Демократия и сложность. Реалистический подход. Дзоло 2010. Серия п о лит и ческа яте ори я
Скачать 7.66 Mb.
|
ми обработкой, хранением и передачей данных, развитие ро ботехники, занимающейся автоматизацией промышленных процессов и общественных услуги развитие коммуникаций массовой информации, которая занимается главным образом телевизионными коммуникациями См Simon Н How Complex are Complex Systems? // Proceed ings of the 1976 Biennal Meeting of the Philosophy of Science As sociation. Ed. Suppe E, Asquith H.H. East Lansing (Mich.): Phi losophy of Science Association, 1976. Vol. 2. P. 501-522. 4 C m .: Göttinger H.W. Coping with Complexity. Dordrech and Boston (Mass.) D. Reidel, 1983, особенно p. IX-X; cm .: Flood R.L. Dealing with Complexity. New York: Plenum Press, 1988; Colli de C. Theories of Computational Complexity. Amsterdam and New York: North Holland, 1988; см. также Cherniak C. Minimal Ratio nality. Cambridge (Mass.): The MIT Press, 1986. 5 При прочих равных условиях лат логическую строгость отправной точки этих определений и тем самым их полезность. Как только мы выходим за рамки узких дисциплин и вступаем в сферу социальных наук (или в смежную с нею сферу языка политики и журналистики, мы сталкиваемся с ненормальной ситуацией. Ибо здесь концепция сложности, несмотря на всю ценность, которую она приобрела в специализированных контекстах, имеет только топорный и, как правило, банальный смысл — как в ответе, который европейские политики частенько дают на щекотливые вопросы Проблема сложнее, чем выдумаете. Кажется, слово сложный зачастую превращается в простое указание на замешательство человека, который недавно открыл для себя, что мир, в котором он живет, уже не тот, в каком жили его родители или его дедушки и бабушки. В сущности, даже в случае наиболее изощренного использования понятие сложности остается смутными двусмысленным в степени, превышающей смутность и двусмысленность понятий, которые обычно используют в социальных (и естественных) науках. Следует признать, что философы, занимающиеся сложностью, не слишком преуспели в попытках довести предмет своих исследований до стандартов, необходимых для строго научных дебатов. На память приходят примеры Эдгара Морена и Никласа Лумана6, не говоря уже о приверженцах аутопойезиса и кибернетике второго порядка»7. Д. Дзоло. Демократия bbиbbс ложность См, например Морен Э Метод. Природа Природы. М Про гресс-Традиция, 2005; Luhmann N. Soziologische Aufklärung. I, Opladen: Westdeutscher Verlag, 1970. 7 Весьма спорная теория аутопойезиса выдвинута двумя чилийскими биологами — У.К. Матураной и Ф.Х. Варелой. Они утверждают, что жизнь характеризуется тем, что среди кон ституирующих элементов любой живой системы есть и возвратные, и соотносящиеся сами с собой элементы, то есть саму организацию процессов генерирует взаимодействие продуктов этих элементов. См Maturana H.R., Varela F.J. Au- topoiesis and Cognition: The Realization of the Living. Dordre- 28 I. Некоторые общи е п осы л к и Таким образом, моя первая задача состоит в том, чтобы сформулировать в конкретных категориях идею сложности, которую я намереваюсь использовать и таким образом показать. По эпистемологическим причинам, которые, как я надеюсь, станут понятны к концу этой главы, я не буду пытаться выдвигать формальное определение, которое претендовало бы на некоторую степень верифицируемости (или фальсифицируемо сти) в пределах должным образом аксиоматизирован ной теории. Вместо этого я ограничусь предложением возможной линии интерпретации. И это предложение я выдвину на первый после события план не потому, что оно отличается методологической строгостью, но потому, что оно позволяет последовательным образом отбирать и организовывать проблемы, которые представляются мне важными. Итак, я изложу посылки (естественно, исключительно условные по своей природе) ясного и доступного рассуждения в надежде на то, что то, что я могу предложить, будет соответствовать разумным требованиям моих читателей. Термин сложность в том смысле, в каком я использую его при рассмотрении теоретических вопросов, не описывает объективные свойства естественных или социальных явлений. Не обозначает этот термин и сложные объекты, противопоставляемые простым объектам. Скорее, этот термин отсылает к когнитивным ситуациям, в которых оказываются субъекты — как индивиды, таки социальные группы. Отношения, которые строят субъекты и которые субъекты проецируют на окружающую их среду в попытках само- ориентации, то есть упорядочения, прогнозирования, планирования или манипулирования, будут в зависимости от обстоятельств более или менее сложными and Boston (Mass.): D. Reidel, 1980; Zeleny M. (ed.). Auto- poiesis: A Theory of Living Organization. New York and Oxford: North Holland, 1981. О кибернетике второго порядка см Foerster H.V Observing Systems. Seaside (Calif.): Intersystems Publications, 1984. 