Программа формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (20012005 гг.)
Скачать 3.01 Mb.
|
Таблицу 3) можно рассматривать в качестве простого и надежного методического приема определения возможных стратегий адаптации. Стратегии межкультурной адаптации 143 Первый вопрос — «Важно ли для вас поддерживать собственную культурную идентичность?» — касается отношения к собственной культуре, ее ценности для индивида и необходимости сохранения и развития его этнокультурной идентичности. Второй — «Важно ли для вас поддерживать отношения с другими этническими группами?» — направлен на определение отношения индивида к группе контакта: насколько взаимодействие с членами этой группы ценно и желанно для индивида. Ответы на эти вопросы могут быть обозначены в виде точек на биполярных градуированных шкалах, в которых один полюс принадлежит максимально положительному, а второй — максимально отрицательному ответу на данные вопросы. Если мы ограничим ответы на данные вопросы словами «да» и «нет», то в схеме, изображающей взаимосвязь ответов, будут представлены 4 варианта потенциально возможных сочетаний, каждое из которых соответствует определенному виду аккультурационной стратегии. Стратегии аккультурации (по Дж. Берри) Таблица 3 Важно ли для Вас поддерживать соб- ственную культурную идентичность? «ДА» «НЕТ» Важно ли для Вас поддерживать взаимоотношения с другими этниче- скими группами? «ДА» Интеграция Ассимиляция «НЕТ» Сепаратизм Маргинализация Используя совокупность индикаторов, отражающих смысл Двух вопросов Берри, можно выявить ориентации индивида при выборе стратегий аккультурации. Рассмотрим четыре основных стратегии, или варианта аккультурации, которые, опираясь на представленную выше типологию результатов межкультурных контактов Бочнера, предложил Берри. — Ассимиляция (отрицательный ответ на первый вопрос и положительный ответ на второй вопрос) — мигрант ориен-144 Встреча с новой культурой Стратегии межкультурной адаптации 145 тирован на идентификацию с новой культурой, на освоение новых культурных ценностей и постепенную замену ими прежних собственных культурных ценностей. Здесь возможны два варианта — поглощение доминантной группой группы меньшинства или формирование нового культурного варианта, содержащего в себе элементы двух исходных культур. Известно, что иммигранты, прибывающие на постоянное место жительства, более склонны к ассимиляции, чем временно пребывающие в стране. Экономические мигранты, или люди, мигрирующие с целью получения образования, ассимилируются гораздо дольше и с большими трудностями. — Сепаратизм (сегрегация) (положительный ответ на первый вопрос и отрицательный — на второй) — меньшинство отвергает культуру большинства и сохраняет свои культурные особенности. Берри подчеркивает, что меньшинства далеко не всегда свободны в выборе стратегий аккультурации. Если выбор такой стратегии инициируется со стороны мень- шинства, можно говорить об изоляционистских установках его представителей и ориентации на сепаратизм. В случае, если такая стратегия навязывается меньшинству доминирующей группой, следует говорить о стратегии сегрегации. — Маргинализация (отрицательный ответ на первый вопрос, отрицательный ответ на второй вопрос) — мигрант не идентифицирует себя ни с той, ни с другой культурой. Это может быть результатом невозможности поддержания собственной культурной идентичности и отсутствия желания установления и развития позитивных отношений с группой культурного большинства (из-за отвержения другой культурой или дискриминации). Маргинализация редко является результатом свободного выбора индивидов, чаще мигранты становятся маргиналами в результате попыток насильственной ассимиляции («давящий пресс») в сочетании с политикой сегрегации со стороны большинства. — Интеграция (положительный ответ на первый вопрос, положительный ответ на второй вопрос) — идентификация как со старой, так и с новой культурами. Результат процесса интеграции — сохранение собственного культурного наследия в сочетании с благожелательным отношением к культуре большинства. Стремление сохранить собственную культу- ру долгое время рассматривалось как дисфункциональное. На самом деле исследователи определили, что оно играет позитивную роль по уменьшению культурного шока для вынуж- денных мигрантов и поддержания их позитивной самоидентификации (Беггу, 1990). ' Дальнейшие исследования показали, что в отношении разных объектов и в различных сферах жизнедеятельности у мигранта могут действовать разные аккультурационные стратегии (Mendoza, 1984; Koiulin, Venger, 1994). Так, мигрант может проявлять сепаратистские ориентации в отношении