Учебник для юридических вузов Москва зерцало 2001 ббк 67. 99(2)0 м 29
Скачать 4.5 Mb.
|
Аналогичная мысль высказывается и в работах отечественных авторов, справедливо полагающих, что в случае утверждения "верховенства административного контроля" любой делегированный акт будет считаться действительным уже на том основании, что "он признан таковым министром". Подобное положение приводит к дальнейшему усилению исполнительной власти, а также к тому, что неисполнительные органы государства, издающие делегированные акты, становятся бесконтрольными"3. Несомненно, это будет способствовать дальнейшему самоутверждению делегированного законодательства как источника права, возрастанию его функциональной роли и значения в системе регулятивных средств по мере развития общества и государства. Появившись впервые в Англии в XVII в., когда, согласно окончательно сформировавшейся доктрине, считалось, что "вся законодательная власть в стране принадлежит только парламенту, а все другие правотворческие органы получают ее лишь от парламен- 1Sim R., Pace P. Op. cit. P. 58. 2Eddey K. Op. cit. P. 120—121. 3Cm.: Sim R., Pace P. Op. cit. P. 58. 4Wade E., Bradley A. Op. cit. P. 616—619. 1 См.: Богдановская И. Ю. Закон в английском праве. С. 131—134. 2Sim R., РасеP. Op. cit. Р. 58. 'Богдановская И. К). Закон в английском праве. С. 134. та"1, делегированное законодательство уже в конце XIX — начале XX в. практически охватило собой большинство сфер жизни общества и стало одним из наиболее массовых источников права. Тенденция усиления роли делегированного законодательства особенно резко проявилась во второй половине века. Одна из основополагающих причин появления, а затем довольно быстрого развития делегированного законодательства заключается в том, что оно является более мобильным и оперативным, чем статутное право, и что в случае непредвиденных обстоятельств, когда требуется срочное принятие законодательных актов, его можно использовать, не дожидаясь очередной сессии парламента2. Среди других причин повышения значимости делегированного законодательства в системе источников права следует назвать следующие: относительная гибкость составляющих его нормативных актов, способность их значительно быстрее реагировать на изменившиеся жизненные обстоятельства, нежели это могут делать более фундаментальные и довольно консервативные парламентские статуты. Не последнюю роль в процессе расширения делегированного законодательства и усиления его воздействия на общественные отношения играют и такие факторы, как "способность" некоторых из них вводить в действие парламентские статуты, изменять и дополнять их содержание, а в ряде случаев и временно подменять их. Во всех тех случаях, когда делегированные ("субординированные") акты издаются для регулирования отношений, возникающих в социальной или иных сферах жизни общества с полным соблюдением процедуры их принятия, они практически выступают на таком же уровне, как и сами статуты, на основе которых они были подготовлены и изданы'. Разумеется, было бы ошибочным приравнивать все делегированные акты к парламентским статутам и рассматривать их как некие равнодействующие акты. В теории и на практике это не всегда выглядит именно так. Далеко не все акты, издаваемые в порядке делегированного законодательства, по своей юридической силе могут подниматься до уровня соответствующих парламентских стартов. Например, таковыми не могут быть по своей природе и характеру акты, принимаемые на основе делегированных полномочий высшими учебными заведениями, профсоюзами, железнодорожными и иными компаниями, и др. Они рассчитаны на относительно узкую сферу применения и на ограниченный круг юридических и физических лиц. Такие акты идут в одном блоке с соответствующими статутами и играют второстепенную роль. Однако по-иному дело обстоит со многими делегированными актами, исходящими от правительства (например, издающимися в связи с чрезвычайными обстоятельствами) или от министров Короны. Нередко они вносят существенные изменения или дополнения в соответствующие статуты, на базе которых они разрабатываются и принимаются, и "модифицируют" статутное право. Такие проявления делегированного законодательства по отношению к отдельным статутам и ко всему статутному праву в целом традиционно вызывают критические замечания у некоторых западных авторов, не без оснований полагающих, что "разрешить исполнительной власти вносить изменения в принятый парламентский закон явно опасно"1. Опасность эта заключается в подмене законодательных актов, издаваемых высшими представительными органам и, актами принимаемыми исполнительно-распорядительными органами. Практически это означает подмену законодательной власти в стране исполнительной властью. Подобного рода предостережения, несомненно, оказывают определенное сдерживающее воздействие на процесс развития делегированного законодательства. Тем не менее опасность подмены одного другим, развития делегированного законодательства "за счет" статутного права потенциально сохраняется. В настоящее время проблема соотношения статутного (законодательного) и правительственного (исполнительного) нормотворчества "стоит наиболее остро". Акты правительства не только выступают "наравне с актами парламента, но и зачастую подменяют их". Подобное положение является следствием общего возрастания роли правительства в Англии и в ряде других стран общего права на современном этапе2. Выступление делегированного законодательства в некоторых своих проявлениях наравне со статутным законодательством, повышение его значимости в системе регулятивных средств дает полное основание рассматривать его при определении источников права в качестве самостоятельного источника права. Рассмотрение же его в качестве "подзакона" наряду с "законом" в структуре "нормативно-правового акта", как это делается в отечественной и отчасти в зарубежной юридической литературе, чревато значительными неточностями. В формально-юридическом аспекте такая постановка вопроса может считаться в основном корректной, а в практическом плане она является не верной. 3. Обычай. Правовой обычай. Существует множество различных определений понятия обычая и много разных представлений о 'Wade Е., Bradley A. Op. cit. Р. 606. 2 Ibid. 3См.: Keneth S., Keenan D. English Law. P. 9. ' Филлипс У. Конституционное право. М., 1950. С. 394. 2Богдановская И. Ю. Закон в английском праве. С. 127. нем, каждое из них по-своему "вписывается" в логическую структуру англосаксонского, равно как и любого иного права. В отечественной научной литературе обычаи рассматриваются, например, в виде правил поведения, сложившихся в результате их фактического многократного применения, в виде таких норм, которые становятся обязательными для граждан и их объединений в силу многократного их повторения. Обычай — это "стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов"1. В зарубежной, в частности, английской литературе под обычаями понимают сложившиеся стереотипы или тенденции определенного поведения людей, имеющие, по общему правилу, подсознательный, автоматический характер2. В Международной энциклопедии сравнительного права термином "обычай", вошедшим в повседневный словарный оборот всех народов и всех стран, обозначается "привычное поведение людей в данном обществе или локальном сообществе"3. Существуют и другие в той или иной степени различающиеся определения понятия обычая и представления о нем. Однако все они сводятся к следующему. Во-первых, обычаи — это правила поведения, которые никем сознательно, а тем более целенаправленно не устанавливаются и не санкционируются. Они складываются стихийно в процессе общественной практики и повседневной жизнедеятельности людей. Во-вторых, обычаи складываются в результате весьма длительного, частого, многократного повторения одних и тех же действий одними и теми же лицами или группами (группой) лиц. Одноразовые или эпизодически повторяющиеся действия не создают и не могут создать обычаев. Известный немецкий ученый Л. Гумплович был прав, когда писал, что "согласно человеческий природе" частое повторение какого-либо действия или "продолжительное, терпеливое перенесение такого" создает у людей стремление как "к известному действию, так и к перенесению чужих действий". Что человек делает сначала лишь в силу необходимости или "под давлением власти, то впоследствии становится у него уже обычным образом действия и нормальным перенесением такого давления, если необходимость эта постоянно повторяется, если сила эта воздействует на него в течение продолжительного времени"4. В-третьих, обычаи относятся к такому виду неправовых социальных норм, которые связаны с общественной психологией. Наряду с традициями, нравами, обыкновениями и обрядами обычаи складываются и реализуются чаще всего импульсивно, на уровне эмоционального, психического восприятия. Однако со временем, по мере их дальнейшего развития и утверждения в общественной жизни, обычаи, все более утрачивая свой эмоциональный характер, усиливают свое рациональное начало, становятся активными регуляторами общественных отношений в странах общего права. Аналогичная эволюция в характере обычаев наблюдается также в странах, национальные правовые системы которых относятся к другим правовым семьям. В-четвертых, обычаи соблюдаются не в силу опасения перед государственным принуждением или иными формами официального давления, а в силу выработанной привычки, естественной потребности человека в определенной манере поведения, очерченной рамками этого обычая. Привычка становится "второй натурой" человека (человек — "раб привычки"), его естественным желанием и потребностью вести себя так, как это предписывается обычаем, а не иначе. Конечно, было бы упрощением считать, что в процессе становления и развития общества за обычаями не стояло никакой государственной или общественной силы. Властвование действует сначала насильственно и "всеми соответствующими средствами порабощает человека", но с течением времени, когда данное господство сумеет утвердиться, он привыкает к этому и тогда уже считает свое положение вполне естественным. "Само собою разумеется, что держащий в своих руках власть еще легче и скорее осваивается с милой привычкой господствовать. И вот со временем проявление этой приятной привычки представляется ему как нечто зиждущееся на высшем порядке вещей и установленное самим Богом"1. Итак, "естественная сила привычки, захватывая людей и в радости и в горе, ведет к тому, что как властвующие, так и подвластные со временем считают естественным, соответствующим высшему порядку и угодным Богу то положение вещей, которое первоначально было создано насильственным путем"'. Соблюдение норм, содержащихся в обычаях, на ранних стадиях развития общества обеспечивалось такими мерами общественного воздействия на нарушителей, как изгнание из рода или племени, лишение огня и воды и пр. По мере развития общества и становления государства меры общественного воздействия качественно изменялись, частично трансформируясь в меры государственного воздействия. Наиболее отчетливо это проявилось на примере Англии, 1 Гумплович Л. Указ. соч. С. 349. 2 Там же. 1 Советский энциклопедический словарь. М., 1980, С. 925. 2 См.: Dictionary of Sociology and Related Sciences. P. 159. 3 International Encyclopedia of Comparative Law. L., 1973. Vol. II. Ch. 3. P. 97. 4 Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 349. где впервые, в рамках англосаксонского права обычаи стали одним из наиболее активных регуляторов общественных отношений. На современном этапе развития общества те обычаи, которые служат одной из форм выражения норм морали, правил организационного характера или норм культурного поведения, обеспечиваются в случае необходимости мерами общественного воздействия. Что же касается других обычаев, называемых правовыми обычаями, то они, как и все иные правовые акты, обеспечиваются государственным принуждением. Правовой обычай, о чем свидетельствует уже его название, является одной из форм (источников) англосаксонского права. Он органически сочетает в себе моральные требования, предъявляемые обществом и государством к поведению отдельных лиц и их объединений, с правовыми. Правовой обычай является своеобразным "нормативным актом", вбирающим в себя наряду с правовыми и моральные начала. Исторически правовой обычай как источник права предшествует всем другим источникам права. По мнению многих исследователей, на основе обычаев изначально строились все национальные системы права, включая английскую систему общего права. В историческом плане "обычай стал той основой, на которой вначале было создано, а затем развивалось в течение всего средневекового периода английское общее право"1. Справедливости ради следует сказать, что не все авторы разделяют данное мнение. Некоторые из них считают даже "некорректным" отождествлять общее право с обычным, особенно в настоящее время — в период широкого применения в Англии и других англоязычных странах судебной практики2. Английское право "не является правом обычным". Всеобщий старинный обычай королевства, на базе которого "якобы и сложилось общее право, всегда был чистейшей фикцией, созданной для того, чтобы устранить мысль о произволе судей"3. Однако, несмотря на столь жесткие и категоричные суждения, никто из авторов-компаративистов не отрицает тот многократно подтвержденный и широко признанный факт, что исторически общему праву Англии, а следовательно, и общему праву как таковому предшествовало обычное (собственно англосаксонское) право и что многие из предшествующих общему праву обычаев были использованы судами в процессе его становления и последующего развития. Сравнивая правовые обычаи с простыми обычаями, следует отметить, что правовые обычаи в основном имеют те же характер- ные черты и особенности, что и неправовые обычаи, но с одной весьма существенной разницей. Первые, будучи санкционированы государством, приобретают юридическую силу и обеспечиваются в случае их нарушения государственным принуждением. Вторые, неправовые обычаи, не обладая юридической силой и не будучи источниками права, обеспечиваются лишь общественным мнением. Какими органами и как осуществляется процесс санкционирования обычаев и придания им юридической силы в странах англосаксонского права? Отвечая на этот вопрос, следует иметь в виду два обстоятельства. Первое. В силу исторических, юридических и иных особенностей стран общего права данный процесс не является универсальным, одинаковым для всех стран и не может быть таковым. В США, например, такое "санкционирование" осуществляется в основном не федеральными, а местными органами, на локальном уровне. В Англии это происходит на общегосударственном уровне и осуществляется центральными государственными органами в лице судебных органов и парламента. Именно с помощью этих институтов простой обычай превращается в правовой и благодаря им "вписывается" ("абсорбируется") в английскую правовую систему. Иногда это происходит в "форме законодательных актов" (через парламент). Иногда же (особенно это верно было для ранних периодов развития английского права) это осуществляется в "форме судебных решений", когда суд в процессе рассмотрения уголовных или гражданских дел опирается не только на закон, но и на обычаи, "включая" его таким образом в действующую правовую систему1. Второе. Далеко не все авторы, занимающиеся проблемами англосаксонского права, разделяют мнение о том, что обычай приобретает правовой характер не сам по себе, в силу своих особенностей и самого факта своего существования в системе других регулятивных средств, а лишь в силу государственного санкционирования. Простые обычаи всегда существовали и существуют во всех странах. Они вплетаются в жизнь и оказывают воздействие практически на все сферы жизни общества. Это очевидно. Вопрос, однако, состоит в там, какие из них имеют прямое отношение к праву и на основе каких своих особенностей могут признаваться правовыми обычаями2, а какие — "не тяготеют" к праву и не могут признаваться таковыми? |