Главная страница
Навигация по странице:

  • ОРНАМЕНТАЛНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

  • Сборник научных работ студентов института психологии и педагогики тюмгу тюмень Тюменский государственный университет 2017


    Скачать 7.64 Mb.
    НазваниеСборник научных работ студентов института психологии и педагогики тюмгу тюмень Тюменский государственный университет 2017
    Дата24.05.2022
    Размер7.64 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаValkovskaya_Developmentofcognitiveindependenceofprimaryschoolstu.pdf
    ТипСборник научных работ
    #547807
    страница13 из 32
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   32

    EFFECTIVE MANAGEMENT IS THE GUARANTEE OF QUALITY
    EDUCATION
    Abstract: This article focuses on effective management in education. Choice
    I this topic is not accidental. It proved the relevance. The management of the educational institution takes on in our world more and more weight. Is democratization and humanization of society. The role and importance of the protection of the rights and freedoms of man. Develop market relations and formation of new social structures and forms of governance. Therefore, the modern head of the educational institution should understand the basics of management in order to effectively influence the work of subordinates. Although these mechanisms are still poorly understood. But the results obtained can significantly increase the ability of the leader to create conditions that promote the formation of interest group members in productive work.
    Key words: management, education. Проблема оценки качества образования является сегодня одной из самых актуальных для всей образовательной системы Российской Федерации. Общая черта системных изменений в образовании как на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях - нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы его оценки, приведение в соответствие с требованиями общества [1]. Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей, обучающихся в соответствии потребностям личности, общества и государства, безопасности образовательного процесса и обеспечении здоровья детей при постоянном развитии профессионального потенциала работников образования. При этом все более очевидными и актуальными становятся факторы, определяющие новые требования к качеству общего образования в современной России

    193
    − Расширяющаяся быстрыми темпами гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы, что требует развития у личности уже на ранних стадиях получения образования способности к постоянному овладению, новыми компетенциями;
    − Переход управления экономическими и социальными процессами на электронные информационно-коммуникационные технологии, нарастающий информационный бум в области экономики и промышленного производства. Процесс управления всегда может возникать там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов. В самом общем виде управление – процесс воздействия на систему в целях перевода её в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов. Под управлением вообще понимается деятельность, которая направлена на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов. А управление в образовании представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников педагогического процесса с целью повышения качества образования [8]. Так как сегодня на смену философии воздействия в управлении образовательными учреждениями приходит философия взаимодействия, сотрудничества, попытаюсь определить понятие управление педагогическим коллективом через понятие взаимодействия. Итак, под управлением педагогическим коллективом мы понимаем систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровняв целях обеспечения эффективной деятельности образовательного учреждения
    В настоящее время понятие менеджмента из области бизнеса все шире распространяется на различные сферы деятельности людей, в том числе и на образование. Однако оно более узкое, чем понятие управления, так как

    194 менеджмент в основном касается деятельности руководителя. Тогда как понятие управления охватывает всю область человеческих взаимоотношений в системах «руководители-исполнители» [3
    ]. Таким образом, процесс управления педагогическим коллективом требует от руководителей высокого уровня профессионализма. Эффективным руководителем считается тот, который на этапе реализации управленческой функции демонстрирует только положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом. Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов непосредственных условий работы, своевременное и справедливое стимулирование труда, профессионализма кадровых работников, уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя и его стиль управления коллективом. Развивая и совершенствуя свои личностные качества как управленца, изменяя стиль руководства, можно повысить качество образования и эффективность работы образовательного учреждения. Качество образования
    – тот важный показатель, который взвешивает эффективность предпринимаемых усилий, правильность выбранных решений, объектов и алгоритмов управления образованием. Для эффективного функционирования образовательного учреждения важны все компоненты внешней и внутренней среды, а также механизм обратной связи [12]. Таким образом, в управлении педагогическим коллективом, ставятся акценты на стимулирование мотивации и заинтересованности каждого работника в содержании своей деятельности, важность личностного развития работника, улучшение качества организационных и управленческих решений, развитие сотрудничества среди работников, максимально возможное использование богатого человеческого потенциала, самоорганизацию каждого педагога. Идеал сплоченного коллектива - это

    195 альпинисты, находящиеся высоко в горах, когда от каждого альпиниста зависит жизнь и здоровье любого в связке. Эффективный руководитель должен постараться создать такой идеальный коллектив, когда каждый его член занимается самовоспитанием и когда каждый сумеет предъявить требования к себе так, как если бы это было требованием всего коллектива. При грамотном управлении педагогическим коллективом, где каждый педагог заинтересован в значимых результатах своей работы, и качество образования находится на высоком уровне. Список литературы
    1. Артюхов И. Менеджмент качества подготовки специалистов // Высшее образование в России. – 2006. - № 3. – С. 3-6.
    2. Багаутдинова Н. Формирование системы менеджмента качества образовательной организации // Проблемы теории и практики управления. – 2008. - № 1. – С. 10 1-
    10 6.
    3. Болотин И.
    С., Сорокин Н.Д. Проблемы качества образования в условиях инновационной экономики // СГЗ. – 2009. - №5. – С. 17 2-
    18 1.
    4. Васильев В. Новая парадигма оценки качества образования // Высшее образование в России. - № 2. – С. 19
    -2 4.
    5. Виноградова Е.В. и др. Система менеджмента качества вуза проблемы гармонизации с общей системой управления // Качество. Инновации. Образование. – 2007. - №7. – С. 7-14.
    6. Вовна В.И. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании. –
    2005. - №5. – С. 67-73.
    7. Граничина
    О.А. Изучение значимости показателей качества образовательного процесса, используемых при определении рейтинга вузов // Высшее образование сегодня С. 57-61.
    8. Дорофеев А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Высшее образование в России. - №4. – С. 30
    -3 4.
    9. Ермошенко Б. и др. Система управления качеством // Высшее образование в России. – 2005. - №4. – С. 9-15.
    10. Ершов Е. Система менеджмента качества // Высшее образование в России. – 2013. - № 11. – С. 50-56.
    11. Звонников В.И. Менеджмент качества подготовки специалистов опыт государственного института управления // Высшее образование сегодня. – 20 06. - №10. – С. 26-29.
    12. Isaev V.A. Quality Management of the University in the context of strategic planning / Quality. Innovation. Education. – 2005. - №3. – P. 45-49.

    196 ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Будрёнкина Анастасия Владимировна гр.29ПОм161 направление – Педагогическое образование Научный руководитель Селиванова О.А., д-р.пед. н, профессор Институт психологии и педагогики ТюмГу, г.Тюмень Современный мир характеризуется постоянными изменениями и обновлениями в различных сферах человеческой жизни. В связи с этим все чаще возрастают требования к учебным заведениям, где большую роль играет формирование у учащихся навыков, обеспечивающих их благополучное развитие и адаптацию в социуме. Ключевым навыком, позволяющим человеку эффективно взаимодействовать с окружающими, является коммуникативный навык. Коммуникативный навык — это навык эффективного межличностного общения, который позволяет адекватно передавать и интерпретировать полученную информацию. В арсенал коммуникативных навыков можно записать такие коммуникативные качества, как умение устанавливать контакт с людьми, поддерживать разговор, умение слушать, аргументировать свою точку зрения и приходить к компромиссу с собеседником. [1]. Отечественные педагоги, такие как Выготский Л.С., Леонтьев АН,
    Эльконин ДБ, как правило, уделяли значительное внимание межличностному общению учащихся, считая его фундаментом формирования личности ученика, ведущим видом человеческой деятельности, сконцентрированным на познании самого себя посредством других людей. Наиболее активно коммуникативные навыки развиваются в младшем подростковом возрасте. В соответствии с классификацией Эльконина ДБ. к младшему подростковому возрасту относятся дети, достигшие 10-12 лет. Межличностное общение становится основным видом деятельности данной возрастной группы, так как общение с ровесниками становится источником самоанализа и развития их личности. В данный возрастной периоду подростков появляется самосознание, они начинают считать себя индивидуальностью, также развивается самостоятельность, мировоззрение и, еще одним новообразованием данного возраста можно считать самоопределение, когда подросток начинает осознавать свои возможности, место в обществе и предназначение в жизни [3].
    Отсутствие коммуникативных навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие подростка и реализацию его в учебе, среди сверстников и социуме в целом, поэтому работа по формированию коммуникативных навыков у младших подростков становится актуальной, так как особенности данного возраста позволяют рассчитывать на высокую продуктивность работы сними. Внеурочная занятость младших подростков имеет наибольшее влияние на развитие коммуникативных навыков, так как соответствует интересам детей и позволяет им самореализоваться. В современном мире набирают популярность различные виды арт- терапии, основным из которых является изо-терапия.
    Изо-терапия — это современный метод коррекции эмоционального состояния человека в процессе самостоятельной творческой деятельности, дающей возможность выразить его эмоции и иные составляющие психики.
    Как правило, при проведении сеансов изо-терапии человек не получает новых знаний и навыков, а лишь расслабляется в процессе рисования. Ребенок младшего подросткового возраста всеми силами стремится к к самовыражению, а самовыражение через творчество – один из наиболее высоких путей к познанию самого себя, и арт-терапия может его предложить, но без лишнего упора на изучение тех или иных областей искусства, а через собственный опыт творчества [2]. Мы же предлагаем развитие коммуникативных навыков по средствам изобразительной деятельности, включающей в себя не только эмоциональную разгрузку детей, но и получение знаний в различных областях искусства. Учащиеся получат возможность расширять свой

