Программа формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (20012005 гг.)
Скачать 3.01 Mb.
|
УДК 159.9:325 ББК 88+60.7 П863 Федеральная программа книгоиздания России ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА « ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (2001—2005 ГГ .)» Рецензенты: доктор психологических наук Б.С.Братусь доктор психологических наук А.Ш.Тхостов Авторский коллектив: Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова, В.К.Калиненко, О.А.Кравцова П 863 Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / Под ред. Г.У.Солдатовой. М.: Смысл, 2002. 479 с. ISBN 5-89357-100-2 Пособие адресовано практическим психологам и социальным работникам, оказывающим поддержку вынужденным мигрантам, а также всем тем, кто занимается психологией кризисных жизненных ситуаций, реабилитацией людей с посттравматическим стрессовым расстройством, проблемами культурной адаптации. Оно может быть полезно сотрудникам миграционных служб и государственных учреждений, занимающихся вопросами миграционной политики, работникам общественных организаций, оказывающих помощь вынужденным мигрантам; сотрудникам медико-психологических, культурных и социальных центров, центров приема и временного размещения вынужденных мигрантов; преподавателям, студентам, аспирантам психологических и педагогических факультетов, факультетов социальной работы. ISBN 5-89357-100-2 ©НПЦ«г Р атис»,2002. Издательство «Смысл» (оформление), ПСИХОЛОГ КАК «ПОСРЕДНИК» МЕЖДУ РАЗНЫМИ КУЛЬТУРАМИ ( ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ ) Перед вами одна из первых книг о психологической помощи людям, оказавшимся в зазоре между разными культурами. В современной науке, политике и социальной практике людей, вынужденных покинуть родину, называют мигрантами. В полной трагедий человеческой истории они фигурировали под различными именами. Таких людей называли то изгнанниками, то изгоями, то вечными странниками, то скитальцами. Исторические катаклизмы порой срывали с насиженных мест не тол отдельных людей, но и целые народы. И начинались странствия в историческом, социальном и географическом пространстве, которые порой имели начало, но не имели конца. Хрестоматийным примером таких мытарств в пространстве и времени является судьба народа Израиля, с которым тесно ассоциируется понятие «диаспора». Это понятие после геноцида армян в начале XX века также прочно срослось с судьбой армянского народа. В последние годы XX века все чаще стали говорить о «русской Диаспоре» на территории бывшего Советского Союза. Какие бы примеры мы ни приводили, каждый раз культура уходила у людей из-под ног, и они превращались из «своих» в «чужих» и отправлялись на опеки иной родины, иной культуры, веря и не веря, что обретут землю обетованную, тем самым, вновь найдут свое Я - Для того, чтобы привести странников на новую землю и помочь им обрести новую ясноть истории в разных обли- Психологическая помощь мигрантам чьях являлся «посредник», тот, посредством которого, с помощью которого изгнанные люди и народы отыскивали свое место в мире. Этим «посредником» мог быть Моисей, выведший иудеев из рабства египетского. В роли «посредника» для греков выступил неутомимый Одиссей, который, как бы ни мешали боги, верил, что найдет путь в родную Итаку. Верил и, пройдя через все барьеры, вернулся в свой дом. Можно было бы продолжить ряд мифических и реальных «посредников» в сказочных сюжетах или исторических событиях, но в этом нет нужды Нужда есть в другом. В том, чтобы понять, что в XX веке фигура «посредника» становится профессией. К числу профессиональных «посредников» (их иногда называют «медиаторами») относятся дипломаты, судьи, арбитры, консультанты, советники. Относятся к числу профессиональных «посредников» и практические психологи, помогающие мигрантам, этим изгнанникам XX и XXI века, пережить жизнь в зазоре между культурами и пристать к желаемому берегу. Психолог как «посредник» между культурами (между, по точному выражению Ё.А. Климова, «конфликтующими реальностями»), должен найти стратегию психологической помощи, при которой бы ослаб или даже совсем исчез барьер «свои — чужие». Для этого психолог вынужден вырастить особую посредническую культуру — культуру толерантности, позволяющую мигрантам и людям страны, принявшей мигрантов, понять и принять друг друга, а не воспринимать появление мигрантов как нашествие варваров. Психолог как «посредник» обречен работать одновременно на два фронта. Если он окажется не в силах помочь преодолеть мигрантофобию (страх перед мигрантами) коренным жителям, столкнувшимся с мигрантами страны, то риск роста социальной напряженности в стране возрастет. Если же психолог как «посредник» потерпит неудачу в общении с мигрантами, понимании и принятии мигрантами той культуры, в которой они оказались, то мигранты могут выступить как носители группы социального риска. Теориям, искусству и ремеслу «посредничества» посвящено немало исследований в психологии личности, социальной психологии, этнопсихологии, конфликтологии, со- Психолог как «посредник» между разными культурами 5 циологии, политологии и социальной антропологии. В большинстве теорий посредничества преобладают представления о «посреднике» как фигуре, призванной для разрешения различных политических, религиозных, расовых, этнических, профессиональных, межличностных и внутриличностных конфликтов. Подобного рода подходы, разрабатываемые в рамках тех или иных интерпретаций парадигмы конфликта, накопили богатейшие методы и техники разрешения конф- ликтов. Вместе с тем, сама исходная ориентация на конфликт как базовую модель межгруппового взаимодействия в широком смысле слова явно или неявно порождает оппозиции, противопоставления, столкновения во взаимоотношениях между людьми. Принципиально иным путем идет разработка моделей, исходной ориентацией которых является установка на социальное конструирование культуры толерантности, то есть культуры, поддерживающей гарантию разнообразия и основанной на позитивном поиске продуктивного компромисса между непохожими друг на друга людьми, социальными группами и народами. В соответствии с Декларацией принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1955 году, толерант- ность определяется как ценность и норма гражданского общества проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обесценение устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, разлипающимися по внешности, языку, верованиям..... В том случае, если за систему отсчета при деятельности зарождающихся психологических служб помощи мигрантам принимается многополюсная когнитивно сложная толерантная реальность, то миссия психолога как «посредника» наполняется иным смыслом. Психолог выступает как носитель культуры толерантности, потенциально способной стать универсальной общечеловеческой культурой и своего рода пространством для диалога между различными национальными культурами. На необходимость зарождения идеологии толерантности указывают в своей книге «Конфликты в общест- Психологическая помощь мигрантам ве: от противостояния к согласию» Э.Р. Тагиров и Л.С. Тронова: «Духовный ренессанс связан с развитием альтернативности. Мировая цивилизация оказалась перед дилеммой: либо самоустранение от вызова времени, либо продолжение универсального процесса эволюции. Иначе говоря, ей предстоит пройти испытание на зрелость, решить тест на разнообразие идей, мнений, подходов, взглядов. Отсюда важно быть терпимым ко всему иному, дополняющему мое в системе разнообразий. С социально-психологической точки зрения это невозможно без преодоления идеологической засоренности или клановой ограниченности и поддерживающей их двойственной (с делением на "своих" и "чужих", "белых" и "красных") морали. В итоге тест на зрелость, тест на разнообразие становится тестом на терпимость и уважение» (Э.Р. Тагиров, Л.С. Тронова, 1996. С.11-12). В итоге и служба психологической помощи мигрантам является службой поддержки разнообразия, службой проектирования культуры толерантности, а не только службой разрешения споров и конфликтов. Чем более зрелой станет наша цивилизация, тем, образно говоря, шире будет в ней ареал культуры толерантности, и тем вероятнее мигранты пройдут успешную адаптацию к иной культуре — культуре, которая станет для них обетованной землей. Именно в направлении социального конструирования, проектирования службы психологической помощи мигрантам как службы формирования культуры толерантности в России ведутся многолетние исследования доктора психологических наук, известного социального психолога и психолога личности Г.У. Солдатовой и ее коллектива. Эти исследования проводятся в русле первой гуманистической федеральной программы Правительства Российской Федерации «Форми- рование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (на 2001—2005 гг.)». Подобные исследования, как и книга «Психологическая помощь мигрантам», помогают вырасти новому поколению практических психологов как «посредников» между различными культурами и архитекторов культуры толерантности в открытом гражданском обществе. Александр Асмолов ВВЕДЕНИЕ Вынужденные мигранты. Кто они? Ежедневно в мире множество людей по разным причинам меняет место жительства. Есть данные, что около ста миллионов проживают вне своей этнической родины — это иностранные студенты и рабочие, служащие международных компаний, экономические мигранты, жертвы экологических катастроф, беженцы, вынужденные переселенцы. Эта цифра постоянно увеличивается, и значительную ее часть составляют вынужденные мигранты — беженцы и вынужденные переселенцы, покинувшие родину в результате этнических, религиозных и военных конфликтов. В отличие от добровольной миграции в поисках улучшения жизненных условий, вынужденная миграция —один из видов перемещений людей, когда они, «спасаясь от угрозы для жизни и иных преследований, вынужденно