Главная страница
Навигация по странице:

  • Волокитина К. В.

  • Гафнер В. В.

  • Основы безопасности жизнедеятельности. БЕЗОПАСНОСТЬ-ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ_наука-образование-практика_матери. Сборник научных статей Редакционная коллегия О. А. Фёдоров, В. В. Моисеев Составители


    Скачать 5.86 Mb.
    НазваниеСборник научных статей Редакционная коллегия О. А. Фёдоров, В. В. Моисеев Составители
    АнкорОсновы безопасности жизнедеятельности
    Дата02.11.2022
    Размер5.86 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБЕЗОПАСНОСТЬ-ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ_наука-образование-практика_матери.pdf
    ТипСборник
    #767373
    страница5 из 50
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50
    Список литературы айзман, р. и. основы безопасности жизнедеятельности учеб. пособие / р. и. айзман. – новосибирск: арта, 2011. –
    368 с. блинова, е. г. безопасность жизнедеятельности в системе человек – среда обитания учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / е. г. блинова. – омск : изд-во омгПу,
    2003. – 278 с. www.fgosvo.ru
    Волокитина К. В.
    г. Южно-Сахалинск, Россия
    ПРОБЛЕМЫ фОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К СЛУЖБЕ В АРМИИ
    В статье рассмотрено отношение молодежи к службе в армии, а также проблемы, связанные со службой в армии. Статья посвящена проблеме формирования положительного отношения молодежи к службе в армии. Цель данной статьи – это выявление возможных причин положительного и негативного отношения к службе в армии среди молодежи, а также анализ исследований разных авторов и собственного эмпирического исследования по сложившейся проблеме.
    Ключевые слова учащаяся молодежь, военно-патриотическое воспитание, источники формирования мнения о службе в армии
    основной любого государства, в том числе и россии, является его боеспособность, защищенность внешних границ и внутренний порядок в стране. именно армия является тем самым институтом, который позволяет и помогает государству поддерживать стабильное состояние, определять место, роль и авторитет страны в условиях современного общества.
    в середине процессе XX века в период формирования гражданского общества в россии возникла необходимость решения острейших проблем системы патриотического воспитания современной молодежи на уровне государства. так как молодежь – это будущее нашей страны, а также еще и основа укрепления государства, следовательно, у современной молодежи необходимо сформировать и развить личность, в которой бы сочетались такие качества как патриот и защитник отечества в мирное и военное время.
    в этой связи определяется необходимость формирования положительного отношения современной молодежи к службе в армии, обусловленная обеспечением военной безопасности страны, наличием гарантии защиты национальных интересов, а также предотвращением террористических актов на территории российской Федерации и снижением потенциала вооруженных сил российской Федерации из-за некоторого снижения качества призыва. При небольшом росте уровня численности молодежи призывного возраста сокращается число людей, которых можно призвать на службу в вооруженные силы российской Федерации. военные комиссариаты объясняют данное сокращение тем, что большая часть современной молодежи призывного возраста не соответствуют требованиям физической и психической подготовки к службе в вооруженных силах.
    Проблема военно-патриотического воспитания стоит в центре внимания множества социологических, психологических, педагогических и исторических исследований. анализ показал, что в работах ряда советских ученых данная проблема освещалась, однако недостаточно подробно раскрыта. Это связано с жестким режимом в отношении службы в армии и всеобщей воинской повинностью. и только после распада ссср в обществе произошли серьезные изменения, и тогда в трудах ученых-исследователей все чаще и чаще стали изучаться проблемы отношения к военной службе различных социальных групп молодежи.
    как показали проведенные исследования, проблеме изучения службы молодежи в армии, изучению отношения к армии различных социальных групп молодежи, формированию у них установок на службу, в настоящее время уделяется достаточно большое внимание. наибольший вклад в изучении данной проблемы внесли следующие исследователи с. М. анисимов, в. н. лоскутов, в. е. семенов и другие.
    в работах этих ученых проанализированы проблемы патриотического воспитания современной молодежи, дается сравнительный анализ отношения современной молодежи к службе в армии в сравнении с отношением к армии советской молодежи. в работах анализируются принципы формирования патриотического воспитания.
    другое направление в исследованиях представлено в работах в. с. боровика, с. н. иконниковой, в. т. лисовского, которые рассматривали молодежь как специфическую группу, учитывая особенности их культуры, образа жизни и системы ценностей.
    согласно концепции военно-профес- сиональной ориентации молодежи, разработанной ни. Паниным, желание отдать долг родине базируется на совокупности личностных свойств, качеств, предпочтений молодых людей, а также на уровне их культуры. исходя из культурологических публикаций, в которых культура рассматривалась как многоуровневое образование, ни. Панин пришел к выводу о том, что культура позволяет изучить глубинные причины тех или иных явлений, в том числе и предпочтения молодежи вобла- сти службы в армии.
    как отмечает ан. демин, одна из главных наших проблем – это взаимоотношения общества и армии. данную ситуацию можно рассматривать с двух сторон первой стороной является то, что издревле армия является мощью, честью и защитой страны, вопрос о желании/
    нежелании служить в то время не возникал, это было обязанностью, а вторая сторона заключается в том, что общество, в том числе молодые люди, признают, что армия – это важная составляющая государства, определяющая его силу и могущество, нов тоже время немногие хотят идти служить.
