Главная страница
Навигация по странице:

  • ГЛОССАРИЙ Ансель Марк

  • Виноградов Павел Гаврилович

  • Гаттеридж Х(Г)арольд Кук

  • Ковалевский Максим Максимович

  • Гааг-Л.В.-Сравнительное-правовоедение-. Учебнометодический комплекс Направление подготовки 030900. 68 Юриспруденция


    Скачать 1.34 Mb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс Направление подготовки 030900. 68 Юриспруденция
    Дата16.03.2023
    Размер1.34 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаГааг-Л.В.-Сравнительное-правовоедение-.pdf
    ТипУчебно-методический комплекс
    #994846
    страница4 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
    Интернет-ресурсы:
    Американское общество сравнительного правоведения (США) www.comparativelaw.org
    Британский институт международного и сравнительного права
    (Великобритания) www.biicl.org
    Институт глобального права (Великобритания) www.ac.uk/laws/global_law/index.shtml
    Институт государства и права Российской академии наук (Рос- сийская Федерация) www.igpan.ru/rus
    Институт европейского и сравнительного права Оксфордского университета (Великобритания) www.iecl.ox.ac.uk
    Институт законодательства и сравнительного правоведения при
    Правительстве Российской Федерации (Российская Федерация) www.izak.ru
    Институт зарубежного и международного уголовного права
    (ФРГ) www.iuscrim.mpg.de
    Институт зарубежного публичного права и международного права (ФРГ) www.mpiv-hd.mpg.de

    Гааг Л.В. Сравнительное правоведение
    46
    Институт сравнительного права им. Эдуарда Ламбера (Фран- ция) http://gdc.cnrs.fr/idcel/
    Институт сравнительного права (Universitй Paris 1 – Panthйon –
    Sorbonne) (Франция) http://gdc.cnrs.fr/umr
    Институт сравнительного права (Universitй Paris 11 – Panthйon –
    Assas) (Франция) www.u-paris2.fr/idc
    Институт сравнительного права www.waseda.ip/hiken/index/htm

    Глоссарий
    47
    ГЛОССАРИЙ
    Ансель Марк – французский ученый, специалист в области уголовного права и сравнительного правоведения. Профессор фа- культета права Парижского университета, член Кассационного суда
    Франции (1953–1970). В 1970 г. был избран членом высшего науч- ного учреждения – Института Франции при Академии моральных и политических наук. В течение 40 лет возглавлял «Журнал уголовно- правовой науки и сравнительного уголовного права».
    Активный участник многих международных объединений юри- стов. М. Ансель выступал в качестве организатора движения «Но- вая социальная защита» и Международного общества социальной защиты, созданных после Второй мировой войны, основной целью которых являлось реформирование уголовной политики госу- дарств контексте ее гуманизации и рационализации.
    Некоторые из идей М. Анселя нашли отражение в нормах Уго- ловно-процессуального кодекса Франции 1958 г., а затем в новом
    Французском Уголовном кодексе 1992 г.
    В книге «Достоинства и методы сравнительного права» М. Ан- сель высказал новые подходы к сравнительному изучению права и законодательства отдельных государств. В частности, он предло- жил сопоставлять не отдельные правовые институты, а системы права, взятые в их единстве.
    Берман Гарольд Джон (1918–2007) – известный американский юрист-компаративист. Был профессором Школы права Гарвард- ского университета и университета Эмори. Его преподавательская деятельность продолжалась более чем шесть десятилетий.
    Во время Второй мировой войны Г.Дж. Берман принимал уча- стие на стороне союзников СССР с 1942 по 1945 г., за что был удостоен ордена Бронзовой звезды. С 1948 г. являлся членом юри- дического факультета Гарвардского университета. Именно здесь

    Гааг Л.В. Сравнительное правоведение
    48 он заслужил славу наилучшего знатока западного мира специали- зировавшегося по советскому праву.
    Начиная с конца 1950-х гг. Берман многократно приезжал в Со- ветский Союз. После распада СССР Берман принимал участие в консультациях российского правительства по вопросам построе- ния институтов демократии.
    Берман был один из ведущих знатоков западного мира по со- ветскому праву, его истории и философии, теории и антропологии.
    Профессор Берман посещал СССР более 40 раз. Берман внес большой вклад в развитие и открытие в 2000 г. в Будапеште ин- ститута всемирного права, изучавшего вопросы глобализации под углом правоведения.
    Берман написал более 25 монографий и более 400 статей и ре- цензий. Наиболее значимым является его фундаментальный труд
    «Западная традиция права: эпоха формирования», в котором Бер- ман детально анализирует современную эпоху и приходит к выво- ду о том, что современное европейское право находится в глубо- чайшем кризисе, с момента своего зарождения в X в. Среди других работ Г. Дж. Бермана следует указать на труд «Природа и функции права».
    Буассонад Гюстав Эмиль (1825–1910) – французский юрист- компаративист. До 1864 г. преподавал в Сорбонне, был профессо- ром права в университете Гренобля до 1867 г.
    В 1873 г. Г.Э Буассонад получил приглашение работать в Япо- нии Министерством юстиции Японии. Принимал участие в разра- ботке кодексов Японии по уголовному и гражданскому праву.
    Буассонад оставался в Японии более 20 лет с 1873 до 1895 г. Сего- дня Г.Э Буассонада японцы чтят как одного из основателей уни- верситета Hosei.
    Варна (джати) – замкнутое сословно-профессиональное объ- единение людей, обладающее собственными правилами поведения и юрисдикцией по отношению к своим членам.

    Глоссарий
    49
    Вигмор Джон Генри (1863–1943) – один из известных амери- канских юристов-компаративистов, автор оригинальной класси- фикации правовых систем.
    Считается одним из основоположников научного направления
    «Юридическая география мира» благодаря фундаментальному трехтомному труду «Панорама правовых систем» (1928, 1936), в которой Дж. Вигмор сформулировал концепцию правовых институ- тов как основного объекта сравнительного анализа, который должен исследоваться в контексте действующих социальных, экономиче- ских, религиозных, расовых и иных факторов и обстоятельств.
    Он одним из первых предпринял попытку классификации пра- вовых систем, а также показал на карте мира границы их распро- странения. Обобщив когда-либо существовавшие и современные ему правовые системы, Дж. Вигмор сводит их к 16 основным: еги- петская, месопотамская, иудейская, китайская, индусская, грече- ская, римская, японская, мусульманская, кельтская, славянская, германская, морская, церковная, романская, англиканская.
    Дж. Вигмор был одним из основателей Американской ассоциа- ции сравнительного правоведения, осуществляющей выпуск еже- годного бюллетеня – первого издания, освещавшего вопросы сравнительного правоведения в США.
    Виноградов Павел Гаврилович (1854–1925) – крупнейший русский историк и правовед. Материал для магистерской диссер- тации «Происхождение феодальных отношений в Лангобардской
    Италии» (1880) собирал в Италии. Степень доктора получил за
    «Исследования по социальной истории Англии в средние века»
    (1887). С 1884 г. являлся профессором Московского университета по кафедре всеобщей истории.
    Обнаруженные им в британских книгохранилищах важные до- кументы по английской истории XVIII в. принесли ему европей- скую известность, которая была подкреплена публикацией на ан- глийском языке работ об английском феодализме.
    Из-за конфликта с царской бюрократией был вынужден в
    1901 г. уехать из России. В 1903 г. становится заведующим кафед-

