Главная страница
Навигация по странице:

  • - Правда

  • Правда [х/ф «12 стульев»; в книге этой реплики нет] (Реакция на похвалу.) (34) - Молодец, что пришел. - Правда

  • - Серьезно [х/ф «Тутти»] (44) - Мама сказала, что ты оригинал. - Серьезно

  • Правда

  • В самом деле - Да. [х/ф «Гостья из будущего»] 6. Вот как

  • Русские фатические контактоподдерживающие конструкции реакции на информативность сообщения как часть системы коммуникативного уровня языка


    Скачать 2.47 Mb.
    НазваниеРусские фатические контактоподдерживающие конструкции реакции на информативность сообщения как часть системы коммуникативного уровня языка
    Дата06.10.2022
    Размер2.47 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаDISS._EASAVINOJ_.pdf
    ТипДиссертация
    #718199
    страница15 из 34
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   34
    Правда?
    [С. Довлатов. Компромисс]
    (28) - Никакого режиссера Якина у нас нет!
    - ↑Правда?
    - Честное слово.
    - Ура.
    [х/ф «Иван Васильевич меняет профессию»]
    (29) Хозяин. Дорогая, дорогая, все будет отлично! Он для того и приехал к нам в гости, чтобы снова стать медведем.
    Хозяйка. Правда? Ну, я очень рада.
    [Е.Шварц. Обыкновенное чудо; в фильме М.Захарова данная конструкция опущена]
    (30)
    (собеседник сообщает, что направляется туда же, куда и говорящая)
    - Правда? — обрадовалась Варя. — Ой, давайте вместе, а? Я просто не знаю, что бы я делала, если бы вас не встретила.
    [Б.Акунин. Турецкий гамбит]
    В трех последних примерах (в том числе в примере (28), где говорящий узнает, что жена не изменяла ему) полученная информация не просто бенефактитивна для говорящего, но бенефактивна именно тем, что позволяет объединить интересы говорящего и собеседника, снять различия между их целями и вообще позициями. Это очень типичная реализация конструкции Правда?.
    Особенно часто конструкция Правда? употребляется в ответ на прямое или косвенное выражение добрых чувств собеседника (иногда третьего лица) по отношению к говорящему, причем это может быть не только собственно сообщение новой информации,
    14
    О способности голосовых регистров вместе с другими средствами звучания выражать активное/пассивное эмоциональное состояние см. [Судакова 1993].
    3 3
    3 3

    114 но и высказывания других целеустановок, формально построенные как сообщение. Такая реплика выражает доверие говорящего к искренности выражаемого собеседником хорошего отношения к нему и открытое, но в то же время скромное, принятие этого отношения, что способствует эмоциональному сближению говорящего и собеседника.
    Таких примеров множество:
    (31)
    - Нелей! Я могу рассказать тебе про Билла.
    - Правда, Джейн?
    [х/ф «Мэри Поппинс, до свидания»]
    (Рассматриваемая конструкция служит здесь реакцией на предложение со стороны собеседницы – девочки, которая нравится говорящему, и ему приятно не только то, что его желание узнать продолжение повести будет реализовано, несмотря на затруднения, но и то, что именно она выражает готовность помочь ему.)
    (32) - Женечка, у меня есть к тебе предложение самое неожиданное.
    - Правда? Ну, не пугай.
    - Женя, я хочу встречать Новый год с тобой. Только с тобой.
    - Правда? Давай.
    [х/ф «Ирония судьбы»]
    (Реакция на ввод предложения и само предложение – косвенное признание собеседницы в особых чувствах к говорящему.)
    (33)
    - У вас талант к нищенству заложен с детства.
    - Правда?
    [х/ф «12 стульев»; в книге этой реплики нет]
    (Реакция на похвалу.)
    (34)
    - Молодец, что пришел.
    - Правда? Спасибо.
    [х/ф «Ирония судьбы»]
    (Реакция на выражение хорошего отношения собеседника к говорящему в форме похвалы.)
    (35)
    - Какой вы молодец!
    - ↑Правда? Вы так считаете?
    [х/ф «Большая перемена»]
    (Реакция на похвалу, выражение восхищения, которое особенно радует говорящего как первый успех в завоевании любви девушки-собеседницы.)
    (36)
    - Вы же ищете предлог, чтобы остаться.
    - Да, ищу. Но не нахожу.
    - А я не могу найти предлог, чтобы вас задержать.
    - Правда? Тогда я сниму пальто и задержусь?
    [х/ф «Ирония судьбы»]
    (Предшествующая реплика – отчасти косвенное приглашение, отчасти – косвенное же признание в хорошем отношении, почти признание в любви.)
    (37)
    - Пап, если б ты знал, как мне с тобой хорошо.
    - Правда? А мне с тобой хорошо…
    [х/ф «Утомленные солнцем»]
    (Реакция на прямое изъявление чувств собеседника, высказывание, регулирующее межличностные отношения.)
    3 3
    3 3
    3 3 3 3
    3 2
    3

    115
    (38)
    - Она хочет подсунуть тебе приворотное зелье.
    - Правда?
    - Гарри! Это только потому, что она думает, что ты Избранный!
    - Так я и есть Избранный!
    (Гермиона бьет Гарри, чтобы он опомнился) [х/ф «Гарри Поттер и Принц-Полукровка»]
    (Реакция на информацию, лестную для говорящего, об особом отношении к нему третьего лица; следующая реплика показывает, что собеседница считает такое понимание ее высказывания и соответственно такую реакцию неверными.)
    Такое употребление наиболее типично и частотно для конструкции Правда?. В то же время параметр бенефактивности/небенефактивности, будучи фоновым, может и не актуализироваться, и конструкция будет использоваться и как реакция на нейтральную информацию. Она может выражать некоторую степень сомнения, когда представления говорящего не соответствуют содержанию услышанной реплики, что мешает ему принять сообщение. Но и в этом случае говорящий в большой степени готов поверить собеседнику: он склоняется к тому, чтобы признать его более компетентным, а свои сведения – несущественными. Примеры:
    (39)
    - Сережка в Москве?
    - Вообще-то он собирался сегодня в Калугу.
    - Правда? У него в Москве завтра есть дело.
    - А он говорил, что завтра вернется.
    [РР]
    (40)
    - Лучше б он меня убил… (хнычет)
    -

    Правда?
    - Нет… Но я очень переживаю.
    [х/ф «Стюарт Литтл-2»]
    Поскольку данная конструкция подчеркивает процесс сближения позиций коммуникантов, она маркирована интимным регистром общения и параметром вовлеченности.
    Возможно и индивидуальное предпочтение данной конструкции перед другими; в таком случае эффект «снятия барьеров» создает особое обаяние говорящего, впечатление, будто он относится к собеседнику как к человеку, неспособному обмануть или обидеть его. Таков, например, образ Жени в х/ф «Ирония судьбы» – А.Мягков часто использует данную конструкцию, в том числе и там, где это не предусмотрено сценарием (см. наши примеры выше). Сравним также следующий пример и авторскую ремарку к реплике, выделенную нашим курсивом:
    (41)
    - Я все поменял, когда делал ремонт.
    - Зачем? По-моему, в старых квартирах жить гораздо уютнее.
    - Должно быть, потому, — провозгласил Архипов, — что я отчаянно молод душой и жить в старой квартире не могу! Подавай мне модерн и все тут!
    2 3
    3 3
    3

    116
    - Правда?наивно спросила она.
    - Правда, — подтвердил Архипов.
    [Т.Устинова. Пороки и их поклонники]
    Заметим, что все вышесказанное относится именно к лексически и синтаксически нераскрытой конструкции, состоящей только из слова правда с ИК-3. Она может сочетаться с рассмотренной выше конструкцией Да? (Да, правда?), с междометием Ой, подчеркивающим неготовность говорящего к такому развитию ситуации (Ой, правда?), и это будет случаем коммуникативного согласования. Однако раскрытая конструкция Это
    правда? употребляется совсем иначе и представляет собой собственно вопрос об истинности высказывания, который часто бывает адресован не автору высказывания, а третьему лицу, если оно владеет такой информацией. Это связано с коммуникативными характеристиками единицы это, вводящей сущностную качественную характеристику
    (здесь – сообщения), которая и представлена словом правда в его прямом номинативном значении 'соответствует действительности':
    (42)
    - Семь лет назад ваш муж превратил меня в человека. И сделал это он прекрасно. У него золотые руки.
    - Спасибо, сынок, спасибо.
    - Это правда? Почему ты мне сразу не признался в этом?
    [х/ф «Обыкновенное чудо»]
    (Вопрос Хозяйки об истинности сообщения обращен не к Медведю – автору этого сообщения, а к Волшебнику и является не фатической репликой, а полноценным вопросом, цель которого – получить запрашиваемую информацию.)
    4. Функционирование конструкции Серьезно? сходно с функционированием конструкции Правда?. Это связано с тем, что для семантики слова серьезно как средства коммуникативного уровня тоже актуально понятие искренности – а именно, искренности коммуникативных намерений одного из коммуникантов (в нашем случае, в реплике- реакции с ИК-3, — собеседника) и, как следствие, его ответственности за совершѐнный коммуникативный акт.
    Как и Правда? (но реже), конструкция Серьезно? используется в интимном регистре общения (так как только в нем может быть уместно предположить, что собеседник неискренен в своих коммуникативных намерениях: шутит, имеет в виду не то, что говорит) и выступает в качестве реакции на достаточно разнообразные высказывания.
    Если попытаться заменить конструкцию Правда? в примерах (27-38) на Серьезно?, мы увидим, что почти везде она окажется вполне уместной, но оттенок доверия и открытости, столь характерный для реплики Правда?, особенно при реакции на изъявление доброго отношения собеседника к говорящему (примеры 32, 33, 37), будет потерян — конструкция
    Серьезно? и здесь актуализирует скорее значение запроса к собеседнику о степени его ответственности за истинность сказанного. Вот еще примеры подобного употребления:
    3 3 3 3
    3 3 3 3
    3 3 3 3
    3 2 3 3
    3 3

    117
    (44)
    - Какая миленькая комната!
    - Серьезно?
    [х/ф «Тутти»]
    (44)
    - Мама сказала, что ты оригинал.
    - Серьезно?
    [х/ф «Курьер»]
    (45)
    - А… я хотела вам сказать… что мне очень нравится ваш предмет.
    - Серьезно?
    - Да.
    [х/ф «Баламут»]
    (Говорящий использует эту конструкцию, чтобы поддержать контакт и уточнить, насколько искренен собеседник в положительной оценке того, что связано с личностью говорящего, а значит, и в оценке его самого.)
    Однако эта конструкция не может быть использована при реакции на похвалу
    (примеры 33-35): указанное значение может относиться к высказываниям, содержащим информацию о фактах, ранее неизвестных говорящему (как об объективной действительности, так и о мыслях и чувствах собеседника), но не к оценке уже известного.
    Конструкция из одного слова заметно отличается значением и употреблением от более развернутых конструкций: лексически раскрытый вариант Ты это серьезно?
    скорее выражает сомнение в истинности сказанного, мотивированное как недоверие к искренности собеседника, в то время как просто Серьезно? если и имеет иногда оттенок сомнения, то слабого, с большой степенью готовности все же принять сообщение (ср. соотношение конструкций Это правда? и Правда?).
    В целом по сравнению с Правда? конструкция Серьезно? выражает несколько меньшую готовность говорящего принять сообщение, а также отличается от нее отсутствием параметра единства позиций коммуникантов в оценке ситуации. Так, в следующем примере невозможно было бы поменять их местами:
    (46)
    - Я тоже иду на бал.
    - Правда? С кем?
    - С Миром.
    - Ты что, серьезно? Он же чокнутый! И к тому же мой враг.
    [х/ф «Высший пилотаж»]
    (Первая реплика показывает искренний интерес говорящего к информации, объединение его позиции с позицией собеседницы, для которой она позитивна. Вторая же маркирует несоответствие норме реализованной ситуации (что), поведения собеседницы (ты), сомнение в искренности сообщения собеседницы и запрос о подтверждении ее ответственности за сказанное
    (серьезно); позиции коммуникантов резко противопоставлены. )
    Конструкция Серьезно? часто используется после сообщения, касающегося сферы личных интересов собеседника (но не обязательно говорящего), и не всегда относится к
    3 3
    3 3 3
    6 2
    3 3
    3 3 3 3
    3 3
    3

    118 позитивной для кого-либо из них информации. Но в любом случае она выражает заинтересованность и реализует контактоподдерживающую целеустановку:
    (47)
    А. (о массаже) Ой/ дергал весь позвоночник продернул//
    Б. Серьезно?
    А. Да//
    [Русский разговорный диалог 2005]
    (48)
    - Попробуй, у меня остался один, последний на станции пирожок.
    - Д[а? [С]ерьезно?
    [х/ф «День радио»]
    (Кокетливая
    (широкий раствор гласного, усиленная артикуляция согласного, преувеличенная заинтересованность) реакция на предложение.)
    (49)
    - Она [мать] пыталась взорвать компьютерный завод.
    - Серьезно?
    - Да. Она психопатка. Поехали тратить деньги.
    [х/ф «Терминатор-2»]
    (Реакция на достаточно необычное сообщение, касающееся личной сферы собеседника, которое вполне могло бы быть шуткой, розыгрышем, тем более что собеседник произносит его между делом, как если бы информация не было такой важной для него.)
    5. Конструкция В самом деле? актуализирует идею истинности как параметр совпадения/несовпадения (позиций собеседников или сказанного и реальности). Оборот в
    самом деле маркирован как относительно высокий, книжный. Конструкция В самом
    деле? как реакция на сообщение в диалоге часто встречается в текстах XIX века и достаточно редко – в современной живой звучащей речи, из чего можно заключить, что она выходит из употребления, устаревает. Как показывает материал (см. разновременные примеры ниже), это проявляется не в изменении значения, а в частотности.
    В самом деле? используется в фатической функции, когда говорящий воспринимает новую информацию, запрашивая собеседника о ее совпадении с реальностью. Иногда он проявляет заинтересованное, эмоциональное отношение к ней, показывая произведенное на него словами собеседника впечатление:
    (50)
    - А-а-а, да, помню... Так умерла? Ах, в самом деле? — вдруг встрепенулся он, точно проснувшись. - Неужели умерла? Отчего же? [Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание]
    Но такое употребление нехарактерно для этой конструкции (здесь эмоциональность ей придают междометие Ах с его параметром спонтанности восприятия и невербальное поведение). Обычно она маркирует отстраненность, дистанцированность между коммуникантами либо между говорящим и содержанием сообщения, имеет низкий эмоциональный уровень. Будучи подчеркнуто сдержанной, нейтральной, она может маскировать, прикрывать истинные чувства говорящего, которые он не хочет демонстрировать собеседнику. Например:
    3 3
    3 -- 3 3
    3

    119
    (51)
    - Что ж сказал Апплтон? — спросил отец, пристально разглядывая мой глобус.
    - Сказал, что рентген ничего не обнаружил.
    - А? В самом деле? Как ты думаешь, Хэсси, он меня не обманывает?
    [Д. Апдайк. Кентавр]
    (Речь идет о том, что смертельный диагноз героя не подтвердился, так что информация очень важна и позитивна для него, но по его реакции этого не видно.)
    (52)
    - Вы так это делали! (об уколах)
    - Аh! В самом деле?
    [х/ф «Покровские ворота»]
    (Скромная и сдержанная реакция на комплимент.)
    Более того, для реплики В самом деле? нередко употребление с целеустановкой безразличия, пренебрежения к предмету разговора и/или нежелания продолжать коммуникацию. Такое значение возникает, когда информация требует и собеседник ожидает более эмоционального, оценочного отношения:
    (53)
    - А тебе привет… Знаешь от кого?
    Я сразу понял, от кого, но сказал спокойно:
    - Не знаю.
    - От Кати.
    - В самом деле? Спасибо.
    Саня посмотрела на меня с огорчением. Она даже немного побледнела от огорчения и рассердилась на меня, – понятно, она прекрасно видела, что я притворяюсь.
    - Ты все врешь! – сказала она быстро. – Подумаешь, какой Чайльд-Гарольд нашелся!
    [В.Каверин. Два капитана]
    (Конструкция маркирует отстраненность, дистанцированность между говорящим и содержанием сообщения, его субъектом (Катей) и не столько выражает, сколько скрывает чувства говорящего, что легко прочитывается собеседницей. Вспомним, как в подобных ситуациях конструкция Правда? давала совсем другой коммуникативный эффект.)
    (54)
    Вера. Впрочем, она вчера об вас с большой похвалой отзывалась.
    Беляев. В самом деле?
    В. Вам она не нравится?
    Б. Ну ее!...
    [И.С. Тургенев. Месяц в деревне]
    (Реплика Правда? на ее месте скорее всего выражала бы прямо противоположный коммуникативный смысл — удовольствие и заинтересованность (подчеркнутые или смягченные, но не снятые совсем, интонационными средствами).)
    Иногда «холодность» (низкий уровень эмоциональности) и отстраненность данной конструкции подчеркивают избыточность предыдущего высказывания, как не содержащего новой информации. Интересен диалог, в котором именно эти параметры реакции на сообщение, выраженной в русском переводе рассматриваемой конструкцией, показали собеседнику, что его информация не является новой для говорящего:
    3 3
    3 3

