Протокол 8, 2010 г. Научный редактор Любовь Петровна Водясова, доктор филологических наук профессор г. Саранск
Скачать 1.24 Mb.
|
Сравнительно-историческое языкознание, состоящее из х областей 1) СИЯ, занимающееся исследованием генетических языковых общностей 2) сравнительно-типологическое языкознание, занимающееся изучением типов языковой структуры независимо от культурно-исторической принадлежности народа 3) теоретическое языкознание, формирующее философию языка внутри лингвистики и дающего начало теории ОЯ. 5. Системное языкознание, которое формирует в своем разделе философии языка, концепции психолингвистики и социолингвистики. Структурная лингвистика, исследующая внутреннюю организацию языка и устанавливающая отношения между языком и другими знаковыми системами. Стр. лингвистика также формулирует теорию лингвистических методов, дает основания для лингвистического моделирования. В учебной литературе сложились и иные систематизации исключительно хронологические или схемы, содержащие хронологию и преобладающее направление в языкознании. Например, в м веке выделяются сравнительно-историческое, общее языкознание (начало-середина го века, логическое и психологическое языкознание (середина-конец го века неограмматизм и социология языка (конец го начало го века. Только хронологический подход позволяет выделить следующие основные этапы) Филология классической древности (пой век) Языкознание средних веков и эпохи Возрождения (5-16 в) Языкознание 17-18 вв. 4) Языкознание 19-20 веков. Каждый из выделенных этапов с учетом различных содержательных признаков может дробиться на периоды, течения, направления. Каждый из отмеченных этапов языковедения несет в себе зачатки последующего этапа в развитии науки, приводит к появлению новых идей, содержит критическую переоценку прежних достижений и знаменует собой лишь одну из фаз поступательного движения лингвистики. Непрерывная традиция науки о языке в индии насчитывает свыше 2500 лет. Оригинальная филология индийцев выросла из необходимости объяснять ставшие непонятными места в религиозно-философских священных сборниках – Ведах. Было 4 Веды Риг-веда (сборник гимнов, Сама-веда (веда стихов, Яджур-веда (веда жертвоприношений) и Атхара-веда (сборник заклинаний. Время происхождения Вед неизвестно, но исследователи считают, что самые древние части произошли около лет до нашей эры. Веды у индийцев были в великом почете, нос течением времени живые разговорные языки Индии – пракриты – разошлись с языком Веди многое в них стало непонятным. Стремясь сохранить точность произношения, значений слов в ведах, а также осуществляя нормализацию своего общего литературного языка – санскрита, древние индийцы серьезно изучили явления языка и разработали самобытную науку о языке. Появлялись произведения, специально посвященные вопросам языка, – веданги. Одна из веданг посвящена фонетике – шик ша, другая грамматике – вьякарана, третья – лексикологии и этимологии нирукта, я – теории поэзии – чханда. Первые словари – списки найденных в ведах непонятных слов – появились около начала го тыс. до н.э. Индийцы были и первыми знаменитыми грамматистами. В м веке до н.э. первый выдающийся языковед Яска написал обширные комментарии к языку вед, где подытожил исследования многих предшественников. Яска уже пришел к пониманию того, что между словом и предметом стоит значение, которое выражает нечто общее. Самым знаменитым языковедом др. Индии был Панини. Он жили работал в 4 в. до н.э.; используя достижения своих предшественников, Панини написал самую знаменитую грамматику классического санскрита. Его грамматика состоит почти из 4 тысяч кратких правил, состоящих из нескольких ритмических слогов, сутр. Эти сутры легко запоминались и передавались другим поколениям. Панини пользовался условными знаками, сокращениями, его грамматика умещается всего на 150 страницах. В силу краткости сжатости, условной терминологии (иногда похожей на математические формулы) грамматика долгое время оставалась непонятной европейцам. Первым ее содержание постиг и объяснил русский индолог О. Бетлинг. Гр. Панини излагает грамматическую