    198 кругозор, развивать эстетический вкуси самостоятельность не только в процессе рисования, но и при организации личных или групповых выставок, получении дополнительной информации и художественных навыков в заинтересовавшей области и при исполнении задаваемых работ. Формирование коммуникативных навыков будет происходить при организации учащимися публичных выступлений и интерактивных выставок, где дети будут учиться слушать, принимать во внимание чужое мнение, высказывать свое, принимать критику, развивать красноречие и учиться самостоятельно организовывать себя и свою работу с коллективом. Происходило исследование в условиях центра дополнительного образования Фортуна в художественной студии Палитра у старшей группы детей 10-12 лет. Процесс организации работы с младшими подростками, по достижению нашей цели-развитие коммуникативных навыков в процессе изобразительной деятельности, можно рассмотреть на примере организации выставки в виде следующей модели. Модель Формирования коммуникативных навыков младших подростков в процессе изобразительной деятельности

    199 Работа проходила с детьми в уже сформированной группе младших подростков. Организация их совместной деятельности включала в себя проведение занятий по изобразительному искусству, где дети рисовали и изучали различные виды искусства, его историю, тем самым расширяя свой кругозор и художественные навыки. Также, в процессе занятий, учащиеся определяли для себя то, что их привлекло, ив соответствии с собственными интересами, готовили выступления для одногруппников. Когда дети достаточно увлеклись организацией собственных выступлений, преподаватель замотивировал их к самостоятельной деятельности. В нашем случае, дети готовили выставку, посвященную Великой Отечественной войне и рассказывали о своих родственниках, побывавших на фронте или о тех, кого считают своими героями. После определения темы, учащиеся разделили между собой обязанности, одна группа готовила плакат, другая искала и распечатывала информацию, третья группа написала небольшие речи для выступления и нашла фотографии. В каждой группе был свой лидер, который следил за работой остальных и который договаривался с лидерами других групп о времени и возможностях исполнения работы. Преподаватель в основном следил за работой учащихся, помогал советом и при объединении групповых работ, и на открытии выставки. По итогу дети были воодушевлены возможностью проявить самостоятельность, потренировались в навыках межличностного общения, учились работать в коллективе сплоченно и продуктивно. В итоге, можно сказать, что развитие коммуникативных навыков младших подростков осуществляется в процессе активного взаимодействия со сверстниками. Однако, важную роль играет грамотное педагогическое сопровождение, которое качественно влияет на эффективность обретения необходимых коммуникативных качеств. Ключевые понятия коммуникативный навык, арт-терапия, изо- терапия, коммуникативные качества, младший подросток, изобразительная деятельность.