женитьбы, ассимиляционные тенденции в отношении одежды и интеграционные — в плане предпочтений в еде или различных праздников (Mendoza, 1984). А. Козулин и А. Венгер, исследуя психологические особенности процесса адаптации евреев- мигрантов в Израиле, обнаружили, что у них в институциональной сфере преобладает интеграционная стратегия, в то время как тенденции, обнаруженные в культурной сфере, можно расценивать как сепаратистские. Эти же авторы показали, что аккультурационные стратегии далеко не всегда воплощаются в жизнь (см. Павленко, 2001). Еще одним этапом исследований в этом направлении стало изучение соотношения аккультурационных стратегий в разных сферах жизнедеятельности. Например, Г. Горенчик, исследуя языковую сферу мигрантов-евреев из СНГ, проживающих в Израиле, показал, что аккультурационные стратегии в данной сфере соотносятся следующим образом: преобладает ориентация на интеграцию, второе место занимает сепаратистская ориентация, менее всего выражена ориентация на ассимиляцию (Horenczyk, 1996). В рамках модели Дж. Берри, как, впрочем, и в рамках типологии Бочнера, интеграция признается как наиболее успешная стратегия аккультурации и на индивидуальном и групповом уровнях, и на уровне общества. Это путь к построению мультикультурного общества, в котором сохраняется широкая палитра различных этнокультурных оттенков, в противоположность так называемому «плавильному котлу» — такому варианту развития общества, когда исходная самобытность культурных меньшинств все больше и больше теряется. 146 Встреча с новой культурой В связи с этим дальнейшая логика исследований аккульту-рационных стратегий оказалась направлена на изучение процесса интеграции. Так, Ф. Мохэддэм предложил «модель мо- бильности социальной интеграции» иммигрантов, которая описывает различные варианты стратегий, используемых ими для улучшения своего положения в новых социокультурных условиях. Он исходил из положения, что иммигранты мотивированы на улучшение своих условий жизни и положения в стране, где они предполагают получить постоянное место жительства. Данная модель базируется на двух биполярных стратегиях улучшения экономического и социального статуса иммигрантов. Первая — стратегия ассимиляция, которая предполагает отказ от своей культуры в пользу принимающей. Вторая — стратегия культурного сохранения. Важно подчеркнуть, что ассимиляция относится к индивидуальным стратегиям, а культурное сохранение — к коллективным (Moghaddam, 1998). Полная ассимиляция, согласно автору модели, означает, что мигрант придерживается норм и ценностей новой культуры, а также стремится использовать новый язык даже в сфере частной жизни. Абсолютное следование стратегии культурного сохранения означает использование родного языка, норм и ценностей своей культуры даже в общественных институтах, например в школе, банках и т.д. Ф. Мохэддэм вводит также параметр нормативности/не-нормативности интеграционных стратегий, под которым подразумевает степень их соответствия реальному социальному положению группы меньшинства и тем отношениям с большинством, которые установились на данный момент. Стратегии считаются нормативными, если они не нарушают уже сложившийся порядок вещей, и, наоборот, — чем более они способствуют изменениям межгрупповой ситуации, тем выше степень их ненормативности (бойкоты, демонстрации протеста и т.д.). На основе рассмотрения интеграционных стратегий по параметру нормативности-ненорматив-ности выделяются четыре интеграционных стратегии: — «нормативность/ассимиляция» (растворение в культуре большинства); — «нормативность/сохранение культуры» (мультикульту-рализм); Стресс аккультурации 147 — «ненормативность/ассимиляция» (в зависимости от ситуации демонстрируется приверженность то своей культуре, то культуре большинства); — «ненормативность/сохранение культуры» (коллективная стратегия группы меньшинства, направленная на изменение своего статуса и сохранение культурного наследия). По мнению исследователей, последний вид стратегии наблюдается обычно в тех случаях, когда индивидуальные формы адаптации оказываются неэффективными (см. Павленко, 2001). СТРЕСС АККУЛЬТУРАЦИИ В 1974 г. канадскими психологами Дж. Берри и Р. Аннис в качестве одного из видов стресса, который испытывают мигранты на новом месте, был описан так называемый «стресс аккультурации» (Beery, Annis, 1974). В рамках клинического подхода стресс аккультурации рассматривался вначале как форма анемической депрессии (аномия — утрата ценностей и норм) (Jilec, 1982). Позже Дж. Вестермайер представил стресс аккультурации как отдельный синдром, сочетающий в себе депрессивные, параноидные и тревожные симптомы. Он считал, что при такого рода расстройствах мало эффективны как фармакологические, так и социальные или психологические вмешательства (Westermeyer, 1989). Эти клинические наблюдения подтверждают результаты изучения ностальгии — тоски по родине. Этот термин ввел швейцарский врач И. Хофер, и психиатры начали изучать это явление еще в XVII веке. На рубеже XIX и XX веков результаты исследований ностальгии обобщил немецкий психиатр и философ Карл Ясперс (см. с. 191 — 193). В качестве проявлений стресса аккультурации большинство исследователей и практических психологов называют социальную дезинтеграцию и личностный кризис. Привычный социальный порядок и культурные нормы утеряны, и человек может легко растеряться в измененной ситуации. На групповом уровне источником тревожности становится тот факт, что в новых условиях не работают прежние схемы властных отношений, общественного порядка и экономичес-148 Встреча с новой культурой Стресс аккультурации 149 кие стратегии, а на индивидуальном уровне могут возникнуть враждебность, неуверенность, идентификационная спутанность и депрессия. Важно учитывать, что стресс аккультурации накладывается на предшествующий травматический опыт мигрантов, что приводит к их взаимному усилению. Это одна из основ- ных причин повсеместности ПТСР среди беженцев и вынужденных переселенцев, часто в тяжелой и ухудшающейся со временем форме. Статистика показывает, что частота ПТСР сильно варьирует в зависимости от этнической принадлежности. Так, в США среди беженцев из Латинской Америки ПТСР отмечается у 52%, из Центральной Америки — у 49%, а из Мексики—у 25% (Тарабрина с соавт., 1998). Тем не менее о влиянии этнокультурных факторов на ПТСР известно пока недостаточно. Признавая значимость этого вопроса, Дж. Дрэгунс пришел к выводу о необходимости разработки терапии ПТСР с учетом культурных различий. Он выделил универсальные ас- пекты психотерапевтического вмешательства при ПТСР, не зависящие от социального контекста и географической локализации, а также те аспекты, которые существенно варь- ируют в зависимости от культуры (культурно-специфические факторы) (Draguns, 1996). Дж. Лефф приводит данные о том, что внешние проявления стресса могут определяться обычаями и традициями. Так, в большинстве культур в качестве компонента погребального ритуала присутствует санкционированное и даже предписанное снятие контроля над эмоциональным выражением при переживании горя (крики, громкий плач и др.). Есть, однако, и такие культуры (например, мексиканская), в которых традицией предписывается стоическое терпение без какого-либо выражения страдания, даже в случае насильственной смерти (Leff, 1988). Представление о том, что реакции на травматический опыт могут быть как универсальными, так и культурно-специфическими, нашло свое отражение также в последней версии DSM (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 1994). Среди культурно-специфических аспектов, имеющих важное значение в процессе психотерапии, Дрэгунс выделяет следующие: специфика взаимоотношений клиента и психо- терапевта; роль ритуала в психотерапии; использование метафор, образов, мифов. Особо следует подчеркнуть роль мистических иррациональных образов, имеющих важное значение в ряде культур. В противоположность западному рациональному менталитету, эмпирическим и натуралистическим взглядам, у представителей восточных культур мистические образы присутствуют в субъективном переживании в такой степени интенсивности, что для западного человека они становятся пугающими и неприемлемыми и воспринимаются за гранью нормы. Дрэгунс предлагает учитывать культурно-специфические реакции мигрантов на травматический опыт на основе социокультурных измерений, разработанных Дж. Хофстедом. Исследования Хофстеда по категоризации культур широко известны в кросс-культурной психологии. Хофстед выделил четыре основных социокультурных измерения: индивидуа- лизм/коллективизм, маскулинность/феминность, дистанция по отношению к власти и степень избегания неопределенности. Оказалось, что эти социокультурные размерности достаточно полно характеризуют культурную специфику, в частности, в отношении психотерапии (см. Таблицу 4). Таблица 4 Социокультурные размерности Хофстеда и особенности психотерапии мигрантов (Draguns, 1996) ИНДИВИДУАЛИЗМ КОЛЛЕКТИВИЗМ Инсайт, самопонимание Облегчение страдания Вина, отчужденность, одиночество Проблемы отношений, стыд Терапевт как отцовская фигура Терапевт как заботливая мать Развитие индивидуальности Социальная интеракция Развитие ответственности Принятие контроля Межличностный конфликт и его Гармоничные отношения Разрешение 