29 Точно также более или менее сложной будет подлинная связь субъектов со средой. Эти посылки позволяют сформулировать условия сложности в следующих четырех пунктах. Чем шире масштаб возможных вариантов выбора и чем больше количество переменных, которые приходится учитывать субъектам в своих попытках разрешения проблем знания, адаптации и организации, тем сложнее становится окружающая их среда. Например, жизнь в условиях крупного города сложнее жизни в условиях сельской местности — настолько сложнее, насколько условия города обеспечивают большее разнообразие опыта. Чем выше сложность, тем сильнее жители крупного города начинают осознавать возможность того, что они подвергаются воздействию загрязняющих веществ. В странах Запада политическая жизнь стала сложнее с появлением опросов общественного мнения, проводимых вовремя предвыборных кампаний. Такие опросы расширяют границы доступной информации и оказывают влияние на поведение избирателей, предвосхищая результаты голосования. Чем сложнее становится среда, тем сильнее взаимозависимость переменных. Изменение значения одной переменной неизбежно сказывается на других переменных это влияние взаимно, что неизбежно усложняет задачу познания (и действия. В этом случае для организации среды и управления ею необходим больший объем информации. После преодоления известного порога сложности расчеты, необходимые для прогнозирования последствий рекурсивных отношений, которые связывают факторы среды между собой, требуют качественного изменения. Даже анализ отдельных явлений становится менее определенным, учитывая то, что изначальное состояние этих явлений и их последующее развитие вряд ли можно отделить от нелинейных связей. Третий элемент сложности связан с нестабильностью или турбулентностью среды и тенденцией ее пе Д. Дзоло. Демократия bbиbbс ложность. Некоторые общи е п осы л к и ременных меняться по быстрым или непредсказуемым траекториям. Этот аспект сложности обладает динамичной природой и тем более важен, что он связан с процессами, которые приводят к переходу от порядка к беспорядку (к революции, хаотичной эволюции, катастрофической бифуркации и т.д.) или, что еще более важно, к возникновению порядка из беспорядка. Четвертой чертой сложности, объемлющей три первые, является то, что субъекты, осознающие высокий уровень сложности среды, в которой они существуют, достигают состояния когнитивной циркулярное. Такие субъекты сознают сложность, с которой придется столкнуться при попытках объяснить и спрогнозировать внешние, происходящие в среде явления в соответствии с линейными (то есть монокау- зальными, монофункциональными или простыми) схемами, сами условия их общих отношений со средой. На самом деле трудность возникает, в сущности, из познавательной деятельности субъектов, направ- 8 См Casti /. Connectivity, Complexdity and Catastrophe in Large-Scale Systems. New York: John Wiley and Sons, 1979. P. 102-105. 9 Явления первого типа изучены в рамках теории аттракторов и были формализированы в числе прочих Рене Томом и Кристофером Зиманом; см Том Р Структурная устойчивость и морфогенез. М Логос, 2002; Zeeman С. Catastro phe Theory. Reading (Mass.): Benjamin, 1977. Явления второго типа породили идею сложности как самоорганизации. Эти идеи высказаны в исследованиях Анри Атлана о порядке через шум, Ильи Пригожина — о диссипативных структурах, Эриха Янча — о самоорганизации Вселенной и Фридриха фон Хайека — о процессах спонтанного морфогенеза социальных групп см Atlan Н Entre le crystal et la fumee. Es sai sur lbrganisation du vivant. Paris, Seule, 1979; Пригожий И СтенгерсИ. Порядок из хаоса Новый диалог с природой. М Прогресс, 1986; Jantsch Е The Self-Organizing Universe. Oxford: Pergamon Press, 1980; Hayek F.A. Kinds of Order in Society // Studies in Social Theory. № 5. Menlo Park (Calif.); Institute for Humane Studies, 1975; Hayek F.A. The Theory of Complex Phe nomena // Bunge M. (ed.). The Critical Approach to Science and Philosophy. New York: Free Press, 1964. 31 ленной на построение и изменение среды посредством ее понимания. (Эта ситуация, по-видимому, получает подтверждение благодаря преобладающим толкованиям принципа неопределенности) Соответственно, субъекты учитывают то обстоятельство, что они не могут определить свою среду в объективных категориях. То есть субъекты не могут нейтрализовать искажения, внесенные их собственной познавательной деятельностью и, если идти по кругу, не могут определить самих себя без обращения к сложности и турбулентности внешней среды, которая со временем начинает определять и модифицировать познавательную деятельность субъектов. Таким образом, субъекты оказываются в ситуации эпистемологической сложности. Как мы увидим, отсюда возникает потребность в рефлексивной эпистемологии, основанной на признании когнитивной взаимосвязи субъекта (или системы) и среды в условиях повышенной сложности. Д. Дзоло. Демократия bbиbbс ложность biСоциальная сложность Под социальной сложностью я понимаю специфическую конфигурацию сложившихся в современных постиндустриальных обществах общественных отношений в том виде, в каком ее воспринимают сами субъекты социальной жизни. Эту конфигурацию можно рассматривать как продукт некоей очень общей эволюционной тенденции (так делал, например, Ник- лас Думай. В основе представлений Лумана и других лежит гипотеза о том, что социальным группам свойственно со временем модифицировать свою организационную структуру в соответствии с логикой нарастающей дифференциации. В настоящее время эта гипотеза в общем считается вполне обоснованной, иона выдвинута многими основателями современной социологии, такими как Спенсер, Зиммель, Дюркгейм, 10 См Луман Н Общество общества. Часть IV. Дифференциация. М Логос, 2006. 32 Вебер и Парсонс, создавшими традицию, к которой и примкнул Луман11. Аргументация Лумана сводится к следующему исторически социальная эволюция сначала прошла фазу сегментарной дифференциации, затем — фазу дифференциации через стратификацию, и, наконец, уже в новейшее время наступила фаза функциональной дифференциации, возникающей в результате увеличения объема и разнообразия функциональных подсистем в каждой социальной системе. Подсистемы (экономические, политические, научные и т.д.) в процессе развития начинают выполнять более конкретные роли, чем те, которые эти подсистемы выполняли в момент своей дифференциации, создавая обособленные организационные структуры и приобретая формы в соответствии с рабочими критериями, функциональными кодами, что открывает путь к автономной специализации. Должен сразу же сказать, что, в отличие от Лумана13, утверждение эволюционной основы для теории социальной сложности для меня не представляет особой ценности. Я даже сомневаюсь, что такую основу вообще удастся установить, особенно если попытка сделать это будет предпринята посредством совершенного на самом общем теоретическом уровне грубого сочетания теории систем и дарвинистского подхода. С моей точки зрения См Luhmann N. (ed.). Soziale Differenzierung. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1985. 12 См Луман H. Общество общества. Часть IV. Дифференциация. М Логос, 2006. 13 Там же Там же. Одно из возражений дает само изучение биологической эволюции, в котором дарвинистский подход вовсе не считается абсолютной истиной. Этот подход всецело сопряжен с адаптивной и зависящей от направления природой эволюции и потому не должен быть выше всяких сомнений, особенно если принять во внимание общий кризис концепции прогрессивного просвещения, которую исповедовал Дарвин. Другое возражение таково идея функциональной эволюции как центральная концепция теории социальной эволюции вызывает слабое дове- I. Некоторые общи е п осы л к и более важны анализ реального уровня сложности современных нам политических систем, ответвления этого развития и вопрос о том, будет ли этот уровень в ближайшем будущем возрастать или же снижаться. Использование мною термина социальная сложность следует, таким образом, рассматривать в свете этой более умеренной оценки. Понять, с чем мы имеем дело, помогут следующие четыре тезиса. В постиндустриальных обществах, характеризующихся высоким уровнем разделения труда и функциональной дифференциации, социальная сложность проявляется как разнообразие и семантическая дискретность языков, смыслов, приемов и ценностей, которые осуществляются в каждой из подсистем ив их дальнейшей дифференциации. Всем подсистемам присуща тенденция к специализации и к функционированию на основе собственных и автономных кодов, отличающихся от кодов других подсистем. Значение события, произошедшего водной социальной среде (например, религиозный опыт, нельзя передать в понятиях, релевантных для опыта иной среды (скажем, спортивных клубов, контор или лабораторий ядерной физики. Различные опыты несопоставимы в принципе. Корреляция переменных социального поведения нарастает, а по мере этого нарастания возрастает и сложность понимания и прогнозирования. Наряду с тенденцией к автономизации функциональных кодов существуют явления нарастающей взаимозависимости различных подсистем. Эти явления являются условием координации действий подсистем в рамках более широкого социального порядка. Изучение различных форм, принимаемых этой взаимозависимостью, раскрывает диффузную и полицентричную Окончание сн. 14 рие. См Eldredge N., Gould S.J. Punctuated Equilibria: The Tempo and Mode of Evolution Reconsidered // Paleobiology. 1977. Vol. 3. № 2. P. 115-151; Tyrell H. Anfragen an die The orie der geselschaftlichen Differenzierung // Zeitschrift fur Soiziologie. 1978. Vol. 7. № 2. P. Д. Дзоло. Демократия bbиbbс ложность. Некоторые общи е п осы л к и деятельность, имеющую характерную тенденцию к разрушению иерархических структур. Например, политические кампании ныне определяются требованиями, связанными с использованием телевидения, но это использование телевидения подчиняется законодательству, регулирующему использование средств массовой информации в политических целях, и оба субъекта данного процесса (и политики, и телевизионная компания) вынуждены подчиняться требованиям рынка рекламы. В свою очередь, этот процесс обусловлен не только общими требованиями экономического законодательства, но и обостряющейся конкуренцией телевидения с более традиционными формами связей с общественностью. Герберт Саймон и Раймон Будон показали, как нарастание взаимозависимости в сферах экономики, исследований бизнеса и социологии сопровождается нарастанием сложности прогнозирования и социального вмешательства. Поскольку им приходится строить прогнозы и проекции в условиях отсутствия полной информации и достаточного знания о направлениях взаимодействия, экономисты, политики и специалисты по социальной инженерии вынуждены приспосабливаться к значительному количеству извращенных следствий, то есть результатов, которые они не прогнозировали и которым они вряд ли рады. Вообще говоря, любому росту явлений функциональной взаимозависимости соответствует значительное увеличение негативных внешних факторов. Дифференциация опыта благоприятствует социальной мобильности. На место общества, отягощенного балластом универсальных и неизменных принципов Simon НЕ Bounded Rationality // McGuire СВ, Radner R. (eds). Decision and Organization. Amsterdam: North Holland, 1971; Boudon R. Effets perverses et ordere social. Paris: Presses Universitaires de France, 1977. Engl, transl. New York: St. Mar tins Press, 1982. 16 C m .: Benjamin R. The Limits of Politics. Collective Goods and Political Change in Postindustrial Societies. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1980. P. VII-XI. 35 приходит плюрализм социальных пространств, регулируемый условными и гибкими критериями. Устранение ограничений, налагаемых традицией, стратификацией и локализацией, ведет к значительному ускорению социальных перемен. Моральный политеизм и широко распространенный агностицизм по конечным вопросам приходят на смену институционализированным коллективным верованиям, бытование которых обеспечивается политическим принуждением. Сточки зрения индивидуальных субъектов (или систем, повышение уровней дифференциации ведет к большей обезличенное и абстрактности общественных отношений. Разнообразие опыта нарастает, носами разновидности опыта более непосредственным образом формируют функциональные потребности или ожидания. Индивиды, оказывающие или получающие специализированные услуги в рамках более дифференцированных ролей, становятся все более взаимозаменяемыми в пределах этих ролей. Множественность возможных действий и расширение спектра услуг создают своего рода селективную перегрузку в условиях возрастающей незащищенности и нестабильности. Более широкий спектр возможных вариантов выбора еще более расширяется по мере того, как для каждого субъекта выбор вариантов действий становится все более настоятельными все более рискованными все стремятся к снижению сложности См Gehlen А. Der Mensch. Seine Natur und Seine Stellung in |