Главная страница
Навигация по странице:

  • Артищева Л.В.

  • Logopedicrhythmicsasmeansofworkwithchildrenwithvariousspeechviolations

  • материалы конф2014. Т. В. Артемьева Рецензент канд псих наук, доцент


    Скачать 4.21 Mb.
    НазваниеТ. В. Артемьева Рецензент канд псих наук, доцент
    Дата13.05.2023
    Размер4.21 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файламатериалы конф2014.pdf
    ТипСборник
    #1126260
    страница40 из 50
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   50
    Тараканова Л.В., студентка курса кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета Научный руководитель Артищева Л.В., старший преподаватель Россия г. Казань Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов, логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно- логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. К основным видам рассказывания с элементами творчества относятся рассказы по аналогии, придумывание продолжения и завершения рассказа, составление рассказа по нескольким опорным словами на предложенную тему [1].

    289 Формирование навыков творческого рассказывания у детей, имеющих общее недоразвитие речи, связано с большими трудностями. Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Л.М. Ворошниной, ММ. Кониной, Э.П. Коротковой, НА. Орлановой, Л.А. Пеньевской, Е.И. Тихеевой, ОС. Ушаковой, Е.А. Флериной, А.Е.
    Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения [3,4,5]. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое [2].
    Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, КН. Корнилов, С.Л. Рубинштейн рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям [2]. Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин творческие рассказы
    – условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемых действующих лиц, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой- то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ. В основе словесного творчества, отмечает О.С.Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы [6]. Словесное творчество она рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов. Формирование навыков творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи представляет значительные сложности. Методика работы по развитию навыков рассказывания дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии, таких как Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи го года жизни (Филичева Т. Б, Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада (Чиркина Г. В) и др. В программе коррекционного обучения и воспитания шестилетних детей с общим недоразвитием речи приводятся рекомендации по формированию их навыков рассказывания в соответствии с периодами обучения. В I периоде первого года обучения (сентябрь-ноябрь месяцы) они должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиями по картинам, с последующим составлением коротких рассказов. Во II периоде
    (декабрь-март) совершенствуются навыки ведения диалога вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинами их серии, рассказов-описаний, простых рассказов. В III периоде (апрель-июнь), наряду с

    290 совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе – с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др. Главная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие навыков рассказывания. Особое внимание уделяется закреплению навыка связного, последовательного и выразительного пересказов литературных произведений значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинениям из собственного опыта. Дошкольники с ОНР испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательного развития выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составление небольшого рассказана заданную тему) подменяется пересказом знакомого детям текста. Это определяет необходимость проведения систематической работы с дошкольниками с ОНР, направленной на формирование у них навыков рассказывания с элементами творчества. Детское словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Это продуктивный вид деятельности, конечным результатом его является связный, логически последовательный рассказ. Сама методика обучения творческому рассказыванию предполагает наличие у детей определенных навыков построения связного высказывания ив тоже время достижение высокого уровня сочинения обеспечивает и высокий уровень развития связной речи. А для этого необходимо целенаправленно подходить к организации воспитательного процесса, который и будет побуждать детей к творческому рассказыванию. Важную роль в развитии детского словесного творчества играет позиция воспитателя, его интерес к этому виду деятельности, поощрение детей [6]. Таким образом, можно предположить, что комплексный подход в обучении дошкольников с ОНР творческому рассказыванию выступает условием эффективности работы по развитию связной речи у данной категории детей. Литература

    1. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С. Выготский –
    СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
    2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи е изд, испр. и доп. / В.П. Глухов – М АРКТИ, 2004. - 168 с. Конина ММ. Художественная литература как средство нравственного и эстетического воспитания / ММ. Конина – М Учпедгиз, 1960. – 128 с.
    4. Коротков Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду Э.П. Короткова – М Просвещение, 1978. – 46 с.
    5. Ушакова, ОС. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи Автореферат докт. дисс/О.С. Ушакова – М, 1996.
    6. Развитие речи и творчества дошкольников / Под ред. О.С.Ушаковой, - М Сфера,
    2008. – 144 с.

    291 Логопедическая ритмика как средство работы с детьми с различными речевыми нарушениями

    Logopedicrhythmicsasmeansofworkwithchildrenwithvariousspeechviolations
    Фадеева Л.А., студентка 4 курса кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета Научный руководитель Файзрахманова АТ ассистент Россия, г. Казань Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с различными нарушениями речи. Такие дети нуждаются в создании специальной речевой среды для успешного и всестороннего развития, обучения и воспитания. Актуальность этой проблемы не вызывает ни у кого сомнений. Поданным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи, с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и их устранение принимает глобальный характер. Правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего развития ребенка. Таким образом, необходимо выявление и устранение нарушений речи детей как можно раньше) Однако параллельно этой проблемеактивно развивается противоположное направление. На сегодняшний день все большую популярность набирает использование и применение новейших технологий в различных сферах науки техники. Таким образом, перед нами встает вопрос Как применяя современные технологии можно оказать помощи детям с различными речевыми нарушениями Каждый логопед в своей работе ставит перед собой цель - найти наиболее эффективные средства, способы и приемы работы, которые помогут преодолеть речевые недостатки детей, дадут возможность развивать речевую функцию ребенка. В связи с этим возникает необходимость использования современных технологий и приемов, одним из которых является арт-терапия.
    Термин «арт-терапия» («art» — искусство, «arttherapy» — терапия искусством) - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания) Современные исследования подтверждают положительное влияние искусства на детей. Можно выделить несколько направлений арт-терапии: рисуночная терапия (изотерапия), основана на изобразительном искусстве
    -библиотерапия, сочинение и прочтение литературных произведений музыкотерапия, основана на прослушивании музыкальных произведений, музицирование
    -сказкотерапия, основана на написании и сочинении рассказов и сказок проигрывания эпизодов сказок рисование по мотивом сказки обсуждение персонажей и пр песочная терапия, основана на играх с песком
    -кинезиотерапия, выполнение движений. При правильном использовании арт-терапии с детьми будут эффективны все виды арт-терапии. Однако каждый специалист выбирает наиболее подходящий и соответствующий индивидуальным потребностям ребенка конкретный вид арт-терапии. Таким образом, рассмотрим подробнее один из видов арт-терапии кинезиотерапию.
    Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движение, то есть термин кинезиотерапия можно определить следующим образом, (kinesioterapia, kinesis- движение,

    292 therapia- лечение, лечение движением) выполнение движений и упражнений, под воздействием которых происходят положительные изменения в организме ребенка. (5) Выполнение тех или иных кинезиологических упражнений содействуют улучшению общего тонуса организма, улучшению психического состояния больного, улучшению состояния вегетативных систем, профилактика двигательных осложнений и прочее. (1) Физическое воспитание является важной частью обучения, воспитания и лечения детей с детским церебральным параличом (ДЦП), для развития двигательных навыков и умений ребенка, для коррекции их нарушений. Однако, проведенный мною анализ работ авторов Шипиловой Е.В.; Волковой ГА Осиповой А.А.; Сиротюк А.Л. позволяет сделать вывод о том, что применение кинезиотерапии также возможно и для детей с различными речевыми нарушениями (ЗПР, дизартрия, заикание, алалия, афазия, ринолалия и пр, с детьми имеющими трудности в овладении чтением и письмом (дислексия и дисграфия). Метод кинезиологии подразумевает выполнение движений для развития общего физического состояния, атак же для развития движений пальцев руки кистей, вследствие которых происходит развитие речи детей. Так например, работы В.М. Бехтерева, АН.
    Леонтьева, АР. Лурия, НС. Лейтеса, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук, выполнение упражнений по развитию мелкой моторики на функции высшей нервной деятельности ив последствии на развитие речи. Исследования профессора М. Кольцовой показали, что существует тесная взаимосвязь между координацией тонких движений пальцев руки речью) Таким образом, можно определить разделы кинезиотерапии. Она включает в себя гимнастика и лечебная физкультура(ЛФК);
    -танцетерапия; массаж
    -ритмика(логопедическая ритмика пальчиковая гимнастика. подвижные игры Каждый из разделов может быть использован в коррекционной работе, однако логоритмика (логопедическая ритмика) будет наиболее адекватна применительно к детям с речевыми нарушениями.
    Логоритмика - это система музыкально двигательных, речедвигательных, музыкально речевых игр и упражнений осуществляемых в целях логопедической коррекции) Таким образом, целью логопедической ритмики является преодоление речевых нарушений путем коррекции и развития неречевых и речевых психических функций. Задачами логопедической ритмики являются
    1. Оздоровительные Укрепление косно-мышечного аппарата развитие дыхания развитие моторных и сенсорных функций, воспитание чувства равновесия, осанки, походки, грации движений. Образовательные формирование двигательных умений и навыков формирование пространственных представлений и способности произвольно двигаться в пространстве силы выносливости развитие ловкости переключаемости координации движений
    3.Воститательные: развитие способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично, выразительно двигаться в соответствии сданным образом, те. умению перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности

    293
    - развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность
    - воспитание положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучению правилам в различных видах деятельности и др) Занятия по логопедической ритмике стоятся с учетом возрастных и личностных особенностей ребенка, состояния его двигательной системы, механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и этапностью логопедической работы) В работе по логопедической ритмике применяются следующие упражнения ходьба и маршировка в различных направлениях упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции упражнения, регулирующие мышечный тонус упражнения, активизирующие внимание счетные упражнения речевые упражнения без музыкального сопровождения упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра упражнения, формирующие чувство музыкального темпа ритмические упражнения пение упражнения в игре на музыкальных инструментах самостоятельная музыкальная деятельность людей с речевыми нарушениями игровая деятельность упражнения для развития творческой инициативы. Основным принципом построения занятия по логопедической ритмике является — тесная связь движения с музыкой. Кроме того логоритмические занятия предполагают включение в них речевого материала в разных формах (тексты песен, стихи, хороводы, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария и т.п)(1) Таким образом, в зависимости от этапа логопедической работы, структуры речевого нарушения детей и их личностных особенностей специалист выбирает наиболее подходящие виды упражнений для включения их в занятия по логопедической ритмике. Приведем пример комплекса упражнений по логопедической ритмике. Комплекс упражнений Упражнение Ходьба (любая маршевая музыка) Цель тренировка основных видов движения ориентацию в пространстве координации движений и регуляцию мышечного тонуса. Взрослый берет в руки флажок и просит детей идти за ним свободно, не наталкиваясь друг на друга, по залу) Упражнение 2 Мышка и кошка Цель тренировка основных видов движения ориентацию в пространстве координации движений и регуляцию мышечного тонуса. Взрослый показывает детям, как легко на носочках бежит мышка, аза нею на носочках тихо крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары - бег на носках. На редкие удары - ходьба на носках, подражая шагу кошки. .(2) Упражнение Ладушки Цель развитие чувства музыкального ритма. Дети становятся парами лицом друг к другу. Под мелодию русской народной песни выполняют хлопки. На раз - хлопок перед собой, на два - руки на пояс. Задание можно усложнить, выполняя хлопки в парах На раз -хлопок перед собой, на два -хлопок в паре и т.д. Взрослый помогает тем, что берет руки ребенка в свои и выполняет совместные хлопки под музыку. Выделяет голосом сильную долю в музыке, на которую приходится хлопок перед собой. (2) Упражнение 4. Игра с бубном. Цель развитие чувства музыкального ритма. Дети стоят в кругу. В руках у взрослого бубен. Под музыку Игра в жмурки взрослый выполняет три удара в бубен и передает бубен ребенку, стоящему в кругу. Ребенок выполняет три удара в бубен и возвращает бубен взрослому. Наследующий музыкальный отрывок взрослый снова выполняет три удара в бубен и передает его следующему ребенку, стоящему в кругу. Игра продолжается до конца мелодии. Тот ребенок, на ком закончится мелодия, выходит вкруг и становится со взрослым. Теперь взрослый будет помогать малышу выполнять роль ведущего в игре. Когда из круга

    294 выйдет второй ребенок, первый встанет на его место. Игра повторяется несколько раз. Этаже игра может выполняться со словами постучи - передай , и бубен дети передают самостоятельно по кругу друг другу) Упражнение 5. Цель Развивающие слуховое и речеслуховое восприятие. Дыхательные упражнения. Пение. Инсценировка песен, пение « Баю-баю», Самолет, Поезд, «Ладушки-лады», Пастушок, «Динь-дон», В огороде заинька, «Сорока-сорока» и др) Упражнение 6. Отдыхаем Цельна постановка речевого дыхания с акцентом на удлиненный выдох. И.п. - лежа, рука лежит на верхней части живота. Вдох через рот и нос. При вдохе передняя стенка живота и подложечная область поднимаются и выпячиваются, при выдохе -опускаются. При этом верхний плечевой пояс почти неподвижен. Рука контролирует правильное выполнение упражнения) Таким образом, проведенный нами анализ работ Волковой ГА Кузнецовой Е.В.;
    Сиротюк А.Л. позволяет сделать вывод о том что, использование и проведение логопедической ритмики позволяет преодолеть речевые нарушения, развивает творческие способности, чувство ритма и положительные качества детей. По моему мнению, обучение и развитие каждого ребенка вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для него серией маленьких открытий, интересными развлекательным миром, которое поможет его всестороннему развитию. Литература

    1. Волкова ГА. Логопедическая ритмика Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. -М
    Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика. Кузнецова Е.В. логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей 3-4 лет с тяжелыми нарушениями речи. - М ГНОМ и Д, 2004.-127 С.
    3. Логопедия Учебник для студентов дефектол. фак. педвузов Под ред. Л.С.
    Волковой, С.Н. Шаховской. - М Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. -680 с. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие- М Сфера, 2002 - 510 с.
    5. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. -М ТЦ Сфера, 2001.
    - 48 с.
    6. Шипилова Е.В. Особенности организации психокоррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями Логопед в детском саду, 2008 - Развитие эмоционально-оценочной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня

    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   50


    написать администратору сайта