Главная страница
Навигация по странице:

  • В период сдачи экзаменов, как и на спортивных состязаниях, нужна выдержка и воля к победе! Не падайте духом при неудачах! Стремитесь к победе!

  • Приемы поддержания внимания

  • Техника речи

  • Учебнометодическое пособие Москва 2015 удк ббк авторы Пастухова И. П., Тарасова Н. В. Рецензенты


    Скачать 0.93 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие Москва 2015 удк ббк авторы Пастухова И. П., Тарасова Н. В. Рецензенты
    Дата07.09.2018
    Размер0.93 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаpposobie_osnovy_uchebno-issledovatelskoy_deyatelnosti_studentov..doc
    ТипУчебно-методическое пособие
    #50000
    страница9 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    2. Отрасль знания о способах и методах составления подобных описаний.

    3. Перечень книг, статей по какому–либо предмету, вопросу.

    писок литературы помещается в конце реферата. Он составляется по алфавиту и пронумеровывается.

    Сведения о книге

    даются в следующем

    порядке:

    1. Автор (фамилия,

    инициалы);

    1. Название, подзаголовок;

    2. Выходные данные (место издания, издательство и год издания).

    Пример: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000. – 415 с.

    Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указываются:

    1. Название сборника, журнала, газеты;

    2. Место издания и год издания (если сборник);

    3. Год, номер журнала или дата выхода газеты, страница.

    Пример: Семушина Л.Г. Проблемы формирования личности специалиста со средним профессиональным образованием и их реализация в государственном образовательном стандарте//Профессиональное образование и формирование личности специалиста: Научно-методический сборник. – М., 2002. – С.39 - 49.

    Пленков О.Ю. Феномен фашизма: некоторые аспекты интерпретации // Обществознание в школе. – 1999. – №1. – С.10 - 16.

    В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, а также заглавия книг и статей.

    Сокращаются только названия городов: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.). Названия остальных городов пишутся без сокращений.

    Если книга издавалась параллельно в двух городах, названия их приводятся через дефис (М. - СПб.).

    Требования к оформлению реферата

    1. Текст работы пишется разборчиво на одной стороне листа (формата А-4) с широкими полями слева, страницы пронумеровываются. При изложении материала следует четко выделять отдельные части (абзацы), главы и параграфы начинать с новой страницы, следует избегать сокращения слов.

    2. Если работа набирается на компьютере, следует придерживаться следующих правил (в дополнение вышеуказанных):

    • набор текста реферата необходимо осуществить стандартным 12 шрифтом;

    • заголовки следует набирать 14 шрифтом и выделить полужирным;

    • междустрочный интервал – полуторный;

    • разрешается интервал между абзацами;

    • отступ в абзацах 1–2 см.;

    • поле левое – 2,5 см, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.

    • нумерация страницы – снизу справа;

    • объем реферата – до 25 страниц.

    3. Наименования структурных частей работы служат их заголовками и располагаются в середине строки. Заголовки пунктов и подпунктов начинают с абзацного отступа. Заголовки не подчеркивают. Точку в конце заголовков не ставят. Если заголовок включает два предложения, их разделяют точкой. В конце второго предложения точку не ставят. Переносы слов в заголовках не допускаются.

    4. Страницы текста нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы.

    5. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, карты) располагаются в работе непосредственно после текста, где они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Каждая иллюстрация должна иметь название, которое помещается над ней. Под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст).

    Иллюстрация обозначается словом «Рис.» после поясняющих данных.

    Иллюстрации нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Если в работе одна иллюстрация, её не нумеруют и слово «Рис.» под ней не пишут.

    6. Цифровой материал оформляют в виде таблиц. Таблицы располагают в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицы нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер размещают в правом верхнем углу над её заголовком после слова «Таблица». Если в работе одна таблица, её не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.

    Заголовок таблицы помещается над таблицей посередине.

    Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки – со строчных. Диагональное деление головки таблицы не допускается. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.

    7. Титульный лист должен содержать информацию об учебном заведении, отделении, курсе обучения студента, названии учебной дисциплины, по которой выполнен реферат.
    Критерии оценки и наиболее часто допускаемые ошибки при написании реферата

    Качество рефератов оценивается, как правило, по следующим критериям:

    1. Новизна реферативного текста:

    • актуальность темы исследования;

    • новизна и самостоятельности в постановке проблемы в формулировании нового аспекта известной проблемы, в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интергативных);

    • наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений;

    • стилевое единство текста, единство жанровых черт.

