Главная страница
Навигация по странице:

  • PEDAGOGICAL FILM CLUB AS A MEANS OF FORMING THE COMPETENCE OF SOCIAL INTERACTION OF FOREIGN STUDENTS KIRYAKOVA OLGA VASILEVNA

  • СТАРШЕКЛАССНИКОВ

  • PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF VOCAL SKILLS IN THE CHOIR OF OLD STUDENTS

  • рпрп. Сборник ЕЧ-2021 Педагогика. Т. И. Шукшина, доктор педагогических наук, профессор отв ред Ж. А. Каско, кандидат педагогических наук, доцент


    Скачать 4.47 Mb.
    НазваниеТ. И. Шукшина, доктор педагогических наук, профессор отв ред Ж. А. Каско, кандидат педагогических наук, доцент
    Дата06.04.2023
    Размер4.47 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСборник ЕЧ-2021 Педагогика.pdf
    ТипСборник
    #1042313
    страница26 из 51
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   51
    КИРЬЯКОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА аспирант кафедры педагогики
    ФГБОУ ВО Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, kirjakova82@mail.ru Ключевые слова педагогическое кино, педагогический киноклуб, иностранные студенты, социальное взаимодействие, компетенция социального взаимодействия, исследовательское задание. Аннотация В статье рассматривается педагогический киноклуб и потенциал его использования во внеучебной деятельности иностранных студентов для формирования у них компетенции социального взаимодействия.
    PEDAGOGICAL FILM CLUB AS A MEANS OF FORMING
    THE COMPETENCE OF SOCIAL INTERACTION OF FOREIGN
    STUDENTS
    KIRYAKOVA OLGA VASILEVNA
    postgraduate student, department of pedagogics,
    Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia КА and the potential of its use in the extracurricular activities of foreign students to form their competence of social interaction. Формирование компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов является на сегодняшний день актуальной проблемой, поскольку данная категория студентов испытывает трудности начального этапа обучения острее, чем их российские товарищи. Их профессиональная подготовка осложняется множеством факторов, среди которых сложно протекающая социальная адаптация в стране пребывания, необходимость учета специфики организации образовательного процесса в чужой стране, умение принимать нормы и правила окружающего социума, преодолевать религиозные различия, языковой и культурный барьеры, психологический дискомфорт и т. д. Эти и другие проблемы значительно осложняют процесс получения ими высшего образования [1, с. 61].
    Формирование компетенции социального взаимодействия может способствовать разрешению этих трудностей, поскольку, раскрываясь через взаимодействие с другими людьми, связано с рядом умений, таких как способность к сотрудничеству, совместной работе, в том числе в роли лидера ив роли участника команды, ответственность и ее распределение, координация действий внутри команды, способность договариваться (убеждать, аргументировать свою позицию и принимать чужую, в том числе с учетом социальных и культурных различий, разрешать конфликты, осознавать возможные объективные противоречия в интересах разных сторон, учитывать их при принятии решений и т. д. [2]. Обращаясь к проблеме эффективного формирования компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов, мы пришли к выводу, что внеучебная деятельность имеет богатый спектр средств ее формирования, среди которых тренинги, деловые игры, дискуссионные площадки, мероприятия воспитательного характера (выставки, фестивали, конкурсы и т. д. Данные мероприятия предполагают активное участие иностранных студентов в освоении культуры человеческих отношений, обеспечивают присвоение определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Большими возможностями в формировании компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов обладает работа клуба педагогического кино. Сегодня кинопедагогика понимается как направление в современном образовании (в частности медиаобразовании), связанное с закономерностями, формами и методами воспитания человека экранными искусствами. Концепция кинопедагогики рассматривает кино как инструмент воспитания и образования, методический материал для реализации образовательной деятельности, а грамотное педагогическое применение кино – как универсальный способ познания социальных, культурных, научных явлений. Кино как средство воспитания широко используется в современной педагогической практике. Ценность его заключается в том, что оно влияет на восприятие мира, ведет к переживанию широкого спектра эмоций, дает импульс к культурному, эстетическому, эмоциональному, этическому развитию, способствует становлению личностных качеств, преобразованию самого себя. С учетом вышеуказанных возможностей кино, нами организована работа по формированию компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов в рамках педагогического киноклуба, существующего при кафедре педагогики Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева. Клуб педагогического кино представляет собой площадку для совместного просмотра и обсуждения художественных и документальных фильмов, затрагивающих различные стороны отношений людей во обществе, коллективе. На заседаниях киноклуба, проводимых в очном или он-лайн режимах, организуется коллективных просмотр отечественных и зарубежных фильмов разных лет, имеющих педагогическую и воспитательную ценность Чучело, Великан, Заплати другому, Мальчик в полосатой пижаме, Прояви
    хоть немного уважения, Столкновение, А в душе я танцую, Ключ без права передачи, Пацаны и др. Иностранные студенты привлекаются к работе киноклуба не только в качестве зрителей, но и как инициаторы и организаторы его заседаний. Педагогическое руководство работой клуба состоит не только в отборе киноматериала, но ив оказываемой педагогом помощи в восприятии и осмыслении мотивацион- ных основ и сюжетных узлов фильма, формировании этико-эстетического оценочного отношения к просмотренному, развитии навыков целостного восприятия выработки индивидуальной личностной позиции, взглядов на затрагиваемые в кино проблемы. Следует отметить, что отбор киноматериала должен проводиться с учетом интересов, возрастных и национально-культурных особенностей иностранных студентов. Привлечение иностранных студентов к совместному просмотру фильмов и коллективному обсуждению позволяет решать множество задач, связанных сформированием у них компетенции социального взаимодействия развитие психологической компетентности заключается в знакомстве с различными социальными типажами, представленными в кино (типы темперамента, социальные роли и т.д.), обучении взаимодействию сними развитие эмоциональной сферы выражается в развитии навыков эмпа- тии, терпимости, определения собственных чувств (рефлексии) и эмоциональных состояний партнера по общению (или киногероя развитие навыков решения проблем связано стем, что кино наглядно демонстрирует, что существуют различные варианты решения какой-либо проблемы, позволяет расширить поведенческий репертуар личности эффект снятия стресса выражается в том, что просмотр фильма и его анализ позволяют снять эмоциональное напряжение, отвлечься от повседневных проблем, обучают навыкам релаксации. Важнейшей частью работы киноклуба является организация работы дои после просмотра фильма. Подготовка к просмотру подразумевает создание в аудитории атмосферы заинтересованности. Этому способствуют художественно-оформленная афиша фильма, привлекающая внимание участников просмотра, презентация, содержащая кадры и фразы из фильма. Работа перед просмотром фильма может быть организована в виде вступительного слова педагога, предварительной беседы о фильме. В них дается информация о фильме, его создателях, конкретные советы о томна что следует обратить внимание при просмотре картины, разработка общего плана обсуждения и заблаговременное ознакомление с ним участников просмотра. После просмотра фильма организуется коллективное его обсуждение, проводимое в форме свободной беседы, направляемой педагогом, или специально подготовленных иностранными студентами выступлений. Второй вариант предполагает ознакомление с рецензиями на фильм, аргументированную оценку фильма с подготовкой собственного отзыва, критической заметки.
    Обсуждение просмотренного фильма может быть построено по обсуждение последующей схеме авторы (сценарист, режиссер, главные действующие лица) и год выпуска картины основные сюжетные линии и стилистика фильма темы и проблемы, затрагиваемые в фильме, важность обращения к затрагиваемым проблемам смысли содержание педагогических противоречий предпосылки их возникновения и возможность разрешения общее эмоциональное впечатление, связанное с фильмом. С целью формирования компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов был разработан и реализован в рамках работы клуба педагогического кино комплекс компетентностно-ориентированных заданий. Приведем некоторых из них в качестве примера. Подумайте, какой фильм Вы рекомендовали бы для просмотра своим товарищам. Аргументированно изложите свою точку зрения. Из перечня фильмов выберите тот, который следовало бы посмотреть. Убедите своих товарищей в том, что смотреть стоит именно его. Подберите в отечественном и зарубежном кино примеры правильных и неправильных на ваш взгляд поступков (соответствующим или нет правилам поведения, существующим в обществе. Подумайте, какие поступки героев просмотренного фильма Высчитаете положительным / отрицательным. Что явилось мотивом такого поведения Как поступили бы Вы, оказавшись в подобной ситуации Аргументированно выскажите свою точку зрения.
    Компетентностно-ориентированные задания позволяют вычленять из фильма педагогические ситуации, переводить их на язык педагогических задач, конструировать кейсы, проводить анализ жизненных ситуаций и поиск оптимальных решений. Выполнение данных заданий способствует решению исследовательских задач по формированию у иностранных студентов компетенции социального взаимодействия. В заключение отметим, что педагогический киноклуб является одним из средств развития личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве. В его работе иностранные студенты непросто организованно проводят свободное от учебы время, но и учатся формировать ценные знания, умения и навыки социального взаимодействия.
    Во-первых, просмотр педагогического кино помогает иностранным студентам понять других людей, другие культуры, время, идеи и ценности. Оно позволяет им понять менталитет русских людей, нашу культуру, историю, а также понять самих себя, осознать и укрепить свою культурную и национальную идентичность.
    Во-вторых, работа педагогического киноклуба и само искусство кино способствуют развитию навыков рассуждать и критически и аналитически мыслить, анализировать жизненную ситуацию, принимать решение и ответственность, оценивать поведение свое и других людей, прогнозировать последствия принятых решений и поступков.
    В-третьих, просмотр педагогических фильмов развивает у иностранных студентов личностные качества, необходимые для взаимодействия с окружающими, такие как устремленность, эмпатия, толерантность, коммуникативные навыки, креативность, честность, готовность оказывать и принимать помощь. Таким образом, работа педагогического киноклуба при ее правильной организации является эффективным средством формирования компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов. Список использованных источников