покидают места своего постоянного жительства и ищут убежища на других территориях — в границах государства своей гражданской принадлежности или за его пределами» (Вынужденная миграция и права человека, 1998. С. 3). Издавна говорят: от сумы и от тюрьмы не зарекайся. В этой поговорке, помимо утверждения, что несчастье может случиться с каждым, выражены два древнейших социальных страха человека — страх пойти по миру и страх несвободы. В современном мире эти опасения все также актуальны. Одно из самых трагических их воплощений —. это вынужденная миграция. Беженцы или мигранты в буквальном смысле идут по миру. Они теряют свои дома и нажитое годами имущество, у них нет свободы выбора — они вынуждены просить помощи в другой стране, жить среди чужих людей, отгороженных от них невидимыми, но прочными барьерами. Психологическая помощь мигрантам Введение Произошедшие за последние годы изменения во внутренней и внешней политике России, связанные с распадом огромного государства — СССР, определили высокую актуальность проблемы миграции. Результаты социологических опросов показывают, что люди переезжают в Россию, как правило, вследствие военных действий, притеснения властей, дискриминации по этническим признакам, религиозным убеждениям. Поэтому подавляющее большинство мигрантов в России — вынужденные, и значительно меньше среди них тех, кто покинул родные места только по экономическим причинам. После распада СССР в первые два года существования российского государства были приняты вступившие в силу в 1993 году законы «О беженцах» и «О вынужденных переселен- цах». В соответствии с ними беженцем признается лицо, не имеющее российского гражданства, а вынужденным переселенцем — гражданин Российской Федерации. В конце 1992 г. Россия присоединилась к некоторым международным соглашениям, в частности, к Женевской Конвенции о статусе беженцев 1951 г. и к Протоколу ООН 1967 г. «О статусе бе- женца» (См. Приложение). С начала 1994 г. стала вестись раздельная регистрация беженцев и вынужденных переселенцев. Новая редакция «Закона о беженцах», принятая в июне 1997 г., привела определение «беженец» в соответствие с Женевской Конвенцией. По российским законам беженцы и вынужденные переселенцы, получившие соответствующий статус в Российской Федерации, имеют равные с гражданами России права на социальную защиту и медицинскую помощь, работу по найму или предпринимательскую деятельность, устройство детей в государственные или муниципальные образовательные учреждения. К сожалению, за принятием законов не последовали соответствующие подзаконные акты исполнительной власти, обеспечивающие возможность их практической реализации. В последнее десятилетие вынужденная миграция на территорию России осуществлялась из всех стран ближнего и ряда стран дальнего зарубежья, а также из горячих точек самой России. По данным Госкомстата, на 1 января 2001 г. было зарегистрировано всего лишь 800 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев. Подчеркнем, что здесь речь идет о тех, кто был зарегистрирован соответствующими службами и получил статус беженца или вынужденного переселенца. По неофициальным данным и по мнению известных специалистов (например, Ж.А. Зайончковской, С.А. Ганнушкиной), вынужденных мигрантов в России по меньшей мере 4 млн. Таким образом, на каждого зарегистрированного мигранта приходится трое-пятеро неучтенных. Среди вынужденных мигрантов не менее 80% составляют русские, подавляющее большинство которых переехало из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, а также бежало из Чечни в 1995 и 1999 гг. Всех вынужденных мигрантов на территории России можно условно разделить на три большие группы. Самая многочисленная из них пополняется из рядов 34 млн. русских, укра- инцев, белорусов, которые после распада Советского Союза остались за пределами Российской Федерации. С 1991 по 1996 годы в Россию приехали почти 3 миллиона вынужденных переселенцев из ближнего зарубежья (Население России, 1997). Вторая по численности группа — это внутренние российские мигранты, покинувшие Чечню в результате военных действий. И третья — беженцы и лица, ищущие убежища, из дальнего зарубежья — из стран так называемого третьего мира, преимущественно Центральной Азии (Афганистан, Ирак) и Африки (Ангола, Конго, Сомали, Эфиопия и др.). Обобщающим для обозначения таких категорий, как вынужденные переселенцы, беженцы и лица, ищущие убежища, стало понятие «вынужденные мигранты». Беженцы и вынужденные переселенцы учитываются в Российской Федерации как особые категории населения с 1 июля 1992 г. Именно тогда были зарегистрированы рекордные цифры — в среднем прибывало 2672 чел. в месяц. Следующие два пика миграции в России были связаны с ее внутренними проблемами, главным образом, с военными действиями в Чечен- ской Республике в 1994—1995 гг. и 1998—1999 гг. В результате чеченских событий в целом за 1995 г. было зарегистрировано 272 тыс. вынужденных переселенцев. В конце 1999 г. только регистрационная служба Республики Ингушетия зафиксировала более 150 тысяч людей, прибывших из Чечни, что практически вдвое увеличило население этой республики. 10 Психологическая помощь мигрантам Точное число прибывших в Россию беженцев и лиц, ищущих убежища, из дальнего зарубежья также неизвестно. Московским Представительством Управления Верховного комиссара по делам беженцев ООН (УВКБ ООН) к концу 2000 г. было зарегистрировано свыше 38 тысяч лиц, ищущих убежища из дальнего зарубежья. На самом деле иностранных иммигрантов в России значительно больше, нередко называются цифры, превышающие сто тысяч. Подавля- ющее большинство из них (свыше. 70 %) составляют мигранты из Афганистана, покинувшие родину в течение последних десяти лет в результате преследований моджахедов и талибов. Если для вынужденных мигрантов из СНГ разрабатываются законы и программы поддержки, то миграционная политика в отношении прибывших из дальнего зарубежья практически не дает им возможности обрести законный статус. Большинство из них, включая тех, кто зарегистрирован в УВКБ ООН, находятся на территории России нелегально. Так, на начало 2000 г. лишь 540 человек из их числа получили в России статус беженца. Те десятки тысяч, которым было отказано в статусе беженца, являются лицами, ищущими убежища, не имеющими права по законам России жить и работать на ее территории. Психологическая помощь мигрантам в России. Вынужденные мигранты в процессе болезненного переезда и адаптации на новом месте испытывают множество трудноразреши- мых экономических, социальных и психологических проблем. Без внешней помощи им практически невозможно выжить, и создание системы государственной поддержки вынужден- ных мигрантов — дело чести каждого цивилизованного общества. На территории России материальную, медицинскую, социальную и юридическую помощь вынужденным мигрантам оказывают преимущественно неправительственные организации. Несколько лет назад к социальным работникам, медикам и юристам присоединились и психологи. В 1998 г. впервые в России открылся Центр социально-психологической адаптации и реабилитации беженцев из дальнего зарубежья Российского Общества Красного Креста (РОКК). В дальнейшем РОКК в сотрудничестве с кафедрой психологии Введение 11 личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Научно-практическим центром «Гратис» выступили также инициаторами и организаторами сети психологических служб для вынужденных мигрантов из ближнего зарубежья и Чечни. Сегодня эта сеть охватывает 22 региона Российской Федерации, в ней работают специально подготовленные и обученные психологи. С 1999 г. в Москве действует Программа УВКБ ООН по оказанию психологической поддержки беженцам и лицам, ищущим убежища, из дальнего зарубежья, которую осуществляют сотрудники Научно-практического центра «Гратис». Все перечисленные программы позволили российским психологам накопить значительный опыт в области оказания психологической помощи вынужденным мигрантам. Практическая работа психологов опирается на широкую научно-исследовательскую базу. Российские психологи — не первопроходцы в этом направлении. Известно, что в XX веке миграции из стран Азии и Африки в Европу, Северную Америку, Австралию приобрели массовый характер. Везде процесс адаптации мигрантов к новой культуре проходил с боль- шими сложностями, причем проблемы возникали не только у мигрантов, но и у местных жителей. Поэтому, начиная примерно с 50—60 гг., американские, австралийские, английские психологи стали заниматься исследованиями причин и мотивов миграций, психологических проблем адаптации мигрантов к другой культурной и природной среде, изучением психологических особенностей у мигрантов разных поколений. В отечественной науке вопросы психологии вынужденной миграции до начала 90-х гг. практически не разрабатывались. Главная причина в том, что эта проблема не была у нас актуальна со времен Второй мировой войны (в военное время серьезно заниматься проблемами беженства было просто невозможно). Массовое появление вынужденных мигрантов 1 в постсоветском пространстве поставило перед общественностью и социальными науками новую научную и практическую проблему. Определенный вклад в ее разработку вне- сен психологами Е.И. Шлягиной, Н.М. Лебедевой (Лебедева, 1999), В.В. Гриценко (Гриценко, 1999), В.Н. Павленко (Павленко, 2001). Психологическая помощь мигрантам С начала 1990-х гг. изучение психического состояния мигрантов, возможностей их адаптации в новой социокультурной среде ведется группой психологов, основавших в 1999 г. научно- практический центр психологической помощи «Гратис». Большинство работающих в нем психологов — выпускники и преподаватели факультета психологии МГУ им. М.