    2. Степень раскрытия сути вопроса:

    • соответствие плана теме реферата;

    • соответствие содержание теме и плану реферата;

    • полнота и глубина раскрытия основных понятий темы;

    • обоснованность способов и методов работы с материалом;

    • умение работать с исследованиями, критической литературой;

    • умение систематизировать и структурировать материал;

    • умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу.

    3. Обоснованность выбора источников:

    • полнота использования работ по проблеме;

    • привлечение работ наиболее известных исследований, новейших учебно-научных изданий, современных статистических данных.

    4. Соблюдение требований к оформлению:

    • оценка грамотности и культуры изложения, владение терминологией;

    • культура оформления и соблюдение требований к объему реферата.

    При проверке и оценке рефератов следует обращать внимание на следующие типичные ошибки студентов:

    • механическое переписывание текстов без их комментирования и собственных оценок. Текст должен не переписываться, а излагаться. (Книги пишут, чтоб над ними думали);

    • отступление от темы и плана;

    • резкость перехода от одного вопроса к другому, от фрагмента к фрагменту;

    • при изложении вопросов мало внимания обращается на аргументацию, доказательства тех или иных положений;

    • некритическое восприятие прочитанной литературы, доверчивость любым суждениям и интерпретациям;

    • текст пишется чужими словами без ссылки на авторов. То, что сказано и написано другими, а не тобой – брать в кавычки;

    • абстрактность изложения: студент слабо подключает собственный жизненный опыт, профиль учебного заведения, свою специализацию;

    • собственные размышления и сомнения даже по посильным проблемам звучат робко, редко;

    • введение по существу не отличается от заключения.

    Защита реферата на экзамене
    Необходимо заранее подготовить тезисы выступления (план-конспект).

    Порядок защиты реферата:

    1. Краткое сообщение, характеризующее задачи работы, ее актуальность, полученные результаты, вывод и предложения.

    2. Ответы на вопросы.

    3. Отзыв руководителя-консультанта о ходе выполнения работы.

    На весь ответ во время защиты реферата отводится около 15-20 минут. При ответе студенту рекомендуется соблюдать следующие рекомендации:

    1. Готовясь к ответу, вспомните материал с максимальной подробностью, и это должно найти отражение в схеме Вашего ответа. Но тут же необходимо выделить главное, что наиболее важно для понимания материала в целом. Иначе Вы сможете проговорить все 1520 минут и не раскрыть существа вопроса, особенно строго следует отбирать примеры и иллюстрации.

    2. Вступление должно быть очень кратким 12 фразы (если Вы хотите подчеркнуть при этом важность и сложность данного вопроса, то не говорите, что он сложен и важен, а покажите его сложность и важность).

    3. Полезно вначале показать свою схему раскрытия вопроса, а уж потом ее детализировать.

    4. Рассказывать будет легче, если Вы представите себе, что объясняете материал очень способному и хорошо подготовленному человеку, который не знает именно этого раздела, и что при этом Вам обязательно нужно доказать важность данного раздела и заинтересовать в его освоении.

    5. Строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов.

    6. Не пытайтесь рассказать побольше за счет ускорения темпа, но и не мямлите.

    7. Не демонстрируйте излишнего волнения и не напрашивайтесь на сочувствие.

    8. Будьте особенно внимательны ко всем вопросам преподавателя, к малейшим его замечаниям. Он поможет Вам припомнить новый, дополнительный материал. Воспользуйтесь его поддержкой. И уж ни в коем случае его не перебивайте!

    9. Не бойтесь дополнительных вопросов чаще всего преподаватель использует их как один из способов помочь Вам или сэкономить время. Если Вас прервали, а при оценке ставят в вину пропуск важной части материала, не возмущайтесь, а покажите план своего ответа, где эта часть стоит несколько позже того, на чем Вы были прерваны.

