Учебник для юридических вузов Москва зерцало 2001 ббк 67. 99(2)0 м 29
Скачать 4.5 Mb.
|
Ответ на данный вопрос не может быть простым и однозначным. Решение его зависит от многих факторов и прежде всего от того, какое представление о праве, какая его дефиниция берется за основу. 1 Eddey К. Op. cit. Р. 132. 2 См.: Sim R., Расе P. Op. cit. Р. 39. 'Давид Р. Указ. соч. С. 323. 'Eddey К. Op. cit. Р. 132. 2 См.: International Encyclopedia of Comparative Law. N.Y., 1973. Vol. II. Ch. 3. P. 96. Понимание природы и сути правового обычая не может быть одинаковым для тех, кто считает, что "любая правовая норма может исходить и исходит в действительности только от государства", и для тех, кто рассматривает право исходя из его "социологического видения", в гораздо более широком плане. А именно — в виде "совокупности всех норм, которые соблюдаются людьми" в силу личных причин, считая их необходимыми для решения своих собственных проблем или же в силу "необходимости поддержания общественного порядка"1. Если исходить из представления о праве как о совокупности норм, установленных или санкционированных государством (юридический позитивизм), то следует признать, что и правовой обычай может возникать не иначе, как с дозволения (санкционирования) государства. Этой позиции придерживаются все те английские и зарубежные авторы, которые, следуя идеям известного английского философа Джона Остина (1770—1859) о том, что "право — это всегда есть воля суверенной власти, воплощенной в государстве", считают, что обычное право в целом, как и отдельные, формирующие его правовые обычаи, "не могут существовать сами по себе". Правовой характер они получают лишь тогда, когда признаются и используются либо парламентом страны, либо судами2. Иная картина складывается, когда за основу при рассмотрении вопроса о юридической природе и характере правового обычая, берется более широкое, "социологическое" (по сути — естественно-правовое) представление о праве. При таком подходе возникновение, а вместе с тем изменение и прекращение юридической силы обычая, превращение его из простого обычая в правовой, вовсе не связывается с соответствующей деятельностью государства. Правовая природа обычая "выводится" при этом из его собственной природы и обусловливается не характерам его связей с государством ("одобряет" или "не одобряет", санкционирует или не санкционирует), а наличием у него определенных признаков и черт, соблюдением в процессе его образования и функционирования строго определенных требований и условий. Следует заметить, что среди авторов, разделяющих данную позицию, нет единого мнения относительно того, каким должен быть обычай, чтобы рассматриваться в качестве правового, каким требованиям и условиям он должен отвечать. Существует несколько в той или иной степени различающихся, но в целом сходных между собой ответов на данный вопрос. Так, по мнению отечественного исследователя Г. Ф. Шершене-вича, правовой обычай должен отвечать следующим требованиям: а) содержать в себе нормы, которые "основываются на правовом убеждении" и проявляются "в более или менее частом применении"; б) не противоречить разумности; в) не нарушать добрых нравов; г) "не иметь в своем основании заблуждения". О наличности правового обычая, резюмирует автор, можно говорить лишь тогда, когда "в ос- новании однообразно повторяемой нормы лежит правовое сознание или народное убеждение"1. С точки зрения английского правоведа Н. Салмонда, правовой обычай должен быть прежде всего разумным; не противоречить статутному праву (законам); быть установленным "как бы по праву", без использования силовых средств и должен иметь характер старинного обычая, существовать с "незапамятных времен"2. При этом "разумность" правового обычая в одних случаях связывается с фактом участия в процессе его применения присяжных заседателей. В других же (в случае неучастия последних в деле) — с фактом рассмотрения дел несколькими судьями или даже одним судьей. Что же касается требования "существовать с незапамятных времен", то в качестве такового в Великобритании считается обычай, существующий с 1189 г. Этот год является годом восхождения на английский престол короля Ричарда Первого (Ричарда Львиное сердце). Согласно вестмистерскому статуту 1275 г., действующему на территории Великобритании и в настоящее время, 1189 г. рассматривается как дата, с которой ассоциируется понятие "с незапамятных времен". В судебном разбирательстве сторона, ссылающаяся на древний обычай, должна представить доказательства, что он является именно таковым. Но поскольку это сделать далеко не всегда просто и легко, то суд, по свидетельству наблюдателей, относится к этому с пониманием. Практически он "не настаивает на предоставлении ему абсолютных (positive — позитивных) доказательств того, что обычай уходит своими корнями вплоть до 1189 года"3. Зачастую суд удовлетворяется тем, особенно при рассмотрении дел, "привязанных" к той или иной местности, что устанавливает факт существования искомого обычая на протяжении всей жизни старейшего жителя данной местности. Исходя из этого судом пре-зюмируется, что используемый обычай восходит к 1189 г., т. е. существует с "незапамятных времен", и уже в силу этого должен рассматриваться как источник права, как правовой обычай4. 1 Шершеневич Г. Ф. Общая теория государства и права. Вып. 2. М., 1911. С. 440. 2Salmond N. Jurisprudence. L, 1982. P. 199. 'Sim R., Pace P. Op. cit. P. 39. 4 См.: Eddey K. Op. cit. P. 133. 1 International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. II. Ch. 3. P. 96. 2Sim R., Pace P. Op. cit. P. 40. Помимо названных характеристик — требований и условий обычай как источник права, т. е. как правовой обычай должен, с точки зрения исследователей, отвечать также и иным требованиям. По мнению французского правоведа М. Ориу, непременное требование, которому должен отвечать правовой обычай, — это требование, чтобы он "являлся результатом функционирования того или иного национального института" и действовал в рамках "процедур, свойственных всей национальной жизни". Если же всего этого не происходит, то, как заключает автор, на такие обычаи и традиции "нельзя ссылаться перед судьей даже в тех странах, которые в принципе допускают авторитет обычая"1. Имеются в виду, прежде всего, Англия и другие страны общего права. На обычай как на источник англосаксонского права нельзя ссылаться и во всех тех случаях, если имеют место "отклонения" их и от других установившихся в рамках общего права довольно жестких к ним требований — канонов. Среди них следует особо выделить такие, как требования относительно того, чтобы обычай: а) в процессе своего постоянного или периодического использования ни разу "не прерывался в законном порядке"; б) применялся только "мирно, открыто и правильно"; в) был вполне определенным по своей сути и содержанию; г) органически "вписывался" или хотя бы согласовывался (не противоречил) с другими обычаями; д) должен быть ограничен определенной сферой деятельности и территорией, а также предметом своего регулятивного воздействия; с) должен органически сочетаться с существующими нормами права и "не быть в конфликте (не противоречить) ни со статутным, ни с общим правом"; ж) должен признаваться, уважаться и соблюдаться населением той территории, на которой он действует как правовой обычай2. Во всех тех случаях, когда основные требования — условия, предъявляемые в качестве критериев к правовым обычаям, не только декларируются, но и соблюдаются, "у локальных обычаев всегда есть полный шанс — по мнению специалистов в области общего и обычного права — рассматриваться судами в качестве составных частей права"3. Более того — иметь определенное преимущество как "древние", ранее возникшие институты обычного права перед многими другими, появившимися в более поздний период правовыми актами или институтами права. Подтверждением сказанного могут служить судебные дела, при разрешении которых перевес был на стороне обычая. Одним из таких дел в Англии было дело Mercer v. Denne, рассматривавшееся еще в 1905 г. Суть его состояла в том, что у рыбаков из местечка Валмер (графство Кент) возник спор с новым собственником земельного участка на побережье, где они всегда сушили свои сети, по поводу возможности дальнейшего его использования. Собственник возражал против продолжения этой практики. Суд, в который обратились рыбаки, вынес решение в их пользу. Основанием для этого послужил древний обычай, сложившийся в результате постоянного использования данного участка земли на побережье многими поколениями рыбаков для одних и тех же целей1. 0 юридической силе обычая как источника англосаксонского права свидетельствуют и многие другие судебные дела, где приоритет неизменно оставался на стороне обычая2. При этом речь идет не только о местных, локальных обычаях, которые охватывали собой лишь определенную, строго ограниченную территорию и распространялись лишь на определенный круг лиц, проживавших на данной территории. Имеются также в виду и общие обычаи, которые послужили в качестве "первоосновы и углового камня при формировании правовой системы Англии" и которые продолжают действовать и по сей день. В Англии довольно широко было распространено мнение, что общее право по сути своей является ничем иным, как "системой общих обычаев", из которых судьи, при рассмотрении конкретных дел, выбирают лишь наиболее подходящие для данного случая, но сами при этом не создают никаких новых норм. Однако в настоящее время преобладает иное мнение3. Речь идет также о юридической силе выделяемых в отдельную группу торговых обычаев4, которые исторически складывались сначала в Англии, а затем — в других странах общего права в результате развития торговых связей как внутри каждой страны, так и на международной арене5. Разумеется, говоря о юридической силе, а следовательно, и об эффективности правового обычая как источника права, следует иметь в виду, что он функционирует не сам по себе, изолированно от других источников, а в их системе, в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими источниками права. В этом, как известно, состоит одно из обязательных требований, предъявляемых к правовым обычаям. В этом — залог их устойчивости и эффективности на современном этапе. Правовые обычаи в повседневной жизни, в процессе регулирования общественных отношений весьма тесно взаимодействуют с 'Ориу М. Основы публичного права. М., 1929. С. 138. 2Eddey К. Op. cit. Р. 133—134; Sim R., Расе P. Op. cit. Р. 39—40; International of Comparative Law. P. 101. 3Eddey K. Op. cit. P. 134. 1 См.: Mercer V. Denne (1905). 2 Ch. 538. 2 См.: Race V. Ward (1855). 24 L.G.Q.B. 153. 3Sim R., Pace P. Op. cit. P. 38. 4 На эти обычаи не распространяется требование того, чтобы обычай был старинным. Это касается только местных обычаев. bEddey К. Op. cit. Р. 133. правовыми традициями, обыкновениями (usage), а также с "политическими установлениями", которые нередко именуют "конституционными установлениями, обыкновениями или "конвенциями" (convertions). Последние не имеют никакой юридической силы, не применяются судами или другими государственными органами, а служат лишь, по образному выражению канадского правоведа П. Хогга, для "описания путей, с помощью которых должна осуществляться правовая и политическая власть"1. В качестве одного из примеров такого "конституционного" установления может служить положение Конституционного акта Канады 1867 г., согласно которому генерал-губернатор этой страны, как представитель английской Короны, должен осуществлять свои властные функции не иначе, как в соответствии с "советом" Кабинета, а в некоторых случаях -— Премьер-министра. В случае если данное установление не соблюдается, то наступают политические, моральные или любые иные, но не юридические последствия2. Став исторически первым источником права в Англии, а вместе с тем и в ряде других стран, правовой обычай в силу множества самых различных причин не смог сохранить свои прежние исходные позиции на более поздних этапах развития общества. По мере развития общества и государства правовой обычай, а вместе с ним и обычное право постепенно вытеснялись законами и другими формами права, становились второстепенными его источниками. С возникновением крупных государственных образований и началом централизации власти процесс вытеснения и замены правовых обычаев законами и другими нормативно-правовыми актами не только не замедлился, а наоборот, ускорился. В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место в системе права Англии и других англоязычных стран. Однако их не следует недооценивать. Особенно когда речь идет, например, об обычаях, действующих в масштабе крупных регионов или в масштабе страны (обычаи торгового мореплавания, обычаи портов, международные обычаи и др.). Говоря о важности правового обычая для стран общего права, и в особенности для Англии, Р. Давид совершенно верно отмечал, что хотя в настоящее время обычай как источник права не имеет уже былого значения, но тем не менее он продолжает играть вполне "определенную роль в жизни англичан" и оказывать глубокое влияние "даже на то, как право регулирует эту жизнь"3. Например, в области уголовно-процессуального права вопрос о привлечении присяжных заседателей к рассмотрению уголовного дела решается лич- но судьей по его усмотрению. Однако обычай предписывает обязательное их участие в рассмотрении целого ряда определенных дел. Аналогичные примеры имеются фактически во всех отраслях права. 4. Правовая доктрина. В академическом и практическом плане "правовая доктрина" выступает как составная часть, а точнее — как производное от общефилософского понятия и представления о "доктрине". В трудах отечественных и зарубежных авторов последняя неизменно рассматривается как учение, как научная и философская теория, как система идей и взглядов, наконец — как "руководящий теоретический или политический принцип"1. Нередко она представляется также в виде совокупности "ведущих положений и принципов", заложенных в основу механизма регулирования отношений, возникающих внутри отдельных социальных групп или же в рамках всего общества2. В отличие от политических, экономических, идеологических и иных "отраслевых" канонов и доктрин, охватывающих собой, соответственно, практически все сферы жизни общества, правовая доктрина распространяется лишь на юридическую сферу. В пределах данной сферы правовая доктрина оказывает определенное воздействие как на правотворческий, так и на правоприменительный и правоохранительный процессы. В странах общего права, и в особенности в Англии, где право изначально создавалось судьями-практиками и где научной доктрине уделялось значительно меньше внимания, чем на Европейском континенте — в странах романо-германского права, роль правовой доктрины как источника права традиционно недооценивалась. Это было вполне естественно и закономерно. Однако эта недооценка никогда не носила фатального характера. Ни на ранних этапах развития англосаксонского права, ни тем более на современном этапе, определенное влияние правовой доктрины, выраженной в самых различных формах, включая общепризнанные труды ученых-юристов, никогда полностью не исключалось. На ранних этапах значительную роль в развитии общего права сыграли общепризнанные труды таких известных для своего времени юристов, как судьи-теоретики и практики Кок, Брэктон, Глэнвилл и ряд других. Их произведения, в большинстве своем имевшие доктринальный характер, получили весьма широкое признание среди юристов того времени и имели весьма высокий престиж. Их квалифицировали как самые авторитетные книги (books of Authority) и в течение нескольких веков широко использовали в судебной практике. Изложенные в них правовые положения, идеи и представления ученых-юристов о действующем праве своей эпохи хНоддP.Op. cit. Р. 12. 2См.: HoggP.Op. cit. Р. 12—13. 'ДавидР.Указ. соч. С. 324. 1 Советский энциклопедический словарь. С. 408. 2 Dictionary of Sociology and Related Sciences. P. 97. |