    120
    (55)
    - Это я убил.
    - В самом деле?
    (детектив и преступник садятся, закуривают)
    - Как вы узнали?
    [т/с «Коломбо»]
    Конструкция В самом деле? может выражать и сомнение, направленное на искренность (правдивость) собеседника и основанное на несовпадении услышанного с мнением говорящего о том, каким должно быть обсуждаемое положение дел, т.е. с его представлением о норме развития ситуации. Например:
    (56)
    Беляев. Я вас не понимаю, Михайло Александрович.
    Ракитин. В самом деле? Вы точно не понимаете, зачем я уезжаю?
    Б. Нет.
    Р. Это странно... Впрочем, я готов вам верить. Может быть, вы действительно не знаете причины.
    [И.С. Тургенев. Месяц в деревне]
    (57) - А сюжет [будущего фильма]?
    - О том, как тебе не достали билет на самолет.
    - В самом деле? — не поверила я.
    - А почему нет?
    - Это он серьезно? — спросила я у Клаудии.
    [В. Токарева. Римские каникулы]
    Обращенная к третьему лицу, она, как и Это правда?, Это он серьезно?, служит запросом о подтверждении информации и не выполняет контактоподдерживающую функцию, например:
    (58)
    - Алиса попала в катастрофу и потеряла память. У нее амнезия.
    - (к Алисе) В самом деле?
    - Да.
    [х/ф «Гостья из будущего»]
    6. Вот какструктура, которая может относиться к двум группам контактоподерживающих конструкций
    15
    : 1) к конструкциям уяснения информации (ср. варианты Вот оно как; Вот оно что; Вот, значит, как и т.п.) с ИК-1 и с ИК-3; 2) к запросам о подтверждении истинности предыдущего высказывания – с ИК-3 и с модальной реализацией ИК-3˜, маркирующей отклонение от нормы.
    В соответствии с семантическими инвариантами частиц вот и как значение этой конструкции можно определить так: 'говорящий теперь знает (или хочет получить еще одно подтверждение) о реализованности именно данного варианта развития ситуации, касающегося (или касавшегося до сих пор) жизни, интересов, целей собеседника, и учтет ее в своих действиях'. Как показывает материал, параметр соответствия целям, интересам,
    15
    Это особенно заметно при сравнении с английскими переводами (и соответствиями в переводах с английского) данной конструкции: наряду с репликами вопросительной структуры, аналогичными нашим запросам об истинности (Really?, Indeed?, tag-questions), конструкции Вот как соответствуют в английском языке и конструкции понимания и уяснения I see, That's it, Exactly, Oh, Well, well.
    3 3
    3(3˜)/1 3 3 3

    121 присущий частице вот, реализуется в этой фатической конструкции по позиции собеседника (‗это соответствует твоим (но не моим) целям и интересам‘). Это придает ей оттенок отстраненности, который сочетается с параметром учета информации: говорящий принимает ситуацию как сложившуюся без его участия, касавшуюся до сих пор не его, а собеседника, относящуюся прежде всего к его жизни, уважает границы его личной сферы
    – но это отнюдь не означает, что он и впредь не намерен участвовать в ней: напротив, далее обычно следуют практические выводы, говорящий корректирует свое поведение с учетом полученной информации, часто в соответствии с интересами собеседника. Таким образом, Вот как функционирует как вежливая, доброжелательная, несколько отстраненная, немного высокая по регистру общения (нередкая между малознакомыми людьми и даже в официальном регистре общения, но возможная и при непринужденной коммуникации) конструкция, почти исключительно предназначенная для поддержания контакта.
    Примеры:
    (59)
    - Наташа! Вы знаете, а у нас тоже хлеба не оказалось.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   34


    написать администратору сайта