В. Ломо- носова, которые приняли решение о его создании на основе многолетних исследований и осознания необходимости психологической помощи вынужденным мигрантам. Результаты научной и практической деятельности центра отражены в бюллетенях по Программе психологической поддержки беженцев из дальнего зарубежья УВКБ ООН «Мигранты из дальнего зарубежья» (1999—2002 гг.) и в сборнике статей «Психология беженцев и вынужденных переселенцев: результаты исследований и опыт практической работы» (М.: Смысл, 2001). Опыт работы в рамках сети психологических консультаций РОКК, методологическую поддержку которой осуществляет «Гратис», отражен также в информационно-аналитических бюллетенях РОКК «Психологи о мигрантах и миграции в России» (1999—2001 гг.). Все эти материалы послужили важной содержательной основой для подготовки данной книги. Итак, на сегодняшний день есть все основания для выпуска научно-методического пособия по психологической помощи мигрантам — обширный банк отечественных и зарубежных эмпирических исследований по психологии миграции, а также имеющийся практический зарубежный и отечественный опыт оказания психологической поддержки данной категории лиц. Острая необходимость обобщения этого материала применительно к задачам практики определяется большим количеством нуждающихся в такой помощи и, следовательно, ростом потребности в специалистах соответствующей квалификации. Число нуждающихся в психологической помощи вынужденных мигрантов увеличивается не только за счет новых миграционных потоков, но также и потому, что психологические ресурсы людей исчерпываются, и поддержка становится необходима сегодня тем, кто вчера справлялся с грузом проблем самостоятельно. Введение 13 Вынужденная миграция входит в число трудноразрешимых жизненных ситуаций. С полным правом ее можно отнести к числу экстремальных, когда перед личностью ставится проблема совладания со сверхсложными жизненными обстоятельствами, равносильная проблеме выживания. Изучая психологию переживания и поведения людей в ситуации вынужденной миграции, мы пришли к выводу, что, с одной стороны, объективная ситуация вынужденной миграции требует от индивида усилий, которые находятся на границе его адаптивных возможностей или даже превосходят имеющиеся у него резервы. Но, с другой стороны, именно высокая интенсивность ощущения опасности и угрозы самому мигранту, а также наиболее значимым для него людям — членам его семьи, определяет выраженное стремление справиться с возникающими трудностями. Эти две стороны как раз определяют значимость, востребованность, возможную высокую эффективность профессиональной психологической помощи. Вынужденные мигранты, пройдя через травматические события, существенно подорвавшие их психическое и физическое здоровье, переживают резкое снижение социально-эко- номического статуса, отличаются повышенной сензитивностью к этнокультурному контексту, трудностями адаптации и наличием серьезных проблем во взаимоотношениях с местным населением. Такая характеристика легла в основу разрабатываемого нами социокультурного подхода в психологической работе с мигрантами. В этом подходе мы опираемся на традиции культурно-исторической теории, развиваемой школой Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, историко-эволюционного направления психологии личности, разрабатываемого А.Г. Асмо- ловым, а также методологию гуманитарного знания о человеке, раскрываемого в работах М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, С.Л. Рубинштейна, К. Роджерса, В. Франкла, А. Маслоу и дру- гих психологов и философов. С позиции социокультурного подхода психолог-консультант рассматривает вынужденного мигранта: а) как человека с уникальным опытом, историей и личностными особенностями; б) как представителя особой группы людей, наделенных сходными чертами, специфическими поведенческими особенностями и имеющих общие проб- 14 Психологическая помощь мигрантам Введение 15 лемы, независимо от гражданской и этнической принадлежности; в) как носителя специфической культуры или субкультуры; г) как жертвы войн, этнических, политических или религиозных конфликтов или притеснения властей; д) как индивидуальности, переживающей кризис идентичности, нарушение целостности и интегрированности. Основные психологические проблемы беженцев и вынужденных переселенцев могут быть адекватно выражены через переживание ситуации вынужденной миграции. Во временном аспекте данную ситуацию можно рассматривать как переплетение прошлых, настоящих и ожидаемых событий, которые произошли, происходят и, возможно, произойдут с конкретным человеком. «Точка отсчета» — тот миг, когда перед человеком впервые возникает необходимость срочного переезда, или он начинает обдумывать возможности перемены места жительства под влиянием объективных обстоятельств. Ситуация вынужденной миграции длится годами, иногда десятилетиями, нередко она становится хронической и распространяется на следующее поколение. Ее возможный завершающий этап — редко достигаемое после многих лет лишений материальное, социальное и психологическое благополучие. |