150 Встреча с новой культурой БОЛЬШАЯ ДИСТАНЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВЛАСТИ Директивная психотерапия Терапевт как эксперт Терапевт как изменяющий агент Конформизм и социальная эффективность Дифференцированность ролей терапевта и клиента Значимость профессиональной сертифицированное™ ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ ИЗБЕГАНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Биологические объяснения Поведенческие техники Медицинская ориентация Признание лишь некоторых психотерапевтических подходов Сильно регламентированная терапевтическая практика МАСКУЛИННОСТЬ Просоциальная ориентация Ответственность, конформность, приспособление Разрешающая Продолжение таблицы 4 МАЛАЯ ДИСТАНЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВЛАСТИ Человеко-центрированная психотерапия Терапевт как сензитивный человек Терапевт как катализирующий агент Самораскрытие и актуализация Снятие дифференцированности ролей терапевта и клиента Способствование движению клиента по пути самоусовершенствования НИЗКАЯ СТЕПЕНЬ ИЗБЕГАНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Психологические объяснения Эмпирическая психотерапия Мультипрофессиональная ориентация Использование разнообразных психотерапевтических подходов Слабо регламентированная терапевтическая практика ФЕМИННОСТЬ Личностная ориентация Экспрессивность, креативность, эмпатия Заботящаяся Индивидуализм/коллективизм. Эта размерность показывает, в частности, как человек воспринимает себя — как независимое существо или через свою принадлежность к группе. И индивидуализм, и коллективизм соприсутствуют во многих культурах, но различается степень их выраженности. В Стресс аккультурации 151 крайних формах индивидуализм в контексте психотерапии, соответственно, может предполагать в качестве конечной цели взаимодействия «терапевт—клиент» самоактуализацию последнего, тогда как в коллективистском контексте целью будет установление гармоничных взаимоотношений в терапевтическом контакте. От принадлежности мигранта к индивидуалистической или коллективистской культурам зависит оценка его реакций в условиях нового социокультурного ок- ружения. Например, в индивидуалистском обществе одиночество, вина и отчуждение считаются критериями негативного психического состояния, а в коллективистских культурах конформность и подавление личных стремлений неразрывно связаны с чувством общности. В практикуме этой части читателю предлагается методическая разработка, которая может быть полезна для исследования особенностей представителей данной культуры в диапазоне одной из самых универсальных социокультурных размерностей «индивидуализм/коллективизм» (см. см. 207—208). Дистанция власти. Это измерение отражает значимость власти и природу ее проявления. В культурах со значительной дистанцией власти терапевта и клиента разделяет широкая пропасть: терапевт знает и направляет, а клиент следует, с благодарностью или возмущением, повинуясь или бунтуя. Наоборот, в культурах с низкой дистанцией власти имеется широкое поле для сотрудничества, эгалитарной (равноправной) терапии. Но в тех случаях, когда показана фокусиро- ванная, направленная терапия (это важно и при ПТСР), эгалитарная терапия может привести к неудаче. Ролевая дифференциация и социальная дистанция в культурах противоположного типа могут быть условием развития интенсивных эмпатичных взаимоотношений, что может обеспечивать быстрый успех при терапии ПТСР. Избегание неопределенности может препятствовать инновациям, но диктовать уважение к науке, фактам, уверенности и четкости. Культовые терапевтические движения, непроверенные и неподтвержденные методы будут отметаться в культуре, в которой высоко стремление избежать неопределенности. Здесь предпочтение отдается биологии, а не психологии, поведенческим методам, а не эмпирической и пси- 152 Встреча с новой культурой ходелической терапии. И, наоборот, в культурах с низким избеганием неопределенности будут процветать различные методы самопомощи Маскулинность/феминность. Феминность связана с заботой, а маскулинность — с совладанием, и эти две модальности необходимо учитывать при терапевтических вмешательствах в той или иной культуре. В маскулинных культурах можно ожидать нацеленности на восстановление продуктивности и эффективности, тогда как феминные культуры будут направлены на внутренний мир и ориентированы на переживание удовлетворения по отношению к себе и другим, на достижение счастья. Роль психолога в маскулинных культурах — однозначно отцовская, а взаимодействие «психолог/клиент» в феминных культурах имеет материнские качества (Draguns, 1996). |