    согласно исследованию, проведенному в. е. семеновым, изучающим ценностные ориентации современной молодежи, было выявлено, что молодежь призывного возраста достаточно часто обсуждает проблему службы в армии в своей среде. вывод исследования – большинство современной молодежи выступает против всеобщей воинской повинности, так как считает, что каждый молодой человек должен сам сознательно делать свой выбор в отношении того, чем ему заниматься после окончания школы. в результате исследования в. е. семенов выяснил, что формирование положительных или отрицательных ориентаций по отношению к необходимости службы в армии, по большей части определяется общением родителей со своими детьми. также стало известно, что лишь треть родителей относятся к службе вар- мии положительно и даже считают ее необходимой в жизни своего ребенка. в основном родители не хотят, чтобы их чадо отдавало долг родине и свое нежелании они выражают в категорической форме. также в. е. семенову удалось выяснить, что причиной формирования негативного отношения к службе в армии у молодежи и их родителей является наличие в воинских частях дедовщины. военные конфликты часто перерастают в потасовки с применением оружия. отметим тот факт, что подобные конфликты возникают не только среди призывников, но и между призывником и военачальником. данная причина в последнее время стала достоянием гласности, так как она уже стала нередкой в воинских частях.
    на основе проведенного эмпирического исследования в феврале-марте
    2016 года было определено, что в школе
    № 1 г. долинска учащиеся 9–11 классов желают служить в армии, также в случае нападения врага многие из них пошли бы защищать свою родину. в данной школе проводятся мероприятия военно-патриотического характера, учителя беседуют на уроках с учениками о службе в армии. родители также беседуют о службе в армии со своими детьми. что касается отношения родителей к возможной службе их детей, то были получены неоднозначные ответы, они были практически равными, то есть кто-то не против, чтобы их ребенок служила кто-то против.
    в ходе исследования также было выяснено, что основными источниками формирования мнения о службе в армии являются средства массовой информации, а также родители, родственники, друзья, школа и интернет. большинство опрошенных учеников считают, что служба в армии должна быть только пожеланию, данный выбор они связывают стем, что после окончания школы многие способные ребята могут поступить в университет или иное учебное заведение, но из-за службы в армии, они теряют время или возможность на поступление.
    таким образом, отношение современной молодежи к службе в армии невозможно изменить в один миг. для того, чтобы проблема была исчерпана, хотя бы частично, необходимо постепенно выполнять комплекс таких мероприятий, как, например, улучшение условий службы, взаимоотношений внутри воинских частей, повышения профессионализма армии, налаживания пропаганды военной службы в сМи и учебных заведениях и прочие мероприятия. только грамотно составленные и организованные мероприятия возможно помогут сформировать положительное отношение к службе в вооруженных силах российской Федерации.
    Список литературы. анисимов, с. Ф. духовные ценности производство и потребление / с. Ф. анисимов. – М. : Мысль, 1988. – 253 с. боровик, в. с. Потери и приобретения молодежи россии в период проведения реформ / в. с. боровик // диалог. –
    2000. – № 9. – с. 42–45.
    3. демин, Пс. о престиже военного образования / Пс. демин // социс. –
    2003. – № 12. – с. 24–26.
    4. лоскутов, в. н. Морально-психо- логическая подготовка молодежи кво- енной службе в российской армии / в. н. лоскутов. – Мс. семенов, в. е. Ценностные ориентации современной молодежи / в. е. семе- нов // социс. – 2007. – № 4. – с. 37–55.
    6. станкевич, П. в. Преподавание дисциплины безопасность жизнедеятельности для студентов на основе модульного подхода / П. в. станкевич, св. абрамова, е.н. бояров // вектор науки тольяттинского государственного университета. – серия Педагогика, психология с. 246–250.
    Гафнер В. В.
    г. Екатеринбург, Россия
    БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЕСПЕчИВАЕТСЯ
    КУЛЬТУРОЙ
    В статье кратко рассматривается история возникновения понятия Культура безопасности. Культура безопасности представляет собой составную часть культуры, овладение которой обеспечит безопасность человека при условии формирования у него общей культуры поведения. Приведены определения, проанализированы особенности формирования культуры безопасности.
    Ключевые слова культура безопасности, формирование культуры безопас-
    ности.
    человечество всегда стремилось повысить имеющийся уровень безопасности. судя по увеличению средней продолжительности жизни и количества населения земли, указанный уровень рос постоянно. однако в последние десятилетия ситуация на планете резко изменилась опасности от жизнедеятельности человечества внезапно приобрели совершенно небывалый прежде глобальный характер. При этом в опасности находится не только человечество, но и окружающая среда, природа. наступила новая фаза в развитии цивилизации, в которой первой и главной целью людей должно стать уже не столько удовлетворение непрерывно растущих материальных потребностей, как было всегда до сих пор, сколько всестороннее обеспечение безопасности своей жизнедеятельности. человек как биологическое существо всегда были остается очень слабыми беззащитным перед лицом природы. как отмечает а. б. есин, урода человеческого изначально не было и нет своей собственной биологической, природной экологической ниши, он должен был сам ее себе создавать и создает до сих пор. Поэтому возникшее противопоставление я – мир изначально означает враждебность мира к человеку. Этой враждебности ноmо аре противопоставил два чисто человеческих способа выживания – цивилизацию и культуру Цивилизация представляет собой способ обеспечения безопасности человека в мире при помощи изменения мира. При помощи науки и технологий человек подгоняет мир под свои потребности. как показывает история, этот путь, девизом которого стало изречение ив. Мичурина мы не можем ждать милостей от природы взять их у нее – наша задача, уже исчерпал себя и привел человечество к тупику со следующими результатами возникновение демографического взрыва в слаборазвитых и развивающихся странах, увеличение продолжительности жизни в развитых странах

    30 31
    – опустынивание, засоление, эрозия плодородных земель, сокращение сельскохозяйственных угодий, перенаселение земли, ухудшение экологической обстановки усиление техногенного давления на биосферу, возрастание парникового эффекта, духовно-нравственная деградация людей истощение природных энергетических ресурсов (нефти, угля, радиоактивных веществ, сложность управления высокомощными потоками энергии опасность возникновения ядерной войны.
    культура представляет собой другой, противоположный способ обеспечения безопасности человека. сущность этого способа – приспособление человека к миру через внутреннее изменение личности, изменение мышления о мире. содержательными элементами культуры как духовной жизни общества являются обычаи, нормы, традиции, ценности, смыслы, знания [7]. безусловно, в культуре каждого народа есть обычаи, нормы, традиции, ценности, смыслы, знания, в которых отражены аспекты безопасности. Эта национальная культура безопасности транслировалась всегда от момента рождения человека до конца его жизни – родителями и близкими, обществом и государством, нов основном разрозненно и стихийно через сказки, поговорки, пословицы, обряды, праздники, правила поведения и т. п.
    говоря о культуре безопасности, целесообразно исходить из общего понимания культуры как определенного способа организации человеческой деятельности, представленного системой материальных и духовных ценностей и социокультурных норма также сам процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни [8]. ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. к таким целями ценностям в составе культуры безопасности относятся витальные (жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, сытость, комфорт и т. д социальные (склонность к риску, личная независимость, жизненный успехи т. д политические (свобода, законность и т.д.);
    – моральные (благо, справедливость, взаимопомощь и др религиозные (божественный закон, спасение, благодать и др эстетические (идеал, гармония, совершенство безопасный человек).
    объединение понятий культура и безопасность впервые было выполнено Международной консультативной группой по ядерной безопасности в итоговом докладе о совещании по рассмотрению причини последствий аварии в черно- быле» в 1986 году. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из причин аварии на чернобыльской аЭс. Можно привести следующее определение культуры безопасности, изначально сформулированное для атомных станций культура безопасности – это такой набор характеристики особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью. Позже на вопросы формирования культуры безопасности обратили внимание ученые, которые сформулировали ряд определений культуры безопасности, которую понимают по-разному [1;
    3; составная часть общей культуры, выраженная в синтезе жизненных ценностей, знаний, умений и отношений к безопасности в профессиональной и бытовой деятельности, обеспечивающая не только самосохранение социумов, но их развитие (в. а. евтеев); способ организации деятельности человека, представленной в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира (т. в. Мельникова); совокупность элементов культуры, способствующих совершенствованию и реализации потенциальных возможностей общества в защите человека, общества и природы от факторов риска в. н. Мошкин); способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области (сапронов в. в.).
    Множество определений культуры безопасности указывает на многозначность этого понятия, с одной стороны, и стадию изучения и проработки границ его применения, с другой. структуру понятия культура безопасности можно показать графически следующим образом частично наложив понятия культура и безопасность друг на друга. такое визуальное отображение взаимосвязи понятий культура и безопасность дает возможность сделать несколько концептуальных выводов, которые ускользают от большинства исследователей в данной области (возможно, исследователи не хотят замечать эти выводы. так как культура безопасности является только частью культуры, то овладеть культурой безопасности можно, лишь овладев культурой вообще. невозможно быть культурным в области безопасности и демонстрировать некультурное поведение в повседневной жизни. именно выполнение правил, характеризующих человека как культурного, позволяет ему избежать многих опасных ситуаций. значит, желая сформировать у человека культуру безопасности, необходимо прилагать усилия по формированию у него общей культуры поведения. культуре вообще, и культуре безопасности в частности, невозможно обучить. культуру можно только воспитать. следовательно, в образовательном процессе, в первую очередь, на уроках основ безопасности жизнедеятельности, методы воспитания должны стать приоритетными. учитель может сформировать у учащихся только то, чем обладает сам. в учебном процессе личность педагога является носительницей культуры безопасности, поэтому необходимо формировать культуру безопасности у учителей, а также у родителей учащихся.
    таким образом, цивилизация, обеспечивая человеку физический комфорт, создает новые источники опасности, обрекая человечество на самоуничтожение. культура безопасности представляет собой составную часть культуры, овладение которой обеспечит безопасность человека при условии формирования у него общей культуры поведения.
    рассмотрим подробнее некоторые ключевые особенности социальной системы, в рамках которой культура безопасности может проявить свои защитные функции.
    социальная система – целостное образование, основными элементами которого являются люди, связи, взаимодействия и отношения. связи, взаимодействия и отношения в социальной системе осуществляются через культуру
    – язык
    – традиции
    – этику
    – воспитание
    – образование. россия по многим показателям находится на высоком уровне опасности. некоторые показатели достигли критического уровняв таких условиях, при высоком уровне опасности социальные связи должны быть короче и прочнее. нов последние десятилетия мы все ярче наблюдаем насильственное изменение нашего менталитета в сторону индивидуализма, что приводит к разрыву социальных связей. создается противоречие, когда с одной стороны требуется нации для выживания и безопасности сплотиться, ас другой общество атомизируется, расщепляется, лишая нацию последнего шанса на выживание.
    в россии община сохранилась как доминирующий экономический и жизненный уклад. люди в общине объединяются ради выживания всех ее членов. они готовы ради этого пожертвовать частью личной собственности. община сдерживает конкуренцию, и добивается наибольших результатов на основе сотрудничества, взаимовыручки и взаимопомощи. тысячелетиями народы вырабатывали Рис. 1. – Образование понятия Культура безопасности

    32 опыт бытия, закрепляя в передаваемых из поколения в поколение традициях то, что обеспечивало их жизнеспособность и отсеивая посредством табу и исторического забвения деструктивный опыт. Это был многовековой процесс эмпирического накопления знаний об оптимальных принципах существования. достигнутое понимание фиксировалось в том числе в устном народном творчестве (мифы, предания, сказки, пословицы, поговорки, наставления, песни, притчи и т. п. народная мудрость – становилась аккумулятором высших ценностей человеческого бытия. какие же базовые ценности русской (российской) национальной общности мы имеем?
    По исследованиям, на первых местах стоят [2]:
    1) ценность семьи
    2) ценность труда) ценности Патриотизма (защиты от- ечества).
    имеющиеся высшие ценности – это то, что наши предки выстрадали десятками и сотнями поколений. но эта сложившаяся система постоянно находится в движении, и условия современного мира способствуют быстрым изменениям. Поэтому чтобы национальная культура обеспечивала национальную безопасность, нужно защищать саму культуру, национальные ценности. свой вклад должна внести и культура безопасности человека.
    культура безопасности представляет собой составную часть культуры, овладение которой обеспечит безопасность человека при условии формирования у него общей культуры поведения. сформированная у человека культура безопасности, с присущими ей мотивами, потребностями и ценностями, закрепленная в опыте и проявляемая в жизни, положительно скажется на всех сферах жизнедеятельности личности, общества и государства.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50


    написать администратору сайта