    200 Список литературы
    1. Гамезо МВ, Степаносова А.В. Хализева Л.М., Словарь справочник по педагогической психологии Электронный ресурс - Режим доступа pedagogic_psycoloy.academic.ru (дата обращения 13.04.2017).
    2. Копытин АИ. Основы арт-терапии Текст – СПб.: Лань, 2000. – 429 с.
    3. Эльконин ДБ, Драгунова Т.В., Боцманова М.Э. Возрастные особенности младших подростков Текст М Просвещение, 1967. с. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЗЫКАЛЬНОГОИ

    ОРНАМЕНТАЛНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
    Бушуева МВ. студентка гр.29ПОм161 направление – Педагогическое образование (магистратура Методология и методика социального воспитания Научный руководитель Бакиева О.А., к. пед. н, доцент Институт психологии и педагогики ТюмГУ, г. Тюмень На сегодняшний день современные тенденции развития образования характеризуются индивидуализацией и направлены на гуманизацию образования. Личность учащегося рассматривается как высшая ценность общества, обладающая высокими нравственными, физическими и интеллектуальными качествами. В рамках личностного подхода обучение строится с учетом индивидуальных особенностей и зоны ближайшего развития учащегося. В процессе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья именно индивидуальный подход имеет наибольшую эффективность и актуальность. Стоит отметить, что в процессе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья немаловажное значение имеет искусство в целом. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья лучше всего проявляет и развивает свои творческие способности именно в деятельности ив особенности при индивидуальном подходе к каждому ребенку. И чем больше насыщена творческая деятельность, тем наиболее ярче будут изменения, как в личностных качествах, таки в адаптации такого ребенка к внешним условиям окружающей среды.

    201 Социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья создается во взаимосвязи нескольких н, таких как психология, педагогика, логопедия, социология. Данные ни помогают изучить проблему социальной адаптации, а также попытаться решить эту проблему непосредственно в деятельности, в частности в творческой деятельности. Именно творческая деятельность помогает раскрыть потенциал ребенка с ограниченными возможностями здоровья, с помощью различных видов искусства. Таким образом, используя в процессе обучения творческую деятельность, насыщенную комплексом разных видов искусств, учащийся с ограниченными возможностями здоровья может получить как эстетический опыт, и повлиять на формирование своих творческих способностей. В нашей статье речь пойдет о двух видах искусства, которые на первый взгляд не имеют ничего общего между собой, но представляют ценность в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья. Одними из известных древнейших искусств являются музыка и орнамент. Несмотря на то, что оба этих вида искусства на первый взгляд отличаются друг от друга и относятся даже к разным типам восприятия человека, несут в себе идентичные функции и, кроме того, имеют общие культурные особенности. Так, например, связующим звеном этих двух видов искусства будет считаться непосредственно культура и традиции того народа, к которому они принадлежат. Во многом музыка, а точнее звук в мелодии несет прямую отсылку к темпераменту, традициям, даже к территориальному нахождению народа, и помогает понять культуру этого народа. Также рассматривая орнамент, например, русского народа, мы можем визуально прочитать ту информацию, которая заложена в нема также определить традиции и культурные особенности древнерусского общества. Кроме того, стоит заметить что, как ив музыке, таки в орнаменте есть заложенные коды, которые несут в себе, а порой и скрывают в себе информацию многовекового опыта. Неслучайно говорят, орнамент – это музыка для человеческих глаз.

    202 Сравнение и упоминание этих двух искусств встречается в трудах известных педагогов и психологов, таких как Галеева Б, Гербарт И.Ф.,
    Гомбрих Э, Кант И, Раппопорт С, Синцов Е, Султанова М, Ларс-Олоф
    Эльберг и многих других. Так Гомбрих Э. считает, что музыкальное орнаментирование является удивительным достижением человечества уже несколько веков. Исследование психологии декоративных искусств освещает проблематику психологии декоративного искусства ив частности, рассматривает соотношение орнамента и музыки. В этом труде размышления автора выводят его на высокий уровень абстракции и философствования. Это не единичный случай, когда речь идет о сравнении орнамента и музыки, такие же тенденции видим и у некоторых других авторов. В частности, как пример следует вспомнить исследование Б. Галеева Аналогия
    «Музыка-орнамент»
    [1], Е.
    Синцова Структурно- пространственные соответствия музыки и орнамента [9], М. Султановой Изобразительное искусство и музыка компаративизм художественного языка [11], Ларса-Олофа Эльберга Аналогия между музыкой и орнаментом [13]. Связь орнамента и музыки также стимулировала художников, композиторов и режиссёров к творческим экспериментам в направлении объединения этих искусств. Цель статьи раскрыть связь между орнаментом и музыкой как абстрактными феноменами, указывая на схожие элементы и отличия. Показать их теоретическое осмысление и существующие примеры анализа этих искусств на структурном уровне. А также раскрыть теоретические и практические результаты сочетания орнамента и музыки на одном занятии с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Параллели между орнаментом и музыкой были замечены в разное время, как философами, таки художниками. Например, сравнение цветов, фигур и звуков встречаем ещё в учении Платона и пифагорейцев. Со

    203 временем особо выразительно прозвучала аналогия «музыка-орнамент» у романтиков Собственно, видимую музыку, — утверждал Новалис, — составляют арабески, узоры, орнаменты (…)» [1, с. 30]. Однако, рассматривая сочетание звука и орнамента на занятиях по изобразительной деятельности, можно также выделить ряд положительных моментов. Так использование мелодий и, например, русских народных мотивов, влияет на ребенка как эстетически, таки непосредственно на органы восприятия лиц с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, такое музыкальное сопровождение может лицу с ОВЗ, повлиять на ассоциативное мышление и развитию памяти, а также чувству ритма, а также в какой-то мере повлиять в оздоровительных целях, так как в народных мелодиях и мотивах существуют информационные коды, влияющие на человека. Использование музыкальных мотивов может также сыграть огромную роль для развития детей слабо и плохо видящих, так как они больше всего ориентируются на слух. А использование орнамента в работе с такими лицами, может также способствовать на развитие сенсорных навыков, например, если орнамент из глины или из резьбы по дереву. Так, например, использование русско-народной песни «Калинка - малинка и растительных орнаментов на тему «Жостовская роспись, учащийся будет испытывать чувство ритма (как в музыке, таки в выполнении росписи, также осознание того, что изображает ребенок и будет чувствовать связь между музыкальными изобразительным искусствами.
    Рассматривая использование орнамента в творческой деятельности на занятии, можно сказать, что он также влияет практически на все психические познавательные процессы. Орнамент представляет собой узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов, предназначенных для украшения различных предметов. То есть, используя на занятии работу с орнаментом, лицо с ОВЗ может научиться выполнять определенные действия при многократном повторении в изображении, которые в результате приведут к созданию произведения искусства. Использование орнамента на

    204 занятии может способствовать на такие психические познавательные процессы как память, восприятие, ощущения, и внимание, а, кроме того, повлиять на развитие аккуратности, исполнительности и т.д. Тем самым лицо с ОВЗ может впоследствии, например, выполнять, скажем, резьбу по дереву и выполнять орнамент на изделиях. Такая работа не будет вызывать по истечению времени улица с ОВЗ трудностей и каких-либо переживаний, так как он уже будет иметь определенный практический опыт работы, как с материалом, таки с изображением. Во взаимодействии звука (мелодии, мотива) и орнамента лицо с ограниченными возможностями здоровья может получить цельный художественный образ, получить эстетический и практический опыт. Таким образом, говоря об использовании орнамента и звука на занятиях по изобразительному искусству можно отметить, что во взаимодействии они влияют на развитие практически всех психических познавательных процессов, которые жизненно необходимы каждому человеку в современном обществе, а в особенности лицам с ограниченными возможностями здоровья. Научившись работать с орнаментом, лица с ОВЗ впоследствии могут работать и создавать общественно полезные предметы с эстетически украшенным видом, что также поможет лицу с ОВЗ найти свое место в социальном обществе. Развитие современного искусства идет путем синтеза различных его видов и поэтому сам синтез является обычным, а его влияние на зрителя является многоканальным. Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы орнамент и звук имеет определенные сходства в принадлежности к одной культуре и народным традициям, а также во влиянии на развитие эстетического воспитания улиц с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, существует как в мелодии, таки в орнаменте определенная волна, которая повторяется и создает определенный ритм, создавая тем самым произведение искусства. Но нельзя не отметить, что есть и

    205 существенная разница в применении на практике с лицами с ОВЗ. Музыкальное произведение практически невозможно использовать с лицами с нарушениями слуха, так как они не могут воспринимать всю полноту произведения, а лица с нарушениями зрения не в силах воспринимать полноценно произведения с орнаментом, в особенности, если это рисованные изображения. Однако в правильном сочетании ив синтезе этих двух видов искусства можно говорить об эффективном влиянии, как на коррекцию, таки развитие психических познавательных процессов лиц с ограниченными возможностями здоровья. Список литературы. Галеев Б. Аналогия «музыка-орнамент»: от Канта до Ганслика, и далее
    — без остановок // Вестник Самарского гос. Университета. —
    1999. — № 3(13). — С. 30—32.;
    2. Дивакова Н. Музыкально-звуковые возможности рельефов г. Барнаула
    // Вестник Томского государственного университета (Культурология.
    — 2012. — № 365. — С. 60—64.;
    3. Кандинский ВО духовном в искусстве. М Архимед, 1992. — 107 с
    4. Левтитин В. Рождение живописи из духа музыки. Пространство и время в живописи // Метафизические исследования. — 2000. — № 13. — С. 126—136.;
    5. Cинцов Е. Орнамент как метаязык хронотопических представлений культуры (к развитию одной идеи И. Канта) Электронный ресурс. — Режим доступа http://www.ssu.samara.ru/

    vestnik/gum/1999web3/phyl/199930507.html дата обращения 10.02.13).;
    6. Синцов Е. Структурно-пространственные соответствия музыки и орнамента // Электроника. Музыка. Свет материалы междунар. науч.-практ. конф. к 100–летию Л.С. Термена. Казань ФЭН АН РТ,
    1996. — С. 111—114.;
    7. Султанова М. Изобразительное искусство и музыка компаративизм художественного языка // Вестник Казахского национального педагогического университета им. Абая, — 2010. — № 3(24). — С.
    3—7.;
    8. Раппопорт С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. М Советский художник, 1964. — 272 с.
    9. Янишевская НС. Орнамент и музыка структурные параллели и интерпретация // В мире ни и искусства вопросы филологии, искусствоведения и культурологии сб. ст. по матер. XXXII междунар. науч.-практ. конф. № 1(32). – Новосибирск СибАК, 2014.

    206 СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    Вальковская АС. студент гр. ПО
    направление – Педагогическое образование Научный руководитель Патрушева ИВ, к. пед. н, доцент Институт психологии и педагогики ТюмГУ, г. Тюмень Современное российское государство нуждается в образованных, творческих, инициативных гражданах, способных ставить перед собой цели и планировать эффективные шаги по их достижению, быть ответственными за результаты своей деятельности, способные определять направления своего развития, выстраивать свой образовательный маршрут [2, с. 224]. Таким образом, в качестве одной из главных задач современной школы выступает непрерывное повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся. Для успешного решения данной задачи разработаны новые федеральные государственные стандарты, предусматривающие в результате освоения основной образовательной программы начального общего образования овладение познавательными универсальными учебными действиями, обеспечивающими овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Целью данного исследования является выявление способов организации домашней работы младших школьников, способствующих развитию познавательной самостоятельности учащихся. Познавательную самостоятельность мы рассматриваем как качество личности, которое проявляется у обучающихся в их потребности, умении приобретать новые знания, используя при этом различные источники, обобщать и раскрывать сущность новых понятий, а также овладевать новыми способами познавательной деятельности, совершенствовать их, творчески применять для решения разнообразных проблем.
    Петуниным
    О.В. представлена структура познавательной самостоятельности на личностном уровне, которую мы взяли за основу в

    207 нашем исследовании, она содержит компоненты

    Мотивационный
    – потребность в знаниях, осознание познавательной потребности стремление учащихся по собственному желанию участвовать в деятельности

    Содержательно-операционный, который включает в себя систему ведущих знаний и способов деятельности, присущих определенному периоду обучения стремление поделиться с другими (товарищами, учителем) новой, свежей информацией, почерпнутой за пределами обучения способность к поиску информации и проявлению творчества критический подход к изучаемой информации, суждениям других людей способность высказывать собственную точку зрения, независимую от других Волевой – представляет собой готовность к совершению волевых усилий и их реализации в познавательной деятельности (мотивы, движущие ребёнком в процессе взаимоотношения с одноклассниками, готовность и стремление к преодолению сложностей в процессе поиска информации) [3]. Проблема повышения эффективности обучения, может быть решена в том случае, если высокое качество урочных занятий будет подкреплено хорошо организованной домашней работой учащихся. Домашняя учебная работа детей младшего школьного возраста заключается в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и совершенствованию учебных умений и навыков [1]. Домашняя самостоятельная работа обучающихся требует внимательного руководства со стороны учителя и родителей. Основаниями для такой совместной деятельности должны выступать заинтересованность обоих сторон в достижении конкретных педагогических целей открытое и взаимное доверие взаимопомощь совместные усилия в решении воспитательных проблем. На основе изучения научной литературы нами выявлены

    208 педагогические условия организации домашней работы, которые способствуют развитию познавательной самостоятельности младшего школьника, такие как учёт возрастных и индивидуальных особенностей более эффективное использование принципов усвоения знаний внедрение в учебный процесс творческих заданий создание положительной мотивации и высокого эмоционального настроя использование совместных форм организации обучения личностно-ориентированный и эвристический подходы. Входе опытно-экспериментальной работы на базе МАОУ Гимназия
    №1 нами было проведено исследование сформированности познавательной самостоятельности младших школьников при помощи диагностики параметров самостоятельной деятельности младших школьников, разработанной
    Н.В.
    Калининой, методики Нерешаемая задача Н. Александрова, Т.И. Шульга), а также тестирования (на основе собственной разработки. В исследовании приняло участие 22 учащихся 3 Б класса. Полученные результаты представлены в таблице Уровень сформированности познавательной самостоятельности младших школьников Критерий Уровень познавательной самостоятельности Низкий Средний Высокий чел.
    % чел.
    % чел.
    %
    Мотивационный
    1 5%
    11 50%
    10 45% Содержательно- операционный
    2 9%
    14 64%
    6 20% Волевой
    4 18%
    10 45%
    8 37% Таким образом, по результатам обследования можно сделать вывод о том, что уровень познавательной самостоятельности учеников невысокий. Следовательно, есть основания для того, чтобы провести экспериментальную работу, направленную на реализацию способов повышения уровня самостоятельности учащихся.

    209 Также с помощью метода анкетирования мы исследовали условия организации домашней работы младших школьников и выявили следующие проблемы неполное соответствие времени на выполнение домашнего задания по сравнению с установленными нормативами СанПиН; большинство детей младшего школьного возраста при выполнении домашнего задания прибегает к помощи старших (родителей, дедушек, бабушек, братьев и сестер) или одноклассников, а также много учеников выполняют домашнее задание, потому что не хотят получать плохих оценок, а не из интереса и желания больше знать. На основании проведенной диагностики нами разработаны способы организации домашней работы младших школьников, развивающие познавательную самостоятельность. Одним из способов является включение элемента новизны в содержание и форму домашнего задания. Это повышает интерес к получению новых знаний у школьников и, как следствие, уровень их познавательной самостоятельности. Возможные формы учебной работы
    1) Занимательные задачи (кроссворды, головоломки, ребусы и т.п.). Например Переставьте буквы местами и разгадайте слова марзер, ядол, тинервал, жарывение, риавация. Ответ размер, доля, интервал, выражение, вариация
    2) Познавательные вопросы. Одним из путей активизации деятельности учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей деятельностью. Например, в качестве домашнего задания школьникам дается такая задача Диме 12 лета Маше 7 лет. Насколько лет Дима старше Маши Насколько лет Маша младше Димы Может быть задан дополнительный вопрос А через три года, насколько лет Дима будет старше Маши Он позволяет выяснить отношения старше – моложе, повышает интерес к задаче, делает ее значимой в практическом плане, познавательной

    210 3)
    Электронно-образовательные ресурсы. Например, интерактивное задание Выдели нужное, которое основывается на принципе трафарета, когда при наложении соответствующего трафарета выделяется верный ответ. Ответ выделяется с помощью анимации, а неверные варианты исчезают. Выполнять это задание можно двумя способами называть лишние числа, и тогда они пропадают, или называть верные числа, и тогда они увеличиваются. В конце данного задания могут выявляться результаты того, как оно пройдено, которое в дальнейшем ученик отдает учителю для оценки и корректировки. Способы, направленные на развитие содержательно-операционного компонента познавательной самостоятельности Развивающие упражнения Задачи, которые формируют основы научных знаний, сочетаются со специальными воспитательными, развивающими заданиями, учитывающими действительные познавательные возможности обучаемых. Таким образом, целенаправленно создаются определенные условия обучения, что способствует формированию содержательно-операционного компонента. Рассмотрим примеры включения в процесс обучения математике упражнений для развития таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение в чем сходство и различие равенств
    459+595=1054 их их разбейте выражения натри группы по какому-то признаку
    18 х 96, 12 х 47, 1728: 18, 564: 47, 81 х 26;
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   32


    написать администратору сайта