Сборник научных работ студентов института психологии и педагогики тюмгу тюмень Тюменский государственный университет 2017
Скачать 7.64 Mb.
|
ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЬНОМ КИНОКЛУБЕ Демакова НЕ. студентка гр.29ПО147 направление – Педагогическое образование, профиль Музыкальное образование Научный руководитель: Овсянникова О.А., к. пед. н, доцент Институт психологии и педагогики ТюмГУ, г. Тюмень Современное общество остро нуждается в формировании зрительской культуры (Бельмач. ОН, Борев Ю.Б., Некрасова Л.М., Толстых А.В., Фохт- Бабушкин Ю.У. и др) [2],[3],[7],[10],[12]. С экранов телевизоров, в Интернете не всегда демонстрируется высокохудожественная кинопродукция. Кроме того, некоторые киноленты, передачи пагубно влияют на подрастающее поколение, формируя антигуманное отношение к другим людям, потребительское отношение к киноискусству. К сожалению, искусству кино сегодня не уделяется должного внимания в системе современного образования, что отражается на уровне зрительской культуры подрастающего поколения. Чаще всего в современной школе кино появляется через интеграцию в учебный процесс факультативных курсов. Накоплен ценный опыт организации киноклубов для старшеклассников, отраженный в публикациях О.А. Баранова, И.Н. Гращенковой, И.С. Левшиной, С.Н. Пензина, Ю.М. Рабиновича, 235 ЮН. Усова [1], [4],[6],[8],[9],[11]. Нона современном образовательном этапе такая форма внеклассной (досуговой) деятельности как киноклуб практически не используется в школе. Кроме того, не сформулировано определение понятия школьный киноклуб». Существует необходимость возрождения традиций школьных киноклубов с целью повышения зрительской культуры школьников. Заниматься этой проблемой в общеобразовательном учреждении должен человек, компетентный в области киноискусства. Учитель музыки, как специалист предметной области Искусство, имеющий возможность осуществлять полихудожественный подход в организации различных занятий по искусству, может являться руководителем школьного киноклуба. К сожалению, недостаточно разработаны этапы организации школьного киноклуба, не определено учебно-тематическое планирование занятий во внеклассной деятельности. Исходя из выше следующего, нами были сформулированы следующие противоречия Между потребностью общества в развитии зрительской культуры и тиражированием коммерческих кинопроектов; Между разработкой исторических основ развития киноклубов и недостаточной разработкой теоретических основ понятия школьный киноклуб»; Между необходимостью организации школьных киноклубов на базе общеобразовательного учреждения и недостаточной разработкой этапов организации школьного киноклуба учителем музыки и учебно-тематического планирования. Цель исследования определить этапы организации школьного киноклуба учителем музыки для подростков на внеклассных занятиях, разработать учебно-тематический план. Для разработки учебно-тематического плана необходимо разработать критерии, учет которых определил бы тематическое содержание плана занятий для школьников. Поэтому нами были проанализированы возрастные 236 особенности школьников подросткового возраста и рассмотрены основные искусствоведческие проблемы в сфере киноискусства. В подростковом возрасте в целом происходит дальнейшее формирование представлений о природе, обществе, человеке, постижение основ миропонимания, норм морали, художественных ценностей, обеспечивающих общекультурное развитие личности. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является общение, осмысленное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми. Важнейшая потребность в общении реализуется в сообществе сверстников (ДБ. Эльконин, Т. В. Драгунова) [14]. В общении происходит практическое освоение моральных норм и ценностей, в нем формируется самосознание как основное новообразование психики. Формируется оно ив процессе художественного общения, то есть общения подростка с героем произведения искусства, в частности с героем кинофильма. Рассматривая искусство как средство общения людей, мы опираемся на исследования ряда авторов о художественном диалоге, таких как ММ. Бахтин, МС. Каган и исходим из того, что общение с героем произведения искусства представляет собой особый тип духовного взаимодействия, которое стимулирует активность личности, провоцируя акт сотворчества [3]. Поэтому в художественном диалоге с героем произведения искусства происходит органичное развитие эстетического и художественного сознания, обмен эстетическими ценностями между ребенком и героем произведения искусства, а также учителем. Характерная черта подросткового возраста – подражание. Подростки копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Самый легкий способ достичь цели быть как взрослый состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Сюда входит мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т. п. Образцами для подражания со стороны подростков являются и герои кинофильмов, причем как 237 положительные, таки отрицательные, поэтому необходимо организовывать обсуждение кинофильмов на занятиях киноклуба, развивая у школьников критическое мышление. Главной цельюподросткового киноклуба является приобщение юного зрителя к искусству кино, к его признанным ценностями формирование их зрительской культуры.С.Н. Пензин выделяет следующие компоненты зрительской культуры внешняя культура поведения у экрана, избирательность фильмов, способность самонастройки и смены фокуса восприятия в соответствии с особенностями фильма, характером отдельных его фрагментов и зрительский опыт как опыт кинематографических впечатлений [8]. Важная задача школьного кинокулуба – формирование эстетического отношения к искусству в целом и киноискусству, в частности. Эстетическое отношение — это целостное восприятие фильма в единстве его формы и содержания, когда то, как сделано произведение неотделимо оттого, о чем оно (то есть от его смысла. В этом случае фильм воспринимается на уровне авторского замысла, а нереальной житейской истории, иначе говоря, воспринимается по законам искусства [8], [5]. Л.К.Козлов в рамках проекта Основные направления и проблемы современного киноведения выделял следующие направления в киноведении теория кино, методология исследования истории кино, социология кино, анализ фильма (взаимодействие выразительных материй в фильме (изображение, слово, звук, проблемы смысла и значения в кино, проблема национального и общечеловеческого в кинематографе [13]. В результате анализа киноведческих проблем, возрастных особенностей подростков, определения цели и задач киноклуба, были выявлены следующие критерии разработки учебно-тематического плана для проведения занятий школьным киноклубом: − Учет основных искусствоведческих и нравственных проблем, поднимаемых в киноискусстве 238 − Учет возрастных особенностей детей подросткового возраста, доступность для восприятия − Включение фильмов российского и зарубежного производства для подбора репертуара занятий − Темы занятий должны способствовать формированию зрительской культуры школьников и эстетического отношения к киноискусству. Руководитель киноклуба составляет тематический план, в который могут входить и тематические вечера, встречи с актерами и режиссерами, лекции по киноискусству, просмотри обсуждение фильмов, создание собственных учебных, познавательных и др. фильмов. Представляем примерный учебно-тематический план для проведения занятий школьного киноклуба с подростками х классов. Сроки реализации 1 разв неделю в течение учебного года, который рассчитан на 35 учебных часов. Учебно-тематический план предполагает использование на занятиях 2 формы эстетической деятельности восприятие произведения киноискусства и создание художественно-творческого продукта, в данном случае учебного фильма. Тематический план киноклуба для подростков № Раздел Тема занятий Вид деятельности Часы Диагностика - Диагностика уровня знаний о киноискусстве, потребности общения учащихся с лучшими образцами киноискусства, характер обращения к фильмам (в форме анкетирования. - пробное занятие киноклуба (просмотр короткометражного фильма (фрагмента фильма. - анкетирование учащихся - восприятие кинофильма. 2 239 2 Восприятие и обсуждение произведения киноискусства Отражение эпохи средствами киноискусства Восприятие и обсуждение произведения отечественного киноискусства 2 3 Теоретические основы киноискусства Специфика киноискусства. Виды и жанры кино. Восприятие лекции по киноискусству, его жанрам 2 4 Восприятие и обсуждение произведения киноискусства Герой и антигерой в киноискусстве Восприятие и обсуждение произведения зарубежного киноискусства 2 5 Теоретические основы киноискусства Функции искусства Восприятие лекции по киноискусству 2 6 Восприятие и обсуждение произведения киноискусства Конфликт главного героя Восприятие и обсуждение произведения отечественного киноискусства. Написание эссе на тему В чем конфликт главного киногероя 3 7 Теоретические основы киноискусства Выразительные средства кинематографа Восприятие лекции по киноискусству 2 8 Восприятие и обсуждение произведения киноискусства Жанр сказки в киноискусстве Восприятие и обсуждение отечественного фильма-сказки. 2 9 Восприятие и обсуждение произведения киноискусства Музыкальный фильм Восприятие и обсуждение произведения отечественного киноискусства. 2 1 0 Восприятие и обсуждение произведения киноискусства Общечеловеческие ценности в киноискусстве Восприятие и обсуждение произведения зарубежного киноискусства. 2 1 1 Теоретические основы киноискусства. Кинематографические школы обзор. Голливудский кинематограф. Независимое американское кино. Восприятие лекции по киноискусству 4 240 Английское кино Альфред Хичкок, Кристофер Нолан. Итальянское кино раннее кино, период фашизма, неореализме годы, е годы. Современное итальянское кино. Французское кино новая волна. Современное кино Франции. Немецкое кино. Индийское кино. Российское кино советское и постсоветское. 1 2 Восприятие и обсуждение произведения киноискусства Восприятие итальянского кино. Роль музыки в кино. Восприятие и обсуждение произведения зарубежного киноискусства 1 3 Восприятие и обсуждение произведения киноискусства Восприятие французского кино. Восприятие и обсуждение произведения зарубежного киноискусства 1 4 Создание собственного учебного фильма Учебный фильм. Восприятие и обсуждение учебного фильма 4 1 5 Создание собственного короткометражного фильма Фильм о музыкальных учреждениях города. Фильм о музыкальном воспитании в семье. Восприятие и обсуждение фильмов 2 Всего 35 ч. Таким образом, темы учебно-тематического плана для школьников должны поднимать важные нравственные темы, способствовать формированию зрительской культуры и эстетического отношения к искусству у слушателей курса. Список литературы 1. Баранов О. А. От киноклуба до университета, Электронный ресурс Режим доступа http://www.mediaeducation.ru/publ/fedorov/baranov.htm дата обращения 7 марта 2017); 241 2. Бельмач, О. А. Социокультурные условия формирования театральной культуры личности старшеклассников Сборник материалов III международной научно-практической конференции, 22-26 апреля 2008. – Новосибирск Новосибирский ГПУ, 2009. – С. 162-170.; 3. Борев Ю. Б. Эстетика учеб. пособие для вузов. – М Высш. шк, 2002. – с 4. Гращенкова И. Н. Основы киноискусства. – М Знание, 1984. – 60 с 5. Кокорев И. А. К вопросу воспитания кинозрителя // Кино и зритель. – М Москва, 1967 - С. 26.; 6. Левшин И. С. Подросток и экран. – М Педагогика, 1989. – 176 с 7. Некрасова Л. М. Воспитание зрительской культуры старшеклассников на уроках мировой художественной культуры и факультативе по театру дисс. к. пед. н.анд.– Москва, 2001. – 128 c.; 8. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание методологические проблемы Монография. - Воронеж Изд-во Воронеж. гос. унта, 1987. – 176 с 9. Рабинович Ю.М. Кино как средство воспитания школьников // Кинопрокат, реклама, методика, практика. – Мс. Толстых А.В. Психология юного зрителя. – М Знание, 1986. – 86 с 11. Усов ЮН. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников дисс. к. пед. н.анд.– Мс. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни молодых поколений России достигнутые эффекты, упущенные возможности и сохраняющиеся надежды. – СПб.: Алетейя, 2005. - 320 с 13. Фрейлих СИ. Теория кино От Эйзенштейна до Тарковского: учеб. пособие для вузов. – М Академический проект, 2015. – 512 с 14. Эльконин ДБ. Детская психология учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М Издательский центр Академия, 2007. – 384 с. 242 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Денеко С.А. студент гр. 29ПОм151з направление – Педагогическое образование Научный руководитель Емельянова И.Н., др пед. н, профессор Институт педагогики и психологии ТюмГУ, г. Тюмень Дополнительное образование является специфической сферой жизни ребенка. С одной стороны, это система, направленная на обучение тем или иным знаниям, умениями навыкам. С другой стороны, это добровольный выбор занятий, к которым ребенок проявляет интерес и от которых может отказаться в любой момент. Но одно остается неизменным – дополнительное образование оказывает значительное влияние на формирование личности человека. В последнее время на первый план все чаще выходит понятие личностных достижений учащегося. Под личностными достижениями мы понимаем положительный результат значимой деятельности для определенного индивида. К каждому ребенку требуется индивидуальный подход, ведь факторы, влияющие на результат, могут быть различны. Именно здесь возникает актуальность психолого-педагогического сопровождения учащегося, его личностных достижений. По определению М.Р. Битяновой, психолого-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Одним из методов психолого-педагогического сопровождения является включение учащегося в процесс организации деятельности. Наш эксперимент проводился на базе ГАУ ДО ТО Дворец творчества и спорта Пионер г. Тюмень. 243 На начальном этапе нами был проведен опрос среди учащихся средней возрастной группы (от 12 до 15 лет, направленный на определение приоритета личностных достижений и основных причин, препятствующих достижению желаемых результатов. Результаты опроса показали, что 60% опрошенных своим достижением считают успехи в школе, 45% – высокие награды в выступлениях ансамбля, 35% - приобретенные вокальные навыки и успехи в сольных выступлениях, 20 % отмечают преодоление страха перед сценой и новых друзей, 10 % говорят, что у них нет никаких достижений. Основные причины в достижении целей, учащиеся отмечали в сложности планировать свое время, ставить цели и задачи, а также недостаток знаний и навыков в рефлексии. По результатам констатирующего эксперимента были сформулированы направления психолого-педагогического сопровождения учащихся − Создание условий для включения учащихся в процесс деятельности, для повышения ответственности и значимости своей деятельности − Предложить учащимся методики, направленные на целеполагание и планирования своей деятельности − Проведение с учащимися различных мероприятий и форм работы, направленных на проведение рефлексии и развитие самоанализа. Экспериментальной группой для проведения формирующего эксперимента (январь – июнь 2017 года) был выбран один из ансамблей вокальной студии Дворца творчества и спорта Пионер. Каждый месяц проводился мониторинг достижений участников эксперимента. В связи стем, что эксперимент проходит в рамках занятий дисциплины Актерское мастерство, методикой, направленной на целеполагание и планирования своей деятельности, было выбрано составление Дневника достижений (данную методику описывали в своих работах такие авторы как Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., Чуракова Р.Г.) [1]. 244 Цель методики ориентация детей на целеполагание, фиксация и анализ своих достижений. Чтобы участникам эксперимента было легче настроиться на успехи обрести адекватную самооценку, они должны видеть свой прогресс и отмечать свои новые достижения, не забывая прежние. Разделы дневника − Мои цели и задачи на неделю (Что я планирую и что я для этого должен сделать − Мои достижения (Что у меня получилось из того что я планировали не планировал − На этой неделе у меня не получилось … (неудача и причина) Вначале исследования только 50% группы вели дневник достижений, при этом цели были преимущественно бытового и досугового характера. У ребят были сложности в постановке задачи самоанализе. К концу эксперимента в процесс целеполагания были вовлечены 90% группы. Цели и задачи стали носить более долгосрочный характер, направлены, преимущественно, на учебные и социально-значимые достижения. Вначале исследования рефлексия с учащимися носила преимущественно индивидуальный и игровой характер, т.к.ребята стеснялись говорить о своих достижениях и неудачах перед группой. После ряда упражнений на сплочение и командообразование, а также общих бесед, ребята стали сами проявлять инициативу и отдавать предпочтение более серьезным тренингам. Включение каждого из учащихся в процесс деятельности проходил путем поручения каждому из участников каких-либо заданий, делегирования части полномочий педагога (в основном организационного характера собрать информацию с группы, организовать явку и пр. Кроме того, ребята самостоятельно организовывали и проводили занятия и для самих себя и для младшего ансамбля. По окончанию эксперимента был проведен повторный опрос экспериментальной и контрольной группы. По результатам опроса 50 % 245 респондентов контрольной группы отмечают, что личностные достижения остались на том же уровне 50% отмечают, что их достижений стало больше 30% группы говорят о том, что редко задумываются над причинами неудачи не стараются их изменить всем без исключения участникам контрольной группы контрольной группы не хватает времени на все, что они запланировали. Из числа участников экспериментальной группы 70% говорят о том, что стали замечать положительные изменения в личностных достижениях 50% отмечают, что дневник достижений помог им спланировать свои дела 80 % опрошенных отмечают, что благодаря занятиям коллектив стал более сплоченным, стало меньше конфликтов. Ребята, хотели бы продолжать подобные занятия. Педагоги студии отмечают, что за время эксперимента ребята стали более собранными на занятиях, стали больше помогать друг другу, конфликтных ситуаций стало меньше. Общий климат в коллективе стал лучше. Общие показатели вокальной деятельности ансамбля остались на том же уровне. В личных показателях 60% учащихся выросли. Таким образом, можно сделать вывод о том, что если самих учащихся включить в процесс планирования своих личностных достижений, организовать самоанализ и самоконтроль в процессе достижения результата, то уровень результатов повысится. Список литературы 1. Кленова, Н.В., Буйлова, Л.В.Методика определения результатов образовательной деятельности детей Текст / Н.В. Кленова, Л.Н. Буйлова // Дополнительное образование. 2004. - №12. - С. |