    10. Прежде чем отвечать на дополнительный вопрос, необходимо сначала правильно его понять. Для этого нужно хотя бы немного подумать, иногда переспросить, уточнить: правильно ли Вы поняли поставленный вопрос. И при ответе следует соблюдать тот же принцип экономности мышления, а не высказывать без разбора все, что Вы можете сказать.

    11. Будьте доброжелательны и тактичны, даже если к ответу Вы не готовы (это вина не преподавателя, а Ваша, и пересдавать экзамен Вы будете тому же преподавателю).

    12. В период сдачи экзаменов, как и на спортивных состязаниях, нужна выдержка и воля к победе! Не падайте духом при неудачах! Стремитесь к победе!


    2.2. Работа студентов над речевой формой выступления
    Публичное выступление исследователей, публичная защита результатов научной работы – один из ключевых этапов процесса исследования, требующий повышенного внимания.

    Выступающий перед аудиторией, постоянно получает информацию о состоянии аудитории, ее настроении и отношении к нему самому и сообщаемой им информации. Он должен постоянно «считывать» эту информацию и вносить коррективы в свое выступление, если его к этому побуждает получаемая информация. Однако для того чтобы «читать» аудиторию и правильно понимать поступающие сигналы, необходимы наблюдательность и некоторый практический навык. Здесь можно дать начинающему оратору следующие советы (по И. Л. Стернину).

    О внимании к оратору говорят:

    •взгляды слушателей, направленные на оратора:

    •наклон корпуса в сторону оратора:

    •стремление слушателя сдвинуться на край стула, чтобы быть как бы ближе к оратору:

    •наклон головы вбок (обычно говорит о заинтересованности слушателя).

    О невнимании к оратору, о неудовлетворенности слушателя говорят следующие факты:

    •взгляд слушателя направлен в сторону;

    •тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и стоят на полу (такая поза часто означает имитацию внимания);

    •голова не наклонена, слушатель держит голову прямо, позвоночник выпрямлен;

    •слушатель совершает следующее движение: голова выпрямляется, плечи поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по сторонам – потеря мысли, потеря внимания; тело принимает позу, направленную в сторону выхода (слушатель «подается» к выходу);

    •ноги вытянуты вперед и перекрещены, тело откинуто назад, голова опущена вперед (чаще всего означает несогласие);

    •голова подпирается всей ладонью;

    •пощелкивание колпачком ручки, постукивание ногой, постукивание пальцами по чему-либо;

    •рисование на бумаге посторонних предметов:

    •отсутствие движения глаз, немигающий взгляд (имитация внимания);

    •рука дотрагивается до уха и опускается вниз; рука дотрагивается до губ и опускается вниз (скрываемое желание возразить, перебить) и др.

    Необходимо также иметь в виду, что существуют своеобразные периоды внимания: они равны приблизительно 10-15 мин. По истечении такого периода внимание людей падает, затем оно восстанавливается еще на такой же промежуток времени, потом снова падает, а после третьего пятнадцатиминутного периода внимание падает уже существенно. Учитывая периоды внимания, мы придем к выводу, что лучшее выступление – это такое, которое укладывается в минимальный период внимания, т.е. в 10-15 мин. Десятиминутное выступление будет наиболее предпочтительным, так как оно целиком обеспечено вниманием аудитории и даже останется некоторый избыток внимания.

    Если мы обратим внимание на длительность современных оперативных радио- и теленовостей, информационных передач ведущих информационных агентств мира, то заметим, что они укладываются, как правило, в 10 мин. Таким образом, краткость выступления – гарантия внимания аудитории.

    Приемы поддержания внимания

    Риторические вопросы к аудитории. Риторический вопрос считается самой сильной и эффективной риторической фигурой, одним из приемов диалогизации. Риторические вопросы хорошо воспринимаются на слух (как впрочем, и любые вопросы), поэтому это эффективное риторическое средство в устной речи.

    Авансирование. Под авансированием понимается нарочитое затягивание сообщения важной или интересной мысли, идеи, некоторых подробностей, которые наверняка интересуют слушателей. В этом случае оратор лишь упоминает о том или ином факте и сообщает: Об этом речь пойдет позже и др.

    Демонстрация предмета. Можно активизировать восприятие слушателей, демонстрируя предмет (или ее образ) исследования.

