существует различие между связкой «есть» (что небытие есть в мышлении), и онтологическим положением «есть», т. е. «сущест- вовать». Небытие не существует, но небытие как предикат нашего мышления вполне может существовать.
    Невозможно не согласиться с тем, что Аристотель действительно открыл основной закон мышления. Невозможно от него отказать- ся. Даже если кто-то от него отказывается, он тем самым признает его истинность, ибо утверждает, что невозможно быть истинными одновременно и аристотелевскому, и неаристотелевскому положе- ниям.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   37


    написать администратору сайта