систему классического санскрита полно и обстоятельно. Панини понимал язык как систему, ввел понятие нулевой морфемы, различал части речи, основу слова, окончание, ударение, интонацию. Обращал внимание на диалектальные различия в Индии. И в наши дни грамматика Панини пользуется огромным уважением в Индии, она оставалась единственным капитальным трудом по языку в течение многих веков. Только в 13 веке индийский грамматист Вопадева составил новую, ценную санскритскую грамматику. Великий труд Панини нашел многих комментаторов Вараручи Катьяяна, Патанджали и уже в м веке нашей эры блестящий языковед-философ Бхартхари. Бхартхари писало вопросах философии языка, у ученого были и глубоко научные высказывания о предложении. Ученый основной единицей языка считал предложение, так как оно в отличие от слова передает законченную мысль, а слова – это искусственные построения ученых. Достижения индийских языковедов. В фонетике задолго до греков различали согласные и гласные, смычные и фрикативные звуки, указывали на долготу, краткость звуков, на их слияние – 24 сандхи, обращали внимание на место образования звуков и на активный орган (артикулятор), на чередование звуков. В грамматике тоже далеко опережали своих греческих коллег. Индийский грамматист Гуру указывал, что морфология состоит трех разделов классификация слов (части речи, образование слови изменение слов. Не путали части речи с членами предложения. 4 части речи имя (наман), глагол, предлоги частицы. Глагол – это слово, которое означает действие, совершающееся в настоящее время и совершившееся раньше. Индийцы обратились и кана- лизу слова членили на корень, суффиксы и окончание. В именах различали 7 падежей (1, 2, 3 и т.д.). Различали около 30 типов сложных слов. Занимались индийцы и составлением словарей. В 5-6 веках н.э. Амара издал словарь санскритского языка (амаракоша). Уже с 11 в.н.э. развивается литература на новоиндийских языках хинди, бенгальском. Но до начала го века европейские лингвисты изучали лишь санскрит, глубокий интерес к новоиндий- ским языкам появился только вначале го века в связи с мощным подъемом индийского Национально-освободительного движения. Лингвистические достижения индийцев оказали огромное влияние на китайскую, позже (с 11 века) арабскую науку, через Персию повлияли на греческое языкознание. О влиянии инд. языкознания на европейское до сих пор свидетельствуют такие санскритские слова, как бахуврихи, сандхи, гунна. Величайшим даром Индии признают санскрит, знакомство с которым послужило главным стимулом к возникновению сравнительно-исторического языкознания. Но преувеличение роли санскрита привело и неточным положениям например, признание санскрита самым древним праязыком индоевропейских языков. Древнейшими памятниками китайской письменности являются надписи на костях животных, относящиеся к 12 веку дона- шей эры. Уже тогда иероглиф служил обозначением целого слова, был логограммой. В м в. до н.э. в китай стал проникать буддизм (фо). Не без влияния индийских фонетистов китайские лингвисты разработали 4 интонации своего языка. Особо значительны были достижения китайских ученых в эпоху Хань (206 г. До н.э. – 220 г. н.э.): были разработаны вопросы лексикологии, лексикографии, фонетика, грамматика, диалектология. Сюй-Шень (100 год нашей эры) в книге Об элементах и сложных знаках заложил основы теории письма. В 17-19 веках разрабатывались историческая фонетика, этимология, в синтаксисе – учение осин 25 тагмах, развивалась текстология. Большой вклад внесли в китайскую лингвистику Ван-Нянь-сунь и его сын Ван-Инь-чжи, которые и стали основоположниками китайской грамматики различали значимые (полные) слова, незначимые (пустые) и вспомогательные слова. Значимые слова разделялись на существительные, прилагательные и глаголы. Колыбелью европейского языкознания традиционно и по праву считается Древняя Греция В этой стране философов и поэтов язык вначале изучался философами. Философский период греческого языкознания продолжался 2 века вплоть до Александрийского периода, когда сложилась лингвистика как наука о языке. Спор о соответствии или несоответствии слов вещам. В античном мире было 2 враждующих лагеря, которых разделил споро природном или условном характере слов, то есть споротом, почему солнце названо так, а не иначе. Какие отношения существуют между вещами и словами, их обозначающими. Как происходит связь между звуком и значением в слове Происходит ли это от самой природы или о ней условились говорящие. Гераклит (540-480 до н.э.) считал, что каждое имя неразрывно связано стой вещью, названием которого оно служит. Имя отражает природу обозначаемой вещи подобно тени. Эта теория стала основой фюсей, природного происхождения названий вещей. Тот, кто именует вещи, должен открыть природой созданное правильное имя, если это не удается, то он производит только шум. Демокрит (460-370 до н.э.) учил, что вещи обозначаются словами несообразно природе самих вещей, а согласно обычаю, по установлению людей. Ибо в противном случае не могло быть так, что 1) многие слова имеют по несколько значений, 2) многие понятия имеют по нескольку названий, 3) стечением времени вместо одного слова начинает употребляться другое, 4) многие понятия остаются без словесного обозначения. Такую картину, по мнению Демокрита, мог создать только человека природа все создает в полной гармонии и совершенстве. Эта теория стала базой для Тесей, эту же теорию поддерживали Аристотель (384-322 до н.э.).Один из его учеников (Джон Крон) назвал своих рабов союзами и частицами Но ведь, чтобы подтвердить свою правоту. Фюсей-теоретики им отвечали, что есть правильные имена, а есть имена, данные ошибочно. Эта знаменитая дискуссия воспроизведена в диалоге Платона «Кратил». Там выступают представители обоих взглядов. Платон не становится ни на одну из сторон. В лице Сократа он отвергает утверждение, что связь между словом и вещью случайная, ибо в этом случае у каждого человека мог бы быть свой язык. Неверен вывод будто слова всегда соответствуют сущности предметов. Платон выдвигаете воззрение главное не противоположность между естественным или искусственным происхождением слова признание того, что в языке есть глубокая внутренняя целенаправленность. Вначале между звуками слова и предметами действительно бывает внутренняя связь, еще и ныне некоторые звуки имеют свое символическое значение (теория фоносемантики, науки о значении, например, антропонимов). Позднее люди образовали от древних первоначальных корней много новых слови эта внутренняя связь между словом и предметом со временем теряется. Однако слова все же остаются связанными с предметами, ибо они употребляются многими поколениями, те. связь слова с предметом определена традицией. После этого спора о соответствии и несоответствии слов вещам в Греции разгорелся более научный спор аналогистов или аномалистов. Аналогисты (Аристарх из Самофракии), 2 в. до н.э., утверждали, что в языке есть строгая законосообразность, сходные категории понятий ив грамматико-формальном отношении обозначаются сходным образом. В греческом и латинском языке, например родам, ж. и ср. Ведь в природе предметы могут быть мужского, женского пола или не принадлежать ник какому. Аномалисты (Кратес из Маллоса), 170 лет до н.э., утверждали обратное в языке мыто и дело встречаемся с разного рода отклонениями от закономерности, все аномально. Три грамматических рода не отражают действительность ведь дерево – ср., береза – ж, дуб – м. рода, хотя выражают эти слова один и тот же предмет. Спор между ними имел большое значение в выработке классификации грамматических явлений. Особенно полезными оказались взгляды аналогистов, выступающих за строгую систему в языке. А грамматика, как стремящаяся к аналогии, единообразию или закономерности, вообще порождена аналогией выражения. Но рядом с регулярными явлениями в языке всегда встречаются и отклонения. Спор аналогистов и аномалистов подробно изложен римским грамматистом М.Варроном. В Др.Греции, таким образом, языкознание развивалось в философском направлении, такой общетеоретический философский подход к языку в Западной Европе начнет преобладать намного позже. Анаксимен (560-502 до н.э.) заложил основы стилистики. Софист Продик (5 в. до н.э.) разработал синонимику, учил в близких по значению словах различать смысловые оттенки. Протагор (480-410) различал роды имен, времена глаголов и виды предложений. Платон (427-347) в разумной речи различал 2 класса слов имена и глаголы, понимал он их синтаксически (имя – подлежащее, глагол – сказуемое. Платона считают также основоположником этимологии. Аристотель (384-322), его Маркс назвал «Гегелем античного мира, был ученым, обладающим энциклопедическими познаниями. Аристотель рассматривал грамматику в тесной связи слоги- кой, именно он их и разграничил. Как и Платон, признавал имена- подлежащие и глаголы-сказуемые, прибавил вспомогательное слово (союзы, заметил различие падежей и чисел. Именем считал только именительный падеж (значение субъекта, из глаголов выделял только форму 1 лица, а все остальные формы – называл отклонениями. В именах различал мужские, женские и средние имена. Предложение рассматривал как единицу речи с самостоятельным значением. Оно, по мнению мыслителя, состоит из слов – меньших единиц речи тоже с самостоятельным значением. В фонетике различал гласные и согласные звуки, слоги. Стоики Хрисипп (280-206), Кратес (около 170 до н.э.) очень интенсивно занимались вопросами языка. Поддерживали идею об изначальной истинности слов, призывали слова учить вместе с теми вещами, что они обозначают (ввели понятие «этимон»), разработали этимологию (термин тоже принадлежит Хриссиппу). В области грамматики 1) ввели термин часть речи в область грамматики 2) открыли наречие и артикль 3) имена существительные подразделяли на собственные и нарицательные 4) открыли косвенные падежи, дали им названия 5) в греческом языке различали 24 буквы, гласные и согласные 6) у буквы различали 3 элемента звучание, изображение и название, например, альфа) различали внешнюю, выражаемую в звуках, и внутреннюю речь (разговор с самим собой). Языкознание Александрийской эпохи. Греческое языкознание достигло расцвета в эллинистическую, Греко-восточную эпоху годы до нашей эры. Наступил й, грамматический период греческого языкознания. В поселениях греческих переселенцев в Александрии (Египте) и отчасти в Пергаме (Малой Азии) была развита наука, культура, в Александрийской библиотеке (основал фараон Птолемей) было около 500 тысяч книг. Александрийская образованность охватывает целое тысячелетие, вплоть до разгрома Александрии арабами. Первый руководитель Ал. библиотеки Зенодат много трудился над лексическими и грамматическими комментариями к произведениям Гомера, Эсхила и Софокла. Аристарх Самофракийский (215-143 д.н.э.) со своими учениками дали проверенный полный текст Гомера. В связи с необходимостью филологических толкований произведений классических писателей Александрийская эпоха создала грамматику как науку. Самофракийский окончательно установил 8 частей речи имя, глагол, причастие, местоимение, наречие, союз, предлоги артикль. Ученик Аристарха Дионисий Фракийский (170-90 до н.э.), родился в Александрии, работал в Риме. Написал первую систематическую греческую грамматику для римлян. Разработал учение о частях речи (8 членов, впервые попытался дать частям речи и определение. Например, имя – это склоняемая часть речи, обозначающая тело или вещь и высказываемую как общее (человек) или как частное (Сократ. Глагол он определяет как беспадеж- ную часть речи, принимающую времена, лица и числа и представляющую действие или страдание. В глаголах различает 5 наклонений, три залога, 3 времени и лица. Причастие определялось как слово, имеющее свойства как прилагательного, таки глагола, кроме наклонения. Местоимение – слово, употребляемое вместо имении т.д. Дискол (1 половина 2 века н.э.) написал синтаксис греческого языка, этот труд сохранился до наших дней. Известный филолог Зенодат различал артикль, местоимение и открыл двойственное число. Аристофан Византийский (257-180 до н.э.) изобрел надстрочные знаки ударения, придыхания. Греческое языкознание оказало влияние в свое время на арабскую грамматическую мысль. Следует заметить, александрийцы в некоторых аспектах не смогли подняться на высоту, достигнутой индийскими учеными, например, греческие ученые не дошли до анализа морфологической структуры слова, что было у древнеиндийских грамматистов. В Древнем риме языкознание развивалось в рамках греческой традиции, латинский язык исследовался в соответствии с грамматическими построениями древних греков. Основные понятия, развиваемые в римский период языковая норма, происхождение языка, этимология, морфология, синтаксис. Предпосылками появления филологии (грамматики) в это время были- создание разнообразной литературы юридического, риторического, религиозного содержания- перегруженность морфологии латинского языка дублетами- неупорядоченность в орфографии- перенасыщенность грецизмами и диалектизмами- усиление дифференциации между различными социальными группами- знакомство с греческой наукой и культурой. Римляне к уже существующим грамматическим построениям добавили междометие, отбросили артикль, открыли новый падеж аблатив. Имена числительные подразделялись на количественные и порядковые. Знаменитые представители Элий Стило, Марк Варрон (116-27 гг. до н.э.) О латинской грамматике в 25 книгах. Этот трактат Варрона вошел в историю языкознания следующими положениями Этимология. Продолжение традиции стоиков. Этимологический анализ ведется по лексическим группам, основанным на классификации вещей а) пространство, б) тела, в) время, г) события. Морфология. Варрон первым разграничивает словоизменение и словообразование исходя из степени регулярности этих процессов. Им внесен огромный вклад в изучение латинского склонения и спряжения. Синтаксис. Марк Квинтилиан создал Учебник красноречия, Элий Донат – обширная грамматика «Ars minor». Присциан создал обширную грамматику Грамматическое учение в 18 книгах. Эти ученые подвели черту под исследованиями грамматики латыни. Великий авторитет древних грамматик держался весь период средневековья – 1000 лет. Так, греческая грамматика с латинскими дополнениями ив латинском терминологическом облачении через 2 тысячелетия дошла до нас. Тема для самостоятельного изучения Языкознание в древнем Китае. Смотри указанную литературу Лекция 3. языкознание средних веков ив эпоху Возрождения План 1. Средневековая Европа и наука о языке (476-1492). 2. Развитие языкознания в Арабском Халифате. Языкознание в Эпоху Возрождения. Грамматика Пор- Рояля». 4. Становление российского языкознания. Литература 1. Алпатов В.М.История лингвистических учений Учеб. по- соб. – М Языки русской культуры, 1990. 2. Амирова ТА, Ольховников БА., Рождественский Ю.В. История языкознания- М Академия, 2003. 3. Амирова Т.А.Из истории лингвистики XX в Структурно- функциональное языкознание истоки, направления, школы Учеб. пособ. – М, 1999. 4. Березин Ф.М. История лингвистических учений. – М Высш. шк, 1975. 5. Кондрашов НА. История лингвистических учений. – М Просвещение, 1979. 6. Хрестоматия по истории русского языкознания. Под ред. Ф.П. Филина. Учеб. пособие для филол. специальностей унтов и пед. ин-тов. – М Высшая школа, Ключевые понятия философия языка, логика и грамматика, семантика, языки познание. Синтаксис. Основными тенденциями данного периода являются распространение письменности у бесписьменных народов коптский, армянский, готский, старославянский языки. В средние века латынь была единственным изучаемым языком, даже греческий язык игнорировался повсеместно. Латынь как язык науки и католической церкви оказывала воздействие на все народы Западной Европы. Основными пособиями по изучению латинского языка служили книги римских грамматистов Доната и Присциана. В связи с распространением христианства появилась письменность у многих новых народов. Ввиду этого в некоторых монастырских школах началась работа над отдельными языками. Стали составляться глоссарии, переводились религиозные сочинения с латинского языка. В средние века открыли связку, которая с тех пор неизменно входит в состав основных категорий грамматики и логики. Имена стали делить на имена существительные и прилагательные стали выделять суффиксы. Этот период характеризуется философско-лингвистическим спором между реалистами и номиналистами. |