    1. Кирьякова, О. В. Компетенция социального взаимодействия у иностранных студентов разработка программы опытно-экспериментальной работы / О. В. Кирьякова // Осовские педагогические чтения Образование в современном мире новое время – новые решения : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, 29–30 ноября г. / Мордовский государственный педагогический институт. – Саранск, 2018. – С. 60–64.
    2. Кирьякова О. В. Деловая игра как средство формирования компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции – XIV Осовских педагогических чтений Образование в современном мире новое время – новые решения (г. Саранск, 12 октября
    2020 г) / редколлегия МВ. Антонова, Т. И. Шукшина (отв. ред, Ж. А. Каско, В. И. Лаптун ;
    Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2020. – 1 электрон. опт. диск.
    УДК 78(045)
    ББК р ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ В ХОРЕ
    СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    КОЗЛОВА ТАМАРА АЛЕКСЕЕВНА кандидат исторических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования
    ФГБОУ ВО Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, toma__68@mail.ru
    ГРОМИЛИНА ДИАНА АЛЕКСЕЕВНА студентка факультета педагогического и художественного образования
    ФГБОУ ВО Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, Ключевые слова вокальные навыки, развитие вокальных навыков, вокальные навыки в хоре старшеклассников. Аннотация В статье рассматривается последовательность развития вокально- хоровых навыков в хоре старшеклассников.

    PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF VOCAL SKILLS IN THE CHOIR
    OF OLD STUDENTS
    KOZLOVA TAMARA ALEKSEEVNA с of historical sciences, associate professor of the department of art and music education, Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia
    GROMILINA DIANA ALEKSEEVNA
    student of the faculty of pedagogical and art education,
    Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia
    Key words: vocal skills, vocal skills development, vocal skills in the high school choir.
    Abstract: The article examines the sequence of the development of vocal and choral skills in the high school students' Вокальная работа в хоре имеет большое значение. Особенно много внимания ей приходится уделять в начинающем или недавно существующем коллективе. Чтобы убедиться в этом, достаточно привести краткую и несколько обобщенную характеристику вокальных данных учащихся начинающего хора, с которыми приходится наиболее часто сталкиваться на практике
    – относительно хорошо звучащая часть диапазона голоса обычно колеблется в пределах сексты – октавы
    – тембр глухой, чаще всего малохарактерный для данного типа голоса
    – сила голоса небольшая
    – дыхание неорганизованное, малопротяжное;
    – характер звучания голоса – открытый, белый или зажатый
    – весь голосообразующий аппарат зажат
    – в процессе пения рот открывается недостаточно [1; 3]. Даже из этой краткой характеристики можно предположить, что хор, состоящий из таких певцов, хорошо звучать не будет. И действительно, если сравнить звучание начинающего и уже сложившегося коллективов, тов первую очередь обращает на себя внимание разница в характере их звучания. Вокальная неорганизованность, пестрота звучания начинающего хора отрицательно сказывается и на его ансамбле, что в свою очередь значительно снижает впечатление от исполнения. Сложившийся же коллектив в значительной мере избавлен от этих недостатков и звучит более чисто и стройно. Причина этого кроется не только в большей опытности, лучшей музыкальной и слуховой подготовке певцов, но ив степени их вокальной подготовки, в единой манере формирования звука и т. п. Чем лучше вокальная подготовка хора, тем лучше его звучание, тем больше удовлетворения и радости получат слушатели от его выступления. Методика обучения в хоре старшеклассников, особенно на начальном этапе, имеет свою специфику. Научные исследования и практический опыт подтверждают, что в процессе обучения вокальные навыки проходят через фазовый путь развития. Поскольку певческая деятельность в хоре представляет
    собой сплав навыков, педагогам очень важно знать, как ив какой последовательности они формируются ив чем проявляются специфические особенности развития этих навыков. На начальном этапе работы с хором старшеклассников хормейстер отталкивается от звучания хора, которое он услышал. Также, как и педагог- вокалист, руководитель хора исходит из восприятия хорового звучания как единого звука, правда, сложного в акустическом отношении (он возникает от слияния множества голосов с индивидуальной характеристикой звучания. Впервые организованному хору старшеклассников обычно свойствен открытый плоский звук, сформированный в низкой позиции, часто форсированный. В хоре нет ансамбля между партиями, фонетическая разнокачественность выражается в пестроте произношения гласных [2]. Педагог должен видеть свою задачу в том, чтобы найти более естественное и возможно лучшее звучание на любом, даже на начальном этапе развития вокальных навыков учащихся. Постепенно добиваясь от певцов правильного формирования дыхания, ровного звуковедения, чистого интонирования и четкой, ясной дикции, следует воспитывать в хоре легкий, полетный, красивый звук, сформированный в высокой вокальной позиции. В тоже время руководителю коллектива необходимо строго следить за всеми изменениями в голосах учащихся и систематически осуществлять индивидуальный контроль. Важно также соблюдать голосовой режим и не допускать переутомления. Впервой фазе вскоре после начала занятий, в звучании хора наступает качественный скачок. Он возникает в результате обучения пению легато (на упражнениях и песенном репертуаре, помогающему выработке певческого дыхания, и благодаря единым требованиям к чистоте интонирования, строю, ансамблю и дикции. С первых же занятий педагог ставит задачу устранить пестроту звучания в хоре. Он добивается от певцов единой манеры пения и правильно организованного певческого дыхания спокойного вдоха и плавного, медленного выдоха, следит затем, чтобы звук был округленным, мягким, не форсированным, требует от певцов хорошей артикуляции. Краткие объяснения учителя, особенно на этом этапе, имеют очень важное значение. Учащиеся постепенно осмысливают посредством слухового анализа сопоставления, правильно ли формируется звук их голоса и хора в целом. В результате впервой фазе развития навыка пения в хоре появляется качественный сдвиг, который выражается в намечающейся слитности и однородности звучания. Эти качества продолжают закрепляться ив последующих фазах. Вторая фаза развития певческих навыков – самая продолжительная повремени. В этой фазе навык как бы тормозится в своем развитии, и у педагога создается впечатление, что, несмотря на, казалось бы, правильные требования, хоровое звучание теряет свою ровность и стабильность. Чем можно объяснить это явление Некоторая заторможенность в развитии