    Закон края. Этот закон гласит, что конец и начало запоминаются и воспринимаются лучше, чем середина. Поэтому, чтобы в середине выступления не было провала, необходимо сделать ее более разнообразной, более эмоциональной и т.д.

    Донесение главной мысли выступления. Словесная формулировка главной мысли выступления необходима как самому выступающему, так и аудитории. Всегда лучше сформулировать главную мысль в виде отдельного предложения.

    Во вступлении следует повторить тему. Основная мысль должна быть написана выступающим для себя, ее лучше держать перед собой на протяжении всего выступления.

    В небольших выступлениях не следует начинать с главной мысли, она должна прозвучать в середине и конце речи. Весьма эффективно повторение основной мысли в разной словесной форме.

    Соблюдение регламента. Существует закон прогрессирующего нетерпения слушателей, который формулируется так: чем дольше говорит выступающий, тем большее невнимание и нетерпение проявляют слушатели. Как бы ни был интересен докладчик и расположены к нему слушатели, чем дольше он говорит, тем меньше его слушают и тем больше думают о том, что он явно затянул свою речь и ему пора заканчивать.

    Техника речи

    Устная речь – зеркало эмоций выступающего: через интонации слушателям раскрывается правда его отношения к освещаемому предмет). Сила слова заключается не в силе голоса, а в интенсивности вкладываемых вами в него чувств.

    Дыхание. Правильное дыхание – основа постановки голоса. Дыхание поддерживает голос, передает творческую мысль. Стресс ослабляет человека и лишает его способности сосредоточенно мыслить и действовать. В результате речь монотонная, вялая, тихая. Стресс приводит к мышечному напряжению и сдерживанию дыхания, изменяет или даже блокирует голос. Если дыхание неспокойное, то и мысли, рождающиеся у вас в голове, будут сумбурными и неупорядоченными. И наоборот, если дыхание равномерное и спокойное, то и мысли будут целенаправленными. Сдерживаемое же дыхание лишает голоса силы, уверенности, образности. Доступ к подсознанию открывается в состоянии покоя и сосредоточенности. Несколько глубоких вздохов перед началом презентации помогут вам успокоиться и сконцентрироваться на намеченных целях. Помимо обеспечения ясности мысли, правильное дыхание дает воздуху лучше проникать к голосовым связкам, что позволяет говорить четко и ясно, а также уменьшает нервозность. Диафрагмальное дыхание увеличивает силу голоса. Отследите, чтобы во время вдоха не поднимались ватин плечи кушам.

    Артикуляция (эмоциональный и интеллектуальный баланс в речи). Хорошо артикулированная речь заставляет слушать. У неопытных ораторов часто встречается одна ошибка – многоударность.

    Многоударность затуманивает смысл фразы, лишает перспективы действия. Ударение только одно (глагол, перечисление, противопоставление). Учитесь выделять и держать внутри темы главную мысль. Тогда речь любого объема приобретает направленность, перспективу, в ней появится смысл.

    Громкость – доступная для восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва.

    Произношение слов – внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным литературным ударением.

    Темп – медленный – в значимых зонах информации, средний – в основном изложении, быстрый – во вспомогательной информации. Ритм: вашей речи равен воздействию ваших слов.

    Ускорение или замедление речи говорящим привлекает внимание публики, но изменение скорости должно быть оправдано логической структурой выступления. Значимость высказывания подчеркивается увеличением громкости, снижением громкости, замедлением речи. Если в речи нет ритма, то речь становиться бытовой.

    Интонация – дружественная, спокойная, убедительная, выразительная, без ироничных и оскорбительных оттенков.

    Пауза – подчеркивает важность сказанного, дает возможность как выступающему, так и слушателям осмыслить сказанное, выполняет функции пунктуации, имеющейся в письменной речи. Не забывайте о необходимости пауз между основными пунктами и визуальном контакте с аудиторией. Поделите свою речь па небольшие фрагменты и следите за плавностью речи. Пауза – продолжение мысли. Пауза всегда действенна: это либо поиск поступка, поиск слова, продолжение мысли, рождение новой идеи и так далее.

    Направленность речи – должна быть ориентирована в сторону основной аудитории, а не к Председателю (Ведущему) и членам комиссии, если они находятся сбоку или сзади докладчика.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта