Главная страница
Навигация по странице:

  • rotula

  • Характеристики ролевых игр.

  • Способы распределения ролей.

  • Имитационные игры

  • Тренеру важно подготовить распечатки с инструкциями. Можно показывать их с помощью проектора или слайда, но лучше раздать листочки, которые команды могли бы забрать с собой.

  • Панфилова. Тренинг педагогического общения


    Скачать 0.81 Mb.
    НазваниеТренинг педагогического общения
    АнкорПанфилова.docx
    Дата07.05.2017
    Размер0.81 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПанфилова.docx
    ТипУчебное пособие
    #7230
    страница30 из 47
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   47

    Ролевые игры

    Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра — действительно наиболее применима в такой технологии, как тренинг. Это способ расширения опыта участников анализа посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, позволяющий привести эту ситуацию к достойному завершению (игра).

    В литературе отсутствует однозначное определение ролевой игры как компонента интерактивного обучения, но вот в качестве компонента психотренинга она рассматривается как метод психологического моделирования, направленный на получение психокоррекционного эффекта за счет интенсивного межличностного общения и выполнения совместной деятельности группой людей в условиях игровой имитации реальных или вымышленных ситуаций (В: В. Никандров).


    220





    Известный разработчик теории ролей Дж. Морено писал, что слово
    role («роль») происходит от лат. rotula(небольшое колесо или круглое бревно), которым позднее стали означать скрученный в трубочку лист бумаги с текстом пьес для актеров. Лишь с XVI —XVII вв. «роль» означает игру актеров. Понятие ролевых игр впервые появилось лишь в XX в.

    Прототипом ситуационно-ролевых игр явились импровизированные драматические игры на заданную тему, разработанные в 1946 г. Дж. Морено. С середины 1950-х гг. применение ролевых игр в США пошло двумя путями. Их стали широко использовать в психотерапии, включая группы личностного роста, социометрию, психодраму, гештальттерапию, а также группы встреч.

    Другой областью применения ролевых игр стали тренинговые группы, которые ставят задачу саморазвития и самосовершенствования, а не психотерапии. Это направление было создано в основном для развития в людях навыков руководителей, для влияния на поведение в больших и малых группах, конструктивного взаимодействия, разрешения групповых конфликтов, для формирования адекватного самовосприятия и восприятия других.

    В современной тренинговой практике ролевой метод — это действенное диагностическое, прогностическое и коррекционное средство социально-психологической подготовки специалистов.

    Характеристики ролевых игр. К основным характеристикам ролевых игр относят:

    • наличие модели управляемой системы, включенной в конкретную социально-экономическую систему. Такой моделью могут стать вуз, фабрика, завод, магазин, музей, библиотека, школа или отдельное подразделение какой-либо организации с достаточно подробным описанием специфики, а также имеющихся ресурсов (материально-технических, финансовых, кадровых, социально-психологических);

    • наличие ролей и их взаимодействие;

    • различие целей участников игры, играющих разные роли;

    • наличие общей цели у всего игрового коллектива;

    • многоальтернативность решений;

    • наличие группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры;

    • наличие управляемого эмоционального напряжения.

    Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. С психологической точки зрения содержанием ролевой игры являются не предмет, его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами; не человек — предмет, а человек — человек».

    Такая специфика ролевой игры обусловливает ее предпочтительное применение в тренингах педагогического общения, когда ее содержанием становится профессиональная ситуация, т.е. игра


    221





    принимает деловой характер и направлена на развитие умений взаимодействия с другими людьми.


    Ролевые игры, используемые в тренингах, позволяют активно вовлечь обучаемых в процесс научения, вызвать к нему интерес. Они создают отличные условия для установления обратной связи сразу же по окончании игрового взаимодействия. С помощью ролевых игр легче принимаются новые идеи и изменяются установки обучаемых. Они помогают участникам тренинга педагогического общения определять свои сильные и слабые стороны.

    В литературе по ролевым играм отмечается, что она дает возможность каждому обучаемому проявить свою индивидуальность, творческие возможности, развивает умение «входить в положение других», лучше понимать их позиции и чувства, а также помогает осознавать нормы и правила общения, что, в свою очередь, способствует осознанию значимости социально-психологических факторов при взаимодействии с другими людьми. Кроме того, приобретается значимый опыт более объективного анализа как собственного поведения, так и поведения других, развивается социальнопсихологическая компетентность педагога.

    Вместе с тем не следует забывать, что ролевые игры, как и любая активная технология, имеют недостатки. Прежде всего они требуют от тренера тщательной подготовки, так как во время ролевой игры может произойти сдвиг мотивов на цель (важнее «выиграть», чем получить новый опыт); вдобавок иногда не происходит переноса ситуации на реальную профессиональную жизнь и тогда обучение становится как бы абстрактным, практически не востребованным. Решение многих перечисленных проблем как позитивного, так и негативного характера во многом зависит и от результатов послеигровой дискуссии, которую проводит тренер.

    Учитывая это, тренеру необходимо выделить время для подготовки краткого описания задействованных персонажей и удостовериться, что создаваемые условия игры максимально соответствуют специфике основной деятельности участников ролевого взаимодействия.

    Как и во всех предыдущих технологиях анализа ситуаций, обучаемых знакомят с самой ситуацией, а затем распределяют для игры роли ее участников.

    Способы распределения ролей. Возможны, как правило, два варианта такого распределения:

    1. роли распределяются между некоторыми участниками тренинга, а те, кто их не получил, становятся активными зрителями, наблюдателями или выполняют функции арбитра, записывая особенности поведения участников и затем оценивая его последствия;

    2. участники тренинга разбиваются на небольшие группы единомышленников, и каждая группа берет на себя роль отдельного лица, участника ситуации или возглавляемого им подразделения.


    222





    Основное отличие ролевых игр от «разыгрывания ситуаций в ролях» состоит в том, что исполнителю — участнику анализируемой ситуации наряду с ее описанием выдается инструкция с предписанием, как вести свою роль, какой стратегии придерживаться, какой характер изображать, как оценивать сложившуюся ситуацию, какие интересы отстаивать и какие цели достигать. Такая игра называется
    сюжетной,или сценарной.Сюжетная игра направлена на проживание и анализ типичных проблем взаимодействия. С ее помощью обучаемые осваивают новые, непривычные для себя, но эффективные модели поведения.

    Инструкция к ролевой игре должна, с одной стороны, детально описывать все аспекты ситуации, с другой — не должна ставить жестких границ, препятствующих участникам сыграть свои роли в соответствии с их собственными представлениями о том, как необходимо действовать в таких случаях.

    Таким образом, ролевые игрыэто игры по заданному сценарию,который требует не только знакомства с материалом ситуации, но и вхождения в заданный образ, т.е. в какой-то степени, даже перевоплощения, актерского мастерства.

    Задача, к решению которой стремятся члены группы, участвующие в ролевой игре, — создание модели поведения, характерного в педагогической практике для реальных людей. Следует подчеркнуть, что именно поведение, а не просто проявление талантов участников тренинга будет основой последующей дискуссии. Группа должна наблюдать за содержанием каждой разыгрываемой сцены и, как говорил Цицерон, пусть каждый познает свои способности и пусть строго судит себя, свои достоинства и пороки.

    В тренинге педагогического общения используются разнообразные типы ролевых игр:

    прямые игры(true-to-life) — моделирование элементов профессиональной деятельности;

    собственно ролевые игры участники игры раздельно получают различные индивидуальные инструкции по взаимодействию друг с другом в предполагаемых условиях.

    Существует еще один вариант ролевой игры — инвертированная игра,помогающая участнику игры достичь глубокой оценки проблем и преимуществ других людей. Это достигается следующим образом: в ходе игры участникам занятия тренер предлагает остановиться и «походить в чужих ботинках», т. е. поменяться ролями, воспринимая эту же ситуацию с противоположной точки зрения, с такой позиции, которая зачастую будет в корне противоречить до этого привычному образу их действий. При использовании на тренинге технологии ролевых игр занятия проводятся либо в форме совещания, либо как свободно развивающееся ролевое общение (беседы — диалога) между участниками.


    223





    Проигрывание ролей может быть приятным и недорогим средством для получения многих новых знаний и навыков. Участники тренинга также могут отказаться от правил и действовать по-своему. Например, играющий экспериментирует или стилями руководства, или стратегиями взаимодействия, применяя то демократический, то авторитарный стиль, демонстрируя то конкуренцию, то уступку, то компромисс при взаимодействии. В реальной жизни, как правило, человек такой возможности не имеет.


    В заключение занятия участники тренинга обсуждают итог и ход решения проблемы (конфликта), оценивают поведение в данной ситуации каждого из ее участников, его продуктивность. При этом начинают дискуссию «зрители», а заканчивает ее тренер, делая критический разбор итогов ролевого общения, отмечая достижения и потери. Наблюдения окажутся более эффективными, если будут сделаны видеозаписи ролевой игры и в случае необходимости использованы для обеспечения обратной связи и подтверждения тех или иных положений, а также для консультирования.

    Метод ролевых игр позволяет обучаемому, «походившему в чужих ботинках», посмотреть на себя и своего «героя» как бы со стороны, что много значит для перцептивного обучения специалистов, развития у них навыков адекватного восприятия деловых партнеров и достижения взаимопонимания, для выбора эффективного сценария поведения.

    1. Имитационные игры

    Происходят они от детских и военных ролевых игр и по сути своей очень близки к последним. Имитационные игры часто называют «активными упражнениями». Они могут быть длительными или короткими опытами, где участникам не просто приходится решать, как поступить в той или иной ситуации (как, например, в случае с ее анализом), но и иметь дело с результатами собственных решений.

    Имитационная игра включает в себя пять крупных составляющих: игроков, экспертов, организаторов игры, материал по изучаемой проблеме и экспериментальную ситуацию, которую образуют игровая обстановка, сценарий и регламент игры.

    Имитационные игры и игры-симуляции, используемые в тренинге педагогического общения, обычно преследуют следующие цели:

    • определение лидеров;

    • обучение навыкам применения разнообразных техник и игровых технологий;

    • комплексное представление о процессе взаимодействия и обучение конструктивному взаимодействию;

    • получение представления о типичном собеседнике,

    . - освоение конструктивных стратегий взаимодействия,


    224





    • освоение видов спора;

    • обучение навыкам делового партнерства и сотрудничества;

    • развитие презентационных умений и навыков.

    Имитационную игру можно представить как совокупность трех

    крупных последовательных этапов.

    На первом этапе (анализ и диагностика проблемы) еще до начала эксперимента игроки знакомятся с изучаемой проблемой по описаниям и методическим разработкам.

    На втором этапе анализа проблемы обучаемые в ходе игровой деятельности выступают в роли активных участников изучаемого процесса.

    На третьем этапе приближенного анализа проблемы участники тренинга в рамках заключительного сюжета, используя знания и жизненный опыт, при активном обмене мнениями создают свой вариант решения этой проблемы.

    Окончательно завершает игру обязательная межгрупповая дискуссия, когда все команды участников предлагают и защищают свой проект или вариант4 решения рассматриваемой в игре проблемы.

    Тренеру важно подготовить распечатки с инструкциями. Можно показывать их с помощью проектора или слайда, но лучше раздать листочки, которые команды могли бы забрать с собой.

    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   47


    написать администратору сайта