    Гааг Л.В. Сравнительное правоведение
    50 рой сравнительного правоведения в Оксфордском университете.
    Здесь российский ученый выпускает несколько историко- правовых работ: «Очерки по истории права» (1913), «Исследова- ния по исторической юриспруденции» (1920–1924).
    Историко-сравнительный метод был удачно использован Вино- градовым при анализе процесса рецепции римского права в сред- невековой Европе.
    Сравнительные исследования, согласно воззрениям П. Виногра- дова, предназначены упорядочивать многочисленные впечатления, получаемые нами в общественной жизни. С помощью таких иссле- дований мы имеем возможность проводить различия между куль- турными типами, выделять повторяющиеся или устойчивые по- следствия общественного развития и объяснять, почему их нельзя считать схожими между собой, а надо оценивать, скажем, как ана- логичные или относящиеся к разным направлениям развития.
    Ганс Эдуард (1798–1839) – немецкий юрист и философский идеалист-гегельянец, профессор римского права (с 1825) Берлин- ского университета. Ученик Гегеля, Г. выступил против господ- ствовавшей в юриспруденции так называемой исторической шко- лы права (Г. Гуго, Савиньи).Автор концепции всеобщей сравни- тельной истории права. Резко критикуя слабые места историче- ской школы права, Э. Ганс назвал ее антикварной микрологией и противопоставил ей свою сравнительно-философско-истори- ческую программу. Подтверждением этому может служить его четырехтомное исследование «Наследственное право во всемирно- историческом развитии». В нем он рассматривал семейное и наследственное право самых различных народов, начиная от рим- ского, индусского, китайского, иудейского, мусульманского и гре- ческого права и кончая современным ему итальянским, испанским, португальским, французским, английским и североамериканским правом. Этот труд со всеми его недостатками является, пожалуй, первым очень важным вкладом в сравнительную всеобщую исто- рию права.

    Глоссарий
    51
    Гармонизация права – согласование общих подходов, кон- цепций развития национальных законодательств, а также процесс выработки общих правовых принципов и отдельных решений по актуальным правовым проблемам.
    Гаттеридж Х(Г)арольд Кук (1876–1953) – английский компа- ративист, специалист в области международного частного права.
    Юридическое образование получил в Кембриджском универси- тете. Занимался юридической практикой. В годы Первой мировой войны служил в армии. В 1919–1930 гг. – профессор хозяйствен- ного и коммерческого права Лондонского университета, в 1930–
    1941 гг. – профессор сравнительного права Кембриджского уни- верситета.
    Автор работ «Сравнительное право: введение в сравнительный метод изучения и исследования» (1946); «Кодификация междуна- родного частного права» (1951); «Введение в изучение частного права Англии» (1948) в соавторстве и др.
    Глассон Эрнест (1839–1907) – французский историк права, профессор факультета права в Париже, академик.
    По своим воззрениям принадлежал французской классической школе естественного права. Главный предмет исследований – сравнительная история французского, английского и норманнско- го права, что нашло отражение в следующих трудах автора: «Ис- тория права и политических, гражданских и судебных институтов
    Англии» (1882–1883) и «История права и институтов Франции»
    (1887–1992). Будучи в большей степени компилятивными работа- ми, они, тем не менее, оказались ценны с точки зрения подачи бо- гатого фактического материала.
    Как и многие правоведы своего времени. Э. Глассон создал свою классификацию правовых систем, положив в ее основание степень влияния римского права. В результате такой классифика- ции выделилось три группы: страны, в которых влияние римского права проявилось в большей степени (Италия, Румыния, Португа- лия, Греция, Испания); страны, право которых основано преиму-