вокальных навыков хора объясняется тем, что певческий процесс представляется в их сознании еще не как комплексное взаимодействие органов дыхания, мягкого неба, гортани и артикуляционного аппарата. Дыхание не связывается с дикцией, сформированием гласных, не хватает навыка правильно и гармонично координировать мышечные движения, то есть распределять работу различных групп мышц, участвующих в певческом дыхании и голосообразовании. Певцы в этот период проб и ошибок напрягают все мышцы – нужные и ненужные для певческого процесса. Правильная работа мышц перемежается с неправильной, это приводит к скованности, которая является на данном этапе вполне закономерной. В дальнейшем учащиеся учатся освобождать мышцы, координировать их движение вовремя пения. Таким образом, к концу второй фазы учащиеся начинают сознательно управлять своими мышечными ощущениями, контролируя и оценивая результат звукоизвлечения под руководством педагога. Может возникнуть вопрос является ли заторможенность в развитии вокальных навыков отрицательным моментом Нет. Певческий процесс потому и считается сложным, что в нем принимают участие все афферентные системы
    (пути-импульсы, проходящие от периферического центра к центральной системе) организма. Вполне естественно, что во второй фазе, когда певцам приходится привыкать к новым для них ощущениям, решать новые певческие задачи, от центральной нервной системы требуется огромное напряжение, чтобы произвести внутреннюю коррекцию получаемой извне информации, а это можно сделать только в спокойном, заторможенном состоянии. Следовательно, явление временного застоя в развитии певческих навыков есть нечто иное, как замаскированный активный процесс, активная деятельность организма. Как же отражается это явление на звучании хора старшеклассников Во второй фазе после форсированного звучания в звуке появляется тусклость. Причина кроется в том, что в голосовом аппарате певцов мутационного и пост- мутационного периодов тусклость может возникать как явление, характерное для данного возраста, а именно в голосе недостаточно проявляется вибрато, снижается уровень позиции звучания, что в огромной степени зависит от неумения пользоваться певческим дыханием. Кроме того, методика обучения, построенная на снятии форсированного звучания, также в какой-то определенный период занятий вызывает тусклую тембровую окрашенность. Для активизации тонуса певцов, связанной с устранением тусклости в звуке, для усиления работы мышц, участвующих в певческом дыхании, в этот период следует включить в репертуар хора произведения бодрые, маршевые, требующие четкой и ясной дикции. Особенностью третьей фазы является возникновение уже значительно более светлого, но еще прямолинейного звучания, бедного обертонами. Звучанию хора свойственна достаточно высокая вокальная позиция, но еще нет устойчивости во взаимодействии верхнего и нижнего резонаторов. Иначе говоря, в этой фазе у певцов постмутационного периода еще не возникла в достаточной степени координация в работе дыхания, мягкого неба и гортани, от которой во многом зависит появление вибрато. Чтобы добиться в хоре тембровой окрашенности звучания, на этой фазе развития в репертуар включают очень протяжные, распевные хоровые произведения В четвертой фазе певческие навыки приобретают ту динамическую устойчивость и координацию во взаимодействии мягкого неба, гортани и дыхания, которая и является результатом длительной тренировки. Звук становится округленным, красивым по тембру, сила звучания увеличивается, но возникшая тяжеловесность таит в себе опасность снижения певческой позиции и потери полетности. Чтобы тяжеловесное звучание хора не перешло в динамический стереотип, необходимо вводить в репертуар произведения гибкие и подвижные по темпу. Важное значение имеет исполнение хором произведений, разнохарактерных по стилю. В пятой фазе закрепляются все приобретенные навыки. Использование упражнений и специально подобранного репертуара, построенного на контрастном сопоставлении темпов, ритма, динамики и различных способов звуко- ведения, дает возможность добиться в хоровом пении гибкости, подвижности, кантилены и нужной силы звука [4]. Пять фаз развития вокальных навыков составляют первый этап обучения, примерно год систематических занятий. Характерным моментом этого периода является автоматизация певческих навыков. Однако вокальные навыки, выработанные на начальном этапе обучения, еще недостаточно закреплены и могут терять свой качественный уровень, а потому требуют дальнейшего совершенствования наследующем этапе при правильно поставленной учебной работе в хоре. Список использованных источников

    1. Зданович, А. П. Некоторые вопросы вокальной методики / А. П. Зданович. – Москва : Музыка, 1965. – 148 с.
    2. Локшин, Д. Л. Руководство смешанным хором старших школьников / Д. Л. Лок- шин. – Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 137 с.
    3. Тевлина, В. К. Вокально-хоровая работа / В. К. Тевлина // Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 15. – Москва : Музыка, 1982. – С. 43–77.
    4. Чернова Е. В. Вокально-хоровое воспитание в школе : учебное пособие / Е. В. Чер- нова, ТА. Козлова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2001. – 104 с.
    УДК 373.3
    ББК 74.24 РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ

    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   51


    написать администратору сайта