    Гааг Л.В. Сравнительное правоведение
    52 щественно на обычаях, а рецепция римского права оказала не- большое влияние (Англия, Скандинавские страны, Россия); стра- ны, правовые системы которых в равной степени объединили в себе черты римского и германского права (Франция, Германия,
    Швейцария). Такая классификация вызывала критику со стороны других компаративистов, указывавших, что по такому критерию в рамках второй группы могут оказаться какие угодно правовые си- стемы, не испытавшие влияния римского права, но не имеющие каких-либо других общих черт, например, мусульманское и ин- дусское право.
    Гири – чаще всего переводится с японского как «долг». Это правила поведения в обществе, которым человек должен подчи- няться; нормы поведения, которым личность обязана следовать, даже вопреки своему желанию. Содержание и интенсивность ис- полнения этих обязанностей зависят от социального статуса. Есть гири ребенка по отношению к родителям, ученика – к учителю, подчиненного – к начальнику, должника – к заимодавцу и др.
    Человек не имеет права требовать от другого исполнения обя- занностей гири. Он должен ждать, когда тот добровольно станет их осуществлять. Человек, не проявляющий гири по отношению к тому, к кому они должны проявляться, рассматривается в Японии как личность, достойная презрения.
    Гири строятся на иерархической основе: подчиненный всегда проявлял гири по отношению к господину. Последний тоже осу- ществляет гири в сторону нижестоящих, но его гири носят покро- вительственный характер, хотя единая природа гири сохранялась.
    Те, кто отступают от норм гири, теряют лицо. Их престиж в глазах окружающих сильно падает, они воспринимаются в каче- стве беспардонных и даже безнравственных личностей. В свою очередь, отступники испытывают чувство стыда, «не могут смот- реть людям в глаза».
    И поскольку стыд неразрывно связан с совестью, которая по- буждает человека к самоуважению, то можно сказать, что гири

    Глоссарий
    53 стимулирует нравственное поведение. Гири очень близко соприка- саются с нормами права.
    Давид Рене (1906–1990) – французский ученый, один из круп- нейших специалистов в области сравнительного правоведения.
    Профессор Парижского университета (1945–1990). Читал лекци- онные курсы в Кембриджском (Великобритания), Колумбийском
    (США), Мюнхенском (ФРГ), Тегеранском (Иран) и других универ- ситетах.
    Основные его работы «Элементарный курс сравнительного гражданского права» (1950) и «Основные правовые системы со- временности» (1964) позволяют проследить эволюцию взглядов
    Давида на значение компаративистики в жизни общества. В пер- вой работе он рассматривал компаративистику в качестве метода исследования. Вторая работа, являющаяся комплексным анализом правовых систем мира, представляет компаративистику как от- расль научного знания.
    В основе классификации правовых семей Р. Давида лежат два критерия: идеологический (религия, философия, экономико- социальная структура) и юридическая техника.
    На основе комбинации юридико-технических и идеологических критериев Р. Давид выделил следующие три основные «семьи пра- ва»: романо-германскую (континентальную), англо-американскую
    (система общего права), социалистическую. Кроме того, он также выделял следующие самостоятельные типы религиозного и тради- ционного права: мусульманское, иудейское, каноническое, индус- ское, дальневосточное (японо-китайское), африканское.
    После смерти Р. Давила его ставший классическим труд про- должает переиздаваться во многих странах мира с исправлениями
    Камиллы Жофрэ-Спинози.
    Даосизм – направлениекитайской философии. Основополож- ником даосизма считается Лао-цзы. Его основные идеи изложены в книге «Дао дэ цзин». Все вещи рождаются и изменяются благо- даря собственному «пути» – «дао». В мире нет неизменных вещей,

    Гааг Л.В. Сравнительное правоведение
    54 и в процессе изменения все они переходят в свою противополож- ность. Человек должен следовать естественности вещей. Даосизм выступал против господства и угнетения. Видными представите- лями даосизма (4–3 вв. до н.э.) являлись Ян Чжу, Инь Вэнь, Чжу- ан-цзы и др. Соблюдение «естественных законов (дао) жизни», согласно Ян Чжу, позволяет человеку «сохранить свою природу в целостности», а по словам Инь Вэня, оно необходимо также для приобретения человеком мудрости и познания им истины. Чжуан- цзы назвал мышление «зеркалом неба и земли». В качестве пред- мета познания он выдвинул диалектику единого и многого, абсо- лютного и относительного, постоянного и изменчивого. Однако
    Чжуан-цзы стремился к абсолютизированию единого во многом, покоя в движении, к обособлению дао от вещей, что послужило идейной основой его теории «недеяния», ставшей одним из идей- ных источников формирования религии Даосизма на рубеже нашей эры.
    Ковалевский Максим Максимович (1851–1916) – историк, юрист, член I Государственной думы и Государственного совета.
    Бо́льшая часть его деятельности проходила за границей, что вме- сте с признанием его трудов, в том числе на иностранных языках, сыграло роль в получении им известности в мире.
    Он свободно говорил и писал на четырех европейских языках: английском, немецком, французском и итальянском. Ковалевский был также в совершенстве знаком с латинским языком как класси- ческого периода, так и со средневековой латынью. Прекрасно знал старонормандский язык, который был необходим ему в изучении древнеанглийских памятников. Знание языков дало ему возмож- ность читать лекции во Франции, Англии, США, Италии и Швеции.
    Значительное внимание он уделял сравнительно-историческому методу в исследовании. В общей характеристике сравнительного метода М.М. Ковалевский особо подчеркивал две его функции: как средства к построению совершенно новой науки (она называ- лась по-разному – описательной социологией, историей естествен- ного роста человеческих обществ, естественной историей челове-

    Глоссарий
    55 ческих обществ) и как один из приемов изучения истории той или иной правовой системы.
    По мнению М.М. Ковалевского, сравнение и сопоставление должны проводиться на максимально широкой основе, а исследо- ватель-компаративист «должен пользоваться в равной мере и дан- ными археологии, и выводами сравнительной этнографии и этно- логии, и историческими свидетельствами памятников литературы и письменности».
    Конфуцианство. Первым этапом становления конфуцианства была деятельность самого Конфуция. В его изложении конфуциан- ство было этико-политическим учением, в котором центральное место занимали вопросы нравственной природы человека, его этики и морали, жизни семьи, управления государством. Исходной для
    Конфуция можно считать концепцию «неба» и «небесного веления»
    (приказа, т.е. судьбы). «Небо» – это часть природы, но и высшая духовная сила, определяющая природу и человека («Жизнь и смерть определяются судьбой, богатство и знатность зависят от неба»). Че- ловек, наделенный небом определенными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом (дао) и совершенствовать их при помощи обучения. Цель совершенствова- ния – достижение уровня «благородного мужа» (цзюнь-цзы), со- блюдающего этикет, доброго и справедливого по отношению к народу, почтительного к старшим и высшим. Центральное место в учении Конфуция занимает концепция жэнь (человечности, гума- низма) – закон идеальных отношений между людьми в семье, обще- стве и государстве, в соответствии с принципом «чего не желаешь себе, того не делай другим». На базе этих этических теорий Конфу- ций развивал свои политические концепции, выступая за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья (знамени- тое изречение: «Правитель должен быть правителем, а подданный – поданным, отец – отцом, а сын – сыном»).
    После смерти Конфуция конфуцианство распалось на восемь школ, важное значение из которых имеют лишь две: идеалистиче-

    Гааг Л.В. Сравнительное правоведение
    56 ская школа Мэн-цзы и материалистическая Сюнъ-цзы. Важней- шим нововведением Мэн-цзы, ставшим основой всей его филосо- фии, был тезис о том, что природа человека изначально добра. От- сюда вытекали врожденное знание добра и способность творить его, возникновение зла в человеке в результате неследования своей природе, совершения ошибок или неспособности отгородить себя от вредного внешнего влияния; необходимость полного раскрытия исконной природы человека, в том числе путем образования.
    Сюнь-цзы внес в конфуцианство идеи других философских школ, в частности даосизма (в области онтологии) и легизма (в тео- рии управления государством). Сюнь-цзы исходил из концепции ци
    – первоматерии, или материальной силы, обладающей двумя фор- мами: инь и ян; мир существует и развивается в согласии с есте- ственными познаваемыми закономерностями. От человека как части природы зависят счастье и несчастье, богатство и нищета, здоровье и болезнь, порядок и смута. Человек же по природе зол (здесь
    Сюнь-цзы выступает с критикой Мэн-цзы), он рождается завистли- вым и злобным, с инстинктивным чувством наживы; необходимо воздействовать на него с помощью воспитания и закона (Конфуций отвергал закон), заставить соблюдать ритуал, выполнять долг, и то- гда у него появятся добродетель и культура. Совершенство же до- стигается через долгое учение, длящееся всю жизнь.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта